Между прочим, не случайно уже на протяжении десятилетий Ленина пытаются оторвать от Сталина и даже противопоставить одного другому. Сам же процесс официального чуть ли не обожествления Ленина в СССР и уж, во всяком случае, – нанесения на его живую мысль тщательного глянца, надо относить не к сталинской эпохе. Для Сталина и в эпоху Сталина Ленин был не иконой, а знаменем. Иначе всё повернулось во времена «верного ленинца» Хрущёва, якобы возвратившего Россию и партию к «ленинским нормам жизни и руководства» после якобы сталинского их «извращения».
Хрущёву, хрущёвцам-шкурникам и всё более густо окружающим Хрущёва агентам влияния Запада было важно принизить Сталина, заслонить его гигантскую фигуру. А сделать это можно было, лишь задвинув Сталина за единственную равновеликую ему фигуру русской истории – Ленина. Начало этому было положено в середине хрущёвских 50-х годов, и всё продолжилось в брежневские годы. В изображении официальной пропаганды Ленин стал походить на китчевые раскрашенные фигуры девы Марии в католических храмах.
Владимир Маяковский в стихотворении «Юбилейное» написал о Пушкине: «Я люблю вас, но – живого, а не мумию». Всё верно – мумию любить нельзя, а глупцы-начётчики из брежневского Политбюро ЦК КПСС типа Михаила Суслова позволяли скрытым агентам влияния Запада типа будущего ренегата «Александра Н.» Яковлева усиленно наводить на Ленина «хрестоматийный глянец» и делать из него мумию.
К слову, Яковлев уже после убийства СССР открыто признался, что это был давний план: ударить Лениным по Сталину, а потом ударить и по Ленину, и идеям Ленина. Мы это ещё увидим в своём месте.
В итоге вместо объективного исторического анализа феномена Ленина, феномена Ленина – Сталина общество к началу «катастройки» имело два схематизированных муляжа – предельно глянцевый «хрестоматийный» муляж Ленина и скупо раскрашенный муляж Сталина.
С приводом к власти Горбачёва хрущёвско-брежневский период скрытого разложения социализма сменился его открытым внутренним демонтажом, и оба муляжа густо залили грязью. По мере крепчания ельцинизма-путинизма к грязи стали всё более подливать красной – под цвет крови, дешёвой краски.
И всё ещё подливают.
Но может ли дискредитация Ленина и Сталина продолжаться бесконечно?
Думаю – нет! Задыхаясь от лжи, общество почти инстинктивно стремится глотнуть чистого, свежего воздуха. Сейчас это и происходит – в тирана Сталина и в злодея Ленина верят уже далеко не все. Причём первым началось восстановление в исторической памяти России подлинного облика Сталина, и это вполне объяснимо. Сегодня самым актуальным историческим вопросом оказался вопрос – то ли общество мы строили? Строительство социализма связано прежде всего с именем Сталина, вот на Сталина больше всего и ополчились «реформаторы»-капитализаторы. По закону исторического противодействия имя Сталина начало очищаться поэтому раньше, чем имя Ленина.
Но пора очистить от грязи и Ленина. Лишь проведя и полностью завершив этот процесс и затем вновь встав под знамя Ленина – Сталина, мы сможем преодолеть самый страшный и самый опасный кризис в своей истории и начать подлинное возрождение России.
При этом серьёзных книг о Ленине даже заинтересованный читатель не найдёт ни в библиотеках, ни на книжных прилавках. Несмотря на обилие советской литературы о Ленине, внимания достойны прежде всего воспоминания о нём… Антисоветская литература о Ленине, особенно зарубежная, тоже не бедна, но это в основном макулатура. И лично я могу рекомендовать читателю лишь увидевшие свет в 2000-е годы книги о Ленине доктора исторических наук Владлена Терентьевича Логинова. Увы, ими объективная и умная «лениниана», пожалуй и исчерпывается, если не считать небольшого эссе «Сталин и Ленин» Ричарда Ивановича Косолапова… Как видим, негусто, и моя книга, надеюсь, станет в строй борьбы за Ленина вполне боевой единицей!
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация… Те же люди, которые уже взахлёб готовы принять и оценить Сталина, искренне и справедливо считавшего себя учеником Ленина, к Ленину по сей день относятся прохладно.
Даже многие люди из, как говорится, «старшего поколения», просто-таки преклоняющиеся перед Сталиным, имя Ленина произносят, пожав плечами: мол, «фигура неоднозначная»… Я могу найти этому лишь одно объяснение: за двадцать с лишним лет два клише: «немецкое золото» и «пломбированный вагон», были особенно прочно вбиты убийцами Советского Союза в общественное восприятие Ленина.
Сталин – ГУЛАГ.
Ленин – «пломбированный» вагон.
Ну что ж, разберёмся мы и с «немецкими миллионами», и с «пломбированным вагоном»! Причём к этим двум темам придётся по ходу книги возвращаться не раз, и не два, но в итоге обе эти темы можно будет закрыть раз и навсегда.
Именно так!
Соблазнительно написать о молодом Ленине, о его дооктябрьской революционной работе в России и в эмиграции, и мы эти темы затронем – как же иначе? Ленин не знал – когда точно в России станет возможна социальная революция, но он был готов к ней в любой момент, он готовил себя к ней каждый день с самого начала своей самостоятельной жизни. Он создавал и создал сыгранный партийный «оркестр», он писал «партитуру» партийной программы, и всегда был готов сыграть «симфонию революции»…
Соблазнительно написать о Ленине не политике, а человеке. Ведь Ленин был чертовски незауряден и ярок – не как киногерой из Голливуда, а как редкостно здоровая натура, здоровая и духовно, и, между прочим, физически. Он был неутомимым ходоком, велосипедистом, лыжником, на коньках стоял как фигурист, прекрасно плавал, и в холодных швейцарских озёрах заплывал так далеко, что жена начинала беспокоиться.
Впрочем, человек в Ленине был неотделим от политика, причём – политика совершенно нового типа – гениального и успешного политика большинства… И Маркс, и Энгельс тоже были политическими гениями и личностно великими натурами, однако их сферой была, в основном, теория. Ленин же смог заняться не только теорией, но и практикой социализма. До него почти все великие практические политики прошлого, исключая, разве что, Марата, Робеспьера и ещё двух-трёх, были политиками меньшинства… Юлий Цезарь и Людовик XI, Лютер, Кромвель и Кольбер, Потёмкин, Мирабо и Карно, Наполеон, Франклин и Меттерних, Питт, Дизраэли и Линкольн, Бисмарк – все они стояли на стороне имущей Элиты, а Ленин уже в ранней молодости стал на сторону пролетариата, и всю жизнь отдал борьбе за власть Труда.
Чем больше в ходе работы над этой книгой я узнавал Ленина – казалось бы и до этого знакомого мне неплохо, тем лучше понимал, что он ещё значительнее, чем это представлялось. Однако его величие оказалось несколько иным, чем представлялось ранее – более человечным, более уникальным, более романтичным, более трагическим, но и более счастливым.
Да – счастливым!
В истории мира мало найдётся фигур, о которых можно сказать – как о Ленине: он был очень счастливым человеком и сам это знал!
Никого и никогда Ленин не оставлял равнодушным к себе, это видно даже из того, как писали о нём враги и недруги. Восхищение самобытностью и цельностью Ленина невольно просвечивало даже сквозь самую отчаянную ругань о нём. Что уж говорить о соратниках и друзьях! И только из одних оценок Ленина, накопившихся с 1917 года, можно составить отдельную интересную книгу.
Однако я буду в описании Ленина-человека чаще всего вынужденно краток, потому что сегодня нужна не просто биографическая книга о Ленине, но капитальное исследование о нём – на фоне его биографии, конечно…
Ёмкая, но небольшая книга, осмысляющая Ленина и очищающая Ленина, тоже необходима – особенно для молодых. Пока что интерес молодёжи к нему не так велик, как, скажем, интерес к Сталину, к соратнику Сталина Берии… Но Ленин до конца своей политической жизни, закончившейся весной 1923 года, был натурой молодой, порывистой, и умная молодёжь это рано или поздно оценит.
Между прочим, Ленин был и на редкость жизнерадостным, неунывающим человеком, весёлым, умеющим заразительно не то что смеяться, а до слёз хохотать.
Он был очень разным, но никогда и ни в чём не был тривиальным и мелким – ни в общественном, ни в повседневном житейском своём обличье. Кроме всего прочего, он был философом в точном, изначальном смысле этого слова: он был мастером и любителем познающей мысли. Между прочим, в том числе и поэтому Владимир Ильич, как философ, не мог быть властолюбцем.
И не был им.
Бывший товарищ Ленина по революционной работе, ставший позднее ренегатом, Николай Вольский (Валентинов), претендующий на звание философа, пренебрежительно отозвался о единственном «чисто» философском труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». А ведь это говорит лишь об ограниченности Валентинова…
Сегодня научные познания о материальном мире качественно глубже, чем то было во времена Ленина. Однако даже сегодня актуальны вопросы: «Что есть мир? Познаваем ли он? И как человек познаёт мир?»… Ленин отвечал на них просто и внятно: «Мир есть объективная реальность. Он познаваем, однако сам процесс познания бесконечен, как бесконечен мир – „электрон неисчерпаем так же, как и атом, природа бесконечна…“. А познаёт человек мир, исследуя его». По сути, философские идеи Ленина полностью не освоены по сей день.
Всё тот же Валентинов предпослал своей книге о Ленине «Недорисованный портрет» эпиграф из стихотворения о Ленине советского поэта Н. Полетаева:
Века уж дорисуют, видно,Недорисованный портрет.Что ж, пора портрет и дорисовать. Однако я старался дать не только портрет, а широкое историческое полотно, ибо объём книги, повествующей более-менее полно о жизни и исторической деятельности Ленина, не может не быть огромным! Так что эта книга – дорисованный портрет гения-гуманиста в интерьере эпохи…
Хотя, предупреждаю сразу, это – весьма своеобычный портрет.
Как надо давать крупную фигуру, тем более – политика, тем более – социального реформатора? Вне сомнений – через достоверные документы, раскрывающие его деятельность, и через конкретные общественные результаты его деятельности. Житейские привычки, склонности, воспоминания друзей и недругов – всё это, в конечном счёте, не так уж и существенно. Точнее – не первостепенно, не основополагающе…
Важно то, что человек делал и сделал, как влиял и повлиял на то общество, проблемами которого он был занят.
Ниже приведены слова, которые при всём желании даже самый подлый антикоммунист не сможет назвать коммунистической пропагандой:
«По плодам их узнбете вы их… Так, всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые».
Это – Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 16–18. И это же – вполне точная формулировка единственно верного и вполне достаточного критерия для оценки деятельности любого общественного деятеля, любого политика в любой исторический период!
Какие «плоды» принесла деятельность Горбачева?
Ельцина?
Какие «плоды» приносит деятельность Медведева, Чубайса, Путина?
А?
Владимир Маяковский написал о себе: «Я – поэт, этим и интересен…»
Это сказал поэт, то есть такой член человеческого сообщества, чья общественная работа тесно и неизбежно сплетена с его личной жизнью. И для духовно развитого и здорового человека действительно должно быть интересно прежде всего то, что написал поэт, а не то, были ли у него любовницы и любил ли он сырую, или кипячёную воду…
Такой подход верен даже для портрета поэта, и уж, тем более, именно такой подход верен для описания политика! Политик интересен не тем, любил ли он цветы или детей, а тем, что он сделал – работал ли он для того, чтобы в мире цвели цветы и были счастливы дети, или его действия были направлены на противоположное…
Скажем, Уинстон Черчилль обладал шармом, был интересным художником – отнюдь не дилетантом, однако нам должно быть важно и интересно в нём прежде всего то, что он был жестоким, бесчеловечным колонизатором, стал одним из второстепенных творцов Первой мировой, одним из первостепенных творцов Второй мировой войны, затем много поработал для начала третьей мировой войны – уже «холодной», а в итоге стал одним из тех, кто своими действиями, сам того не желая, обрушил мощь Британии.
Вот общественные «плоды» политика Черчилля.
И вот что важно для нас в Черчилле.
А что важно для нас в Ленине?
Каковы его общественные «плоды»?
Владимир Ильич Ленин родился 22 апреля 1870 года и умер 21 января 1924 года, то есть не прожил и пятидесяти четырёх лет. Свою жизнь как человек, пришедший в политику – не официальную, а нелегальную, революционную, он начал в двадцать три года, арестовывался, более года сидел в Петербургском доме предварительного заключения, с февраля 1897 года по январь 1900 года отбывал ссылку в сибирском селе Шушенском…
Затем – первая эмиграция, первая общерусская политическая газета «Искра», первая – неудачная, революция 1905 года, подпольные скитания между Петербургом и Москвой, недолгая жизнь в Финляндии…
Затем – вторая эмиграция, уже до февраля 1917 года…
Профессиональный революционер Ульянов, список партийных и литературных псевдонимов которого («Базиль», «В. Ильин», «Вильям Фрей», «Ильич», «Карпов», «Карич», «Дядя», «Тулин», «Не-депутат», «Мирянин», «Старик», «Статистик», «Якоб Рихтер», «Petroff» и так далее) «зашкаливает» за сотню, успел сделать за дореволюционные годы немало. Была создана партия, написан ряд серьёзных политико-экономических исследований, получена известность в социал-демократических и социалистических кругах Европы… Однако если бы Ленин умер, скажем, в январе 1917 года, то сколько-нибудь значительного места не то что в мировой, но даже в русской истории для него не нашлось бы.
Роль Ленина в период с Февраля по Октябрь 1917 года уже намного общественно значимее, она уже крупна и публична. Если бы Ленин умер в сентябре 1917 года, то по крайней мере среди историков его имя не затерялось бы, даже если бы Россия не стала советской.
Но тот Ленин, которого весь мир узнал и знает как ЛЕНИНА – это Октябрь 1917 года и шесть последующих советских лет. Всё это время Ленин стоял во главе созданной им России.
То есть, для верного исторического портрета Ленина важен прежде всего период с начала второй – февральско-мартовской, русской революции и до последних дней активной политической жизни Ленина, то есть – до весны 1923 года. И на этом периоде мы, конечно, остановимся подробно, захватив и очень важные последние два-три года перед февралём 17-го… В целом же портрет Ленина – это, как уже сказано, портрет Спасителя единой и неделимой России от козней её внешних врагов, а затем – Творца новой России. Вот чем Ленин интересен нам, вот каковы его общественные «плоды»!
Этим он может и должен быть полезен и для нашего будущего.
А для того, чтобы показать Ленина правдиво, вовсе не требуется копаться в закрытых архивах. В нашем распоряжении есть огромный массив источников, который, как ни странно, толковым образом до сих пор не использовался, несмотря на его широкую распространённость. Это – 5-е издание Полного собрания сочинений В. И. Ленина в 55 томах.
Только письма с 1893 по 1923 годы, записки и телеграммы послереволюционных лет занимают десяток томов, и уже это – ценнейшая точная информация о Ленине. Вот почему в книге активно используются ленинские письма при обширном их цитировании. Зачем играть в испорченные телефоны? Лучше предоставить Ленину возможность прямого разговора с читателем, прямого рассказа о себе…
А взять ленинские работы – начиная с капитального труда «Развитие капитализма в России» и заканчивая короткими, в страничку, статьями на злобу дня! Многие из этих работ написаны как будто сегодня, а многие – и как будто завтра…
Одна «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», относящаяся к ранней, дореволюционной, осени 1917 года чего стоит! Конечно же, мы познакомимся и с ней.
И – не только с ней.
Пожалуй, впервые в литературе о Ленине так широко будет предоставлено слово самому герою книги!
Один из московских журналистов, узнав о том, что я пишу книгу о Ленине и намерен широко его цитировать, предостерёг от увлечения этим, поскольку-де, стиль ленинских работ скучноват. Уверен, что, прочтя эту книгу, он спросит: «А где вы нашли такого Ленина?»
Ответ прост: «В Полном собрании его сочинений».
Почему-то наименее часто используются наиболее доступные и наиболее достоверные сведения, а ведь сведения, отыскивающиеся в томах ленинских трудов, не только доступны, они ещё и полностью достоверны! Они дают богатейшие возможности для объективного анализа как человеческой и исторической сути Ленина, так и сути той эпохи, главным нервом которой он стал.
С одной из ленинских работ – с его знаменитых «Апрельских тезисов», мы и начнём… С этих тезисов, введённых Лениным в общественный оборот сразу после его возвращения в Россию весной 1917 года, начинается Ленин как общенациональная фигура, известная не узким общественным кругам, а всему обществу.
С этих же тезисов начинается и широкая общенациональная борьба Ленина за новую Россию, чья история неотделима от истории ленинской жизни, с которой предстоит познакомиться читателю.
Глава 1. Апрельские тезисы
Уже из названия этой главы ясно, что события, о которых пойдёт речь, относятся к апрелю, конкретно – к апрелю 1917 года. Но для того, чтобы лучше понимать ситуацию, которая возникла в России к весне 1917 года, надо хотя бы кратко окинуть взглядом период с момента образования партии большевиков до февраля (марта) 1917 года.
Напомню, что двойные даты объясняются тем, что в дореволюционной России был принят юлианский календарь, разработанный Юлием Цезарем, в то время как Европа давно перешла на григорианский календарь папы Григория XIII, «убежавший» к ХХ веку по сравнению с юлианским на 13 дней вперёд.
Сегодня мы тоже живём по григорианскому календарю – как весь мир. И это – один из результатов прихода в жизнь России партии Ленина.
Итак, немного – об истории партии…
Российские марксисты – социал-демократы создали реально работающую партию на II съезде в 1903 году. Первый съезд 1898 года в Минске, провозгласивший создание Российской социал-демократической рабочей партии – РСДРП, собрал всего 9 делегатов. На открывшемся же 17(30) июля 1903 года в Брюсселе, а затем переехавшем в Лондон II съезде РСДРП уже 43 делегата представляли 26 региональных организаций.
II съезду предшествовала большая работа Ленина и других тогдашних лидеров социал-демократов по организации выпуска нелегальной газеты, которая позволила объединить разрозненные силы, и такой газетой стала нелегальная «Искра».
На первых порах РСДРП была единой партией, но поскольку на II съезде наметился раскол, а ленинская линия по ряду вопросов получила поддержку большинства, сторонников Ленина стали с тех пор называть большевиками, а оппонентов Ленина в РСДРП – меньшевиками. И хотя потом Ленин и его соратники нередко оказывались в меньшинстве, название оказалось «знаковым» – убедительным и точным.
В конце концов большинство шло за Лениным.
Зимой 1905 года началась первая русская революция… В апреле 1905 года в Лондоне собрался III съезд РСДРП, а 17 октября 1905 года царь вынужден был издать манифест о «свободах»…
В декабре 1905 года в Москве вспыхнуло рабочее восстание, жестоко подавленное. Террор и уступки царя несколько снизили накал страстей: если в 1905 году в стачках приняло участие 2 миллиона 863 тысячи человек (для тогдашней России – цифра огромная), то в 1906 году – 1 миллион 108 тысяч, а в 1907 году – и вовсе 740 тысяч[9].
В апреле 1906 года в Стокгольме собрался IV съезд РСДРП – так называемый Объединительный. 111 делегатов представляли 57 региональных организаций, но большинство имели меньшевики. В Центральный Комитет, избранный съездом, вошли 3 большевика и 6 меньшевиков, а в редакцию центрального партийного печатного органа – газеты «Искра», только меньшевики (Мартов-Цедербаум, Мартынов-Пикер, Маслов, Дан и Потресов).
Боевитость, напор партии сразу пошли на убыль, и в этих условиях Ленин настаивал на проведении нового партийного съезда, а меньшевики во главе с Плехановым и Мартовым выступали против. Однако в мае 1907 года в Лондоне собрался V съезд РСДРП и длился почти две недели.
На V съезде чётко проявилось противостояние Ленина с одной стороны и Плеханова с Мартовым и Даном с другой стороны. Троцкий выдавал себя за «внефракционного» «центриста», но фактически поддерживал меньшевиков и бундовцев (членов отдельного еврейского Бунда).
Делегаты съезда представляли 150 (!) тысяч членов партии – вроде бы, немалая сила. Однако тогда это была весьма разношёрстная партия, вскоре начался спад революционного движения, наступила реакция… Нестойкие впадали в уныние и отходили от революции. И Ленин с большевиками полностью разошлись с меньшевиками.
Об этом ещё будет сказано в своё время.
В 1912 году Троцкий создал так называемый «Августовский» блок – антибольшевистский, то есть антиленинский. Ещё раньше, в январе 1912 года большевики провели в Праге VI Всероссийскую партийную конференцию – практически отдельный съезд большевиков. На Пражской конференции был образован особый центр для оперативного руководства партийной работой в России – Русское бюро ЦК во главе со Сталиным, который был избран заочно, поскольку отбывал ссылку в Вологде.
В России начиналось общественное оживление – в восторг от царя приходило всё меньшее число его подданных, и чтобы быть поближе к России, Ленин в июне 1912 года переехал из Парижа в австрийский тогда Краков. Ещё раньше по инициативе Ленина и Сталина с 22 апреля (5 мая) 1912 года, в Петербурге стала выходить легальная ежедневная рабочая газета «Правда», первый номер которой открывала передовая «Наши цели», написанная Сталиным.
Вскоре Сталин был в очередной раз арестован и в июле 1912 года выслан в Нарымский край под гласный надзор полиции на три года. Но уже в сентябре Сталин бежит из ссылки, а в ноябре приезжает к Ленину в Краков в первый раз (вернувшись нелегально в Петербург, Сталин вновь побывал потом у Ленина в конце 1912 года).
В конце февраля 1913 года Сталина арестовывают в последний раз и в июле высылают в Туруханск, откуда убежать было уже невозможно. А в Европе дело шло к войне, которая 1 августа 1914 года и началась.
Ленин тогда переехал из Кракова в деревню Поронин – там было спокойнее и здоровее для заболевшей базедовой болезнью Крупской. В Поронине австрийские власти по ложному доносу арестовывают Ленина – как «русского шпиона». В результате он оказался в галицийской тюрьме в Новом Тарге, но быстро выяснилось, что Ленин и русский царизм – понятия несовместные, и Ленина освободили. Однако, пока австрияки и немцы не поняли, что он является врагом не только царизма, но и вообще всей имущей элитарной сволочи – как коронованной, так и некоронованной, Ленин и Крупская уехали от греха подальше в Швейцарскую республику.
На другой же день после приезда из Поронина в Берн Ленин выступил на собрании бернской группы большевиков с докладом об отношении к войне. Запись этого доклада получила позднее известность как «Тезисы о войне», и вот как смотрел Ленин на положение дел уже в сентябре 1914 года:
«Европейская и всемирная война имеет ярко определённый характер буржуазной, империалистической, династической войны. Борьба за рынки и грабёж чужих стран, …стремление одурачить, разъединить и перебить пролетариев, натравив наёмных рабов одной нации против наёмных рабов другой на пользу буржуазии – таково единственное реальное содержание и значение войны…
Обе воюющие группы наций ничуть не уступают друг другу в жестокостях и варварстве войны.
…Задачей социал-демократии России является в особенности, и в первую голову, беспощадная и безусловная борьба с великорусским и царско-монархическим шовинизмом… С точки зрения рабочего класса и трудящихся масс всех народов России наименьшим злом было бы поражение царской монархии и её войск (заметим – монархии, а не России, – С.К.)…
Лозунгами социал-демократии в настоящее время должны быть:
…всесторонняя, распространяющаяся и на войско, и на театр военных действий, пропаганда социалистической революции и необходимости направить оружие не против своих братьев, наёмных рабов других стран, а против реакционных и буржуазных правительств…; пропаганда республики немецкой, польской, русской и т. д., наряду с превращением всех отдельных государств Европы в республиканские Соединённые Штаты Европы;
…борьба с царской монархией и проповедь революции в России, а равно освобождения и самоопределения угнетённых Россией народов, с ближайшими лозунгами демократической республики, конфискации помещичьих земель и 8-часового рабочего дня»[10].