Книга Теория менеджмента - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Викторовна Угрюмова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория менеджмента
Теория менеджмента
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория менеджмента

Последнее время в процессе изучения менеджмента все больше используется моделирование как метод научного познания. Конечно, не все стороны менеджмента поддаются моделированию, однако для решения многих задач моделирование является действенным методом. Наглядной моделью представления системы менеджмента предприятий и организаций является единство управляющей (субъект) и управляемой (объект) систем. Управление любой системой может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем:

– субъекта управления (управляющей подсистемы);

– объекта управления (управляемой подсистемы) (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Система управления организации в виде контура управления


Управленческое взаимодействие может только в случае, если объект управления выполняет команды системы управления.

Для этого необходимо:

1) наличие у системы управления потребности и возможности управлять объектом управления;

2) наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления.

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Технический прогресс вооружил менеджмент высокопроизводительной техникой, в частности компьютерами. Это позволило в целях повышения его эффективности широко использовать экономико-математические методы.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что важным методом познания процессов, происходящих в обществе, в коллективе, являются методы социологических исследований, которые стали широко использоваться в настоящее время при изучении сложных вопросов, затрагивающих общество, коллективы.

Наука менеджмент имеет особенно тесную связь с практикой. Поэтому разработка проблем менеджмента основывается на изучении, систематизации и обобщении прогрессивного опыта. Именно связь с практикой придает научным разработкам по вопросам менеджмента объективность и научный характер. Но есть и другая сторона связи науки менеджмента с практикой. Это построение гипотез и проведение экспериментов в области менеджмента. Метод проверки научных разработок опытом, практикой в процессе управления себя вполне оправдал.

Несомненно, наука менеджмента должна основываться на знании экономических законов общества, закономерностей развития общественного производства, учитывать их действие в процессе управления. Однако наука менеджмент имеет и свои четко очерченные методы и закономерности, ей присущие.

Менеджмент как наука – многоаспектна. Она использует достижения смежных наук, таких как, например, право, история, религия, психология, социология и др. Управление людьми, их общественно-трудовыми отношениями, социально-экономическими процессами особенно сложно и поэтому полностью не может быть оценено только количественно. Оно, скорее, требует качественных оценок. Теория (или методологические основы менеджмента) неразрывно связана с каждым разделом науки. Она формирует концепцию науки, является основой развития всех ее разделов. Главным в организации менеджмента являются функции менеджмента и организационные структуры управления.

Менеджмент на всех ступенях иерархической системы имеет единые функции, которыми в том или ином сочетании пользуется любое подразделение управляющей системы. Каждой системе или подсистеме присуще свое соотношение функций, их рациональное расчленение и сочетание.

Наличие достоверной, полной, оперативной и т. п. информации создает объективные условия для эффективного управления. Правильное определение объемов информации и ее качества для каждой ступени управления необходимо для повышения эффективности менеджмента.

Методы менеджмента в значительной мере определяют его успех. В процессе управления различаются методы экономического и организационно-распорядительного воздействия, а также социально-психологические методы.

Большое место в процессе управления занимают психологические проблемы: отношения в коллективе, вопросы психологической совместимости его членов. Важно знать основы отношений между личностью и коллективом, между членами коллектива; видеть не только границу, разделяющую психологию труда, инженерную психологию и психологию управления, но и тесную связь между ними.

Все методы и приемы действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм для повышения эффективности и результативности менеджмента.

Решение является результатом процесса управления. Менеджмент изучает классификацию решений по срокам, направленности; процесс подготовки решений, организацию их выполнения и контроля.

Решить задачи совершенствования управления без современных информационных технологий управления невозможно. Техника управления должна стать адекватной технике производства. Она помогает человеку выбрать в процессе управления наиболее эффективный вариант. Эта техника позволяет оптимизировать управленческие решения, быстро производить отбор необходимой для данного периода информации, требующей внимания управляющей системы. Но техника только помогает решать проблемы управления. Состав и количество техники для данного уровня управления целиком зависят от содержания экономико-организационной модели, от сочетания применяемых методов менеджмента, от рациональности его организации, структуры управления, документооборота, системы решений.

Менеджмент является важнейшей сферой деятельности в обществе, определяет многие стороны его жизни. В силу этого в процессе развития общества вопросы совершенствования менеджмента всегда находятся в центре внимания. Совершенствование управления является объективной необходимостью развития.

1.3. Основные принципы и закономерности менеджмента

Действие экономических законов может использоваться посредством применения закономерностей и принципов менеджмента. Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы достичь соответствия деятельности людей требованиям объективных законов. Закономерности имеют абстрактный теоретический характер, а принципы управления имеют более конкретизированное экономическое содержание и всегда конкретную политико-организационную целеустремленность. Все принципы в своей совокупности представляют систему, между ними существует определенная связь.

Важнейшая закономерность системы менеджмента – пропорциональное соотношение ее отдельных частей. Пропорциональность эта различна в зависимости от условий, в которых действует система менеджмента, и задач, которые она призвана решать. Управление должно учитывать это обстоятельство.

Собственно, в непрерывном сопряжении отдельных частей менеджмента как системы в целях сохранения их необходимой пропорцион альности, эффективной соотносительности и состоит процесс управлен ия производством.

Другой существенной закономерностью менеджмента является эффективное сочетание централизации и децентрализации управления. Важно эту закономерность учитывать внутри предприятий и организаций, на ее основе на каждой фирме должна быть построена система четкого разделения обязанностей, прав и ответственности, служащая основой формирования комплексной системы менеджмента.

Разнообразие объективных экономических законов и закономерностей обусловливает различие в применении принципов для использования действия этих законов.

Использование принципов менеджмента позволит правильно определять направления повышения эффективности функционирования аппарата управления в целом и отдельных исполнителей.

Современной теорией и практикой выработан комплекс принципов менеджмента, действие которых многообразно и носит многоцелевой характер.

Принципы менеджмента – это основные правила деятельности людей, органов, призванных осуществлять управление экономическими и социальными процессами.

Принципы менеджмента – это конкретизация закономерностей. При управлении производством в принципах менеджмента находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению органов управления и методам осуществления функций управления, целесообразный характер взаимоотношений предприятий и организаций с государством, с другими предприятиями и организациями, общественными и политическими организациями. Принцип менеджмента должен отвечать определенным требованиям. Он должен отражать действие законов развития общества и закономерностей управления, соответствовать целям менеджмента, учитывать основные связи, свойства и отношения управления, временные и территориальные аспекты менеджмента и иметь правовое оформление.

Механизм формирования принципов управления представлен на рис. 1.3.


Рис. 1.3. Механизм формирования принципов управления


Как видно из схемы, на содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт, но и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социокультурные факторы.

Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

Как и управленческие законы, принципы менеджмента можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе – принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу, регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности или явлениями (в частности, рисками).

Рассмотрим основные принципы менеджмента, к которым относятся принцип демократического централизма, принцип планомерности, принцип морального и материального стимулирования и др.

Принцип демократического централизма формируется в связи с использованием действия целого ряда экономических законов.

Этот принцип предполагает:

– коллегиальность и единоначалие;

– участие трудящихся в управлении;

– дисциплину и законность;

– сочетание линейного и функционального управления;

– проверку выполнения работы, контроль и отчетность.

Он находит свое выражение в определении задач, функций и компетенции руководящих органов организации и низовых органов в производстве, а также в определении задач в системе производства.

Усиление централизма осуществляется при одновременном расширении демократических основ хозяйствования производства.

Необходимость централизации диктуется самим развитием производительных сил, сложными процессами специализации и кооперирования производством и управления.

Централизация управления сковывает инициативу на нижних уровнях управления, ведет к экономически необоснованным решениям и тем самым наносит ущерб развитию предприятия. Не менее вредной является также и неограниченная децентрализация.

Демократический централизм как принцип управления раскрывает возможности привлечения персонала к управлению, использования коллективного опыта, учета региональных особенностей. Централизм предполагает развитие не только местных особенностей, но и местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств развития экономики.

С идеей демократического централизма неразрывно связан вопрос единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие, подчинение коллектива одному руководителю, рассматривается как необходимое условие развития производства.

Во всех случаях беспрекословное подчинение единой воле совершенно необходимо для нормальной работы современных предприятий. Однако единоначалие в руководстве предприятиями должно опираться на привлечение трудящихся к управлению производством. Единоначалие предполагает развитие демократических основ управления.

В развитии демократических основ управления, в организации контроля деятельности аппарата, в привлечении к этому контролю трудящихся гарантия успеха. Одностороннее преувеличение единоначалия, игнорирование коллективного мнения в управлении, администрирование наносят вред системе управления производством.

Демократические основы управления производством иногда отходят на задний план и вытесняются администрированием, основанным на жесткой централизации. Важнейшие хозяйственные решения принимаются фактически единолично, многие формы коллегиальной работы парализованы, сужаются возможности для проявления творческой инициативы коллективов и руководителей. Зачастую органы хозяйственного управления превращаются в инстанции, главным в работе которых является передача сверху вниз всевозможных указаний и распоряжений. Творческое, активное руководство заменяется формально-бюрократическим.

Единоначалие должно сочетаться с коллегиальностью. Коллегиальное рассмотрение вопросов означает учет коллективного опыта работников и является гарантией правильного решения этих вопросов, недопущения субъективной односторонности.

Однако значительное расширение коллегиальности может привести к волоките и безответственности. Коллегиальность должна сопровождаться точным установлением личной ответственности каждого лица за определенное дело.

Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении является важнейшей задачей. Эффективность деятельности отдельных предприятий во многом зависят о того, насколько правильно на практике она решается. Управление предприятием осуществляется на основе единоначалия. Директор организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.

Принцип планомерности устанавливает направления темпов и пропорций развития производства. Планирование производства – одна из основных функций управления. Оно осуществляется на базе экономических законов, научного анализа современного состояния производства, прогнозов потребностей в товарах и услугах, экономических расчетов эффективности технических и организационных мероприятий.

Принцип морального и материального стимулирования. Важнейшим фактором, стимулирующим развитие и совершенствование производства, повышающим творческую активность масс, служит сознание каждого работника, что он является равноправным членом коллектива.

Экономические отношения проявляются прежде всего как интересы. Этот принцип находит выражение в осуществлении моральной и материальной заинтересованности индивидуума и коллектива в результатах их деятельности, в сочетании моральных и материальных стимулов, в повышении активности и эффективности работы индивидуума и всего коллектива.

Система экономического стимулирования представляет собой совокупность планомерно разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности коллектива.

Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

– взаимосвязь и согласование целей экономического стимулирования с целями предприятий и организаций;

– дифференциация экономического стимулирования в производстве;

– создание предпосылок для обеспечения единства коллективных и личных интересов и единства в воздействии стимулов, гарантирующих непрерывное повышение эффективности производства;

– сочетание экономического стимулирования с моральными стимулами;

– сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность предприятий и должностных лиц за ошибки и упущения в работе.

Важнейшим методом экономического стимулирования является материальное стимулирование в соответствии с количеством и качеством труда.

Количественный и качественный вклад каждого работающего устанавливается с помощью нормирования труда, тарифной системы и системы заработной платы. Их совершенствование позволяет усилить личную материальную заинтересованность в результатах труда и за счет этого повысить эффективность общественного производства. Большое значение в практике хозяйствования имеет разработка методов коллективной материальной заинтересованности в результатах совместного труда.

Все рассмотренные принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них имеет самостоятельное значение и вместе с тем фактически применяется во взаимодействии с другими принципами. Поэтому при построении процессов управления необходимо комплексно учитывать требования, вытекающие из всех указанных принципов, в их совокупности. Если процесс управления построен на этой основе, то в нем заложены необходимые предпосылки для оптимальной работы аппарата управления при практическом решении любых проблем производства и управления.

1.4. Системный подход в изучении менеджмента

Системный подход входит в состав четырнадцати научных подходов, которые рекомендуется применять при разработке управленческих решений.

Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди ее основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры и т. д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система в общем виде имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты (выход) и обратную связь (рис. 1.4).


Рис. 1.4. Схема функционирования системы


Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного состояния или перевода ее в новое состояние. Система управления это:

– механизм такого воздействия;

– совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Схема системы с механизмом управления


При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

– выход основной системы;

– воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода;

– канал обратной связи;

– блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие (рис. 1.6).


Рис. 1.6. Схема системы управления организации


Очевидно, что именно система управления организации имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придает организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает ее саморегулируемой.

Теория менеджмента рассматривает организации как системы двух основных типов: закрытую и открытую.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Такая система обычно характерна: для начального этапа развития рыночных отношений, при незначительной роли государства в их регулировании, при общем невысоком уровне развития экономики в стране.

Рост конкуренции между товаропроизводителями, активная роль государства в развитии рыночных отношений, ряд других факторов, образно говоря, приводят к “раскрытию” замкнутой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры “выхода”, т. е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие период продавать и по какой цене.

Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На “выходе” в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры “входа”, т. е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важно также исследовать параметры “процесса”, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе в зависимости от объекта исследования рассматривается производственная технология, либо технология менеджмента, а также факторы и пути ее совершенствования.

Системный подход – комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный подход строится на основных свойствам системы:

1. Целостность. Не элементы составляют целое, а, наоборот, целое порождает при своем разделении элементы системы. Первичность целого – основной постулат теории систем. Целостность систем включает в себя три основных аспекта:

• Отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого.

• Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не имеющего аналогов в свойствах его компонентов. Это означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Другими словами, целостной системе присуща неаддитивность.

• Единство форм, аспектов деятельности, организационных структур и т. п. в материальной и духовной жизни общества как целого.

2. Взаимозависимость и взаимодействие системы и внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этим воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы. Без взаимодействия с внешней средой фирма как открытая система не может функционировать. Вместе с тем, чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать фирма. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров системы к факторам внешней среды.

3. Структурность – совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. При исследовании системы структура выступает как способ описания ее организации. При исследовании и проектировании системы проводится ее декомпозиция на компоненты, устанавливаются их функции и связи. Оптимальная структура системы должна иметь минимальное количество компонентов, но вместе с тем они в полной мере должны выполнять заданные функции. Структура должна быть мобильной, т. е. легко приспосабливаемой (адаптивной) к изменяющимся требованиям и целям. Эволюция структуры системы по содержанию в пространстве и во времени отражает процесс ее развития.

4. Иерархичность. Каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы. Например, фирма является подсистемой системы более высокого уровня – корпорации, компании, треста, объединения, отрасли, региона и т. д., которая в свою очередь является подсистемой более крупного объединения, например страны в целом. Страна является подсистемой глобальной системы – мирового сообщества. Если рассматривать отдел как систему, то для него глобальной системой будет фирма, а подсистемами – группы. Технологическое оборудование, находящееся в цехе, является технической системой и одновременно компонентом более широкой для нее социально-экономической системы – цеха. Это свойство систем обязательно следует учитывать при изучении эффективности функционирования любых подразделений фирмы и фирмы в целом.