Книга Теория эмоциональной относительности. Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта - читать онлайн бесплатно, автор Инна Захарова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория эмоциональной относительности. Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта
Теория эмоциональной относительности. Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория эмоциональной относительности. Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта

Теория эмоциональной относительности

Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта


Инна Захарова

Автор идеи и редактор Евгений Захаров

Составитель и редактор Алена Рабкевич


Автор идеи и редактор Евгений Захаров

Составитель и редактор Алена Рабкевич


© Инна Захарова, 2020


ISBN 978-5-4498-7437-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Сейчас набирает все большую актуальность развитие эмоционального интеллекта. Но что это такое, никто до конца не понимает. Есть много определений этому понятию, основное – способность понимать свои эмоции и эмоции других, уметь ими управлять. Но достаточно ли этого? Что значит понимать эмоции?

Для понимания эмоции, в первую очередь, ее необходимо уметь идентифицировать, дать ей название и изменить при желании. Механизм рождения эмоций очень непрост, эмоция рождается не в случайном порядке, она связана с глубинными психологическими процессами в структуре нашей личности. Эмоции – это не только ответ на реальные обстоятельства в нашей жизни, но и связь с нашими предками, с системами большего масштаба – семьей, родом, народом. Из настоящего моменты мы испытываем всего лишь 10% эмоций, а остальные 90% – это эмоции в составе системных чувств, связанных с нашими глубинными убеждениями, которые возникли далеко в прошлом, часто за долго до нашего рождения, они хранятся в нашем подсознании и управляют нашей жизнью.

Но обо всем по порядку.

Для начала, мы предлагаем вам открыть тест в конце книги и определить свой субъективный уровень Эмоционального интеллекта, чтобы по окончанию прочтения заметить те изменения, которые произойдут с вами за время вашего погружения в «Теорию эмоциональной относительности».

Благодарности

У нас получилось! Наконец-то книга обрела тот вид, который перед вами. Я счастлива и одновременно мне не верится, что у нас получилось перенести весь многолетний опыт работы в простой для чтения текст. Возможно, вы замечаете, мои дорогие читатели, что я постоянно пользуюсь множественным числом? И это не из-за мании величия, а потому, что к результату этой работы были приложены усилия большого количества людей. Я начну с первых и самых важных «виновников» этой книги – наши клиенты, те, кто имел смелость погрузиться в этот океан непонятных эмоций, потом там освоиться и стать капитаном, управляющим своей лодкой под названием «Жизнь». Ваше безграничное доверие, удивленные и вдохновленные глаза были тем маяком, которые указывал путь в нужном направлении. Ваш искренний интерес и готовность изучать с самого начала неосознанные течения и подводные камни эмоциональной сферы жизни, позволили создать и усовершенствовать наши модели и алгоритмы. А ваши очевидные изменения в течении наших тренинговых программ и консультаций давали регулярные подтверждения эффективности и полезности того, что мы делали. Ваша благодарность, как самое главное из чувств (вы-то знаете!), поддерживала меня и мою команду на пути созидания.

Так же хочется поблагодарить моих родителей, которые передали мне жизнь и любовь, а также моих учителей, которых на самом деле очень много, даже не берусь перечислять всех, чтобы кого-то не упустить. Ваши лекции, тренинги, практические задания, мастер-классы, вебинары и книги сформировали мой взгляд на жизнь. Коучинг, Эннеаграмма, НЛП, Семейные системные расстановки – это освоенные мной направления, благодаря вам. Каждое из них освещало свою сторону эмоциональной жизни, а все вместе приобрели нужный объем и системность.

Эта книга никогда бы не обрела такой вид без моего «любимого остеопата», внимательного и интересующегося слушателя, подруги, оппонента, коуча, транскрибатора и редактора текста, Алены Рабкевич. Прошел ровно год, когда ты согласилась принять этот вызов и быть со мной рядом, помогая создавать этот «Эмоциональный бестселлер», «Книгу эмоциональных перемен», «Книгу чувств» и «Практическое руководство для развития осознанности и Эмоционального интеллекта». Спасибо тебе за то внимание, с которым ты слушала мои эмоциональные повествования, задавала уточняющие вопросы, заставляла искать и находить простые и понятные примеры, описывающие совсем не простые вещи. Время, проведенное вместе, в работе над созданием книги летело незаметно и продуктивно.

И самый большой поклон моему мужу Евгению, это мой личный тренер и коуч, который постоянно подгонял и терроризировал меня, чтобы я закончила эту книгу, что даже согласился написать эту благодарность всем причастным за меня. Вот такой он у меня классный и скромный, и люблю я его сильно, хоть и бесит регулярно.

Спасибо. Инна Захарова

Потребности человека

Потребность – это состояние живого существа, выражающее зависимость от того, что составляет условия его существования. А. Маслоу в своей пирамиде описал эти потребности. Их можно разделить на три разновидности: физиологические потребности, психологические потребности, духовные потребности.



У каждого человека есть ведущая психологическая потребность. Потребность можно считать базовой, если она удовлетворяет следующим условиям:

• Ее полная неудовлетворенность ведет к заболеванию

• Ее удовлетворение излечивает заболевание

• В условиях свободного выбора человек предпочитает удовлетворение именно данной потребности

С физиологическими потребностями все понятно и очевидно. Если не удовлетворять потребности в еде, сне, пище, воздухе, воде – наше тело начинает сначала болеть, а потом и вовсе погибает. Даже неудовлетворенная потребность в сексе в конце концов приводит к вымиранию рода. За удовлетворение этих потребностей следят наши инстинкты – врожденные поведенческие сценарии. Их цель – автоматизация всех процессов, которые помогают организму выжить.

С психологическими потребностями все не так очевидно. Эмоции – это инстинкты более высокого порядка. Их цель – установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.

С древних времен почти все живые существа стремились объединиться для борьбы с внешними угрозами, ведь там, где один не справится – вместе смогут: «Один в поле не воин». Отсюда возникает важная потребность человека – принадлежать, быть частью чего-то большего и, вместе с тем, появляется очень сильный страх исключения, что могло означать верную смерть.

Группа людей, объединённых одной целью – это система, границы системы определяют правила, которым должны следовать все участники группы. Соблюдение иерархии и следование правилам означает признание и уважение всей системы. За нарушением правил следует наказание, самое тяжкое – это ликвидация или исключение. Обязанности и права определяет иерархия, которая тоже является важной составляющей системы, в первую очередь родовой системы, а все остальные системы строятся по ее принципу.

Получается, что возможность принадлежать группе несет новые опасности: как выжить внутри группы, как стать ее важной частью, получить лучшие условия для существования внутри группы, занять свое место в иерархии (лучше повыше конечно, там прав больше и условия лучше, но и ответственности больше). Члены верхушки иерархии семейных систем имеют право повелевать, самостоятельно принимать решения, но и несут ответственность не только за себя, но и за всех членов своей системы.

Изучая эмоциональный интеллект, мы не можем рассматривать человека как отдельную единицу. Человек существо социальное, а эмоции являются связью со всеми, кто нас окружает. Эмоции – это всегда отношения, если есть эмоции, значит, есть отношения. Эмоции есть всегда, значит мы всегда состоим в отношениях. Даже если человека переместить в полный вакуум, он будет находиться в отношениях и будет испытывать эмоции, в первую очередь к себе самому.

Отношения с самим собой тоже имеют системный характер, каждый «Я» состоит из «мама + папа». Отношение к себе формируется на основе отношения каждого родителя к себе + партнерские отношения + родительско-детские отношение. И так в геометрической прогрессии до 7-го колена.

Итого, на нас могут влиять судьбы 254 человек нашего рода, к ним можно добавить людей, которые серьезным образом повлияли на систему (агрессоры, жертвы, благотворители крупных сумм и т.д.), потому что они тоже становятся частью системы. Неважно, когда такие события произошли, если в тот момент случившееся не было принято, сохраняется эмоциональное напряжение, которое передается на эмоциональном уровне из поколения в поколение.

Чувства – это эмоции более высокого порядка. Их цель – выделить явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Например, если предки голодали, то ты будешь сидеть на диетах или испытывать тревогу, когда в холодильнике пусто. Если в системе были брошенные дети, ты будешь иметь желание помогать детским домам, подбирать брошенных животных, рассматривать вариант усыновления детей или не захочешь иметь детей совсем. Обычно люди даже не осознают причину такого поведения: «Просто не люблю детей», а дело может быть в системном чувстве вины или даже в принадлежности. Для того, чтобы вписаться в систему, мы можем делать не только хорошие и благостные вещи, но и то, что другие осуждают. Например, подросток, который курит, чтобы быть своим в компании курящих друзей. Так девушка с легкостью может сделать аборт, если ее мама и бабушка это делали и не будет горевать, так как это уже системное правило, женщины этого рода так поступают, а она одна из них. И не важно, что бабушка делала аборт, чтобы выжить, мама, чтобы прокормить старших, внучка может это сделать уже просто потому, что «25 лет не время рожать, надо делать карьеру». Здесь нет простых причинно-следственных связей, логика в семейных системах циркулярная.



Именно для того, чтобы осознать важность эмоциональной составляющей нашей жизни и влияние наших эмоций не только на нашу жизнь, но и на наших потомков, следует рассматривать эмоции с системной точки зрения. В последующих главах мы рассмотрим системные законы и чувства, которые следят за их исполнением. Итак, какие есть психологические потребности и что к ним относится:

Безопасность – отсутствие тревоги по поводу будущего, баланс стабильность/изменения, достаточное количество ресурсов для выживания, поддержка, внутреннее руководство, вера.

Любовь – принятие, внимание, связь, единение, принадлежность.

Уважение – охрана и расширение границ влияния, значимость, самостоятельность, автономность, правила, порядок.

Получается, что психологическая удовлетворенность – это наличие своего места в системе большего масштаба, где тебя поддерживают и уважают границы твоих сфер влияния, которые постоянно расширяются с взрослением. Это и есть счастье.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать сам себя. Общий закон здесь прост: «Положительное отношение к себе и удовлетворенные потребности – основа психологического здоровья».


Что важно запомнить:

1. Удовлетворение базовых потребностей – это условия выживания.

2. Различают потребности физические, психологические и духовные.

3. Инстинкты, эмоции, чувства возникли в процессе эволюции для автоматизации удовлетворения потребностей, то есть условий выживания.

4. Чувства следят за исполнением системных семейных законов.

5. Чувства в настоящем моменте – это связь с прошлым и отношение к будущему.

Самовосприятие

Родившись, ребенок автоматически получает свое место в семейной системе. Удовлетворение его потребностей целиком и полностью лежит на родителях. Уровень развития личности ребенка зависит от того, насколько успешно родители с этим справляются. Все три психологические потребности имеют важное значение. Это означает, что важно заботиться о ребенке и помогать ему, чтобы он чувствовал безопасность, в то же время предоставлять ему возможность справляться самому, чтобы он чувствовал уважение к себе, смотреть на него ласково, говорить добрые слова, иметь тактильный контакт, чтобы ребенок чувствовал любовь. На базе этих установок, которые определяют отношение к себе и миру, формируется вся эмоциональная сфера повзрослевшего ребенка, который выходит в жизнь.


Три основные установки:


1. Мир безопасен. У меня есть все ресурсы, чтобы справиться

В таком случае потребность в безопасности будет удовлетворена внутренними ресурсами, человек доверяет своим чувствам и мыслям, смело принимает собственные решения, касающиеся его жизни. Эта установка помогает чувствовать спокойствие, уверенность в ситуации неопределенности. В противном случае существует установка «Мир непредсказуем и полон опасностей. У меня недостаточно сил, чтобы с ними справиться», она заставляет человека искать безопасность за счет внешних ресурсов «Если другие меня поддержат и обстоятельства будут способствовать, то я справлюсь», тогда все его решения определяет ситуация, а опирается он не на собственные ощущения и мысли, а на мнение значимых людей, которые все равно подвергает сомнению.

Доверие себе (безопасность)



2. Я принимаю себя таким, какой есть. Я сам себе интересен и ценен

Эта внутренняя установка характерна тем людям, которые любят и ценят себя, это позволяет быть собой в любой ситуации, и не зависеть от оценки окружающих, такие люди спокойно остаются наедине с самим собой, уединение для них – возможность побыть в компании с интересным человеком. В противном случае существует установка: «Я не принимаю себя таким какой есть. Я сам себе не интересен и не ценен». Обычно люди так к себе относятся и даже не осознают этого, старательно скрывая свои слабости, приукрашая себя внешними атрибутами, историями, усиливая впечатление о себе, желая получить внимание и принятие от других: «Если я интересен и привлекателен другим людям, то нравлюсь и себе». Получая таким образом подтверждение, что его можно любить. Или «Если другие не замечают меня, если они не восхищаются мной, не благодарят меня, значит, я недостаточно хорош и для себя самого». Такие люди больше всего боятся одиночества, оно воспринимается как отверженность, исключение.

Любовь к себе


3. Я есть, я весом, я значим как самостоятельная единица

Эта установка позволяет человеку чувствовать в себе силу влиять на свою жизнь, браться за значимые проекты с вызовом, двигаться за собственными желаниями, ориентируюсь на себя, в первую очередь, нести ответственность за свои решения и желания. При такой жизненной позиции человек решает, что ему делать, а не думать о том, чтобы такое придумать, чтобы ничего не делать. Это и есть взрослая позиция и взрослая свобода. Противоположное этому самовосприятие: «Я не чувствую собственной значимости и важности, я не на что не могу повлиять». В этом случае можно наблюдать либо агрессивное стремление заставить других себя уважать: «Если я не от кого не завишу, люди спрашивают моего разрешения и мнения, прислушиваются ко мне, то я важный человек», либо полное попустительство, когда человек отсутствует в своей собственной жизни, полностью поддаваясь влиянию близких: «Главное, чтобы не было конфликтов». Стремясь скомпенсировать отсутствие уважения к самому себе, человек ищет подтверждение извне. Если он его не находит, испытывает крайне негативные чувства: «Если я зависим от других, люди пренебрегают моим мнением, мой голос ни на что не влияет, значит, я сам не считаю себя важным».

Уважение к себе



Все три потребности важны для каждого из нас, но есть и индивидуальные особенности – степень актуальности у них разная. Потребность, которая имеет большую актуальность благодаря структуре нашей личности, является ведущей. Неосознанно большую часть времени своей жизни мы тратим на ее удовлетворение, жертвуя другими. Например, человек, у которого ведущая потребность в любви, может вовлекаться в заведомо небезопасные ситуации вслед за человеком, от которого хочет ее получить. Человек с ведущей потребностью в уважении, желая почувствовать собственную значимость и заставить себя уважать, может жертвовать принятием, вниманием, разрушая связи с близкими. С безопасностью аналогично – следуя за ней, человек не совершает важные шаги, не принимает важные решения, так как они неизвестно к чему могут привести, и со временем теряет уважение к себе.


Что важно запомнить:

1. Безопасность, любовь, уважение – базовые психологические потребности (условия выживания).

2. Расстановка приоритетов потребностей зависит от самовосприятия.

3. Формирование самовосприятия ребенка – ответственность родителя.

4. Удовлетворение потребностей и развитие сформировавшейся личности – ответственность ее обладателя.

5. Низкий уровень развития личности – устойчивое негативное отношение к себе. Высокий уровень развития личности – это доверие, любовь и уважение к себе.

Ценности

Все люди имеют ценности и очень дорожат ими. Но то, что ценно для одного, может быть безразлично другому. Так отчего же мы одним вещам и явлениям присваиваем статус ценности, а другим нет? Ценность означает важность, значимость, пользу. С одной стороны, кажется, что ценность – это объективное свойство предмета или явления, но значимость и полезность присущи им не от природы, а являются нашими субъективными оценками. Важным и ценным мы считаем только то, что вовлечено в нашу жизнь, то в чем мы истинно заинтересованы, а значит нуждаемся.

Все ценности можно разделить на три группы. Это связано, как вы уже догадались, с существованием трех психологических потребностей. Одна группа ценностей удовлетворяет потребности в безопасности, получая их, мы чувствуем себя спокойно, нас отпускает тревога. Другой перечень ценностей удовлетворяет потребности в любви, получая которые, мы чувствуем себя принятыми, ощущаем глубокую связь с объектом, чувствуем себя красивыми. И третья группа ценностей – ценности, удовлетворяющие потребность в уважении, получив их, мы ощущаем себя сильными, большими, значимыми, классными.

Получается, что ценности обслуживают наши потребности.

Присутствие ценных, по нашему мнению, вещей и явлений в нашей жизни приводит к удовлетворенности, а отсутствие, наоборот, вызывает состояния подавленности и недовольства жизнью и собой. Таких ценностей в нашей жизни очень много, это целая система, в которой есть иерархия. Именно на основании этой иерархии ценностей мы принимаем все решения от покупки продуктов в магазине до выбора партнера для бизнеса или семейной жизни.

Иерархия ценностей является системой ориентиров во всех сферах жизни человека. Обычно если спросить человека о том, что для него важно, можно услышать ответ: семья, дети, работа, путешествия и т. д. Это все сферы жизни, контексты, в которых мы удовлетворяем свои потребности в безопасности, любви и уважении.

В сферах жизни тоже есть иерархия, кто-то посвящает себя полностью работе, а кто-то семье. Правда в том, что чем больше сфер жизни, в которых мы реализуемся, тем мы счастливее. Говоря о ценностях, мы, в первую очередь, говорим о качестве жизни. Чтобы понять свои ценности, нужно ответить себе на такие вопросы:

Что мне важно в работе?Что мне важно в отношениях с родителями?Что мне важно в отношениях с партнером?Что мне важно в отношениях с детьми?

От чего же зависит эта субъективная оценка? Почему один человек покупая кресло, например, обращает внимание на его надежность и долговечность, другой на красоту и изящество, а третий на стоимость. При чем, кому-то важно купить дешевле, чтобы сохранить ресурсы, а кому-то дороже, чтобы подчеркнуть свои возможности и значимость.

Как раз индивидуальная внутренняя иерархия психологических потребностей и расставляет приоритеты ценностей.

Номинализация

Вы, наверняка, замечали, что разные люди, говоря одни и те же определения, часто имеют в виду разный опыт, который за ними стоит. Например, когда вы говорите «скоро буду», какой промежуток времени вы имеете в виду? «Скоро» – это когда? Это 5—10 минут, 1—1,5 часа, немедленно? Для того, чтобы почувствовать, о чем мы говорим, ответьте себе на этот вопрос, а затем задайте его своим близким.

Номинализация – это слова, которые не обозначают конкретный объект, их смысл часто субъективен и может трактоваться по-разному. Примеры: счастье, поддержка, индивидуальность, контроль – каждое из этих понятий может пониматься по-своему разными людьми.

Для того, чтобы определить свои ценности, нужно быть максимально искренним с собой, это на 100% индивидуальная работа, предстоит разобраться самостоятельно, какой опыт и смысл стоит за такими словами как «любовь», «поддержка», «свобода», «ответственность», «уважение», «справедливость» и т. д. Иногда люди говорят: «Мне нужна твоя поддержка», но на самом деле, как оказывается после, они чувствуют, что им не хватает любви, присутствия, внимания другого человека, но почему-то они называют это словом «поддержка».

«Поддержка» же, как ценность из потребности в безопасности, является не только присутствием или одобрением от другого человека, очень часто поддержка подразумевает конкретные действия, помощь в каком-то деле, взятие на себя части ответственности. В таком случае поддержка будет иметь более широкий смысл. Конечно, бывают ситуации, когда достаточно быть рядом и просто сказать: «Ты молодец, у тебя получается, делай так, как ты делаешь». Такая поддержка призвана развеивать внутренние сомнения, которые звучат приблизительно так: «Правильно ли я двигаюсь? Туда ли я смотрю? Я нормальный? Я хороший?». В данном случае одобрение действительно придает сил, потому что, подтверждение со стороны значимого человека ослабевает сомнения и уверенность в себе возрастает.

«Внимание» – это ценность из потребности в любви, и когда речь действительно идет об этом, достаточно просто присутствия другого рядом. Человек может ничего не делать сейчас для тебя, но если он смотрит на тебя увлеченным взглядом, ловит каждое твое слово, в этот момент ты чувствуешь себя любимым, особенным, красивым внутренне и внешне. Происходит послание «ты такой как нужно мне сейчас», оно создает очень благостное состояние и удовлетворяет потребность в связи и принятии.

Точно так же мы очень часто вкладываем разные понятия в слово «свобода». Ценность «свобода» мы больше относим к потребности в уважении. Свобода – это делать то, что я хочу, я сам решаю, что я делаю, никто не может ограничить меня в принятии решений, в действиях, в передвижении. Здесь важно понимать, что такая свобода не может существовать без ответственности. Если я главный, я принимаю решения, то я и отвечаю за все. Таким образом удовлетворяется потребность в уважении и именно в таком случае:

Свобода = Ответственность

Однако, есть другой вид свободы, которая удовлетворяет потребность в безопасности. В таком случае человек чувствует себя безопасно, когда он свободен ОТ ожиданий, ОТ ответственности, ОТ обязательств. Такую свободу мы еще называем «детская свобода».

Свобода = Беззаботность, отсутствие ответственности

Как формируются и откуда берутся ценности?

Почему одни ценности важны, а другие не очень? Почему у разных людей разные ценности?

Кто-то, например, готов порвать рубаху на груди, отказаться от отношений, уйти с работы, остаться без средств к существованию для того, чтобы доказать и восстановить справедливость. Такое поведение будет говорить о том, что для человека в данный момент наиболее важна потребность в уважении.