Басни XXI века
I, II, III, IV тома
Александр Станиславович Павликов
Корректор Александра Броканова
© Александр Станиславович Павликов, 2018
ISBN 978-5-4490-3026-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книга «Басни XXI века. I, II, III, IV тома» – это сборник басен рижанина Александра Павликова. Лаконичные и афористичные стихотворные истории занимательны и поучительны, они ярки, наглядны и полны юмора.
© Александр Павликов
Рига, 2017 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вниманию читателей представляется книга басен рижанина Александра Павликова.
Жанр басни стар как мир. Он был любим во все века.
Басни всегда коротки и афористичны. Да и что может быть лучше этих небольших и ёмких сатирических и нравоучительных историй? Лаконичных и вмещающих в себя материал для огромных романов. Дающих повод к размышлениям. Заставляющих задуматься и немедленно сделать выводы. Определить ценности, выделить приоритеты и понять, что есть добро, а что зло. Сразу расставить всё по своим местам, чётко нарисовать плюсы и минусы. Обозначить правильную жизненную позицию. Понять идеалы и пути их достижения, осознать суть хорошего и плохого.
В баснях всё ясно и понятно сразу. И баснописец, рассказывая небольшую забавную историю, всегда предельно собран и понятен читателю. Он воспитывает нравы. Он высказывает мораль. И это критерий ценности, нравственный догмат, непреложная истина. Он учит читателя: вот таким, как этот герой, быть можно и дóлжно, а таким, как другой, – нельзя ни в коем случае.
Басни ценны тем, что добродетель в них всегда хороша и достойна подражания, порок плох и осуждён. И это очень назидательно и важно для самоопределения человека и его поведения в этом мире.
Имена баснописцев – Эзопа, Федра, Лафонтена, Лессинга, Кантемира, Сумарокова, Тредиаковского, Крылова, Михалкова – известны всем. Их произведения любимы и хорошо узнаваемы.
Перед читателем книга басен, написанная в наши дни. Написанная юристом, человеком, которому и пристало учить людей соблюдению законов, правил и норм. И учить иногда именно так – слагая небольшие поучительные истории – басни.
Хочется пожелать всем приятного чтения и удовольствия от знакомства с этой замечательной книгой.
Необходимо добавить, что в этой книге собраны басни их трёх первых книг А. Павликова.
Светлана Данилина
Филолог, дважды лауреат премии «Народный писатель» (www.proza.ru)
I ТОМ
1. ВИННИ
Мультяшка Винни как-то раз
Увидел в мультике себя.
И очень сильно на мультфильм
Мультяшка Винни рассердился.
Цвета не те, сюжет не тот,
Всё переврали режиссёры.
И он бесцветный, блеклый там
Художник был какой-то квёлый.
И вот за красками мультяк
Пошёл «в магазин» закупаться.
Решил он всё раскрасить сам
И как художник состояться.
Купил он чёрный, голубой
И красный цвет, и даже белый.
И кистей взял побольше он,
Решил он красить правой, левой.
И вот за дело принялся,
Себя закрасил, не ленился.
И лоб покрасил, и живот,
А после еле он отмылся.
Идея басни такова:
Что как покрасил кто мультяшку,
Как бог, покрасил он тебя,
И не идёшь на перекраску.
2. АКУЛА И КИТ
Акула море бороздила, жрала, что проглотить могла,
И сытно, хорошо ей было.
Кто зазевался, у того и руки, ноги, что смогла,
Всё, что торчало, откусила.
И вот на горизонте Он,
Большой и жирный, словно сало.
Акула ближе подплыла
И рот пошире разевала.
А Он слегка махнул хвостом,
Ему по делу плыть далёко,
А вот акулу он задел,
И стало ей не то, чтоб плохо —
Акуле – хуже нет, ей швах!
А басня в том, что хоть акула,
Но вот крупней попался шмат,
Акулу насмерть поперхнуло…
3. МИЛЛИОН
Решил он первый миллион
Украсть, не сесть, в живых остаться.
И всё, что видел, ко всему,
Как вор, он начал приобщаться.
Друзья, партнёры и враги
Слились, как масса, воедино.
И мимо кассы он уже
Не мог пройти спокойно мимо.
Пошёл он в лес, а там капкан
Прикрыт еловыми ветвями.
А он – охотник со стволом,
Один охотился лесами.
Вдруг – бац! Капкан, зажало ногу,
И больно так, что нету сил,
И звать он начал на подмогу.
Услышал… только крокодил.
Тут басни смысл, и тут конец:
И не помогут миллионы,
И с миллионом ты подлец,
Никто не слышит твои стоны…
4. ПЕРО
Перо из золота на полке,
Как царь, в подушечке лежало,
А рядом пёрышко простое
Всё по бумажкам и бежало.
И ту бумажку, и другую,
Не счесть для перьев писанины,
И заработается так,
Когда не помнит именины.
Перо же золотое – нет,
Не для того его ковали,
Перо такое не для всех.
Его, конечно, и украли.
Снесли в ломбард, на переплавку
И слили в массу тяжелее.
Суть басни в том: чем проще ты,
Тем жизнь полезней и длиннее.
5. ПЛУТ
Когда бы знал, где и когда
Ты попадёшься злому року,
Ты б там соломку подстелил
И не ходил на ту дорогу.
Но ты с утра, открывши рот,
Всех поносил до поднебесья,
И от тебя бежал народ,
Ища покоя и спасенья.
Залил ты грязью всех и вся,
Кругом тебя одна равнина.
Хитрей, умнее нет тебя,
Язык твой острый, очень длинный.
Везде и всюду ты успел,
Как наш пострел, – везде затычка.
Чтоб не остаться не у дел,
Везде влезать – твоя привычка.
Но вот беда, в той суете,
Забыв под ноги посмотреть,
Арбузной корки не заметил,
И вот теперь тебе лететь!
Суть басни в том, что суетливый
Ты умный хам и ловкий плут,
На бочке с порохом сидишь ты,
И скоро спичку… поднесут!
6. БЕГУН
Бежал дорогою бегун,
Дорога – жизнь, бегун – гуляка.
Всё хорошо, но только вот
Гуляку упрекнуть мог всякий.
В привычке рыскать по углам,
Искать одну, потом другую,
Одна не очень хороша,
И я хочу, но не такую.
И говорит она ему: «Люблю»,
Но он того совсем не слышит.
Его глаза уже бегут,
Уже другую ими ищет.
Не ценит ту, что отдала
Всё дорогое, что имела.
Достиг всего, ему уже
Нет до неё, бедняжки, дела.
Но ты смотри, приходит срок,
И пожалеешь всё, что кинул!
Не первый ты такой бегун,
Кто в одиночестве и сгинул,
Цени же тех, кто рядом есть,
А то гляди, того не будет,
Не принесут попить, поесть,
А то и вовсе, не разбудят…
7. ЗМИЙ
Как однополая любовь,
Зеленый Змий жены дороже.
Как будто нет, но посмотри,
По сути, очень ведь похоже.
С утра, забывши обо всём,
Бежит он, алчущий, к бутылке,
Не может думать ни о чём,
Как только об одной похмелке.
И кто нальёт, тому и рад,
Тот верный друг, отец и брат.
И можно долго ни о чём
С ним за бутылкой объясняться.
Бог с ней, с работой и женой!
Как похмелился, боже мой!
Зачем уже тогда домой?
И на работе появляться?
Трясутся руки, градом пот,
Всё это мелочи, конечно.
С Зеленым Змием дружит кто,
Тот и опустится поспешно.
Суть басни в том: не пей вина,
Бросай ты Змия спозаранку,
И будет жить с тобой жена,
Расстелит скатерть-самобранку.
8. СТАРИК
Сидит старик мрачнее тучи,
По жизни будто невезучий.
Приходят опыт, мудрость, старость,
Когда тебе осталась малость.
Жалеешь ты, что жизнь прошла,
Красотка как-то не пришла…
А рядом мальчик-непоседа.
И хоть остался без обеда,
Но весел, жив, игрив и боек.
И завтра нахватает двоек.
Но нет ему о том печали,
Хотя бы даже накричали.
С серьёзной миной мы стареем,
О чём не надо, мы радеем.
Суеты, крики и скандалы
Копились долго и немало.
Нет, улыбнуться, осмотреться,
В покое счастья отогреться.
Старик и мальчик так похожи,
Ведь оба часто корчат рожи.
Суть басни в том: чтоб ты не корчил,
Но злобой жизнь вокруг не портил.
9. АТЕИСТ
Хорош упёртый атеист,
Он с пылом, с жаром убеждает.
Когда он речи говорит,
Лицо от радости пылает.
Что за огонь там? Вера в чём?
Где бытия смысл и истоки?
И если прав он, из чего
Мы извлекали бы уроки?
Примеры где? Где идеал?
К чему бы стоило стремиться?
Ведь если идеал – сосед,
Как он, ведь можно и напиться?
Кто верит – больше скромен, тих,
Не на земле его победы,
Он верит в то, во что уже
Когда-то верили и деды.
К Нему иди, всё от Него!
И вроде басне тут не место…
Но смысл в том: в душе пустой
Что будет править – неизвестно.
10. ПАРУС
Огромный крейсер, три трубы
И десять пушек, вышел в море.
И там, куда он поплывёт,
Конечно, будут смерть и горе.
Железным бортом, на парах
Он белый парус обгоняет,
И что у каждого в пути,
Из них никто ещё не знает.
Вот крейсер – бравый капитан,
Не напугать его боями.
И парус вывел мореман,
Не удивить его штормами.
Близка развязка – крейсер в бой!
Ему торпеды, бомбы, мины!
А парус ветер штормовой порвал
И на скалу закинул.
Получит каждый – ищет что,
И в глубине души мечтает,
Поосторожней будь в мечтах!
А вдруг исполнится, кто знает!
Узнаешь всё ты по пути,
Узнаешь счастье или горе.
Суть басни в том: получишь ты
Всё то, зачем ты вышел в море!
11. ТЁТКИ
Судачат тетки – всё не то!
Не то, что раньше, при Горохе,
Не то, что встарь, и мужичьё —
Не мужики, а пьют и плохи.
А цены были меньше встарь,
Не то, что нынешние цены!
А молодежь – их не ударь,
Не знают больше розгам цену!
А грязь вокруг, а было что?
Нигде ни сора, ни пылинки!
Машины, поезда везде!
А раньше можно на кобылке.
Нет, всё не то, и хлеб не тот,
Не тот кефир, не та сметана.
И в девках спали допоздна,
Теперь вставать нам надо рано!
Вокруг бегут, не то, что встарь —
Ходили медленно и чинно.
И не смеялись, как сейчас
Смеются просто беспричинно!
Всё обсудили – плохо всё!
Кончаю басню, тётки к дому.
Дом пуст, кругом лишь вороньё.
Жить не умеют по-другому!
12. ЯЗЫК
Решили звери, что язык
Найти бы общий, помириться,
Чтобы понятно было всем,
И чтоб друг другом не давиться.
Баран сказал: «Пусть будет «беее»!
Оно приятней и милее».
Лягушка возражала: «Неее,
Когда я квакаю – я млею».
И звери – кто рычать, свистеть,
Реветь и гавкать предлагают.
И нет – послушать захотеть!
Но все друг друга прерывают.
До ночи спорили толпой,
Не получилось помириться.
А басня кончилась едой,
Кто мог, тот стал другим давиться.
Умрёт баран за свой язык,
Не хочет лев ему учиться.
Не проще ль было дотемна
О языке договориться?
13. ВЕТЕР
Вот спорят дождик, гром и ветер,
Сильнее кто из них на свете.
Гром говорит, что он сильнее,
Как он ударит – все робеют.
А дождик молвил: «Я могуч,
Как ливень лью из чёрных туч,
Поля и долы заливаю
И всё, что я хочу, смываю».
А ветер молча слушал это,
Он разом наложил бы вето.
О чём могли они бы спорить,
Когда он может всё расстроить!
Подует и разгонит тучи,
И где вы, дождь и гром могучий?
Он может быть и ураганом,
И бурей силы несказанной.
А есть ещё душевный ветер,
Он всех коварнее на свете,
Он тихо незаметно дует,
Но всё не так, как хочешь, будет,
Надует мысли и сомненья,
Пороки, страхи, увлеченья.
Ты думал, что силён и ловок?
Не знаешь ветра ты уловок!
Ты думал – в чувствах постоянен?
Не знал бедняга об обмане!
Повержен ветром, как ветрило,
Куда тебя ни заносило!
Подует ветер – всё забыто,
Души твоей окно открыто.
Запомни: дождь пройдёт и громы,
Мы с ними хорошо знакомы,
Писал я басню, сомневался,
Суть басни упустить боялся:
Не бойтесь ветров ураганных,
А бойтесь ветра мыслей странных…
14. МЕСТЬ
План мести, о, как сладок он,
И блюдо подают холодным…
И нож по саму рукоять,
И пуля в спину неугодным.
Как сладко подготовить всё
И знать, что жертва будет бита,
Получит всё она своё,
Ничто для мести не забыто!
Вкус крови сладок и солён,
Она из жертвы льёт ручьями.
Момент отмщенья – сладок он,
А дальше… развожу руками.
Процесс милей, чем результат,
Ведь результат – всему начало,
И в результате – пустота…
Но в тёмной пустоте – немало!
Оттуда бешеной лавиной
Несётся неизвестно что!
Другого Мира Повелитель
Тебя заметил! Есть за что!
Оно сметёт тебя, о, мститель,
Переломает, кость круша.
И вот уже на дно и ниже,
В кромешну тьму летит душа.
Простил бы ты – быть может, жил бы
И жить бы жертву отпустил,
Но ты копил и желчь, и злобу,
А о возмездьи позабыл.
Себе рыл яму ближе к гробу,
Старался из последних сил,
Суть басни в том, что ядом мести
Ты сам себя же отравил…
15. ТОЛПА
Как рой из мух, бессмысленным инстинктом
Жива толпа и скопом существует,
Как мухи на гешефт,
Она летит и тупо торжествует.
Бегом по головам, и сколько полегло,
Никто уже не знает,
И для чего, зачем и почему —
Потери не считает.
Вот ты, ты, что в толпе!
Задумайся, быть может?
На что ты и твои
Подельники похожи?
И преступленья нет,
На что вы ни пошли бы,
По одному, не дай бог,
Но вместе ведь смогли вы!
Но, как в любой стихии,
Стихийно окончанье,
И неизбежен грех,
А после – покаянье!
Быть может, чем с толпой,
Предаться вакханалье,
Ты вспомнил бы о том,
Что главари – канальи!
Суть басни: это то,
В чём хочешь утвердиться,
В толпе герой – лишь тот,
Кто в мухи и годится…
16. КАПУСТА
Чтоб быть похожим на кочан
Мороженой капусты,
Теплей фуфайку надевай
И кофт, рубашек густо.
Подует ветер – сразу чих
И сопли до колена.
Вот чтобы ветер был теплей,
И космос во вселенной.
А вот другой бежит и плюх!
В моржи он записался.
Теплей, чем в майку, никогда
Он и не одевался.
Кочан капусты ты иль морж?
Как примешь ты решенье?
Быть может, главное в тебе —
В самом себе сомненье!
Сомненье – корень зла и бед,
И насморка начало.
А если б ты поверил вдруг,
Вот сила б заиграла!
Ты в море растопил бы лёд,
И море закипело!
Снимай скорее кофты ты,
Давай – берись за дело.
Бери кайло и лёд руби,
Руби назад дорогу,
А после окунёшься ты,
А был, как недотрога!
Суть басни: и в мороз, и в зной,
И в бедности, и в горе
Сомненье – враг твой записной,
Когда с собой ты в споре!
17. ИНТРИГАН
Тяжёл, тернист путь интригана,
То при дворе, а то в разведке.
Но есть завидный интеллект —
И он не ходит по разметке.
О, дел великих результат!
И войн, и смут, и революций.
Бунт, путч, переворот, диктат —
Всё результат его поллюций.
Одно смущает – это то,
Что результат возможен сложный,
Хотел он как бы одного,
Но в лабиринт попал он ложный.
Талант такой, он не один,
Не всё досталось интригану.
Таланта может не хватить,
Не поддаются все обману.
Шпионы, судьи, палачи —
Полно талантов у народа.
И если ищут хорошо,
Найдут в среде своей урода.
Не пожалеют, будь готов,
Возьмут и мыло, и бечёвку.
Почти всегда, в конце концов,
В конце интриги – смерть, верёвкa.
Суть басни в том, что, интриган,
Плети искусно ты интриги,
Но попадёшься в петлю сам,
А дальше – в цепи и вериги.
18. НАПАСТЬ
Решил я басню написать,
Не сказку про кота у дуба,
Придумать басню про напасть,
Сказ про инкуба и суккуба.
Идёт мил-добрый человек
И ничего не замышляет,
И что случится через час,
Он даже не подозревает.
Инкубу скучно и темно,
Как джинну в вековой бутылке,
И кушать надо, и давно
В миру он не был на прогулке.
Но вот увидел лоха он!
И свистом подозвал суккуба.
Собрались, лоха бить давай,
Разбили морду, нос и губы.
Не знает лох, что и к чему,
И что творится, в самом деле,
И кто такие в темноте
Его мутузить налетели.
Вдруг вспомнил лох – хвать, нет креста!
Не помнит он, когда молился!
Суть басни: если не крещён,
Пошёл бы ты и покрестился…
19. ФЕНИКС
Хотел он Cчастье изловить,
Чтоб было всё и всё бесплатно,
Жар-птицу Cчастья приманить,
Держать, не отпускать обратно.
Наплёл силки, построил клеть он,
Пошёл в лес, птицу чтоб поймать,
Поймал. Что будет, не заметил
От Птицы Феникс полыхать…
20. ВАДА*
Да, были времена, дуэли,
Дворяне оды дамам пели,
Ничто не вечно под луною,
Дворяне стали, как изгои.
И честь и совесть —
Всё на бирже проиграли,
С них – взять анализы и пробы,
Чтобы сдали!
И вот планета под конец уже не рада,
На ней присела неприлично как-то… ВАДА.
Всё ничего была бы эта ВАДА,
Не будь в той ВАДе дворянина-падлы, гада.
То ли грибов тот дворянин наелся,
То ль на игле он долго засиделся,
И у дворян, видать, не без урода,
Полно шального у дворян народа.
Пираты, воры, ростовщики и ловеласы,
Европа с чёрным, с голубым окрасом.
Чего там нет в дворянской ВАДА-мути,
Полно и ужасов в клоаке, этой жути!
Там есть один поганый старый парень,
Его назвали почему-то все Макларен.
Он вроде бы юрист, но злобный, как собака,
И кляузы ему строчат продажные писаки.
Вот хлебом не корми поганого парнишку,
Враньё он любит очень, даже слишком.
Суть басни: дегенераты есть и у народа,
Но чтоб дегенераты – лорды и дворяне в ВАДА?!
Это уже у англо-саксов мода!
* ВАДА – Всемирное антидопинговое агентство, англ. World Anti Doping Agency (WADA), независимая организация, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК).
Википедия
21. ЦИРК
Факир, жонглёр, волшебник, клоун —
И цирк всегда народу полон.
Все выступают, смеху рады,
Но возвращаться в жизнь бы надо…
Кто ты – факир, жонглёр иль клоун,
В кого ты в жизни размалёван?
И с кем меняемся местами,
Когда играем в жизни сами?
Идёшь по улице – как в цирке,
Кругом гримасы, растопырки.
Играют люди в неведеньи,
Играют до самозабвенья,
И встать бы, и остановиться,
К себе получше приглядеться.
И взгляд со стороны бы кинуть,
За шкварник с балагана вынуть.
Но так увлёкся шут игрою,
Уже рискует головою…
Жизнь – то ли цирк, то ли театр,
Но зря себя ты в цирке запер.
Суть басни: хватит притворяться,
Пора собою оставаться…
22. ТАРО
Ни сном, ни духом, ни носом и ни ухом,
К гадалке не ходи и в карты не гляди!
Зачем тебе расходы на гаданье?
И для чего про будущее знанье?
Чтоб быть умнее всех, за хвост держать удачу?
Ты платишь колдунам, но не получишь сдачи.
Ты смотришь на таро, но ты – статья дохода,
Там толпы дураков, доверчивого сброда!
И вот уже тебе на счастье нагадали,
За деньги, за твои историй наболтали.
И что же из того? Теперь давай лениться?
Теперь ведь всё само к тебе должно катиться?
Наплёл тебе колдун и ушлая гадалка.
Чтоб дурака валять, тебе монет не жалко?
Зачем теперь тебе работать, надрываться?
Ведь только надо, что нагадано, дождаться.
А так и ел, и пил, работал и старался,
Растил детей и сад, и в поле управлялся,
Был счастлив ты вполне, чего же было мало?
Вот только к колдунам ходить и не хватало!
Суть басни: сколько ты гадать бы ни старался,
Важнее, чтобы день работой начинался…
23. БАРАНЫ
Баран упрям, трудолюбив, ведь корм жует баран
исправно,
Баранье стадо велико, но кто-то режет постоянно…
Но всё барану нипочём, его волнует мало это,
Его стригут – и на шашлык, ему же – пережить бы лето.
Ну и еда чтобы была, а что вокруг – его достало,
И вот пока он не шашлык, сосед его волнует мало.
И мы с тобою иногда ведём себя, как те бараны.
Глядь, меньше стало нас с утра, задрали волки утром
рано.
Важнее для барана «бееее», жаль только волк не понимает,
Баран токует, как глухарь, а волк глухого задирает.
Иль потащили на шашлык, но волноваться нет причины,
И оправданье есть всегда – у пастуха ведь именины…
Важней барану его масть, рога покруче, лоб потвёрже,
И чтобы в стаде не пропасть, он блеет «беее» своё
погромче.
О-о-о! Как барану важно «беее», его язык – его спасенье,
Соседа тащат на шашлык, а рядом – «беее» до одуренья.
Чем громче блеешь языком, тем тише стоны
у шашлычной…
Суть басни: если ты баран, язык важнее шкуры личной…
24. «ТИГРЫ» БАЛТИИ
Всяк таракан себя мнит «тигром»,
И в крошку хлебную вгрызаясь…
А казарага мнит – китом,
На волнах Балтики болтаясь.
Так мы гордимся тем, что есть,
Пускай дырявые карманы.
Голодным гонора не съесть,
Вокруг трибун – лишь наркоманы…
В гордыне легче умирать,
Как наркоману с перебором.
Но если то внушает власть —
Рискует всем своим народом…
И вот в гордыне и в бреду
Несутся толпы к оскуденью…
Суть басни: выжить одному,
Коль остальные – в заблужденьи…
25. ЯМА
Уже как двести лет той истине народной,
Что яму ближнему копать – совсем неблагородно.
Но всё обычно мы на шкуре проверяем,
Об истинах подчас мы напрочь забываем.
Идём мы в лес и там ничтоже сомневаясь
Медвежью яму роем, потея и стараясь.
Не спавши, не поев, там колья навостряли,
И, что на них медведь провалится, мечтали.
Но как любой охотник про случай забывает,
Ведь в жизни на старуху проруха выпадает.
Медведь – хоть не сосед, не ближний, очень дальний,
Но роем яму мы, а случай – он фатальный…
И то ли заплутав, то ль спьяну, то ль в тумане
Мы можем позабыть и о своём обмане.
Не так уж тяжело напиться, заблудиться,
В тумане заплутать и в яму провалиться.