Книга Осиповичи и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Осиповичи и евреи. История, холокост, наши дни
Осиповичи и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Осиповичи и евреи. История, холокост, наши дни


Источник: http://osipinfo.by/obschestvo/gorod-osipovichi-vo-vremja-velikoj-otechestvennoj-vojny.html


«В ночь с 22 на 23 июня 1941 года осиповчане были разбужены взрывами фугасных бомб. Фашистские самолеты бомбили южную часть города, железнодорожные объекты. А уже 30 июня в город вступили фашисты. В зданиях культурных заведений были устроены казармы для немецких солдат, в здании отделения железной дороги разместилась военная комендатура, а противотуберкулезный диспансер превратился в тюрьму.

Целых 1093 дня Осиповичский район находился в фашистской оккупации. Только 28 июня 1944 года город был окончательно очищен от захватчиков. Много подвигов совершено на Осиповичской земле, много жизней отдано за ее освобождение.

Но и фашисты поплатились за то, что ступили на осиповичскую землю. За годы оккупации силами партизан и подпольщиков нашего района пущено под откос 371 вражеский эшелон, разбито и повреждено 339 паровозов, выведено из строя 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, 119 паровозов, сожжено 2235 тонн горючего. Разгромлено 13 гарнизонов, истреблено 15 000 фашистов. Вечная память солдатам, отдавшим свои жизни за свою страну, за нашу возможность растить детей и внуков. Низкий поклон за их подвиг, за мужество и самоотречение».

Послевоенное время


Закат с другой стороны – Осиповичское водохранилище.

Автор: kot raz. Источник: http://fotokto.ru/photo/view/4366085.html


В 1946-м году на улицу Октябрьскую (юго-восток Осиповичей) из деревни Зборск Осиповичского района перенесли православную Церковь Воздвижения Креста Господня, которая была возведена в 1826-м году в этой деревне в стиле народного зодчества на средства графа Завиша (раньше она называлась Свято-Космадамиановской). Как свидетельствовали жители города, богослужения проводились каждые выходные без перерывов (несмотря на отрицательное отношение советской власти к наличию религиозной жизни верующих).

25 сентября 1944-го года Осиповичи остаются районным центром, перейдя в подчинение к Бобруйской области, с 8 января 1954-го года – снова в составе Могилевской области. С 25 декабря 1962-го года Осиповичи переходят в состав Бобруйского района, после 7 марта 1963-го года получают статус города областного подчинения, но выходят из состава Бобруйского района только 6 января 1965 -го года.

Год 1953-й. В данном году рядом с Осиповичами обеспечено создание Осиповичского водохранилища, произошло строительство Осиповичской ГЭС.

Год 1959-й. В этом году число проживавших в городе людей равнялось 15,8 тысяч.

Период 1962-го—1965-го годов. В данном временном периоде Осиповичи являлись составной частью Бобруйского р-на, после – вновь центром района.

Год 1970-й. В этом году число проживавших в городе людей равнялось 19,7 тысяч.

В период второй половины ХХ в. город значительно расширил свои границы, в нем начали действовать или продолжали свою деятельность завод автоагрегатов, хлебозавод, маслозавод, картонно-рубероидовый завод, завод железобетонных конструкций, комбинат хлебопродуктов, консервный завод, фабрика канцелярских товаров; пять средних общеобразовательных школ, школа-интернат, музыкальная школа, детско-юношеская спортивная школа, средняя вечерняя школа, одиннадцать дошкольных учреждений, межшкольный производственный комбинат, дом пионеров и школьников, два клуба, девять библиотек, два кинотеатра.


Современность


Осиповичи, достопримечательности, фото. 13 апр. 2016 г. Источник: https://twitter.com/BelnovostiBy/status/720316435935834112


С 25 августа 1991-го года Осиповичи – в составе независимой Беларуси.

Год 1996-й. В данном году Осиповичи стали городом областного подчинения.

В 2002-м году на улице Интернациональной, что в центре города, был установлен памятник в виде ранее действовавшего паровоза Э м 726—23, перед которым установлена памятная табличка (стоит отметить, что на вывеске имеется надпись, в ней утверждается об учреждении города в 1872-м году).

3 января 2005-го года были утверждены два указа, регулирующие использование флага и герба Осиповичей. С этого же времени ведется постройка новых многоквартирных домов на северо-востоке города, проводится реконструкция пешеходного моста над железнодорожными путями станции Осиповичи.

С лета 2013-го года с железнодорожной станции Осиповичи в сторону Бобруйска продлены контактные линии, которые до сих пор заканчивались в Осиповичах, что позволило обеспечивать формирование поездов по маршрутам Минск-Бобруйск и Минск-Жлобин на основе электрической тяги.

2.4 «Осиповичи: центр». Осиповичи: история на старых фотографиях

«Осиповичи: центр»

«Осиповичи: центр» [7]:


Районный дом культуры, Осиповичи, Беларусь

1976. Семейный архив. Добавил VarenKoks, 3 февраля 2015. Источник: https://pastvu.com/p/298817


«Это была маленькая ничем не примечательная деревушка, когда-то входившая в состав радзивилловского фольварка Протасевичи, но в 1872 году в двух километрах от нее прошла ветка Либаво-Роменской железной дороги. На дороге устроили станцию 2-го класса, и недолго думая, позаимствовали для нее название ближайшего населенного пункта. Впрочем, до революции, даже несмотря на статус железнодорожного узла, в сколь-нибудь значимое образование Осиповичи вырасти не успели. В 1917 году в деревне жило около 600 человек, еще 220 душ обитали в пристанционном поселке. Городом Осиповичи стали в 1935-м, когда здесь разместились сразу несколько крупных военных частей. В 1940 году здесь жило уже 14 000 человек, в настоящее время около 35 тысяч. Осиповичи – четвертый по количеству населения город Могилевской области (хотя разница с Горками минимальна, так что может быть и третий)».

Осиповичи: история на старых фотографиях


«Двухэтажки в ДОСах, сейчас напротив них находится кафе». Источник: http://osipinfo.by/photos/102


Фото слева направо и сверху вниз: 1. Перрон вокзала. 2. Перекресток Октябрьской и Социалистической. 3. Гостиница в центре была такой. 4. Ресторан «Юбилейный». Центр. 5. Жизнь бурлит в районе 5-го магазина. Сейчас там асфальт и казино…6. Двухэтажки в ДОСах, сейчас напротив них находится кафе. 7. Осиповичское водохранилище минувших дней. 8. Ж/д вокзал выглядел так. Источник: http://osipinfo.by/photos/102


Фото слева направо и сверху вниз: 1. Микрорайон только строится. 2. Дом Быта в центре. 3. «Пятак» в ДОСах. 4. Площадь Ленина. 5. Мост на вокзале. 6. Аллея по ул. Сумченко. Источник: http://osipinfo.by/photos/102


Источник: https://radzima.org/ru/foto/47964.html


Источник: http://osipovichi.com/photo-1/8


Колонна Осиповичского детского дома на праздничной демонстрации. Источник: https://www.etoretro.ru/pic230158.htm?sort_field=image_date&sort=DESC

III Вокзал станции Осиповичи

Вокзал станции Осиповичи.1874 год. Источник: https://history.rw.by/vokzaly/3/

«Первый паровозный гудок прозвучал над городом Осиповичи в сентябре 1873 года». [9]

3.1 Строительство станции Осиповичи. Возведение нового здания вокзала

Строительство станции Осиповичи

Когда происходило строительство Либаво-Роменской железной дороги, проходившей по болотисто-лесистой территории, принадлежавшей Витгенштейну, построили в том числе и станцию Осиповичи. Она являлась небольшой по размерам промежуточной станцией, расположенной на двести семьдесят третьей версте от ст. Вилейской.

Станция Осиповичи была такой [9]:

«На станции был построен деревянный вокзал, пакгауз, крытая и открытая платформа и пять деревянных домов для обслуживающего персонала. Вокзал размещался в 2-этажном деревянном доме в конце перрона со стороны Минска.

К станции примыкали однопутные перегоны Осиповичи-Верейцы и Осиповичи-Татарка. Первый паровозный гудок прозвучал над городом Осиповичи в сентябре 1873 года».

Возведение нового здания вокзала

Год 1952-й. В данном году было обеспечено строительство нового здания ЖД-вокзала, это содействовало улучшению обслуживания пассажиров (причем как местных, так и транзитных).

Год 1953-й. В данном году, чтобы пассажиры и городские жители могли безопасным образом переходить, через пути в районе вокзала было обеспечено строительство пешеходного моста.

3.2. Капитальный ремонт вокзала и прилегающей территории. Осиповичский вокзал сегодня

Капитальный ремонт вокзала и прилегающей территории

Год 2003-й. Это был год завершения капремонта вокзала и прилегающей к нему территории.


Осиповичский вокзал сегодня


Ж Д станция Осиповичи, на перроне вокзала и интерьер вокзала. Источник: https://history.rw.by/vokzaly/3/


Осиповичский вокзал сегодня [9]:

«Вокзал Осиповичи является вокзалом 3 класса. В состав вокзального комплекса входят: пассажирское здание, багажное отделение, туалет, перрон, три островных платформы, три пешеходных перехода, один пешеходный мост.

В среднем в сутки с вокзала станции Осиповичи отправляется 2624 пассажира, из них в пригородном сообщении 2333 пассажира, во внутриреспубликанском и международном сообщении 291 пассажир».

С лета 2013-го года с железнодорожной станции Осиповичи в сторону Бобруйска продлены контактные линии, которые до сих пор заканчивались в Осиповичах, что позволило обеспечивать формирование поездов по маршрутам Минск-Бобруйск и Минск-Жлобин на основе электрической тяги.


Пассажирское здание, станция Осиповичи I. 29.07.2009

Автор: oleg-BY, опубликовано 10.04.2011. Источник: https://railwayz.info/photolines/photo/15848

IV Осиповичи еврейские

Осиповичи, старое фото. Источник: http://osipovichi.com/photo-1/7

«Городок Осиповичи вряд ли может впечатлить какими-то туристическими диковинками или современной инфраструктурой. Это простой провинциальный город, который при всей простоте скрывает в себе долгую и отнюдь не обыденную историю. Еще до войны здесь проживало около 48% евреев. Местный театр, маленькая булочная, необычные домики, многочисленные торговые лавки, духовой оркестр и много другого сразу же убеждают нас, что долгие годы евреи занимали значительное место в жизни городка. Сегодня от всего этого мало что осталось и даже улицы, которые ранее были полностью заселены евреями, сейчас вряд ли напоминают об этом». [10]

4.1 О связи начала появления городского поселения с созданием ЖД-станции. Правление Александра II и появление евреев-землевладельцев

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги