День этот, как и его последствия, Апостолом сравниваются со всемирным потопом:
Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет. 3:6-7).
День этот назван днём суда, и придёт он с огнём, «ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор. 3:13). Также этот день назван Апостолом днём Божьим. Этот день Божий (3:12) и всемирный потоп (3:6) имеют дистанцию во времени несколько тысяч лет. И вот теперь в нашем рассуждении возникает один важный момент. Следует обратить внимание на то, что прежде Петра о потопе говорил Сам Господь Иисус Христос:
Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:37).
Обращаясь к аналогии с потопом, Иисус называет День Господень пришествием Сына Человеческого.
Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:38-39).
Именно в этот день начнётся «истребление всех» (ст. 39). Но в этот же самый день произойдёт и спасение! Обратимся к истории:
В шестисотый год жизни Ноевой… разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошёл в ковчег Ной… – сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними (Быт. 7:11-13).
В сей самый день, когда Ной вошёл в ковчег, началось истребление. Но избавление семьи Ноя послужило прообразом будущего спасения! Взятие Божьих людей с земли и начало излияния гнева произойдут в один день. Об этом и говорит Иисус:
…И не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте… (Мф. 24:39-42).
Круг замкнулся и теперь становится ясно, для чего мы (принявшие драгоценную веру) должны желать и ожидать этого дня, в который всё разрушится (2Пет. 3:12).
В этот самый день все Божьи избранники будут восхищены для встречи со Христом на облаках. Для нечестивых же этот день будет временем суда на земле (Ис. 66:15-16). «Всё разрушится», «стихии растают», «земля и все дела на ней сгорят» – это фразеология Петра, во многом отождествляющая день Господень с потопом. Русское слово "потоп" – это греческое "катаклизмос". Тогдашний мир был потоплен водой, а нынешний сберегается огню на день суда, вследствие чего этот мир перестаёт существовать. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Для многих это будет Божья кара, как сказано в «Тематической Библии с комментариями» (Библейская Лига, 1996).
Теперь необходимо сделать отступление. Это связано с тем, что из речи Апостола о кончине мира совершенно выпадает вопрос о предполагаемом тысячелетнем царстве. Буквальное понимание «тысячи лет» как царства на земле после второго пришествия Христа берёт своё начало во 2-м веке н. э. Это было частным мнением Папия Иеропольского и некоторых других ранних церковных учителей. Другими словами, это учение сопровождало христианство на определённых этапах его истории, но как церковное оно принято не было. Этому учению было отказано и классическим протестантским богословием. Однако, сегодня некоторые мыслители по-прежнему придерживаются его, а диспенсационалисты доходят до того, что утверждают, что день Господень включает в себя эту «тысячу лет»! Следует заметить, что Пётр ничего не говорит об этом. Напротив, он утверждает, что по обетованию Его мы ожидаем не прежних неба и земли (для царства Христа на ней), но мы ожидаем нового неба и новой земли (2Пет. 3:13, Ис. 65:17). Ожидание этого нового творения для всех поколений христиан бесспорно, вопрос только в том, когда это ожидание должно реализоваться, по окончании нынешнего века, или спустя ещё тысячу лет? Ответ на этот вопрос нам кажется очевидным, но пока мы его не озвучиваем. Довольствуясь на данном этапе несколько меньшим кругом проблем, следует вернуться к вопросам, касающимся явления Христа, нашего Спасителя.
Ожидание с небес Сына Человеческого присуще исключительно людям верующим, соответственно, обетование об этом может быть рассмотрено как обетование завершения их спасения. Апостол Пётр называет этот обетованный день днём Божьим (ст. 12). Будучи евреем, наставленным в Писаниях, он совершенно справедливо называет этот день спасения ветхозаветным определением «день Господень». В греческом тексте Нового Завета эти слова звучат так: эмера куриою. Для нас же представляет интерес то, что слова «эмера» – день и «куриос» – Господь, иногда соответствующим образом дополнены: эмера куриою эмон иесою христою – день Господа нашего Иисуса Христа. Говоря об этом славном дне Своего явления в проповеди на Елеонской горе (гл. 24-25 Евангелия от Матфея), Иисус обращался также к притчам, завершая их цикл следующими словами:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…". <…> Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…". <…> И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31-46).
Спасение праведников и осуждение нечестивых совершаются в один день! Слова пророчества Христа недвусмысленно показывают, что все народы – это все народы, у козлов уже нет шансов стать овцами (так как время закончилось), а овцы наследуют вечную жизнь, так как пришёл Сын Человеческий – их добрый Пастырь.
Тем, кто сомневается в таком прочтении, предлагаем сравнить этот текст со следующими высказываниями:
Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32).
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34).
Сравните и эти строки:
Ибо близок день Господень на все народы (Авд. 1:15).
И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других… (Мф. 25:32).
Если верно, что пришествие Сына Человеческого и излияние гнева Божьего – это «день Господень», то верно и то, что этот день является «кончиной века»:
Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым (Мф. 3:12).
Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего (Мф. 13:40).
В конце нынешнего века Бог воздаст каждому по делам его.
Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22:11-12).
Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27).
День Господа Саваофа и день Иисуса Христа – это не разные, но один и тот же день, потому что Бог положит конец миру в Иисусе Христе. Он «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» (Рим. 2:6-8).
Скажем несколько слов о проблеме восприятия изречений Христа из 25-й главы Евангелия от Матфея. Претрибуляционисты категорически не согласны с тем, что отделение овец от козлов – это указание на кончину века и пришествие Христа за святыми. Однако у одного из видных представителей претрибуляционного учения, диспенсационалиста Чарльза Райри, мы находим его же собственные слова:
"Восхищение, когда бы оно ни произошло, будет, прежде всего, величайшим актом отделения верующих от неверующих" («Основы богословия», Христианское просвещение, 2008).
Это на редкость правдивое утверждение, с которым нельзя не согласиться.
Возвращаясь к основной теме, позвольте процитировать другого евангельского богослова Р. Ч. Спраула. По его словам, идея посещения Богом Его народа тесно связана в Ветхом Завете с наступлением Дня Господнего: "Изначально это был день искупления, который люди ждали с великой радостью. По мере того, как вера и религиозная практика Израильского народа шла на убыль, претерпевали соответствующие изменения и эти слова. Всё в большей степени под ними подразумевались предстоящие суды и гибель. Но для верных всё же остаётся надежда" («Что говорил Иисус о последних днях», Библия для всех, 1999).
Спраул в свою очередь упоминает Х. И. Фримана, который пишет о дне Господнем из послания пророка Иоиля: "Главной темой книги является акцент на дне Господнем. Пророк Иоиль вновь и вновь повторяет уникальную эсхатологическую фразу – день Господень, которая впервые была отмечена у Авдия. Духовное значение этого дня заключается в его природе и цели. Это день гнева и суда над нечестивыми и день спасения для праведных".
Реформатский богослов Энтони Хукема также поясняет: "Словосочетание «день Господень» может указывать и на некий последний, эсхатологический день суда и искупления. <…> День Господень, который предсказывали ветхозаветные пророки, для одних будет днём суда и гнева, а для других – днём благословения и спасения" («Библия и будущее», Евангелие и Реформация, 2020).
Выдающийся проповедник, баптист сэр Джон Уилмот, высказываясь в своём труде об этом дне суда, упоминает евреев, которых (вопреки сомнительному утверждению) в день суда отнюдь не ожидает всеобщая милость Божья.
"День суда наступит со вторым пришествием Христа. Этот день уже назначен (Деян. 17:31). Для нечестивых это будет "день погибели" (2Пет. 3:7), для праведников – день спасения и возмездия (2Тим. 4:1, 1Кор. 4:5). Как представляется, должен быть порядок, некая последовательность, согласно привилегии и преимуществу, даже в день суда. Кажется, Господь показал это в Своей известной притче. Павлу, которому было дано, главным образом, заявлять о преимуществе иудеев в отношении Евангелия, также было дано предостерегать иудеев в отношении исполнения суда. Апостольское свидетельство противоположно популярному предположению, что в день пришествия Христа Израиль ещё раз посетит милость. Мы читаем: «Потому что оно [благовествование] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину»; но мы также читаем: «а тем, которые не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! … Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 1:16, 2:8-11). И это, пишет Павел, будет «в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:16)». («Толкование библейских пророчеств о последнем времени», Христианское просвещение, 2010).
И в связи с этими очевидными для многих христиан истинами, хотелось бы обратиться к словам Апостола Иоанна, который говорит о любви Божьей и пребывающих в любви святых, а также о дне суда: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда» (1Ин. 4:17). Так как именно по любви (и только по этой причине) мы «поступаем в мире сём, как Он», то в нас нет страха перед днём суда, но напротив, есть дерзновение!
Исходя из всего вышесказанного, тезисно сформулируем несколько важных истин. Писание совершенно чётко отождествляет день Господень и кончину века. День Господень является как днём спасения, так и днём суда. День этот – единый день Божий, и мы не имеем страха перед ним, но пребывая в любви, имеем дерзновение! В этот день, когда Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей, одни пойдут в муку вечную, а другие в жизнь вечную (Мф. 25).
₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪
Итак, пророческое слово о дне Божьем – это возвещение о времени, когда овцы Того, Кто именует Себя «Имеющий ключ Давидов», войдут открытой дверью! Это обетование спасения для праведников, на которое уповал и сам Давид. И теперь следует уделить внимание тому, что для пророка и царя Давида день суда над народами представлялся спасением от некой скорби!
Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби (Пс. 9:8-11).
Господь станет защитой для угнетённых в этот день суда. Но для некоторых богословов сегодня день суда перестаёт быть центром внимания, что является печальным фактом, так как главное здесь подменяется второстепенным: теперь их взгляд на второе пришествие обращается вокруг скорби (tribulation)! Этот угрожающий элемент придаёт вес "трибуляционистским" теориям, но это лишь подмена. Подобное пренебрежение ответственной экзегезой является существенным недостатком богословов-трибуляционистов.
Давидом было сказано, что Господь будет прибежищем угнетённому во времена скорби (ст. 10). А ободряющий псалом Асафа напоминает всем чтущим Бога, что Бог не оставит их в дни скорби: «Грядёт Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря… Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:3-15).
Тема земных скорбей, о которой мы вкратце упоминаем, не менее явным образом прослеживается и в Новом Завете:
Так что мы сами хвалимся в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете (2Фесс. 1:4-5).
Итак, скорби и страдания естественным образом сопровождают детей Божьих во все времена. Но о чём идёт речь, когда говорят – "великая скорбь"? И можем ли мы теперь задаться вопросом: случится ли такое, что церкви Божьи, состоящие из братьев и сестёр во Христе, застанут "великую скорбь"? Теперь совершенно ясно, что окончательное избавление от всех скорбей наступит только с пришествием Господа.
Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших… (2Фесс. 1:6-10).
В претрибуляционизме великая скорбь означает последние семь лет. Однако об этих завершающих земную историю "семи годах" в Новом Завете, как и во всей Библии, ничего не говорится. Подобный эсхатологический догмат был выведен из книги пророка Даниила. Это ставит перед нами очередной вопрос: будет ли последняя седмина Даниила "семилетней скорбью" (или каким-то образом включать в себя "великую скорбь")? Никаких вразумительных аргументов к этому нет, и для того чтобы убедиться в этом, мы приводим подробное исследование пророчества о седминах в завершающей 12-й главе этой книги. Пока же достаточно сказать, что большинство богословов отнюдь не разделяет идею о том, что семидесятая седмина суть будущее. Эта идея основана лишь на ассоциациях и отождествлениях, противоречит букве и далека от библейского смысла пророчества о семидесяти седминах, определённых Израильскому народу в те далёкие для нас времена.
Так сколько же времени продлится «великая скорбь»? Чем она является в действительности, и какой момент времени ей назначен в истории? Эти вопросы мы также пока оставляем открытыми.
Итогом этой части является первичное обретение ясности того, что второе пришествие Христа и спасение праведных состоится в «день Господень», когда Бог будет судить все народы земли.
День и час явления Сына Человеческого мы не можем и не должны знать. Но мы знаем, что первое пришествие Христа сопровождалось небесным знамением. Писание теперь указывает на то, что знамение будет и во второе Его пришествие.
₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪
₪ глава 2. Знамение гнева и пришествие Господа
Поскольку претрибуляционизм разделяет восхищение и второе пришествие Христа, описывая первое из этих событий как невидимое и не имеющее никаких знамений, то в ответ на это мы приводим свидетельства Библии, противоречащие этим положениям упомянутой теории. Знамение в конце дней, о котором пойдёт речь, будет предшествовать явлению Христа и восхищению. Его увидят все народы. Эти необычные изменения в солнце, луне и звёздах представляются нам как некие аномальные природные явления:
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого в небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их (Мф. 24:29-31).
Позже мы уточним, что значит «соберут избранных Его» в этом и других местах Писания. Сделать это необходимо по той причине, что некоторые видят в этом собирании не восхищение, а иные акты, разнообразие и абсурдность значения которых мы даже не станем озвучивать. Стремясь на данном этапе максимально представить библейское, а не диспенсационалистское учение, мы возвращаемся к знамению.
Согласно ветхозаветному пророку Иоилю, в крови, огне и столпах дыма день Господень будет явлен всему миру. Но прежде наступления этого страшного дня люди увидят небесное знамение в солнце и луне.
И покажу знамения на небе и на земле: кровь, и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил. 2:30-31).
Небо в этот день поколеблется, потрясётся земля:
Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют свой свет (Иоил. 2:10).
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звёзды небесные пали на землю, как смоковница… И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр. 6:12-14).
Разрушительные действия Божьего Суда, исходя из целого ряда их описаний, не ограничены строго определённым временем, как день, сутки или трое суток. Однако некоторые толкователи-буквалисты считают, что «день Господень» – это непременно последний 24-х часовой день. Надо сказать, что многие библейские пророчества, используя простые выражения – «день», «долина», «река», не стремятся к наполнению их столь же простым буквальным (физическим) значением. Конечно, в пользу образности. Итак, День Господень будет длиться столько, сколько это определено, и для нас не является задачей выяснение продолжительности этого времени, но очевидно, что в пророчествах Иоиля, как и «Откровения», мы имеем дело с началом того, что Иоиль называет "днём великим и страшным".
В дальнейшем у нас будет возможность обсудить значение семи печатей «Откровения», однако уже сейчас мы должны заметить, что шестая печать – это знамение в солнце, луне и звёздах – предел времени, за которым следует Божий гнев (гнев Агнца):
И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр. 6:15-17).
На основании этих слов представляется, что не следующая седьмая печать станет временем суда для всех живущих на земле нераскаявшихся грешников, но, собственно, шестая печать и есть отображение этого события: «ибо пришёл великий день гнева Его» (ст. 17). В свою очередь седьмая печать обозначает прекращение мира или вселенной как уже состоявшийся факт.
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса (Откр. 8:1).
Соответственно такой структуре данный стих является окончанием текущей сцены, а со второго стиха главы начинается следующая сцена «Откровения», в которой представлено видение семи Ангелов, и которая не связана с предыдущей сценой хронологически. Как бы там ни было, оба варианта трактуют шестую и седьмую печати как суд над миром и его кончину.
Делая отступление, попытаемся вкратце выразить нашу позицию по книге «Откровение», поскольку её использование в дальнейшем неизбежно. Применение «Откровения» для интерпретации библейской истории (прошлого и будущего) является соблазном, который не обошёл ни одного исследователя эсхатологии. И мы, конечно же, намерены периодически обращаться к этому богодухновенному источнику, но делать это с осторожностью, поскольку ясно представляем, что ни автор, ни читатель не являются экспертами в области библейской апокалиптики. Книга же эта представляет собой именно апокалиптический жанр в древней еврейской традиции, что сильно выделяет её как из состава всей Библии, так и из состава Нового Завета. Завершая библейское повествование, «Откровение» демонстрирует в себе ветхозаветную основу, стиль и язык, и лишь отчасти выдаёт новозаветное измерение описываемых образов и символов. В каждой разворачивающейся сцене в видениях Иоанна таится дух ветхозаветного пророчества, но вместе они представляют собой истину Евангелия, Нового Завета. На наш взгляд, недопустимо толковать «Откровение» в отрыве от евангельской истины, или как продолжение ветхозаветного откровения Израилю, а тем более как лишь эсхатологическое приложение. Недопустимо также комментировать «Откровение» с позиции буквализма, не учитывающего все вышеназванные особенности. Таким образом, имея дело с наиболее сложным текстом в Писании, правилом должно быть не толкование неясных вопросов эсхатологии посредством «Откровения» (сложное толковать сложным), а выяснять значение самого «Откровения» посредством уже раскрытых и признанных истин Писания, а также посредством моделей толкования Писания, показанных Христом и Апостолами. Таким образом, именно Новый Завет является ключом для правильной интерпретации как ветхозаветного откровения, так и видений Апокалипсиса. Это, в свою очередь, позволяет утвердить христианское богословие в качестве подлинной концепции всего Св. Писания. Только так всё богатство книги «Откровения» открывается читателю, и мы можем использовать её для описания тех событий, которые нас интересуют.
Наступление возмездия живописно и величественно обрисовано пророческим языком «Откровения». Суды Божьи отображены в различных видениях, и, прежде всего, в видении Ангелов с семью чашами, наполненными «язвами». «Но они не раскаялись в делах своих», «и хулили Бога небесного от страданий своих»; всё происходящее – праведный суд Божий над миром людей («блудницей»), позабывших настоящего Бога и на протяжении веков блудодействующих с идолами. В книге «Откровение» даются и другие картины событий, таких, как пришествие Христа и восхищение. Но об этом позже.
Отмечается, что небесное знамение в солнце, луне и звёздах имеет значение как глобальное, так и решающее для всей земли. И мы успели упомянуть о том, что пророки предсказывали «день Господень», который должен был стать окончанием истории царства Израильского в 1-м веке. Этот суд за отвержение евреями Христа стал прообразом будущей кончины века. И вот на чём здесь хотелось бы остановиться. В отсутствии внимания к подобным вопросам мы находим удивительное пренебрежение со стороны людей, и прежде всего христиан, так как это событие прошлого было наиболее важным из показательных событий истории, особенно тем, что Господь явил Свой суд за убийство Праведника, посланного с Небес для спасения грешников. Этот суд обращён на народ Израиля, народ упорный, "жестоковыйный" от начала (Исх. 33:3). Таковым он остаётся до сих пор, совершенно не отличаясь этим от прочих народов. Мученик Стефан, прежде чем умереть от рук своих сродников, сказал им: «вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51). Христос обвинил в грехе поколение израильтян, «возненавидевших Его» (Ин. 15:24-25). Но именно в Сыне Бог положил спасение всем людям, и те, для кого Он пришёл в первую очередь, удостоились суда, в котором от великолепного храма, украшенного драгоценными камнями, не осталось и следа. Подобный суд в будущем будет отличен тем, что Сын Божий примет участие в нём наиболее явным образом – явившись во славе с Ангелами! И в этом событии, ознаменованном сверхъестественным образом при помощи небесных светил, для детей Божьих явление Христа будет иметь первостепенное значение!