Почобут-Одляницкий Мартин (30.10.1728-20.02.1810)
Астроном, математик, педагог. Профессор математики и астрономии Виленской академии (1764), член-корреспондент Парижской академии наук (Академии естественных наук Института Франции, 1778), член Лондонского Королевского общества (1770), член-основатель Варшавского общества друзей науки (1801).
Родился в д. Сломянцы Гродненского повета (ныне Соломенка Гродненского р-на). Учился в Гродненском иезуитском коллегиуме. Вопреки воле родителей вступил в орден иезуитов. После двухлетнего новициата в Вильно проходил обучение в учебных заведениях Слуцка и Полоцка, совмещая занятия по грамматике и теологии с посещением лекций по философии.
Четыре года учительствовал в Полоцком коллегиуме, затем был переведен в Виленскую иезуитскую академию, где преподавал в классе синтаксиса и одновременно в 1753–1754 гг. изучал философию и математику. Под влиянием Т. Жабровского заинтересовался астрономией. Для совершенствования знаний по математике, а также овладения греческим и латинским языками учился в Пражском университете (1755–1756). Прошел четырехлетний курс обучения богословию в Виленской академии. Затем в 1761–1764 гг. расширял астрономические знания в обсерваториях Марселя, Авиньона и Неаполя, совместно с К. Нарушевичем знакомился с состоянием преподавания физико-математических дисциплин в учебных заведениях Франции и Италии (1762–1764). В этот период выполнил первые собственные астрономические исследования.
С 1764 г. работал профессором математики и астрономии Виленской академии, а с 1780 г., после ее реорганизации в Главную школу Великого Княжества Литовского, до середины 1799 г. был ее ректором.
Принимал активное участие в строительстве и становлении Виленской астрономической обсерватории, директором которой являлся в 1765–1807 гг. Уже в 1783 г. она считалась одной из лучших в Европе. Под его руководством в течение более 30 лет систематически велись наблюдения за звездами и планетами Солнечной системы, были определены географические координаты многих населенных пунктов Беларуси и Литвы. Автор специальных научных трудов по астрономии, в которых объяснял солнечные затмения, движение планет, рассказывал об использовании математических методов в астрономии. Вел систематические наблюдения солнечных затмений. После посещения в 1768–1769 гг. обсерваторий Англии, Дании, Германии, Голландии и Франции организовал исследования солнечных пятен, пытался определить точное расстояние от Земли до Солнца, используя чрезвычайно редкое явление – прохождение Венеры мимо Солнца. Изучал перемещение комет, затмения колец Сатурна и спутников других планет, значительное внимание уделял изучению созвездий Быка и Скорпиона, а также астероидов. С большой точностью определил расположение Меркурия.
9 августа 1773 г. вместе с другими исследователями зафиксировал новое созвездие из 16 звезд, 9 из которых открыл сам. Ему было присвоено имя «Тельца Понятовского» в честь короля Станислава Понятовского.
Результаты исследований отражались в специальных рукописных журналах наблюдений (за 1772–1806 гг. они составили 34 тома), которые свидетельствуют об огромной работоспособности и преданности избранному делу ученого.
О научной ценности исследований астрономической школы М. Почобута-Одляницкого французский ученый Ж. Ж. Лаланд написал в своей книге «Астрономическая библиография вместе с историей астрономии от 1781 до 1802» (1803).
В память о М. Почобут-Одляницком на стене западного корпуса Двора обсерватории в ансамбле Вильнюсского университета установлена мемориальная таблица Именем выдающегося астронома назван один из кратеров на обратной стороне Луны.
Довгирд Анёл (02.12.1776-26.04.1835)
Философ, теолог, логик. Доктор теологии (1828).
Родился в имении Юрковщина Мстиславского воеводства. С 1786 г. учился в Мстиславской иезуитской школе, затем в школе иезуитов в Дубровице. В 1791 г. вступил в орден пиаров. После учебы в Виленской академии преподавал географию, математику, физику, французский язык, поэтику и риторику в пиарских училищах: Лидском (1796), Вилькомирском (1797), Россиенском (1798–1800), Витебском (1801), Щучинском (1804-1806), Любешовском (1807–1808). В 1814–1815 гг. – польскую литературу в Домбровицкой пиарской семинарии. В 1816 г., когда была возобновлена деятельность Главной духовной семинарии, выполнял обязанности ее капеллана (до закрытия Виленского университета). В университете читал лекции: с 1818 г. – по логике и психологии, с 1821 г. – по теоретической и практической философии. Уже к тому времени напечатал в журнале «Виленский дневник» («Dziennik Wilenski») статью о философии кантианца Ф. Яронского, монографию «О логике, метафизике и нравственной философии» (1821). Подготовил три тома сочинений по логике, но при жизни был напечатан только первый том – «Изложение природных правил мышления, или логика теоретическая и практическая» (1828).
Свою единую систему смысловой логики создал, следуя за идеями Дж. Локка, Э. Б. Кондильяка, Т. Рида, Д. Стюарта, К. Нарбута, братьев Я и А. Снедецких. Первой ступенью в познании, а следовательно, и в логике, считал восприятие, которое переходит в их совокупность, а потом в представление. В этом процессе решающая роль принадлежит обучению – средству фиксации отношения вещей в сознании. По сути, склонялся к механистической картине мира, принимая за первоэлементы так называемые механические элементы мира Противопоставлял трансцендентальному идеализму концепцию «здравого смысла», которая опиралась на сенсуализм, эмпирическую психологию, особенно детскую механическую картину мира и естественную теологию. Считал совершенно естественным, что «время, пространство, материальные субстанции» имеют объективное происхождение и естественную действительность. В его логике значительное внимание отдавалось индуктивным методам и силлогизмам, которые иллюстрируют связь индукции с естествознанием.
Отдельное место в литературном наследии А. Довгирда занимает работа по теологии «О чудесах». В ее основе исследование евангельских свидетельств о чудесах самого Иисуса Христа и тех, которые происходили с ним. Проанализировав различные типы чудес, пришел к выводу, что настоящее чудо в своей основе имеет добро и напоминает людям о существовании Бога, направляя их к хорошим поступкам. Критиковал тех богословов, которые стирают границы между божественным и естественным, стремился теоретически обосновать теологическую концепцию чуда.
Доленга-Ходаковский Зориан Яковлевич (наст. Черноикий Адам Яковлевич) (24.12.1784-17.11.1825)
Археолог, этнограф, фольклорист. Член Общества любителей российской словесности (1819), Общества истории и древностей российских (1820). Зачинатель археологии, этнографии и фольклористики на территории Беларуси.
Родился в фольварке Подгайная Минского воеводства (около нынешней д. Гайна Логойского р-на Минской обл.). Закончив Слуцкое уездное училище и Кременецкий юридический лицей, переехал в Минск. С 1807 г. – на службе у графа Ю. Неселовского. Сначала заместитель управляющего, потом управляющий имения Воронча Новогрудского уезда Благодаря научным и периодическим изданиям, поступавшим в библиотеку Ю. Неселовского, знакомился с новостями, имел представление о научной жизни Вильно, Варшавы и Петербурга. Детально изучил основные работы славянских и западноевропейских ученых по древней и западноевропейской истории, народоведению.
Близкая дружба с племянником Ю. Неселовского, страстным поклонником Наполеона, стала роковой. Письмо к другу, в котором симпатизировал французскому императору и намеривался присоединиться к его армии, перехватили власти. В марте 1809 г. Черноцкого арестовали и заключили в Петропавловскою крепость. Через 7 месяцев лишили дворянства и направили рядовым в российскую армию с прохождением службы в Омске. Дорогу в Сибирь и время пребывания там использовал для сбора сведений о населении этого края, его быте, устном народном творчестве, обрядах и обычаях. Эти записи позже были частично опубликованы (1858). В июне 1811 г. часть, в которой он служил, перевели в Бобруйск, откуда сбежал. Оказавшись в Варшаве, перешел на сторону французских войск. После поражения Наполеона скрывался, взял себе псевдоним и до конца жизни выступал под фамилией Доленга-Ходаковский.
В 1818 г. Виленский университет разрешил 3. Доленге-Ходаковскому проводить раскопки и работать в книгохранилищах и архивах. Он первым признал необходимость археологических изысканий для получения дополнительных знаний по истории славян, проверки сведений летописных источников. Собрал факты о более тысячи городищ. Исследовал городища в Полоцке, Витебске, Турове, в окрестностях Бреста, Гомеля, Могилева и др. Одним из первых составлял планы памятников, делал зарисовки находок. Изучал древние пути сообщения. Впервые в славистике доказал роль топонимики для исторических исследований. Составил реестр общеславянских топонимов, в том числе белорусских. Производил записи фольклора, местных диалектов, обрядов. Обосновал принципы сбора фольклора и диалектной лексики. Широко использовал комплексный метод изучения археологических памятников с привлечением данных топонимики, языка, этнографии и фольклора. Определил территорию расширения белорусского языка.
Как исследователь отличался смелой постановкой вопросов и их решением. В наиболее значительной работе «О славянщине до христианства…» («О Slowianszczyznie przed chrzescijanstwem…», 1818) впервые попытался описать быт, культуру и народное творчество славян в дохристианский период, наметил программу комплексных исследований славянских и соседних народов.
Многие выдвинутые 3. Доленгой-Ходаковским славяноведческие проблемы (этногенез и прародина славян) актуальны и в наше время. Но большинство его работ осталась неопубликованными.
Последние годы своей жизни провел в Тверской губернии, куда, оказавшись в сложном материальном положении, переехал по рекомендации друзей и устроился управляющим имения в селе Петровское.
Данилович Игнатий Николаевич (10.08.1787-12.07.1843)
Историк права Профессор Виленского (1823), Харьковского (1825), Киевского Св. Владимира (1835), Московского (1838) университетов. Член Варшавского общества любителей наук, Московского общества истории и древностей российских, Копенгагенского общества северных антиквариев, почетный член Краковского университета Один из основоположников изучения истории права и летописания Великого Княжества Литовского.
Родился в д. Гриневичи Вельского повета Подляшского воеводства. Обучался в Ломжинской четырехклассной пиарской школе и Белостокской гимназии. В 1810 г. поступил в Виленский университет. Уже в 1812 г. был удостоен ученой степени магистра права. Работал секретарем при французском генерал-губернаторе в Белостоке до отступления французов. Преподавал в Виленском (1814-1824), Харьковском (1825-1829), Киевском Св. Владимира (1835–1838), Московском (1838–1842) университетах.
Вошел в состав комитета по подготовке исправленного издания Статута Великого Княжества Литовского (1821). Создавал «Свод местных законов западных губерний» (1830–1835), предназначенный для Виленской, Минской, Гродненской, Подольской, Волынской, Киевской губерний и Белостокской области («Свод» не получил силы закона, ввиду отмены в 1840 г. местного права). За работу над этим Сводом был награжден орденом Св. Анны 2-й степени.
Первый декан юридического факультета Киевского университета (1835-1836).
Занимался поиском памятников письменности в библиотеках и архивах Вильно, Варшавы, С.-Петербурга и Москвы. Приобщал к научной работе своих студентов по Виленскому университету, поручая им поиск документов не только в библиотеках, но и в церквях, монастырях, ведомственных и частных архивах.
Систематизировал сведения о списках и печатных изданиях Статута Великого Княжества Литовского 1529 г. (1823,1838). Выявил и издал (1824,1827) один из древнейших памятников белорусско-литовского летописания – Супрасльскую летопись. Длительное время в литературе она называлась «Летопись Даниловича». Ее издание послужило значительным импульсом для изучения белорусско-литовских летописей в Польше. Обнаружил и опубликовал один из важнейших законодательных памятников Великого Княжества Литовского – «Судебник Казимира IV» 1468 г. (1826). Совместно с Д. Оболенским издал первый том «Книги посольской Метрики Великого княжества Литовского…» (1843). В предисловии к ней изложил историю и содержание метрики.
Главный труд И. Даниловича (издан после его смерти) – «Сокровищница грамот…» («Skarbiec dyplomatow…», 1860–1862) представляет собой фундаментальный указатель различных актов и других источников по истории Великого Княжества Литовского до 1569 г.
Носович Иван Иванович (07.10.1788-06.08.1877)
Языковед-лексикограф, фольклорист, этнограф. Член Русского географического общества.
Родился в д. Гразивец Быховского уезда (теперь в Чаусском р-не Могилевской обл.). Образование получил в Могилевской гимназии, потом в Могилевской духовной семинарии. Там основательно овладел старославянским, латинским, греческим и французским языками, изучал польский и древнееврейский языки. С 1812 г. – преподаватель русского языка и словесности высшего отделения Оршанского духовного училища, в 1813 – 1822 гг. – преподаватель, ректор Мстиславского духовного училища, в 1822–1843 гг. – заведующий, смотритель, преподаватель Динабургской гимназии, Молодечненского, Свенцянского дворянских училищ. Переезды по службе, а также путешествия по Могилевской, Минской и Гродненской губерниям позволили глубоко познакомиться с народным творчеством, собрать богатый лексический, фразеологический и фольклорный материал различных регионов Беларуси. Выйдя в 1843 г. в отставку и поселившись в Мстиславле, занялся научной работой.
Тесно сотрудничая с Археографической комиссией, этнографическим отделением Русского географического общества, Отделением русского языка и словесности Петербургской Академии наук, начал подготовку первого исторического словаря белорусского языка под названием «Алфавитный указатель древних белорусских слов, выбранных из Актов, относящихся к истории Западной России», изданных в 1853 г., рукопись которого завершил в 1867 г. В нем дал объяснение и лексикографическую интерпретацию 13 тыс. слов. Эта работа была удостоена Уваровской премии.
Значительное место в его творческом наследии занимают фольклорно-этнографические труды, в которых анализируется и осмысливается жизнь и быт народа, его духовный мир и мораль, обычаи и поверья, практическая мудрость и устное поэтическое творчество. Достоянием белорусской фольклористики стали сборники И. И. Носовича «Белорусские пословицы и поговорки» (1852), «Белорусские пословицы и загадки» (1868), «Сборник белорусских пословиц» (1867). В последнем поместил около 3500 пословиц, поговорок и близких к ним присказок, проклятий, скороговорок и др. Проанализировал содержание и смысл «морально-практической философии простого народа», мудрых хозяйственных и природных наблюдений. Во многих случаях выяснял происхождение, приводил эквиваленты с русским, а иногда и другими языками. За этот сборник ему присудили золотую медаль Русского географического общества.
В сборнике «Белорусские песни» (1873), кроме 350 текстов, поместил часть статей, посвященных песенной культуре. Еще один сборник – фольклорных произведений – не был издан (сегодня судьба его неизвестна). К обоим сборникам написал предисловия, где высказывал свои взгляды на национальное устно-поэтическое творчество народа, сделал фонетико-грамматические и лексические комментарии, объяснение отдельных выражений и слов.
Автор основательной (около 1000 страниц) историко-мемуарной работы «Воспоминания моей жизни», в которой дана широкая панорама тогдашнего общества, раскрыты духовные интересы и моральный облик белорусской интеллигенции с конца XVIII до середины XIX в., высказаны педагогические идеи самого И. И. Носовича.
Основное место в его научном наследии занимает толково-переводной «Словарь белорусского наречия», над которым работал 16 лет (окончен в 1863 г., издан в 1870 г.). Это научно-лингвистическая летопись народа и эпохи, самое полное на то время собрание лексики и фразеологии живого языка, охватывающее более 30 тыс. слов. В «Словаре…» засвидетельствованы состояние и уровень развития белорусского языка середины XIX в., отражены его лексические сокровища и фразеологические богатства Материалы И. И. Носович черпал из всего языкового ландшафта тогдашней Беларуси. Для подтверждения употребления слов и точности толкования их семантики использовал самый авторитетный иллюстративный материал – народные песни, пословицы, афоризмы, фразеологизмы. Многие слова взяты из старобелорусских письменных памятников. Все значения слов и словосочетаний раскрываются авторскими пояснениями и цитатами из диалектного, фольклорного или общелитературного языка, иногда дается этимология слов. В 1881 г. было издано дополнение (около 1 тыс. новых слов). В Мстиславле именем И. И. Носовича названа улица.
Домейко Игнатий Ипполитович (31.07.1802-23.01.1889)
Геолог, минералог, географ и этнолог. Национальный герой Чили.
Родился в имении Медвядка Новогрудского уезда Минской губернии (ныне Кореличский р-н Гродненской обл.). С 1812 г. учился в пиарской школе в Щучине. В 14 лет поступил на отделение физики и математики Виленского университета Был одним из самых юных студентов. Учебу завершил в 1820 г. В июне 1822 г. стал магистром философии.
Участвовал в тайной студенческой организации филоматов, за что в 1823 г. был арестован, а с 1824 г. находился под надзором полиции без права выезда из родового имения. Занимался литературными переводами, внедрял сельскохозяйственные новинки, строил мельницы, винокурни, лесопилки.
Участник восстания 1830–1831 гг. С июля 1832 г. в эмиграции во Франции, где слушал лекции выдающихся ученых, участвовал в геологических экскурсиях. В 1834 г. поступил в Горную школу. Окончив ее (1837), И. Домейко получил диплом инженера. Был направлен на работу в Эльзас, где обнаружил богатые залежи железной руды. В 1838–1846 гг. – профессор химии и минералогии в Горной школе Ла-Серена в чилийском г. Кокимбо (сейчас местный университет носит его имя). В декабре 1848 г. Домейко получил чилийское гражданство. В 1852 г. был назначен руководителем делегатуры по делам высшей школы. В 1867 г. избран ректором Чилийского университета (переизбирался четырежды, оставаясь в этой должности шестнадцать лет). Одновременно – профессор химии, физики и минералогии этого университета.
Научные работы И. Домейко посвящены геологии, минералогии, географии. Составил географическую, геологическую и экономическую карту бывших земель Речи Посполитой. Занимался минералогическими исследованиями.
Основал в Горной школе физический кабинет, химическую и горную лаборатории, научную библиотеку. Совместно со студентами во время каникул организовывал экспедиции, проводил разнообразные исследования по изучению природных богатств, полезных ископаемых. Комплектовал минералогические и зоологическую коллекции. По разработанной им методике знания закреплялись практическими занятиями по химии, физике, геологии.
Изучал жизнь коренных жителей Южной Америки – индейцев, их традиционную культуру. Автор книги о них «Араукания и ее жители» (1845).
Занимался организацией образования и научных учреждений в Чили. Инициировал и провел реформу высшего образования, что позволило привлечь к науке лучшие интеллектуальные силы страны. Писал учебники для школ по естественным наукам Создал Музей минералогических и палеонтологических материалов, организовал библиотеку природоведения. В Горной школе готовил национальные кадры преподавателей горного дела, геологов и минералогов.
Ввел в Чили метрическую систему мер и веса, открыл богатые месторождения золота, серебра, меди, каменного угля, селитры. Организовал их добычу. Предложил использовать селитру для удобрения почвы. Собрал и описал множество ранее неизвестных науке минералов, растений, окаменелостей и метеоритов.
Первым начал картографирование и районирование географических и геоморфологических явлений, составил геологическую карту Чили. Основал метеорологическую службу в Сантьяго-де-Чили. Отыскал в горах источники чистой воды. Провел оттуда в Сантьяго водопровод, полностью решив проблему водообеспечения города.
Заботился о создании в Кракове минералогического музея. В 1887 г. Ягелонский университет присвоил ему степень почетного доктора медицины.
Книга И. Домейки «Основы минералогии» (1854, 1860, 1879) использовалась как учебник по минералогии.
В память об ученом в столице Чили установлен ему памятник, а в университете – его бюст. Имя нашего выдающегося земляка носят тысячекилометровый горный хребет, город, порт на берегу Тихого океана, улицы в Сантьяго и еще в девяти городах Чили, а также в Вильнюсе, Гродно, Новогрудке и Кореличах, польская библиотека в Буэнос-Айресе, несколько лицеев, других учебных и научных учреждений в Чили. Его именем назвали открытый ученым минерал («домейкит»); аммонит («амонитес домейканус»), ископаемый головоногий моллюск («наутилус домейкус»), фиалка («виола домейкана»), выведенный в Варшаве сорт азалии, семейство растений Domeykiaceae, кактус (Maihueniopsis domeykoensis) и несколько других растений. Малая планета, открытая чилийским астрономом в 1975 г., называется астероид 2784 Domeyko.
По решению ЮНЕСКО в связи с 200-летием со дня рождения выдающегося геолога, этнографа, просветителя и гуманиста его имя было включено в список памятных дат на 2002–2003 гг.
В Республике Беларусь выпущены юбилейные монеты номиналом 1 (из никеля) и 20 (из серебра) рублей, в Польше – монета номиналом в 2 злотых. В сентябре 2002 г. на воротах базилианского монастыря Св. Троицы в Вильнюсе была открыта мемориальная доска с его барельефом. Мемориальный камень памяти И. Домейко установлен на месте его родового имения Медвядка.
Тышкевич Константин Пиевич (17.02.1806-13.07.1868)
Археолог, историк, этнограф, фольклорист. Член Московского археологического общества (1864). Один из основателей белорусской научной археологии.
Родился в местечке Логойск Минской губернии (ныне г. Логойск Минской обл.). Учился в Полоцком иезуитском и Забельском доминиканском коллегиумах. Закончил Виленский университет (1828). В 1828–1836 гг. работал в министерстве финансов Царства Польского в Варшаве. Участник восстания 1830–1831 гг. С 1836 г. жил в Логойске.
Вместе с братом Е. П. Тышкевичем посещал научные центры Европы и России. Это позволило перенять методы археологического исследования, опыт организации музеев, издания научных трудов и создания путеводителей. Прибегали к фронтальному исследованию материальной и духовной культуры отдельных регионов. Одним из самых существенных достижений братьев Тышкевичей в изучении памятников археологии Беларуси явилось использование ими периодизации истории человечества в виде трех эпох (каменной, бронзовой и железной), предложенной датским археологом К. Ю. Томсеном Определили место фольклора в духовной жизни крестьянина, связывая его с обрядами и предметами материальной культуры. Выделили в фольклоре древние элементы. С особым вниманием относились к свадебной поэзии, сквозь призму которой пытались увидеть эволюцию общественной жизни. Братья Тышкевичи – создатели в 1842 г. Логойского музея – первого в Беларуси музея древностей. Позже он стал основой Виленского музея древностей.
К. П. Тышкевич первым взялся за раскопки городищ и замчищ. Пытался определить предназначение этих археологических объектов. Исследовал около 200 курганов, городищ и замчищ Минской губернии. Впервые стал делать топографические планы изучаемых городищ и замчищ. Составил атлас древних городищ. Первым классифицировал находки по технике обработки и материалу изготовления. В 1859 г. издал труд «Исторические сведения о старинных замках, городищах и курганах в Литве и Литовской Руси» («Wiadomosc historyczna о zamkach, horodyszczach i okopiskach starozytnych na Litwie i Rusi Litewskiej»).
Организовал экспедицию по p. Вилия (1856), во время которой собрал богатый этнографический, фольклорный и археологический материал. Результаты экспедиции были описаны в книге «Вилия и ее берега…» («Wilija i jej brzegi…»), вышедшей посмертно (1871).
Имена Константина и Евстафия Тышкевичей носит Логойский историко-краеведческий музей. В честь них также названа улица в г. Минске.
Тышкевич Евстафий Пиевич (18.04.1814-08.09.1873)
Археолог, историк, этнограф, фольклорист. Почетный член Петербургской академии наук, Стокгольмской Королевской академии изобразительного искусства и древностей, Лондонского археологического института. Один из основателей белорусской научной археологии.
Родился в местечке Логойск Минской губернии (ныне г. Логойск Минской обл.). С 1824 г. учился в Виленской гимназии. Прервав учебу, в 1831 г. окончил Минскую гимназию. С 1833 г. – на службе в канцелярии Виленского, затем Краковского генерал-губернатора С 1840 г. – почетный опекун школ Борисовского уезда С 1842 г. – в отставке. В 1848–1854 гг. – куратор Минской гимназии. С 1847 г. – член комиссии по сбору и изданию актов XVI–XVIII вв. городов Минской губернии. В 1855 г. основал и возглавил Виленскую археологическую комиссию.