Книга Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Николаевич Герасимов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития

Выполнение управленческой функции может осуществляться двумя методами: институциональным и директивным. Как показывает практика, наиболее эффективными являются так называемые плавные меры политики регионального развития, включающие формирование и поддержку региональных институтов, межрегионального партнерства, государственно-частных ассоциаций. Именно такие формы поддержки создают условия для того, чтобы региональные группы специальных интересов оказались вовлечены в процесс принятия и исполнения решений. Однако, сегодня наблюдается чрезмерное административное давление на рыночные институты. В силу этого одним из важнейших направлений совершенствования всей институциональной инфраструктуры выступает развитие качественно нового механизма согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности [43].

Решение обозначенных проблем вполне реалистично с точки зрения усиления сбалансированности взаимодействия федеральных и региональных структур управления. Такое взаимодействие, прежде всего, будет направлено на сокращение диспропорций в развитии регионов. Среди действующих методов регулирования развития региональных социально-экономических систем одно из основных мест занимают федеральные целевые программы, однако, как показала практика их эффективность пока еще довольно низка. Во-первых, финансирование намечаемых мероприятий осуществляется в пределах 10–20 %, что разрушает программу в первый же год ее существования. Во-вторых, многочисленные отраслевые, социальные и экологические программы никак на территории не увязываются. В результате разрозненные мероприятия даже в случае их реализации не способствуют комплексному развитию хозяйства региона [25].

Дифференциация функций и полномочий между федеральными и региональными властями в области регулирования социально-экономическими процессами требует адаптации нормативно-правовой базы к современным условиям функционирования региональных социально-экономических систем. Законодательно должны быть трансформированы функции федеральных и региональных властей, а также установлены их первоочередные задачи.

Таким образом, исходя из анализа основных проблемных блоков функционирования региональных социально-экономических систем можно определить общие приоритетные направления по стратегическому развитию территорий:

1. развитие региональной инфраструктуры (организационной, институциональной, социальной, экономической, производственной и т. д.);

2. развитие локальных территориальных зон;

3. развитие приоритетных отраслей производственно-хозяйственного комплекса.

Изучение предмета настоящего исследование с позиций системного подхода позволило авторам дополнить и систематизировать принципы функционирования региональных социально-экономических систем. По отношению к региональной социально-экономической системе и ее развитию все принципы можно разделить на две группы (рисунок 4):

1. Базисные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, присущие абсолютно любым структурно-целостным пространственно-локализованным образованиям и системам.

2. Производные принципы функционирования системных территориальных образований, сложившиеся в результате эволюционного развития и учитывающие особенности развития территорий.


Рисунок 4 – Классификация принципов функционирования РСЭС


Принцип системности относится к группе диалектико-материалистических принципов и основан на методологическом подходе к анализу каких-либо процессов, который рассматривается как некоторая система, структурно состоящая из отдельных элементов, но не равная алгебраически их сумме. Свойства элемента определяются его местом в структуре. Базовым данный принцип является ввиду своей распространенности и широкого прикладного характера, однако существует довольно много производных видов системных методов, в результате чего авторами выделяется принцип поливариантности.

Принцип поливариантности исходит из определения многоплановости при изучении различных систем, обладающих теми или иных характерными особенностями. Применительно к социально-экономических региональным системам поливаринатность будет обусловлена условиями развития системы, определенными задачами, многообразием связей между социальной и экономической сферами.

Принцип комплексности также является основополагающим базовым принципом, предусматривающим всестороннее, многоаспектное рассмотрение системы, как неоднородной, взаимосвязанной и взаимодействующей совокупности компонент избирательно вовлеченных в единое целое в соответствии с определенными исходными концепциями, причем согласованное функционирование исходных компонент направлено на достижение единой глобальной цели. Комплексный подход, таким образом, представляет методологическую базу для анализа и синтеза сложных систем [35].

Отличия принципов комплексности и системности состоят в объекте (при комплексном подходе – любые явления, а при системном – только системы); механизме реализации (при комплексном – полидисциплинарный подход, в системности – монодисциплинарный) и конечном результате (при комплексности – экономический эффект, при системности – системный эффект).

На базе принципа комплексности формируются еще два производных принципа – взаимодействия и свободы выбора. Принцип взаимодействия основан на категориях, отражающих процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимный переход. Он выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.

Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в силу универсальности взаимодействие осуществляется с помощью взаимосвязи всех структурных уровней. Следовательно, реализация принципа взаимодействия обусловливает развитие объектов [81].

Принцип взаимодействия конкретизируется с помощью принципа свободы выбора, который применим к региональным системам в контексте управления, а именно в свободе выбора принимаемых решений – любое принимаемое решение в данный момент должно обеспечивать свободу выбора решений и в будущем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги