Вместе с тем эти народы имели и свою высокоразвитую культуру, в значительной степени унаследованную от этрусков, в которой встречаются элементы физической культуры. В это время, по-видимому, уже проводились соревнования юношей в военных упражнениях, появился первый римский цирк и уже существовали бои гладиаторов как остаток древнего обряда жертвоприношений. Известны также некоторые игры, в частности с мячом. Однако своего расцвета физическая культура в Древнем Риме достигает после революции, положившей конец родовому строю, т. е. после V в. до н. э. В этот период начинает создаваться Римская средиземноморская держава, а затем гегемония Рима распространяется и на Восток. Рост Римской державы определился, прежде всего, ее военными успехами, и поэтому военная подготовка рабовладельческого населения имела исключительно большое значение.
В отличие от Греции Рим был централизованным государством, и поэтому римское правительство могло не очень заботиться о физическом воспитании каждого юноши. Людских резервов у Рима было более чем достаточно. К тому же в огромном государстве трудно было осуществить наблюдение за физическим воспитанием и военной подготовкой каждого. За воспитанием сыновей следил отец семейства. Каждый из богатых и знатных римлян был заинтересован в подготовке своих сыновей к военной службе, открывавшей путь к успехам в государственной деятельности и личному обогащению.
В римской армии молодые воины получали хорошую тренировку в длительных переходах, верховой езде, беге, плавании, преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д. В армии стали применяться некоторые гимнастические снаряды, лестницы для обучения штурму крепостей, деревянная лошадь для обучения всадника, чучела из дерева для нанесения ударов мечом и уколов. Особенно усилилась эта специальная военно- физическая подготовка после создания профессиональной армии во II веке до н. э. Вероятно, этими причинами объясняется тот факт, что государственной системы физического воспитания, как это было в Греции, в Риме не было.
Создание профессиональной армии привело к тому, что военным делом, а, следовательно, и специальной подготовкой перестало интересоваться гражданское население Рима. Вместе с тем среди гражданского населения стало возрастать увлечение всевозможными цирковыми зрелищами, боями гладиаторов. В связи с крупными восстаниями рабов рабовладельцы в Риме осуществляют режим военно-рабовладельческой диктатуры −«империю». С помощью этой диктатуры рабовладельческому Риму удается просуществовать до V в. н. э. В этот период физическая культура находилась полностью в руках правящей верхушки и служила задачам повышения боеспособности войск и отвлечения широких народных масс от классовой борьбы и участия в политической жизни страны.
На примере Древнего Рима можно видеть, как физическая культура становится одним из средств классовой борьбы. По-видимому, рабы пользовались для этого всеми возможными средствами. Так, известно, что некоторая часть рабов, получивших хорошую физическую подготовку (гладиаторы, рабы, привлекаемые в армию), всегда составляла ядро борцов во всех восстаниях рабов. Ярким примером этого является восстание Спартака в Древнем Риме.
Выводы:
1. При рабовладельческом строе физическая культура принимает классовый характер. Уже на первой стадии рабовладельческого строя, в период так называемого патриархального рабства, в основном в странах Древнего Востока физическая культура служит в первую очередь интересам господствующего класса − рабовладельцам, являясь средством их военной подготовки. В период так называемого античного рабства, в основном в Древней Греции и Древнем Риме, подчинение физической культуры интересам господствующего класса становится еще более очевидным. Даже в тех случаях, когда к физической культуре привлекаются рабы, делается это в интересах тех же рабовладельцев.
С тех пор, как в обществе появились классы, системы физического воспитания тоже стали носить классовый характер. Например, в рабовладельческих системах отражались цели рабовладельцев, желавших видеть своих детей сильными и смелыми, способными держать рабов в страхе и повиновении, и защищать с оружием в руках интересы своего государства. Для этого выбирались соответствующие средства и методы. Это были системы, воспитывавшие сильных, но жестоких людей, приученных к постоянной борьбе и не останавливающихся для достижения своей цели, ни перед чем.
У рабов своей физической культуры быть не могло, так как они были приравнены к домашнему имуществу, не имели своей семьи, своих традиций, говорили часто на разных языках и т. п. Даже занимаясь физическими упражнениями, они лишь выполняли волю своих хозяев, (гладиаторы, цирковые атлеты и др.).
2. В то же время при рабовладельческом строе физическая культура становится одним из средств классовой борьбы. Так, аристократия Римской империи, а затем и сами императоры устройством всевозможных зрелищ и соревнований пытаются отвлечь граждан от политической жизни, завоевать их симпатии с тем, чтобы чувствовать их поддержку. В свою очередь, рабы (воины, гладиаторы), получившие физическую подготовку в интересах рабовладельцев, используют ее в борьбе с ними.
3. Физическая культура теряет непосредственную связь с трудовой деятельностью людей, как это было при первобытнообщинном строе.
4. Физическая культура начинает обособляться в относительно самостоятельную отрасль культуры. При рабовладельческом строе зарождается и наука о физическом воспитании.
Физическая культура в период раннего и развитого феодализма. Народные формы физического воспитания при феодальном строе. При изучении данной темы нужно также обратить особое внимание на уяснение классового характера физической культуры при феодальном строе и роли народных масс в ее развитии. В отличие от рабовладельческого строя, народные массы при феодализме, несмотря на крепостной гнет и притеснения церкви, имели большие возможности для применения своих сил, особенно в период раннего средневековья, когда феодальные отношения только складывались.
Физическая культура народа развивалась в тесной связи с трудовой деятельностью и участием в боевых действиях. Различные игры и физические упражнения, распространенные в быту народа, отражали элементы труда и военные приемы. В них отражались также обряды и обычаи времен родового строя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги