Книга История и философия науки: основные имена и понятия - читать онлайн бесплатно, автор Валерий Дмитриевич Губин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История и философия науки: основные имена и понятия
История и философия науки: основные имена и понятия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История и философия науки: основные имена и понятия

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП – одно из основных положений совр. космологии, констатирующее факт неслучайной роли чел-ка во Вселенной; реминисценция древних представлений о единстве чел-ка и Вселенной, о её изначальной «человечности». А.п. впервые появился в работах известного российского космолога Г.М. Идлиса, а в 1973 г. был сформулирован англ. астрофизиком Б. Картером: «То, что мы можем надеяться наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателя». Различают «сильную» и «слабую» формулировки А.п. Сильная: Вселенная должна была быть такой, чтобы в ней однажды появился человек (наблюдатель). Слабая: человек (наблюдатель) возник потому, что Вселенная такова, какова она есть. В общем смысле А.п. является космологич. интерпретацией идей гуманизма.

АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ – особая область науч. исследований отношения чел-ка и культуры, проблем генезиса чел-ка как творца и творения культуры в аспектах фило- и онтогенеза. Предметом исследований в А.к. явл-я окультуривание инстинктов чел-ка, возникновение его специфической конституции, его поведение в связи с культур-ной средой, становление норм, обычаев и запретов, процессы инкультурации, влияние культуры на половые отношения, семью, брак, любовь как культурный феномен, формирование мироощущения и мировоззрения чел-ка, мифология как явление духовной культуры и т.п. Важное место сегодня занимают вопросы экологии чел-ка и культуры. Большое значение в становлении А.к. имели труды Э.Б. Тайлора «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)», «Доисторический быт человечества и начало цивилизации», где представлено антропологич. понимание культуры и её эволюции. На основе эволюционизма культуру исследовали Дж. Фрэзер, Дж. Мак-Леннан, Г. Лебон, Ю. Липперт, а также отеч. ученые К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз (Тан) и др. Период 1860–95 гг. в развитии А.к. принято называть эволюционистским. Нек-рые исследователи полагают, что ему предшествовал период этнологический (1800–60). Следующий (после эволюционистского) этап развития А.к. именуют историческим и связывают его с деятельностью амер. ученого Ф. Боаса.

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – область науч. исследования чел-ка как социального существа, основных структур и институтов, способствующих его социализации. Осн. внимание в А.с. уделяется процессам взаимодействия чел-ка и культуры на стадии цивилизации, когда культура играет роль институтов, удовлетворяющих первичные (физиологич. и психич.) и вторичные, т.е. порождённые самой культурой, потребности людей. Значит. влияние на становление А.с. как науки оказали труды антропологов А. Радклиффа-Брауна, Б. Малиновского, а также социологов Э. Дюркгейма и Т. Парсонса.

АПОРИЯ (греч. απορια – затруднение, безвыходность, от α – отрицат. частица и πορος – выход) – трудно или вовсе неразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между опытными данными и их осмыслением, с наличием аргумента против очевидного. Наиболее известны А. др. – греч. философа Зенона Элейского. А. «Ахилл»: в противоречии с чувств. опытом быстроногий Ахилл не сможет догнать черепаху, т.к. пока он преодолеет разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти нек-рый отрезок пути, а пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного продвинется и т.д. В А. «О множественности вещей» говорится, что любая вещь состоит из множества вещей, и это противоречиво, поскольку тогда вещь должна иметь либо бесконечные размеры, если число составляющих её вещей бесконечно, либо вообще не иметь размеров, если бесконечно делимы вещи, её составляющие. А. «Стрела»: если стрела в каждый момент своего полёта занимает отрезок пространства, равный длине самой стрелы, то необходимо допустить, что в любой из моментов она покоится, а покой тождествен движению, которое, следовно, вообще невозможно. В зеноновских А. подчёркивается относит. и противореч. характер движения и его математич. описаний, необоснованность претензий на полную адекватность и спорность привычных мнений об однозначной определённости фигурирующих в них понятий.

АРИСТОТЕЛИЗМ, в узком смысле – учение последователей Аристотеля; в более широком – история распространения, усвоения, переводов и влияния соч. Аристотеля, в т.ч. в разл. ср. – век. теологич. традициях. Термин «А.» – новоевроп. происхождения, хотя греч. глагол αριστοτελιςειυ («аристотелизировать») впервые встречается у др. – греч. географа и историка Страбона применительно к возрождению А. в 1 в. до н.э. В ср. века А., нередко в сочетании с неоплатонизмом, был распространён в греч. патристике (Иоанн Дамаскин), в византийской, в арабской (Кинди, Фараби, в особенности Ибн Рушд [латинизированное – Аверроэс]) и еврейской (Маймонид) философии. С конца 12 в. А. оттесняет в Зап. Европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (Альберт Великий, Фома Аквинский, томизм, аверроизм). В 14–16 вв. А. определяет философию падуанской (ун-ты в гг. Сев. Италии – Падуе, Мантуе, Ферраре, Болонье) школы. Критика А., господствовавшего в западноевропейских ун-тах вплоть до 17–18 вв., началась в эпоху Возрождения.

АРИСТОТЕЛЬ (’Αριστοτελης) С т а г и р и т (384–322 до н.э.) – др. – греч. философ и ученыйэнциклопедист. В 367–347 учился в Академии платоновской. С 343/342 воспитатель 13-летнего Александра Македонского (вероятно, до 340). В 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Соч. А. охватывают все отрасли современного ему знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики (см. силлогизм). «Первая философия» (изв. как «Метафизика») содержит учение об осн. принципах бытия: возможности и осуществлении (см. акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. энтелехия). Идеи (формы, эйдосы) – внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивости бытия – сам себя мыслящий «нус» (греч. νους – ум, мысль, разум), неподвижный перводвигатель, запредельный космосу, существующий не во времени, а в вечности. «Знать» (έπιστήμη, είδέναι), полагал А., означает знать первые причины, или элементы вещи, «всякое науч. знание есть знание об общем», эпистеме о единичном невозможна. Ступени природы по А.: неорганический мир, растение, животное, человек, к-рого отличает от животного разум. Осн. принцип этич. учения А. – разумное (середина между крайностями) поведение, умеренность (метриопатия). Наилучшие формы государства – монархия, аристократия, «полития» (смешение олигархии и демократии), наихудшие – тирания, олигархия и охлократия (власть «толпы»). Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии – очищение духа с помощью «страха и сострадания» (катарсис). Понятийный аппарат и стиль мышления А. («история вопроса и критика предшественников» – «формулировка проблемы» – «аргументы за и против» – «решение») до сих пор используются в филос. лексике и в методологии науч. исследований. Осн. соч.: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. α – отриц. частица и δεος – Бог; букв. – безбожие) – 1)в традиц. понимании – историч. и мировоззр. разнообразные взгляды и концепции, отрицающие существование Бога, сверхъестеств. сил и существ, религию вообще. А. не следует отождествлять с пантеизмом и свободомыслием. В учениях древности А. был редким явлением (школа чарваков в Индии, творчество Лукреция в Риме). В ср. века близкими к А. можно считать антиклерикальные идеи в ряде еретических учений, концепцию двойственной истины Ибн Рушда, Оккама и др. Представителями последовательного А. выступили франц. материалисты 18 в., а также Л. Фейербах (19 в.). С позиций философии жизни христианство и религию критиковал Ницше (ср. его постулат «Бог умер»). В 20 в. эта критика была продолжена в атеистич. экзистенциализме (Хайдеггер, Сартр, Камю). С позиции психоанализа религию критиковал Фрейд. В России нек-рые идеи А. развивали революц. демократы (Белинский, Герцен, Добролюбов и др.). В СССР в результате отделения церкви от гос-ва и школы от церкви А. был гос. идеологией, составной частью коммунистич. воспитания народа. В постсоветской России к А., как и к религии, распространено индифферентное отношение; 2) в филос. постмодернизма – способ мышления, основанный на идее «смерти субъекта» и принципиальном отказе от внетекстового источника смысла как в отношении «трансцендентального означаемого» (Ж. Деррида), так и в отношении «трансцендентного субъекта» (В. Лейч).

АТОМИЗМ (от греч. ατομος – неделимый) – учение о дискретном (прерывистом) строении материального мира. В более широком смысле А. означает дискретность любого объекта познания (см., напр.: А. социальный). Возник в антич. философии; одним из его основоположников был Демокрит, хотя в древних преданиях идея об атомах приписывалась финикийцу Моху, жившему еще до Троянской войны. По Демокриту, бытие состоит из мельчайших частиц – атомов («что»), к-рые в сочетании друг с другом и с пустотой («ничто») образуют видимый мир. Возникнув как натурфилос. представление, А., с появлением физики и химии, стал естественнонауч. учением. Атом стал рассматриваться как наименьшая часть хим. элемента, носитель его свойств. Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле как наименьшем количестве вещества, вступающего в химич. реакцию. Применение А. в химии и физике позволило решить фундаментальные проблемы этих наук: объяснить механизм химич. реакций, понять природу тепловых процессов, выявить стат. характер ряда законов (напр., закона возрастания энтропии). Особенное развитие А. получил в 20 в. В 1900 г. М. Планк показал, что процессы излучения и поглощения энергии носят квантовый характер. В 1905 г. А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, любое физ. поле имеет дискретную природу. А. имеет большое значение для науки. По мнению амер. физика, ноб. лауреата Р. Фейнмана на основе атомистич. учения можно восстановить всё совр. естествознание, если бы оно вдруг исчезло по к. – л. причинам. Филос. значение А. в том, что он позволяет осознать тесную связь онтологии и эпистемологии. По мнению Э. Маха, атом – умозрительный конструкт. В механистических учениях 18–19 вв. атом – это реальный и неделимый объект. Попытки как-то совместить эти взгляды, т.е. разрешить противоречие между ними, привели на рубеже 19–20 вв. к представлению о сложном строении атома, стали одной из причин методологич. кризиса физики и обусловили формирование науки неклассич. типа.

Б

БЕРНАЛ (Bernal) Джон Десмонд (1901–1971) – англ. физик и обществ. деятель. Труды по рентгеноструктурному анализу; исследования структуры металлов, белков, гормонов, вирусов, жидкостей. Работы по истории и социологии науки. Проф. Кембриджского (с 1927), Лондонского (с 1937) ун-тов, чл. Лондонского королев. общ-ва (с 1937). Иностр. чл. АН СССР (1958). Президент Всемирного Совета Мира (1959– 65), вице-председатель Всемирной федерации науч. работников. Автор фундаментальных трудов о значении науки в жизни общ-ва – «Социальная функция науки» (The social function of science, L., 1938), один из авторов концепции научно-технической революции.

БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ – филос. категории, обозначающие неразрывно связанные между собой противоположные свойства (стороны) объективного мира. Б. характеризует материю и движение в целом, их несотворимость и неуничтожимость, количеств. неисчерпаемость, неисчислимое многообразие свойств, связей, форм бытия и тенденций развития. К. характеризует любые конкретные явления и объекты, к-рые существуют в определ. пространственно-временных границах. К. – форма проявления и существования Б., последнее, в свою очередь, складывается из множества конечных объектов и явлений. Познавая К., наука познает и Б. Глубокий филос. анализ взаимосвязи Б. и К. сделал Гегель. Он различал истинную (качественную) и «дурную» бесконечности (как непрерывное увеличение количества) и связывал Б. с развитием.

БЕССМЕРТИЕ – 1) как идея: отрицание смерти, т.е. неизбежного и необходимого конца земного существования; достижение на земле и в настоящее время вечной, независимой от времени и от природы жизни. Более распространена идея Б. души, к-рая прослеживается в Античности с 7 в. до н.э. и впервые в европ. филос. обоснованная Платоном. В философии она имела большое значение как в форме надежды, так и в форме метафизич. размышлений. В истории культуры идея Б. играла роль не менее важную, чем идея Бога; 2) как вера: миф об умирающих и воскресающих богах, известный также в Египте и на Востоке, повлиял на формирование антич. представлений о раздельности тела и души и о посмертных её странствиях, получивших распространение в христианстве. В буддизме представление о Б. связано с понятием нирваны и учением о вечном круговороте. На Востоке также развиты учения о перевоплощении (метемпсихозе) или переселении душ, допускающие как последующую, так и предыдущую жизнь. Софисты, скептики и материалисты отрицали веру в Б.; 3) в переносном смысле: не подверженность смерти, вечная жизнь в историч. или народной памяти.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – категория, в обобщённой форме отражающая способность субъекта к регулированию поведения и его вегетативных коррелятов, к-рое происходит без непосредственного участия сознания. В древности Б. рассматривалось как некое космическое (божественное) начало, его отождествляли с «неразумной частью души», с «безумием», без чего «не может быть ни один великий поэт» (Демокрит). Учение Платона о познании-припоминании, основанное на идее Б., оставалось господствующим вплоть до Нового времени. С именем Лейбница связывают т.н. «негативную» концепцию Б., где оно характеризуется как та или иная степень понижения ясности сознания (см. Лейбниц). В 19 в. ей была противопоставлена «позитивная» концепция Вундта, в к-рой Б. отводилась роль особой (латентной) деятельности мозга, оказывающей при опред. условиях глубокое влияние на поведение и сложные формы приспособления организма. Понятие «Б.» развивал Э. Гартман, видевший в Б. универсальную основу бытия. Новым этапом в изучении Б. стали работы в обл. психопатологии, где в целях терапии применялись специфич. методы воздействия на Б. (первоначально – гипноз). В 20 в. наиболее детально и систематически концепция Б. была представлена в психоаналитической традиции, претерпевшей опред. эволюцию: от выявления причин происхождения и лечения функциональных заболеваний до возведения психоанализа в степень социол. и филос. доктрины (Фрейд). Важные результаты в исследовании Б. были получены также Юнгом, развивавшим идеи личного и коллективного Б., Фроммом (понятие «социального Б.») и др. Отеч. учёные полагают, как правило, что проявления Б. должны исследоваться на основе той же логики и с использованием тех же категорий, что и при изучении любых иных форм психической деятельности (см. Неявное знание).

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – использование повествовательного изображения истории жизни отд. личности или коллектива в целях качеств. анализа эмпирич. материала, полученного методами количеств. анализа и дедуктивного построения. Б.м. в разной степени применяется в истории, в литературоведении и искусствоведении, в социологии, в психологии, в медицине, в педагогике, в истории науки и философии. В культурологии значение Б.м. подтверждено феноменологически-герменевтическим направлением исследований культуры (Дильтей, Виндельбанд, Риккерт, М. Вебер), он явл-я ценным средством историч. реконструкции конкретного и целостного облика культурных эпох.

БОГДАНОВ (псевд., наст. фам. Малиновский) Александр Александрович (1873–1928) – философ, экономист, полит. деятель, учёный-естествоиспытатель, медик. В 1899 окончил мед. ф-т Харьковского ун-та, был участником народнич. движения. Член РСДРП в 1896–1909, большевик, член ЦК с 1905. Во время 1-й мировой войны занимал интернационалистич. позицию. После Окт. революции 1917 был членом Комакадемии, читал лекции по экономике в Моск. ун-те, с 1918 – один из идеологов Пролеткульта. С 1921 целиком посвятил себя естеств. – науч. деят-ти, в 1926 стал организатором и директором первого в мире Ин-та переливания крови. Погиб Б. в результате поставленного на себе эксперимента. Эволюция филос. исканий Б. прошла 4 этапа, каждый из к-рых был отражён им в соотв. сочинении: стихийный материализм («Осн. элементы историч. взгляда на природу, 1899); увлечение энергетизмом В. Оствальда («Познание с историч. точки зрения», 1901); переход к механицизму и махизму («Эмпириомонизм. Статьи по философии, кн. 1–3, 1904–06). Последний этап был связан с отрицанием Б. философии в её традиционном понимании: общие филос. понятия есть, по Б., идолы, фетиши познания, рождённые обществ. отношениями в определ. эпоху и не имеющими смысла за её пределами («Очерки по философии марксизма», 1908). Рассматривая диалектику в качестве формы организации знания, Б. предложил свою «организационную диалектику», как более совершенную, чем марксистская. В св. капитальном труде «Всеобщая организационная наука» (т. 1–2, 1913–17) Б. обосновал идею науки об общих законах организации – тектологии. Некоторые положения этой науки предвосхитили идеи кибернетики. Автор научно-фантастич. романов «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1912), в к-рых представлены идеи «всепланетного социализма» и всеобщей организационной науки.

БОДЕН (Bodin) Жан (1530–1596) – франц. полит. мыслитель, юрист, социолог. Утверждал, что общ-во представляет собой совокупность хозяйств. союзов и прогрессивно формируется под влиянием природной среды, в к-рой существует лишь круговорот. Отрицал божеств. происхождение власти, был сторонником монархии, ограниченной законами, защищал веротерпимость; причину полит. переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В 1576 был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. Осн. соч.: «Метод легкого изучения истории» (Methodos ad facilem historiarum cognotionem, 1566); «Шесть книг о республике» (Les six livres de la République, 1577); «Разговор семерых» (Colloquium heptaplomeres», 1593).

БОЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих (1903–1991) – немецкий философ, «позитивный экзистенциалист», филос. антрополог. Д-р философии в обл. теор. физики (1925). После знакомства с трудами Хайдеггера увлекся философией, защитил докт. дисс. по философии Ф. Якоби. Почётный д-р Страсбургского ун-та (1975), профессор философии, психологии и педагогики ун-тов в Гёттингене, Майнце и др. Вслед за М. Шелером полагал, что филос. – антропологич. изучение и объяснение чел-ка необходимо, чтобы восстановить его целостный филос. образ, разрушенный совр. естеств. и гуманит. науками. По Б., филос. антропология в решении проблемы чел-ка не выработала методологич. подхода, к-рый позволил бы реализовать её притязания. Б. сформулировал 4 принципа, к-рыми, по его мнению, необходимо руководствоваться во всяком филос. – антропологич. исследовании: 1) антрополог: редукция (всю область культуры необходимо рассматривать как продукт человеч. творчества), 2) принцип органон (понимание чел-ка, исходя из созданных им объективных форм культуры), 3) антрополог. интерпретация отдельных явл-й человеч. жизни, 4) принцип открытого вопроса (отказ от всякого определения природы чел-ка). Гл. задачу собств. рефлексии экзистенциальной философии Б. видел в том, чтобы представить её целостным учением, в «преодолении», т.е. позитивном рассмотрении её осн. категорий. С этой целью Б. рассматривал ключевые позиции «философии жизни», инициировавшей, как он полагал, экзистенциализм. Стремление Б. придать позитивную направленность экзистенциальной философии явилось выражением его пафоса в отношении перспектив и нравств. сил, заложенных в экзистенции человека. Его нравств. совершенствование Б. связывал с общением, в к-ром язык является универсальным средством воспитания. Посл. годы жизни Б. занимался вопросами эпистемологии. «Человекоцентризм» философии Б. отразил тот факт, что филос. искания в 20 в. так или иначе возвращались к чел-ку. Осн. соч.: «Философия жизни Ф. Х. Якоби» (1933), «Дильтей. Введение в его философию» (1936), «Сущность настроений» (1941), «Экзистенциальная философия» (1943), «Новая защищенность. Проблема преодоления экзистенциализма» (1955), «Философия жизни» (1958), «Мера и чрезмерность человека» (1962), «Философия познания» (в 2-х т.: 1970, 1975), «Исследования по герменевтике» (в 2-х т.: 1982, 1983).

БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард (1781–1848) – чешский математик и философ. Занимал кафедру истории религии Пражского ун-та, был отстранён за вольные идеи и лишён права преподавания. В филос. взглядах Б. сочетаются диалектич. атомизм и платонизм (учение о «чистых понятиях», существующих объективно). Основное логико-филос. соч. Б. – «Наукоучение» («Wissenschaftslehre», Bd. 1–4, 1837), содержащее критич. обзор истории традиц. логич. учений, направленный против психологизма в логике. Б. ввёл ряд важных понятий математич. анализа, был предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств, оказал влияние на Э. Гуссерля. В обл. соц. этики Б. был сторонником идей равенства, прогресса и всеобщего блага как высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» – «O nejlepšim státě», 1831).

БРУНО (Bruno) Джордано (Филиппо) (1548–1600) – итал. философ и поэт, представитель пантеизма. Был обвинён в ереси и сожжён инквизицией в Риме. Натурфилософия Б. , содержащая идеи гилозоизма и направленная против схоластического (см. Схоластика) аристотелизма, включает неоплатонические (см. Неоплатонизм) понятия о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, а также представления ранней греч. философии. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрич. космологию Коперника, Б. отстаивал концепцию бесконечности Вселенной и множественности миров. Идеи Б. оказали влияние на взгляды Лейбница, Спинозы, Шеллинга и др. философов. Осн. соч.: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Б. – автор сатирич. поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», филос. сонетов.

БЫТИЕ – одна из осн. филос. категорий. Обозначает все существующее в мире как актуально, так и потенциально (см. Акт и потенция), как объективноматериальное (природное Б.), так и объективно-, а также субъективно-идеальное (ценности культуры, общественное, личностное Б.); явл-я предметом особой филос. дисциплины – онтологии.

БЭКОН (Bacon) Роджер (ок. 1214–1292) – англ. философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Проф. в Оксфорде, в 1257 отстранён от преподавания. В 1278 Б. был заточён в монастырскую тюрьму, провёл в заключении 14 лет. Придавал большое значение математике и опыту – как внешнему, чувственному, так и внутреннему, мистическому «озарению», объектом к-рого явл-я Бог. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Целью всех наук считал увеличение власти над природой. Б. предвосхитил многие позднейшие изобретения (телескоп, подъёмный кран, летательный аппарат и др.). Осн. соч.: «Большой труд» («Opus magnum»).

БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (1561–1626) – англ. философ, основоположник англ. материализма и методологии опытной науки. Лорд-канцлер при короле Якове I. Философия Б. содержит в себе натуралистич. взгляды и начала аналитич. метода, эмпиризм и теологич. воззрения, критику схоласт. философии и агностицизм скептиков. С особым одобрением Б. относился к атомистич. учению Демокрита. Цель науки по Б. – познание природы и увеличение власти над ней чел-ка. Он предложил реформу науч. знания как очищение разума от заблуждений («идолов» или «призраков») с последующим обращением к опыту и обработкой его данных методом индукции. В основу классификации знаний Б. положил способности человеч. души: память (история), воображение (поэзия), рассудок (философия). Б. глубже своих современников проник в те идейно-теор. сдвиги, к-рые уже назревали на пороге Нового времени, определив, тем самым, направление дальнейшего познания. Б. был сторонником абсолютистской монархии, воен. и полит. могущества госва. В утопической повести «Новая Атлантида» изложил проект государственной организации науки. Осн. соч.: «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1597), «О мудрости древних» (1609), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и приумножении наук» (1623).

В

ВАВИЛОВ Сергей Иванович (1891–1951) – физик, основатель отеч. научной школы физич. оптики, акад. (1932), президент АН СССР (с 1945). Первый председатель правления Всесоюзного общ-ва «Знание» (с 1947), главный редактор БСЭ (с 1949). Гос пр. СССР (1943, 1946, 1951, 1952, посмертно). Популяризатор науки. Тр. по физической оптике, гл. обр. по люминесценции, её практическому применению (под руководством В. открыто излучение Черенкова–В.), а также по философии естествознания, истории науки.