Книга Жизнь и война генерала Василия Рязанова. Книга 1 - читать онлайн бесплатно, автор Василий Васильевич Рязанов. Cтраница 15
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Жизнь и война генерала Василия Рязанова. Книга 1
Жизнь и война генерала Василия Рязанова. Книга 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Жизнь и война генерала Василия Рязанова. Книга 1

В командование авиацией 5-й армии 10.08 вступил полковник Н. С. Скрипко. Он в своих воспоминаниях описывал, как они шли через Днепр под осуждающими взглядами жителей. Как он и генерал Потапов ждали, пока не сгорит и не рухнет подожженный мост. Части 5-й армии начали движение на Чернобыль, к переправам через Припять. Скрипко писал, что в 62-й бад осталось только 27 Су-2 и 2 СБ. Эти силы временами удачно работали по земле, но не могли дать отпор противнику в воздухе. Но по сравнению с июлем наши суточные потери снизились почти в три раза. Активные действия 5-й армии и ее ВВС привели к смене стратегии «Барбароссы». Приостановив наступление на Киев, Гитлер 21 августа приказал: «Нашей целью является не оттеснение советской 5-й армии за Днепр частным наступлением 6-й армии, а уничтожение противника, прежде чем он отойдет на рубеж Десна – Конотоп – Сула». Планы группами армий «Юг» и «Центр» уничтожить главные силы ЮЗФ, к несчастью, вскоре осуществились.

Войска 5-й армии почти полтора месяца в Коростенском укрепрайоне отвлекали часть немецкой группировки от Киева [4]. 5-я армия часто переходила в контратаки, угрожая левому флангу группы армий «Юг». Генерал Потапов характеризовал действия армии как «наступательная оборона». Помогали и ограниченные силы авиации. Рязанов поручил майору Левенберг ознакомиться с боевой работой 94 бап, и майор доложил, что 94-й бап наносит большой урон противнику. Майор Левенберг летал с 1933 года, классный бомбардировщик. Авиация часто доставала немцев там, где не было советских войск, в прорыве, когда танкисты и мотоциклисты неслись по пыльным дорогам Украины, встречая только гарнизоны и охраняющих мосты бойцов НКВД. Например, в прорыве от Бердичева до встречи с 2-м мехкорпусом к северу от Умани, на 11 тд Крювеля влияли только самолеты поредевших авиадивизий ЮЗФ. Авиадивизии перенаправлялись на цели, отстоящие от предыдущих на сотни километров. Полное господство в воздухе не было завоевано немецкой стороной. С 1 по 10 августа налеты наших летчиков еще более усилились. Всего за десять дней на аэродромах противника было уничтожено 172 вражеских самолета. В связи с большими потерями, 1 августа 226-й и 227-й сведены в 52-й ббап полковника Турыкина. Часть личного состава убыла в тыл.

5-я армия ЮЗФ под натиском второй ударной группировки 6-й немецкой армии оставила юго-западный и южный секторы Коростенского укрепрайона. Но к 7 августа, закрепившись вдоль железной дороги Коростень – Киев, она остановила врага. Активные действия и упорное сопротивление 5-й армии в июле-августе сыграли важную роль в обороне Киева. Ее войска почти на полтора месяца сковали на своем участке фронта не менее 10 немецких дивизий. Прочность положения 5-й армии и ее активные действия заставили немецкое командование принять 10 августа решение о прекращении штурма. Были серьезные опасения о судьбе 6-й армии. Авиация 5-й армии наносила удары по наступающим соединениям врага. Полковник Рязанов докладывал генералу Астахову, что в боях под Киевом успешно сражались летчики 62-й бад ГСС полковника Смирнова и 36-й иад, которой командовал ГСС полковник Зеленцов. Полковник В. В. Смирнов в сентябре 41-го не получил приказ на выход из кольца. Под свою ответственность поднял самолеты. Сам выходил со штабом, при выходе из окружения, при прорыве второго кольца был ранен, его вынес адъютант. Погиб он 27.07.43 на Курской дуге, когда командовал уже штурмовой дивизией, и вел своих летчиков на прорыв обороны под Орлом.

Однажды согласованными действиями летчиков, артиллеристов, танкистов и пехотинцев удалось отбить атаку противника и нанести ему большие потери. При этом экипаж ст. сержанта Гусейнова из 7-й ораэ корректировал огонь наших дальнобойных орудий, а эскадрилья ст. лейтенанта Горина из 94-го бап добилась прямых попаданий в машины с горючим и боеприпасами. Левенберг докладывал об этом Рязанову, а тот – Астахову. У майора Левенберг, когда он был инспектором ВВС ЮЗФ, было 8 боевых вылетов. Были они и у полковника Рязанова. Опыт боевых действий и элементы военной хитрости надо изучать и в этих действиях. Все же силы на земле и в воздухе были неравными, и постепенно противнику удалось оттеснить советские войска на северо-восток на 20—35 км.

Фронты отходящих 5-й и 6-й армий лоскутами огибали вбитый в оборону войск ЮЗФ клин. Отход 5-й армии на Коростень и 6-й армии на Бердичев под нажимом противника на стыке двух армий шел в расходящихся направлениях. К 8 августа в окружение попали 6-я и 12-я армии, был образован, а затем ликвидирован Уманский котел. Противником было захвачено 103 тыс. пленных, включая обоих командармов, 4 комкоров и 11 комдивов. В боях погибли 2 командира корпуса и 6 командиров дивизий.

Вечером 19 августа была получена директива штаба ЮЗФ на отвод войск 5-й армии за Днепр. Вражеская авиация господствовала в воздухе. Для прикрытия районов переправ Потапов привлек 9 И-16 из 92-го иап, которые днем барражировали в воздухе. Люфтваффе не смогли серьезно помешать маневру наших войск.

В обширном докладе командующего ВВС ЮЗФ командующему ВВС КА от 21 августа говорилось: «За исключением первых трех дней войны, части Военно-Воздушных сил фронта в боевых действиях были достаточно активны, летали много и боевые задачи выполняли хорошо». Экипажи Do17 и He111 выявили слабое место в обороне – стык 27-го отдельного ск с частями 22-го мк 5-й армии. Если бы 27-й ск подчинили генералу М. И. Потапову, удалось бы избежать очень тяжелых последствий. Поредевшие в непрерывных боях соединения 5-й армии отходили по переправам через Десну на юг. 29 августа КП командующего ВВС армии перенесли на аэродром Веркиевка, расположенный в 50 километрах юго-восточнее Чернигова. Здесь Рязанов и другие офицеры встретились с командующим войсками ЮЗФ М. П. Кирпоносом, который был родом из этого села.

Скрипко в своих воспоминаниях писал, что развитие обстановки не вызывало оптимизма. Штабам трудно было организовать боевую работу на новых местах. В конце августа в 74-м шап осталось всего три Ил-2 и 19 летчиков, хотя он недавно получил 8 машин. Много Илов было разбито на вынужденных посадках и из-за потери ориентировки авиаторами [5]. Это потом, уже при участии и Рязанова, недостатки устранялись. А в 41-42-м годах потери у штурмовиков были очень большими. Рязанов докладывал Астахову, что в эти дни отмечались случаи невыполнения задания из-за отказа матчасти, а 30 августа самолет лейтенанта В. Г. Сливы сорвался в штопор, летчик не смог вывести машину, и она разбилась. Рязанов отмечал, что в августовских боях особенно отличились авиаторы 43-го иап капитан А. Ф. Зинкин, лейтенант А. Н. Мукомолов, лейтенанты Ч. К. Бенделиани, В. И. Шишкин и С. Ф. Зайцев. Его однофамильцу Д. А. Зайцеву из 2-го иап в эти дни первому среди летчиков, защищавших Киев, вручили «Золотую Звезду» Героя Советского Союза.

Успехи той или другой стороны определялись, прежде всего, смелостью, ясностью, дальновидностью, прозорливостью командирских решений. Например, отказ немцев от форсированного наступления на Киев и поворот танковых группировок с брянского направления на юг привели вскоре к оглушительному поражению наших войск в киевском котле. Но смелость решений должна быть подготовлена, она обязана покоиться на прочном фундаменте опыта, раздумий, учебы. На этой почве надо спокойно и мужественно противостоять и растущему хаосу среды, и действиям противника.

Спустя год с небольшим на счету лейтенанта Г. Графа будет 202 победы и его наградят всеми высшими на тот период наградами Рейха. В начале августа 41-го он прибыл на киевское направление. Позже он вспоминал, как утром 5 августа германская разведка сообщила, что на один из советских аэродромов на восточном берегу Днепра должен прибыть маршал С. К. Тимошенко. Штаб 5-го авиакорпуса выделил группу пикировщиков для немедленного удара по аэродрому и штабу Юго-Западного фронта в Броварах. Едва немецкая группа перелетела Днепр, как ее атаковали И-16. «Мессершмитты» немедленно вступили в бой. Удача сопутствовала Графу, которому удалось сбить одну из «рат». Судя по советским данным, упавший севернее Троещины истребитель принадлежал 255-му иап. Маршал Тимошенко не пострадал.

Но работала и наша разведка. Так, 28 августа группы I и III/JG3 получили приказ перебазироваться из Белой Церкви в Умань, чтобы обеспечить безопасность Гитлера и Муссолини, решивших на транспортных самолетах посетить наступающие победоносные войска группы армий «Юг». Фюрер и дуче не задержались в Умани, быстро покинув Восточный фронт. Вечером 29 августа истребители двух групп вернулись в Белую Церковь, готовясь вести бой в районе Киева. А следующим утром над летным полем появились «сушки». Из отчета генерал-квартирмейстера люфтваффе следовало, что несколько авиабомб разрушили ремонтную базу вместе с находившимися там машинами. Десять Bf109F сгорели на аэродроме.

Н. Бердяев в своей «Философии неравенства. Письмо одиннадцатое. О войне» писал: «Жизнь в этом мире есть борьба. Борьба дитя греховного раздора, она происходит от неполноты. Но через борьбу преодолевается этот раздор и происходит восполнение жизни. Война одна из благородных, хотя и ужасных форм борьбы. Война антиномична по своей природе, она есть осуществленное противоречие. Во имя жизни ведется война и служит она полноте жизни… Война говорит о трагизме жизни в этом мире, о невозможности в нём окончательного устроения, спокойствия и бесконечного благоденствия и благополучия…».

П. Вершигора, кинорежиссер, ставший партизанским командиром, писал: «После этого случая я, в ходе войны, начал смутно, изнутри понимать, что война – сложнейший механизм. Это я знал и раньше из книг и газет, но понимать по-настоящему стал только в дни августа 1941 года. В те несколько дней я понял, что не только храбростью и удалью воюют люди, но и уменьем. Понял, что, командуя батальоном, нельзя надеяться на то, что тебя вывезет твоя военная безграмотность. Это может случиться раз в жизни. Нужно знать, что война идет не только в окопах, не только в воздухе. Война не ограничена той узкой полосой, где противники скрещивают оружие, – она нередко забирается и в тылы войск, где части отдыхают после боев или готовятся к новым сражениям».

Корабли днепровского отряда речных кораблей Пинской флотилии содействовали войскам Юго-Западного фронта в междуречье Припяти, Днепра и Десны. Основные силы кораблей прикрывали отход наших войск через действовавшие переправы. В большинстве случаев отход носил организованный характер, несмотря на систематические бомбежки, но в районе Окуниново неожиданно сложилась непредвиденная и критическая ситуация.

Отступление – один из самых сложных маневров в военной оперативной науке. Незначительные неточности в его планировании и проведении приводят к тому, что противник на плечах отступающих врывается в города, громит их части и тылы. 22 августа противник обнаружил отход 5-й армии, а также то, что 27-й корпус продолжал оставаться на месте, и правый фланг этого корпуса обнажился. В этот разрыв между смежными флангами 5-й армии и 27-го стрелкового корпуса была брошена 11-я танковая дивизия. Произошел прорыв подвижных войск противника по дороге вдоль реки Тетерев.

Передовой отряд противника: мотопехота, 30 бронемашин и 40 танков, прорвал оборону на реке Тетерев, захватил райцентр Горностайполь и к вечеру 23 августа вышел к Печкинскому мосту на Днепре у Окуниново. Деревянный настил длиной 2,5 км держали три металлические фермы. Мост обороняло стрелковое подразделение, а также два отдельных зенитных дивизиона с 18 зенитками. Накануне один дивизион перебросили на другой участок фронта, а у второго не было бронебойных снарядов. Захват неповрежденным важного моста относится к критическим моментам операции, определяющим ее развитие в целом. Такой проигрыш не исправляется.

Части 11-й германской тд приблизились к мосту неожиданно и смогли в коротком ожесточенном бою, в ходе которого был ранен командир соединения генерал-майор Г. Ангерн, овладеть мостом, не позволив его взорвать. Мост был заминирован, но перебили и телефонную и телеграфную линии, приказ о взрыве не поступил. Войны выигрываются не грубой силой (хотя этот компонент важен), а силой духа, дальновидностью решений командиров. И если в 41-м мы в чем-то проигрывали немцам, то в итоге победили вовсе не из-за погоды или множества жертв, а именно силой духа. Сталин, бывший семинарист, знал, что в основе многих событий в мировой истории лежат религиозные мотивы, что источник сопротивления агрессору в душе. Поэтому он и вспомнил о православных святых; «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», – сказано в главе 6 Послания к Эфесянам Святого Апостола Павла. Неприятель создал предмостное укрепление на левом берегу Днепра. Необходимо было, уничтожив врага, разрушить мост. Но достаточных сил авиации тогда в резерве у командующего ЮЗФ не имелось. Он приказал командующему флотилии: «Любой ценой, вплоть до гибели кораблей, уничтожить окуниновскую переправу противника; не допустить переправы вражеских войск через Десну у города Остер…». Аналогичный приказ получили и авиаторы. Скрипко и Рязанов еще до рассвета послали ночников из 33-го бап 5-й армии. Экипажи нанесли удар по мосту. Затем в небо поднялись два Ил-2 из 74-го шап 5-й армии, – все исправные самолеты в полку. Ил лейтенанта С. И. Колыбина, сбитый зениткой, упал в расположении противника. Его ведомый мл. лейтенант В. Олейников не знал, что Колыбин остался жив, попал в концлагерь Флессебург. После плена вернулся на Родину. Авиация не изолированный род войск. Даже авиации дальнего действия, например, нужны данные разведки, связь и прочее. В этой войне летчики работали, в основном, с пехотой и танками, и это взаимодействие оказалось плодотворным и эффективным. Но сотрудничали и с конницей, артиллерией, и с другими войсками. В этот раз, скорее всего, не часто это случалось, авиации пришлось тесно поработать с речной флотилией.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги