Книга Перунов бор - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Андриенко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Перунов бор
Перунов бор
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Перунов бор

Владимир Андриенко

ПЕРУНОВ БОР

Книга 1

Кровавый пир Чернобога

Пролог

Подарок Морены

Воевода Аскольд прибыл в земли Гардарики[1], сопровождая князя своего Рюрика, сына Годслава, владыку с острова Рюген. Старейшины Нового города[2] призвали Рюрика сесть на трон Северного княжества и владеть народами, которых собрали под своей десницей словены. И когда стал Рюрик с братьями княжить в землях Новгородских, то заскучал воевода Аскольд. Присоединился он к Рюрику в надежде на славные битвы и добычу. Но что получили его люди? Земли в Ладоге и место среди суровых мужей из племени Славена[3]? Того ли хотели воины Аскольда? Их звали битвы и богатые города Юга.

И обратился Аскольд к Рюрику и попросил отпустить его с дружиной.

Так сказал он князю:

«Ты стал правителем обширных земель, но моей дружине тесно в этих местах. Опусти нас на простор. Говорят, есть на юге волшебные и богатые страны. За море, туда, где стоит Царь городов, настолько огромный, что в нем может поместиться сто таких городов как Новгород».

Рюрик без сожаления отпустил воеводу и его беспокойную вольницу.

Отправились Аскольд с дружиной в Царьград. Когда плыли они на кораблях по Днепру, то увидели на горе город и спросил воевода местных людей:

«Кто вы?»

Тамошние жители ответили:

«Мы народ зовущийся полянами. Тринадцать родов племени нашего издревле занимают эти земли. И поклоняемся здешним богам Великому Роду, Сварогу-отцу, Ладе-матери и Сварожичам».

«Чей это город?» – спросил Аскольд.

Жители ответили:

«Было три брата – Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».

Аскольд спросил:

«Я с дружиной с верными мужами иду к Царю городу. Но любы мне места ваши. Примите нас и не станете более платить дани хазарам. А со временем возьму ваших мужей с собой в поход на ЮГ».

И приняли Аскольда поляне[4]. Освободил он их от тяжелой хазарской дани и стал владеть землей полян. Взял Аскольд в жены прекрасную полянскую деву с золотыми волосами, и родила она ему сына Асмуда.

Таково начало этой истории…

Асмуд, сын Аскольда, вождя наёмной дружины, родился через три года после того, как Аскольд занял Киев и объявил себя его правителем. Дядькой-воспитателем к сыну приставил Аскольд своего боевого товарища воеводу именем Дир.

Дир был русом с острова Рюген, смолоду ходил в лихие набеги и добыл славу удачливого непобедимого воина-берсерка[5]. Почитал он Одина[6] и Тора[7] превыше всех остальных богов, и считал что только они нужные боги для воинов. А полянских богов считал слабыми и ни во что их не ставил. Так он воспитывал и своего юного ученика Асмуда.

Однажды, когда Асмуду было шестнадцать лет, явился в дом правителя жрец светлого бога Рода и сказал так:

«Великий творец Род создал мир и разделил его на три части: Правь, Явь и Навь. В Прави живут светлые боги. Я слуга светлых богов. Я жрец великого бога Рода. В Яви живете вы люди и малые боги стихий. Но есть страшная Навь и темные боги мира мертвых».

Возмутился тогда Дир:

«Но над вашими богами есть еще один великий бог и имя ему Один! И Один настоящий бог воинов и бог сильных мужчин

Жрец возразил:

«В здешних краях великий Род поставил над всеми в Прави богов Сварога – отца небес и Ладу – мать небес. Выше них нет никого

«А куда ты поставишь Одина

Старик жрец ответил:

«Один это другое имя бога нашего Перуна. А бог Перун – старший сын Сварога. Перун бог грома и молнии великий защитник Яви. Он победитель змея, которого породил темный Хаос».

«Старик, ты ставишь Одина ниже своих богов Рода и Сварога

«В твоей жизни Род и Сварог властны больше чем Один и Тор, о которых ты упомянул, воевода Дир. Но, ни разу не явился ты в священную рощу, и не принес жертвы нашим богам. Боги не простят тебе пренебрежения

«Чего же ты хочешь от меня, старик? Разве мешаю я тебе служить твоим богам

«Почти наших богов жертвой, Дир. Поклонись им и воспитывай наследника правителя в почтении к Роду и Сварогу! В противном случае ждет тебя гнев наших богов

Неразумный Дир бросил вызов богам и сказал жрецу:

«Я сражался в ледяных землях Хельхейма! Я видел чудеса Ледяной горы, где властвует богиня Хель! Я не боюсь твоих богов, старик! Я воин и я берсерк! В Северных землях меня знают от края до края. Во имя Одина! Во имя его супруги Фреи! Пока при мне есть мой меч, и на моей груди знаки Одина и Тора мне нет причины бояться ваших богов

«Боги покажут тебе свое могущество

Жрец Рода ушел, и смеялись над его словами Дир и многие воины из дружины Аскольда. В тот вечер на пиру поднимали они кубки в честь северных богов! Верили, что как и прежде, будут они надежной защитой для воинов русов…


Но слова жреца вскоре сбылись.

Любимым развлечением знатных русов князя Аскольда была охота на волков. Некогда волки-оборотни были частью волшебного народа, который населял земли по Днепру. Давно мужчины местных племен пожелали истребить породу волколаков под корень. А охотиться на них самое время по первому снегу, когда волколаки не в силе.

Ко времени князя Аскольда настоящих оборотней подле Киева уже было мало. Редко попадались они в окрестностях городов. Уходили все дальше и дальше в леса. Зато пропасть была настоящих волков, и охотники били их стрелами и копьями. Кровавые следы были очень хорошо заметны на белом покрывале снега, и можно было легко выследить раненого зверя.

Вышел воевода Дир с соратниками охотиться на волков по первому снегу, и закрутила его в лесу метель. Потерял он своего коня, своих слуг, остался один и не видел больше пути обратно. Лес казался нескончаемым и подумал воевода, что не выйти ему живым.

Обратился он к своему богу Одину и просил о помощи!

«Помоги мне, великий Один, дай выбраться из колдовского леса, куда завели меня здешние духи».

Но на зов его ответил не Один. Не был одноглазый предводитель воинов Севера силен в этих местах.

Тогда стал просить Дир великаншу Хель. Владычицу Ледяной горы, повелительницу холода. Но и она не ответила ему.

Явилась Диру молодая и прекрасная женщина с кожей белой как снег и темными волосами, черными как ночь. Одета она была легко, в длинную белую рубаху до пят, и не было на ней шубы и теплой обуви. Испугался Дир. Мороз стоял крепкий и сам он, не смотря на теплый полушубок и шапку, умирал от холода. Но женщина спокойно шла босыми ногами по снегу и не оставляла следов!

Она поманила Дира рукой.

Тот покорно подошел к женщине. В руках она держала посох с серебряной головой волка.

«Кто ты?» – спросил воевода.

«У меня много имен, воевода Дир

«Ты знаешь меня

«Ты тот, кто сказал, что тебе не страшен гнев богов этой земли, Дир. Я Мара, что насылает мрак. Я Морена, что насылает морок. Я Моржана владычица Мрака, которая насылает смерть».

Дир опустился на колени. Он понял, что пред ним сама Морена, богиня смерти. И подумал Дир, что пришла она отнять его жизнь. Не так хотел умереть воин Дир. В вихре битвы с мечом в руке, поражая врагов, был готов уйти к Одину воевода Дир. Но среди холода, среди снега и страха, который леденил не только тело, но и душу, не хотел умирать Дир.

«Не бойся, воевода Дир, – сказала Мара. – Ты обидел жреца богов света. А через него и самих богов. Но я не одна из них! Я не служу свету, моя вотчина тьма и холод! Я пришла не забрать твою жизнь. Я дам тебе то, в чем ты нуждаешься сейчас. Тебе нужно тепло и огонь. Я не переношу огня. Мне люб только холод зимы и холод ночи. Иди за мной

«Ты поведешь меня в Утгард [8]? – спросил Дир. – В мир духов

Мара ответила:

«Ты все еще не понял, что духи твоих Северных земель остались на севере! Здесь нижний мир имеет название Навь [9]. Или мир мертвых. А мир где живут люди – назван Явь».

«У нас это называют Митгард, или срединный мир населённый людьми».

«Сейчас ты получил право посетить волшебный лес. Тот лес, что разделяет границы миров мира живых и мира мертвых».

И посетил Дир тайное место, куда только некоторые из смертных могли попасть с позволения древних богов…


Рядом с городом Киев была роща богов, куда могли приходить люди и отдавать дань богам. Но в давние времена, когда не было еще людей среди лесов, там появились боги.

Огородил тогда Великий Род место в самом центре волшебного леса и поставил там магический алтарь. Затем ушел Род и отдал место это сыну своему Сварогу. И пришел бог Сварог в священную рощу и ударил молотом по алтарю грюч-камню и родились другие боги. Затем волей Сварога появились люди. И научил их Сварог добывать железо и ковать из него орудия труда и боевое оружие. Бросил Сварог людям боевую секиру, меч и булаву. И научились мужи защищаться от врагов.

Много времени прошло с тех пор, и много народов приходили в земли племени богатырей-полян[10]. Ко времени прихода в земли Киева воеводы Аскольда древняя Священная роща богов, стала легендой. Ныне многие называли это место Перуновым бором, хотя был он посвящен всем богам и верхнего и нижнего мира. Перун же был только одним из сыновей Сварога.

Привела Морена Дира в волшебный лес на границе миров. Был этот мир, также как и мир людей, скован снегами и льдами. Морена ненавидела тепло и краски живой природы. Только холод, снег и сумрак.

Увидел Дир вдали небольшой домик из бревен и в окошке светился огонек. Это была граница Священного леса богов!

«Ты прикоснулся к Морене-смерти. Ты видел Морену. Иди туда, воевода Дир. Там ты найдешь то, чего хочешь сейчас! Там есть тепло огня и там есть красивая женщина, что согреет тебя своим телом. И там ты познаешь силу моей сестры богини Лели».

Так сказала Диру Морена и исчезла. Быстро пошел Дир к домику, не думая о словах богини. Холодное дыхание смерти коснулось его, и он чувствовал только страх перед ледяной бездной. Ему хотелось в тепло.

В доме встретила его женщина и ничуть не испугалась появлению воина. Была женщина молода и красива. Она провела его в дом и помогла расположиться у огня. Она сняла с замерзшего человека одежду и растерла его тело. Диру стало тепло.

«Скажи мне кто ты, прекрасная девушка

Она ответила Диру:

«Ты ощутил прикосновение Мары, воин. А того, кого она коснулась, ждет смерть. Спасение только в волшебном напитке Сварога Сурице. И пить его можно лишь из чаши самого Сварога

Женщина протянула Диру золотой кубок с Сурицей – хмельным напитком, который называли медом.

«Выпей. Это еще больше согреет тебя и краски жизни вернуться на твое лицо. Встреча с Мореной опасна для живых. Сюда привела тебя богиня смерти. Мара-Морена дочь Сварога и Лады. Мара сестра добрых богинь Лады и Живы. Лада властвует как весна и любовь. А Жива как лето. Морена же лютая стужа, мрак и холод».

Дир выпил напиток, и силы жизни вернулись к нему.

«Это напиток Сварога, Дир. Он вернул тебя к жизни».

Женщина сбросила свое платье и села рядом с воеводой.

«Теперь ты можешь познать силу богини Лады, Дир».

И не смог он противиться силе Лады-любви…


Шли дни. Прошла зима и в мир пришла весна и наполнила красками жизни лес. Морена отступила, и царство её закончилось. Мог ныне Дир покинуть дом своей спасительницы. Но не хотел он того. Дир не замечал времени рядом с красавицей. Хотя раннее ни одна женщина не могла увлечь его надолго. К любви суровый воин был равнодушен и женщин брал походя, никогда не задумывался о длительности своих связей. Но сейчас он изменился.

Женщина эта жила на границе Священного бора. Назвалась она Тарой, живущей в доме Путеводной звезды.

«Некогда я была одной из смертных, – рассказала она Диру историю в один из бесконечных зимних дней. – Мой отец был великим вождем антов, и имя ему было Бус. До сих пор поляне вспоминают время Бусово! Славное то было время. И было у моего отца шесть сыновей. Все воины, которым Бус гордился. Но явились племена севера, называемые готами, и обманом убили отца и братьев. Я сбежала в лес и стала молить богов спасти меня от насилия чужеземцев

«И боги услышали тебя, Тара

«Мне на помощь пришла Морена и открыла мне границу волшебного леса, и никто из готов не смог найти меня. Затем пришла Лада и подарила мне вечную молодость. Но не могу я покинуть предела волшебного леса с тех пор. Затем явилась Жива. Она дала мне вечную жизнь. До тех пор пока будет стоять Священный бор

«Признаюсь тебе, Тара, что не верил в существование Священного бора. Не верил силе ваших богов. Ведь я не в первый раз пересекаю грань волшебного мира».

«А когда был первый раз?»

«В землях севера, – ответил Дир. – Наш драккар[11] тогда занесло далеко в ледяное море. И попали мы в царство великанши Хель. Видел я Ледяную гору, врата «Смерти», и мост через реку мертвых, который охраняла страшная дева Модгуд. Многие мои друзья не вернулись из того похода. Но меня Хель отпустила обратно. И снова попал мой корабль в теплое море».

«И из-за этого ты не верил в силу наших богов?»

«Ныне они показали мне силу. Мне так легко и хорошо в твоем доме. Здесь можно провести вечность, слушая треск пламени в очаге и твой голос».

«Ты не сможешь остаться здесь навсегда, Дир. Боги даровали тебе миг покоя и счастья. В этом доме и в этом лесу нет тревог и нет болезней. Здесь нет тяжелых дум, а есть только покой и счастье. Это дом Путеводной звезды».

«Не хочу возвращаться, Тара. Я хочу быть подле тебя как можно дольше

«Это вредно для тебя самого, Дир».

«Почему

«Чем дольше ты в доме Путеводной звезды, тем труднее тебе будет забыть его и в мире людей тебя одолеет тоска и станешь ты искать смерти! Но смерть не успокоит тебя. Я не хочу отравлять тебя сладким ядом красоты, Дир. Но это мое проклятие. Тот, кто провел много времени со мной, то не забудет Тару никогда».

«Ты назвала это сладким ядом, Тара. Я готов принимать его снова и снова!»

«Яд остается ядом и вреден он для человека. Хорошо если отравлено лишь тело. Тело смертного не вечно. Тело умрет и боль пройдет. Но Яд красоты, которым наградила меня Леля, будет преследовать твой дух и после смерти! Потому скоро тебе нужно будет покинуть меня и вернуться в мир людей».

«Когда?» – спросил Дир.

«Когда придет Велесова ночь и откроются границы между мирами. Это ночь когда все дороги приведут смертного не туда, куда они ведут обычно. Это время когда темные боги Нави смогут пересечь границу Яви и появиться в вашем мире людей. Но светлые боги Прави защитят вас».


В один из дней Тара вывела Дира в лес, сиявший красками жизни. Воевода повидал много лесов, но ничего подобного не видел никогда. Этот лес поразил его в первый раз, когда он встретил Морену, мраком и ужасом. Но теперь все изменилось. Настало царство богини Живы.

Дир пошел по траве и с любовью прикасался к зелени деревьев. И вдруг увидел впереди странное существо. Сначала воевода подумал, что это конь. Снизу все так и было! Но вместо лошадиной шеи и головы у этого существа был торс молодого мужчины.

«Китоврас! – проговорила Тара. – Тебе явился сам Китоврас!»

«Кто это?» – спросил Дир.

«Бог древнего времени. Бог, который отказался от силы. Он крайне редко является людям. Но пришел к тебе. Это знак, Дир! Иди к нему!»

«А ты

«Я не могу приблизиться к Китоврасу. Всего один раз до этого я видела бога, который оставил войну ради мудрости! Иди к нему. Это редкая возможность для смертного увидеть и поговорить с богом


Дир пошел к Китоврасу и тот приветствовал его с улыбкой.

«Рад видеть тебя, воевода Дир. Славный воин известный на берегах морей Севера! Я Китоврас, который некогда также был воином. Много много веков назад. Потом я познал мудрость и перестал быть богом-воином. Я уступил это место Перуну и другим, молодым богам».

«Я никогда не слышал о тебе, бог Китоврас. Эти слова могут обидеть тебя. Прости меня на правдивом слове

«Правдивое слово не может обидеть, воевода Дир. Меня забыли в мире людей. Но меня это мало беспокоит. Я не жажду вашего поклонения. Я являюсь не многим и делюсь с ними мудростью, если они хотят её принять. Я ничего не навязываю. Я только вещаю истину! Что хочешь спросить Китовраса ты, воевода Дир

«Что ждет меня в будущем

«Люди всегда задают этот вопрос. И на него легко ответить. И ты сам знаешь этот ответ. Рождаясь, человек получает приговор смерти. Богиня Морена призовет каждого из вас в свое время

«Я хотел бы знать час своей смерти? Мне еще долго отпущено жить? Можно ли отдалить свою смерть, Китоврас

«Смерти бояться не стоит, Дир. Бояться стоит слишком длинной жизни. Я думал, что вы, викинги, это хорошо понимаете. Разве кто-то из твоих предков дожил до глубокой старости

«Нет, – признался Дир. – Никто не дожил. Все умерли в бою. И я мечтал умереть в бою. Но теперь я хочу остаться здесь».

«Тебе нельзя оставаться в доме Путеводной звезды. Ты уже слишком долго пробыл здесь и эта женщина по имени Тара станет манить тебя. Смертному нельзя прикасаться к миру богов. А это лишь граница волшебного мира, Дир. Это порог верхнего мира, вход в Правь. Тебе нужно вернуться в свой мир. В мир Яви. Но и это не главная опасность. Главная опасность Велесовой ночи в том, что откроются границы Нижнего мира. А мир Нави очень опасен. Ты встретил пока лишь Морену. Но что будет, если ты встретишь Чернобога

«Я мало знаю богов этой земли. До этого я почитал Одина, Тора и Фрею».

«Разные названия и разные имена, но силы, которые властвуют над смертными одни и те же


Дир задумался над словами Китовраса. Пока он мало понимал в том, что происходит вокруг него. Грядущее пугало его и умиротворение, которое было с ним в жилище Тары, покинуло сердце воеводы. В нем снова поселилась тревога…

Глава 1

Велесова ночь

«В начале времен ударил Сварог по камню Алатырю, и из искры родился бог Семаргл, и также родились небесные Ратичи – воины Сварога.

От великого огня поднялся Божий ветер – так родился бог Ветров Стрибог и стал он раздувать великое пламя Сварога и Семаргла.

Великий Черный змей, задумал подражать Сварогу и также ударил по камню Алатырь и родились от того все темные силы и расползлись по миру демоны.

И тогда вступил Семаргл в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством…» («Книга Коляды»).

Проклятая пустошь.Место заточения черного жреца.

Жрец мрачного Чернобога Ратибор помнил многих правителей. Некогда был он одним из воевод самого Буса[12], великого вождя племенного союза антов. Много воевал он рядом со своим князем и прославил его имя от моря до моря. Именно Ратибор отбил нападение готского отряда на крепость Северный вал. Много славных воинов тогда полегло в битве с обеих сторон. Был убит стрелой из лука сын короля Германариха, и не стало главного наследника у остготов.

Призвал Бус славного воеводу в свой чертог и спросил, что желает Ратибор в награду за свою службу.

И сказал Ратибор Бусу:

– Всегда я был верен тебе, князь Бус!

– Знаю это, Ратибор, и готов наградить тебя. Желаешь ли принять от меня Северный вал? Стань там моим наместником!

– У моего князя есть нечто весьма более ценное для меня.

– Говори, Ратибор!

– Отдай мне в жены дочь свою Тару, великий вождь.

Рассердился тогда Бус. Он давно наметил будущего мужа для своей дочери и грубо отказал воеводе.

– Ты слишком высоко вознесся, Ратибор! Тара моя единственная дочь. Кроме неё жены радовали меня только сыновьями. Но Тара красотой не уступит бессмертным богиням! Нет среди смертных девиц равных ей!

– Это так, князь! Потому и прошу тебя о великой милости! Дай мне в жены, Тару!

– Проси что-то иное! Дочь любого старейшины или воеводы пойдет за тебя, и будут рады они отдать за тебя самую красивую девицу. Проси даже одну из дочерей короля Германариха! Я стану просителем за тебя перед ним.

– Вождь! У короля больше десятка дочерей и он торгует ими как пожелает. Но что мне его дочери? Что мне дочери воинов и старейшин племени антов? Отдай за меня Тару!

– Нет, Ратибор! Этому не бывать!

Ратибор затаил обиду и тайно связался с королем остготов Витимиром, который после смерти Германариха был избран на трон.

Как раз началась новая война между антами и остготами. Бус стал побеждать своих врагов, но Ратибор выдал Витимиру место стоянки своего вождя и 70 его славных воевод. Воины Витимира тайно окружили это место и захватили Буса, его сыновей, и всех воевод войска антов. Витимир приказал их всех распять.

Ратибор должен был за это получить в жены Тару, дочь Буса. Но скрылась она в лесах благодаря помощи Морены, которая открыла ей границу волшебного леса. Затем богиня Лада подарила ей вечную молодость. А богиня Жива долгую жизнь.

Король Витимир не смог воспользоваться плодами победы, добытой предательством. Он сам вскоре был убит царем гуннов Баламиром. Ратибора прокляли все племена антов и на него стали охотиться как на дикого зверя. И тогда он заключил сделку с повелителем мира мертвых, богом зла и хаоса Чернобогом, который спас его назло богине Морене…


Те времена давно прошли. Где теперь были многочисленные и могучие племена антов? Где племенные союзы и королевства готов? Где слава гуннов? Ныне на берегах Днепра жили иные народы и правили иные князья. Пришел из земель севера Аскольд и поляне признали его своим правителем.

Ратибор, как и любимая им Тара, получил долгую жизнь. Но, как и она, он не мог покинуть колдовского места, что поддерживало его жизнь. Жрец жил в Проклятой пустоши среди болот и лесов. Слугами его были болотники да еще ведуны и ведьмы. Охраняли мир Ратибора заложные покойники – те кого черный жрец сам вернул к жизни. Эти существа не могли покинуть мертвой оболочки и продолжали жить в гниющих телах. Они жаждали только одного – свободы смерти. И они верно служили черному колдуну, который мог им это подарить.

Старый болотник Мал уже лет двести жил при Ратиборе. Был он небольшого роста с тонкими руками и ногами. Волосы и бороду имел длинные зеленоватого оттенка.

– Ждан пришел, – ворчливо сказал болотник. – Явился по волшебной тропе.

– Ждан? Давно его не было. Зови!

– Сразу звать?

– Зови сейчас! Я не люблю повторять дважды! Зови его и сам убирайся отсюда до утра!

Болотник ушел. И вошел плотный человек лет сорока в чистой сорочке с шелковым поясом. Это и был тот самый Ждан, ведун и тайный слуга Ратибора.

Явился он донести жрецу о том, что происходит в стольном граде полян Киеве.

– Входи в мой дом, Ждан.

Ждан преступил порог обычной деревенской хижины. Внутри было чисто и пахло травами. На лавке сидел сам Ратибор в черной до пят накидке.

Был он стар, и кожа его покрыта морщинами. Жрец не получил от Чернобога того дара, который получила Тара от Лели – дара вечной молодости. Бог зла не мог дать того, что могла подарить богиня вечной весны.

Седая борода жреца тянулась до самого пола. Злые глаза старика приковывали к себе человека, и не мог никто отвести взора, пока сам Ратибор не «отпускал» жертву. Ждан боялся его взгляда.

– Ты снова принес плохи вести, Ждан?

– Это с какой стороны посмотреть, господине.

– Говори! – приказал жрец.

– Морена дала возможность смертному мужу именем Дир посетить домик Путеводной звезды, господине.

– Что? – старик поднял голову.

Ждан затрясся. Он знал, как грозен бывает этот древний старик.

– Что я могу, господине?

– Кто этот Дир?

– Ближний воевода нашего князя Аскольда. Он пришел с ним с севера, господине.

– И с чего ему выпала такая милость? Отчего он попал в дом Тары?

– Могу ли я знать волю богов, господине?

– Этот Дир все еще там?

– Да, господине. Но ведовство открыло мне тайну грядущего. Дир вернется в мир живых. И он был с ней, господине.

Ратибор понимал, какую важную новость принес ему Ждан. Не мог он, прикованный силами черного колдовства покинуть Проклятую пустошь. Но были у него силы воспользоваться телом смертного, того, кто прикоснулся к тайнам волшебного леса.

– Этого смертного касалась рука Морены! – сказал жрец. – Богиня смерти приговорила его. Но богиня Лада через Тару вернула его к жизни! Он коснулся губами священной чаши Сварога! Это то, что мне нужно, Ждан!