Предплакатные жанры рекламы (гравюра, летучие листки, афиши)
Настенная живопись – это творческий предшественник будущих плакатных форм рекламы (рисунки на стенах с различными призывами). Другим источником будущих плакатных форм рекламы является средневековая гравюра. Первая точно датированная гравюра относится к 1423 году. Однако последние находки отодвигают эту дату к началу XIII века.
Гравюра – это получение оттиска различными способами с предварительно приготовленной матрицы или пластины. Рельефный рисунок может быть нанесен на деревянную доску (ксилография), а также пластину из меди или другого металла. Расцвет «гравюрной» коммуникации происходит в XV – XVI веках: в Италии – на пике Возрождения, в Германии – на пике Реформации. Подешевевшая с XIV века бумага позволяет свободнее тиражировать ксилографические оттиски, распространять их более широко. Например, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах используют уже не только деревянные, но и металлические доски для базового изображения.
Все большую смысловую нагрузку в гравюре играл текст: слово играло ведущую роль, а изображение – роль рекламирующую, доносящую до любого неграмотного зрителя идею. Вырезанный граверным способом текст был непосредственным предвестником типографского способа тиражирования. До него оставался один шаг: разделение целиком вырезанных фраз на отдельные литеры и возможность их комбинировать желаемым образом. Исполненные граверным способом информационные летучие листки предваряли пору печатной рекламы.
В XV – XVI вв. на территории Западной Европы продолжают
лидировать устные формы рекламирования. Рыцарство переживает пору заката, однако герольды еще стараются созывать желающих на красочные турниры, которые прекращаются к концу XVI в.
Ведущие черты Позднего Средневековья:
– распространяются летучие листки и рукописные газеты;
– продолжает развиваться фирменный стиль у цеховиков (знак, клеймо, герб, знамя);
– на ярмарках продаются предметы роскоши, повседневные товары производятся внутри феодального хозяйства.
– используются символьные и текстовые вывески с фирменными названиями.
Основная особенность культуры позднего Средневековья – ее чрезмерно визуальный характер22. Одной из форм проявления такой «чрезмерной визуальности» стали красочные живописные вывески, вслед за античной вывеской (все уже рассмотренные ранее виды вывесок мы можем видеть и в Средние века).
В XIV – XV вв. активно распространяется si quis (лат. «если кто») – жанр письменной рекламы (появляется в Лондоне). Это написанные от руки краткие объявления, которые начинались со слов «если кто». Данные рукописные объявления создавались писцами по заказу людей различного звания на недавно вошедшей в оборот (с XIV века) относительно подешевевшей бумаге. Такие записки наклеивались везде, на стенах церквей и соборов расклеивать их запрещалось.
Афиша. На стенах домов, помимо si quis, начинают наклеиваться афиши. Афиши представляли собой развернутые словесные тексты, нередко сопровождавшиеся гравированными украшениями в виде рамок, виньеток и символических изображений. Такую форму использовали бродячие актерские труппы, сопровождая их громогласными шествиями по улицам. Борьба городских властей с чрезмерным рекламным шумом сократила возможности подобных процессий. «Доморощенные», не вполне грамотные афиши можно было увидеть на постоялых дворах и почтовых станциях — poster (англ. post – почта). Усиливался спрос на грамотных, образованных людей, рукописные книги. Свидетельством этого является рукописный каталог имеющихся в продаже манускриптов, относящийся к 1447 году. Выросший спрос на письменную продукцию различных жанров: книги, памфлеты, листовки, афиши – явился главным стимулом изобретения печатного способа их тиражирования и становления нового этапа рекламной деятельности.
Поворот в тиражировании информации. Изобретение печатного станка с подвижными, сменными литерами в 1440-х гг. немецким дворянином Иоганном Гуттенбергом (1397/1400—1468) оказало огромное влияние на развитие западноевропейской цивилизации (хотя в Китае наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма был известен с XI в. и взрывного действия на социум не произвел). К началу XV века потребность в массовом распространении информации уже не удовлетворялась только устными и изобразительными видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории (центры переписки книг) не справлялись с обилием заказов, гравированные летучие листки не успевали вобрать в себя актуальные тексты, предназначенные для широкой аудитории.
Благодаря возможностям печатного станка, в период Позднего Средневековья появляются новые формы рекламы (печатные):
– листовки, летучие листки
– афиши
– каталоги манускриптов
– газетное объявление.
Появление типографий. Типографии создаются в Страсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Базеле, Париже. В начале XVI века работали 200 типографий в 69 городах. Этот процесс, справедливо названный культурологами третьей информационной революцией, имел серьезные последствия для развития рекламной деятельности: появление журналистики, сформировавшейся в первом десятилетии XVII века и бурное развитие рекламы в прессе на протяжении XVII – XVIII веков.
Печатный летучий листок становится излюбленным жанром коммерческой и политической рекламы. Чаще всего это был отрезок бумаги размером 15х23 см, с выделенным крупным шрифтом началом первой строки, заменявшим заголовок. Текст зачастую окантовывала гравированная рамка, иногда включалась графическая иллюстрация.
Тематика летучих листков:
– книжные новинки,
– наборы оперативных и кратких известий,
– объявления религиозного характера.
Таким образом, издательское дело уже в первые годы своего существования само начало потреблять рекламные услуги. Типографии обычно печатали два жанра рекламных объявлений: летучие листки и афиши. Порой эти варианты различались между собой лишь расположением текста (на одной или на двух сторонах листа) и способом распространения. С точки зрения формата, шрифта, иллюстративных деталей афиша и летучий листок XVI – XVII веков нередко выглядели одинаково. Первая наклеивалась на стены, второй распространялся «из рук в руки», а также через кофейни и клубы. Одна из первых известных издательских рекламных афиш принадлежит англичанину Уильяму Кекстону23. Цель – распространить напечатанные им же молитвенники, в 1477 году рекламное объявление было наклеено им на дверях церкви, на здании гостиницы, у входа в университет. Оно представляло собой листок небольшого формата (136х76 мм), на котором рекламное объявление завершается предупреждением: «Просьба не срывать!». Считается, что он также напечатал первое рекламное объявление в книге пасхальных правил.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. подробнее: Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. 3-е изд. доп., – М.: ЮНИТИ, 2012; Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. – М., 1994.
2
См.: О'Гуинн Томас С., Ален Крис Т. Семеник Дж. Р. Реклама и продвижение бренда. СПб.: Нева, 2004.
3
Там же.
4
См. Музыкант В. Л. Реклама в действии: история, аудитория, приемы. М.: Эксмо, 2006. С. 11.
5
Искусство Древнего мира // Всеобщая история искусств. – М., 1956. Т.1. С. 74.
6
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990. С.87.
7
Стингл М. Индейцы без томагавков. – М., 1984. С. 249.
8
Музыкант В. Л. Реклама в действии: история, аудитория, приемы. М.: Эксмо, 2006. С. 13.
9
Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2003. С. 52.
10
Раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья.
11
Большинство учёных считают 476 год началом Средневековья, когда в ходе очередной междоусобной войны полководец Одоакр захватил Рим, а 16-летний последний римский император Ромул Август был свергнут.
12
Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2003.
13
Ромат Е. В. Реклама. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.
14
Регистры ремесел и торговли города Парижа // Средние века, в. 10—11, М., 1957—58.
15
Бартоло да Сассоферрато (1313/1314—1357) – итальянский юрист; глава целой школы толкователей римского права. Автор трактата «О знаках и гербах». Трактат Бартоло является ценным трудом, который описывает основные принципы европейской средневековой геральдики, имеющие свой порядок.
16
Сассоферрато Б. О знаках и гербах. Средние века. Вып. 52. М., 1989.
17
Классификация В. В. Ученовой, Н. В. Старых.
18
См. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990.
19
Там же.
20
Сванидзе А. А. Ярмарки / Советская историческая энциклопедия. Т. 16. М.: Советская энциклопедия, 1976. С. 979—980.
21
Сиенское Палио (известное в Италии как Il Palio) – это традиционные скачки, проходящие дважды в год: 2 июля и 16 августа в Сиене. Из 17 имеющихся в Сиене контрад в состязании 2 июля участвуют 10, а 16 августа – остальные 7. Каждая контрада имеет свой герб и традиционные цвета, в которые одевается представляющий её всадник. Самые ранние из известных предшественников скачек проходили в средние века. Каждая сиенская контрада носит имя животного или какого-то объекта, и у каждой имеется богатая история, геральдика и мифология.
22
См. Хейзинга Й. Осень Средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. 7-е изд., СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016.
23
Уильям Кекстон (ок. 1422—1491) – английский первопечатник. В 1470-х годах он основал первую типографию в Лондоне неподалёку от Вестминстерского аббатства.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги