Покровский собор обладает уникальной архитектурной структурой. Но при этом его композиция имеет общие черты и с другими памятниками XVI в. – церковью Вознесения Господня в Коломенском и церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Вокруг центрального шатрового столпа расположены восемь столпов-приделов, объединенных галереей на арках с лестницами. Придельные храмы собора посвящены праздникам и святым, память которых отмечается в дни, имевшие важное значение во время Казанского взятия 1552 г. Главный престол посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы, отмечавшемуся 1 октября. В этот день состоялся главный штурм Казани, во время которого неприятельская столица была взята. Вокруг главного центрального ярусного храма во имя Покрова находятся восемь столпообразных храмов-приделов, соединенных между собой переходами и обходной галереей – Святой Троицы, Николая Чудотворца, Входа Господня в Иерусалим, Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских Павла, Александра и Иоанна, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении.
По композиции к Покровскому собору наиболее близок храм Иоанна Предтечи в Дьяково, возведенный, вероятно, по случаю венчания Ивана IV на царство в 1547 г. Он также имеет центральный башнеобразный храм, вокруг которого сгруппированы восемь столпов-приделов. В свою очередь, предшественником церкви Иоанна Предтечи называют храм Вознесения Господня в Коломенском, представляющий собой высокий шатер, вытягивающийся из восьмерика, стоящего на четверике. По мнению некоторых исследователей, архитектура Покровского собора включила в себя также элементы восточной, а именно, казанской архитектуры, и, в первую очередь, главной казанской мечети – Кул-Шариф. Согласно современной реконструкции, мечеть Кул-Шариф представляет собой мощный центральный объем, окруженный высокими минаретами. Возможно, такую же композиционную схему мечеть имела и в Средние века. Если верно отождествление автора храма с мастером Постником Яковлевым, то тот, несомненно, видел Казань и ее памятники, поскольку строил собор в Свияжске.
В 1552 г. у стен собора был похоронен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный. В 1588 г. над его могилой возвели посвященный ему храм, который дал второе наименование всему собору. В 1672 г. над могилой другого юродивого, Иоанна Большого Колпака (умер в 1589 г.) построена церковь во имя Ризоположения (в 1916 г. переосвящено во имя св. Иоанна Блаженного). Шатровая колокольня собора была построена в 1670–1690 гг. В конце XVII в. собор приобрел разноцветную окраску (в XVI в. цветовая гамма храма представляла собой сочетание красного (кирпич) и белого (белый камень) цветов. После опустошительного пожара в царствование Федора Ивановича впервые были созданы фигурные главы, подобные современным.
Необычный облик позволил уподоблять Покровский собор храму царя Соломона, представлять его как символ Горнего Иерусалима. Еще в период строительства собора в него из Успенского собора Московского Кремля совершался, ставший впоследствии традиционным, чин «хождения на осляти» в Вербное воскресенье. «Шествие на осляти» символически изображало Вход Христа в Иерусалим. Во главе процессии был патриарх, сидевший на лошади, задрапированной под осла. Лошадь под уздцы вел царь, что символизировало смирение царя земного перед Небесным. «Шествие» двигалось из Кремля в Покровский собор, а москвичи, стоявшие по сторонам парадно убранной дорожки, бросали под ноги «осляти» вербу. В Покровском соборе патриарх служил службу, а затем процессия возвращалась обратно в Кремль.
В XVII веке в подклеты собора были перенесены престолы четырнадцати церквей, находившихся «на Рву», впоследствии упраздненные. В собор были перенесены иконы и целые иконостасы из упраздненных кремлевских храмов, в том числе иконостас из собора Черниговских чудотворцев, разобранного в 1770 г. Он занял место первоначального иконостаса главного престола. Иконы в соборе относятся к XV–XVIII вв.; одна из наиболее интересных с художественной точки зрения – «Вход Господень в Иерусалим» (XVI в.).
Последним настоятелем Покровского собора (с мая 1917 г.) был прославленный проповедник, церковный и общественный деятель Иоанн Иоаннович Восторгов (1864–1918). После Октябрьской революции он читал воскресные проповеди с Лобного места, осуждая социализм и большевиков. 2 июня 1918 г. отец Иоанн был арестован, а 23 августа 1918 г. расстрелян. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. он причислен в лику священномучеников.
В 1920-е гг. собор находился в руках обновленцев, а в 1929 г. был закрыт. В 1930-е гг. собор неоднократно предлагали уничтожить. Огромные усилия приложил для его сохранения реставратор и архитектор П.Д. Барановский, поплатившийся за свою активную позицию ссылкой. С 1923 г. часть храма занимал музей, а в настоящее время он является филиалом Государственного Исторического музея. 14 октября 1990 г. в престольный праздник состоялось первое за многие десятилетия богослужение в храме Василия Блаженного. Регулярные богослужения совершаются в нем по воскресным дням и на второй день Святой Пасхи.
Василия Великого, святителя, храм-часовня (Всероссийский выставочный центр, проспект Мира, Мичуринский сад).
Храм-часовня во имя святителя Василия Великого при Всероссийском выставочном центре приписана к церкви Тихвинской Иконы Божией Матери в Алексеевском.
Василия Исповедника, преподобного, у Рогожской заставы церковь (Международная улица, дом № 10, корпус 2).
Построена в Новой Деревне у Рогожской заставы на пожертвования крупного предпринимателя и благотворителя Василия Алексеевича Бахрушина в 1895–1897 гг. в древнерусском стиле (архитектор А.П. Попов). Главный престол освятили во имя апостолов Петра и Павла (покровителей Петра Алексеевича Бахрушина), приделы – мученика Александра (покровителя Александра Алексеевича Бахрушина) и преподобного Василия (покровителя Василия Александровича Бахрушина).
Над папертью возвышалась трехъярусная шатровая колокольня. Главный шестиярусный и придельные четырехъярусные иконостасы, как и вся церковная утварь, были изготовлены в древнерусском стиле. К концу 1906 г. храм украсили живописью строгановского письма с византийским орнаментом (художник Ф.А. Соколов). На западной стене был написан Символ веры в лицах по древнейшим рисункам XV–XVI веков, а в главном куполе – старинное изображение песни «Да молчит всяка плоть». Тогда же вызолотили колокола, выкрасили храм в белый цвет. В церкви находилась одна из первых икон преподобного Серафима Саровского, освященная в Сарове в 1903 г. Гордились прихожане и другой иконой нового русского святого – святителя Иоасафа Белгородского с частицей его ризы.
Храм закрыли в 1935 г., до неузнаваемости перестроили, сломали барабан с главой и колокольню. Его вернули общине верующих в 1998 г. В настоящее время в храме ведутся восстановительные и реставрационные работы.
Василия Кесарийского, святителя, в Тверской-Ямской слободе церковь (уничтожена).
В этой местности с начала XVI века селились ямщики. Видимо, тогда и была устроена первая деревянная церковь. Ее существование в XVI – начале XVII века доказывают найденные при ремонте в 1867 г. каменные надгробные плиты этого времени. Самые же ранние письменные источники о храме Василия Кесарийского относятся к 1620-м годам. В 1688 г. он уже значится каменным.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги