Книга Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Ивановна Гин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов
Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов

Мурашковская, И.Н. Картинки без запинки: методика рассказа по картинке / И.Н. Мурашковская, Н.П. Валюмс. – СПб.: Изд-во ООО «ТРИЗ-Шанс», 1995.

Электронный ресурс: http://www.trizminsk.org/e/2312.htm

Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. – Ульяновск, 1997.

Электронный ресурс: http://dob.1september.ru/article.php? ID=200200414

Сидорчук, Т.А. «Пьем по утрам остаток черной ночи…», или Два приема составления метафор / Т.А. Сидорчук // Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования / под ред. А.А. Гина. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000.

Электронный ресурс: http://www.trizminsk.org/e/260012.htm


Литературный материал для занятий

Занятие 1.1. Чуковский К.И. Айболит Занятие

1.2. Чуковский К.И. Федорино горе Занятие

1.3. Чуковский К.И. Мойдодыр Занятие

1.4. Чуковский К.И. Муха-Цокотуха

Занятие 1.1

Аналитико-синтетические виды работ по картинке

Оборудование: рисунки с изображениями Айболита, паучка, паутины; карточки с названиями различных животных и предметов.

1. Игра «Поле Чудес»

На доске заранее изображены 7 клеток, учитель предлагает отгадать слово. Учащиеся по очереди называют буквы алфавита, если данная буква есть в слове, она записывается в одну из клеток.



Отгадка – слово «Айболит».

2. Обсуждение сюжета сказки

Учитель предлагает учащимся кратко ответить на вопросы: «Что вы знаете про Айболита?», «Где он жил, чем занимался?», «Почему звери любили Айболита?», «Как он их лечил?» и т. п. Затем на доске или на экране демонстрируется изображение Айболита, который «под деревом сидит».

3. Упражнение «Подзорная труба»

Учитель предлагает учащимся представить, что у них в руках находится подзорная труба: когда в неё смотришь, то видишь только один объект. Учащиеся делают «подзорную трубу» (лист бумаги, свёрнутый в трубочку, или приставленные друг к другу два кулачка) и называют, что они видят на картинке.

Учитель записывает на доске первую букву слова, с которой начинается данный объект (буквы можно обводить кружочком). При этом можно называть только целые объекты, а не их части (например, можно сказать «дерево» или «ботинки», но нельзя говорить «кора» или «подошва»).

Когда все основные объекты названы (на доске изображено 15–20 букв), учитель предлагает классу хором вспомнить, какой объект обозначает та или иная буква.

4. Упражнение «Соединялки»

Учитель обращает внимание учащихся на то, что на доске получились отдельные слова, из которых надо составить предложения.

Затем учитель соединяет линиями два любых слова, предлагает придумать с ними предложение.

Для активизации словарного запаса вначале рекомендуется соединять слова из близких, а затем из далёких по смыслу тематических групп. Например, «корова – бабочка», «дерево – барбос», «зайчонок – облака», «халат Айболита – лиса» и др.

Желательно, чтобы с каждой парой слов дети придумывали по несколько предложений, чтобы можно было оценить их разнообразие и оригинальность.

Например: «Бабочка показала корове дорогу к доктору Айболиту», «Тень от барбоса падает на дерево», «Зайчонок смотрит на облака, чтобы не бояться», «Кончик хвоста лисы такой же белоснежный, как и халат Айболита».

Задание можно усложнить, предложив учащимся составить предложение из 3–4 заданных слов, далёких по смыслу. Самые интересные предложения записываются в Летопись.

Таким образом, на доске получается рисунок из пересекающихся линий. Учащимся предлагается придумать, на что похоже полученное изображение (на спутанные нитки клубка, следы коньков на льду, кучу хвороста, паутину и др.).

5. Решение творческой задачи

Учитель сообщает:

– К Айболиту прибежал паучок (учитель демонстрирует изображение на доске или на экране). Как вы думаете, что у него может заболеть? На что он может пожаловаться?

– …

Как доктор Айболит может его вылечить?

– …

После обсуждения «диагнозов» (болят лапки, потому что споткнулся; болит живот – объелся мух) и «рекомендаций» по лечению, «здоровый» паучок предлагает ученикам отгадать его секрет: почему мухи к паутине прилипают, а сам паук – нет?

Учащиеся высказывают предположения, учитель их комментирует и даёт правильный ответ, демонстрируя соответствующее изображение на доске или на экране: «Нам кажется, что все нити паутины одинаково липкие, и поэтому считаем, что паук как-то «специально устроен», чтобы не прилипнуть; что у него есть щетинки на лапках или он выделяет какую-то смазку… Но на самом деле среди нитей паутины есть нелипкие, именно по ним паук и передвигается (а если вдруг сам попадёт на липкие нити (они ещё называются «ловчие»), то тоже прилипнет)».

6. Речевая разминка

Учитель приводит фрагмент стихотворения:

– Вдруг откуда-то шакалНа кобыле прискакал:– Вот вам телеграммаОт Гиппопотама!«Приезжайте, доктор,В Африку скорейИ спасите, доктор,Наших малышей!..– Ладно, ладно, побегу,Вашим детям помогу.Только где же вы живёте?На горе или в болоте?!– Мы живём на Занзибаре,В Калахари и Сахаре,На горе Фернандо-По,Где гуляет Гиппо-поПо широкой Лимпопо.

Выделенный фрагмент учащиеся повторяют несколько раз с постепенным увеличением темпа (можно заранее записать слова на доске или продемонстрировать на экране).

7. Физкультминутка

Учитель читает фрагмент стихотворения:

– И встал Айболит,побежал Айболит,и одно только словотвердит Айболит:– Лимпопо! Лимпопо! Лимпопо!

Затем учитель называет различные способы передвижения Айболита (идёт, бежит, летит, плывёт и др.), а учащиеся соответственно их изображают (имитируют).

8. Упражнение «Эрудитка»

На доске или на экране демонстрируются названия различных животных, нужно оставить названия только тех из них, которые живут в Африке (вместо названий могут быть изображения).

9. Игра на внимание «Что изменилось?»

Учитель читает фрагмент стихотворения:

– Вот и вылечил он их,Лимпопо!Вот и вылечил больных,Лимпопо!И пошли они смеяться,Лимпопо!И плясать и баловаться,Лимпопо!

Учитель выставляет 7–8 названий (рисунков) животных в ряд. Когда ученики закрывают глаза, он меняет местами карточки, убирает их или добавляет карточки с названиями различных предметов. Когда учащиеся открывают глаза – им нужно назвать все происшедшие изменения.

10. Упражнение «Составляем предложения»

Учитель предлагает учащимся составить предложения с использованием заданных слов (объектов, изображённых на карточке), при этом рекомендуется соединять слова как можно более далёкие по смыслу.

Задание предлагается учащимся в письменном виде, при проверке необходимо отметить наиболее оригинальные предложения.

11. Игра-классификация «Что есть только у меня?» Вначале учитель предлагает разделить имеющиеся у учащихся карточки на две группы (с изображением животных и предметов), затем карточки с изображением предметов снимаются с доски, а учащимся следует назвать, какое животное отличается от всех остальных и по каким признакам, причём не только по внешнему виду, но и по особенностям питания, условий проживания и т. д. Например, только у льва есть грива, только у слона четыре коленки, только обезьяны питаются бананами и др.

По ходу выполнения задания карточки снимаются с доски: животные «уходят» домой.

12. Решение проблемной ситуации

Учитель предлагает учащимся придумать, как Айболиту вернуться в свой лес, ведь все звери, которые могли ему помочь, «ушли» в джунгли.

Примеры ответов учащихся: плыть на чемодане, лететь на листе пальмы, сделать плот, а вместо паруса прикрепить халат и др.

Самый оригинальный вариант решения записывается в Летопись.

13. Подведение итогов занятия

Учитель предлагает учащимся вспомнить случаи, когда они помогали различным животным (птицам, насекомым), т. е. когда они могли бы о себе сказать: «А я тоже Айболит!»

Занятие 1.2

Активизация органов чувств

Оборудование: иллюстрации к сказке «Муха-Цокотуха», изображения органов чувств, насекомых.

1. Упражнение «Проверка памяти»

Учитель в течение одной минуты демонстрирует иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха», затем убирает её и задаёт вопросы по содержанию иллюстрации.

Возможны варианты проведения данного этапа: фронтальный опрос учащихся; работа в парах, когда учащиеся шёпотом отвечают по очереди друг другу; индивидуальный опрос в виде письменного теста.

Для активизации памяти желательно использовать открытые вопросы (например, «Какого цвета было у Мухи платье?») и вопросы-«ловушки» (например, «Платочек у Мухи был синего или зелёного цвета?» (а на самом деле платочка не было вообще)).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги