На муниципальном уровне формируются органы местного самоуправления и уполномоченные ими органы управления муниципальной системы здравоохранения; развивается сеть муниципальных организаций здравоохранения; координируется деятельность организаций здравоохранения; определяется порядок оказания медицинской помощи гражданам в соответствующих муниципальных образованиях; принимаются необходимые меры по укомплектованию медицинскими и фармацевтическими работниками муниципальных организаций здравоохранения.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают оказание медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях, эпидемиях и ликвидации их последствий на соответствующих территориях.
В задачи местного самоуправления входят также информирование граждан о факторах, влияющих на состояние их здоровья, организация их гигиенического обучения и воспитания, пропаганда здорового образа жизни, обеспечение участия граждан (общественных организаций граждан) в контроле за деятельностью муниципальных организаций здравоохранения. В связи с тем, что координация вопросов здравоохранения относится к предметам совместного ведения федерального центра и регионов, одной из важнейших задач правового обеспечения регионального здравоохранения является детальное разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в сфере охраны здоровья и медицинской деятельности. Прежде всего – в чьей компетенции находится разработка структуры и механизмов функционирования регионального здравоохранения, кто обязан финансировать его деятельность, кто несет ответственность за недостаточный уровень медицинского обеспечения населения на территории тех или иных субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по вопросам, отнесенным к компетенции РФ, принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ, что означает безусловный приоритет федерального законодательства над региональным. Более того, на региональном уровне не могут приниматься нормы права по вопросу, отнесенному к компетенции РФ. По вопросам, отнесенным к компетенции региональной власти, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Взаимоотношения нормативно-правовых актов федеральной и региональной власти урегулированы далеко не до конца. Это связано с тем, что в РФ отсутствует Федеральный закон «О нормативных правовых актах РФ». Пока такого федерального закона нет, регулирование вопросов разграничения полномочий в отдельных областях происходит в отраслевом законодательстве (Приложение 1).
1.1.2. Этапы становления законодательства об охране здоровья граждан России
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 № 1034-1 – первый законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан, принятый Верховным Советом Российской Федерации. В законе была реализована идея разделения служб практического здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора.
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06,91 № 1499-1. В соответствии с указанным законом медицинское страхование устанавливалось для всех граждан РФ. При этом пациент получал право на выбор медицинского учреждения и врача. В период кардинальных социальных и экономических реформ закон закрепил за системой здравоохранения один из наиболее устойчивых источников финансирования – средства ОМС.
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 № 3185-1. Впервые в истории России закон определил права лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе право на помощь адвоката или законного представителя пациента. Запрещалось ограничение их прав и свобод только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении. Специальные разделы закона посвящены контролю и прокурорскому надзору за деятельностью по оказанию психиатрической помощи. Установлена ответственность, в том числе уголовная, за нарушение указанного закона.
Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»от 22.12.92 № 4180-1. В РФ допускается изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти для трансплантации. Порядок осуществления трансплантации органов и (или) тканей человека нашёл отражение в указанном законе. В нём также установлено, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Одновременно запрещено принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации. Лица, участвующие в указанных коммерческих сделках, купле и продаже органов и (или) тканей человека, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Закон закрепил приоритет интересов человека над интересами общества или науки. Согласно закону, трансплантация может осуществляться только при отсутствии альтернативных методов лечения и отсутствии трупного материала. Эти дополнения ограждают Россию от использования ее лечебных учреждений в качестве базы для научных исследований, ставят заслон необоснованному, а в некоторых случаях и незаконному забору органов и (или) тканей у живых доноров.
Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.06.93 № 5142-1 определил основные принципы организации донорства крови и ее компонентов; права и обязанности доноров; порядок деятельности организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов; порядок осуществления контроля за качеством крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов. В соответствии с законом донором крови и ее компонентов может быть дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший медицинское обследование. Закон закрепил право почетных доноров на бесплатный проезд городским транспортом общего пользования.
Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 № 5487-I базовый закон в области охраны здоровья. Он дал мощный импульс развитию законодательства в сфере здравоохранения, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации. В Основах впервые в законодательной практике проблема здоровья населения рассматривается как проблема общегосударственного значения, правовые нормы охватывают широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения. Введено понятие «Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» и закреплена ответственность органов исполнительной власти всех уровней за обеспечение конституционного права граждан на такую медицинскую помощь (от 12.12.00 № 139-ФЗ).
Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 14.03.95 № 33-ФЗ. В соответствии с этим законом природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Природные лечебные ресурсы объявлены законом государственной собственностью, которая может принадлежать РФ (федеральная собственность) либо ее субъектам – республикам, краям, областям, городам федерального подчинения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). В законе установлен порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, разграничены полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой сфере.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги