Книга Временное и постоянное. Публицистические статьи - читать онлайн бесплатно, автор Терентiй Травнiкъ. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Временное и постоянное. Публицистические статьи
Временное и постоянное. Публицистические статьи
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Временное и постоянное. Публицистические статьи


Когда я помогаю кому-то избавиться от той или иной дурноты, то прежде всего набираюсь терпения, молюсь и жду, когда она выйдет наружу и решит прогуляться, на время покинув душу горемыки, и когда это происходит, то я словом вхожу в него, мы вместе открываем окна и двери, выкидываем накопленный дурнотою хлам и начинаем жить по-новому, то есть просто и обыкновенно. Дурнота не может существовать при отсутствии наворотов, залежей и завалов в мыслях, она не выносит естественности и потому уходит от человека.

Не надо никаких психологических консультаций, лекарственных схем и методик, надо просто дать душе дышать: надо, чтобы кто-то любящий вместе с вами почаще бы открывал окна в вашей душе и проветривал её. Удивительно, но такой человек всегда есть рядом с каждым из нас. Просто присмотритесь – и увидите. Если бы я многократно не убеждался в том, что это так, я просто бы не стал об этом писать и говорить.

Коротко о главном

Слабый не может позволить кому-либо сесть себе на шею, потому как знает, что его шея сломается. Не ответить на оскорбление, не дать сдачи, вытерпеть и, в конечном счете, не позволить конфликту разрастись – это по плечу только сильным и благородным людям. Говорю это не к тому, что надо оправдывать глупость и грубость, но простить – можно и нужно. Именно прощение есть высшая мера человеческой силы на земле – силы духа. Это слабак, наученный такими же, как и он, дает сдачи, это он спешит с жалобой в суд, кляузничает, осуждает, ищет поддержки у окружающих, распространяя дурное мнение о своем оппоненте, требуя справедливости или, как сейчас говорят, – сатисфакции… Сильный же просто прощает. Смотрите: одно движение Духа пересиливает всю эту возню. Не что иное, как прощение, и останавливает мировые войны, охраняя жизнь на земле. Когда сталкиваются две слабости, и одна сторона пытается задеть другую, а та старается ответить, то уважения это не вызывает, разве что может привлечь внимание любителей наблюдать чужие склоки. Страсти, а это и есть самые настоящие страсти, всегда скудны в своих возможностях и примитивны в своих действиях. Имея паразитарную природу, они сначала захватывают наше внимание, далее съедают время жизни, раздувают самомнения, и, в конечном счете, ничему не учат.

Иной взгляд на «Узкие врази»

Нередко из человека получается замечательный рисовальщик: он точно и быстро срисовывает, великолепно владеет техникой, но художником так и не становится. Почему? Чего не хватает ему? Что отсутствует в его душе, почему не находится того самого необходимого компонента, который в результате делает из человека-пользователя человека-производителя, по сути – творящего. Так же и в музыке. К примеру, у меня есть немало знакомых, окончивших музыкальное училище или школу, многие из которых достаточно виртуозно владеют инструментом, но при этом не способны к сочинению, – и так во всем, что касается искусства. Все эти люди талантливы, даже очень, что, собственно, и дает им возможность этим заниматься, но большинство из них не имеют, если так можно выразиться, доступа в область идей, по сути, в мир души творящей. Почему? Для начала необходимо знать и понимать, что такое талант. Вопреки общему мнению, которое подразумевает под талантом всё, что касается творческой деятельности, позволю себе возразить и высказать такое вот суждение: талант – это инструмент, качественный инструмент, основу которого составляют физиология и анатомия нашего тела, его иннервация, уровень проводимости нервных окончаний, мышечная пластика и метаболизм. Но прежде всего, это, конечно же, развитая высшая нервная деятельность. Чем больше нервных окончаний, чем качественнее их обслуживание и чем правильнее они расположены, тем человек более восприимчив к звуку, цвету, запаху, движению и так далее. В той или иной степени талантливы все, а потому, если и поднимать вопрос, то только о степени и качестве таланта, данного каждому из нас.

Хочу заметить, что вовсе не случайно эта физиологическая особенность организма названа талантом, названа так, как в древней Иудее именовались деньги. И если рассматривать реальные деньги как потенциальную возможность к чему-либо, то они, действительно, во многом соответствуют общепризнанному понятию таланта. Талантливый человек и в самом деле имеет возможность к самореализации, выражающейся в некоем действии, способном из мира ассоциативных переживаний не только выявить идею, но и воплотить её в реальности, доступной каждому из нас. Так почему же это удается далеко не всем? Почему один становится композитором, а другой только играет чужую музыку, один пишет картины, а другой их копирует, один делает открытия, а другой ими пользуется. В этом отношении вполне убедительны в своем примере компьютерные программы для рисования, где человеку не дано выйти за рамки паттерного мышления, задуманного программистами, где талант так и остается в рамках, пусть и развиваемого, но навыка и не переходит в область одаренности. Впрочем, нельзя сказать, что это плохо, потому как оно, хотя и в небольшой степени, но совершенствует личность, как и любое копирование чужих идей. Весьма показательно вышивание крестиком по заранее данной схеме. Одно время это было популярным занятием, и во многих домах висели – одинаковые! – вышивки, но при этом авторы, большинство из которых были женщины, почему-то старались преподнести их как некое произведение искусства. В этом случае возникают вопросы: чье это искусство и чего? Разве что тех, кто это разработал? Или, в крайнем случае, искусство усидчивости и терпеливости. Подобные достижения присутствуют и в собранных из пазлов картинках, что является безвариантной радостью женщин-домохозяек, в большинстве своем лишенных какой-либо деятельности подруг состоятельных мужчин. В наше время пазломания переросла в шопоголизм, с разницей лишь в том, что в последнем складывается, точнее наполняется, корзина на колесиках, а исполнительница номера худо-бедно, но представляет себе, куда будет втиснут тот или иной предмет, купленный ею на деньги вкалывающего день и ночь добытчика. Что ж, архетип семьи сохранен, где он – охотник, а она – хранительница и благоукрасительница очага, а потому модель жива и работает. Но речь не об этом, и вопрос можно сформулировать так: что, все-таки, необходимо человеку, чтобы данный ему талант выполнил предназначенную для него функцию и стал бы в полной мере обслуживать дар, Божий дар, и человек-множитель перешел бы в категорию созидателей. Попробуем допустить, что всякому таланту для этого необходимы знания и опыт, а следовательно, образование и мастерская, то есть поле для воплощения идей. А вот теперь: стоп! Каких таких идей? Ведь известно, что между талантом и способностью к воплощению идей лежит почти непреодолимая пропасть, не меньшая, чем разница в понятиях между топором и выстроенной при помощи него избой. Издревле, имея нечто, напоминающее топор, точнее рубило, большинство людей тысячелетиями отсекало им ветви для костра, преспокойно продолжая жить в сырых и холодных пещерах. Никому и в голову не приходило срубить деревья и сложить дом, по сути, заняться творчеством. Таким образом, мы вновь подходим к самому главному: к связующему элементу между талантом и одаренностью, к так называемым орудиям труда, их изготовлению, а самое главное – применению. Проще говоря, мы подходим к истокам образного мышления, когда простая палка в руках человека оказывается и предметом для его защиты, и помощником в добыче еды, и многим-многим другим, вплоть до посоха и учительской указки. Как ни странно, но задача подобной трансформации актуальна и по сей день. Мне постоянно приходится наблюдать женщин, забивающих гвозди пассатижами и мужчин, чистящих картошку «кубиками» и не отличающих блюдца от тарелки.

Так какие же особенности бытия, черты характера или свойства внутреннего мира личности дают некоторым из нас величайшее преимущество над остальными – возможность сотворчества вместе с Тем, кого мы считаем единственным и непревзойденным Мастером бытия – Богом? Что позволяет некоторым из талантливых стать в руках Всевышнего не просто орудием для воплощения Его идей, но и пусть слабым, но партнером, коллегой, вернув себе таким образом утерянное когда-то изгнанным из рая Адамом удивительнейшее качество человека давать имена рожденным им же предметам, перейдя таким образом из разряда вечного пользователя, а по сути изгоя, в цеха сотворцов и начать не просто смотреть, но и снимать кино, не просто читать книги, но и писать их и не просто ходить по выставочным залам, а стать способным к написанию чего-то подобного.

Размышляя на эту, надо сказать, весьма не простую тему, понимаешь, что ответ, если таковой имеется, лежит за пределами рациональных суждений, за границами традиционной логики, и искать его надо, как минимум, в области философских категорий, а точнее, в мире духовных знаний и опыта, и потому правомерно спросить: качество сотворца есть врожденное или приобретенное? Если врожденное, то необходимость поиска его запуска на этом заканчиваются, ибо здесь, как говорится, рожденным ползать летать не дано.

А что, если оно все-таки приобретается? И вот тут мне, если не учителю и педагогу, то человеку, много времени посвятившему в своей жизни исследованиям в области обучения, становится крайне важно понять, каким образом происходит открытие в человеке дарования, дабы всякого талантливого ребенка направлять в сторону творчества.

Многие годы занимаясь этой темой и углубляясь в исследования, связанные с даром призвания и служения на основе таланта, я пришел к выводу, что именно Господь, и только Он, давший каждому человеку талант, и направляет его к творчеству. А вот теперь – внимание! Понимая это, и учителю, и родителям необходимо суметь увидеть и услышать этот глас Божий, эту волю по отношению к подрастающему человеку и постараться помочь ему сделать шаг в эту сторону. Это происходит только в том, единственном случае, когда родители бескорыстно и глубоко любят свое чадо, а учитель по-настоящему влюблен в свое дело. Тогда и только тогда их любовь и становится тем увеличительным стеклом, дающим им возможность разглядеть дар Божий, Божий замысел по отношению к ребенку и помочь ему приложить имеющийся у него талант к развитию этого дара, другими словами, обрести себя.

К сожалению, сегодняшний мир полон так называемых «упущенных» детей, выросших с неведением о себе, о своем призвании, о своем даре, пополнивших армию скучающих пользователей. И все-таки позволю себе надеяться, что многое рано или поздно изменится, и количество гениев, а проще говоря, самых обыкновенных, но верно выросших людей возрастет, ибо так оно было и остается задуманным самим Богом.

Терентiй Травнiкъ. Блиц опрос: 144 ответа о самых любимых…

1. Четыре любимых… языка:

– русский;

– испанский;

– французский;

– немецкий.


2. Четыре любимых… политика:

– Махатма Ганди;

– Владимир Путин;

– Конрад Аденауэр;

– Синь Дзинь Пинь.


3. Четыре любимых… поэта:

– Михаил Лермонтов;

– Афанасий Фет;

– Ярослав Смеляков;

– Татьяна Бек.


4. Четыре любимых… художника:

– Исаак Левитан;

– Василий Перов;

– Пётр Кончаловский;

– Александр Лактионов.


5. Четыре любимых… картины:

– «Христос в пустыне». Иван Крамской;

– «Грачи прилетели». Алексей Саврасов;

– «Бабушкин сад». Василий Поленов;

– «Сенокос». Аркадий Пластов.


6. Четыре любимых… композитора:

– Михаил Глинка;

– Людвиг Бетховен;

– Георгий Свиридов;

– Фредерик Шопен.


7. Четыре любимых… певца:

– Марк Бернес;

– Борис Гребенщиков;

– Владимир Трошин;

– Олег Онуфриев;


8. Четыре любимых… отечественных песни:

– «С чего начинается Родина…» в исп. Марка Бернеса;

– «Песня о далекой Родине» в исп. Иосифа Кобзона;

– «Московские окна» в исп. Леонида Утесова;

– «Прекрасное далёко» в исп. Дет. хора Гостелерадио.


9. Четыре любимых… музыкальных произведения:

– «Времена года» П. И. Чайковского;

– «Wish you were here». Pink Floyd. 1975;

– «Метель». Г. В. Свиридова;

– «Пер Гюнт». Э. Грига.


10. Четыре любимых… отечественных писателя:

– Иван Тургенев;

– Николай Гоголь;

– Федор Достоевский;

– Валентин Распутин.


11. Четыре любимых… детских книги:

– «Приключения Незнайки». Николай Носов.

– «Волшебник Изумрудного города». Александр Волков.

– «Жизнь и приключения Заморыша». Иван Василенко.

– «Властелин колец». Джон Толкиен.


12. Четыре любимых… зарубежных писателя:

– Э. М. Ремарк;

– И. В. Гете;

– Жюль Верн;

– Альфред Шклярский.


13. Четыре любимых… зарубежных страны:

– Греция;

– Болгария;

– Китай;

– Монголия.


14. Четыре любимых… философа:

– Василий Розанов;

– Филип Стенхоп (Честерфилд);

– Лао Цзы;

– Ницще;


15. Четыре любимых… духовных книги:

– Евангелие;

– Добротолюбие;

– Дао-дэ-Цзын;

– Труды Иоанна Златоуста.


16. Четыре любимых… книжных героя:

– Робинзон Крузо;

– Капитан Немо;

– Гулливер;

– Тимур из повести А. Гайдара;


17. Четыре любимых… советских артиста:

– Георгий Вицин;

– Евгений Евстигнеев;

– Олег Борисов;

– Виталий Соломин.


18. Четыре любимых… отечественных фильма:

– «Женитьба Бальзаминова». Реж. Константин Воинов, 1964;

– «Отцы и дети». Реж. Вячеслав Никифоров, 1983;

– «Обломов». Реж. Никита Михалков, 1979;

– «Подросток». Реж. Евгений Ташков, 1979.


19. Четыре любимых… зарубежных фильма:

– «Однажды в Америке». Реж. Серджио Леоне;

– «Троя». Реж. Вольфганг Петерсен;

– «Мертвец». Реж. Джим Джармуш;

– «Почтальон». Реж. Массимо Троизи.


20. Четыре любимых… мультфильма:

– «Приключения капитана Врунгеля»;

– «Приключения Незнайки»;

– «80 дней вокруг света» Лейфа Грема;

– «Приключения Мюнхаузена» Натана Лернера и Анатолия Солина.


21. Четыре любимых… телеведущих:

– Сергей Капица;

– Юрий Сенкевич;

– Роман Бабаян;

– Николай Дроздов.


22. Четыре любимых… современных русских артиста:

– Сергей Маковецкий;

– Евгений Миронов;

– Константин Хабенский;

– Сергей Безруков.


23. Четыре любимых… качества характера:

– терпение;

– любознательность;

– инициативность;

– доброта.


24. Четыре любимых… имени:

– Иван;

– Михаил;

– Мария;

– Елена.


25. Четыре любимых… цвета:

– белый;

– зеленый;

– серый;

– черный.


26. Четыре любимых… города в России:

– Переславль-Залесский;

– Рязань;

– Кострома;

– Углич.


27. Четыре любимых… блюда:

– овощной суп;

– печёный картофель;

– сырники;

– рыба под маринадом.


28. Четыре любимых… сладости:

– яблочное варенье;

– зефир;

– мёд;

– халва.


29. Четыре любимых… дерева:

– берёза;

– липа;

– сосна;

– клён.


30. Четыре любимых… цветка:

– флоксы белые;

– сирень;

– мальва белая;

– настурция.


31. Четыре любимых… домашних цветка:

– герань белая и душистая;

– фуксия;

– бальзамин;

– китайская роза.


32. Четыре любимых… птицы:

– синица;

– снегирь;

– белый голубь;

– щегол.

33. Четыре любимых… животных:

– аквариумные рыбы;

– коровы;

– кошки;

– ежи.


34. Четыре любимых… времени года:

– Ранняя весна;

– Поздняя весна;

– Середина лета;

– Середина осени.


35. Четыре любимых… напитка:

– вода;

– травяной чай;

– какао;

– кисель.


36. Четыре любимых… места:

– Дача;

– Усадьба «Узкое»;

– Мухина гора в Москве;

– Храм Свт. Николая в Бирюлево


***


Наобижаться, налениться, назавидоваться и наревноваться – одним словом, надурачиться, набив себе массу шишек, заработав кучу ссадин, порезов и шрамов души; помимо всего ещё и настрадаться, наболеться, натеряться и намучиться, а в завершение освободиться от этого хлама и решиться начать жить заново, жить с новым опытом понимания, терпения, прощения, принятия и любви – в этом и есть мужество.

Высшая нервная деятельность

ВНД – высшая нервная деятельность – казалось бы наипростейшая формулировка, а до невозможного притягивает своей неразгаданностью и таинственностью, как табличка с простым и ясным «посторонним вход запрещён». Позвольте, но какой же я посторонний! Тем более, если речь касается меня самого. Я же говорю сейчас о своей высшей нервной деятельности.

Каждый может об этом говорить, ибо у каждого она существует. Что же эта за деятельность? Чем занимаются нервы на высшем уровне? Не там ли ответы, нет, не правильно – намеки на высшие дружбы, взаимопонимание, братство и любовь. Не там ли, среди их деятельности, меня ожидает встреча с высшими силами.

В последнее время я перестал смотреть в небо. Оно слишком недоступно для моего поиска Бога.

Я стал смотреть в себя, ибо это единственное, что мне по-настоящему доступно, понимая, что именно во мне среди высшей деятельности моих нервов и находится вход в Царство Божие. Запредельная близость и одновременно такая же удаленность возможного откровения вызывают невыносимое желания к познанию. Ничего не может быть интереснее для человека, кроме него самого. Не вызывает никакого сомнения, что в самой высшей нервной деятельности сокрыта комбинация, позволяющая испытывать озарения, способные привносить в душу некнижные знания, превосходящие всякий земной опыт. Я глубоко уверен, что есть такое состояние нашего естества, достижение которого открывает в нас вход Божественной благодати. Нет никакого сомнения, что это состояние зависит от абсолютно искреннего нашего устремления к благомыслию и благоделанию, проще говоря – к добру.

По закону жанра

К сожалению, все чаще и чаще приходится наблюдать негативное отношение к москвичам со стороны тех, кто приехал жить, учиться и работать в столицу. Трудно понять, почему это происходит, но факт есть факт, и, полагаю, основания для этого, безусловно, есть. Сам я москвич с самого дня своего рождения. И когда я учился в столичной школе, в нашем классе не было никого, кто родился бы в другом месте. Зная жизнь большинства своих одноклассников, я не нахожу в ней и в них ничего такого, что сегодня вызывает постоянные жалобы на москвичей. Но то, замечу был центр Москвы, а это, сами понимаете, – несколько особая публика. Когда же я достиг отрочества, то моя семья переехала в новостройки, и там жили во многом совсем другие люди. И это тоже была Москва, но большая часть детей из новой школы росли и жили в общежитиях для рабочих, которых в этом районе было предостаточно. Эти ребята тоже родились в Москве, но к нам относились крайне негативно, как к приезжим из центра. Многие из них жили в таких семьях, которые было принято называть неблагополучными. Естественно, не все из них обрели должное семейное воспитание и, вступив во взрослую жизнь, вполне могли повлиять своим поведением на формирование отрицательного мнения о москвичах в целом.

Имея некоторое право вступиться за столичного жителя, скажу, что скорее всего в критических высказываниях гостей столицы в большинстве своем речь идет о тех, кто в Москве не с рождения, а примерно лет с десяти, да и воспитывались многие из них не коренными москвичами, а приезжими. Я абсолютно уверен, что у тех коренных москвичей, кто родился в семье московской и прожил в столице всю жизнь, хамства и бескультурья быть не может.

Столичный дух никто не отменял: он по-прежнему медленно, но верно делает свое дело и на втором-третьем поколении вымывает из человека то негативное, что, простите, является присущим каждому, кто приезжает жить на новое место. Будучи москвичом в четвертом поколении, я абсолютно уверен, что и мои далекие предки отличались известной степенью грубости и необразованности, поскольку приехали в столицу не из просвещенной Европы, а из дремучей глубинки.

Кстати, некоторые мои знакомые – коренные москвичи, уехав из страны в начале 90-х, скорее всего тоже вызывают недовольство на новом месте обитания своим не лучшим поведением. И теми, кого принято считать европейцами, могут стать не они, а только их потомки, а им самим до конца жизни придется так и оставаться неместными – это ведь факт. Таковы законы жанра, а потому не стоит приплюсовывать себе то, что не соответствует действительности.

Нет ничего плохого в том, что вы не москвич, не питерец или не парижанин. Будьте собою. И сейчас в Москве есть и престижные места жительства, и не очень. Я живу в том, что «не очень». В этом «не очень» много достойных людей, и я не собираюсь его покидать. Как-то меня спросили, кстати, приезжие, купившие квартиру в центре: как я могу жить в этой «дыре»? И удивились, услышав ответ: «Хорошо!» А ведь так оно и есть…

«Теперь он и тебя посчитал… Я тебе покажу, как потешаться над старшими!»

Человечество, вне всякого сомнения, во второй половине 21-го века окончательно встанет на рельсы центризма, поставив во главу угла цифровые технологии. Оцифровка цивилизации даст возможность осуществиться такому глобальному плану, как планетарное контролирование. Вне всякого сомнения, что лидирующее положение в этом займет то государство, которое сможет в максимальной степени овладеть языком искусственного интеллекта. Конечно, не стоит списывать со счетов и военный, и экономический потенциалы страны, а также её ресурсность и демографические возможности, но приоритет будет отдан интеллектуальным технологиям. Современная Россия нуждается в этом как никакая другая страна. Развитая цифровая структура позволит во много раз увеличить межрегиональную коммуникативность, учитывая территориальные особенности, позволит одномоментно решать тысячи, а то и десятки тысяч вопросов сразу на местах. Мобильный интернет, телефонная связь и распространившееся повсюду цифровое телевидение, основная задача которого направлена отнюдь не на повышения качества изображения, должны в ближайшем будущем стать средствами для запуска программы быстрой и продуктивной деятельности в области управления государством. Очевидным и правильным решением со стороны ныне действующей власти является решение построить ряд наукоградов, а также иных, подобных им, центров и провести структуризацию уже имеющихся.


Сейчас мало об этом говорят, но исторически так сложилось, что России свойственно делать колоссальные экономические рывки: достаточно вспомнить прорывы в начале 20-го века и сверхскоростное восстановление народного хозяйства в послевоенные годы. В чуть более чем за пятилетний (обратите внимание – послевоенный!) срок в СССР испытан «Токамак» – первая в мире установка для управляемого термоядерного синтеза. В Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция, а в Дубне создан первый в мире синхрофазотрон. Грандиозный прибор фантастических размеров стал революционным открытием для всей мировой ядерной физики. Трудно поверить, но это факт: почти полностью разрушенная войной страна за полтора десятка лет восстанавливает электро-обеспечение и запускает первый в мире искусственный спутник Земли, что пресса США расценила как «…уничтожающий удар по престижу Соединенных Штатов».

В это же время на Луну спущен аппарат, предоставивший землянам первый в истории снимок обратной стороны Луны, а в 1961 году Юрий Гагарин побывал в космосе! Целых 108 минут! – разве это не чудо! Впечатляет? А теперь удивимся еще больше: через двенадцать лет после Победы Советский Союз создает первый в мире опытный переносной (мобильный!) телефон с радиусом действия 20—30 км. Аппарат вместе с источником питания весил около 0,5 кг, а через год была введена в эксплуатацию ЭВМ М-20 – самая быстродействующая на то время электронно-вычислительная машина в мире, по сути – первый компьютер.

Ни в коем разе не умаляю достижения США, чему, конечно же, поспособствовало их полуторавековое существовании без войн на собственной территории, но рывок Советского Союза не идет с этим ни в какое сравнение, поскольку страна воссоздавалась преимущественно на ресурсах народных, можно сказать, на энтузиазме рядовых граждан страны, и, заметьте, что это ей удалось. Кстати, в благополучной Америке мобильный телефон был создан позже на пятнадцать лет, чем в СССР.

Внутренняя политика, зачастую идущая вразрез с социальными нуждами, – знакомый российский почерк, но во многом он оправдан. Сегодняшняя Россия стоит на пороге осуществления рывка в области искусственного интеллекта, и думаю, что она сумеет достойно осуществить это. Очевидно, что Российская Федерация играет на опережение, создавая максимально доступное и простое поле для использование IT-продуктов на своей территории, подчас жертвуя многими насущными социальными вопросами, зачастую принимая далеко не популярные решения, свидетельствующие, кстати, о наличии сильной власти в стране. Стратегически это верно: экстренно развивая военно-космическую промышленность и технологии искусственного интеллекта, Россия, имея в своем распоряжении надежный ядерный щит, может единомоментно и уже в скором времени решить немало доселе «неразрешимых» внутренних и внешних задач. Что ж, поживем – увидим, как оно будет.