Книга Информационные технологии в социальной сфере - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Евгеньевна Гасумова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Информационные технологии в социальной сфере
Информационные технологии в социальной сфере
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Информационные технологии в социальной сфере

Окинавская хартия глобального информационного общества содержит следующие разделы:

• Использование возможностей цифровых технологий.

• Преодоление электронно-цифрового разрыва.

• Содействие всеобщему участию.

• Дальнейшее развитие.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 и в 2005 гг. в два этапа прошла Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (в Женеве и в Тунисе). В ней приняли участие делегации из 175 стран мира, включая Россию31. Итогом саммита стали одобренные мировыми лидерами ряд документов:

Женевская Декларация принципов (http://www.un.org/ russian/ conferen/wsis/ geneva.htm), озаглавленная “Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии”, была принята в ходе женевского этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества 12 декабря 2003 г. В ней был заложен фундамент зарождающегося информационного общества. В Плане действий, также получившем поддержку женевского этапа Встречи на высшем уровне, установлены ограниченные временными рамками цели, достижение которых будет способствовать претворению в реальность концепции открытого для всех и справедливого информационного общества.

18 ноября 2005 г. в Тунисе мировыми лидерами были одобрены два главных документа: Тунисское обязательство (на русском языке – http://www.itu.int/wsis/docs2/tunis/off/7ru.doc), в котором подчеркнута значимость ИКТ в преодолении “цифрового разрыва” в мире и необходимость эффективного сотрудничества в целях построения глобального информационного общества, и Тунисская программа для информационного общества (на русском языке – http://www.itu.int/wsis/docs2/ tunis/off/6rev1-ru.doc), содержащая положения по ключевым вопросам саммита и последующим шагам, которые необходимо предпринять для ее выполнения.

В 2009 г. в рамках Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” (IFAP), направленной на развитие международного взаимодействия и сотрудничества в построении информационного общества, а также обеспечение всеобщего доступа к информации, был разработан документ Национальная информационная политика: базовая модель. Этот документ предназначен для содействия государствам – членам ЮНЕСКО в формировании рамок национальной информационной политики, разработке, расширении и обновлении всеобъемлющих, перспективных и последовательных национальных электронных стратегий32. Так, в документе сформулированы три основополагающие цели национальной информационной политики:

1) демократизация доступа – предоставить всем средства доступа к информации и ИКТ и их использования, обеспечивая реализацию прав граждан, способствуя образованию, местному развитию, искоренению бедности, равенству полов, цифровой инклюзивности, всеобщему доступу, общественной прозрачности и эффективности, а также партисипативному правлению;

2) развитие способностей – разрабатывать, поддерживать и внедрять стратегии, средства и методики развития способностей и навыков использования информации и ИКТ во всех секторах и слоях общества, на всех уровнях формального и неформального образования, способствуя распространению возможностей, которые обеспечивают различные модели управления информацией;

3) обеспечение соответствующих законодательных и нормативных рамок – создать необходимые нормы и предписания, гарантирующие право на информацию; способствовать использованию информации и ИКТ за счет деятельности соответствующих законодательных органов, создавая надлежащую стабильную правовую среду.

Концепция формирования информационного общества в России была разработана еще в 1999 г. и одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете РФ по связи и информатизации. Целью этой Концепции было определение российского пути построения информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В ней были сформулированы предпосылки, особенности и возможные пути перехода России к информационному обществу, социально-культурное обоснование выбранного пути, основные направления реализации перехода к информационному обществу и первоочередные задачи государственной политики.

На федеральном уровне в России был принят документ – Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации33. В Стратегии не только сформулированы цели развития информационного общества в России и перечислены конкретные мероприятия для реализации каждой из них, но также спрогнозированы определенные контрольные значения показателей развития информационного общества, достижения которых Россия должна добиться к 2015 г.

В результате реализации Стратегии должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

• место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе 20 ведущих стран мира; по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы – не ниже 10-го;

• уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100 %;

• наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, – не менее чем в 75 % домашних хозяйств (отметим, кстати, что по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2007 г. персональный компьютер или ноутбук имелся только в 33 % российских семей34);

• доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации – 100 %;

• доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек – не менее 50 %, в том числе библиотечных каталогов – 100 %;

• доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации – 100 % и др.

Стоит отметить, что Россия уже занимает неплохие позиции в международных рейтингах информатизации. По данным аналитической компании comScore, которые были опубликованы 14 ноября 2011 г., в сентябре 2011 г. Россия обогнала Германию по числу интернет-пользователей и впервые заняла первое место в Европе. Российская веб-аудитория увеличивается ежегодно. По оценкам Минкомсвязи РФ на начало 2012 г. количество пользователей Интернета в нашей стране составляло 70 млн. человек. По этому показателю Россия вышла не только на первое место в Европе, но и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 500 млн. человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия35.

С 2011 г. в Российской Федерации начала действовать государственная программа “Информационное общество (2011–2020 годы)”36. Ее целью заявлено получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

В апреле 2012 г. в структуре Министерства связи и массовых коммуникаций РФ был образован Департамент создания и развития Информационного общества. К основным задачам Департамента отнесено обеспечение функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и развития информационного общества, в том числе в рамках обеспечения реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, развития и управления реализацией государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”, развития цифрового содержания, использования, а также управления информационно-телекоммуникационной сетью Интернет (кроме вопросов доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством сети электросвязи, а также вопросов, затрагивающих сферы электронных средств массовой информации и дистанционного образования), информационной безопасности и защиты персональных данных, а также в части научно-технического развития отрасли и решения вопросов инновационного развития подведомственных Министерству федеральных государственных унитарных предприятий37.

В качестве примера для регионов России можно рассматривать Концепцию движения Москвы в информационное общество38. В ней отмечается, что, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества – вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.

В связи с этим Концепция движения Москвы в информационное общество предусматривает целый ряд мер, направленных на формирование предпосылок информатизации в регионе, в том числе в социальной сфере. Например, сформулированы принципы и приоритеты политики по стимулированию и организации использования ИКТ в таких областях социальной сферы, как образование, здравоохранение, культура, городское управление и хозяйство, общественная жизнь, быт и досуг, обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города, готовность москвичей к использованию ИКТ для жизни и работы, преодоление социального неравенства в “информационном городе”, домашняя компьютеризация. Среди первоочередных мероприятий выделены социально значимые направления – обеспечение общественной поддержки идеи информационного общества и разработка и реализация демонстрационно-просветительских программ и проектов. Подобный подход, несомненно, заслуживает высокой оценки.

В России созданы и действуют ряд общественных организаций, деятельность которых вносит определенный вклад в развитие информационного общества в нашей стране. Наиболее известные из них – Институт развития информационного общества (с 1998 г.) и Партнерство для развития информационного общества в России (с 2000 г.). С материалами об их деятельности можно ознакомиться в сети Интернет на сайтах: http:// www.iis.ru/ и http://www.russia-gateway.ru/. Целями этих организаций являются формирование и развитие информационного общества в нашей стране и интеграция России в глобальное информационное общество. Институт развития информационного общества выпускает научно-аналитический журнал “Информационное общество”, в котором рассматриваются самые разные проблемы становления информационного общества во всем мире и в России, а также анализируется процесс информатизации в различных сферах жизнедеятельности общества. Так, № 2 журнала за 2005 г. был посвящен теме “Информационнокоммуникационные технологии в социальной сфере”. С 2006 г. Институт развития информационного общества ведет сайт в сети Интернет “Электронный регион” по адресу http://www. eregion.ru/, посвященный вопросам электронного развития регионов России. На нем собраны основные материалы, касающиеся стратегий и программ развития информационного общества, результаты мониторинга по основным направлениям электронного развития, приведены рейтинги регионов в соответствии с международно-сопоставимыми методиками.

При Партнерстве для развития информационного общества в России” с 2002 г. учрежден Фонд развития информационного общества – некоммерческая организация, созданная в Москве юридическими лицами Российской Федерации на основании добровольных имущественных взносов. Целями деятельности Фонда являются содействие решению задач “Партнерства”, а также стимулирование инновационной деятельности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий39. Так, гранты Фонда направляются на финансирование:

• научно-исследовательской, информационно-аналитической, просветительской и практической деятельности, связанной с развитием информационного общества;

• развития российских информационных ресурсов, доступных через Интернет;

• разработки новых и совершенствование применяемых информационных технологий;

• электронного ведения бизнеса, дистанционного обучения, создания онлайновых сообществ и других значимых приложений ИКТ.

Определенный интерес представляет также объединение “Российская сеть информационного общества” (Russian Information Society Network; http://www.isn.ru/), с 1999 г. занимающееся проблемами развития экономики, политики, образования и общества в целом на базе сетевых и информационных технологий, а также исследования психологических, социальных и философских вопросов интернет-коммуникаций. Основными задачами сети являются организация обмена информацией и идеями по проблематике информационного общества, подготовка и реализация проектов, направленных на построение информационного общества в России, интеграцию страны в глобальное информационное общество.

Кроме того, с 2000 г. в России функционирует Международный экспертный совет по преодолению информационного неравенства (Digital Opportunity Task Force, DOT Force; http:// www.iis.ru/dotforce/), основной целью которого является разработка комплекса конкретных мер по решению проблемы информационного неравенства.

С 2008 г. начало действовать Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО; http://www.rario. ru/). Организаторы связывают его создание с тем, что возникло значительное количество информационных ресурсов и услуг в сети Интернет, а также электронных административных регламентов, делающих прозрачной работу государственных институтов и обеспечивающих оказание электронных услуг гражданам, однако знания граждан Российской Федерации об использовании этих благ являются крайне слабыми, а навыки их получения не сформированы. В условиях быстро развивающегося информационного общества сложилась неприемлемая ситуация, когда интересы граждан – членов этого общества – фактически не учитываются органами власти, проводящими в стране политику информатизации. Жители крупных городов, лица с высоким уровнем образования составляют основную аудиторию российского сегмента информационного общества. Социально незащищенные группы, граждане с низким уровнем доходов, лица старшего поколения, жители небольших населенных пунктов все более отдаляются от преимуществ, которые предоставляет единое информационное пространство40.

Цель деятельности Агентства позиционируется как содействие развитию информационного общества и гражданских инициатив в среде пользователей информационных услуг, распространение “лучших практик” создания элементов информационного общества, повышение информационной грамотности и формирование информационной культуры в обществе. РАРИО реализует такие проекты, как международный фестиваль “Электронное будущее!” (серия мероприятий по пропаганде идей эффективного использования сетевых информационных ресурсов и электронных услуг среди различных слоев общества, а также активизации гражданских и общественных инициатив в этой сфере); Всероссийская программа обучения компьютерной грамотности “КиберЛИКБЕЗ” (обучение лиц старшего поколения навыкам использования ИКТ силами школьников и студентов); Всероссийское детско-юношеское и молодежное движение “Тимуровцы информационного общества” (также обучение лиц старшего поколения навыкам использования ИКТ силами школьников); “Информационные ресурсы – информационному обществу” (распространение организационно-методических материалов, обучающих компакт-дисков, учебных фильмов, цифровых коллекций и материалов и др., направленных на формирование элементов информационного общества и доступа к социально значимой информации); Национальная премия за вклад в развитие информационного общества в Российской Федерации (Всероссийский конкурс на присуждение премии лучшим проектам и персоналиям в области развития информационного общества); Международный конкурс интернет-проектов “Золотая паутина” (направлен на привлечение граждан к активной жизни в информационном обществе) и др.

1.4. Понятие информатизации социальной сферы общества

Термин “информатизация” появился сравнительно недавно в связи с возникновением в обществе социальной потребности во все более широком использовании средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации41. Этот термин был впервые применен в докладе “Информатизация общества”, подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу Президента Франции Валери Жискар д’Эстена42.

В отечественной литературе одним из первых термин “информатизация” применил в 1987 г. А. И. Ракитов43, опубликовав в периодической печати статью “Информатизация общества и стратегия ускорения” (Правда. 1987. 23 янв.). В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации44.

Особенно широко термин “информатизация” стал обсуждаться в нашей стране в 1988-1990 гг. в связи с разработкой концепции информатизации общества. Определенный вклад в трактовку понятия внесли А. П. Ершов, В. С. Михалевич, Ю. Н. Каныгин, А. Д. Урсул и другие исследователи. Например, академик А. П. Ершов считал, что информатизация – это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности45.

В дальнейшем в российской науке так и не сложилось единого понимания термина “информатизация”. Ведущими учеными предложены сотни его трактовок: это процесс повышения эффективности использования информационных ресурсов при помощи информационных технологий в жизнедеятельности общества (А. Б. Антопольский); это процесс совершенствования технологий информационного производства (Г. Т. Артамонов); это распространение информационной культуры, необходимой каждому, кто прямо или косвенно имеет дело с информацией, создание необходимых предпосылок для компьютеризации (Г. Г. Воробьев); это создание условий в обществе, при которых “выгоднее” все принимаемые на различных уровнях решения базировать на максимально полной, своевременной, адекватной информации (Б.М. Герасимов); это процесс внедрения современных средств и методов обработки и передачи информации в какой-либо области (Н.Е. Каленов); это внедрение информационных технологий, обеспечивающих повышение потребления обществом информации (Б.В. Кристальный); это создание и использование механизированных и автоматизированных технологий, систем и средств передачи, сбора, хранения, обработки и отображения информации в процессах управления производственной и другими видами деятельности (В.К. Попов); это процесс удовлетворения информационных потребностей в обществе посредством современных информационных технологий, процесс формирования, распространения и использования информационных ресурсов в обществе посредством современных информационных технологий (Г. Л. Смолян) и др46. Многозначность термина “информатизация” обусловлена сложностью и многоаспектностью самого процесса информатизации, который охватывает практически всех членов общества.

В связи с проблемой поиска единого, конкретного определения термина “информатизация” в 1994 г. В. А. Копыловым под руководством академика АЕН РФ Г. Т. Артамонова был проведен анализ различных определений, представленных ведущими отечественными учеными47. Проанализировав их, исследователь пришел к любопытным заключениям, на наш взгляд, наиболее полно характеризующим рассматриваемое понятие. Оказалось, что, несмотря на внешнее различие трактовок, они укладываются в одну общую модель, состоящую из трех элементов (рис. 1.3). Причем в одних определениях присутствуют все три элемента, в других – два или один. Нет полного терминологического совпадения по каждому элементу, однако очевидна семантическая близость.

В российском законодательстве определение термина “информатизация” было сформулировано в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”. В настоящее время он утратил силу с введением в действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”.


Рис. 1.3. Модель определения термина “информатизация”


Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Данное определение продолжает широко применяться в научной литературе и позитивно оценивается большинством исследователей. Считается крайне важным, что информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение.

Чтобы сформулировать, что мы будем понимать под конкретной предметной областью сферы информатизации, необходимо раскрыть понятие “социальная сфера”.

Прежде всего отметим, что разделение жизни общества на различные сферы является основанием для функциональной структуры социологического знания48. В соответствии с таким подходом общественная жизнь имеет экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках происходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей49.

В теории информационного общества чаще всего выделяются четыре сферы общественного воспроизводства: социальная, информационная, организационная и техническая (материальная, экономическая). Сокращенные названия обозначенных сфер широко используются при анализе процесса информатизации общества: социосфера, инфосфера, оргсфера, техносфера. Эти структуры как “сферы общества” выделялись Тоффлером (только “оргсфера” у него “властная сфера”), они фактически исследуются Беллом, который, правда, объединяет социальную и экономическую сферы в одну, а также Кастельсом, но под другими названиями; высший приоритет среди обозначенных сфер имеет социальная (гуманитарная) сфера, поскольку она воспроизводит продукт/ресурс высшего приоритета – людей50.

Не только в теории информационного общества, но и в непосредственно связанных с феноменом информатизации концепциях постиндустриального общества (Д. Белл), глобального общества (И. Валлерштайн) и коммуникативного общества (Н. Луман) логика размышлений о современности строится, исходя из признания автономности развития разных сфер общества51.

Вообще категория “социальное” в социологии выражает ее предмет и предназначена для отделения социальных явлений от несоциальных52. Социальная сфера в социологической теории чаще всего понимается как “одна из основных сфер общественной жизни, основой которой выступает система социальных отношений между людьми и их объединениями”53.

Приведем две точки зрения на эту систему социальных отношений. Одна из них, наиболее распространенная, характеризует социальные отношения как отношения между группами, классами, нациями, народностями, иногда сюда включаются отношения в семье и в трудовых коллективах. Другая точка зрения рассматривает социальные отношения как отношения по обеспечению жизненными средствами; по воспроизводству природных данных человека; по приобщению к производству; по приобщению к общению54. Все они могут и должны подвергнуться глубокому социологическому анализу.

Именно вторая точка зрения отражена в определении понятия “социальная сфера”, сформулированном Г. И. Осадчей – одним из разработчиков основ методологии социологического анализа социальной сферы55. Социальная сфера – это целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Опираясь на обозначенный подход, в качестве основного выберем определение, разработанное специально для рассмотрения проблем информатизации социальной сферы профессором И. В. Соколовой, которая сегодня развивает новое направление в социологии – социологию информатизации. Социальная сфера – это пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса. “При этом важно помнить, – подчеркивает И. В. Соколова, – что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности. Это очень важный методологический момент, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека”56.