– Учителя района, члены ассоциации «Экотур» неоднократно использовали материалы походов при подготовке докладов на районных и областных конференциях.
– На августовских районных педагогических советах неоднократно проводились фотовыставки походов ассоциации «Экотур».
– 20 сентября 2005 года было совершено восхождение на высшую точку Лужской возвышенности г. Кочебуж уже учителями не одного, а трех районов: Струго-Красненского, Пыталовского и Плюсского.
– Мною, на основе исследований, проведённых в походах, был разработан урок по теме «Лесные ресурсы Струго-Красненского района». Данный урок стал победителем в V туре крупнейшего международного конкурса АсЭкО «Методика – XXI» в номинации: «Практика применения гуманистического подхода к экологическому образованию в школьной программе».
– Учениками школ района написано 16 научно-исследовательских работ, в которых использовался материал исследований в походах (руководители – Дергачёва Е. Е. – 4 работы, Муштукова В. В. – 3 работы, Алексеева Е. Н. – 1, Максимова А. А. – 1, Яковлев Ю. В. – 1, Ковалёва Р. Э. – 2, Елпанова Е. Н. – 3, Шишова Г. Л. – 1, Артемьянова М. А. – 1), работы защищались на областных научно-практических конференциях, из них 14 были удостоены дипломов I, II, III степеней.
– 2 работы (руководители Дергачёва Е. Е. и Артемьянова М. А.) были рекомендованы на Всероссийскую конференцию «Шаг в будущее», 1 работа (руководитель – Муштукова В. В.) защищалась на всероссийской конференции «Отечество» в Москве и всероссийской конференции «Открытие» в Ярославле. Была удостоена диплома III степени.
– 1 работа (руководитель – Муштукова В. В.) удостоена диплома I степени на международном конкурсе исследовательских работ Клубов «Друзья WWF».
– Рисунки и отрывки из сочинений «Лес моей мечты», написанные учениками после похода на экологическую тропу, вошли в календарь «Природа Псковской области».
– Информация о походах освещалась в районной газете «Струги».
– Опубликован материал о природе района в брошюре «Струги Красные».
– Ведётся переписка с жителями Струго-Красненского района с целью выявления уникальных природных объектов.
– Материалы походов использованы при создании комнаты природы в районном краеведческом музее.
– Ассоциация «Экотур» тесно взаимодействует с проектом WWF «Псковский модельный лес».
– Информация об открытии экологической тропы Берендея имеется на сайте проекта WWF «Псковский модельный лес» www.wwf.ru/pskov.
– Ученики, члены клуба «Друзья WWF», руководителем которого я являюсь, побывали в походах по маршрутам ассоциации «Экотур»
– Максимова Алла Алексеевна, член ассоциации «Экотур», учительница биологии Запольской основной школы участвовала во Всероссийском семинаре руководителей детских клубов «Друзья WWF» в Москве. Она же стала победителем Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России 2006».
– Мною был сделан доклад на Всероссийском семинаре руководителей клубов «Друзей WWF» в г. Псков по теме «Деятельность учительской ассоциации „Экотур“ в Струго-Красненском районе».
– Члены ассоциации «Экотур» участвуют в деятельности Лесного клуба, президентом которого я являюсь. Лесной клуб – площадка, где обсуждаются экологические проблемы.
– После моего выступления с сообщением о создании экологической тропы Берендея на межрегиональной конференции «Открытое образование» в Пушкинских Горах, пять учеников Струго-Красненской средней школы вместе со мной были приглашены на весенние каникулы в Образовательный центр Москвы, где и побывали.
– С сообщением о деятельности ассоциации «Экотур» я выступала на VII международной конференции АсЭкО в г. Москва, где была награждена международным знаком «Отличник экологического образования» (удостоверение №02).
– С целью передачи опыта и пропаганды деятельности ассоциации «Экотур» я побывала на семинарах: в Карелии на республиканском слёте юных лесоводов, в городах Вологде, Кадникове, Пскове, на семинарах руководителей научно-исследовательских работ, проводимых во время областных конференций «Шаг в будущее» и «Отечество».
– Выступала с докладом «Экологическое образование в Струго-Красненском районе в рамках сотрудничества с WWF» на международной конференции проекта «Воды Балтии».
– В поездке по Эстонии участвовала в семинарах по проблемам сохранения лесов, создания экологических троп.
– В городе Себеж участвовала в недельном семинаре-практикуме по экологии, который проводили учёные из научно-исследовательского института Озероведения г. Санкт-Петербург.
– В Санкт-Петербурге участвовала в международном семинаре «Мониторинг малых рек Северо-Запада», где был получен рюкзак-лаборатория для исследования почвы и воды.
– В поездке, организованной детским туристическим центром г. Псков участвовала в методических семинарах, которые проводились в городах: Рыбинске, Костроме, Ярославле.
– Корреспондент районной газеты «Струги» – член ассоциации «Экотур» Герасимова Любовь Викторовна выиграла областной конкурс на лучшее освещение в прессе экологических проблем. Её материалы были посвящены, в том числе и деятельности ассоциации «Экотур». Она была награждена поездкой в Швецию.
– Члены ассоциации «Экотур» стремятся к совершенствованию своей деятельности, проявляя при этом индивидуальный и чувственный подход, понимание собственной причастности к решению практических задач, творческого подхода к своим действиям, что способствует развитию экологического мышления. При этом возрастают экологические потребности и интересы, которые способствуют дальнейшему экологическому образованию
– Деятельность ассоциации «Экотур» способствует ведению и пропаганде здорового образа жизни.
Лубчук М. В.
Каменный крест XV—XVI веков в часовне деревни Адамово
Моя работа посвящена изучению каменного креста XV—XIV вв., находящегося в часовне Пророка Илии, расположенной с бывшей деревне Адамово Новосельской волости Струго-Красненского района. Тема актуальна и очень интересна тем, что данный крест уникален, примеров такого креста, состоящего из частей и имеющего оклад, не знают даже специалисты, история креста до сих пор неизвестна. Наша задача состоит в том, чтобы узнать историю креста. Выяснить кто установил этот крест, и какое событие послужило установке этого креста в часовне Пророка Илии.
Цель исследования: Изучить историю установки и происходящие события, связанные с данным каменным крестом. Определить вид и назначение креста. Выяснить есть ли легенды и предания об этом кресте. Обобщить информацию об этом уникальном памятнике истории и культуры.
Объектами исследования являются жители деревни Адамова и села Новоселье.
Предметом исследования является каменный крест, расположенный в часовне Пророка Илии.
Источники информации:
– Районный краеведческий музей;
– Районная библиотека;
– Библиотека храма Александра Невского в г. Псков;
– Областная универсальная научная библиотека;
– Государственное Управление Культуры Научно-производственный Центр по охране и использованию памятников истории и культуре;
– Псковский археологический центр.
Информаторы:
– Жемчужина Агафья Алексеевна – жительница деревни Адамово;
– Жемчужина Мария Фёдоровна – председатель территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района;
– Константинова Валентина Павловна – бывшая заведующая краеведческим музеем;
– Сергеев Александр Дмитриевич – краевед села Новоселье Струго-Красненского района;
– Васильева Юлия Валентиновна – жительница села Новоселье Струго-Красненского района;
– Кулакова Марина Ильинична – директор научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры;
– Харлашов Борис Николаевич – заместитель директора Псковского археологического центра.
Я начала свою работу с изучения литературы, поиска информации в сети Интернет о каменных крестах, с изучения материалов о памятниках истории и культуры в нашем районе, истории Моложанского погоста, жизни в деревне Адамово. Так как каменный крест уникален, информации о нём нет ни в научной литературе, ни в археологическом центре Пскова, о происхождении его ничего не знают специалисты. Я провела исследование по классификации типа этого креста, выдвинула несколько гипотез, которые потребуют дальней проверки.
Из литературы и публикаций в СМИ я много узнала о Моложанском погосте.
Моложанский погост
В средние века к северу от Палицкого погоста располагался погост Моложане – центр Моложанской губы Заклинской засады Псковской земли. Археологические исследования, проведенные в 1987 г. на селище в деревне Моложане под руководством псковского археолога Бориса Николаевича Харлашова, (предоставленное директором ГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры кандидатом исторических наук Кулаковой Мариной Ильиничной), показали, что Моложанский погост появился не ранее XV века. По писцовым книгам 1585—87 гг. на погосте стояли деревянная Дмитровская церковь и три двора причта. За церковью были записаны пустоши: «Дмитрея святого из Моложанской губы с погоста пустоши Матрунино, всего две пустоши…». Соседнее сельцо Моложани, превратившееся после Литовского разорения в пустошь, было записано за Псково-Печёрским Успенским монастырём. Местность в Пожегове (деревня Пожегово снята с учета в 1983 г.), находящая в верховьях реки Псковы, обозначена «на ноугородском рубеже». На севере территории Моложанской губы, огибая три псковские деревни, врезались узким клином в новгородские владения, не доходя два километра до центра Быстреевского погоста. Всего писцовые книги 1585—87 гг. отмечают в Моложанской губе 9 деревень и 81 пустошь, например, деревни Ронино «на озере Писне» (современная деревня Рокино), Лычка (Лычно), пустоши Собино, Суседня, Суседня «на озере Островне» (Соседно), Щеглино (Щегли), Подборовье, Мошнино, Великое Поле и Порскова (деревни Великое Поле и Порсково сняты с учета в 1973 г.), Глинница и Сватия (деревни Малые Глинки и Святье сняты с учёта в 1967 г.).
По описи 1721 г. церковь Святого Великомученика Дмитрия в Моложанском погосте была приписана к Псково-Печёрскому монастырю. Церковное вино, ладан и свечи для Дмитриевской церкви производились в Псково-Печёрском монастыре, а уголь брали от крестьян. По духовным штатам 1764 г. храм был отписан от монастыря и стал приходским. В 1828 году в Моложанском погосте выстроили новый храм. В «Справочном указателе соборов и церквей…» за 1867 г. о нём сказано: «Церковь Святого Великомученика Димитрия Солунского в Моложанском погосте. Когда устроена, неизвестно, деревянная». Священник Матфей Павлович Павлов. 70 л., рукоположен в 1823 г., из Петербургской епархии.
У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия. В русских летописях имя святого Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого.
В 1867 г. при церкви было 182 приходских двора и 1906 жителей. В 1870 г. этот храм сгорел, вместо него возвели другую деревянную церковь с колокольней в то же имя. В «Памятной книжке по С.-Петербургской епархии» за 1899 г. о ней говорится: «Церковь деревянная, с такой же колокольней, однопрестольная, тёплая, построена в 1871 году на средства благотворителей и священника Матфея Платова». В 1899 г. при храме было 496 приходских дворов и 2755 прихожан. К Моложанской церкви были приписаны: часовня Пророка Ильи в деревне Адамово, Анастасьевская часовня в деревне Собино и Никольская часовня в деревне Княжицы (две последние не существуют). В 1906 г. в приходе Моложанской церкви состояли: село Моложане, деревни Собино, Щегли, Елевицы, Княжицы, Пожегово, Святье, Ивановщина, Лющик, Адамово, Великое Поле, Демяховщина, Глинки, Малые Глинки, Берданово, Портно, Пахомово, Порсково, Сморково, Камень, Выводы и пустошь Пустопержа.
По воспоминаниям жительниц деревни Моложане Ирины Васильевны Богдановой и Таисии Ивановны Санаевой в 1940 г. Дмитриевскую церковь закрыли и превратили в клуб. В 1941 г. при отступлении наши сапёры заминировали бильярд, стоявший в церкви, в надежде, что храм взорвётся вместе с немцами. Но по неосторожности церковь взорвалась ещё до прихода гитлеровцев, причем погибли несколько приходивших мимо беженцев. Сейчас на кладбище Моложанского погоста, где раньше хоронили священнослужителей и богатых прихожан, сохраняется фундамент храма, сложенный из валунов. Кладбище обнесено полуразрушенной валунной оградой. Не так давно на месте церковного алтаря одним из местных жителей был установлен православный крест. В километре от погоста расположено бывшее приходское кладбище, устроенное здесь ещё в XIX в., у входа сохраняются кирпичные Святые ворота с деревянной кровлей.
Раньше Моложане были крупным населённым пунктом в Соседненской волости Лужского уезда, ставшим в 1924 г. центром Моложанского сельсовета (в 1936 г. – 9 деревень и 8 колхозов). По соседству с Моложанским располагается Пустопержский сельсовет, который в 1929 г. переименовали в Лейнерский национальный сельсовет, здесь среди населения преобладали эстонцы. Центром этого сельсовета была деревня Путопережа (Лейнеро), находившаяся в 10 км от станции Новоселье по дороге на деревню Моложане. Чуть ближе в деревне Пахомово располагался эстонский населенный пункт Пунане-Кюльвия. Здесь в деревянной избе эстонцы устроили лютеранский молитвенный дом. В Лейнерском сельсовете преобладала хуторская форма землевладения, причём большинство хуторов были эстонскими. К 1936 г. 142 хуторских хозяйства объединили в четыре колхоза – «Эдази» («Вперёд»), «Тулевик», «Пунане-Кюльвия» («Красный сеятель») и «Уус-Эллу» («Новая жизнь»). Лейнерский национальный сельсовет был ликвидирован в 1939 г., его территория отошла к Моложанскому сельсовету. Эстонские деревни Эдази, Пунане-Кюльвия и Уус-Эллу ещё значились в списках населённых пунктов Новосельского района за 1946 г., но вскоре их оставшиеся жители выехали и Эстонию, и эти деревни исчезли.
На 1 января 2001 г. постоянное население в оставшихся деревнях бывшего Моложанского сельсовета составляло: Моложане – 25 человек, Первенец – 26 человек, Собино – 21, Щегли – 18, Пахомово и Демяховщина – по 7, Ивановщина – 5.
Деревня Адамово
Деревня Адамово находится в 2,5 километрах от деревни Ивановщина. На современной карте этой деревне уже нет, на более подробных картах это место называется «урочище Адамово». Дорога к ней только лесная. Проехать можно только в сухую погоду.
Из материалов районного архива из похозяйственной книги на 1958 – 1960 гг. (№17 Исполнительный комитет Молодейского сельского совета депутатов трудящихся Струго-Красненского района Псковской области) я нашла список семей, проживавших в д. Адамово:
Лицевой счет №359
Богданов Григорий Васильевич 1905 г.р. к/з «Заря». Колхозник с 1935 г.
Богданова Мария Гавриловна – жена 1909 г.р.
Дети: Василий 1937 г.р., Галина 1947 г.р., Михаил 1950 г.р., Нина 1952 г.р.
№360
Сергеева Зинаида Григорьевна 1899 г.р.
Сын – Геннадий Васильевич 1931 г.р.
№361
Марков Василий Васильевич 1905 г.р.
Жена – Агафья Андреевна 1902 г.р.
№362
Исакова Вера Ивановна 1931 г.р., колхозница к/за «Заря» с 1947 г.
Дочь – Людмила Ивановна 1955 г.р.
№363
Баранова Антонина Ивановна 1908 г.р.
Дети: Васильева Нина Михайловна 1935 г.р., Степанов Александр Анатольевич 1932 г.р., Владимирова Евгения Михайловна 1942 г.р.
№364
Исакова Евдокия Ивановна 1918 г.р.
Сын – Александр Иванович 1938 г.р.
№365
Дмитриева Александра Ивановна 1907 г.р.
Сын – Алексей Иванович 1936 г.р.
№366
Кузьмин Михаил Ильич 1915 г.р.
Жена – Татьяна Алексеевна 1921 г.р.
Дети – Владимир 1940 г.р., Борис 1952 г.р., Вера 1945г.р., Надежда 1947 г.р., Валентина 1954 г.р., Люба 1956 г.р., Тамара 1958 г.р.
№367
Степанов Алексей Степанович 1885 г.р.
Жена – Акулина Евдокимовна (Евдокимова) 1895 г.р.
Дочь – Агафья 1924 г.р.
№368
Тимофеев Степан Иванович 1886 г.р.
Жена – Наталья Петровна 1886 г.р.
Дочь – Евдокия 1924 г.р.
№369
Александрова Екатерина Сергеевна 1897 г.р.
Дочь – Вера Васильевна 1936 г.р.
Сын – Валентин Васильевич 1940 г.р.
В похозяйственных книгах в деревне Адамово в 1963 г. числится 11 семей, в 1966 г. – 8 семей. В 1967 г. деревня снята с учёта.
О жизни в деревне Адамово нам рассказала Агафья Алексеевна Жемчужина (в девичестве Степанова), бывшая жительница д. Адамово. Сейчас она живет в с. Новоселье у своей дочери Веры Ивановны Жемчужиной.
Отец – Степанов Алексей Степанович, 1885 года рождения, мать – Акулина Евдокимовна, 1895 года рождения. У неё было четыре брата: Николай, Василий, Иван, Пётр, три сестры: Татьяна, Анна, Ольга. Мария Фёдоровна Жемчужина – председатель районной избирательной комиссии Струго-Красненского района – сестра мужа Агафьи Алексеевны.
Родилась Агафья Алексеевна Жемчужина в д. Адамово, Соседненской волости Лужского уезда. Агафья Алексеевна рассказала следующее.
Деревня относилась к колхозу «Заря». В шесть лет уже помогала родителям в поле. В 14 лет уже работала наравне со взрослыми, специальность была – сливальщица молока, которое возили в Моложане, где был молокозавод. Он функционировал и во время Великой Отечественной войны. Его даже использовали немцы. В деревне сеяли рожь, лён, картофель. У всех жителей были в хозяйстве лошадь, коровы, овцы, куры. В деревне был магазин. После войны в церковный праздник деревни (в Илью, 2 августа) в деревне проходила ярмарка. Приезжали торговцы. Жители пели песни, плясали. Жители в деревне были все верующие. Часовенка была перед деревней за речкой. Возле часовенки протекает ручей. Есть колодец, в котором вода очень чистая. До 1950 г. часовенка была покрыта тёсом, а в последствии была покрыта щепой. Организовала это Баранова Антонина Ивановна. Возле часовни стояло гумно. В деревне отмечали Ильин день 2 августа. Приходил священник из деревни Белая Серёдкинского района. Батюшка с верующими совершали крестный ход в деревню Ивановщина. До войны местные власти не осуждали жителей за то, что они верили в бога, посещали часовенку и церковь. Но после войны было общественное порицание. Проходили комсомольские собрания, на которых осуждали тех, кто продолжал посещать часовенку, особенно молодежь. В деревне богохульства не было. Никто не нарушал порядок в часовне. Были легенды: Васильев Дмитрий из деревни Лющик хотел снять крест с часовни и в последствии помешался. Около деревни была ещё одна часовня, которая провалилась.
Немцев не было в деревне. Они были в Демяховщине. В годы войны Ильинская часовня спасла много наших солдат. Во время прохождения военной колонны вдруг начался обстрел с воздуха немецким самолётом. Единственным укрытием для солдат стала часовня, при обстреле очень сильно пострадала кровля. Но солдаты были спасены.
Крест в часовне был покрыт полотном. На полотне был изображен Иисус Христос. Немцы при отходе зажгли это полотно, но оно не загорелось. Иконы Казанской Божьей Матери и Ильи Пророка были размещены справа от креста. На стене был образ Божьей Матери, который был собран из камней. В последствии иконы были переданы в Палицкую церковь, многие были украдены.
Агафья Алексеевна рассказала, что слышала легенду о кресте: крест вырос из земли и на этом месте поставили часовню.
В деревне был кузнец. На окнах часовенки были решётки.
Рядом с деревней есть курганы. По рассказам в этом месте были в XI веке сражения. На месте больших сражений раньше ставили кресты. Может быть этот крест и является поклонным крестом с тех времён.
Паломников к кресту не было. Помещиков не было. Была хуторская система. Колхоз «Заря» присоединили к д. Моложане в 1957—58 гг. Почему называется деревня Адамово не знает. В деревне жили только русские. В деревню приезжали портные, которые жили неделю и обшивали всю семью. Видений по отношению к кресту или к часовне ни у кого не было.
Агафья Алексеевна в молодости искусно пряла шерсть. В живых осталась только родная сестра Ольга, которая живет сейчас в Пскове.
По справочнику «Административно-территориальное деление Псковской области (1917—2000) деревня Адамово снята с учета решением облисполкома №508 от 26.12.1967 г.
Составной каменный крест в деревянном окладе
Развалины часовни Пророка Илии в ур. Адамово
Каменный крест
При археологической экспедиции под руководством Кузьмина Сергея Леонидовича, петербургского археолога, была проведена в 1991—1992 гг. опись и описание памятников истории и культуры на территории нашего района. На основании этой инвентаризационной описи вышло постановление Псковского областного собрания депутатов №542 от 30 января 1998 г. «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения». В этом постановлении под №2042 значится «Каменный крест XV—XVI веков, расположенный близ деревни Адамово, в 0,3 км к северу от деревни».
Я обратилась в Псковский археологический центр к кандидату исторических наук Харлашову Борису Николаевичу, но паспорта и описание каменного креста в центре не оказалось. Мне предоставили карту, на которой обозначены памятники старины: каменный крест №134 и №133 курганная группа, относящая ко второй половине первого тысячелетия нашей эры.
О характеристике и о типе этого каменного креста не дали информации даже специалисты по каменным крестам в городе Пскове кандидат исторических наук Харлашов Борис Николаевич и сотрудник Псковского государственного объединённого историко-архитектурного художественного музея-заповедника Александров Анатолий Александрович.
Фотографию креста и часовни мне предоставил мой руководитель Яковлев Юрий Васильевич, который, являясь членом исследовательской краеведческой ассоциации «Экотур», был в исследовательском походе на месте бывшей деревни Адамово.
Информация о каменном кресте в деревне Адамово имеется только в районном краеведческом музее. Информация из инвентаризационного списка памятников истории и культуры Струго-Красненского района приведена в Таблице 1.
Таблица 1
Крест – один из древнейших сакральных знаков в мировых мифоэпических и религиозных системах, главный символ христианства. Придорожные, памятные, поклонные, обетные кресты имеют статус местных святынь [Белова, 2002. С. 259—260]. Нередко эти кресты могли служить деревенскими святынями, функционально тождественными почитаемым камням, родникам и деревьям [Панченко, 1998. С. 183]. Факт поклонения таким крестам (деревянным и каменным) в славянском мире достаточно известен в Европейской России [Шляпкин, 1906; Панченко, 1998].
Изучив литературу и данные, взятые из сети Интернет, можно постараться определить к какому виду относиться каменный крест из Ильинской часовне.
– Все каменные кресты о которых рассказывается в книгах и сети Интернет являются цельными, то есть сделаны из целого камня. Наш каменный крест сделан из разных камней, вложенных в оклад. Можно сделать вывод, что Каменный крест из Ильинской часовни не похож ни на один из известных каменных крестов.
– Есть предположение, что этот каменный крест вырос из земли. Легенду об этом сообщила Агафья Алексеевна. Но изучив мнение специалистов о том, как могут вырастать каменные кресты из земли, можно сделать вывод, что наш крест, который состоит из частей никак не мог вырасти из земли. Могла появиться из земли одна часть, но никак все вместе. Если появлялись части отдельно, то это уже не тот случай, когда можно говорить о чудодейственном появлении креста из земли.
– Рассмотрим типы неподвижных крестов, выделяемые в отечественной научной традиции. (Классификация Святославского А. В. и Трошина А. А. в книге «Крест в русской культуре»).
– Памятные кресты. Часто кресты ставились в память о различных знаменательных событиях: победах над врагами, чудесном избавлении о смерти, явлении чудотворной иконы. Надписи на этих крестах могли подсказать о событии, в память которого был поставлен крест. Наш крест мог быть поставленным в память о событиях, прошлых битв или ещё пока нам неизвестным причинам. В дальнейшем будут изучены надписи на кресте и тогда будет подтверждена или опровергнута гипотеза о памятном кресте.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.