Книга Экономическая логистика. Учебник для вузов - читать онлайн бесплатно, автор Иван Дмитриевич Афанасенко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экономическая логистика. Учебник для вузов
Экономическая логистика. Учебник для вузов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экономическая логистика. Учебник для вузов

И. Афанасенко, В. Борисова

Экономическая логистика. Учебник для вузов

Стандарт третьего поколения

Рекомендовано Учебно-методическим советом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в качестве учебника для студентов экономических специальностей всех форм обучения.


© ООО Издательство «Питер», 2013

Введение

Уважаемые читатели! Перед вами учебник, написанный в соответствии с Государственными образовательными стандартами третьего поколения по направлениям подготовки 100 700 «Торговое дело» и 080200 «Менеджмент», профиль «Логистика», для второго уровня высшего образования – магистратура.

Написание такого учебника потребовало от авторов соблюдения ряда противоречивых условий. Во-первых, контингент обучающихся в магистратуре неоднороден: магистранты, которые окончили экономические вузы или экономические факультеты университетов, изучали логистику профессионально или как одну из учебных дисциплин. Им нужно более углубленное познание логистики, то есть проникновение в сущность явлений, что объективно повышает степень сложности учебного предмета. Среди магистрантов найдутся и такие, которые не обучались в экономических вузах. Им придётся вначале освоить основы логистики. Во-вторых, в магистратуре учебный процесс построен так, что большую часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно и количество аудиторных часов резко ограничено. В-третьих, итоговым результатом обучения является написание магистерской диссертации, для чего нужно овладеть методами научного анализа.

Логистика как направление научной мысли ныне находится в состоянии, когда количество накопленного научного материала достигло уровня, при котором необходим переход на новый, более высокий этап развития. Но критический анализ накопленных знаний ещё не сделан. Поэтому авторам пришлось научно конкретизировать ряд основных понятий, выделить категории и законы, используемые в логистическом знании. Задача облегчалась тем, что часть такой работы была выполнена ими при написании учебников «Логистика снабжения» и «Коммерческая логистика»[1]. Авторами впервые в отечественной литературе сделана попытка изложить научную теорию логистики как систему объективных законов, категорий и принципов, объясняющих природу поточной формы организации экономической материи, упорядоченную сообразно внутренней причинной необходимости. Определено место логистики в системе совокупного научного знания.

В учебнике широко представлен и исторический аспект поточной формы товародвижения, позволяющий раскрыть истоки зарождения логистического знания. Развитие обмена (торговли) привело к специализации не только производства, но и мест потребления товаров. Возникло пространственное разделение мест производства (предложение) и мест покупки товаров (спрос). Преодоление пространственного разделения предопределило потребность в логистическом знании. То, что ныне называют логистической деятельностью, изначально являлось одной из функций торгового дела. Оно столетиями отрабатывалось и шлифовалось в практике купеческого промысла.

История России содержит уникальный материал практического применения логистического знания. Древняя Русь претворяла в жизнь экономику, импульс развития которой исходил от ремесленно-торговых городов. В те времена (IX–XIII вв.) мировые торговые пути («путь в греки», «путь в арабы») зарождались и проходили по территории русских земель. Однако на завершающем этапе, где они соприкасались с Великим шёлковым путём, дорога пролегала по Великой степи. Кто контролировал степь, тот контролировал и мировые торговые пути. Русские князья, начиная с князя Олега, вели вооруженную борьбу за контроль над торговыми артериями. Особо преуспел в этом деле киевский князь Святослав I. Смысл их торговой политики сводился к образованию коммерческой империи. И это не должно рассматриваться как нечто необычное. К такому положению стремились правители всех народов, которым хотя бы временно удавалось установить господство над Великой степью.

Экономическая логистика как научное знание изначально развивалась в рамках теории торговли. У всякой ветви научного знания, которая отошла от своего родового ствола, имеются возможности выбора: а) продолжить собственное развитие, которое изначально подпитывается полученной от него энергией; б) возвратиться к своему родовому источнику, преодолев инерцию. Имеется и иной вариант развития – найти собственное творческое устремление, свой способ и свою мерность. Но такое возможно лишь в том случае, если пространство её развёртывания становится всё более многомерным, всё более богатым, всё более конкретным. Похоже, что науке экономическая логистика удастся это сделать, не отрываясь от своего предмета.

При определении научного понятия «экономическая логистика» и её предметной области авторы исходили из разработанной ими структуры полной логистической системы (она представлена ниже). Опыт работы над учебниками «Логистика снабжения» и «Коммерческая логистика», а также практика использования их в учебном процессе показали, что так определяемая структура полной логистической системы достоверна, достаточно проста и доступна для понимания.

В полной логистической системе экономическая логистика представлена на первом уровне структуры. Она – один из трёх видов логистики наряду с военной и математической. Предложенное авторами название «экономическая логистика» впервые введено в научный оборот при написании указанных учебников. Оно логически обосновано и, похоже, не вызывает у читателей возражений.

Экономическая логистика образует собственную систему из четырёх звеньев: коммерческая логистика, финансовая логистика, информационная логистика и сервисная логистика. Она исследует экономические потоки в хозяйственной области. Экономический поток – понятие производное. Оно выражает такую организационную форму, когда финансовый, информационный и сервисный потоки сопутствуют и способствуют протеканию материального потока.

Экономическая логистика по сравнению с коммерческой является системой более высокого порядка, в которой коммерческой логистике отведена роль внутреннего звена, иначе – внутренней подсистемы. Она (коммерческая логистика) входит во второй структурный уровень полной логистической системы. Предметной областью коммерческой логистики являются материальные потоки. Именно в таком качестве она и рассматривается в наших учебниках «Логистика снабжения» и «Коммерческая логистика».

Логистика снабжения включена в третий уровень полной логистической системы. В учебнике «Логистика снабжения» она рассматривается как одна из функциональных областей коммерческой логистики.

На практике экономическая логистика – единая товаропроводящая система, в которой организуется опыт координации экономических потоков в реальных условиях российского хозяйства. Практика показывает, что при выборе форм организации экономических потоков нужен особый методологический подход: оказывается, они могут быть эффективными лишь в равновесных условиях функционирования логистической системы. Формы организованности экономических потоков, успешно зарекомендовавшие себя за рубежом, в их природной, собственной культурной среде, не всегда подходят к условиям российского хозяйства.

Рыночное переустройство национальной экономики в результате неумелого реформирования фактически разорвало единую систему внутренних хозяйственных связей, которую прежде всегда старались сохранить. Рынки восточных регионов оказались оторваны от рынков европейской части страны. Задача экономической логистики определяется вполне конкретно: необходимо создать новую систему преодоления пространственного разделения, способную экономически связать все регионы России в единый общенациональный рынок. Только в таком состоянии он будет способен конкурировать с транснациональными корпорациями.

В учебном плане магистерской подготовки экономическая логистика представлена набором специальных дисциплин, которые не повторяют дисциплины учебной программы подготовки бакалавров, а дополняют и развивают их на новом витке знаний.

Глава I. Предметная область и научная база экономической логистики

1.1. Научная теория логистики и концепция уровней

Профессиональное знание образуется с помощью понятийной структуры, которая вырабатывается в процессе научного познания. Хотя логистика как область конкретного научного знания выделилась сравнительно недавно, она интенсивно развивается. Наработанного научного материала вполне достаточно, чтобы проявилась внутренняя логика логистического знания. Её можно представить в таком виде.

Мы исходим из того, что сложилась концепция логистики, которая в той или иной мере выражает единый определяющий замысел, нацеленный на предмет изучения – потоковую форму движения экономической материи. Концепция, как известно, должна определять метод познания – наилучший способ достижения цели. Метод, в свою очередь, показывает, как действовать, направленность исследования предмета.

В общих чертах определилась методология науки, которая теоретически обосновывает метод познания, задаёт алгоритм, то есть последовательность действий и оптимальность логической деятельности. В итоге может появиться теория логистики в виде системы законов, категорий и принципов, упорядоченных сообразно внутренней причинной необходимости, объясняющая закономерности потоковой формы движения экономической материи. Но она пока не выработана.

Потоковая форма движения как таковая относится к фундаментальным сущностям, атрибуту (постоянному признаку) материи. В логистике из неё выводится вся система категорий, принципов и законов.

К потоковой форме применима концепция уровней, позволяющая познать степень зрелости логистического знания и предсказать пути его дальнейшего развития.

Философская концепция уровней сформировалась на материале естествознания в виде учения об основных формах организации материи и их взаимосвязи. Ныне она используется и в социальных науках, входит в теорию развития. Главная проблема концепции уровней – это соотношение низшего и высшего.

Мир, который создаёт человек, отличается от мира природы, он наделён иными свойствами и закономерностями. Мозг человека – ядро нового мира. Человек в процессе мышления объективирует возможности своего внутреннего духовного мира. Концепция уровней применительно к социальному миру также получает несколько иное выражение.

Особенность применения новой концепции уровней определяется тем, что экономическая материя имеет иное происхождение, иную структуру и источники движения. Человек творит свой мир, используя две движущие силы: первый источник – причинность как необходимость (так творит и природа); второй источник – причинность как выбор варианта через свободу творчества (создавать небывшее способен только человек). Одновременно задействуются субъективный и объективный факторы. В свободе творчества раскрывается субъективный фактор. Выбор варианта развития из многих возможных в действительности выходит на закон подбора и закон меры – имеет объективное основание. Применительно к логистике он обретает вид осознанной целесообразной деятельности, соединяющей теоретическую и практическую стороны организации движения материальных и сопутствующих им потоков. Причинность как познанная необходимость образует область объективного фактора. Логистический поток несётся во времени и пространстве, «связно и непрерывно», потому что он протекает в русле, у которого берега выстроены из необходимости, вымощены законами природы, экономическими и юридическими законами и нормами. Они не подвластны воле субъекта логистической системы и определяют направленность и границы логической деятельности.

Соотношение субъективного и объективного образует первый ряд уровневого порядка. Субъективный и объективный факторы находятся в диалектическом единстве. Методология науки логистика предполагает теоретическое обоснование оптимальной научной и практической логистической деятельности.

Попытаемся конкретизировать наши знания о предмете науки логистика. Поток – основная ее категория. Однако поток как явление не ограничивается областью хозяйственной деятельности, он – атрибут (существенный признак) и одна из форм движения материи. Логистика в отличие, например, от физики, познающей естественные, неизменные законы природы, относится к конкретным экономическим наукам, изучает вполне определённый срез символической реальности, то есть реальности, которую творит не природа, а человек. Она исследует не потоковую форму движения как таковую, а экономические потоки в хозяйственной системе. У такой искусственной потоковой формы отсутствует собственный источник движения. Её питательной средой является коммерческая деятельность, обладающая уникальными свойствами – подвижностью разделённого пространства и способностью постоянно обновлять и усложнять своё содержание.

Реальность, наделённую столь необычными качествами, призвана фиксировать методология логистики в виде особого теоретического подхода. Она (методология) должна выработать теоретические обоснования успешной деятельности по достижению оптимальности именно данной, потоковой формы движения.

Новый теоретический подход обоснования успешности логической деятельности не может не учитывать следующие принципиальные положения.

• Форма организации экономического потока и сам экономический поток в его содержательном состоянии образуют единство в различии (единство многообразного), отношение формы и содержания. Их нельзя отождествлять. Чем насыщеннее содержание, тем в более сложной форме оно нуждается. Формы подвижны, но даже самая развитая из них не всегда способна вместить всё многообразие содержания. В таком случае содержание выражается в нескольких формах.

• Поскольку потоковое движение осуществляется в различных формах, то концентрация внимания на форме в ущерб содержанию имеет явные отрицательные последствия. Увлечение формой организации экономических потоков искусственно отрывает логистику от её материальной и теоретической основы.

Итак, потоковое движение объективно различается формами организации. Различие форм и видов материальных потоков образует второй ряд уровневого порядка. Во взаимосвязи форм проявляется противоречие низших и высших уровней как различие между простым и сложным.

Мы уже отметили, что питательной средой экономических потоков является способность коммерческой деятельности обновлять и усложнять своё содержание. Ныне пространство коммерческой деятельности вмещает три её обособившихся вида: собственно коммерцию, маркетинг и логистику. Теория маркетинга и теория логистики выделились из учения о торговле и развиваются как отдельные науки. Однако наука о торговле (коммерции) остаётся для маркетинга и логистики базовой, основополагающей. Все три вида деятельности имеют общее исходное основание, они взаимопереплетены, соотносятся как различие внутри формы, и между ними возможен взаимопереход. Экономические потоки в равной степени зависят от успешности коммерческой, логистической и маркетинговой деятельности. Отнесение тех или иных операций к коммерции, логистике или маркетингу часто допустимо лишь с учётом того, какое содержание в данном процессе преобладает.

Различия внутри формы образуют третий ряд уровневого порядка. Подготовка коммерсантов, маркетологов и логистов по направлению «Коммерция», ныне переименованному в направление «Торговое дело», соответствует реальности, которая сложилась в сфере товарного обращения. Она позволяет обеспечивать не только высокий профессиональный уровень, но и мобильность специалистов: каждый из них может выполнять смежные функции.

Концепция уровней применима и для определения степени зрелости самого логического знания. В методе научного познания объективной реальности предусмотрены два уровня – эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания предполагает развитие научного исследования от явления к сущности первого порядка. Явленное, то есть доступное обнаружению нашими органами чувств, предстаёт, как правило, в искажённом виде. Сущность первого порядка – явление, освобождённое от случайного и временного. Теоретический уровень научного познания – это процесс дальнейшего исследования познаваемого явления от сущности первого порядка (то есть предмета изучения, очищенного от случайного) к сущностям более высокого порядка.

Принципиально важно учитывать степень научного обобщения, которая необходима для соответствующего уровня познания. На эмпирическом уровне познание завершается выработкой эмпирического закона как сущности первого порядка. На теоретическом уровне научного познания обобщение системы выявленных эмпирических законов доводят до выработки гипотезы, которая, будучи логически доказанной и эмпирически проверенной, превращается в новую теорию – систему категорий, принципов и законов, объясняющую всю исследуемую область реальности. Отметим очевидное – логистике такой уровень научной абстрактности пока не доступен. Точность экономического знания измеряется степенью конкретности его понятий и категорий. В логистике отсутствуют устоявшиеся определения даже основных понятий. Их «нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе»[2].

Чтобы соотношение уровней познания стало более наглядным, необходимо помнить: закон и сущность – понятия однопорядковые, одностепенные и выражают углубленное познание реальности. Явление содержит сущность и ещё нечто и во всей своей совокупности не может быть выражено через закон. В эмпирическом законе представлена конкретизированная, доведённая до соответствующей степени абстракции и обнаруженная в процессе познания данного явления его существенная, причинно-обусловленная связь. Но в нём нет места для всего остального многообразия, образующего содержание явления; последнее может быть выражено через категории, которые высвечивают с разных сторон сущность, схваченную в законе.

Закон и категории в совокупности дают более полное представление о цельности и тотальности данного явления. Из этого следует, что новое научное направление, уже сумевшее выделиться, «засветиться», может так и не превратиться в самостоятельную науку. Превращение накопленного знания в новое качество (науку) произойдёт лишь в случае, если оно достигло такого состояния, что способно доводить свои теоретические обобщения до уровня законов и категорий.

Видимо, судить об истинном состоянии, которого достигла наука логистика, и её действительном теоретическом потенциале следует исходя из достигнутых ею уровней познания, включённых в методологию науки, по степени освоения ею данных уровней. При этом следует учитывать, что понимается под наукой.

По определению И. Канта, наукой называется «всякое учение, если оно система, то есть некая совокупность познания, упорядоченная сообразно принципам»[3]. Исходя из данной методологической посылки научному направлению «логистика», чтобы превратиться в фундаментальную науку, предстоит сложиться во внутренне упорядоченную совокупность познания.

Теперь, суммируя вышесказанное, попытаемся понять и суть требований к будущей научной теории логистики. Она должна представлять собой систему законов, категорий и принципов, объясняющих природу поточной формы движения экономической материи. В неё органически включаются законы философии, общей экономической теории и законы, категории и принципы, которые выявлены и доведены до соответствующего уровня обобщения самой логистикой.

Любое знание выражается и фиксируется в языке. Каждая наука стремится создавать и свой язык, позволяющий максимально полно передавать информацию. Однако при этом не всегда учитываются закономерности и возможности познания, а также законы самого языка и его роль в мышлении. У человека имеется врождённая способность только к родному языку – некий механизм, позволяющий ещё в раннем детском возрасте овладеть первым языком. Человеческий язык обладает уникальным свойством использовать рекурсивные, или символические, правила: кодировать бесконечное количество сообщений, построенных определённым алгоритмом, которые вырабатываются в нашем мозге в виде «виртуального учебника» первого языка. Генетики обнаружили ген, определяющий способности к языку, но он действует лишь краткое время – примерно до трёхлетнего возраста. После этого на освоение второго языка могут потребоваться многие годы напряжённой учёбы. Человек обладает и другим уникальным свойством – так называемой выносной памятью, то есть способностью вынести накопленные знания за пределы индивидуального мозга. Выносная память образует поле научного познания.

Теория познания учитывает двойственную природу человека, которому доступны разные способы восприятия реальности. Человек познаёт мир природы прежде всего через свои органы чувств. Уникальные свойства родного языка воздействуют на способности мышления, которое является другим способом познания человеком мира. Новое знание, выраженное на родном языке, помимо мысли возбуждает и чувственное восприятие. Это свойство родного языка с давних времён используют служители разных религий: усвоение религиозных догм нуждается в сильной эмоциональной поддержке. По-своему подошли к пониманию проблемы языка и некоторые предприниматели: ещё несколько лет назад на отечественные товары крепили иностранные марки, а теперь, наоборот, товары, произведённые по иностранным технологиям, сопровождают русскими названиями, вызывающими у покупателя ответное положительное чувство.

К сожалению, учебная литература по логистике перегружена заимствованными терминами, часто бессодержательными, что усложняет усвоение логистических знаний. Можно подумать, что авторы учебников сознательно прибегают к тайному языку, чтобы скрыть смысл информации от обучающихся. Но это уже из другой области.

Слово «логистика» в переводе с греческого означает «искусство вычислять и рассуждать». Нужда точно вычислять и рассуждать рационально прежде возникает в торговом и военном деле.

Военная логистика. Термин «логистика» закрепился вначале в военной литературе, а в экономической его стали использовать сравнительно недавно. В словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона[4] термин «логистика» означает искусство управления перемещением войск и организации их тылового обеспечения. В области военной логистики известны труды военного теоретика А. Джомини (1779–1869), который одно время состоял на русской военной службе в чине генерала русской армии. В военной науке он отводил логистике одну из ключевых ролей: она решает широкий круг сложных вопросов военного дела, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации и др.

Наряду с тактикой, стратегией и разведкой логистика рассматривается как один из основных элементов военной науки. Некоторые военные писатели под термином «логистика» понимали «всю техническую часть стратегии». При подготовке к военным действиям создаются стратегические запасы, а в ходе войны для снабжения войск требуются поставки больших масс материальных грузов, и такое обеспечение должно быть непрерывным. Уместно отметить, что военная логистика задействует широкий спектр отношений, которые характерны для народного хозяйства в целом и служат предметом изучения для других видов логистики: денежные и неденежные рычаги, коммерческие сделки и прямые поставки. Умело организованный тыл нередко являлся решающим условием успешных военных действий.

В отечественной литературе термин «логистика» применяется со второй половины ХХ в., поэтому опыт организации военных стратегических действий и тылового обеспечения не обозначен как логистика. Он в большей степени представлен в военной литературе. Опыт этот уникальный, но простому читателю неизвестный. Его нужно изучать с той целью, чтобы определить действие общих законов логистики, которые распространяются и на сферу экономической логистики.

По свидетельству историков, умело проведённые логистические операции сыграли видную роль в обеспечении успешных действий войск в Полтавском сражении 1709 г. В боевых действиях тогда были опробованы новые полевые укрепления, проверены способы материально-технического обеспечения армии и флота. Искусство управления перемещением войск и управления тылом демонстрирует вся история российских вооружённых сил, которая начинается с зарождения регулярной армии и военно-морского флота. Полководец А. Суворов руководил созданием оборонительных рубежей на Кубани, в Крыму и Финляндии. М. Кутузов в Отечественной войне 1812 г. успешно применял искусство управления войсками.

В Воинском уставе, утверждённом Петром I в 1716 г., в законодательном порядке сформулированы задачи и назначение тылового обеспечения армии. Тыл вооруженных сил – это силы и средства, предназначенные для материально-технического обеспечения войск. «Впрочем, перъвое главное дело есть, егда Генералиссимус войну предприять хощет, то надлежит иметь попечение военному совету, дабы в пропитании и содержании войска, чрез устроенные порядочные магазейны в способных местах, и во всем такое учреждение учинить, дабы войско не токмо благовремянно во всех потребностях удовольствовать, но дабы оное, елико возможно, достаточно было (и чтоб все войска охотны к службе были) и причины в плохой службе не имели» (глава 9 Устава).