Книга Путь жизни – православный - читать онлайн бесплатно, автор Алексий Мороз
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путь жизни – православный
Путь жизни – православный
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путь жизни – православный

Алексий Мороз, Тамара Берсенева

Путь жизни – православный

© Священник Алексий Мороз, Т. А. Берсенева, 2017

© Издательство «Сатисъ», 2017

Введение

Эта книга предназначена для старшеклассников и молодых людей нашей страны. Тех, кто хочет остаться русскими, православными, сохранить и продолжить связь со своей славной историей и предками. Мы с вами живем во время нашествия «девятого вала» массовой культуры, которая, сметая национальные и религиозные особенности народов, превращает их в однородную серую массу. По мнению сильных мира сего, ей определено жить по закону низменных страстей, с ненасытностью потребляя предлагаемые «блага» современной цивилизации. Эта масса, по замыслу архитекторов современного общества, должна быть легко управляема, перемещаема и сокращаема по желанию мирового правительства.

Как устоять молодым людям в подобной ситуации? Как пойти по пути духовного развития и совершенства? Как при этом сохранить свою историческую национально-религиозную преемственность, свою русскость? Именно на эти вопросы и отвечают авторы данной книги.

Учебное пособие разбито на пять глав. В первой главе дается понятие о человеке с позиции православной антропологии. Показано, что человек – это своего рода микрокосм, дух – душа – тело, находящиеся в неразрывном единстве. Но ведущим звеном человеческого существа является, конечно же, дух, который и определяет все развитие личности. Не зная и не понимая этого, невозможно достичь духовного совершенства, обрести счастье и радость бытия, войти в вечную жизнь. Когда мы поймем, кто мы, какие мы, то возникает естественный вопрос: зачем мы? На это и отвечает параграф книги «Смысл жизни и смысл смерти». Это центральный вопрос человеческого бытия и, не ответив себе на него полноценно, построить свою жизнь просто нельзя. Можно существовать, но не жить и развиваться. В этой главе, наряду с определением глубинного смысла жизни и смерти, также рассматривается проблема Страшного суда. Какой он, когда он свершится и к чему приведет? Опираясь на православную аскетику, авторы учебника дают жизнеутверждающие ответы.

Когда смысл жизни обретен, то возникает вопрос, а где они, эти люди, которые могли бы послужить образом правильной жизни? Во второй главе «Соль земли» и приведены подобные примеры. Пути достижения святости нам являют преподобные, святители, мученики и праведные люди, которые достигли вершин духовного совершенства, живя по заповедям Христовым. У каждого был свой особый путь, но цель жизни одна – единение с Богом в союзе любви, радости и счастья. И святые достигли этой цели. Руководствуясь их опытом, примером их жизненного пути, наставлениями, мы также можем достичь вершин совершенства, святости.

Но, может сказать наш современник: «Теперь и время, и люди другие. Годится ли для нас то, что было раньше?»

Все, что связано с Богом, времени не имеет, ибо Он находится вне времени. Суть человека за тысячи лет не изменилась, но, безусловно, у каждого человека есть свои индивидуальные, возрастные и психофизиологические особенности. Именно особенностям подросткового и отчасти юношеского периода и посвящена третья глава нашей книги. Каково состояние души современного человека? Какие психические и духовные особенности свойственны формирующейся личности? Что такое страсти, когда они появляются и как воздействуют на человека? К чему ведет порабощение ими и как их преодолевать? Что такое болезни? Как относиться к своей внешности? На эти и многие другие жизненные вопросы отвечают авторы данного учебника.

Молодой человек, девушка окончили школу, вышли в мир и перспектива женитьбы (замужества) стала актуальна. Как найти свою «половинку» и быть счастливым в браке? Что такое семья и как правильно ее построить? Сколько иметь детей? Сохранять верность в супружеских отношениях или легче относиться к этому вопросу? Подобные проблемы волнуют практически всех молодых людей. Авторы книги, практикующие психологи и педагоги с многолетним стажем, постарались дать исчерпывающие ответы на эти актуальные вопросы.

Современный мир полон разного рода соблазнами. Сектанты и астрологи, экстрасенсы и гадалки, оккультисты и прочие манипуляторы человеческим сознанием навязчиво предлагают свои услуги, играя на страстях и духовной непросвещенности людей нашего времени. Чтобы не оказаться обманутым и не совершить подчас роковую для всей дальнейшей жизни ошибку, нужно соблюдать определенные правила духовной безопасности. Эти правила, а также средства противодействия попыткам манипуляции вашим сознанием, подробно изложены в последней, пятой главе книги.

Надеемся, что данный труд будет полезен для любого молодого человека, как верующего, так и неверующего, а также для педагогов, психологов и родителей.

Глава 1. Основы православного мировоззрения

Сотворение человека

Чтобы лучше узнать себя, свои возможности и их границы, свои способности, надо понять кто ты? Как и зачем появился на свет? К чему призван? Четкие и глубокие ответы на эти вопросы дает православная антропология. Согласно христианскому учению человек был создан Богом в последний день творения. Его созданию, в отличие от сотворения всей другой твари, предшествовал совет Пресвятой Троицы: … сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Величию человека как образа Божия соответствовало и его Божественное предназначение: … и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею… (Быт. 1, 26). Человек был создан как венец всей тварной природы и наделен Божественным Духом, приобщающим его естество к духовному, невидимому миру: …создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). «Дыхание жизни», согласно толкованию святых отцов, означает, что Бог дал своему созданию дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу Своему. Как мы видим, Творец «образует» дух человека и создает индивидуальную душу его. Именно дух определяет Богоподобие человека, будучи подобием Божественного Духа. Этим и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Когда, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, то оказалось, что среди них нет того, кто мог бы стать ему другом и помощником. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа (своего) (Быт. 2, 21-23). На востоке до сих пор существует пословица: «Ты мне близок, как мое ребро», т. е. как сама моя сущность, как часть меня. Недаром на древнееврейском языке, муж звучит как «иш», а жена – как «иша». Как производное, взятое от мужа. Поскольку Адам и Ева происходят из одного тела, из одной души, они должны быть едиными – любить и беречь друг друга. Таким образом, муж и жена изначально задуманы как две половинки единого целого, гармонически дополняющие и обогащающие друг друга.

Информация к размышлению

Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями (Псалом 8, 7-9).

Вопросы на понимание

1. Почему человек был создан в последний день творения?

2. В чем Божественное предназначение человека?

3. Что ты понимаешь под библейским выражением вдунул в лице его дыхание жизни?

4. Почему Адам и Ева задуманы Богом как две половинки единого целого?

Образ Божий в человеке

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27-28). Как мы видим из библейского текста только человек реально сотворен по образу Божию. Хотя в предыдущем, уже ранее нами приводимом, 26-м стихе, говорилось, что сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему. Это имеет глубокое символическое значение, о котором писали многие святые отцы и которое, по их мнению, означает подобие как предназначение, цель человеческой жизни. В частности святой Григорий Нисский писал: Первое (греч. икона – образ) мы имеем по сотворению, а последнее (греч. омиосин – подобие) мы совершаем по произволению, т. е. по своей свободной воле. Многие святые отцы также соотносили образ Божий со второй ипостасью святой Троицы, Богом Словом, по воплощении ставшим Иисусом Христом. Именно во Христе полностью реализовано подобие Божие. Все люди призваны стать подобием Богочеловека. Иметь такие же благородные мысли и чувства, какие были у Иисуса Христа, и волю, постоянно направленную лишь на добрые дела. Но это возможно только при вселении Святого Духа в душу человека.

Святые отцы учат нас отличать образ от подобия. Образ Божий – в самой природе человеческого духа. Он троичен в своих основных силах: одно – это ум в человеке, другое – это сердце, чувства человека, а третье – его воля. Умом человек мыслит, сердцем он переживает, а волею он действует. И во всех этих трех силах он один и тот же человеческий дух, одна и та же личность.

В чем же конкретно проявляется сотворение человека по образу Божию? Согласно трудам христианских богословов и религиозных философов, в человеке можно выделить следующие черты образа Божия: ум, разумность (мышление), словесность (речь), свободу воли, бессмертие души, владычество (господство), творчество и любовь.

Ум, при помощи которого человек может входить в Богообщение, созерцать и осознавать тайны Божии, присущ только человеку. Также и разум – способность к синтезу и анализу, к пониманию законов природы. Эти и другие его функции характерны только для людей.

Речью, словом обладает также только человек, никому из животного мира это недоступно. Способность выражать свои мысли и чувства при помощи речи свойственна человеку как образу Божьему.

Свободой воли, которая позволяет человеку принять волю Божию или нет, согласовывать свою жизнь с совестью или нет, также обладает лишь один человек. Все остальные твари живут, подчиняясь инстинкту, вложенному в них. У них нет и не может быть морали и нравственности. Так не может быть нравственного бегемота или безнравственного льва. Все они живут в рамках инстинкта, установленного для них закона.

Бессмертной душой обладает лишь человек. Она появляется вместе с телом во времени, но не имеет конца. То есть уже не может исчезнуть, уйти в небытие. Тогда как душа животного бессмертия не имеет.

Скажем более подробно об образе Божием как владычестве, творчестве и любви.

Вот что об образе Божием как владычестве писал Иоанн Златоуст: «Сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, Бог не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? И да обладают рыбами морскими и птицами небесными… Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем… Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле…» С этим же, по мнению Иоанна Златоуста, связано и дальнейшее библейское повествование: Бог, желая показать Адаму достоинство его власти, поручил ему дать имена животным. Таким образом, мы можем смело утверждать, что «Сотворение человека по образу Божию – значит обладание его всею землею. Ибо, как Бог владычествует над всею землею и над всем, что на ней, так и человека поставил как бы вторым владыкою земли и всего, что на ней».

Подтверждение этому можно обнаружить и в жизнеописаниях христианских святых – людей, которые, по благодати Божией, очистились от греха и стали такими, как Адам до грехопадения. Поселяясь в самых глухих местах, они не только не боялись диких зверей, но и нередко повелевали ими: змеями, птицами, львами, волками, медведями и т. д., также как и различными природными стихиями и явлениями.

О творчестве, как особом задании человеку, говорили многие святые отцы. К какому творчеству и по отношению к чему призван творить человек в этой жизни? По отношению к миру, Богу, людям и самому себе. Начнем с последнего.

Человек призван творить, прежде всего, свою собственную жизнь, т. е. раскрывать и осуществлять заложенные в него Богом таланты, преодолевать страсти, стяжать, с Божьей помощью, духовные добродетели, которые и есть евангельские небесные сокровища (Мф. 6, 20). Когда вопрос об аскетизме и нравственном усовершенствовании ставится в русло общего творческого потока человеческих духовных дарований, то и сама проблема о взаимоотношении творчества и спасения становится довольно ясной. Бог Творец создал человека по Своему, т. е. творческому, образу, а потому и человек должен быть творцом. Эта способность к творчеству заложена в нем Богом. Но творит человек или из уже сотворенной Богом материи, либо из своих мысленных образов, которые в нем появляются. Но, заметим сразу, не всякое творчество имеет боговдохновенный источник.

Необыкновенно важна черта образа Божия, соотносимая с любовью. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16), и основные заповеди заключаются в любви к Богу и к своим ближним (Мф. 22, 37-39). Кроме того, если Бог есть любовь, то, безусловно, это имеет первостепенное значение и для человека, сотворенного по образу Божию. Тогда любовь в жизни человека перестает быть одной из эмоций в ряду других, а становится главным способом бытия человека в мире.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Самое существо души нашей – образ Бога. И по падении в грех, душа пребывает образом. И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так научают святые отцы.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое, по образу Божию, создание.

Преподобный Григорий Синаит

Вопросы на понимание

1. В чем заключается образ Божий в человеке?

2. Что понимается под свободой воли человека?

3. Почему способность к творчеству является отличительной чертой образа Божьего в человеке?

4. Почему способность любить Бога и существ этого мира имеет первостепенное значение для человека?

5. Что означает способность человека к владычеству над другими тварями?

Словарь

Онтология – учение о бытии, изначальная данность.

Подобие Божие в человеке

Подобие отличается от образа, выражаясь святоотеческим языком, как данность (то, что есть) отличается от заданности (того, чего нет, но что должно быть). «Образ Божий дан человеку, он вложен в него как неустранимая основа его бытия, подобие же есть то, что осуществляется на основе этого образа, как задача его жизни. Человек не мог быть сразу создан как завершенное существо, в котором бы образ и подобие, идея и действительность, соответствовали друг другу, потому что тогда он был бы Богом, и не по благодати и уподоблению, а по естеству» – пишет известный богослов Булгаков. Итак, цель человеческой жизни – Богоуподобление. Реализация этой цели ведет к обретению счастья и вечной жизни в Боге, отказ от нее является источником многих скорбей и несчастий. Человек, созданный по образу Божьему и призванный к Богоуподоблению, не может обрести счастье в этом и загробном мирах, не реализовав свое предназначение.

Примером реализации высокой жизненной цели являются святые. Не напрасно мы зовем святого Серафима и ему подобных – «преподобные отцы». Они подобие Божие раскрыли в себе. Подобие Божие – это нравственная сторона: чем человек больше уподобляется Богу, тем ближе он к Нему приближается, тем яснее открывается в нем Божие подобие.

Человек грешный, предавшийся греху, подобие Божие теряет. Образ он не потеряет, даже и в геенском огне, а подобие Божие может и совсем потерять. Недаром говорится псалмопевцем, что человек не понял, не оценил, какой чести удостоил его Творец, и он «приложился скотам бессмысленным и уподобился им». До чего себя может довести человек, теряя подобие Божие и уподобляясь кому-то иному, мы с вами знаем! Кому подобен, например, тот человек, который в опьянении лежит в грязи и что-то бормочет, – кому он подобен? – никак не Господу Богу!

Нужно помнить, что если образ Божий нерушим в каждом из нас, то подобие Божие должен в себе развивать и укреплять всякий человек – это и есть цель жизни человеческой. Поэтому помни и почаще себе напоминай, что сотворен был первый человек – Адам – по образу и призван к подобию Божиему! И если быть образом нам дано от рождения, то быть подобием Божием во многом зависит от нас. Дело наше – трудиться над своей душой, чтобы она была подобна Творцу Своему, а никому и ничему иному.

Каждый из «сынов и дочерей Адама» является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от греховных последствий. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому: Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф (Быт. 5, 3). Это означает, что образ Божий в человеке остался, – ибо он находится в самом человеческом существе – но светлость его затмилась и красота исказилась. «Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи», – указывает известный духовный писатель, епископ Варнава Беляев.

Человек как существо духовное, призванное к богоуподоблению, создан Богом для Бога, чтобы в нем жил Дух Святой. Апостол Павел говорил: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3, 16-17). И когда Дух Святой живет в человеке, он становится богом по благодати. Но когда этот Дух Святой не живет в человеке, тогда место пусто не бывает – в нем будет жить дух противления. Если человек не идет по пути богоуподобления, стяжания добродетелей, то он идет по пути деградации, к миру демоническому и уподобляется сатане по своим страстям. Либо первое, либо второе. Поэтому сатана и назван обезьяной Бога: он старается подражать Богу, но делает все наоборот. Это очень важно знать любому человеку. Человек не может быть духовно нейтрален, ибо он так создан, что будет носителем того или иного духа.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Все мы люди по образу Божию есмь мы; быть же по подобию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу.

Святой Диадох

Выражение «по образу» обозначает разумное и одаренное свободною волею; выражение же «по подобию» обозначает подобие через добродетель, насколько это возможно.

Святой Иоанн Дамаскин

По образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же одни добрые и мудрые.

Святой Максим Исповедник

Вопросы на понимание

1. Чем отличается образ от подобия Божьего в человеке?

2. В чем цель человеческой жизни согласно православному учению?

3. Кто и почему может послужить примером достижения жизненной цели?

4. Может ли человек быть духовно нейтральным?

Понятие термина «человек»

Человек – это высшее из существующих в видимом мире материальное существо, сотворенное по образу Божию и призванное к Богоуподоблению, которое наделено бессмертной душой, разумом, волей, способностью к любви, владычеству, творчеству и Богообщению.

Этимология древнеславянского слова «человек» такова, что позволяет утверждать обозначение этого необыкновенного существа по его ведущему и специфическому качеству, отличающему его от других существ. Это существо, имеющее чело (лоб) свое обращенным вверх, к небу, как цели бытия и будущему жилищу; или челом веющий, т. е. чело имеющий обращенным к верху. По-еврейски первозданный человек назван – Адам, нарицательно – существо подобное Богу, подобный, уподобляющийся. Имя Адам происходит от еврейского глагола, означающего быть подобным, мыслить. То есть указывает на основные черты его существа. Само славяно-русское название «человек», по данным ряда исследователей, происходит из «селовек» или «словека», т. е. существо словесное, и, следовательно, указывает на дар слова как на отличительную способность человека. По мнению известного философа А. С. Хомякова, человек (человик) значит собственно – мыслящий (на санскрите «челл» – думать; аффикс «вик» – весьма обыкновенно, что в итоге означает – мыслеживущий). Таким образом, как мы видим, в самом слове «человек», содержатся указания на его главные свойства и назначение.

Вопросы на понимание

1. Какое этимологическое значение заключено в слове «человек»?

2. Какое важное свойство личности заключено, по мнению А. С. Хомякова, в слове «человек»?

3. Как переводится с древнееврейского языка слово Адам?

Православное учение о спасении

Нередко нам приходится сталкиваться с такими словами: спастись, спасение. Что это значит? От чего надо спасаться и что надо спасать? Исходя из христианского учения – спасать надо свою душу для вечной жизни.

Дело в том, что в результате первородного греха между человеком и Богом возникли определенные преграды. А именно:

1. Грех. Непреодолимая только личными усилиями склонность человека ко греху (власть греха над людьми, родовые грехи, личные прегрешения, а также невозможность для человека не грешить);

2. Проклятие. Осуждение греха праведным Божественным судом, а значит и наказание за него;

3. Диавол. Власть падших духов над греховным человеком.

4. Смерть. Прежде всего духовная как следствие отчуждённости человека от самого Начала Жизни и её Подателя – Бога, а также смерть физическая.

Эти четыре преграды человек сам, только своими силами, без помощи Божьей преодолеть не может. Как указывал святитель Феофан Затворник, «воссоединение с Богом никак не может состоять в нашей власти. Мы можем желать его и искать, но устроить его – дело не наших рук». Для того, чтобы указанные преграды между человеком и его Создателем были преодолены, понадобилось вмешательство Самого Творца. Оно произошло через Рождество Христово – Его Воплощение – Его смерть на Кресте как Искупительный подвиг. Итак, нужно было, чтобы Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, воплотился на земле, став истинным Человеком, подобным нам во всём, кроме греха, и стал Сам искупительной Жертвой за нас.

До пришествия в мир Христа многие из людей хотя и понимали свою греховность, но лишены были возможности спастись. Одного только покаянного чувства было недостаточно для возрождения человека. Критерии добра и зла были во многом утрачены падшим человечеством. Только голос совести и пророки обличали беззакония людей и призывали к добру. Но этого была явно недостаточно. Даже осознав грех, человек не в состоянии был полностью победить его. Для этого нужна была помощь свыше.

Весь Ветхий Завет, повествующий о событиях Священной истории до пришествия в мир Христа, наполнен ожиданием грядущего Спасителя, Желаемого всеми народами (Агг. 2, 7). В библейских книгах то и дело рисуется образ Избавителя человечества, и всякий раз этот образ поворачивается к нам своей новой стороной: то это могучий Царь, то смиренный Страдалец, то загадочный Сын Человеческий, грядущий на небесных облаках, то берущий на Себя грехи мира кроткий жертвенный Агнец.

Жизнь великих древних библейских праведников, их устремлённость к достижению истинной святости на фоне кровавой и страшной современной им действительности языческого мира, неизменно служила двум целям. Во-первых, достижению через многие и многие поколения богоизбранного израильского народа той внутренней духовной чистоты, благодаря которой стало бы возможным появление на свет Пресвятой Девы, которую мы ныне знаем под именем Марии, Богоматери, способной воспринять и даровать миру его Спасителя. Во-вторых, нужно было духовно и нравственно подготовить людей к принятию учения Христа.