Книга Демократия и демогрязие - читать онлайн бесплатно, автор Сейед Мехди Шоджаи. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Демократия и демогрязие
Демократия и демогрязие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Демократия и демогрязие

Если бы в канун выборов вы спросили у каждого из двадцати четырех царевичей, как они оценивают свои шансы, они, опираясь на своих надежных сторонников и верных поклонников, пророчили бы себе как минимум первое место. Поэтому, естественно, по завершении выборов, увидев гору камушков перед старшим братом и сравнив ее с ничтожным количеством камушков перед ними самими, остальные братья были удивлены и раздосадованы и, как следствие, стали вести себя нелогично и неадекватно.

Обвинение в мошенничестве старшего брата, заявленное третьим братом, а также швыряние камня в сторону избранного царя четвертым братом или же разглашение благодаря усилиям второго брата некоторых личных секретов, раскрывающих слабые места старшего брата, связанных с детскими годами, а также десятки других подобных эпизодов, исходивших от других братьев, были следствием шока, вызванного в них неожиданным результатом выборов.

Это были проявления ошибок и неопытности младших братьев, однако старший брат – новоиспеченный царь также допустил несколько ошибок и оплошностей. Совершив некоторые поступки, или, наоборот, не совершив определенные действия, он мог бы сохранить с другими наследниками братские и дружеские отношения.

К примеру, ему достаточно было бы подарить своим братьям небольшую долю несметных богатств и немеряной власти, которыми он начал владеть, или по крайней мере не отнимать у них имевшиеся в руках возможности и положение. В противном случае к человеку, который заботится только о своем благе и думает только о своей наживе, трудно испытывать симпатию.

Итак, первые «палки для вставления в колеса» были подготовлены именно в это время. Когда братья поняли, что старший брат не намерен сажать их за стол и угощать яствами, они затеяли с ним вражду и вознамерились отравить ему его царствование. Старший брат подумал про себя: они, ничего еще не достигнув и не познав вкуса власти, уже ведут себя со мной подобным образом, а если они придут к власти, наверняка лишат меня даже самых незначительных возможностей. Поэтому, пока он на коне и имеет власть, он решил «пуститься вскачь» и нажить максимум богатств, не думая о том, что два года – очень маленький срок для того, чтобы нажить все сокровища и обогатиться на всю жизнь так, что если даже ему не посчастливится повторно взойти на царский трон, он и последующие его поколения жили бы в довольстве и ни в чем не нуждались.

Это именно тот момент, на который покойный царь Мамул не обратил внимание или же обратил слишком много внимания. Совершенно очевидно, что когда человеку власть дается на ограниченный и определенный срок, он старается в кратчайшее время накопить предельно большие богатства, чтобы впоследствии никогда больше ни в чем не нуждаться и не просить кого-либо о помощи.

Эта гонка царевичей за накоплением богатств, в основе которой лежало ограниченное время властвования, привела к тому, что некоторые люди про себя, а некоторые – открыто говорили: «Да упокоит Бог душу покойного царя! Он хотя бы был менее алчным по сравнению с его сыновьями и проедал людское имущество медленно и постепенно, не впадая в панический угар».

И это усиливает вероятность того, что царь не лез в воду, не зная броду, и предусмотрел все последствия презентуемой им демократии.

В любом случае это – всего лишь вероятность, не содержащая никакой точности, поскольку мы не знаем, что действительно было на сердце у царя, и какие внутренние мотивы и побуждения двигали им.

Единственное, что мы с точностью можем утверждать, опираясь на исторические документы, – это то, что старший сын царя настолько злоупотреблял властью и своим положением, что люди ни за что не хотели выбрать его повторно и навсегда вычеркнули его из списка кандидатов.

Здесь, однако, следует выделить особую, немногочисленную группу людей – тех, которые в период правления этого царевича и посредством его обогатились и, естественно, выступали на его стороне и желали повторного избрания его в качестве правителя.

В конце первого и начале второго срока царствования наследников в людях значительно меньше наблюдалось то волнение и тот трепет, которые преобладали в них в начале правления первого наследника, поскольку они испытывали противоречивые чувства: с одной стороны, они хотели избавиться от первого царя, и для этого у них было твёрдое основание; с другой – у них совсем не было никакой уверенности в других братьях и надежды на то, что положение дел при них улучшится. Но в любом случае время вторых выборов наступило, и люди должны были определиться с выбором нового правителя.

На этот раз люди отдали свои голоса второму наследнику, руководствуясь примерно теми же критериями, что и во время избрания старшего царевича. Но надо сказать, что отрыв второго брата по количеству собранных им голосов был не такой большой, как в свое время у первого брата, однако этот отрыв в любом случае был достаточно велик для того, чтобы он беспрепятственно мог взойти на царский престол и править страной.

Как показывают исторические документы, этот царевич злоупотреблял данными ему властью и положением не меньше, чем его предшественник, и к концу периода своего властвования накопил не меньше богатств.

Таким же образом пришли к власти, завладели богатствами и ушли третий, четвертый, пятый и последующие братья. Все двадцать четыре наследника Мамула, наделенные тем минимумом возможностей, которые необходимы для управления страной, прошли испытание, после которого оставили лишь горькие и неприятные воспоминания о себе.

Поскольку младший сын Мамула, то есть двадцать пятый наследник, не обладал первичными и обязательными условиями для управления страной – физическим и умственным здоровьем, лотерея по розыгрышу царского престола по логике должна была крутиться между другими двадцатью четырьмя наследниками, и таким образом один из них повторно выбирался бы людьми для правления ими и их страной. Однако люди не могли стереть из памяти горькие воспоминания о минувших двадцати четырех сроках правления братьев, несправедливость к людям с их стороны и злоупотребление своим положением. Другими словами, люди были недовольны двадцатью четырьмя братьями и в то же время не могли возлагать надежды на двадцать пятого брата, который страдал слабоумием и физическими недугами, такими как слепота, паралич руки и ноги, одиозное, омерзительное и уродливое лицо.

Поэтому все: и люди, и двадцать четыре брата – понимали и были уверены, что в конце концов выбор людей вынужденно падет на одного из двадцати четырех братьев, который станет править страной. Однако в это время некоторым из людей пришла в голову идея и шальная мысль. Идея заключалась в следующем.

Двадцать четыре брата, побывавшие на троне, обладая умственным и физическим здоровьем, смогли причинить людям зло, разграбить страну, приумножить свои богатства и нажиться за счет них. Поэтому они выберут двадцать пятого наследника, который лишен физической силы и не сможет притеснять их; который лишен также умственных способностей и не сможет ограбить их и завладеть их богатствами.

А шальная мысль, пришедшая в голову некоторым из людей, заключалась в следующем.

В любом случае в качестве нового правителя будет выбран один из двадцати четырех братьев. Тот из братьев, которому люди отдадут большинство своих голосов, только еще больше возгордится и зазнается. Если же часть людей проголосует за двадцать пятого брата, который, разумеется, выбран не будет, это будет означать, что победивший на выборах один из двадцати четырех братьев воссядет на царский трон, набрав меньшее по сравнению с прошлым периодом количество голосов, то есть с небольшим отрывом от других братьев, и это ударит по его гордыне.

И те из людей, которых осенила первая идея, и те, которые задумали применить второй хитрый политический трюк, думали, что автором этой идеи и этого политического приема являются только они сами, а другие люди, как и раньше, пойдут по прежнему пути. Поэтому и первые, и вторые, отдали свои голоса двадцать пятому наследнику.

Однако поскольку число «умных» людей, считающих других глупыми, оказалось намного больше, чем предполагалось, двадцать пятый брат на удивление всем собрал наибольшее количество голосов и с большущим отрывом от других занял первое место и приготовился взойти на царский престол. Следует отметить, что уверенность в себе и самодовольное поведение этого ущербного царевича свидетельствовали о том, что он не только не расценивал это событие как неожиданное и странное, но даже считал его абсолютно логичным, естественным и предсказуемым.

Акцент, сделанный им на том, что он еще до начала выборов рассчитывал на такой результат и поэтому подготовился к принятию на себя этой ответственности, смог в какой-то степени убавить тревоги людей и внушить им относительное доверие к новоиспеченному царю и веру в светлое будущее. Поэтому большинство людей вскоре сами поверили в то, что ожидали именно такой исход и принимали участие в выборах именно для получения такого результата.

Но больше всего в этой истории людей порадовала и увеселила коллективная гримаса, которую они скорчили остальным двадцати четырем братьям, а также – удовольствие, которое они испытывали от их раздосадованного вида.

Автор глубоко убежден в том, что история как раз с этого места и начинается, а вся та информация, которая до сих пор была предоставлена читателю, была лишь предисловием к тому, что будет описано впереди. Однако он воздерживается от того, чтобы поделиться этим своим убеждением с читателем из боязни того, что последний испытает чувство досады или тщетности.

Его аргументация, надо сказать, в какой-то мере приемлема, при условии, что остальная часть его рассказа будет изложена до конца, как он и обещал.

Автор отмечает, что до этого момента нашего рассказа большинство событий, описанных в нем, ничем особенным не отличались. Читатель мог наблюдать вокруг себя или прочитать в какой-нибудь книге похожие события и случаи, и продолжил чтение до этого места исключительно благодаря доверию к автору. С этого же момента начинается история, которая может показаться неожиданной и странной.

Однако прежде чем мы перейдем ко второй части, то есть к остальной части нашего рассказа, представляется крайне необходимым объяснить одну вещь, которую можно сформулировать в форме ответа на совершенно простой вопрос, заданный читателем. Какой вопрос? – Неужели у этих двадцати пяти царевичей – наследников покойного Мамула не было имен?

Как возможно, чтобы люди с таким высоким царским титулом не имели имен, в то время как даже беднейшие из людей и самые неизвестные личности всегда обладают элементарным достоянием – то есть именем?!

Если у них были имена, а по логике они должны были быть, почему автор ни разу не счел нужным упомянуть их и назвал читателю только имя их отца?

Ответ таков:

Да! Каждый из этих двадцати пяти царевичей обладал именем, причем хорошим. Как может царь не дать имя своему сыну, в то время как даже самые простые смертные, то есть не правители, дают имена своим лошадям, собакам и кошкам?! История не умалчивает об именах этих царевичей, и автору не представляет труда назвать их. Так чем же руководствовался автор, воздерживаясь от представления читателю имен двадцати пяти царевичей?!

И снова ответ автора:

История полна разных имен, дат, статистик, сведений и информации, знание и заучивание которых наизусть – дело напрасное и бесполезное. И средоточие на них привело бы к заполнению архива памяти ненужной информацией, и таким образом места для главных и полезных сведений осталось бы меньше.

Автор уверен, что перенесение двадцати пяти имен с исторических документов на страницы этой книги только бы выглядело, как попытка придать себе большую ученость, и никакой другой пользы читателю не принесло бы.

При всем этом есть пара нюансов, связанных с именами царевичей, о которых не сказать невозможно.

Дорогой читатель, будь свидетелем того, что в той мере, в которой автор предельно строго препятствует включению в книгу бесполезных вещей, так же ревностно следит за тем, чтобы ни одно важное и ценное сведение не было упущено.

Первый нюанс: выбор царем одного и того же имени для всех двадцати пяти сыновей!

Царь Мамул выбрал в качестве основного имени для каждого из своих сыновей имя своего отца, которого он очень любил и которого звали Демо. А для того чтобы избежать путаницы и ошибок в именах, он после каждого имени, то есть после каждого Демо, поставил то или иное определение. К примеру, старшего сына он удостоил чести быть названным именем Демо Великий, второго Демо он счел нужным назвать Демо Большой из-за его крупного телосложения, а третьего Демо царь Мамул назвал Демо Блестящий из-за того, что у него с рождения не было волос на голове, и поэтому она блестела.

Второй нюанс: так сказать, упразднение имен, данных Мамулом его наследникам!

Это – один из очень тонких нюансов, которые могут одновременно обращать на себя всеобщее внимание, и в то же время преподавать правителям при сохранении их титулов своего рода уроки назидания.

То, что люди не придавали ни малейшего значения именам, данным наследникам покойным царем, и сразу после избрания каждого из них по своему усмотрению дали ему прозвище и официально признавали только его, – факт немаловажный. А еще более удивительным кажется то, что сами царевичи и их близкое окружение тоже со временем приняли эти прозвища и использовали их во время приватных бесед и тайных переговоров.

Автор говорит в этой связи: мы, не посчитавшие нужным назвать основные и официальные имена царевичей, данные им царем, тем более считаем бесполезным перечислить их неофициальные прозвища, данные им людьми. Однако я считаю нужным упомянуть два-три примера таких прозвищ, поскольку впоследствии прямо или косвенно будем иметь с ними дело. К примеру, читатель должен знать, что первый Демо, названный царем Демо Великий, получил среди людей прозвище Демо Длинный из-за своего высокого роста. А второго Демо, то есть Демо Большого, они из-за его неприятного внешнего вида назвали Демо Противный, а прозвище Демо – Лысая Башка, по их мнению, больше подходило третьему Демо, чем имя Демо Блестящий. Однако вероятно, ни одно из этих прозвищ не было таким важным и показательным, как прозвище последнего Демо. Ввиду нестандартного и особенного внешнего вида младшего Демо, царь подарил ему имя Демо-Достаточно. Таким образом царь объявил об остановке процесса продолжения потомства. Однако люди никоим образом не сочли это прозвище подходящим для младшего Демо и предпочли называть его соответственно его физическим и умственным особенностям Демо Негодный.

Причины важности прозвища Демо Негодный для самого младшего Демо содержатся среди тех тайн, которые раскроются только после прочтения рассказа до конца.

Глава вторая. С этого места до конца истории

Впервые дни правления младшего Демо, или Демо-Достаточно, как его называла царская семья, или Демо Негодного, как его называли сами люди, последние были очень радостны и обнадежены. Впервые в жизни они вкушали сладость победы и триумфа и испытывали гордость за то, что смогли отомстить двадцати четырем братьям и поставить их на место.

Однако это ощущение радости и спокойствия не продлилось даже неделю. События, произошедшие в первую неделю правления Демо Негодного, не предвещали ничего хорошего. Мы имеем в виду события, которые всецело были связаны с решениями, принятыми Демо-Достаточно, – решениями, своими корнями уходившими в его особое и непознанное умственное состояние. Никто из тех, которые голосовали за Демо-младшего, не могли даже представить, что он признает официально только подобных себе людей и передаст им управление делами страны. Первые два-три дня люди веселились, отмечали и праздновали избрание нового правителя. На третий и четвертый день царь начал приглашать к себе всех тех, которые имели сходство с ним с точки зрения физических и умственных особенностей: слепых, карликов, умственно отсталых, душевнобольных, людей с физическими увечьями и т. д.

Люди сначала подумали, что Демо Негодный пригласил этих людей для того, чтобы решить их проблемы и проявить особую заботу о них. Однако после первого, второго, десятого и двадцатого приказа царя они осознали, что они находятся в преддверии ужасной и немыслимой трагедии. Все высшие государственные посты и армейские чины один за другим передавались людям, которые не владели элементарными знаниями и компетенцией для этого.

К примеру, дела верховного суда и ответственность за переписку царя с правителями других стран он возложил на человека, который не владел элементарной грамотой, то есть не умел писать и читать. Или же командование лучниками, которых натренировали для защиты границ царства, было поручено человеку, который страдал косоглазием, причем косил у него один глаз, а другой – совершенно не видел. А еще он как-то падал с большой высоты, в результате чего обе его ноги и одна рука тоже не функционировали.

С момента его назначения на вышеуказанную должность во время военных маневров и тренировок по стрельбе луком поощрялись как раз те, которые не попадали в цель.

Большинство людей, видя эту ситуацию, были настолько ошеломлены и озадачены, что не могли даже проявить какую-нибудь реакцию. И в это время те люди, благодаря голосам которых Демо Негодный пришел к власти, страдали от угрызений совести и считали себя соучастниками всех поступков и действий царя.

Предсказание людей в этой связи и одновременно единственная их надежда, которую иной раз некоторые произносили вслух, заключались в следующем: власть, основанная на невежестве, слепоте и неразумности, не продержится более нескольких дней, после чего развалится изнутри и будет уничтожена.

Следовательно, лучше потерпеть эти несколько дней, чем предпринимать какие-то меры и шаги, которые, не дай бог, приведут к разногласиям, спорам, войне и кровопролитию.

Сам же правитель, очевидно, представлял себе всё по-другому, поэтому он всё с большей уверенностью в себе прилагал всё большие усилия для укрепления основ своей власти. Среди людей были и такие, которых не устраивала эта манера молчать и терпеть, которой многие придерживались. Они готовы были принять от царя любые унижения и оскорбления, но предоставить свои знания и опыт в его распоряжение, чтобы их страна и ее жители пострадали меньше. Однако царь, во-первых, не считал, что нуждается в советах и использовании опыта других, во-вторых – не мог доверять здоровым и зрячим людям.

Кроме того, был еще один очень важный нюанс, препятствовавший установлению отношений царя со зрячими и полноценными людьми – высокомерие и гордыня, которые, по мнению царя, преобладали в здоровых людях.

Царь и его окружение рассуждали так:

Зрячие и здоровые люди смотрят на других, то есть слепых, надменно и заносчиво; точно так же смотрят ученые и служители науки на неграмотных людей.

Подобные люди – и ученые, и зрячие – смотрят на других так, будто они маленькие и ничтожные. Но на самом деле это не так.

Царь обычно в продолжении этой темы в качестве примеров рассказывал случаи из личного опыта. Вот один из них:

«Я видел много случаев и много примеров того, когда неграмотные и незрячие люди оказывались не мельче и не хуже, чем здоровые и зрячие. Я лично сталкивался со слепыми людьми, которые были намного крупнее и лучше, чем зрячие.

Действительность именно такова, как я почувствовал ее своими руками. Но ученые и зрячие думают иначе, в то время как отношение слепых к зрячим совсем не такое, и вообще они никак не относятся к другим людям».

Представьте, что эти речи царь вел в относительно официальных и общественных кругах. Во время же приватных бесед и заседаний по принятию решений дело обстояло совершенно по-иному. Вы, наверно, удивляетесь таким выражениям, как «приватные беседы» и «заседания по принятию решений». Возможно, вы даже спросите: если во времена царя Демо Негодного практиковались такие синклиты, почему автор до сих пор ни разу не упомянул о них? Писатель утверждает, что он очень долгое время и сам не знал о проведении в те далекие времена таких оргмероприятий и только потом случайно столкнулся со сведениями о них среди исторических документов.

Это объяснение во многом кажется приемлемым, потому что даже в современном мире со всеми его, так сказать, открытыми дверями и стеклянными стенами многие государства скрывают от людей многие вещи, и до тех пор, пока они сами не раскрывают некоторые из них по тем или иным причинам, люди понятия о них не имеют. Из ряда собранных исторических документов и свидетельств, о которых подробнее скажем позже, следует, что: на протяжении долгих лет правления других братьев последние относились к Демо Негодному враждебно и неприязненно, вернее сказать, они считали его пустым местом. Братья думали, что он бездействует, не ведет никакую деятельность, и пребывает в абсолютном молчании и изоляции. А в это время Демо Негодный с предельным спокойствием и хладнокровием вел общение с похожими на него с точки зрения физических и умственных особенностей людьми и в меру своих возможностей помогал им и проявлял о них заботу. Тем самым он расположил их к себе и заставил их почувствовать себя обязанными ему.

Документы показывают, что несмотря на то, что эта группа людей была немногочисленная, уважение и симпатия, которые они питали к Демо Негодному, были настолько велики, что они, не задумываясь, пошли бы на любые жертвы ради него, поскольку считали его своим покровителем и спасителем.

До сих пор наша история была не очень странной и запутанной.

Те, которые всю жизнь испытывали унижения и влачили жалкое существование, проснувшись в одно прекрасное утро, видят себя на таких высокопоставленных местах, о которых они даже не мечтали.

Понятно, кто возвел их до такого высокого положения. Поэтому, естественно, они, по логике, должны были возлюбить его всем сердцем, защищать его и оказывать ему поддержку до конца жизни.

Удивительно то, что окружающие, характеризуя личность Демо Негодного, использовали некоторые выражения и определения, которые они старались распространить среди людей, причем делали это так старательно и усердно, что, спустя века, некоторые историки, пересказывая события тех дней, сами использовали эти выражения и считали Демо Негодного в некотором роде легендой и спасителем. И хорошо, если бы люди остановились на этом. Еще более странным и уму не постижимым стало то, что они начали считать его основателем нового и образцового стиля управления и использовали его поступки и действия для составления кодекса власти и управления, вдохновляясь ими и подражая им.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги