Книга Научно-исследовательская работа магистранта - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Дмитриевич Фискалов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Научно-исследовательская работа магистранта
Научно-исследовательская работа магистранта
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Научно-исследовательская работа магистранта

Технологический подход к конструированию самостоятельной научно-исследовательской деятельности базируется на формулировании системы конкретных уточняющих целей, которые ставятся перед магистрантом, определении ожидаемого результата, использовании системы оперативной обратной связи, позволяющей корректировать процесс формирования знаний и умений, а также процесс развития творческого потенциала.

При этом основой организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистрантов может служить построение конкретной системы уточняющих целей, достижение которых должно быть гарантировано. Общий прием конкретизации целей – это использование в их формулировке указаний на определенные научно-исследовательское действие: «изучить», «исследовать», «выдвинуть», «поставить вопрос», «классифицировать», «сравнить», «проанализировать», «систематизировать» и т.п., направленных на разработку избранной для исследования научной проблемы.

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Мониторинг контролирующих и диагностирующих мероприятий, должен предусматривать контроль уровня усвоения отдельных разделов научно-исследовательской деятельности в динамике, а также, при необходимости, вносить корректировку процесса их осуществления.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям для каждого модуля создаются фонды оценочных средств, включающие в себя типовые задания, формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций магистрантов (оценки за написание планов, научных обзоров, рефератов, подбор методов, организации отдельных этапов исследования, написание отчетов, докладов, статей, тезисов и т.п.). При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Помимо индивидуальных критериев оценок должны использоваться групповые и взаимооценки, включающие: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами рефератов, проектов, научных докладов и публикаций, исследовательских работ и др.

Вместе с тем основной формой руководства научно-исследовательской работой магистранта является консультация. Как правило, консультации носят индивидуальный характер и проводятся в виде собеседования. Вместе с тем на первых этанах работы и при ее завершении возможны и групповые консультации. Количество консультаций и их продолжительность зависит от характера темы проводимого исследования, условий ее выполнения, индивидуальных особенностей магистранта и научного руководителя.

Особое место для организации и проведения научно- исследовательской работы магистранта отводится при освоении программ научно-исследовательской, научно-педагогической и профессионально-ориентированной практик. В этот период магистранты особенно нуждаются в консультации научных руководителей.

В период проведения практик важно не только расширить теоретические представления магистрантов об организации и ведении научно-исследовательской деятельности, но и вооружить их практическими навыками реализации различных технологий организации этой деятельности, а также профессиональной подготовки к научно-исследовательской и научно- педагогической работе в качестве научного сотрудника или преподавателя.

В этих целях рекомендуется активно привлекать магистрантов к стажировке у ведущих специалистов с группами спортсменов разной квалификации и проведению теоретических и практических занятий со студентами вуза и учащимися других учебных заведений, участию в деловых играх, разработке и реализации конкретных планов и проектов, тестовых заданий.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться ее широкое обсуждение в учебных структурах вуза, с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Итоговая государственная аттестация включает в себя защиту магистерской выпускной квалификационной работы. Федеральный государственный стандарт определяет, что выпускная квалификационная работа магистра в соответствии с программой (профилем) подготовки может быть выполнена в виде магистерской диссертации – которая является самостоятельным и логически завершенным исследованием, связанным с решением научной, научно-практической задач.

Тематика выпускной квалификационной работы магистра должна быть посвящена решению актуальных проблем теории и практики физической культуры и спорта и, как правило, соответствовать направлениям научно-исследовательской работы вуза и профильной кафедры.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) определяются высшим учебным заведением на основании действующего «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений», утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с профилем основной образовательной программой магистратуры.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общенаучные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи соответствующие профилю профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Прямой обязанностью научного руководителя по управлению научно-исследовательской работой магистрантов является контроль выполнения отдельных ее разделов, помощь в оценке, полученного фактического материала, аргументации заключений и выводов, тщательная проверка окончательно оформленной выпускной квалификационной работы и подготовки ее к защите, оказание помощи в подготовке доклада на защите, а также составление мотивированного письменного отзыва о научно- исследовательской деятельности магистранта.

1.4 Требования к уровню компетенции в научно-исследовательской деятельности магистра физической культуры

Главный принцип научно-исследовательской работы магистранта – усвоение знаний и овладение ими как инструментом будущей творческой профессиональной деятельности. При этом необходимо учитывать, что внедрение в учебный процесс исследовательской работы представляет собой взаимосвязанный комплекс его функционально соотнесенных компонентов общей образовательной программы, который обеспечивает научно обоснованное управление процессом обучения магистров по физической культуре и спорту.

В результате этой деятельности магистр физической культуры должен быть подготовлен к решению следующих задач:

– постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области выявления научных проблем и способов их решения;

– выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;

– внедрять инновационные и современные компьютерные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;

– разрабатывать программы научных исследований и методологию их реализации;

– осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности.

Выпускник по направлению подготовки «Физическая культура» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать определенными компетенциями в научно-исследовательской деятельности. (Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области).

Для формирования необходимой компетенции, в результате освоения основной образовательной программы и проведения научно- исследовательской работы магистрант должен приобрести навыки: – самостоятельной научно-исследовательской и научно- педагогической деятельности, требующих широкого образования в области теории физической культуры и спорта, а также смежных наук, составляющих основу магистерской подготовки.

Освоить умения:

– формировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области науки о физической культуре и спорте и организации учебного процесса в различных физкультурно-образовательных учреждениях;

– выбирать адекватные поставленным задачам, методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, связанного с проблематикой магистерской программы;

– математически и графически обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся отечественных и зарубежных литературных данных;

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Магистр физической культуры должен:

– понимать методологические основы и специфику методов научных исследований в области физической культуры и спорта;

– осознавать историческое развитие методологии и теории физической культуры и спорта и понимать современное состояние науки как итог этого развития;

– предвидеть наиболее вероятные направления научной мысли в сфере физической культуры и спорта и смеженных дисциплин;

– определять пути дальнейшего повышения значимости физической культуры и спорта в деле оздоровления и физического совершенствования человека;

– владеть методами анализа существующего положения в науке и практике физической культуры и спорта, а также методами конструирования и проектирования задач теории и практики физической культуры;

– владеть методами самоорганизации и совершенствования личности научного работника и преподавателя, специализирующего в сфере физической культуры и спорта.

ГЛАВА 2

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СЕМЕСТРЕ

2.1 Общие требования к организации научно-исследовательской работы в семестре

Как уже отмечалось, раздел научно-исследовательской работы магистранта является основным в его образовательной подготовке и служит формированию профессиональных качеств знаний и умений в области физической культуры и спорта на основе реализации нескольких образовательных модулей. Реализация модуля «Научно-исследовательская работа в семестре» осуществляется в первых трех семестрах подготовки магистров. В каждом семестре предусматривается зачет за выполнение отдельных разделов научно-исследовательской работы.

Цель научно-исследовательской работы в семестре – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач, формирование методики исследовательской работы и навыков самостоятельной научно-исследовательской и профессиональной деятельности, оценка степени подготовленности магистранта к самостоятельной профессиональной деятельности.

Задачи научно-исследовательской работы в семестре – дать навыки и развить умения:

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

– выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении проекта культурно-просветительных или физкультурно-массовых мероприятий);

– применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, реферата, научного обзора, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации, проекта);

– оформлять результаты проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. «Общие требования к текстовым документам»[10], ГОСТ 7.32-2001. «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»[7], ГОСТ Р 7.1 – 2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления»[9] и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати.

Место модуля в структуре ООП :

Модуль «Научно-исследовательская работа в семестре» относится к разделу Практики и научно-исследовательская работа.

Для освоения программы модуля необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения профессиональных дисциплин и подготовки выпускной квалификационной работы по программе бакалавриата, а также дисциплин общенаучного и профессионального циклов подготовки по программе магистратуры. Деятельность, осуществляемая в рамках научно-исследовательской работы в семестре, является подготовительной и органически связанной с работой, осуществляемой магистрантами в период профилированных практик.

Объем модуля и виды учебной работы :

Рабочая программа модуля «Научно-исследовательская работа в семестре» имеет трудоемкость равную 24 зачетным единицам и реализуется в 1-3 семестрах в рамках самостоятельной научно-исследовательской работы магистрантов и индивидуальной работе с преподавателем (научным руководителем).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги