5. Конкретизация – переход от абстрактного понятия к конкретности, от познания существенных свойств и связей объектов – к конкретному понятию, которое отражает общее в единичном объекте.
6. Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой, установление сходства или различия.
7. Систематизация – организация изучаемых объектов в определённую систему на основе какого-либо принципа (критерия).
8. Классификация – важнейший вид систематизации – распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними.
9. Моделирование – замещение изучаемого предмета каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого проникают в познаваемый предмет.
Различают физическое моделирование, когда модель и оригинал имеют одинаковую физическую природу (технические модели), и логически-знаковые модели, в которых некоторые стороны моделируемого объекта представлены в виде формальной системы с помощью знаков (формулы, схемы, чертежи, графики, др.).
4. Методы мышления (приемы умозаключений):1) индукция – умозаключение, в котором осуществляется переход от частных случаев к общему положению;
2) дедукция – умозаключение, в котором осуществляется переход от общего суждения к единичному или от общего положения к частному;
3) аналогия – вероятностный вывод (умозаключение) о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании выявления сходства в других признаках.
5. ДеятельностьДеятельность – это сознательная активность человека, направленная на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Деятельность является движущей силой развития психики и сознания, т. е. сознание формируется в деятельности и проявляется в ней.
Деятельность следует отличать от поведения.
Поведение – это внешняя (двигательная) и внутренняя (психическая) активность животных и человека по приспособлению к окружающей среде, которая носит целесообразный характер.
Деятельность – это активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели; целенаправленное и осознанное воспроизведение, изменение и преобразование природного и социального мира, присущая только человеку.
6. Основные характеристики деятельности:1) осознанность – сознательная постановка целей;
2) продуктивность – направлена на получение результата;
3) созидательный и преобразующий характер – направленна на совершенствование окружающего мира и самого себя;
4) орудийный характер – осуществляется с использований орудий труда;
5) общественный характер – использует общественно выработанные средства и методы деятельности, в процессе деятельности человек вступает во взаимодействие с другими людьми.
7. Структура деятельности1. Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность.
2. Объект деятельности – то, на что направлена деятельность.
3. Мотив – то, ради чего действует человек, что побуждает и направляет его активность – потребности, интересы, установки, влечения, эмоции, др. (См.: Потребности и интересы. – Т. 1.6).
4. Цель – осознанный образ желаемого результата деятельности.
5. Методы и средства:
– методы – способы, какими осуществляется деятельность;
– средства – с помощью чего осуществляется деятельность (инструменты, орудия, др.).
6. Действия и операции – посредством которых осуществляется процесс деятельности.
7. Результат – продукт деятельности.
8. Классификация видов деятельности9. Основные формы (виды) деятельности1. Игра – целью является не конкретный результат, а сам процесс. Она служит освоению навыков, социальных ролей, развитию личности, является ведущей деятельностью дошкольника.
2. Учение – направлено на познание, формирование умений и навыков, на изменение самого себя.
3. Труд (физический, интеллектуальный) – направлен на достижение практически полезного результата; является ведущей деятельностью взрослого человека
4. Общение – установление и развитие взаимоотношений между людьми, включает в себя обмен информацией, познание друг друга и взаимодействие друг с другом.
Функции (цели) общения: познавательная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная, рекреационная, др.
ДополнительноСпособности – индивидуально-психологические особенности, связанные с успешностью выполнения какой-либо деятельности, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают быстроту их приобретения.
Выделяют 4 уровня способностей:
1) задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и функциональные особенности организма в целом, которые составляют природную основу развития способностей;
2) собственно способности;
3) талант – выдающиеся способности, одаренность человека в одной или нескольких видах деятельности;
4) гениальность – высшая степень творческого проявления человека, выражающаяся в выдающихся открытиях в различных сферах жизни, высший уровень развития способностей.
Тема 1.6. Потребности и интересы
1. ПотребностьПотребность –переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
Потребности человека находятся в постоянном развитии и изменении, они служат основой формирования мотивации его поведения и деятельности.
2. Основные виды потребностей1. Естественные (биологические): в пище, воздухе, воде, сне, отдыхе – физиологические; в продолжении рода, самосохранении, а также материальные (в жилище, одежде и др.).
Эти потребности служат физическому выживанию индивида.
2. Социальные: в общении, принятии другими, общественном признании, самоутверждении, социальной активности, труде и др.
Социальные потребности характеризуют человека как личность.
3. Духовные (идеальные): в познании, творчестве, красоте, гармонии, саморазвитии, в поиске смысла жизни и др.
Духовные потребности характеризуют индивидуальность.
3. Другие основания классификации и виды потребностей1. По значимости для личности:
1) первичные – физиологические и экзистенциальные;
2) вторичные (приобретенные) – социальные, духовные.
2. По субъекту:
1) индивидуальные;
2) групповые;
3) общественные.
3. По отношению к развитию личности:
1) подлинные – служащие развитию человека;
2) мнимые – вредные для развития личности.
4. Психологическая классификация потребностейА. Маслоу выделил наиболее важные потребности человека и расположил их иерархически в виде пирамиды. Главная идея А. Маслоу состоит в том, что по мере удовлетворения нижестоящих потребностей человек переходит на следующий уровень потребностей. При этом вышестоящие потребности становятся значимыми для человека лишь тогда, когда он в достаточной мере удовлетворяет нижестоящие потребности.
Пирамида потребностей по А. Маслоу
1. Физиологические – голод, жажда, дыхание, продолжение рода, активность, отдых, др.
2. Экзистенциальные (от. лат. exsistentia – существование) – в безопасности личной и своей семьи, социального окружения, в отсутствии тревоги, уверенности в будущем, комфорте, др.
3. Социальные – в общении и социальных связях, в привязанности, принятии другими, взаимодействии с другими, др.
4. Престижные – в признании и уважении другими, самоуважении, самоутверждении, в компетентности, личных и социальных достижениях, власти, др.
5. Духовные – познавательные, эстетические, в самореализации, самоактуализации.
(Потребности представлены в порядке возрастания уровней).
Характер потребностей, удовлетворение которых наиболее значимо для человека в настоящее время, указывает на уровень его развития и доминирующую мотивацию поведения.
Нижестоящие в пирамиде потребности Маслоу называет дефицитарными – потребностями нужды. В отличие от них, духовные потребности являются не насыщаемыми, автор называет их потребностями роста, развития личности.
5. ИнтересИнтерес – целенаправленное, познавательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности, связанное с удовлетворением потребностей.
Различают виды интересов личности:
– непосредственные (к самому объекту) и опосредованные (к условиям, средствам удовлетворения потребностей);
– устойчивые и неустойчивые;
– широкие и узкие;
– индивидуальные, групповые, интересы всего общества;
– экономические, социальные, политические, духовные.
6. СклонностьСклонность – направленность человека на определенную деятельность, которая формируется на основе развития интереса.
ДополнительноЭмоционально-мотивационная сфера личности – совокупность процессов, регулирующих психическую деятельность человека: эмоции, мотивация, воля.
Эмоции –переживания, в которых отражается значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизни и деятельности; когда они являются для индивида благоприятными, возникают положительные эмоции, в противном случае – отрицательные.
Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к определенным явлениям действительности (любовь, ненависть, радость, др.).
Эмоциональные состояния –тревога, аффект, страсть, настроение, др.
Мотивация – совокупность факторов, побуждающих и направляющих активность человека. Включает в себя потребности, интересы, влечения, чувства, установки, ценности и др.
Воля – способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, преодолевая внутренние и внешние препятствия, делать выбор в ситуации конфликта мотивов. Воля связана с принятием решения.
Направленность личности – совокупность устойчивых доминирующих мотивов, которые побуждают, направляют и регулируют активность человека (виды направленности личности – альтруистическая, эгоистическая, деловая и др.).
Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека, которые обусловлены его психодинамическими свойствами, такими как активность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и др. Соотношение уровней выраженности этих свойств определяют тип темперамента – холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический.
Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые проявляются в его поведении и поступках. Характер формируются на основе темперамента под влиянием воспитания и социальной среды.
Рефлексия – отражение в сознании своего Я, своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание – результат осознания человеком себя (рефлексии), его «Я-образ» и самооценка.
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1. Понятия «свобода» и «необходимость»1. Свобода – возможность определять цели, выбирать виды деятельности и поведение по своему желанию и интересам в рамках общепринятых норм.
2. Необходимость – то, что должно обязательно произойти в данных условиях (неизбежность событий); она выражает внутренне устойчивые связи предметов и явлений, их закономерное изменение и развитие.
2. Необходимое и случайное.Не все происходящее является следствием необходимости. В объективном мире определенная роль принадлежит случайности, которая противоположна необходимости.
Необходимость выражает только существенные связи и тенденции, однако на явления и предметы влияет множество других факторов, в том числе случайных.
Случайное – то, что в данных условиях может случиться или нет, может произойти так, может – иначе. Развитие необходимых процессов может ускоряться или замедляться под влиянием случайности.
Случайность в большей мере действует в обществе, чем в природе, так как человек малопредсказуем, он имеет свободу воли, его деятельность побуждается и разумом, и чувствами, и бессознательным.
3. Подходы к пониманию свободы личности (свободы воли)1. Предопределение – разновидность необходимости, Божий промысел, провидение. Предопределение понимается двояко, как:
1) фатализм – «мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от провидения Божьего»;
2) предопределение не исключает свободу: бог одарил человека свободой, которая означает, прежде всего, возможность самостоятельно выбирать между добром и злом.
2.Абсолютная (безграничная)свобода – она невозможна, так как:
1) полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого человека, ограничение свободы его воли;
2) абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, невозможность принятия решения в условиях отсутствия для него причин (парадокс Буриданова осла).
3.Относительность свободы воли
Свобода воли имеет свои границы. В отношениях с природой это связано с природной необходимостью, с законами природы, которыми невозможно пренебречь; в обществе – с интересами (правами и свободами) других людей. Не имея свободу в выборе объективных условий, люди в то же время обладают определенной свободой в выборе целей и средств их достижения.
4. Свобода как познанная необходимость – означает возможность осознанно делать выбор и действовать с учетом объективных ограничений, расширять границы своей деятельности за счет знаний и опыта. При таком понимании свобода состоит в «возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей», которая основана на знании этих законов.
4. Свобода и ответственностьЕсли свобода – это возможность выбора действий ради избранной цели с осознанием объективных условий, то ответственность –необходимость выбора способа действия для реализации этой цели (никакая цель не оправдывает любые средства её достижения).
Свободный выбор предполагает принятие человеком на себя моральной и правовой ответственности за него. Таким образом свобода личности и ответственность взаимосвязаны.
Ответственность – это осознание и учет возможных последствий свих действий. Она характеризует взаимоотношения между личностью, коллективом и обществом с точки зрения сознательного выполнения предъявляемых к ним взаимных требований.
5. Ответственность личностиОтветственность личности – это сознательная готовность следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, отвечать за них.
С увеличением свободы (свободы выбора) ответственность личности возрастает; с ответственности перед другими (коллективом, обществом) она постепенно переходит во внутренний план – в ответственность перед самим собой (чувство долга, совесть).
Стремление избавиться от внешних ограничений – это «свобода от», – в отличие от «свободы для», понимаемой как возможность осуществлять сознательно поставленные, значимые для себя цели.
Развитая личность направляется самоограничением, поэтому чувствует себя более свободной, вследствие чего обретает самостоятельность и ответственность.
ДополнительноФатализм – вера в предопределенность судьбы, бытия, в неизбежность событий. Он связан с абсолютизацией необходимости и отрицанием свободы, убеждением в полной зависимости человека от природной или социальной необходимости.
Волюнтаризм – приписывание свободной воле основной роли в развитии, отрицание объективной закономерности и необходимости в природе и обществе. Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1. Понятие «общество» и его определения1. Общество в широком смысле:
– это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей (человечество в целом);
– исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, способ организации социальных связей и взаимодействий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.
2. Общество в узком смысле:
– группа людей, объединившихся для совместной деятельности, общения, взаимопомощи (общество книголюбов, педагогическое общество, ассоциация строителей, др.);
– определенная страна (российское общество) или группа стран, имеющих общий признак (западное, восточное общество, др.);
– исторический тип общества на определенной стадии его развития (древнее общество, феодальное, индустриальное общество).
2. Общество как сложная динамическая система1. Понятие и свойства системы
Система(от др. греч. – целое, составленное из частей)– совокупность взаимосвязанных элементов, которая состоит из подсистем и элементов, неразложимых далее. В системе главное значение имеют связи и отношения между компонентами, благодаря чему элементы в системе приобретают новые, системные качества.
Свойства системы:
– наличие структуры, которую образуют взаимосвязи подсистем, компонентов и элементов;
– целостность и устойчивость системы, при этом целое не просто сумма его частей, в системе они приобретают новые, системные качества;
– иерархичность системы – компоненты системы соподчинены друг другу, её подсистемы имеют сложное строение и сами могут выступать как системы;
– открытость природных систем, их взаимодействие со средой.
2. Признаки общества как системы:
1) сложность, структурность и иерархичность; содержит множество уровней, подсистем, разнородных элементов: материальных (экономика) и идеальных (традиции, ценности, др.);
2) функциональность – общество в целом и каждый его элемент выполняет свои строго определенные функции;
3) основной элемент общества как системы – человек, обладающий собственной активностью и свободой выбора, что делает социальные системы более подвижными и изменчивыми;
4) открытость и адаптивность – способность поддерживать свою целостность и устойчивость под воздействием среды, оказывая в то же время обратное влияние на окружающую природную и социальную среду;
5) саморазвивающийся, самодостаточный, самоорганизующийся характер, т. е. источник развития находится в самом обществе;
6) динамизм общества – оно находится в постоянном изменении, которое характеризуется как развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция (См.: Т. 1.16-1.17).
3. Общество и природаПрирода – природно-географическая среда – это совокупность естественных условий жизни человека, существующая наряду с социальной средой. Природа существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.
Обособление общества от природы состоит в том, что;
– в центре развития общества находится человек, обладающий сознанием и волей, который руководствуется своими целями;
– в обществе действуют закономерности, не присущие развитию природы (напр., закон ускорения общественного развития).
Взаимосвязь природы и общества
Природно-географическая среда, климатические условия влияют на развитие общества, ускоряя или замедляя его. С другой стороны, осуществляя общественное производство, человек также воздействует на природу. При этом влияние человека на природу часто является негативным. Нарушение экологического равновесия, игнорирование законов природы чревато необратимыми последствиями, опасными для человека и общества.
4. Общественные отношенияОбщественные отношения – отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.
Это относительно устойчивые, многообразные взаимосвязи, возникающие между людьми (социальными группами и общностями, а также внутри них) в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности.
Общественные отношения подразделяются на виды по сферам общественной жизни.
5. Сферы общественной жизни как подсистемы обществаПри рассмотрении общества с точки зрения типа связей, образующих социальную систему, в его структуре выделяются такие элементы как социальные общности и группы, социальные институты, а также социальные роли, нормы, ценности.
Вместе с тем структура общества как системы раскрывается путем выделения основных сфер общественной жизни, каждая из которых также представлена соответствующими институтами (от лат. institutum – установление). (См.: Т. 1.9).
Выделяется четыре сферы общества:
1. Экономическая сфера – это отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Институты в экономической сфере – бизнес, рынок, собственность и др.
2. Социальная сфера – отношения между различными социальными общностями и группами, представлена институтами семьи, брака, детства, материнства и др.
3. Политическая сфера – отношения граждан, политических партий и государства. Институты политической сферы – государство, органы власти, партии, выборы и др.
4. Духовная сфера – отношения, которые возникают в процессе создания, распространения и сохранения духовных ценностей. Духовная сфера представлена такими институтами как образование, искусство, религия, наука, средства массовой информации (СМИ), др.
ДополнительноОбщество и культура
Культура в широком смысле представляет собой «вторую природу», –преобразованный и созданный человеком мир. Это совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду (материальная культура – здания, сооружения, машины, предметы быта, др.), так и на него самого (духовная культура). (См.: Т. 1.10).
Общество невозможно вне культуры. Культура выделяет человека из животного мира. Люди живут и взаимодействуют по культурным нормам (морали, права, традиций), развивают культуру и создают новую, накапливают её и передают из поколения в поколение.
Культура также не может существовать вне общества, так как её творцами являются люди.
Тема 1.9. Основные институты общества
1. Институты общества (социальные институты)– это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества.
Следующее определение раскрывает социальные институты с точки зрения их структуры, функций и регулятивных норм:
– это устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе общепринятых моделей поведения, социальных ролей, регулируемых соответствующими нормами и правилами.
2. Основные признаки социального института1. Представляет собой совокупность людей, занятых определенным видом деятельности, направленной на удовлетворение какой-либо значимой для общества потребности (члены семьи, предприниматели, педагоги, научные работники, др.).