Польша весной – осенью 1944 г.
Весной 1944 г. политическое положение в Польше было крайне сложным. Образование Крайовой Рады Народовой углубило размежевание политических сил. Серьезные разногласия возникли в Рабочей партии польских социалистов (так с апреля 1943 г. называлась партия Польские социалисты). Левая часть партии, с самого начала участвовавшая в работе Крайовой Рады Народовой, создала в январе 1944 г. свой временный Центральный Комитет, который вскоре получил поддержку большинства членов партии. Созванный в мае 1944 г. IV съезд Рабочей партии польских социалистов одобрил принятый временным Центральным Комитетом курс на сотрудничество с Польской рабочей партией (ППР) в Крайовой Раде Народовой и радах народовых, утвердил программу деятельности партии, критически оценил предшествующую политику социалистической партии. Выработанные съездом идейно-политические принципы социалистического движения легли позднее в основу деятельности возрожденной Польской социалистической партии (ППС) в Народной Польше.
Возникновение Крайовой Рады Народовой вызвало размежевание и в крестьянском движении. Польская рабочая партия стремилась привлечь к работе Крайовой Рады Народовой все Стронництво людове. Однако руководство крестьянского движения продолжало ориентироваться на эмигрантское правительство, премьером которого после гибели в июле 1943 г. при авиационной катастрофе генерала Сикорского стал правый деятель партии Стронництво людове С. Миколайчик. В работе Крайовой Рады приняли участие только радикальное крыло крестьянского движения и подчинявшаяся ей часть крестьянских батальонов. В феврале 1944 г. из левого крыла партии Стронництво людове возникла радикальная крестьянская партия Стронництво людове – «Воля люду», которая повела успешную борьбу за демократизацию крестьянского движения.
Осенью 1943 г. началось возрождение подпольного профсоюзного движения. В содружестве с социалистами Польская рабочая партия организовывала на предприятиях фабричные комитеты, основной задачей которых была подготовка к овладению промышленностью в момент бегства оккупантов.
Рабочая партия руководила и активно участвовала в создании местных органов Национального фронта – рад народовых и его вооруженных сил – Армии Людовой. В состав рад народовых входили не только представители Польской рабочей партии, Гвардии Людовой, Стронництво людове – «Воля люду», крестьянских батальонов (батальонов хлопских), демократов, беспартийных, но часто и члены Армии Крайовой и ВРН («Вольность, рувность, неподлеглость»), которые порвали с политикой руководства и перешли на позиции Крайовой Рады Народовой.
Создание Армии Людовой было одной из центральных задач Крайовой Рады Народовой и Польской рабочей партии. Кроме Гвардии Людовой в состав Армии Людовой вошли отряды крестьянских батальонов, милиции Рабочей партии польских социалистов, отдельные отряды Армии Крайовой. В Армии Людовой в 1944 г. было 60—65 тыс. человек. Командующим армией был генерал М. Жимерский – «Роля». Армия Людова проводила боевые операции фактически на всей территории «генерал-губернаторства» и в присоединенных к Германии землях – в Силезии и Плоцком округе. Действовали партизаны также в районе Познани, в Тухольских лесах. Особую активность проявляли партизаны в первой половине 1944 г. в Люблинском воеводстве, превратившемся к тому времени в ближайший тыл немецко-фашистской армии. Военные действия на Люблишцине приняли характер партизанской войны. С января по апрель 1944 г. в Люблинском воеводстве партизаны совершили 239 нападений на железных дорогах, ведущих к фронту. Армия Людова за это же время провела 50 боев с оккупантами, в том числе такие, как бой под Амелином, а затем под Ромбловом с танковой дивизией СС «Викинг» (май 1944 г.). Задача партизан заключалась в том, чтобы, координируя действия с операциями Красной Армии, подготовить условия для взятия власти радами народовыми в момент освобождения.
Рост освободительного движения и приближение фронта заставили немецко-фашистское командование увеличить немецкие силы в Польше. Повсеместно предпринимались карательные экспедиции против партизан. Только в марте 1944 г. в «генерал-губернаторстве» было проведено 49 таких операций при участии артиллерии, авиации и танков.
С февраля – марта 1944 г. на территорию Польши начали переходить советские партизанские соединения, общая численность которых составила 4,5 тыс. человек. Всего же в 1944 г. в польским освободительном движении участвовало 20 тыс. советских граждан. В большинстве это были военнопленные, бежавшие из лагерей. В свою очередь в советском партизанском движении участвовало несколько тысяч поляков. Приход на Люблинщину советских партизанских отрядов, установивших тесное сотрудничество и взаимопомощь с Армией Людовой, увеличил силы польских партизан и их боеспособность. 9—25 июня 3 тыс. польских и советских партизан провели успешный бой с 30-тысячной фашистской армией, поддержанной танками и самолетами.
Многочисленные бои вели Армия Людова и крестьянские батальоны в Келецком воеводстве, которое со второй половины 1944 г. превратилось в центр боевых операций партизан. Партизаны оказывали существенную помощь советским войскам в создании и удержании Сандомирского плацдарма. Отряды Армии Людовой совершили более 200 диверсий на коммуникациях, провели 120 боев, в том числе 8 крупных (под Эвиной, Грушкой, на Сьвиней Гуре и др.). В годы войны польские партизаны совершили более тысячи диверсий на железных дорогах, уничтожили много административных и экономических управлений оккупантов, провели сотни боев и стычек, уничтожили более 20 тыс. гитлеровцев. В момент наивысшего подъема борьбы, с весны до осени 1944 г., в революционном и освободительном движении активно участвовало более 100 тыс. человек.
В мае 1944 г. в Москву прибыла полномочная делегация Крайовой Рады Народовой. Результатом переговоров с Советским правительством было признание им Крайовой Рады единственным органом, представляющим интересы польского народа. Были также согласованы в принципе вопросы об отношениях между двумя странами и советско-польской границе после освобождения страны. Советское правительство решило удовлетворить просьбу Крайовой Рады о поставках оружия Армии Людовой, недостаток которого тормозил рост ее рядов. Признание Крайовой Рады Народовой Советским правительством усилило ее авторитет, как в самой Польше, так и среди польской эмиграции.
Во Франции и в Англии были созданы демократические организации эмигрантов, которые поддержали Крайову Раду Народову.
Революционизирование народных масс, сплочение прогрессивных сил вокруг Крайовой Рады Народовой вызвало острое беспокойство реакционных сил. 9 января 1944 г. блок четырех буржуазных и реформистских партий преобразовался в Раду едности народовой (Совет национального единства). В апреле 1944 г. в состав Армии Крайовой были включены отряды Народовых сил збройных (Национальные вооруженные силы). Командование Армии Крайовой разработало план военно-политической демонстрации против Красной Армии и захвата власти в момент освобождения страны (план «Бужа»).
Вместе с тем на Западно-Европейском театре польские сухопутные и авиационные части мужественно сражались за освобождение Италии, Франции, Бельгии, Голландии. Эмигрантское правительство рассчитывало в дальнейшем использовать оторванных от родины польских солдат для своих политических комбинаций.
20 июля 1944 г. Красная Армия начала освобождение Польши. Плечом к плечу с советскими армиями сражалась 1-я польская армия. В освобождении ряда местностей участвовали отряды и бригады Армии Людовой.
21 июля 1944 г. Крайова Рада Народова создала Польский комитет национального освобождения (ПКНО) – первое рабоче-крестьянское правительство Польши. В состав Комитета вошли представители Польской рабочей партии, Польской социалистической партии (так теперь именовала себя Рабочая партия польских социалистов), Стронництва людового, Демократической партии и Союза польских патриотов в СССР. Одновременно был принят закон об объединении 1-й польской армии и Армии Людовой в единое Войско Польское. В Комитете национального освобождения экономикой, внешней политикой, армией, милицией, органами государственной безопасности ведали представители рабочего класса. Председателем Комитета стал социалист Э. Осубка-Моравский» Председателем Крайовой Рады Народовой, выполнявшим обязанности главы государства, по-прежнему был член Центрального Комитета Польской рабочей партии Б. Берут.
22 июля Польский комитет национального освобождения принял манифест – программу строительства народно-демократического государства. Этот день стал государственным праздником страны – Днем образования Народной Польши («День возрождения»). Первоочередными задачами новой революционной власти объявлялось доведение до конца борьбы за освобождение страны и воссоединение всех польских земель в едином государстве. Манифест провозглашал восстановление демократических свобод, ликвидацию помещичьего землевладения и монополистического капитала. В манифесте подчеркивалось, что урегулирование советско-польской границы должно произойти на основе принципа: «Польские земли – Польше, земли украинские, белорусские и литовские – советским Украине, Белоруссии и Литве». В манифесте указывалось, что источником власти – временным парламентом польского народа – является Крайова Рада Народова, и отказывалось эмигрантскому правительству в праве представлять польский народ.
26 июля Народный комиссариат иностранных дел СССР заявил, что единственной целью советских войск в Польше является оказание помощи польскому народу в освобождении от оккупации и восстановлении независимой, демократической Польши.
1 августа Советское правительство признало Польский комитет национального освобождения единственным законным органом власти в стране и обменялось с ним дипломатическими представителями.
По мере освобождения польских земель власть переходила в руки рад народовых. В ряде мест (Люблин, Замостье и др.) пыталась легализовать свои органы «делегатура» (в соответствии с планом «Бужа»). Но Армия Людова и трудящиеся массы разгоняли органы реакции и устанавливали свою власть, власть Национального фронта. Из подполья выходили демократические партии и организации.
Начавшееся освобождение Польши Красной Армией и Войском Польским, создание Польского комитета национального освобождения встревожило реакцию. Стремясь создать политические затруднения для советских войск, освобождающих Польшу, и помешать польским трудящимся установить свою власть, командование Армии Крайовой 1 августа 1944 г. отдало приказ о начале восстания в Варшаве. Восстание было поднято по согласованию с эмигрантским правительством, но втайне от Советского командования и без учета конкретного положения на фронте. Целью реакции были овладение Варшавой до подхода советских войск и передача власти созданному 26 июля в противовес Польскому комитету национального освобождения «Краевому совету министров». Восстание приурочивалось к поездке премьер-министра находившегося в Лондоне польского эмигрантского правительства Миколайчика в Москву для переговоров с Советским правительством. Организаторы восстания и их покровители в кругах польской эмиграции в Лондоне строили свои расчеты на предположении, что англичане окажут восставшим политическую поддержку и военную помощь. Однако реальные возможности англичан оказались далеко не соответствующими планам польских реакционеров. Американо-английская авиация оказалась не в состоянии в сколько-нибудь значительных масштабах организовать снабжение повстанцев по воздуху, а политические цели восстания не могли быть открыто поддержаны Англией и Соединенными Штатами без риска серьезно ухудшить этим их отношения с Советским Союзом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги