Нас же интересуют цели бизнеса. Они тоже не являются исключением из этого правила, подвергаясь усложнению после того, как предыдущие цели были достигнуты. Главное, понимать, подкреплены ли новые цели нужными ресурсами, может быть, скрытыми, которые ранее не использовались, либо привлеченными дополнительно под проект или конкретного исполнителя. Усложнение целей без нужных ресурсов не будет способствовать их достижению, мало того – приведет к перенапряжению и демотивации сотрудников, сбоям в рабочих процессах и в конечном итоге к финансовым потерям.
Очень частая ошибка собственника бизнеса – желание поднять план отделу продаж, когда те перевыполнили предыдущий план, за что им были начислены хорошие премии. В случае такого усложнения цели сотрудники чувствуют себя обескураженно: теперь трудиться нужно больше, а получить премию сложнее. Получается, что наказали за отличный результат. Так компания начинает терять лучших сотрудников, а те, кто остается, смиряются и работают «без драйва», понимая, что очередное перевыполнение плана приведет к еще большему повышению планки.
Чтобы усложнять цели, нужно сначала привлечь новые ресурсы – деньги, материалы, технологии, людей и многое другое. Иначе вы получите не развитие, а лишь иллюзию, которая рассеется при столкновении с реальным положением дел.
Что способствует усложнению целей?
Практически те же причины, только со знаком плюс:
• Отсутствие страха. Возможные неудачи и потери воспринимаются как обоснованный риск.
• Желание перемен, неудовлетворенность тем, что есть.
• Появившиеся или грозящие проблемы, которые заставляют предпринимать новые действия, осваивать новую высоту.
• Жадность или страсть к самой работе или ее результатам.
• Внутренняя мотивация, опирающаяся на ценности или простимулированная извне.
• Уверенность в своих силах и в коллективе.
• Появившиеся ресурсы и метаресурсы.
Мы увидели, что цели со временем дрейфуют вверх или вниз, усложняясь или, наоборот, подвергаясь упрощению. Направление этого движения зависит от множества разных факторов, которые создают своеобразное силовое поле с разнонаправленными векторами.
Чаще всего упрощение целей следует избегать, за исключением тех случаев, когда ресурсов или метаресурсов недостаточно. Тогда для сохранения мотивации сотрудников и своей собственной цели можно упростить.
Как противостоять стихийному упрощению целей?
• Цели нужно ставить, опираясь на представление о будущем компании, а не исходя из прошлых успехов.
• Цели таких систем, как компания, отдел или отдельный работник должны исходить из целей надсистемы, а не из потребностей этой системы. Законы рынка диктуют цели владельцам бизнеса, те – управляющим, которые устанавливают цели начальникам отделов, те в свою очередь – сотрудникам.
• Важно придерживаться поставленных целей, при этом наращивая усилия и изыскивая ресурсы.
Когда цели сами дрейфуют вверх, беспокоиться не стоит – это действует закон эквифинальности, по которому любая система стремится к своему финальному состоянию – максимальной реализации потенциала системы, независимо от времени и начальных условий. Развитие заложено в человеческую природу, что объясняется избытком психической энергии, и происходит через все большее усложнение целей и стремление к достижению новых.
Тем не менее развитие не всегда желательно. В двух случаях это может привести к нарушениям равновесия и в итоге к разрушению системы: 1) когда новые цели той или иной подсистемы противоречат целям всей системы или других подсистем; 2) когда возможности самой системы не соответствуют целям.
Как избежать нежелательного дрейфа целей вверх?
• Увяжите цели подразделений и работников между собой и согласуйте с общими целями бизнеса. Для этого у вас должна быть осознанная стратегия и конкретно обозначенные цели компании.
• Не позволяйте формулировать цели снизу вверх, без опоры на цели компании.
• Обеспечьте каждую цель нужными ресурсами. Давая задание сотруднику, нужно понимать, имеет ли он необходимую квалификацию, замотивирован ли он, обеспечен ли информацией, инструментами и т. д.
Вывод: цели без управления рассеиваются, смещаются, дрейфуют по воле обстоятельств, избежать этого нам поможет метод управления по целям.
1.6 Цели. Управление
Замкнутые системы движутся в направлении неупорядоченности и в конечном итоге деградируют – утверждает закон энтропии, сформулированный в 19-м веке немецким физиком Рудольфом Клаузиусом.
Любая организация как закрытая система рано или поздно будет разрушена. Задача руководителя – противостоять закону возрастания энтропии, или хаоса. Метод управления по целям помогает бороться с рассеиванием и смещением целей, продлевая жизнь компании и способствуя достижению успеха.
Термин «управление по целям» впервые был введен и популяризирован Питером Друкером в 1954 году в книге «Практика менеджмента».
Суть метода в том, что он помогает четко и конкретно формулировать цели, согласовывая их как между разными подразделениями (движение по горизонтали), так и обеспечивая передачу целей вниз без каких-либо искажений (движение по вертикали).
Создается сбалансированная система целей, помогающая каскадировать цели, распределять их по бизнес-процессам и подразделениям. При этом подразделения знают и понимают не только собственные цели, но и общие цели компании, и могут согласованно взаимодействовать для их достижения. Далее цели подразделений доводятся до уровня исполнителей. В итоге каждый сотрудник получает свои цели, достижение которых обеспечивает достижение целей подразделения и компании в целом.
Как и любой метод, метод управления по целям подвергался критике, менялся, совершенствовался. Со временем он был существенно доработан и сменил название на «Управление эффективностью работы», хотя сердцевина метода, его суть осталась прежней.
1.7 Платформа. Эффективное управление компанией
Обязательные этапы построения работающей системы управления по целям на основе ключевых показателей деятельности:
1. Четкая формулировка миссии, ценностей и видения компании.
2. Выстраивание бизнес-модели с учетом дальнейшего развития.
3. Оптимизация структуры компании.
4. Принятие стратегических целей.
5. Запуск стратегических проектов.
6. Формулировка служебных функций руководителей и сотрудников.
7. Создание системы ключевых показателей деятельности.
8. Конструирование системы оплаты по результатам работы.
9. Пробная эксплуатация и внедрение системы.
10. Регулярное обновление и развитие системы.
Важно понимать, что система создаётся последовательно, поэтому недопустимо пропускать те или иные этапы.
1.8 Стратегия. Определение
В предыдущем параграфе мы рассмотрели этапы построения системы управления по целям на основе ключевых показателей деятельности. Первые пять шагов в этой модели – от формулирования миссии до выбора стратегических проектов – имеют непосредственное отношение к стратегической работе, созданию стратегии компании.
Стратегия – это система долгосрочных целей и способов их достижения, обеспечивающих сохранение и развитие компании.
Как показывает опыт, очень много компаний в России, да и за рубежом работают, не имея ясной и понятной стратегии. Они опираются не на внутренний стержень целеполагания, а на вызовы, которые диктует внешняя ситуация. Но, даже имея успешную бизнес-модель и хорошую систему показателей, такая компания рано или поздно пойдет на дно – лишь вопрос времени когда.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги