Наиболее успешный период правления Биронов характеризуется роскошными резиденциями – дворцами в Рундале и в Елгаве. Династия Биронов господствовала в герцогстве до его присоединения к России в 1795 году.
Флаг Курляндского флота – жутковатый бордовый флаг с чёрным крабом
Следующую попытку овладеть Ригой – через 100 лет – предпринял царь Алексей Михайлович летом 1656 года. 17 мая 1656 года войска вступили в Ливонию. Взяли Динабург (и переименовали в Борисоглебск), взяли Кокенгаузен (переименовали в Царевич Дмитриев), взяли Дерпт. Приступили к осаде Риги.
Русские войска стали лагерем в Кенгарагсе. В короткие сроки солдаты и стрельцы возвели 12 земляных «городков» вокруг крепостной стены Риги. Вокруг Старой Риги отстроили несколько раз большую территорию из бастионов и подвергли Ригу интенсивному артиллерийскому обстрелу. Помимо чугунных ядер и гранат город обстреливался калёными ядрами, а среди мортир применялись новейшие камнемёты – пушки с тонкостенными стволами, способные метать каменные ядра. В один из дней осады за сутки по городу было сделано 1700 выстрелов из всех видов орудий.
Однако у русских не было морских сил для блокады города с моря, и попытки захвата шведских фортов, прикрывающих устье Двины, силами собственной флотилии закончились провалом. 12 сентября к шведскому гарнизону прибыло подкрепление в количестве 1400 солдат. И 2 октября 1656 года, после 50-дневной осады, войска были вынуждены отступить.
Панорама Риги (картина Йоганна Броце, 1650).
Жаль, что из современного силуэта Риги исчез изящный деревянный шпиль Домского собора
Карта артиллерийского обстрела Риги (1656)
Какое-то время южной частью Ливонии правил А.Л. Ордин-Нащокин, умный российский дипломат того времени, со штаб-квартирой в Кокенгаузене (ныне Кокнесе).
Северная война (1700–1721)Третий, гораздо более успешный, шаг продвижения на Запад предпринял Петр I13. Война за прибалтийские земли тогда продолжалась более 20 лет и закончилась победой России. В войне поучаствовали и другие государства, так как Рига была лакомым куском для многих.
11-12 февраля 1700 года войска Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши, вторглись в Шведскую Лифляндию. Август рассчитывал захватить Ригу, занимавшую ключевую стратегическую позицию в Прибалтике, и этим, во-первых, ослабить шведов, а во-вторых, опередить в территориальных приобретениях своего союзника – Россию, которая захватила Нарву.
В то время шведы воевали с датчанами. Сознавая важное значение Риги, шведский король Карл XII, как только вывел из войны Данию (десантом под Копенгагеном), прибыл к Нарве и 19 ноября 1700 года победил русскую армию, затем направился на деблокаду города.
Россия в то время воевала с Турцией. На следующий же день после подписания перемирия с Турцией Россия объявила войну Швеции (19 августа 1700 года). В качестве причины объявления войны Россией были указаны «неправды и обиды», в особенности личная обида Петра I за неуважительный прием в 1697 году. Тогда он путешествовал (инкогнито) по Европе, шведы в Риге его приняли холодно, в частности запретили разглядывать крепостные укрепления в подзорную трубу.
В 1701 фельдмаршал Шереметев вступил в Ливонию и изрядно ее опустошил. В 1702 году, отступая в Россию, взял Мариенбург (ныне Алуксне) и захватил ценный «трофей» – красивую женщину Марту Скавронскую (1684–1727) из челяди Мариенбургского пастора Эрнста Глюка. Она нам известна как Екатерина I – российская императрица.
Передвижения войск в Северной войне
Более успешно бои со шведами проходили в устье Невы: в октябре 1702 русские войска взяли Нотебург (Орешек), в начале мая 1703 взяли Ниеншанц (находился при падении реки Охты в Неву), что и стало предпосылкой основания нового города на Неве 10 мая 1703 года. Но война со шведами продолжалась. В 1705 Петр лично повел войско в Курляндию, после семи дней осады сдалась Митава, но Ригу взять не смог. Сумей Петр взять Ригу, кто знает, может быть, Рига стала бы столицей Российской империи.
Перелом в войне наступил лишь в 1709 в Полтавской битве. Полтавская битва – крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Эта победоносная битва увековечена великолепным произведением А.С. Пушкина «Полтава» и мозаикой М.В. Ломоносова. Битва состоялась утром 27 июня 1709 года в 6 верстах от города Полтавы. Шведы потеряли примерно 19 тысяч солдат – это была почти вся их армия. Карл покинул Россию с 543 выжившими солдатами. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.
Прямо из-под Полтавы фельдмаршал Шереметев повел войска к Риге, и после 9 месяцев осады Рига в 1710 наконец сдалась. Но тем война еще не кончилась. Швеция капитулировала лишь в 1721 году по Ништадтскому мирному договору.
«Полтавская баталия». Фрагмент мозаики М.В. Ломоносова
Победа в Северной войне обеспечила России ведущую военную роль в Европе, что позволило Петру I принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. В 1723 году Петр I основал завод-крепость на Урале – будущий город Екатеринбург – в честь императрицы Екатерины I, супруги Петра I. Екатеринбург возводился как столица горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, в двух частях света – Европе и Азии.
Остзейцы пошли служить Российской империи
Петровские гарантии остзейцамПри капитуляции Риги немецкие рыцари в 1710 получили важный документ, так называемые петровские гарантии для потомков рыцарей, которые пошли на службу к царю. Следует признать, что немцы верно служили Российской империи долгих 200 лет – до Первой мировой войны, а в Остзейских же губерниях рьяно отстаивали данные им Петром Первым гарантии.
Заглянем в этот старинный исторический документ – «Жалованную грамоту Петра I Лифляндскому дворянству»14:
«Мы, Петр Первый, Божиею милостию, Царь и Император Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем чрез сие, что понеже Нам благородное Рыцарство и Земство Княжества Лифляндского, со всею тою Провинциею, по Божию милостивому управлению, Нашим справедливым и победоносным оружием, по капитуляции от Нас прежде позволенной, Нам сдались и подданными учинились, и Нам и Нашим законным Наследникам торжественную присягу в верности учинили и… просили, дабы Мы, все их древние и по сие время благоприобретенные и содержанные привилегии, особливо же привилегию Сигизмунда Августа, данную в Вильне 1561 года[3], рыцарские права, статуты, вольности и принадлежности, праведные владения, и как имеющие, так и у них неправедно отнятые собственности, им и их наследникам милостиво подтвердили и отдать повелели.
Силою сего Милостивейше подтверждаем и укрепляем и обещаем, что они и их наследники, как прямо и справедливо есть, при всем том совершенно и непрестанно содержаны и охранены будут».
Главной целью остзейских немцев после присоединения Прибалтийского края к России было закрепление своего права на крестьян и землю. В 1739 году в связи с запросом царского правительства о том, насколько далеко по местным законам распространяется власть помещика на крестьян, лифляндским ландратом бароном Отто фон Розеном были составлены ответы, получившие известность как Декларация Розена. В ней подчеркивалось, что крестьяне попали в полную крепостную зависимость еще во время захвата страны Немецким орденом. В качестве крепостных рабов они переходили по наследству, продавались, дарились, закладывались, а в случае бегства хозяин мог требовать их возвращения.
Право собственности помещика распространялось также и на имущество крестьянина, и на то, что он производил своим трудом. Размеры повинностей помещик устанавливал по своему усмотрению. Барон Розен подчеркивал, что эти права настолько общеизвестны и общепризнанны, что не нуждаются ни в каких особых доказательствах. Вот основные положения декларации Розена:
1) крестьяне лично принадлежат помещикам;
2) имущество крестьян также является собственностью помещиков;
3) повинности крестьян назначаются по усмотрению помещика;
4) наказания – без ограничений;
5) жаловаться на своего хозяина крестьянам запрещено.
Единственное, от чего по декларации Розена отказывались «добровольно» помещики – право на жизнь крестьян. К смертной казни крестьян мог приговорить только суд. Вот с такими «правами» и жило остзейское крестьянство практически до середины XIX века.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Добавим факт о судьбе Канкрина. Разведка Сталина и армейская разведка работали, не зная друг друга. Это привело к гибели в 1929 году руководителя Имперской разведки Его Императорского Величества Николая II, графа Российской империи, генерал-адъютанта Его Императорского Величества вице-адмирала Александра Георгиевича Канкрина. Его убили агенты советской внешней разведки – Разведывательного управления РККА, которой руководил легендарный разведчик Я.К. Берзин (1890–1938). Но и он не избежал злого рока. После возвращения с Испанской войны был арестован, приговорен 29 июля 1938 года по обвинению в участии в контрреволюционной организации, в тот же день расстрелян. Реабилитирован в июле 1956 года.
2
Отметим, что в тех орденах существовали строжайшие правила: каждый брат давал клятву послушания, целомудрия и бедности. Обет целомудрия запрещал братьям сношение с женским полом. Каждый брат-рыцарь имел в распоряжении три лошади и оруженосца.
3
Рижские рыцари ссылаются на пожалованную грамоту, который дал им польский король Сигизмунд Август в 1561 году – во время Ливонской войны.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги