Книга Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I - читать онлайн бесплатно, автор Александр Иванович Шамардин. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I
Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I

АМОРТИЗАЦИЯ СВОБОДНАЯ – метод предоставления юридическим лицам налоговой скидки путем разрешения им списывать издержки средств производства из налогооблагаемых прибылей в любой пропорции и за любой период времени по их усмотрению. Это позволяет юридическим лицам гибко использовать наиболее удобные для них методы учета амортизации в зависимости от ожидаемого движения денежной наличности, предполагаемых прибылей и налогообложения.

АМБАЛАЖ – расходы по упаковке, упаковочный материал.

АМПЛИТУДА (от лат. amplitudo – величина) – отклонение от среднего значения периодического временного ряда до пика или впадины.

АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplifikatio – распространение, увеличение) – в теории управления это усиление действия параметров в сложной системе, когда незначительные воздействия вызывают сильный эффект. Частным случаем амплификации является действие экономических стимулов, когда выплата работникам определенной суммы приводит к большему доходу, по размерам несоизмеримому с затратами на их поощрение благодаря росту выпуска продукции, повышению ее качества, сокращению отходов и др.

АМЕРИКАНСКИЙ ОПЦИОН (англ. american option) – вид опциона, который исполняется в произвольный момент времени в течение срока его действия.

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ (англ. amortisating assignment, depreciation) – финансовые средства, выделяемые специальным назначением для сохранения и возобновления основных фондов производства.

АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД – хранимые в банке финансовые средства, накапливаемые предприятием в процессе реализации продукции для возмещения износа основных фондов.

АНАЛИЗ (от греч. analysis – разложение, расчленение; англ. analysis) – метод научного исследования, заключающийся в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. А. наряду с синтезом является основой научного познания: а) анализ деятельности конкурентов, выступающий одним из видов маркетинговых исследований, иногда называемый коммерческой разведкой; б) анализ возможностей производства и сбыта, предполагающий исследование выделенных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли с целью определения того, соответствуют ли замысел товара и стратегия маркетинга задачам и целям данной фирмы; в) анализ возможностей сбыта созданного товара.

АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫЙ – направление исследований для выявления причин, условий, мотивов, определяющих поведение той или иной группы населения в предлагаемых условиях, например, на рынке труда. Позволяет установить, какую информацию использует индивид при поиске работы, какими соображениями он руководствуется при выборе профессии и т. д.

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УСПЕХА ФИРМЫ (англ. analysis of strategic key/actor; нем. Erfolgsfakl or analyse) – совокупность факторов, которые способствуют фирме достигать высокой конкурентоспособности в сравнении с фирмами подобного рода. Выделяют следующие факторы: а) количество товара или услуги; б) уровень цен на аналогичные товары и услуги; в) уровень и качество сервиса; г) более полное и глубокое познание потребностей покупателей. Состав и структура стратегических факторов конкурентоспособности фирмы предопределяются принадлежностью к определенному рыночному сегменту. Результатом этого этапа являются обоснованные перечни факторов, обеспечивающих соответствие параметров потенциала предприятия (сильных сторон) выявленным возможностям окружающей предприятие среды (рыночных шансов).

АНАЛОГИЯ (греч. analogia; англ. analogy) – 1) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) в праве – применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом, правовых норм, регулирующих сходные отношения, а при отсутствии таких норм – общих начал и принципов правового регулирования соответствующей отрасли права или правового института.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫЙ – 1) анализ соответствия реальной экономической ситуации величины, состава и структуры денежных и квазиденежных фондов, денежных потоков, уровня и динамики цен, финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, а также с регулирующими системами на рынке. На уровне государства – анализ создания, движения, распределения и перераспределения, использования финансовых ресурсов, движения денежных средств, денежного обращения; 2) анализ, направленный на получение комплексных оценок финансового состояния хозяйствующих субъектов, отраслей, территорий. Осуществляется путем разработки системы показателей, исходя из направлений, содержания А. ф. и выбора методов его проведения. Среди них можно выделить: метод балансовой увязки остатков и оборотов денежных средств; статистическую характеристику динамики финансовых показателей с использованием индексного метода и метода средних величин; метод группировок; структурную характеристику явлений; определение трендов развития финансовых явлений; анализ регрессионный, корреляционный и дисперсионный финансово-денежных отношений; графическую характеристику анализируемых явлений.

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм, домохозяйств. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, количество производимого продукта.

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ (англ. input-output analysis) – макроэкономическое исследование рынка в условиях общего конкурентного равновесия затрат и результатов («затраты – выпуск») с целью составления межотраслевых балансов, хозяйственных программ и прогнозов на базе экономико-математических моделей и таблиц (модель Вайраса – Леонтьева).

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД (англ. benefit-cost analysis) – методика исследования соотношения между издержками и полученными выгодами, используемая на этапе принятия решений по инвестиционным или производственным программам.

АНАЛИЗ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ (англ. general equilibrium nalysis) – исследование рыночной системы как целого, включая взаимосвязи между равновесными ценами, объемами производства продукции, уровнем занятости и другими факторами.

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (англ. analys of economic activities) – одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм, домохозяйств. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, количество производимого продукта.

АНАЛИЗ ЧАСТИЧНОГО РАВНОВЕСИЯ (англ. partial equilib-rum analysis) – исследование равновесных цен и равновесных объемов производства или уровней занятости на конкретном рынке при условии, что эти факторы на других рынках остаются стабильными.

АНАЛИТИК (англ. analyst) – сотрудник банка или брокерской фирмы, оценивающий конъюнктуру финансового или товарного рынка.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – формула, представляющая математические зависимости в конкретной предметной области и показывающая, как результат функционально зависит от исходных данных.

АНАЛОГИЯ – сходство признаков, явлений, тенденций; прием анализа и прогноза, используемый для экстраполяции знаний, полученных при изучении объекта, на состояние того же объекта (процесса) в будущем периоде при условии, что исходные его характеристики не могут претерпеть существенных изменений.

АНАЛОГОВАЯ МОДЕЛЬ – модель, свойства которой определяются законами, аналогичными законам изучаемой системы.

АНГЕЛ (англ. angel) – облигации, имеющие рейтинг, приемлемый для инвесторов.

АНДЕРРАЙТЕР (англ. underwritter, UW) – инвестиционный дилер, гарант размещения ценных бумаг, принимающий на себя страховой риск.

АНДРАГОГИЯ – оказание помощи взрослым в обучении.

АНОМИЯ – отсутствие норм, ликвидация или сокращение социальных или личностных ценностей, норм и кодекса поведения. А. происходит в обществах, общинах или группах, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных обстоятельствах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставились ранее. А. характеризуется отсутствием четкой системы социальных норм, разрушением единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (англ. antimonopolic legisla-tion) – устанавливаемые законом основные правила хозяйственной деятельности участников рыночных отношений, направленные на развитие конкуренции и ограничение монопольных тенденций предпринимателей. Синоним: Антитрестовское законодательство (antitrust law).

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (англ. antimonopolic adjustment) – применение государством экономических, законодательных и административных мер с целью развития конкуренции на рынке сбыта товаров.

АНТИЦИПАЦИЯ (англ. anticipation) – уплата денег по долговому обязательству ранее обусловленного срока.

АНТРЕПРЕНЕР (entrepreneur) – предприниматель, принимающий на себя риск основания новой компании.

АНГЛИЙСКИЙ АУКЦИОН – аукцион, в котором ставки поднимаются снизу вверх, и торги продолжаются до тех пор, пока товар не будет продан последнему покупателю, предложившему наивысшую ставку.

АННУЛИРОВАТЬ ДОЛГ – полностью или частично отказаться от платежей по всем займам, включая проценты; форма банкротства.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления. Основная цель А. з. – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и нарушения правил честной конкуренции.

АНТИПАТИЯ К РИСКУ – предпочтение определенного исхода с предполагаемым значением ряду рискованных исходов с таким же математическим ожиданием результата.

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – направлено на ограничение монополистической мощи и в наибольшей степени развито в США. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914 г.), Кейлера-Кефовера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции США и судов. Оно делает незаконными объединения или сговоры с целью ограничения конкуренции, «связанные контракты» (фирма принуждает покупателя или продавца иметь дело исключительно с ней), взаимопереплетающиеся директораты, приобретение акций конкурирующей фирмы. Запрещается вводящая в заблуждение реклама. В 30-е годы суды США начали возбуждать дела против фирм на основе не только рыночного поведения последних, но и рыночной структуры. Сам размер объединения и степень его контроля над рынком могут быть причиной наказания. При этом степень контроля над рынком, при которой вступали в действие антитрестовские законы, может колебаться от 60 до 5–7 %. В 80–90-e годы применение антитрестовского законодательства становится все более неопределенным и либеральны. Юристы склоняются к использованию «принципа разумности» (незаконными объявляются лишь «неразумные» ограничения торговли). Закон Клейтона, исходя из того, что труд не является товаром:, установил, что рабочие организации не могут быть квалифицированы как сговор для ограничения торговли и их действия не подпадают под действие антитрестовского законодательства.

АНАЛИТИК (гр. analytikos) – специалист, анализирующий положение группы компаний, сектора финансового рынка, валюты и дающий рекомендации.

АНАЛИТИК ПО ИНВЕСТИЦИЯМ – специалист, нанимаемый биржевыми брокерами, банками, страховыми компаниями, паевыми доверительными инвестиционными фондами, пенсионными фондами и т. д. для консультирования по вопросам осуществления инвестиций.

АНАЛОГ (от гр. analogos – соответственный, соразмерный) – нечто, представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию.

АНАЛОГ ИЗОБРЕТЕНИЯ – известное на дату приоритета изобретения техническое решение той же задачи, сходное с ним по технической сущности, т. е. имеющее признаки идентичные и/или эквивалентные части существенных признаков изобретения.

АНАЛОГ СОБСТВЕННОРУЧНОЙ ПОДПИСИ (АСП) – персональный идентификатор кредитной организации либо клиента кредитной организации, являющийся контрольным параметром правильности составления всех обязательных реквизитов платежного документа и неизменности их содержания. Платежные документы, подписываемые АСП, являются поручением владельца счета о совершении расчетной операции по счету. Владельцем АСП является кредитная организация либо клиент кредитной организации, АСП которого зарегистрирован в установленном порядке.

АНАЛОГИЯ ПРАВА – определение прав и обязанностей сторон, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.

АНКЕТА (фр. enquete) – 1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) в социологических исследованиях А. – составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным эмпирическим материалом для обобщения.

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ – опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто (что) является объектом изучения в социологическом исследовании. А. с. содержит список вопросов, сформулированных исследователем так, чтобы затем из полученных ответов почерпнуть эмпирический материал для обобщений.

АНКЕТЕР – лицо, проводящее анкетирование.

АНКЕТИРОВАНИЕ – применение анкеты в качестве средства получения информации об изучаемом явлении.

АНКЛАВ (фр. enclave) – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.

АННАЛЫ (лат. annales (libri) – годовые (сводки) – 1) древнеримские, а также средневековые летописи; 2) запись наиболее значительных событий по годам.

АННОНА (лат. annona от annus – год) – в Древнем Риме годовой урожай и запас хлеба, необходимый для снабжения города; в поздней империи – натуральная повинность населения поставлять продукты и фураж городам и армиям.

АНОМАЛИЯ (гр. anoraalia) – 1) отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность; 2) статистически значимое отклонение от случайной вероятности, которое не может быть объяснено в рамках существующих теорий.

АНОМИЯ (от фр. anomi – отсутствие закона) – нарушения в ценностно-нормативных системах личности и социальных групп, ценностно-нормативный вакуум, низкая эффективность социальных и, прежде всего, правовых норм.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи.

АНТАГОНИЗМ (от гр. antagonisma – спор, борьба) – противоречие, характеризующееся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.

АНТИДАТИРОВАТЬ (фр. antidater) – датировать документ или вексель задним числом.

АНТИКВАРИАТ (от лат. antiquarius – любитель, знаток древностей) – торговля старинными ценными предметами: картинами, книгами и др., а также совокупность таких предметов.

АНТИМОДА (гр. anti – против + фр. mode от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание) – точка минимума плотности статистического распределения.

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ – направленный против монополии, противодействующий ей.

АНТИНОМИЯ (гр. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми; противоречие между двумя правовыми нормами.

АНТИПАТИЯ К РИСКУ – предпочтение определенного, гарантированного, с минимальным риском, заранее известного исхода, рассчитанного результата проведения операции, сделки; осуществление экономического проекта в сравнении с предполагаемыми даже лучшими, но более рискованными результатами.

АНТИРЕФОРМАТОР (гр. anti – против + лат. reformator – преобразователь) – тот, кто выступает против реформ, препятствует их осуществлению.

АНТИТРЕСТОВСКИЙ – направленный против интересов трестов, монополий.

АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio) – 1) предвидение возможного развития в будущем, вероятность будущего хода событий; 2) пользование правом до его утверждения; 3) уплата денег по долговому обязательству до условленного срока; взимание налога ранее, чем предусмотрено.

АНТИЦИПИРОВАТЬ – предварить, то есть совершить что-либо ранее какого-либо срока или покрыть долг ранее срока события.

АНТРЕПРЕНЕР (от фр. entrepreneur – предприниматель) – 1) предприниматель – лицо, принимающее на себя риск основания нового бизнеса (компании); 2) менеджер и предприниматель в некоторых видах искусств, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и др.) – антрепризы.

АННУИТЕТ (нем. Annuitat от позд. -лат. annuitas – ежегодный платеж) – 1) вид долгосрочного займа, по которому кредитор ежегодно получает определенный доход (ренту), устанавливаемый с расчетом на постепенное погашение капитальной суммы долга вместе с процентами по нему; 2) равновеликие платежи, которые производятся (получаются) в равные промежутки времени в течение датированного временного периода. К таким платежам относятся периодические погашения кредита по компенсационным соглашениям, создание амортизационного фонда, взносы по страхованию, выплаты долга и т. д.; 3) страховой полис с равновеликими платежами.

АННУИТЕТ БЕЗВОЗВРАТНЫЙ – аннуитет, при котором уплаченные при страховании взносы в случае смерти застрахованного лица не возвращаются наследникам.

АННУИТЕТ ВОЗВРАТНЫЙ – аннуитет, при котором первая выплата осуществляется в определенный день в конце первого года после покупки.

АННУИТЕТ НЕДЕЛИМЫЙ – аннуитет, при котором выплачиваемый доход не подлежит делению между наследниками.

АННУИТЕТ ОСОБЫЙ – аннуитет, при котором доход выплачивается в течение определенного числа лет независимо от того, жив застрахованный или умер.

АННУИТЕТ ПЕРЕМЕННЫЙ – полис страхования жизни, при котором аннуитет немедленно обменивается на партию ценных бумаг из портфеля акций. После ухода на пенсию держатель полиса получает оплату в зависимости от накопившихся ценных бумаг, стоимость в долларах которых различается в зависимости от доходности портфеля акций. Цель – сохранение путем инвестирования акций покупательной способности аннуитета, который в противном случае обесценится вследствие возможных инфляционных процессов.

АННУИТЕТ ПОЖИЗНЕННЫЙ – аннуитет, по которому выплата ренты и списание задолженности прекращаются со смертью владельца; размер ежегодных выплат устанавливается исходя из возраста покупателя облигаций и статистики смертности населения.

АННУИТЕТ УСЛОВНЫЙ – аннуитет, выплата по которому обусловлена наступлением определенного события.

АННУИТЕТ ФИКСИРОВАННЫЙ – страховой полис, гарантирующий фиксированные выплаты в течение всей или периода жизни застрахованному лицу, независимо от колебания цен и уровня инфляции.

АННУЛИРОВАНИЕ (от лат. annulare – уничтожать) – 1) отмена, расторжение, прекращение, признание недействительным; 2) отзыв заказа на покупку или продажу, допустимый в любое время до выполнения заказа; 3) замена старого долга новым. В частности, может заменить старый долг с низким процентом новыми ценными бумагами с меньшей номинальной стоимостью, но с более высоким процентом.

АННУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ – прекращение действия договоров, противоречащих закону.

АННУЛИРОВАНИЕ ДОЛГОВ – полный или частичный отказ от платежей по всем займам, включая проценты; форма банкротства.

АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО – по- подача заявления об аннулировании лицензии в арбитражный суд в случаях: а) обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; б) неоднократного или грубого нарушения лицензиатом требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности; в) незаконности решения о выдаче лицензии; г) если в течение срока, установленного лицензирующим органом для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии арбитражного управляющего, лицензиат не представил заявления о возобновлении действия его лицензии в связи с устранением указанных обстоятельств. Решение об аннулировании лицензии арбитражного управляющего принимается лицензионным органом самостоятельно в случае, если лицензиат в течение трех месяцев со дня выдачи ему лицензии не уплатил лицензиионный сбор. Решение об отзыве лицензии арбитражного управляющего может быть вынесено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве), которое повлекло убытки для должника или его кредиторов.

АННУЛИРОВАНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ – отмена эмитентом прав, вытекающих из владения данными ценными бумагами, с одновременным уменьшением уставного капитала. Если эмитент аннулирует свои ценные бумаги, то регистратор вносит в реестр всю необходимую информацию, содержащуюся: в документах об изменениях, внесенных в устав эмитента, в соответствии с которыми количество ценных бумаг было уменьшено; в протоколе об итогах собрания владельцев ценных бумаг и/или совета директоров, утвердившего аннулирование ценных бумаг эмитентом; в документах, подтверждающих факт выкупа ценных бумаг эмитентом. Регистратор производит записи об аннулировании только тех ценных бумаг, которые содержатся на счете эмитента по выкупленным акциям.

АННУЛЯЦИЯ (от лат. annulo – уничтожаю) – процесс аннулирования ценной бумаги в случае ее потери; заключается, как правило, в трехкратной публикации соответствующего объявления в специализированной газете.

АНАРХИЗМ – теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П. Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж. Ж. Руссо. В России М. Д. Бакуния и П. А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами данной теории явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо. На практике анархизм не привел к осуществлению заложенных в его основу принципов и положений.

АНАРХИЯ (гр. anarchia) – безначалие, безвластие, отсутствие всякого управления; стихийность в осуществлении чего-нибудь, неорганизованность; полный беспорядок.

АНАТОЦИЗМ (от греч. anatokismos; англ. calculation of compound interest) – взимание процентов с процентов, т. е. исчисление процентов не только с первоначальной суммы, но и с нарастающих за истекшее время процентов.