На деньги, которые оказались потрачены на этих выпускников, страна могла бы, к примеру, добавить к пенсиям каждого из 37 миллионов пенсионеров по 500 рублей. И пенсионеры могли бы покупать на них ежемесячно, скажем, по 10 кг апельсинов и бананов, то есть заметно оздоровить своё питание. И вот эти 10 кг фруктов в месяц на пенсионера на протяжении как минимум года выбрасываются на свалку. Может ли подобное явление повысить уровень жизни?
А ведь можно было бы на эти деньги построить и новые дороги, больницы, автобусы, поезда. Но их не построили, потому что деньги просто выкинули, как мусор. Или ещё хуже – построили тысячи новых вагонов или сотни самолётов и тут же их спалили.
Наивно полагать, что от столь легкомысленного поведения молодых людей, которые, обучившись за солидную плату в колледже или институте, пошли работать не по специальности, выигрывают преподаватели, получающие за счёт таких студентов зарплату. Какое-то время они, возможно и выигрывают. Но в отдаленной перспективе такие выигрыши непременно приводят к проигрышам. Почему?
Макроэкономика подчиняется законам, по которым чем больше общество в целом тратит впустую (то есть, проедает, а не вкладывая в развитие своей профессиональной базы), тем выше в нём уровень инфляции и заметнее разрыв в уровне жизни между богатыми и всеми остальными. Это очень просто. Чем выше производительность труда, тем меньше инфляция. А производительность труда тем выше, чем больше в стране эффективно занятых профессионалов. То есть, чем больше граждан работает не по полученной профессии, тем благоприятнее условия для роста инфляции. Но где высокая инфляция, там труднее зарабатывать преподавателям. И пенсии никогда не обеспечивают приемлемого уровня жизни. Значит, что делают преподаватели, которые в стремлении поскорее заработать умышленно не помогают ученикам понять, подходит ли им избранная специальность? Как бы желчно по отношению к ним это ни звучало, но такие преподаватели рубят сук, на котором сидят. Этим они ничем не отличаются от пивоваров, стремящихся любой ценой увеличить объёмы потребления пива даже за счёт молодежи.
Первые пару десятков лет такие пивовары получают стабильно растущую прибыль, а потом, когда из-за чрезмерного потребления пива в стране резко сократится количество работоспособных граждан и вырастет количество неработоспособных алкоголиков, «стреляющих» на пиво у прохожих – сократится не только потребление пива (и, стало быть, прибыль от его производства), но и вообще вся экономика. Некому станет производить качественные товары и услуги. То есть, упадёт производительность труда, до небес взлетит инфляция и вся накопленная за прошлые годы прибыль в миг обесценится.
Иными словами, поступать по принципу «мои деньги – на что хочу, на то и трачу» безответственно не только по отношению к самому себе, но и по отношению страны, в которой живешь. Говоря проще, в стране «лохов» и транжир нормально жить нельзя.
1.2. О праве на ошибку
Разумеется, право на ошибку молодёжь имеет. Только обязательно ли этим правом пользоваться? Известна притча про одного из древнеримских правителей, который приказал казнить сенатора, «ошибочно» высказавшегося против объявления этим правителем войны Египту.
– Конечно же, ты имеешь законное право на ошибку! – торжественно провозгласил диктатор, готовясь вынести незаконный по своей сути приговор в укромном от людских глаз месте тайно доставленному туда недругу. – Но точно такое же право имею и я. Ты ошибся, пойдя против мнения большинства и заклеймив меня позором алчущего золота агрессора. И наказывать тебя за это не следует. Однако я казню тебя, потому что также как и ты имею право на ошибку.
Согласен: сравнение слишком жестокое и не для нынешней жизни. Тем не менее, оно показывает, к какому непредсказуемому, но, увы, весьма трагичному абсурду можно прийти, пренебрегая ошибками и не стараясь их не совершать совсем. Да, на ошибках учатся. Только мудрые китайцы обычно к этому добавляют: но лучше учиться на чужих ошибках.
Но довольно песен о главном – о беспредельной важности наиболее для себя верного выбора профессии. На самом деле проблема поиска профессии, которая в действительности станет любимой и главной, двояка по своей сложности. С одной стороны, при нынешнем многообразии сфер деятельности и многообразии специальностей даже умудренному жизненным опытом человеку трудно определить, что для него или для его сына (дочери) подходит больше. Однако если вы с детства не увлеклись каким-либо видом творчества, будь то музыка или конструирование моделей, или что-то другое, к которому вас всё время тянуло и к окончанию школы вы в этом деле фактически преуспели, то, по сути, любая профессия, не имеющая каких-либо жёстких ограничений по здоровью, может оказаться вашей. Во всяком случае, вам будет по плечу практически любое дело.
1.3. Что зависит от способностей и склонностей?
Разумеется, многое зависит от ваших общих умственных способностей и склонностей. Одни профессии требуют, скажем так, более развитого левого полушария мозга, то есть индивидуальной склонности человека к логической работе с цифрами и формулами, а другие – более развитого правого полушария, то есть развитого воображения, стремления к общению с людьми, к работе с реальными предметами вместо документов и цифр.
Причём во втором случае речь идёт не о собственно творческих профессиях, требующих особых, специфических способностей (например, музыкального слуха, актёрских данных, врождённого умения фантазировать и т.п.), а о профессиях массовых, главное в которых – либо умение создавать что-то нужное людям своими руками (пусть и при помощи техники), либо позитивно общаться с людьми, находить компромисс, оказывать осязаемую помощь, передавать другому человеку свои знания, принимать решения и в какой-то степени разгадывать загадки.
Не трудно догадаться, что первые профессии (профессии логического характера) включают в себя, например, такие сферы человеческой деятельности, как программирование, техническое обслуживание различной аппаратуры, технико-математические расчёты в разных областях (конструирование, строительство, академическая наука, составление бизнес-планов), работа с финансами, бухгалтерия и аудит и другие подобного рода.
К профессиям же гуманитарного характера (вторые из нашего ряда) относятся специальности, кажущиеся на первый взгляд не имеющими ничего общего между собой – например, маляр, слесарь-сантехник, электрик, мастер по укладке плитки; продавец, портной, менеджер по оптовым продажам, учитель; спасатель, пожарный, милиционер, адвокат, нотариус, парикмахер, врач, лесовод, охотовед, эколог и другие профессии, основанные либо на постоянном контакте с людьми, животными, природой, либо на изготовлении чего-то конкретного для нужд человека.
Как видим, всё это профессии массовые, доступные практически любому человеку, успешно завершившему образование в средней школе (для освоения многих профессий этого ряда бывает достаточно и девяти классов, хотя многие профессии также требуют и обучения в высшем учебном заведении) – независимо от того, какое полушарие развито у человека. Нередко, кстати, из прирожденных математиков вырастают отличные адвокаты и даже музыканты. Но это уже отдельная тема для разговора. Сейчас же важно уяснить следующее:
большинство современных профессий – и логического характера, и гуманитарного – доступны большинству образованных людей;
нельзя застраховать себя от ошибки в выборе профессии, который вы делаете только потому, что итоговая оценка по какому-то из школьных предметов у вас оказалась выше и с вашей точки зрения «твёрже», чем по всем остальным предметам;
специфичность работы вашего мозга сама по себе не гарантирует вам успех на том или ином профессиональном поприще и не закрывает дорогу в ту или иную профессиональную сферу.
То есть, если у вас, как вы считаете, развито лучше левое полушарие (к примеру, решать задачки по математике и физике вам интереснее и проще, нежели учить биологию, рисовать или, скажем, что-то мастерить руками), это вовсе не значит, что дорога в сферу гуманитарных профессий вам однозначно закрыта, а работа с техникой или вычислительными приборами у вас непременно будет получаться лучше работы с людьми.
1.4. Не притягивайте «за уши» ваш интерес к профессии!
Выпускник школы, успевавший на «отлично» по математике, вполне может стать хорошим учителем. И не только математики, но любого другого школьного предмета. При одном условии. Если ему на самом деле интересна профессия преподавателя. Здесь ни в коем случае не следует лукавить, обманывая самого себя.
Сомнительное решение нередко принимают под давлением обстоятельств. Например, вы из династии педагогов-географов, и родители настаивают на том, чтобы их сын (дочь) эту династию продолжили. Или, что более распространено, поблизости от дома работает только педагогический институт, но самый маленький конкурс в нём на преподавателя ОБЖ. Идти в данном случае по пути наименьшего сопротивления (не хочется родителям перечить, боюсь не пройти по конкурсу и т.п.) – самый неперспективный путь.
Хотя, окончательное решение каждый должен принять всё-таки сам. Ведь ошибиться за вас вполне могут и профессиональные психологи, специализирующиеся на профориентации школьников. Единственное, что было бы по всем статьям корректно советовать, это банально семь раз отмерить перед тем как один раз отрезать. То есть хорошо подумать, прежде чем сделать окончательный выбор. А для этого необходимо получить о желаемой профессии как можно более полную, исчерпывающую информацию. И, разумеется, наложить эту информацию на свои собственные представления о профессии, предварительно разобравшись еще и в том, что вы действительно хотите от жизни.
Если после всего этого окажется, что ваши представления о профессии не только не совпадают с реальной информацией о ней, но и вызывают в вас некоторое разочарование, возникает повод задуматься вторично – на этот раз о том, так ли уж вам нужна эта профессия.
Приведу простой пример. Один мой очень хороший знакомый школьник ещё в восьмом классе всерьез заинтересовался профессией менеджера по туризму. Настолько, что начал потихоньку собирать об этой профессии информацию. Когда же ему разъяснили, что менеджер по туризму – это прежде всего офисный работник, а не лицо, которое разъезжает по разным странам, сопровождая группы туристов, а тот, кто сопровождает группы туристов, является, как правило, гидом, то интерес этого молодого человека к учебе в туристическом колледже резко снизился.
Парень понял, что эта профессия гида ему недоступна, а менеджера по продаже путёвок не интересна.
Сторонники активной жизненной позиции здесь могут пожурить моего знакомого за элементарную лень. Парень, дескать, просто не хочет преодолевать трудности. Я с ними в этом непременно соглашусь. Трудности преодолевать полезно и нужно, так как это само по себе улучшает работу мозга и повышает жизненный тонус. Весь вопрос в индивидуальных особенностях характера человека. Из которых, однако, нередко следует, что не все трудности и не каждому человеку желательно преодолевать.
2. Когда не стоит преодолевать сомнения. Или признаки не «вашего»
Говоря проще, человек устроен так, что преодоление трудностей для него далеко не всегда полезно.
Я лично был свидетелем такого, не особенного полезного (если не вредного) преодоления трудностей. Перед тем как поступить в МГУ на факультет журналистики, я четыре года отучился в одном из провинциальных музыкальных училищ. Так вот со мной в группе упорно осваивала профессию преподавателя детской музыкальной школы одна очень добросовестная девушка. Она была настолько добросовестной и пунктуальной, что даже лекции по школьным предметам переписывала каллиграфическим почерком в специальную, красиво оформленную тетрадь, тратя на это массу лишнего времени. При том ей приходилось также много времени тратить на заучивание всех этих записей наизусть.
И по всем предметам, которые требовали только запоминания пройденного материала, моя однокурсница получала, в основном, пятёрки. Но вот главный, специальный, предмет – исполнение на баяне – ей давался чрезвычайно тяжело. Как выяснилось уже в конце учёбы, поступила она в училище, получив по специальности твёрдую четверку, исключительно из-за небольшого конкурса. Разумеется, в её игре тогда присутствовало главное для начинающего музыканта – культура извлечения звука из инструмента. И произведения, требующие невысокого уровня исполнительской техники (уровня музыкальной школы) она сыграла в принципе хорошо.
Кстати, я исполнял более сложные произведения, сыграл их с моей тогдашней точки зрения безукоризненно, но получил тройку. В пору было посчитать, что музыкант из меня вообще не получится. Увы, я очень сильно заблуждался. В итоге всё оказалось как раз наоборот. Я в конце учёбы получил диплом с отличием и приглашение в консерваторию, а она баян еле вытянула на «три».
Уже безо всяких обид я выяснил у заведующего отделением, почему наши вступительные оценки так отличаются от дипломных. Ирина так усердно занималась, с таким трудом преодолевала трудности, буквально пробивалась к «Олимпу» завершения учёбы. В отличие от меня, который, хотя и не прохлаждался, но занимался всё-таки в значительно меньшей степени. Во всяком случае, я успевал и печататься в местных газетах, и писать фантастический роман, много читал не по учебным темам, пытался даже писать музыку, часто ходил на лыжах и ездил к родителям. Что же получается? Меня в момент поступления недооценили, а её на госэкзамене «засудили»?
Но завотделом быстро охладила мой пыл, убедительно объяснив, что в момент поступления мой инструмент звучал хуже, чем у Ирины.
– Но не забывай, что ты парень, – отметила Таисия Павловна. – Девчонки на баяне всегда играют хуже, в подавляющем большинстве случаев. Имеется в виду после училища. Этот инструмент ведь требует физической силы. Ей бы (т. е. Ирине) на домре, наверное, пошло бы лучше. Мы ей, кстати, предлагали. Но она не захотела, решила добиться своего. И здесь комиссию подвела принципиальность. Раз лучше сыграла, значит и лучшую оценку должна получить. Но…, – тут Таисия Павловна многозначительно усмехнулась. – Тогда я спорить не стала. Знала, что ты тоже пройдёшь. Если бы для тебя возник шанс «пролететь», я билась бы за твою четверку до последнего. Что же касается её госэкзамена, то ты сам слышал, как она играла. Она ведь не случайно слетела на последней ступеньке. У нее с первого курса не заладилось. Что поделаешь? Ошиблись, думали, что сможем вытянуть на приемлемый уровень. Но не вышло.
К счастью, жизнь у Ирины от этой тройки не испортилась. Она и не мечтала стать первоклассным исполнителем. После училища устроилась на работу в музыкальную школу, где чувствовала себя отлично. Другое дело, стоило ли так упорно добиваться своего на баяне, если домра ей подошла бы больше. Возможно, домра открыла бы ей большие перспективы в жизни. А главное – не пришлось бы так мучиться, занимаясь по пять часов в день только ради какой-то тройки.
***
Поступить – ещё не получить профессию.
Не поступить – ещё не значит с нею распрощаться
Этот эпизод наглядно показывает ещё и то, что, принимая у вас вступительные экзамены, даже опытные преподаватели рискуют вас дезориентировать в выборе профессии. Многие студенты-первокурсники уверены, что теперь-то они точно станут специалистами в избранной области – раз поступили, да ещё выдержав конкурс. В первую очередь такой уверенностью (или самоуверенностью) страдают вчерашние школьники, прорвавшиеся на учебу в творческое учебное заведение – театральное, литературное, художественное, музыкальное. Кстати, по двум последним из этого ряда конкурсы всегда заметно меньше, чем по двум первым. Почему?
Да потому что в художественное училище необходимо предоставить свои готовые работы, то есть, по сути, нужно уже уметь рисовать. А в музыкальное училище вообще берут, как правило, только после окончания музыкальной школы. Что легче – выучить отрывок прозы и басню, чтобы прочитать их перед комиссией в театральное училище, или подготовить к исполнению, скажем, на скрипке пять музыкальных произведений разной формы? С другой стороны, комиссия в музыкальном училище может ошибиться именно из-за того, что абитуриент уже хоть как-то исполняет. А это, как показывает опыт, мешает определить истинный уровень способностей абитуриента. В театральное же учебное заведение идут, как правило, совершенно неподготовленными. И вот тут способности видны как на ладони. Умеет ли абитуриент спонтанно создавать образ на сцене? Может ли он преодолевать стеснительность, робость? Что для его души и подсознания важнее – смысл читаемого произведения или стремление не показаться дурачком на сцене?
Если преобладает первое – преподаватели актёрского мастерства сами собой перестанут шептаться и невольно заслушаются незнакомого юношу или девушку. Это значит, у претендента на самом деле есть актёрские способности, которые можно развить до уровня профессионализма. Но если исполнитель думает только о том, как бы не ошибиться, как бы не показаться хуже, чем он есть на самом деле – экзаменаторы волей неволей начнут отвлекаться, может быть и зевать. Значит, юное создание не способно привлечь к себе внимание – какой же из него получится актёр?
Мы вовсе не отвлеклись от темы. Изложенное выше полезно знать не только тем, кто собирается стать актёром, музыкантом или художником. Какая бы профессия вас ни интересовала, вам предельно важно усвоить следующее:
1. Настойчивость и упорство в сфере, к работе в которой вы имеете противопоказания как со стороны здоровья, так и со стороны специфических особенностей вашего характера (а нередко и вашей физиологии, включая строение костно-мышечного аппарата) – очень похожи на попытки протаранить стену лбом.
Встречаются, конечно, в жизни супероригиналы (в хорошем смысле), которые, к примеру, достигают мастерства в единоборствах и даже в спортивном плавании без… обеих рук. Это – люди-легенды, люди-сенсации. Вряд ли целесообразно, ориентируясь на таких одиночек, строить свою собственную жизнь. Потому что, обидев этих героев, Природа в ответ наградила их мощными, по сути фантастическими, компенсаторными функциями. Упорство в достижении цели не должно превращаться в истеричное упрямство.
Любые мучения в любом деле (будь то занятия спортом или музыкой), трудное преодоление спонтанно возникающего чувства неприятия занятия (будь то продажи или уход за тяжело больным), неимоверная усталость, возникающая от работы практически с момента её начала – это очень серьёзные признаки вашей сугубо индивидуальной непригодности к данной профессии. Полагаться на то, что упорные занятия в конце концов снимут с вас эти признаки – по меньшей мере рискованно. И никакая объективная возможность большого заработка после предполагаемого освоения дела, к которому вас не тянет в силу ваших индивидуальных особенностей, даже если в этой сфере образовался огромный дефицит кадров, не сведёт этот риск к минимуму. Слишком высока вероятность, что вы просто не сможете работать по профессии, полученной благодаря вашему упрямству;
2. Ни оценки ваших способностей, которые вам поставили преподаватели школы (и специальной школы тоже – музыкальной, художественной, спортивной и т.д.), ни мнения ваших родителей и друзей, ни результаты тестирования вас психологом, ни даже оценки, полученные вами на вступительных экзаменах, не гарантируют, что избранная вами профессия непременно окажется вашей.
Потому что, во-первых, ошибиться в определении способностей другого человека могут даже высококлассные специалисты в этой области. Иначе бы в мире не было так много, как сейчас, специалистов не по диплому, а по призванию. К тому же, ошибаясь за вас, ваши школьные учителя, родители, друзья, экзаменаторы в учебном заведении ничем не рискуют. И если из вас не получится тот, о ком они вам говорили, – всегда можно пожать плечами и сказать, что вы, по-видимому, просто плохо учились или выбрали не то заведение. Вам-то от этого легче не станет;
3. И наоборот. Вас могут отговаривать друзья, родители, школьные учителя, преподаватели учебного заведения. На экзаменах вы можете получить очень низкую оценку по предмету, который более всего соотносится с избранной вами специальностью. Вы можете даже не попасть в желанное учебное заведение. И добиться при этом своей мечты – стать именно тем, кем хотели. И преуспеть именно на этом поприще. Примеров тому в жизни немало.
Юрий Никулин, к примеру, очень хотел стать драматическим актёром, но его не принимали в театральное училище. В конечном итоге он стал не только знаменитым артистом цирка, как ему однажды в шутку посоветовали на вступительных экзаменах в театральное учебное заведение, но и овладел актёрским мастерством. И сыграл в своей жизни роли не только комические, но и драматические (вспомним, к примеру, фильмы «Чучело», «Андрей Рублёв»). Другой показательный пример – Альберт Эйнштейн. В школе он имел жирную «пару» по математике и «трояк» по физике. Удивительно, но факт.
Очень известного в России детского хирурга Леонида Лёнюшкина в детские годы вообще выгнали из школы за то, что, будучи сыном священника, на уроке чтения вслух назвал дураком Костылина из «Кавказского пленника» Льва Толстого. Осваивать программу средней школы ему пришлось полностью самостоятельно. Однако он на отлично сдал экзамены в медицинский институт и научился делать уникальнейшие операции.
Так что неудача при попытке поступить учиться на того или иного специалиста – ещё не повод резко менять курс. Его следует сменить только в одном случае – если смена выбора профессии (в случае, скажем, неудачи на вступительных экзаменах) даётся вам легко, то есть у вас не возникает по этому поводу ни малейшего сожаления;
4. И, наконец, банальное, но предельно важное.
Совершенно неправильно выбирать профессию, исходя из своего личного, как правило скороспелого и весьма неточного, представления о престижности (высокой доходности и т.п.) той или иной профессии (сферы труда).
Опыт многих людей из числа вынужденно сменивших полученную в вузе специальность убедительно говорит о том, что нет ничего труднее в жизни, чем удержаться на работе по профессии, в которой из-за недостатка специфических способностей вам не удаётся достичь заметного успеха в течение первых пяти-шести лет работы. В чём это выражается?
Прежде всего в том, что дипломированный специалист никак не может завоевать авторитет специалиста (по своему диплому) в глазах своих коллег, руководства да и просто окружающих его друзей и знакомых. Представьте ситуацию, когда у вашего начальства или коллег по отделу на фирме, или просто друзей (родных) возникла необходимость поручить кому-нибудь работу вашего «родного», то есть обретённого в учебном заведении профиля, но именно вас они по этому поводу и не воспринимают всерьёз. Вы им говорите: «Поручите мне, я это умею». Но в ответ – в лучшем случае добродушная улыбка, в худшем – сухая реплика типа «займитесь своими прямыми обязанностями». Которые, однако, вы вообще не планировали исполнять после учёбы. Обидно до слёз, не так ли?
Проходят годы упорного поиска работы по специальности, а вам всё не поступает серьезных предложений по работе – ни от руководства фирмы, в которой вы с горем пополам пристроились исключительно ради зарплаты, ни от других работодателей – несмотря на постоянные рассылки своего резюме по электронным адресам разных фирм нужного вам профиля. При этом неуспешный специалист, как правило, выполняет работу, далеко не во всём соответствующую, а то и совсем не соответствующую своему диплому: ему ведь надо жить на что-то, содержать семью, помогать родителям.
Примеров того, как неудавшемуся специалисту приходится, грубо говоря, мыкать горе, тщетно пытаясь взять у судьбы реванш (т.е. обрести, наконец, вожделенное место работы), можно привести массу.
Лично я нередко встречаю своих коллег по диплому (со специальностью «журналистика»), с самого момента окончания университета вынужденно работающих, в лучшем случае, пресс-секретарями или менеджерами по размещению рекламы в прессе, либо менеджерами по продажам. И большинство из них не теряют надежды устроиться в газету или журнал, периодически покупая газеты объявлений о вакансиях, «вешая» свои резюме на сайтах по трудоустройству и отправляя письма с предложениями в ответ на объявления фирм о наборе журналистов.