Клинический. Работа в стационарных стоматологических клиниках: проведение сложных челюстно-лицевых операций, медсестра помогает хирургу, готовя и подавая инструменты и лекарства.
Профилактика и косметология. Работа, как правило, в частных и реже государственных клиниках: приём и осмотр пациентов, назначение программы профилактических процедур, очистка зубов от камня, отбеливание, выравнивание зубов и прочие косметологические процедуры.
Зубное протезирование. Работа в государственных ортопедических кабинетах и частных салонах зубного протезирования: подбор и изготовление зубных протезов для каждого пациента, подгонка протезов, повторные осмотры и консультирование пациентов с полученными протезами, включая вставные челюсти.
Очевидные плюсы
Как правило, высокие доходы, работать приходится в подавляющем большинстве случаев в хорошо оборудованных комфортных помещениях, удобный график работы. Осознание значимости профессии в жизни людей.
«Подводные камни», очевидные минусы
Как правило, высокий конкурс и конкуренция среди стоматологов и протезистов в наиболее доходных местах (кроме сельской местности, где много в любом случае пока не заработаешь, а пациенты чаще всего – чрезвычайно запущенные), высокая ответственность за жизнь пациента, так как редко, но случается, что пациента умирает или становится инвалидом прямо в стоматологическом кресле из-за непереносимости организмом того или иного химического вещества. Всё время приходится «ковыряться» в чужих зубах. Очень трудно работать людям с обострённым обонянием и неуравновешенным характером, так как работа фактически ювелирная.
Возможные профессиональные заболевания: остеохондроз, аллергии, кистей рук – риск умеренный.
Вилка зарплат (в рублях в месяц)
В Москве и Московской области: 40 000 – 250 000 (чаще около 70 000)
В крупных областных центрах: 20 000 – 100 000 (чаще около 50 000)
В глубинке России: 15 000 – 50 000 (чаще около 30 000)
В принципе, эта профессия кажется понятной каждому, кто хотя бы раз в жизни серьёзно пролечился у стоматолога. И тем, кого ещё при входе даже в сияющую белизной частную стоматологическую клинику, приходит в состояние дискомфорта только от одного запаха используемых в стоматологии лекарств, лучше и не думать о возможных больших заработках стоматолога, включая ортопеда. Получить право лечить зубы, конечно, можно и окончив средне-специальное медицинское учебное заведение, однако сегодня пациенты стоматолога всё чаще приходят со столь серьёзными диагнозами, что у не очень опытного стоматолога со средне-специальным образованием может просто не хватить требуемых знаний. К тому же, не имея высшего образования, в этой области трудно найти хорошее место ни в государственной, ни тем более в частной клинике. И даже если стоматологу без высшего образования выдадут лицензию на осуществление частной практики, вряд ли какой-либо из банков выдаст ему кредит на закупку необходимой для работы аппаратуры.
Кстати, в этом плане (плане открытия собственного бизнес или просто частной практики) стоматологи откровенно проигрывают врачам соматического и психиатрического профиля, которым, чтобы оказать пациенту первую помощь на дому, далеко не всегда нужно иметь при себе что-то типа дорогостоящей бормашины. Так что если стоматология и протезирование в ней влечёт вас исключительно из-за денег, то лучше вначале как следует подумать, готовы ли к жёсткой конкуренции со стороны ваших коллег, многие из которых окажутся намного более опытными, чем вы, когда начнёте искать работу. Другое дело, если ради работы стоматологом вы окажетесь морально готовы переехать в любой регион России, где рады любым кадрам, в том числе и совсем не опытным. В сёлах и «запущенных» с социально-производственной точки зрения районах спрос на услуги стоматологов и протезистов в ближайшие 10—15 лет прогнозируется высокий.
А уже кем вам лучше подойдёт – ортопедом, хирургом или терапевтом – решайте сами. Думается, что успешным ортопедом легче стать и интереснее работать человеку с технической жилкой в характере, любящему что-то мастерить своими руками.
Санитарный врач, врач-гигиенист
Специальности – гигиена, санитария, эпидемиология
Специализация по отраслевому и социально-возрастному принципу (гражданская, военная, производственная, детская и подростковая)
Примечание. Обучение в вузе проходит по широкому профилю, специализацию выпускник выбирает самостоятельно либо на старших курсах (спецсеминары и спецкурсы, кафедры и темы для защиты диплома) либо при устройстве на работу.
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Высшее (врач-эпидемиолог, врач-гигиенист) – медико-профилактические факультеты медицинские вузов (институтов, академий, университетов), а также медико-биологические и медицинские факультеты академических университетов, имеющие отделения либо кафедры санитарной (гигиенической, профилактической) медицины.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Не требуются, однако необходимо обладать высокими обще-академическими способностями, отличной логической и детализированной памятью. Важно со школьной скамьи обнаружить в себе выраженный интерес к биологии, особенно к его разделу о микроорганизмах, и гигиене.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования
Как и у будущего врача общей медицинской практики.
Характер и содержание работы
Санитарно-профилактический. Работа на санитарно-эпидемиологических станциях, в санэпидлабораториях клинических центров, а также предприятий пищевой промышленности или в других органах санитарного контроля, в том числе в детских учреждениях: проверка качества продуктов питания и готовых блюд из них на бактериальную осеменённость, выборочная проверка разной другой продукции, включая непродовольственную (например, детские игрушки) на соответствие нормам безопасности, в том числе химической и радиационной; участие в рейдах по торговым точкам и промышленным предприятиям, проведение совместных акций со специалистами экологического контроля (в том числе экологической милиции), составление протоколов о выявленных нарушениях и загрязнениях, наложение запрета на реализацию и использование того или иного загрязненного товара или продукта и составление актов о взыскании штрафов с нарушителей санитарно-эпидемиологических норм, проведение санитарных экспертиз в жилых и других зданиях, подвалах, цехах, а также проведение дезинфекционных и других санитарных работ по очистке помещений от опасных для здоровья людей факторов.
Оздоровительно-гигиенический. Работа в санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных центрах, в диетологических лечебных, детских и других учреждениях с целью выявления и устранения недостатков питания людей с точки зрения диетологии, а также других условий, не позволяющих людям вести здоровый образ жизни (например, повышенная или пониженная влажность воздуха в жилом или рабочем помещении, обилие шума, слабая двигательная активность детей, находящихся в детском учреждении, и т. д. из этого ряда).
Научный. Работа в соответствующих научно-исследовательских учреждениях.
Очевидные плюсы
Интересная работа, помогающая предотвращать вспышки эпидемий и ухудшение здоровья людей, высокий профессиональный статус врача, высокий социальный статус.
«Подводные камни», очевидные минусы
Во многих случаях физически неприятная работа, возня с выращиванием микробов в чашках Петри, обходы мест с антисанитарными условиями, риск инфицироваться, конфликты с людьми, которым приходится запрещать продажу опасного для здоровья покупателей товара, закрывать рабочие помещения, не соответствующие нормам безопасности, к тому же россияне в большинстве своём пока не считают эпидемиологов и гигиенистов людьми, действительно заботящимися о здоровье граждан, подозревая их в меркантильности (взятки) и халатности (безответственное отношение к исполнению профессионального долга). Зарплата, неадекватная полученному образованию и затрачиваемым усилиям.
Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, нервное истощение, аллергические реакции, последствия перенесённых инфекций – риск умеренный.
Вилка зарплат
В Москве и Московской области: 25 000 – 40 000
В крупных областных центрах: 15 000 – 30 000 (чаще 22 000)
В глубинке России: 9000 – 25 000 (чаще 15 000)
К сожалению, профессия санитарного врача в глазах нынешней молодёжи (увы, и не только молодёжи) выглядит не очень привлекательно. Конкурсы на факультеты медико-профилактической (санитарно-гигиенической) медицины всё равно есть и требования к поступающим остаются высокие, но… это, как правило, из-за того, что на лечебные, акушерские и менеджерские (организация лечебного дела и управление учреждениями здравоохранения) факультеты поступить ещё труднее, а стать медиком хочется. Почему такая несправедливость в отношении столь важной для цивилизованного общества когорты специалистов.
Вполне возможно, что у значительно части молодёжи в отношении профессии санитарного врача-гигиениста в уме возникает некий социально-коммерческий комплекс, связанный с тем, что санитарный врач никого не лечит и, соответственно, не имеет возможности ни вырасти в звезду медицины (скажем, нейро- или микрохирургии, кардиологии, косметической хирургии м т.д.), ни создать собственную лечебную клинику, ни просто успешно заниматься частной практикой. Разумеется, те, кто, не желая испытывать судьбу при поступлении на более престижные факультеты, сообразил поступить на санитарный, потом не раскаиваются и уже в процессе обучения, что называется, входят во вкус, начиная понимать, насколько работа в области санитарно-профилактической медицины интересна и перспективна в плане карьеры.
Во-первых, эпидемиолог – фигура для любого населённого пункта всё-таки весьма и весьма важная и уважаемая. Только уважают его больше не рядовые жители города (городского) района или посёлка, а его руководители.
Впрочем, там, где санэпидстанция и санитарные врачи действительно радеют о благе жителей подконтрольной территории, они также пользуются заслуженным уважением. Потому что на самом деле все мы хотим, чтобы в подвалах наших домов не водились комары, детские учреждения сияли чистотой и ухоженностью, из водопроводных кранов наших квартир текла чистая питьевая вода, а торговля не травила нас испорченными и просроченными продуктами.
Второе направление профилактической медицины – это пропаганда здорового образа жизни и содействие гражданам, желающим его придерживаться. В этой сфере есть где развернуться человеку творчески активному. Это и лекции в клубах здоровья, и открытие частных диетологических кабинетов, и работа консультантом в оздоровительных центрах, где, кстати, заработать можно в принципе неплохо. И потом, из гигиенистов, как показывает опыт, получаются отличные руководители не только служб и органов санитарно-эпидемиологического надзора, но самых разных лечебных и лечебно-профилактических предприятий, во всяком случае возглавляющих лечебные и оздоровительные учреждения врачей-гигиенистов в России пока больше, чем дипломированных менеджеров здравоохранения. И то, что санитарные врачи не общаются с больными пациентами, среди которых немало и тяжелобольных, лучше рассматривать как несомненный плюс профессии, чем её минус.
А кроме того, врачи-гигиенисты вынужденную смену рода занятий переносят психологически намного легче, чем врачи-лекари. И при этом никогда не остаются без интересной устраивающей их работы, например научным консультантом или редактором в издательстве медицинского профиля, руководителем детского образовательного учреждения с санаторным профилем, научно-производственным консультантом предприятия, выпускающего продукты оздоровительного питания или реализующего биологически активные добавки к пище.
Так что смелее, будущие блюстители общественной гигиены и проповедники здорового образа жизни, выбора за вами. И пусть благодаря ему Россия станет чище, здоровее и стройнее..
Фармацевт, провизор
Специальности: фармация, коммерция в фармации
Специализация в зависимости от назначения и видов препаратов (сильнодействующие лекарства, лекарства на основе растительного сырья, бады, ветеринарные препараты, изготовление лекарств по рецептам)
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Средне-специальное (фармацевт, менеджер фармацевтического предприятия) – фармацевтические колледжи, фармацевтические отделения и факультеты медицинских училищ и колледжей
Высшее (провизор, фармацевт-технолог) – фармацевтические факультеты медицинских вузов, химико-фармацевтические вузы.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Только академические способности успевать по всем школьным предметам и выраженный интерес к химии, лекарственной ботанике и всяким лекарствам. Важно отсутствие склонности к аллергии на разные химические, в том числе и натуральные, вещества.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Химия, биология, физика, математика, русский язык и литературы, иностранные языки, латынь*
Характер и содержание работы
1. Производственный. Работа на фармацевтических предприятиях и в аптеках с производственными отделами: участие в производстве лекарственных субстанций и готовых препаратов, включая организацию технологического процесса, выбор технологического оборудования, обеспечение правильных условий хранения сырья и готовой продукции, проведение технологического контроля и сертификации готовой продукции;
2. Лекарственное обеспечение, общая фармацевтическая практика и коммерция. Работа в органах управления государственным лекарственным обеспечением, в том числе лицензирования фармацевтического бизнеса, а также в оптово-розничной сети аптечных предприятий либо в службах снабжения клинических учреждений: участие в процессе удовлетворения заявок на получение лицензий и оформления разрешительной документации, подготовка инструкций для подконтрольных фармацевтических предприятий, организация и проведение проверок на соответствие реализуемых препаратов международным стандартам, организация работы аптечного предприятий, включая оформление необходимых документов и проведение закупок ассортимента, участие в обеспечение государственных и частных клиник лекарствами и субстанциями;
3. Информационно-просветительское направление. Работа в государственных и негосударственных информационно-консультационных центрах, а также в отраслевых СМИ и издательствах: оказание консультативной помощи специалистам лечебно-профилактических, фармацевтических учреждений и населению по вопросам применения лекарственных средств, а также образовательная и научно-практическая работа.
4. Научно-исследовательская и внедренческая практика. Работа в медицинских и фармацевтических НИИ, испытательных и внедренческих фирмах, государственных органах регистрации лекарственных средств, инновационных службах фармацевтических компаний: участие в лабораторных испытаниях и научном поиске новых технологий получения лекарственных субстанций (включая написание научных статей и выступления на научно-практических конференциях), участие в проведении доклинических и клинических испытаний новых субстанций и лекарств, регистрации и внедрении в лечебную практику новых лекарственных средств при тесном сотрудничестве с ведущими клиническими учреждениями страны.
Очевидные плюсы
Стабильная потребность в кадрах практически во всех регионах России, особенно там, где имеется химико-фармацевтическая промышленность либо предприятия, специализирующиеся на выращивании аптечных лекарственных растений и их обработке. Возможность всегда быть в курсе всех фармацевтических новинок, отличить рекламу от реально эффективного препарата, привлекательные заработки. Возможность при желании и высоком уровне академических способностей сделать научную карьеру в этой отрасли.
«Подводные камни», очевидные минусы
Работа, как и подготовка фармацевта, требует большого умственного напряжения. Подчас она монотонная и утомительная физически. Высокая ответственность за поступающие или отправляемые в аптечную и клиническую сеть препараты, поскольку от их качества зависит жизнь и здоровье многих людей.
Возможные профессиональные заболевания: вегето-сосудистая дистония, остеохондроз, аллергические реакции – риск умеренный.
Вилка зарплат
В Москве и Московской области: 30 000 – 100 000 (чаще 40 000)
В крупных областных центрах: 20 000 – 50 000 (чаще 30 000)
В глубинке России: 9 000 – 25 000 (чаще 15 000, в основном работа в аптечной сети)
Примечание. У провизора возможностей сделать карьеру и сразу после учёбы получать хорошую зарплату заметно выше, чем у фармацевта со средне-специальным образованием.
Итак, таблетки, микстуры, капсулы, порошки и физрастворы. Современные химические лаборатории и поражающие воображения производственные цеха, полностью соответствующие международными санитарно-производственным стандартам. Или же обычная аптека, не исключено, что сельская, с сотнями и тысячами наименований разных препаратов и вереницами нуждающихся в лекарствах людей с их проблемами, слёзами и скандалами. Всё это находится в зоне работы аптекаря.
Да, когда-то так называли фармацевтов и провизоров. Как и лекарства называли снадобьями.
Аптекарь вплоть до прошлого века в глазах подавляющего большинства людей выглядел фигурой таинственной, в чём-то даже магической. Аптекарей немного побаивались и непременно уважали. При этом аптекарь не продавал лекарства, а отпускал их за вознаграждение. И в этом его статус долгое время был почти равен статусу лекаря (врача). Но он делал всё – от разработки рецепта «зелья» до назначения индивидуальной схемы применения. Причём нередко аптекарей внимательно слушали даже самые авторитетные и считающие себя «ассами» лечебного дела эскулапы.
Впрочем, врачи уважают специалистов по лекарствам и сегодня. Только времена сильно изменились: рядовые потребители лекарственных средств давно уже не испытывают в отношении аптечных работников никакого пиетета и уже не особенно-то и прислушиваются к их мнению. Хотя многие покупатели лекарства уже привыкли спрашивать у стоящей за прилавком дамы в белом халате «что-нибудь от простуды и температуры» и прочих недугов, даже в случаях, когда подобрать лекарство без вреда для здоровья можно только с помощью врача.
Итак, профессия фармацевта и провизора сегодня – одна из самых обыденных, распространённых и популярных среди выпускников школ. Она в определенной степени выгодно оплачиваемая и широко востребованная, хотя и не особенно престижная. Более того, аптекарей часто ругают за подделки, высокие цены, нежелание помочь стесненному в средствах больному человеку подобрать эффективное лекарство по его кошельку (а наоборот, желание «впарить» препарат подороже).
Людей сегодня раздражает отсутствие нужного им препарата в продаже на момент обращение и предложение «заглядывать почаще» в то время когда препарат необходим уже сию минуту. И самое сегодня больное звено в аптечной работе – это обеспечение лекарствами больных, имеющих право на скидки. И чаще всего изменить ситуацию не в силах ни рядовой фармацевт со средне-специальным образованием, стоящий за аптечным прилавком, ни опытный провизор с высшим образованием, занимающийся снабжением аптек лекарствами, ни специалист фармации, работающий в государственных органах лекарственного обеспечения, ни фармацевт-учёный, разрабатывающий, патентующий и внедряющий новые лекарственные средства, ни фармацевт-технолог, участвующий в серийном производстве различных препаратов. Почему?
Да потому что производство лекарств – сфера безумно дорогая. На поиск и разработку одного принципиально нового препарата обычно уходят сотни миллионов долларов. И всё то, что реально помогает в тяжёлых случаях, как назло (чаще всего) влетает в копеечку, а нуждающихся в таких лекарствах везде много, и у государства всегда не хватает финансов, чтобы оплатить нужное лекарство в нужном количестве всем остро нуждающимся без исключения. А кто крайний? Как всегда, стрелочник, то есть в данном случае фармацевт и провизор. В первую очередь работник аптеки, в том числе и не только менеджер.
Это я к тому, что большая часть выпускников фармацевтических колледжей и вузов находит себе работу именно в аптечной сети. В науку идут, как и практически во всех отраслях, единицы. Просто потому что стать учёным в принципе способны единицы из тех, кто получает высшее образование. В науке, в том числе и обслуживающей какое-то конкретное фармацевтическое производство, тоже много «подводных камней», но, поскольку туда идут, как правило, прирождённые учёные, никакие трудности их обычно не останавливают. Даже такие, как полный провал клинических результатов всей исследовательской работы, на которую были затрачены лучшие годы жизни. Или ещё хуже – препарат разработали, допустим, вы, а лавры с соответствующим вознаграждением достались другому, к примеру, вашему руководителю.
Тут надо знать, что фармация – очень коррумпированная отрасль даже в производственно-научной сфере. Вращающиеся в ней деньки сравнимы с деньгами, вращающимися в сфере торговли высокоточным оружием нового поколения. А это означает, что риск стать «негром» фармацевтических разработок у нашедшего себя в фармации учёного довольно высок. И к этому надо быть морально готовым.
Управлять лекарственными потоками, тем более закупаемыми государством (что считается весьма денежным делом), тоже нелегко и люди «с улицы» на такую работу, как правило, не попадают.
Несколько проще найти работу в клиническом стационаре – закупать для больницы разные медикаменты. Но тут нужен опыт, поскольку ответственность чрезвычайно высока, и за обнаруженные в процессе лечения больных подделки, если они, не дай Бог, приведут к чему-то нехорошему, по полной мере спросят с провизора-снабженца – вплоть до суда.
Работа в контролирующих органах (в том числе и в области выдачи разрешений на фармацевтическую деятельность, регистрации лекарственных средств) – тоже, грубо говоря, «блатная», потому что есть поле для получения «нетрудовых» доходов. Чаще всего на такую работу люди сначала находят по своим неформальным каналам место (разумеется, не за просто так), а уж потом любой ценой добывают диплом. Необязательно при этом преступным образом его покупать, гораздо надежнее под готовое место поступить в соответствующий вуз и успешно окончить его. И, конечно же, всегда в этой сфере работает определённый процент специалистов, попавших на такую работу по реальному, честному конкурсу. Но надо обязательно стать магистром.
В принципе, с высшим образованием можно найти себе применение в консультационных центрах либо в каком-нибудь отраслевом издательстве, если, отлично владея специальностью «фармация», вы обнаружите в себе способности к написанию консультационных и аналитических текстов либо разъяснительной устной работе. Можно устроиться и преподавателем в медицинское или фармацевтическое училище. Только надо отдавать себе отчёт в том, что свободных вакансий в этой сфере очень немного, и предпочтение отдаётся научным работникам, то есть тем, кому удалось по окончании вуза устроиться на работу в соответствующее НИИ.
Итак, аптека? Не только. Высока потребность в кадрах на фармацевтических производствах. Другое дело, что аптечные сети есть в любом городе или районе, а фармацевтические фабрики и комбинаты – в чётко заданных местах, куда, видимо, придётся переехать. Кстати, бояться «химии» на современных химико-фармацевтических производствах не стоит: в цехах сегодня, как правило, идеальная чистота, и вряд ли какая-либо субстанция будет попадать вам в лёгкие. В то же время производство разных пищевых добавок в России год от года набирает обороты, открываются новые цеха и производства и набираются новые кадры, а сырьё в таких производствах используется чаще всего растительное и совершенно не токсичное. Это очень перспективное направление.
Ещё нужны специалисты фармации на фирмы оптовой торговли препаратами – в качестве специалистов по формированию экономически эффективного ассортимента (который лучше продаётся и на более выгодных условиях), а также как эксперты, обеспечивающие отсечение заведомо некачественных, поддельных или просроченных препаратов.