Бытие
(автобиографическая повесть)
«Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»(Екклесиаст 1:8,9)
Вопросы
Горячий московский воздух обдал лицо Сергея дизельным перегаром, исходящим от локомотива, когда он сошёл на перрон Павелецкого вокзала. В ушах продолжал звенеть равномерный перестук колёс, и лёгкое покачивание вагона всё ещё сохранялось в памяти. Его красивая чёрная форма морского пехотинца притягивала взоры прохожих, но Сергей быстрым и уверенным шагом направился к книжному лотку у выхода с вокзала. Именно там он видел предмет своего вожделения.
Библия – вот, то, чего он хотел сейчас больше всего. Почему эта книга так была желанна, Сергей пока и сам не понимал, будто, какая-то сверхъестественная сила говорила ему: «Ты должен прочитать её!». Может простое любопытство, которое свойственно многим молодым людям, двигало бравым прапорщиком морской пехоты. Интересно, чего в этой книге так боялось советское правительство на протяжении многих десятилетий, по сути, запрещая её чтение своим подданным. Так или иначе, сейчас он стоял перед разложенными на простой раскладушке книгами, которые в эпоху перестройки стали столь доступны и жадно искал глазами желанный экземпляр.
Женщина-продавец с любопытством рассматривала форму Сергея, явно не понимая, что он забыл возле её книг. Наконец, словно очнувшись, она спросила:
– Вы что-то ищите?
– Библию,– ответил Сергей и тут же увидел перед собой чёрную обложку с искомым названием.
Убедившись, что эта книга, та, которую он искал, Сергей быстро рассчитался и, оставив за спиной провожающую его недоумевающим взглядом продавщицу, быстро направился к ближайшей станции метро.
Ему не терпелось начать читать загадочную книгу. Чувство было похоже на те, что были в детстве, когда после очередного похода в сельскую библиотеку новая книга бала в руках и желание прочитать её затмевало все остальные желания. Поэтому, как только он переехал на Белорусский вокзал, где должен был сделать пересадку на калининградский поезд, сразу же нашёл свободную скамейку в зале ожидания и принялся за чтение. Опьяняющий запах новых страниц завораживал и манил в чарующий мир чего-то нового неизведанного.
«В начале сотворил Бог небо и землю.»(Бытие 1:1)
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие 1:24,26,31)
«Хорошая сказка, – подумал Сергей, увлечённо читая первую главу – за шесть дней всё сотворить, да что-то научностью тут и не пахнет, видно правду говорят, что у индусов свои сказки, у мусульман свои, а Библия это сказки для христиан и иудеев. Но постой, а последовательность творения, откуда автор знал? Ведь всё точно написано: земля, свет, атмосфера, суша, растения, животные, человек. Это каким же мудрецом надо быть, чтобы до такого додуматься без археологии и астрономии? Нет, эта сказка слишком похожа на правду!»
Увлечённый чтением и размышлением над прочитанным, Сергей не заметил, как подошло время сесть в поезд и отправится к месту своего назначения. Опять застучали колёса, под их мерный перестук и лёгкое покачивание вагона чтение стало ещё боле захватывающим и интересным. Ровненькие строчки слов и предложений оживали в воображении в яркие картины, всё это доставляло Сергею огромное наслаждение.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»(Бытие 2:7)
«Интересное кино, а почему стал душою, а не получил душу? Ведь христианство и иудаизм утверждает, что душа это бессмертная субстанция, которая даётся человеку при рождении, а судя по этим словам, сам Адам стал душою. Надо будет другие переводы посмотреть как-нибудь, может в синодальном неточность». Так, продолжая размышлять, Сергей всё глубже погружался к истокам человечества.
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:15,18)
«Повезло Адаму, жить в Эдеме, насколько я знаю это, проще говоря, в раю, с любимой женщиной, что ещё для счастья надо?» И сердце кольнула невольная грусть, что его любимая жена Оля сейчас далеко, и увидеться с ней он сможет только к концу следующего дня. «А Бог молодец! Знает, что человеку для счастья надо».
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Бытие 3:1)
«Вот народный фольклор в действии, змеи заговорили. Как можно серьёзно относится к таким глупостям, могли бы, что-нибудь поумнее придумать.» После «шести дней творения» рассказ о говорящей змее окончательно убедил Сергея, что это сказка, а как в любой сказке в ней можно найти много полезного и продолжил читать. К тому же фантастика и сказки были его любимыми жанрами в литературе.
«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:2-6)
«Не могу понять, чего эта змея добивается, какой смысл ей подбивать людей на непослушание? В чём суть? А женщина быстро купилась на возможность что-то получить, интересно, чем она была обделена в Раю? Адам тоже хорош, первый подкаблучник!»
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Бытие 3:7-13)
«Хорошие знания получили – чувство стыда, интересно из-за чего? Видимо поняли, что рыльце в пушку, заповедь то нарушили. И сразу давай валить на другого. Адам: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», быстренько Богу в благодарность за прекрасную жизнь в раю его виновным сделал, а Ева змея крайним оставила. Молодцы! А мы здесь не причём! Да, но судя по этому диалогу, змея права, Адам с Евой не умерли, значит, плоды не отравлены, тогда зачем Богу врать? Проверка на вшивость? Ничего не пойму, ладно потом разберёмся» Чем дальше он читал, тем больше возникало вопросов.
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:14,15)
– Что-то тут не так, разве змеи не всегда ползали и насколько я знаю сейчас они далеко не прах едят, видимо здесь какой то символический смысл скрыт, и причём здесь женщина и кто она такая, явно не Ева, судя по тексту борьба будет долгой? Интересно о чём здесь идёт речь? Надо посмотреть, как это место библеисты трактуют.
Сергей за чтением не заметил, как поезд выбрался из железобетонных джунглей столицы и уже весело несся мимо подмосковных дач, утопающих в буйнорастущей зелени. Небольшие старенькие дачные домики чередовались с шикарными коттеджами «новых русских», многие из которых только приступили к строительству, а другие уже дымили мангалами, жаря шашлыки в своих новеньких усадьбах.
«Всё-таки хорошая вещь – жизнь, – думал Сергей, глядя на придорожное панно, мелькающее перед глазами – когда впереди есть, что-то интересное и неизведанное, когда есть вопросы, на которые хочется получить ответы и когда есть дорога, ведущая от прошлого в будущее!»
Кровь
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей». (Бытие 1:9-11)
«Опять непонятные фразы в этой книге, что за голосистая кровь здесь описывается, что бы это значило?» С кровью у Сергея было связано множество воспоминаний, причём самых неприятных. Он всегда, почему то очень боялся крови. Иногда поранившись он молча сносил боль, только до тех пор, пока не видел крови. Но стоило капельке этой вязкой красной жидкости появиться из ранки, как наш Серёжа сразу закатывался громким плачем: «Взять хотя бы этот шрам на правой ладони».
Был выходной день, родители были дома, и Серёжке представилась редкая возможность исследовать окрестности своего дома. Он вышел через заднюю калитку и прямо направился к тракторным прицепам, возвышавшимся сразу за их двором. В одном из них он увидел соседских мальчишек, двух неразлучных братьев Генку и Ваську, где бы Сергей их не встречал, они всегда были вместе. Вот и сейчас они вместе сидели в прицепе, свесив ноги, и по очереди болтали ими в воздухе.
– Давай к нам! – позвал старший – Генка и протянул Серёжке руку.
Вскарабкавшись на прицеп, Сергей не без испуга посмотрел вниз. Высота его устроила. Успокоившись, он обошёл прицеп, оценивая взглядом чем бы тут заняться более интересным, чем болтание ногами. Ничего не найдя заслуживающего внимания Сергей присоединился к братьям тоже свесив ноги с прицепа.
– А прыгнуть слабо? – опять подал голос Генка.
– Куда? – спросил недоумевающий Серёжка.
– Вниз, – ткнул пальцем под прицеп старший из братьев.
– Да где ему! – отозвался Васька и скакнул вниз с полутораметровой высоты.
– Давай! – крикнул Генка и через мгновение уже стоял рядом с прицепом.
Страх неприятным холодком подкатил к горлу, но Сергей не хотел, чтобы его друзья потом дразнили его трусом. Собрав всё своё мужество в кулак, он прыгнул вниз. По телу пробежал холодок, перехватило дыхание. Приземлившись на ноги, Сергей не устоял и с ужасом увидел, как его правая ладонь накрыла стеклянные зубья донышка разбитой бутылки. Руку пронзила жгучая боль и он сразу почувствовал горячий поток крови. На глазах у перепуганных братьев Сергей быстро вскочил и громко заплакав, побежал домой, ничего не замечая вокруг кроме своей окровавленной руки.
«Почему от крови плачь больший, чем от болезненного ушиба, но бескровного? – сейчас этот вопрос почему-то заинтересовал Сергея – а ведь я не единственный ребёнок, который плакал при виде своей крови!? Может это как-то связанно с говорящей кровью Авеля? Надо будет взять на заметку этот вопрос и разобраться в нём.»
Рождение
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3:16)
– Интересно, получается согласно Библии, детей в муках рождают в наказание, из-за Евы? – и Сергей вспомнил, как мама рассказывала о его появлении на свет.
Было это в старенькой районной больнице. В ночь с 10 на 11 июня 1961 года акушерам и врачам той больницы выдалась нелёгкая смена. Уже не первый час не могла разродиться молодая маленькая хрупкая женщина, это был её первый ребёнок и роды протекали очень сложно. Плод был крупным и ни как не желал выходить из уютного гнёздышка, где ему было так хорошо последние девять месяцев.
За несколько минут до начала нового дня ребёнок вышел из утробы, не проявив ни малейшего желания продолжать жить самостоятельно. Обессилившая мама так и не услышала крика малыша, проваливаясь в забытье, она устало подумала: «Почему он не кричит?». Тем временем врачам было не до вопросов, они усиленно пытались вернуть мальчонке желание жить. «Нет, милок, не шали, давай дыши, раз вылез на Божий свет! Господи помоги!» – приговаривала пожилая акушерка, выполняя заученные движения, колдуя над крошечным тельцем.
Часы пробили полночь, наступил новый день и его приход ознаменовал скрипучий крик младенца. Так Сергей появился на свет, он был похож на инопланетянина с огурцообразной головой, из-за сложностей во время родов на голове образовался сильнейший отёк. Поэтому, когда засыпающую от усталости новоиспечённую маму растолкали и показали ей это чудо природы, сморщенное и орущее, она в сердцах выпалила: «Уберите от меня этого уродца, лучше ничего, чем такого сына!»
Утром Галина, так звали мать Сергея, проснулась и направилась в детскую ещё раз взглянуть на своего уродца: «Ведь сын всё– таки!»– думала она, внимательно рассматривая маленькие кулёчки в кроватках. Вдруг её взгляд привлёк ангельский облик одного из них, и она невольно подумала: «Везёт же кому то, такой симпатяжка!». Так и не найдя своего гадкого утёнка Галина забеспокоилась и обратилась к дежурной сестре:
–А где мой сын? Почему его нет в палате?
–Так ведь он тебе не нужен, сама ж говорила: «Уберите уродца, видеть не хочу!». Вот и убрали, чтоб тебя не нервировать.
–Да вы что? Мало ли что я сказала, верните ребёнка! – чуть не плача умоляла молодая мама.
– Ладно, ладно, не реви! Цел твой карапуз. Сейчас принесу.
Через несколько минут она уже протягивала увесистый свёрток из одеяла, в котором мирно спал тот малыш, который привлёк внимание Галины несколько минут назад в детской палате.
– Это не мой ребёнок, – с сожалением произнесла она и опять чуть не заплакала.
– Твой, твой! Такого красавчика не с кем не спутаешь, бери быстрей, а то все руки оттянул.
Не веря своему счастью Галина прижала малыша к груди и так долго сдерживаемые слёзы заструились по её щекам. Сестра, в один миг превратившаяся из строгой надзирательницы в простую женщину, умилённо стояла, наблюдая за этой картиной и незаметно смахивая появившуюся слезу. А Серёжка мирно посапывал, уткнувшись в одеяло, даже не подозревая, что вновь обрёл маму и что впереди его ждёт то, что называется жизнью.
Карман
«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:17-19)
«А вот и обещанное проклятие, – подумал Сергей, переворачивая тонкий шуршащий листок – и наши беды все из-за Адама, то-то я думаю, вкалываешь, как проклятый, а оно так и есть. Когда жили в селе, помню, в огороде потом весь изойдёшь за лето, а осенью с Гулькин нос соберёшь урожай. Так бы картошка росла, как лопухи и репьи разные! Нет, но почему из-за этого Адама должен я страдать? Что-то мне не нравится эта сказочка. Хотя в описании точности происходящего сегодня с большинством этой книженции не откажешь. Видно головастый мужик писал!»
«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:20)
«Бог то сердечный мужик, проклясть проклял, но не забыл одеть неслухьянов, очень похоже на заботливого родителя». Сергей на мгновение опять перенёсся к истокам своей жизни. На этот раз в памяти всплыли теплые мамины руки, которые постоянно что-то делали.
В спальне родителей всегда стоял горбатый фанерный сундучок, в котором хранилась швейная машинка. Мама часто доставала её, чтобы что-нибудь прострочить. Этот процесс очень нравился Сергею, он всегда заворожено смотрел, как два разных куска материала под равномерное стрекотание машинки превращались в единое полотно. Что-то сказочное и непонятное было в этом процессе, от этого он только сильнее привлекал его внимание.
Однажды мама взяла его штанишки и приложив к ним кусок похожего по цвету материала сотворила очередное чудо – на штанах появился карман – предел мечтаний босоного мальчишки. Серёжка вне себя от радости, тут же натянул их на себя и побежал на улицу искать что-нибудь, чтобы спрятать в новоиспечённое сокровищехранилище.
Да, иногда простой карман желаннее всего на свете! Почему у многих мальчишек есть страстное желание иметь карманы, а у девчонок иметь сумочку? Видимо и те и другие желают иметь некий банк для сбора всяких разностей, чаще всего совершенно ненужных. В кармане чумазого мальчугана можно найти разноцветные стёклышки, свисток, выменянный у друга за живого лягушонка, ржавый гвоздь и кусок медной проволоки. Чего только не встречается в мальчишечьих карманах!
Старенькая мамина сумочка в играх девчат занимает главное место – это кладезь всех женских секретов и объект вожделения любой девчонки. Вы никогда не найдёте в такой сумочке ржавый гвоздь или проволоку, но старую помаду и чёрный карандаш со стопроцентной уверенностью можете искать и обязательно обнаружите в этом тайнике.
Да, иногда простой карман может стать центром Вселенной, а его появление самым счастливым днём жизни!
Смерть
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Бытие 3:22,23)
«Вот теперь понятно, о какой смерти шла речь в заповеди о дереве, то есть, получается, жить Адам с Евой должны были вечно, если бы не ослушались. И рай, судя по всему, был здесь на земле, и чего этим Адаму с Евой не жилось в нём? Постой, а если бы они не стали есть с дерева познания, то до сих пор бы жили? Сказка, но хороша! Было бы здорово жить вечно! Всё бы успел, не надо спешить. По логике, на месте Бога я бы сделал жизнь людей бесконечно долгой». И на память опять пришла зарисовка из далёкого детства.
За окном уже начало темнеть, а родителей всё ещё не было дома. Серёжа сидел у запертой двери и с надеждой услышать долгожданный скрип открывающегося входного замка. Рядом с ним, посапывая испачканным носом, сидела Лариска его младшая сестрёнка, она только что закончила плакать после затрещины полученной от братишки за надоедливые бесконечные вопросы: «А почему мамы с папой нету? А когда они придут? А почему не идут? А когда дверь откроют?…» Наконец скрипнула входная дверь и твёрдые папины шаги приблизились к их комнатушке, звякнул крючок и дверь распахнулась, Серёжа и Лариса бросились на шею папе и быстро поцеловав его, побежали в другие комнаты, вдыхая полной грудью пьянящий вкус свободы.
Мама не появилась, ужинали без неё, на вопрос Ларисы: «Где мама?». Папа ответил коротко: «В Погожьем». Сергей знал, что так называется соседнее село, где живут мамины родственники. «Но почему она уехала одна и не взяла нас с собой?» – этот вопрос остался без ответа, впрочем Серёжа в отличии от маленькой Ларисы редко задавал вопросы вслух.
Утром Иван (так звали Сергеева отца) необычно рано разбудил детей и наскоро позавтракав они сели в запряжённую телегу и поехали в сторону Погожего. Буян, вороной конь, не спеша тащил старенькую колымагу, которая поскрипывала всеми четырьмя колёсами, а Серёжка наблюдал, как лошадь хвостом мастерски смахивает со спины надоедливых слепней и мух.
Кататься на телеге Серёже очень нравилось, ведь рядом был отец, а это бывало не часто, обычно он пропадал на работе, здесь же можно было залезть ему на руки и подержать вожжи. Обычно он что-нибудь рассказывал и Сергей с упоением слушал, ему нравились эти минуты проведённые с отцом. Но сегодня Иван был необычно угрюм и молчалив, лишь изредка, махая вожжами, он покрикивал на Буяна пытаясь ускорить его шаг.
Вскоре они прикатили к маминому дядьке, в его дворе царил тихий сумбур, все что-то делали, но не было привычного оживления, смеха, шуток и громкого говора. Люди молча выполняли свою работу, перебрасываясь короткими фразами. Среди женщин, почему-то одетых в чёрные платки, Серёжа увидел маму, которую он не сразу узнал из-за такого же платка. Подбежав к ней, он залез на руки и прижался к её щеке.
– А где дед Петя?– спросил Серёжка, ища взглядом любимого деда, который не упускал возможности поиграть с внучатым племянником, а также всегда баловал малыша вкусным овсяным печеньем. Чёрные колючие усы деда Пети хотя и пугали Серёжу, но под ними всегда пряталась добрая улыбка, которая притягивала и внушала доверие. «Где мой любимый внучёк?» – эта фраза обычно встречала Серёжу, когда они с мамой заходили к деду Пете, поэтому было странным не услышать её сегодня.
– Он умер.– сказала мама и заплакала.
А Серёжа долго соображал: «Что это значит – умер?», но как всегда задал вопрос молча.
Когда они вошли в дом, там было непривычно много народу, многих Серёжка знал, а многих видел в первый раз и поэтому прятался в мамин подол и всё крепче прижимался к её руке. Многие женщины почему-то плакали, никто не смеялся, было немного жутковато от витавшей повсюду печали.
В зале лежал дед Петя в каком-то красном ящике, весь в цветах, его непривычно бледное лицо было очень странным, под усами не было обычной улыбки, и похоже он крепко спал. «Точно, – подумал Серёжка – полон дом гостей, а дед Петя спать завалился, это потому что он болеет, мама говорила. Но почему все плачут? А может, «умер» – это, когда больше не проснешься?». Эта мысль пронзила детский мозг страшной болью, захотелось побыстрее уйти из страшной комнаты, Серёжа громко заплакал и потянул маму к выходу.
Так в первый раз состоялась осознанная встреча Сергея со смертью, о том, что по сути со смерти началась его жизнь он тогда ещё не знал, но в тот день в его маленьком сердце зародилась страшная ненависть к этому врагу. Именно врагом на всю жизнь стала для него смерть.
Гнев
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие 4:1-8)
«Вот откуда Каин взялся, а то всё думал, почему говорят «злой, как Каин»? Всё из Библии» – чтение всё больше увлекало Сергея. Иметь брата ему хотелось всегда, но у него было только две сестрёнки, да и то, самая младшая Юля, на 13 лет моложе, поэтому, когда она взрослела, Сергей уже имел собственную семью и виделся с нею не часто. А вот с Ларисой они выросли вместе, потому что разница в два года, если и чувствовалась, то только в том, что за совместные шалости больше доставалось всегда Сергею, как старшему.
««Господствуй над грехом» – мудрый совет!» – и Сергей опять вспомнил детство, как часто ему приходилось бороться с желанием выплеснуть свою накопившуюся злобу на надоедливую сестрёнку. Её бесконечные «Почему?», просто выводили его из себя. Особенно трудно было, когда он увлечённо наблюдал за жизнью пауков, свивших свои узорчатые сети под подоконником. Серёжа мог часами следить за их перемещениями, подсовывать им мух и разные крошки в сети, а потом наблюдать за действиями восьминогих страшилищ. Он очень не любил, когда его отвлекали от подобных наблюдений. Лариску же словно кто-то подталкивал именно в этот момент задавать свои дурацские вопросы.
«А почему он не бежит? Почему ты это делаешь? Почему мама с папой не идут? Почему у паука столько лапок? А почему он чёрный? А почему …?». И терпенью Сергея приходил конец, он наносил сестричке несколько затрещин, после чего она закатывалась громким плачем, а маленькому Серёжке становилось очень жалко, что опять обидел любимую сестру. Надув свои пухлые губы он тоже начинал хныкать, безнадёжно пытаясь сдержать слёзы.