Книга Ножевой бой. Противоядие - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Шешуков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ножевой бой. Противоядие
Ножевой бой. Противоядие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ножевой бой. Противоядие

Что значит проникать в моторную зону, когда вы её контролируете? Это какой-то промежуток времени или момент равный мгновению? Это жёсткий захват рук противника? Что это за технический элемент и когда он проводится? Короче, как оказаться в нужное время в нужном месте и выполнить нужное действие? Какое для этого есть правило?

Внутренняя суть формулировки раскрывается просто. Вы можете входить в моторную зону противника на пике его атаки в вашу вооружённую руку. Допустим, вы наносите укол в грудь, противник стремится поразить вашу руку порезом, ваша вооружённая рука уходит на вторую часть финта, и в момент промаха противника вы поражаете или захватываете его руку. Если противник достаточно быстр, то выполнить такое можно, только проведя атаку по двум секторам – среднему и верхнему. В этом же случае возможна будет атака ногой.

Внимание противника должно быть занято решением опасной проблемы. В этот самый момент, когда соперник выполняет удар, его восприятие опасности работает лучше всего. Он хорошо отличает явную опасность и, само собой, игнорирует всё менее важное.

Но безоружная конечность может быть использована и как ловушка, что является обратным подтверждением формулировки. Представьте, что вы не «захватили», а лишь «прихватили» внимание противника. Вы всё сделали правильно, как в предыдущем описании. Создали опасную ситуацию для противника, но на оценку «3+». Почти хорошо и работает благодаря контексту, в котором ситуация развивается.

Противник, казалось бы, среагировал, но тоже не по максимуму, и в это время вы пытаетесь воздействовать на его вооружённую руку своей безоружной рукой. Времени в обрез, но противнику хватает мгновения, чтобы, увеличив скорость, переключиться с вашей вооружённой руки на «безоружный подарок».

Если это была ваша ошибка, то вы получите ранение. Но если это была ловушка, то в момент, когда нож противника устремился поразить вашу безоружную руку, вы практически одновременно убираете её «аркой» вверх и наносите удар ножом ему в грудь или в безоружную руку.

Седьмая формулировка

В ситуации одномоментного решения двух задач, спасать свою жизнь или поражать противника, профессионал всегда выбирает последнее.


На первый взгляд, как можно поражать противника, если он вот-вот тебя убьёт? А если я перефразирую и напишу так, «в ситуации одномоментного решения двух задач, спасать свою жизнь или выполнять задачу, профессионал всегда выбирает последнее». Согласитесь, так ещё более неоднозначнее. Ведь выполнить задачу можно только будучи живым. Конечно, пожертвование будет уместно на последней фазе, как говорят дети «из последних сил», но в середине операции это не помогает. Если тебя пытаются поразить, ты должен выжить и выполнить задачу.

Но если сменить угол зрения, если соединить выполнение задачи с поражением противника? В таком случае, пытаясь выжить, защитившись от его воздействия, вы теряете инициативу и рискуете, в конце концов, пропустить фатальный удар. Невозможно победить в футбол или хоккей, только лишь отбивая атаки противника. А вот если загрузить противника атаками, то он окажется перед выполнением двух задач, защищаться, чтобы не проиграть или атаковать, чтобы выиграть. При этом, как мы выяснили раньше, от защиты в чистом виде можно отказаться.

Ключевым выводом из всего сказанного станет следующее утверждение: необходим твёрдый навык одномоментного выполнения атакующих и защитных действий, с целью эффективного завершения атаки. Наглядным примером может быть преодоление полосы препятствий. Тогда, движение от старта к финишу – это атака, а преодоление препятствий – это противодействие защитным и контратакующим действиям противника, т.е. защита. Пример чётко даёт понять, что атака и защита являются составляющими частями боя и максимальный эффект приносят только вместе.

Сложность ситуации заключается в том, что действия противника всегда могут нести скрытое, второе намерение, выраженное в готовности сменить цель атаки. В стремительно развивающейся ситуации время на оценку обстановки ограничено и способность принимать разумные решения резко падает. Одновременно с этим начинают проявляться эмоции, а подсознание посылает сигналы сомнения в том, что вы достаточно тренированы и, что вместо отработанной техники из вас не полезут движения, ведомые инстинктом. Возникает ситуация неопределённости, которая накладывает свой отпечаток на поведение человека, вскрывая его внутренние слабости:


– Дискомфорт и чувство некомпетентности, проявляющиеся в одновременной оценке ясных и сомнительных возможностей. Они исчезают или уменьшаются, если оценивается каждый вариант действий по отдельности. А в бою это практически невозможно;

– Склонность преувеличивать размеры потерь по отношению к возможным приобретениям, а это приводит к сомнению;

– Склонность оценивать рискованную возможность от величины конечного успеха, а не от результата – выиграл или проиграл. В то время, как решение определяется не величиной победы, а тем, станет ли он победителем или проигравшим в принципе;

– Желание совершить одно выигрышное действие, ведущее к крупной победе, и игнорирование постоянных малых побед;

– Неприятие потерь и проблемное самолюбие вынуждают людей действовать в рамках психологической зоны комфорта, игнорируя свои ошибки и надеясь на удовлетворительный результат (делать не то, что нужно, а то, что могу). Поступая так, человек не замечает, что решение, принимаемое в каждый отдельный момент, влияет на ситуацию в целом. В итоге возникает ещё большая неопределённость в понимании сложившейся ситуации.


Чтобы воспользоваться состоянием противника, которое снижает эффективность его действий, необходимо однозначное подавление всякой его инициативы. Достигается это, прежде всего, активным наступательным характером ведения боя и превосходством в технической и тактической подготовке. Превосходством, обрекающим на неудачу первые попытки соперника нанести удар или использовать защиту.

ГЛАВА 2. Характеристика вооружённой борьбы

Для чего нужна эта глава? В первую очередь для того, чтобы понять, чем бой с применением оружия отличается от боя без оружия. Нам необходимо знать критерии ситуации, от которых зависит её развитие по пути к фатальной развязке. Что важно, когда вы и ваш противник вооружены, когда противник вооружён, а вы нет, или наоборот?

Бережёного Бог бережёт, а казака сабля!

(казачья поговорка)

С применением оружия появляется возможность наносить летальные поражения, прилагая меньшие физические усилия, что лишает преимущества тех, кто заметно сильнее и легко переносит болевые воздействия на теле, как это бывает в единоборствах. Также, применение оружия сводит на нет необходимость «вкладываться» в удар, используя усилия ног, туловища и рук. Вероятно, по этой причине в фехтовании нет весовых категорий, так как усилие, необходимое для поражения оружием, способны развивать все, кто может его держать в руках. Это же касается и применения огнестрельного оружия.

Отсюда вытекает возможность создавать многочисленные, разносторонние и, как правило, неожиданные моменты, угрожающие здоровью и жизни.

Для восприятия и внимания противника, опасность, исходящая от ваших действий с оружием, более очевидна, чем от действий без оружия. Как следствие, и обратная связь в виде защитных или иных действий противника в большей вероятность будет обязательной. А это значит, что изучение тактики, ключевых схем атак, защит и т. д. начинать предпочтительнее с использованием оружия, в силу большей наглядности и очевидности угрозы происходящего.

В спортивном бою и тем более в схватке, во время вооружённых конфликтов навыков исполнения одной техники, пусть даже очень хорошей, может оказаться мало. Необходимо научиться соотносить её выполнение с действиями противника, а это навык комбинационных действий, понимания тактических схем, в общем – это тактика. Приведу пример из жизни трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина. Во время войны ему с напарником – лётчиком Сапожниковым – пришлось вести учебный бой против новых отечественных самолётов ЛаГГ-3 и Ла-5, пилотируемых лётчиками-испытателями. Фронтовики бой выиграли, дав хорошую оценку новым советским самолётам, но подтвердили выводы, полученные на войне: «… многое значила подготовка лётчика. Можно проиграть схватку и на хорошей машине»6. Это же касается и ситуаций самообороны, особенно с применением оружия. Во всех таких случаях нужен волевой, мужественный характер, насколько возможно позитивное отношение к конфликту и драке, плюс комплексные боевые навыки.

В ситуации неизбежного физического столкновения ножевик зачастую может одержать победу, лишь нанеся несколько ранений противнику, что приемлемо и для применения огнестрельного оружия. Логичным выводом будет решение атаковать агрессора внезапной, неожиданной атакой. Но так же может поступить и противник. Возникает ситуация одномоментного решения двух задач, атаки и защиты, в которой акцент необходимо сделать на удар. А именно, совершить неожиданную атаку на противника и не оказаться застигнутым врасплох его атакой. Возникает раздвоение внимания и мышления, повышается необходимость контроля переключения внимания от нападения к обороне.

Будь собой

Бой – это место, где можно быть самим собой, несмотря ни на что. В бою может быть мало зрителей или не быть вовсе, но и по реакции участников можно понять, насколько ты хорош и получить удовлетворение от схватки. Индивидуальность характера и личности лежат в основе вашего достоинства. Наличие достоинства даёт нормальному человеку силы и право на внезапность и неожиданность действий, на удары и причинение вреда. В спортивных поединках и боях в зоне вооружённых конфликтов, индивидуальность – залог новизны и находчивости. А как говорил великий А. В. Суворов: «Удивил, значит победил!». Другое дело, что самовыражаться нужно, строго соотнося свои действия с действиями противника.

Думай не думая

Необходимо сразу разграничить две формы тактического мышления. Назовём их условно:

– сознательное осмысление ситуации – в условиях пауз, маневрирования и других относительно спокойных моментов;

– подсознательное сверхбыстрое мышление – в условиях жёсткого лимита времени и внезапных боевых действий на «критической дистанции».


Сверхбыстрое мышление основано на работе условных и безусловных программ мозга. Допустим, любой приближающийся к нам предмет, грозящий ударом, мозг оценивает как опасность и приказывает телу избежать столкновения. Реализуется это не всегда эффективно. В одной ситуации человек отпрыгивает от опасности, а в другой пытается помешать ей руками. Это результат работы безусловных рефлексов. В случаях применения холодного оружия, в форме атаки двойного намерения по рукам может быть нанесён удар. Конечно, не смертельно, но приятного мало и этим опять же можно воспользоваться. Поэтому необходимо стремиться опережать противника не только в движениях оружия, но прежде всего, в решении оперативных задач. Отставание в тактическом понимании боя на порядок хуже сказывается на достижении цели, чем природная медлительность.

Чтобы это предотвратить, необходимо нарабатывать алгоритмы оценки обстановки и принятия решения до уровня условных рефлексов. Если такие алгоритмы натренированы, значит, боец имеет навык почти мгновенного принятия эффективных решений. В противном случае «наружу выползают» безусловные рефлексы, которые могут быть обыграны противником в свою пользу.

Сознательное мышление на порядок медленнее и проявляется в форме словесных умозаключений. Суть его заключается в том, чтобы найти или определить алгоритм эффективного применения боевой техники. Но, зачастую с первого раза это сделать невозможно в силу лимита времени и отсутствия практики.

Отсюда вывод:

– сознательно человек должен определять, какие навыки ему нужны, а затем тренироваться и выводить их на уровень приобретённых рефлексов;

– кроме этого, необходимо сознательно делать выводы относительно качества обучения на тренировках, соревнованиях и учениях;

– сознательно необходимо разрабатывать тактические схемы для различных ситуаций и определять технические средства реализации.


Приведу цитату из книги легендарного сибиряка Александра Покрышкина6: «В моей боевой деятельности наступил временный перерыв. Летать сейчас не мог. Требовалось подлечиться и отдохнуть. Я очень ослабел за эти дни и мог не выдержать летных перегрузок. Однако бесцельно смотреть в потолок было не в моем характере. Свободное время решил использовать для анализа прошедшего периода боевой деятельности. Необходимость в этом возникала и раньше, но боевая работа с раннего утра и до позднего вечера не давала такой возможности. Сейчас ничто не мешало провести такой анализ.

Привычка размышлять и обдумывать свои действия выработалась еще в годы, когда работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбайн». Это качество воспитал у меня начальник инструментального цеха, отличный мастер, чародей своего дела. Бывало, принесешь к нему на сдачу сложный инструмент или лекало и ждешь решения. Помню, как-то он внимательно осмотрел мое изделие, измерил. А потом по-отечески говорит:

– Точность ты выдержал. Но души не видно в лекале.

– Какая же душа может быть в металле?

– Верно. В металле души нет. А вот у тебя душа должна лежать к работе. Надо сделать инструмент так, чтобы была радость тебе и тем, кто будет твоим инструментом пользоваться, чтобы боялись прикоснуться к лекалу грязными руками и не бросали его на верстак, а нежно клали в бархатный футляр.

– Но тогда не хватит и двух недель на изготовление, – пытался я оправдаться.

– Хватит и недели, если продумаешь разумный порядок работы.

Его требовательность привила мне точность в работе, стремление осмысливать свои действия. Эту привычку я перенёс и в освоение летного дела, что позволило мне за семнадцать лётных дней окончить Краснодарский аэроклуб, освоить за короткое время полеты на истребителе, отлично пилотировать и стрелять.

И вот теперь, вынужденно отстраненный от полетов, я обдумывал свой небольшой боевой опыт, делал выводы на будущее. Что меня заставляло задуматься? Почему, наряду с победами, я часто прилетаю на аэродром с пробоинами в самолете, а из последнего вылета пришел пешком? Ведь техникой пилотирования, оружием я владею отлично, в робости меня никто не упрекал, самолёт у меня тоже неплохой. В чем же причина неудач? Они произошли из-за моих ошибок, а также из-за промахов других лётчиков, которые шли в одной группе со мной на боевое задание. Разные создавались положения в бою. Но главное – отсталость нашей тактики».

Основной задачей тактического мышление является «рождение алгоритма» нанесения поражения противнику самым безопасным для себя способом. Реализуется она через построение ловушек для каждой ситуации, использования возникших моментов по вине противника, из технического арсенала, имеющегося у конкретного бойца. Условно тактическую схему и технику, пригодную для её реализации, можно называть «тактико-технической связкой» (ТТС). Фактически задача «рождения» оптимальной ТТС в каждой конкретной ситуации решается тремя методами:

– путём выбора из готовых ТТС;

– путём формирования новых ТТС из готовых схем и техник;

– путём формирования новых ТТС в ходе импровизации.

Все описанные методы построения ловушек отличаются разной степенью творчества в ходе их создания и применения, и все они пригодны для боевой деятельности.

План – это когда видишь «как?»

Тактика – это интеллектуальная основа боя. Вы можете располагать любыми средствами: ударами, приёмами борьбы или воинскими подразделениями и это средства, которыми вы будете наносить поражение противнику. Но тут же возникает вопрос: «Как поражать противника?» и ответ на него будет дан с помощью тактики и навыков тактического мышления. Следовательно, адекватное и эффективное применение имеющихся в бою средств и есть проявление тактического мастерства. Принятие решений в каждой конкретной ситуации осуществляется на основе оценки действующих критериев боя. Поэтому с первых занятий тактика должна сочетаться с изучением техники.

Понимание боя проявляется в умении быстро и точно воспринимать боевые ситуации, оценивая каждое мгновение боя в шкале «опасно – не опасно», в видении возможностей, открывающихся для себя и противника, в умении делать правильные выводы, принимать эффективные решения и реализовывать их в действиях.

План боя является неотъемлемой частью в спорте и в армии. Спланировать бой в рамках самообороны практически невозможно. Лучший вариант для этого – отработать порядок действий в возможных ситуациях и помнить, что поражение противника далеко не всегда будет иметь первостепенное значение.

В плане на бой необходимо реализовать два основных принципа, соединяющих ваши тактико-технические возможности:

– противопоставление своих сильных сторон слабым сторонам противника;

– использовать свои слабости как наживку для последующего использования своих сильных сторон.

Во многих ситуациях боевое планирование может изменяться, требуя дальнейшего внесения корректив или создания новых планов. Реализуются планы через две задачи:

– поймать противника в ловушку (тактические обманы);

– нанести ему поражение.

Отвлечь и обмануть

Введение противника в заблуждение, понимание его намерений и попыток обмануть является самым важным моментом схватки, в котором и проявляется мастерство.

Цель обмана – создать у противника ошибочные представления о своих действиях, намерениях, психическом состоянии и возможностях. Достигается это с помощью имитации боевой техники, поведения, ложного намерения, которые приводят противника под удар второго намерения. Реализуется это через финты, и о них мы уже говорили.

Обман имеет две составляющие: психологическую и техническую. Первая заключается в понимании подходящего момента для введения противника в заблуждение, момента, когда он максимально восприимчив. Вторая – в правдивом выполнении ложной техники. Нужно помнить, что опытного и ожидающего «разводки» противника трудно спровоцировать обманом на движение, но стоит угрозе увеличиться, а времени уменьшиться и шансы начинают расти. Эффективность действий в такой ситуации будет зависеть от знания или предположения, о чём думает противник, на чём сконцентрировано его внимание, чего он ожидает и что в силах предпринять. В спортивной и военной деятельности ответы на подобные вопросы даёт разведывательная деятельность. В рамках самообороны получение ответов на эти вопросы может быть проблематичным, но вложить их себе в качестве критериев оценки ситуации необходимо.

Существует несколько условий, при которых обманы наиболее эффективны даже при слабой технике исполнения. Вот они:

– выполнение обманной техники в тот момент, когда противник её не ожидает;

– выполнение обманной техники в тот момент, когда противник ожидал и даже провоцировал определённое действие, которое вы должны сымитировать.

В то же время даже самый хороший обман не будет эффективным, если противник ожидает его и действует крайне осторожно. Поэтому «видеть» противника и понимать «готов клиент или нет» – основа искусства обмана.

Наличие правильных представлений о сопернике помогает прогнозировать его вероятные боевые действия, стиль боя и помогает снизить его возможности действовать внезапно.

Человек, способный предвидеть действия оппонента в режиме реального времени, в бою, мог бы быть непобедимым, но, слава Богу, это невозможно. Поэтому мы можем говорить о некотором анализе и предвидении в период подготовки боя и самого боя. В период подготовки безопасного прохождения подворотни и в сам момент прохождения. В период подготовки к спортивному поединку с просмотром записей и в момент схватки.

Предвидение может быть направлено на понимание того, как вы будете действовать «если что», и какие технические действия применять, «удары, захваты или бег».

Примерами предвидения тактических замыслов можно считать:

– предвидение, основанное на «предупреждающих» сигналах или демаскирующих признаках: неосознаваемые, невольные движения и мимика оппонента, предшествующие удару, захвату и т.д.;

– чтение намерений противника на основании его личных шаблонов, боевых привычек, штампов, общего характера и манеры ведения боя (реализуется в спорте, вооруженных конфликтах и в борьбе с преступниками);

– составление оптимального плана на бой, основанное на знании концепции и доктрины противника, а значит, на чётких представлениях о его действиях и поведении (в зависимости от боевой школы, традиции, социальной прослойки).

Риск – благородное дело

Схваток с применением оружия без риска не бывает, так как предвидеть последствия боевых действий трудно, да и неприятно. Нужно быть готовым к виду крови, ранам, боли и чувству безысходности, если это не спортнож. В скоротечно развивающейся ситуации именно необходимость идти на риск с неопределённым результатом создаёт эмоциональное напряжение и страх. Неопределённость пугает больше всего, так как заставляет предполагать развитие ситуации в сторону усложнения и затруднения, что вынуждает сомневаться в своих возможностях и способностях.

Занятия с учебно-боевым оружием и регулярная практика учат различать степени возможного успеха или поражения в конкретный момент. Это касается и военнослужащих, выполняющих боевые задачи, и людей, нарабатывающих навыки самообороны, и спортсменов, сражающихся за высокие результаты. Казалось бы, в спорте риск не смертелен, но необходимо понимать, что с потерей результата атлет может чувствовать потерю всего того времени, сил и средств, которые он затратил на тренировки, времени, которым он мог бы распорядиться иначе. И все эти мысли, а с ними и эмоции могут достичь своего пика, когда на карту поставлена жизнь, которая либо оборвётся, либо круто изменится, либо тягомотно продолжится.

В боевой ситуации нельзя гарантировать атакующему бойцу безопасный выход на дистанцию применения оружия. Противник всегда может применить встречные удары и быстрый отход, имея выбор направлений для отступления. Создание ситуации, в которой противник близок, а атакующий боец обладает инициативой нападения, является практически идеальной для нанесения поражения. Идеала очень часто трудно достичь, но стремиться к этому надо.

В рамках спорта, самообороны или военных действий сторона, желающая атаковать, пускает в ход все формы тактического обмана:

– усыпление бдительности (разговорами и поведением, манёвром);

– маскировкой (скрывая намерения);

– разведкой (ложные атаки, демонстрация ложного намерения).


Но об этом позже.

ГЛАВА 3. Психофизическая подготовка

Начну с того, что выскажу практический принцип, которым пользуюсь. Считаю, что в основе любой экстремальной деятельности лежит психологическая готовность к адекватному действию. Готовность – это, по сути, состояние. Именно состояние человека даёт ему доступ к навыкам и только после этого становится важным, являются ли действия человека достаточно эффективными. Отсюда вывод: есть состояние – есть доступ к навыкам в конкретной ситуации. Нет состояния – нет доступа к навыкам, сколь много бы их ни было. В идеале, состояние должно включаеться угрозой возникновения самой ситуации. Все остальные варианты я рассматриваю как производные. Если даже самый подготовленный человек чувствует себя жертвой или слабаком перед противником, если он психологически подавлен, то он просто не способен воспользоваться своей «крутизной». Отсюда необходимость в психофизической подготовке.

Строится она по принципу «найди страх и убей его», убей, в смысле подчини себе.

Вопрос мобилизации или постоянной готовности духовных сил и волевых качеств по-своему решается практически в каждом виде экстремальной деятельности. Преодоление страхов и взращивание уверенности является первым этапом подготовки. При этом стоит заметить, что врожденными могут быть только страх высоты и внезапного громкого звука. Остальные приобретаются человеком на протяжении жизни.

Согласитесь, новичок—водитель в состоянии нервного возбуждения и волнения не готов адекватно действовать в условиях дорожного движения. А представьте, что испытывает врач, выполняющий первую сложную операцию. Можно вспомнить экипаж аэробуса, несущего на борту сотни жизней. Командира воздушно-десантной роты, выполняющего приказ силами сколь крутых, столь и молодых людей. Заметили? В меру определённой ответственности психологическая нагрузка у данных категорий людей достаточно велика, а ведь в их обязанности совершение чудес не входит, и рождаются они в тех же роддомах, что и мы все. Вывод: нести ответственность за чужую и свою жизнь может быть повседневной, профессиональной обязанностью, что не уменьшает психологической нагрузки в связи с обыденностью. Отсюда склонность к употреблению спиртных напитков среди граждан некоторых профессий, которая является косвенным подтверждением отрицательного влияния профессионального стресса на их психологическое состояние.