Налоговый контроль – часть финансового контроля за исполнением доходной части бюджета в разрезе налоговых и неналоговых поступлений, а также налогоплательщиков и объектов налогообложения.
При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями глав 2, 4-6 НК РФ.
Вопросы для самоконтроля1. Дайте определение налоговой системы.
2. Назовите основные факторы, влияющие на структуру налоговых систем в разных странах.
3. Как рассчитывается налоговое бремя (налоговая нагрузка)?
4. Каковы главные причины, вызвавшие необходимость формирования современной налоговой системы Российской Федерации? Укажите период начала ее формирования.
5. Какие принципы налогообложения из сформулированных А. Смитом учитывались при разработке налоговой системы Российской Федерации?
6. Назовите законодательные акты, положившие начало формированию современной налоговой системы Российской Федерации.
7. Что включает в себя законодательство Российской Федерации о налогах и сборах?
8. Какова сфера действия НК РФ?
9. Ограничивает ли НК РФ возможности введения на местах новых налогов?
10. Каков порядок принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах?
11. Как толкуются неустранимые противоречия и неясности при неопределенности акта законодательства о налогах и сборах?
12. По каким признакам налоги подразделяются на прямые и косвенные?
13. Раскройте влияние прямых и косвенных налогов на воспроизводственный процесс.
14. Дайте понятие классификации в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги.
15. Перечислите налоги, взимаемые с юридических и физических лиц.
16. С какими органами взаимодействует Федеральная налоговая служба при осуществлении своей деятельности?
17. Какова роль основных налоговых доходов в федеральном бюджете РФ?
18. Какие виды налогов и сборов действуют на территории Российской Федерации в настоящее время?
19. Какие налоги признаются федеральными?
20. Какие налоги являются региональными?
21. Каково определение местных налогов?
22. Что представляет собой специальный налоговый режим? Дайте обоснование необходимости его установления.
23. Приведите примеры специальных налоговых режимов.
24. Назовите региональные и местные налоги, действующие по месту вашего проживания.
25. К каким видам налогов относится единый сельскохозяйственный налог?
Темы рефератов1. Экономические и юридические основы налогообложения в РФ
2. Принципы налогообложения и их реализация в современных условиях
3. Прямое налогообложение в РФ и пути его дальнейшего развития
4. Косвенное налогообложение в РФ и перспективы его развития
5. Механизм установления, изменений и отмены налогов в РФ
6. Налоговая система Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития
7. Сравнительный анализ налоговых систем России и США (любой другой страны на выбор)
8. Налоговые системы зарубежных стран: общее и особенное
9. Оффшорные механизмы в международном налогообложении
10. Налоговая политика и налоговый менеджмент
11. Современная налоговая политика Российской Федерации
12. Налоговое планирование: зарубежная и российская практика
Тест1. Налоговая система РФ представляет собой…
а) совокупность налогов;
б) совокупность налогов, налоговых органов;
в) совокупность налогов, налоговых органов, мер налогового контроля.
2. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются…
а) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
б) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено НК РФ;
в) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами Российской Федерации;
г) в пользу налогоплательщика, если это предусмотрено законодательными актами регионов.
3. К актам законодательства о налогах и сборах относятся…
а) приказы, методические рекомендации, письма Федеральной налоговой службы;
б) инструкции Федеральной таможенной службы (ФТС);
в) федеральные законы;
г) приказы ФНС России и ФТС России.
4. Налог считается установленным…
а) лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога;
б) c момента вступления в силу федерального закона или закона субъекта РФ о налоге;
в) с момента включения налога в перечень налогов и сборов в НК РФ.
5. Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются…
а) федеральные налоги и сборы;
б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;
в) местные налоги и сборы;
г) таможенные пошлины.
6. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях…
а) соответствующих муниципальных образований;
б) соответствующих субъектов Российской Федерации;
в) соответствующих имущественных образований или субъектов Российской Федерации;
г) соответствующих экономических районов РФ.
7. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ…
а) могут устанавливаться только на один налоговый период;
б) не могут устанавливаться;
в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований;
г) могут устанавливаться по согласованию с Федеральной налоговой службой.
8. К региональным налогам относятся…
а) водный налог;
б) земельный налог;
в) налог на игорный бизнес;
г) налог на добавленную стоимость.
9. К федеральным налогам относятся…
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на прибыль организаций;
в) транспортный налог;
г) земельный налог.
10. К местным налогам относятся…
а) земельный налог;
б) налог на добычу полезных ископаемых;
в) водный налог;
г) налог на доходы физических лиц.
11. К специальным налоговым режимам относятся:
а) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;
б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
в) предоставление инвестиционного налогового кредита;
г) создание оффшорных зон.
12. В чем сущность налоговой политики государства?
а) в максимуме налогов;
б) в оптимальной сумме налоговых сборов;
в) максимуме получения налогов при относительной стабильности социально-экономического устройства.
13. С каким видом налоговой политики государства связан налоговый федерализм?
а) унитарной;
б) федеральной;
в) внутренней.
14. Чьи интересы в налоговой политике государства ставятся превыше всего?
а) интересы граждан страны;
б) интересы наемных работников;
в) интересы работников государственных органов власти.
15. В чем сущность налогового планирования у налогоплательщика?
а) в любом уклонении от уплаты налогов;
б) в форме снижения размера налоговых обязательств посредством правомерных действий;
в) полном использовании предоставленных законом льгот.
16. В чем состоит отличие налогового планирования от уклонения от уплаты налогов?
а) в методах;
б) в конечной цели;
в) отличий нет.
17. Что представляет собой налоговый менеджмент?
а) набор экономических категорий и методов;
б) научную систему управления налоговой системой;
в) совокупность интересов субъектов общества.
18. Что не является принципом современного налогообложения большинства государств с рыночной экономикой?
а) возмездность населению налоговых выплат;
б) обеспечение социально-приемлемого материального благосостояния населения;
в) обеспечение аккумуляции значительных средств у государства.
19. Какой показатель характеризует величину налогового бремени в стране?
а) сумма собираемых налогов;
б) сумма недоимки по налогам;
в) доля налогов в валовом внутреннем продукте.
20. К основным проблемам развития налогообложения не относится…
а) упрощение налоговых систем;
б) совершенствование методов борьбы с уклонениями от уплаты налогов;
в) увеличение налогов и налоговых платежей.
21. Задание на соответствие статуса налога и его вида:
2.1 Рассчитайте налоговую нагрузку сельскохозяйственной организации по методике Департамента налоговой политики Минфина РФ, М.И. Литвина, Е.А. Кировой и М.Н. Крейниной, исходя из следующих данных: выручка от реализации продукции – 32 500 тыс. руб.; материальные затраты – 27 860 тыс. руб.; фонд оплаты труда – 9 470 тыс. руб.; стоимость основных средств – 15 400 тыс. руб.; средняя норма амортизации – 15 %; прочие затраты – 1 468 тыс. руб.; сумма начисленных налоговых платежей – 1 350 тыс. руб.; сумма уплаченных налоговых платежей – 1 295 тыс. руб., себестоимость проданной продукции 28 230 тыс. руб.
2.2 Представьте в форме таблицысистему налогов в России, действующих в настоящее время, с указанием нормативноправового акта и статуса налога.
2.3 Сравните виды налогов, действующих в РФ в настоящее время, и виды налогов, применявшиеся в России до 1917 года. Укажите общие налоги и новые налоги, которые не применялись в прошлом.
2.4 По каким признакам можно классифицировать налоги?
– на федеральные, региональные и местные;
– на налоги с физических лиц, юридических лиц, с физических и юридических лиц;
– на прямые и косвенные;
– на закрепленные и регулирующие.
Приведите примеры налогов, входящие в каждую из перечисленных групп.
2.5 Сгруппируйте нижеперечисленные налоги, разделив их на прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные: налог на добавленную стоимость, налог на игорный бизнес, налог на имущество физических лиц, налог на прибыль организаций, земельный налог, водный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы.
2.6 Определите составные элементы налоговой системы: совокупность элементов налога; совокупность налогов и сборов; система государственных органов, осуществляющих контроль за исчислением и уплатой налогов; принципы построения налогов; методы и формы налогообложения; система государственной поддержки малого бизнеса; разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти, компетентность законодательных и исполнительных государственных органов при разработке налогового законодательства.
2.7 Дискуссия. Законодательный орган субъекта Российской Федерации установил новый региональный налог на граждан, не имеющих детей. Правомерны ли эти действия? Ответ обоснуйте.
2.8 Дискуссия. Законодательный орган субъекта Российской Федерации установил ставку налога на добавленную стоимость в размере 23 %. Правомерно ли это решение?
2.9 Дискуссия. Законодательный орган субъекта Российской Федерации установил ставку налога на доходы физических лиц в размере 20 %. Правомерно ли это решение?
2.10 Деловая игра «Придумаем налог».
Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации.
Целью проведения деловой игры является закрепление знаний студентов по теории налогообложения.
Деловая игра направлена на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
– способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).
б) профессиональных (ПК):
– способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность физических лиц (ПК-2);
– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
– способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социальноэкономических процессах и явления, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).
Описание игры. Учебная группа делится на команды в составе трех – пяти человек. Каждая из них должна придумать свой налог, не применяемый в настоящее время в России. Обосновать введение налога исходя из функций налогов.
При этом необходимо определить основные элементы налога:
а) название налога;
б) плательщиков налога;
в) объект налогообложения;
г) ставку налога;
д) льготы по налогу;
е) сроки уплаты налога.
Участники должны указать статус налога и орган, который может принять решение о введении и изменении предложенного налога. Каждая команда представляет свой налог с использованием мультимедийной презентации, видеоролика т. д.
2.11 Деловая игра «Две проверки».
Целью проведения деловой игры является закрепление знаний студентов по вопросам налогового администрирования.
Деловая игра направлена на формирование компетенций:
а) общекультурных (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
– способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).
б) профессиональных (ПК):
– способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социальноэкономических показателей, характеризующих деятельность физических лиц (ПК-1);
– способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность физических лиц (ПК-2);
– способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности организаций различных форм собственности, предпринимателей, физических лиц и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
Описание игры.
Учебная группа делится на две команды:
1. Налогоплательщики;
2. Налоговый орган.
Группе дается практическая ситуация. Командам необходимо дать правовую оценку данной ситуации, при этом:
• налогоплательщику: разработать законодательно-правовую позицию о признании недействительными решений налогового органа;
• налоговому органу: разработать позицию о законности решений в противовес доводам налогоплательщика.
Задание для проведения игры:
Решением налоговой инспекции от 13.03.2011 г. назначена выездная налоговая проверка соблюдения уплаты всех налогов ООО «А» за период 01.01.2008 г. – 31.12.2010 г. Решение о назначении проверки было вручено 26.03.2011 г. руководителю ООО «А».
30.04.2011 г. налоговый орган вынес решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки до 30.06.2011 в связи с необходимостью истребования документов у контрагента налогоплательщика – ОАО «Б». По тому же основанию – истребование документов, но у другого контрагента – ОАО «Г» налоговый орган приостанавливал проведение проверки решением от 01.07.2011 г. до 25.09.2011 г. В период второго приостановления налоговый орган осуществил не только истребование документов у ОАО «Г», но и повторное истребование документов у ОАО «Б» в порядке ст. 93.1 НК РФ, а также истребование документов у банка «Д», в котором были открыты счета ООО «А», в порядке ст. 86 НК РФ и опрос свидетелей.
Проведение выездной налоговой проверки было возобновлено 26.09.2010 г., о чем ООО «А» было направлено уведомление от 01.10.2011 г. После возобновления проверки ООО «А» 20.10.2011 г. было направлено требование о предоставлении документов, исполненное ООО «А».
В ходе налоговой проверки до составления акта проверки ООО «А» была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 1-3 кварталы 2008 г. с перерасчетом суммы налога и применением налоговой льготы. Налогоплательщик сослался на изменения ст. 54 НК РФ, позволяющие ему скорректировать сумму налога в текущем периоде, и вместе с декларацией подал заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Налоговый орган до окончания выездной проверки, которая была завершена 20.11.2011 г. вынес решение от 20.10.2011 г. по итогам проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество и отказал в возврате сумм излишне уплаченного налога.
Посчитав отказ налогового органа неправомерным, а также неправомерным возобновление проверки и неотражение в акте выездной проверки и в решении по итогам выездной проверки ситуации с налогом на имущество, ООО «А» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений налогового органа по итогам камеральной проверки и решения по итогам выездной проверки.
Глава 3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
3.1 Налог на добавленную стоимость
Методические указанияПорядок исчисления и уплаты НДС установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость».
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Не являются налогоплательщиками НДС организации и предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН). Освобождаются от уплаты налога организации и предприниматели, у которых сумма выручки в течение трех предшествующих месяцев не превысила без НДС 2 млн. руб.
Объектом налогообложения признаются пять видов операций:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе;
2) передача на территории Российской Федерации товаров выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
5) передача имущественных прав.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии со статьями 153-162 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговый период – квартал.
Статьей 164 НК РФ установлены следующие ставки:
1) 0 процентов – экспорт товаров, сопровождение, транспортировка, погрузка и перегрузка экспортируемых товаров и импортируемых в Россию, товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
2) 10 процентов – продовольственные товары и товары для детей, лекарственные препараты по перечню, установленному кодексом, периодические печатные издания, учебная и научная книжная продукция;
3) 18 процентов – во всех иных случаях.
Когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, т. е. 10/110 или 18/118 (расчетные ставки). Они применяются: при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг); при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); передачи имущественных прав; при удержании налога налоговыми агентами; при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом; при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), а также в иных случаях.
Необходимо уметь правильно применять ставки налога в зависимости от вида объекта налогообложения и порядка формирования цены, знать требования для подтверждения нулевой ставки. Если применяются различные ставки, налоговая база исчисляется отдельно по каждой группе товаров.
Для определения даты реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики используют метод начисления.
При изучении налога на добавленную стоимость необходимо понять механизм исчисления суммы, подлежащей уплате в бюджет, которая определяется как разница между суммой налога, исчисленной от налогооблагаемой базы, и налоговыми вычетами.
В соответствии со статьей 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России или уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию России в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Суммы налога, уплаченные поставщиком по товарам (работам, услугам), использованным при производстве товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, вычету не подлежат, а относятся на себестоимость указанных товаров (работ, услуг).
Налоговые вычеты (возмещение НДС) у налогоплательщиков производятся на основании: 1) счетов-фактур, выставленных продавцами товаров или таможенных документов, подтверждающих уплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 2) товары должны быть приняты на учет; 3) использоваться в производстве продукции, не освобожденной от НДС.
Практическая ситуация. Предприятие получило в I квартале 2012 г. выручку от реализации продукции в сумме 3 926 тыс. руб. (с учетом НДС). Затраты на приобретенные и использованные при изготовлении реализованной продукции материалы составили 2 250 тыс. руб. (без учета НДС). В I квартале были приобретены и поставлены на учет основные фонды стоимостью 900 тыс. руб. (без учета НДС). Рассчитать сумму НДС, которую должно заплатить предприятие в бюджет за I квартал.
1. НДС по реализованной продукции:
2. НДС по приобретенным материалам:
2250 тыс. руб. 0,18 = 405 тыс. руб.
3. НДС по приобретенным основным фондам:
900 тыс. руб. 0,18 = 162 тыс. руб.
4. Сумма НДС к уплате в бюджет за I квартал:
598,8 – 405 –162 = 31,8 тыс. руб.
Порядок и сроки уплаты налога в бюджетУплата налога производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вопросы для самоконтроля1. Дайте характеристику налога на добавленную стоимость.
2. Раскройте экономическую сущность НДС.
3. Какова роль НДС в формировании бюджета?
4. Каковы тенденции развития НДС в зарубежных странах?
5. Кто признается плательщиком НДС?
6. Какие условия необходимо выполнить лицам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС и какие документы для этого предоставить?