Книга Интеллект и информация: назначение, содержание, работа - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Александрович Дресвянников. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Интеллект и информация: назначение, содержание, работа
Интеллект и информация: назначение, содержание, работа
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Интеллект и информация: назначение, содержание, работа

3. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для этих людей важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление Они хорошо запоминают запахи, для них важен тактильный контакт.

4. Полимодалы (дискреты, дигиталы) – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная среди людей.

5. К названным категориям людей можно добавить еще одну – интуиты (от лат. intueor – пристально, внимательно смотреть, мгновенно постигать), которые обладают таким типом репрезентативной системы, как внечувственное (сверхчувственное) или интуитивное восприятие. Затруднительно сказать какие органы восприятия человека находятся в его основе, по нашему мнению, они могут быть двух видов:

1. Определенные виды инстинктов подобные инстинктам животных. Такое интуитивное восприятие, например, проявляется как ощущение угрозы, опасности, возможности наступления какого-то маловероятного события.

2. Неосознаваемые духовные способности человека. Душа в этом случае проявляет себя как еще один орган чувств человека, ее развитие дает возможность интуитивного познания мира – непосредственного созерцания и, затем, интуитивного творчества – озарения.

Цитата. Авессалом Подводный: «Восприятие всегда сверхчувственно. Пять органов чувств суть лишь средства настройки внимания».

Память (memory, storage) – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании информации.

По связи с органами ощущений и восприятия человека (по преобладающему анализатору) различают виды памяти:

1. Наглядно-образная (зрительная) – память на образы в виде графических изображений. Этот вид памяти тесно связан с наглядно-образным мышлением и воображением. Характерна для визуалов.

2. Слуховая – память на звуковые образы. Характерна для аудиалов.

3. Моторная память, связанна с непроизвольным запоминанием движений. Характерна для кинестетиков.

4. Осязательная – память на тактильные ощущения. Характерна для кинестетиков.

5. Эмоциональная память, связанна с непроизвольным запоминанием эмоционально окрашенных событий, впечатлений, результатов поведения. Характерна для людей с доминирующим правым полушарием.

6. Словесно-логическая – память на образы в виде речевых, математических и других подобных символов, а также отношений между ними. Характерна для людей с доминирующим левым полушарием и дигиталов.

7. Цифровая – память на образы в виде цифровых знаков, представляющих количественные величины объектов. Характерна для дигиталов.

По длительности хранения памяти выделяют:

1. Сенсорную (иконическую) память – хранение 1,5 сек.

2. Кратковременную – от нескольких секунд до нескольких минут.

3. Долговременную – неограниченное время хранения.

Ощущения (апперцепции и н-аперцепции) поступившие из сенсорной памяти в кратковременную память назовем «впечатления», т.е. запечатленные, оставившие свой след ощущения.

Для успешности социально-экономической деятельности человека важны также два типа восприятия:

1. Восприятие времени – ощущение, образное представление временного пространства (прошлое, настоящее, будущее) в различных временных периодах (жизненный период, несколько лет, год, время года, месяц, неделя, сутки, час), длительности (хода) времени, скорости протекания времени, последовательности временных периодов (фазы жизненного периода, времен года, суток). Здесь важны кинестетическая и полимодальные репрезентативные системы.

2. Восприятие объемного пространства – образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Здесь важны, прежде всего, зрительная, кинестетическая, затем слуховая и полимодальная репрезентативные системы.

Говоря об управлении интеллектом восприятия, отметим, что необходимо выделить его стратегический и оперативный аспекты. Человек, прежде всего, воспринимает окружающий его мир через «призму» ценностей, верований, установок. Следовательно, осознавая свою миссию, формируя мировоззрение, он направляет поток внимания на то, что ему важно, избирательно воспринимает и оценивает полученную информацию. При этом интеллект восприятия совмещается с социально-культурным интеллектом.

Цитата. Иммануил Кант: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звёзды».

Оперативный аспект связан непосредственно с работой рецепторных систем, внимания и памяти. Он также должен быть управляемым – волевое внимание и запоминание.

Что из себя представляет эмоциональный интеллект?

Термин «эмоциональный интеллект» был предложен учеными Питером Сэловеем и Джоном Мэйером в 90-е гг., хотя до них значительный вклад в развитие данного научного направления был сделан Х. Гарднером, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Внутриличностный интеллект понимается им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» (Gardner, 1983, p. 239).

П. Сэловей и Д. Мэйер определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» (Salovey, Mayer, 1990, p. 189). Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2) регуляция эмоций; 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

При этом каждую составляющую конструкта они делили на две компоненты: первая была связана со своими, а вторая с чужими эмоциями.

В данном исследовании в содержание понятия «эмоциональный интеллект» включаются только собственные эмоции человека и умения управлять ими. Управление чужими эмоциями включено в понятие «социальный интеллект». Автор объясняет такое разделение, во-первых, тем, что эмоции могут быть связаны не только с людьми, но и с другими реалиями мира – физиологическими потребностями, переживаниями относительно самого себя, какими-то вещами и действиями в мире вещей.

Эмоции, чувства человека являются энергетическим, мотивационным фоном для его интеллектуальной и материальной деятельности; фактором и регулятором, значительно влияющим на их эффективность. В то же время эти состояния, если они являются положительными, продуктивными, сами составляют эмоциональный капитал человека, поскольку приносят ему психологическое, социальное и экономическое благо. Кроме того, эмоции мы рассматриваем не только как отражение степени удовлетворения потребностей, но и как познавательную часть структуры интеллекта человека, позволяющего ему воспроизводить объекты и явления, их определенные свойства, что также говорит о принадлежности эмоций к интеллектуальным способностям человека.

Определим эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) как психические состояния человека, проявляющиеся через переживания и являющиеся следствием его вероятностной, субъективной оценки: а) объектов, процессов, ситуаций внешнего реального мира; б) собственной линии поведения, поступков, а также внутренних состояний (эмоции как реакция на эмоции); в) степени удовлетворения индивидуальных потребностей.

Субъективная оценка, в свою очередь, осуществляется на основании ценностей, принципов, нравственных установок индивидуума, которые являются составляющими социально-культурного интеллекта человека, что говорит о тесной взаимосвязи эмоционального и социально-культурного интеллекта.

Эмоции как психические состояния проявляются через переживания и, следовательно, управление эмоциями фактически есть управление переживаниями с помощью искусственно, сознательно сформированных ментальных операторов.

Цитата. Вильгельм Швебель: «Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали – остается».

Артур Конан Дойл (Знак четырёх): «Эмоции враждебны чистому мышлению».

Переживания как определенные, конкретные эмоциональные состояния имеют модальность, интенсивность, длительность, частоту проявления, степень устойчивости, доминирование в проявлении.

Модальность в своих монопроявлениях рассматривается как положительная – стенические эмоции и отрицательная – астенические. Первые обычно связывают с процессами мобилизации, вторые – с процессами демобилизации функциональных возможностей человека: эмоция как мотиватор или как демотиватор. Мы же будем их связывать также с положительным или отрицательным вкладом в жизнь человека: эмоции, прибавляющее благо жизни или отнимающие его как у этого человека, так и у других.

С точки зрения модальности эмоцию (Э), выражаемую как субъективную оценку результатов жизнедеятельности можно выразить уравнением:

Э = ОР – ФР,

где ОР – ожидаемый результат (отношение, состояние, реакция, удовлетворенная потребность);

ФР – фактический результат (отношение, состояние, реакция, удовлетворенная потребность).

Если (ОР – ФР) ≥ 0, то стенические эмоции;

иначе – астенические эмоции.

В ходе жизни происходит постоянная оценка таких результатов и, хотя они остаются в прошлом, но, накапливаясь, усиливаясь и доминируя, значительно влияют на будущее человека.

Эмоциональные психические состояния по своей интенсивности выделяются как нормы, патологии, пограничные психические состояния. Норма характеризуется, прежде всего, адекватностью психического отражения реальной действительности и адекватной реакцией на ее воздействие. Соответственно, нарушение нормы, т.е. интенсивность крайней степени, ведет к патологии и далее к пограничным состояниям: неврозам, психопатии, аффектам.

В соответствии с формулой, чем больше разница между ожидаемым и фактическим результатом, тем более интенсивной является эмоция.

Аффект – очень сильное, ярко выраженное эмоциональное состояние, возникающее, как правило, в экстремальных условиях и полностью поглощающее внимание человека. Аффект является очень интенсивным, но коротким.

Цитата. Карл Густав Юнг (Ответ Иову): «Лучше признаться себе в наличии аффекта и отдаться под его власть, чем путём всякого рода интеллектуальных операций или бегства, продиктованного чувством, уйти от себя. И хотя посредством аффекта человек копирует все дурные стороны насилия и, значит, берёт на себя все свойственные тому пороки, всё же целью такой коллизии является именно это: она должна проникнуть в него, а он должен претерпеть её воздействие. Стало быть, он будет аффицирован, ибо иначе воздействие его не затронет. Однако ему следует знать или, точнее, познакомиться с тем, что его аффицировало, – ведь тем самым слепоту силы и аффекта он превратит в познание».

По длительности и интенсивности также выделим: оперативные эмоции, настроения, эмоциональные стрессы, чувства, страсти.

Оперативные эмоции – это те краткосрочные переживания, которые человек испытывает в процессе своей жизнедеятельности как отношение к текущей или предполагаемой ситуации.

Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается не глубиной, а постоянством в краткосрочной перспективе (в долгосрочной оно может меняться) и ярко выраженной модальностью – «хорошее» или «плохое» настроение.

Цитата. Джером Дэвид Сэлинджер (Над пропастью во ржи): «Когда настроения нет, все равно ничего не выйдет».

Несмотря на то, что настроение краткосрочно и в долгосрочной перспективе изменчиво, человеку присущи определенные настроения, которые проявляются чаще всего и формируют его эмоциональный фон.

Эмоциональный стресс – это эмоциональное состояние, характеризующееся напряжением, возникающим у человека под влиянием сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Эмоциональный стресс, по определению Г. Селье, может быть в норме – эустресс или переходить в патологию – дистресс.

Цитата. Медведев Дмитрий (Черчилль: Частная жизнь): «При работе над своими книгами Черчилль проявлял завидное трудолюбие. Один из его помощников вспоминает: – Я никогда не видел его усталым. Он всегда был организован словно часовой механизм. Он знал, как правильно сублимировать жизненную энергию и как ее правильно расходовать. В процессе работы Уинстон превращался в настоящего диктатора. Он сам устанавливал для себя безжалостные временные рамки и выходил из себя, если кто-то ломал его график. Секретарь Черчилля Грейс Хэмблин добавляет: – Без сомнения, Уинстон строгий начальник. Он постоянно подгонял нас, редко балуя похвалой. Погружаясь глубоко в работу, он требовал от других подобной же самоотдачи, считая это своим правом. Со временем мы стали осознавать, что нам, работающим с ним в условиях стресса и перегрузок, представилась уникальная возможность наблюдать красоту его динамичной натуры и испытывать на себе проявления его благородного характера».

Чувства – глубокие по интенсивности и очень длительные эмоциональные состояния, направленные на определенный объект.

Цитата. Ларошфуко: «Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце».

Т. Карлейль: «Самое неприятное чувство – это чувство собственного бессилия».

Ф. Честерфилд: «Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. И пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред».

Страсть – это интенсивное и длительное чувство, которое доминирует в структуре переживаний. Страсть по интенсивности приближается к аффекту, а по длительности проявления – к чувствам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги