Умение – это совокупность навыков полученных в начальной стадии овладения профессией, успешное освоение навыков и профессиональных приёмов и уверенное их применение в производственных процессах.
Мастерство – это навыки, перешедшие в конкретное умение, умение, достигшее предельных профессиональных возможностей на данном этапе общественного производства.
Искусство – это мастерство, доведённое до совершенства в своей профессиональной деятельности обратившееся к творчеству. Художественному ли, социальному ли, техническому ли, или производственному. То есть искусство это мастерство, доведённое до профессионального совершенства и помноженное на воплощённую творческую фантазию.
В те далёкие времена, когда некий человек бросил первое зерно в ещё влажную от весенних ливней землю он, конечно же, не мог и представить себе, что положил начало процессу, который мы называем историческим. Впрочем, об историчности своих деяний, он вовсе не задумывался. Мысль его была направлена лишь на одно – посеять, вырастить, сжать, обмолотить и отвезти собранный урожай в зернохранилище. Стало быть, думы его были наполнены лишь одним. Тем, что мы называем процессом производства конкретного продукта. И, в связи с этим, мы с полным правом можем утверждать, что процесс производства конкретного продукта, есть осознанная, сознательная и целенаправленная трудовая деятельность. Конечный и результативный итог этой деятельности, жизненно необходимый продукт произведённый человеком.
В природе, трудовой деятельностью занято всё живое. Птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, добывают насекомых, чтобы прокормить своё прожорливое потомство. Пчёлы преодолевают десятки километров в поисках нектара, строят соты и откладывают в них яйца, из которых впоследствии родятся сотни новых тружеников. Растительноядные в поисках сочных питательных трав проходят десятки и сотни километров лесов и полей. Стаи рыб в поисках корма бороздят громадные океанские просторы.
Не избежал подобной участи и человек. Первоначально его трудовая деятельность ограничивалась лишь поиском и добычей пищи. Это была эпоха стадного человеческого существования. Благодаря своей всеядности, то есть растительноядности и плотоядности, наш предок везде и всюду находил себе пищу. Только не ленись, передвигайся и будешь вознаграждён.
Но шли тысячелетия, сотни тысячелетий, миллионы лет и вместе с движением времени изменялся климат на земле. Исчезли многие растения, плоды которых годились в пищу человеку, исчезали животные составляющие повседневное меню древнего человека. Круг пригодных в пищу продуктов неумолимо сужался словно шагреневая кожа. К тому же численность первобытного человеческого стада постоянно увеличивалась, а это, в свою очередь, требовало всё большего и большего количества продуктов, годных в пищу. Таким образом, первоначальная трудовая деятельность, связанная с постоянным перемещением в поисках и добыче пищи, перерождалась в некие новые формы.
К примеру, некое стадо перволюдей привязавшись к стаду мамонтов, всюду сопровождало его. Время от времени, по мере необходимости, всяческими запугивающими манёврами и действиями, от стада отгоняли зазевавшегося мамонта и забивали его копьями и камнями. Или гнали к обрыву, осыпая тучей стрел. А, что делать? Ведь человеку всегда кушать хочется.
Другое человеческое стадо, оседло обитая на берегу реки или озера, занималось ловлей рыбы. Там же, на берегу, вполне могли произрастать и дикие, но годные в пищу злаки. К воде приходили измученные жаждой животные и попадали в силки, ловушки и в руки хитромудрых мужей.
Уже отсюда мы видим, что человек помимо собственного желания был вынужден к трудовой производственной деятельности. Пусть неосознанной, но сознательной и целенаправленной. И то сказать: голод не тётка, всех трудиться заставит. Осознанная трудовая деятельность началась тогда, когда первобытный человек сказал себе: «хватит ждать милостей от природы, их у неё надо брать собственными руками». И засучив рукава, принялся за разумное, доброе, вечное. То есть, взялся производительно трудиться.
Но, прежде чем родилась сознательная и целенаправленная трудовая деятельность, пришло осознание необходимости воспроизводства продуктов самой природой. Родилась философия плодоношения, а вслед за ней и философия оплодотворения, которая могла появиться на свет только после длительных наблюдений за состоянием окружающего мира. Из этого состояния, человек вычленил одно очень важное событие – наследственность, в её биологическом смысле.
Человек чётко установил, что яблоко от яблоньки недалеко падает. А где яблоко упало, там вырастает новая яблонька и на ней созревают новые аппетитные плоды. Где упало пшеничное зерно, там поднимается новый колос, в котором зреют новые зерна. Но, заметить такой миропорядок мог только человек оседлый. Кочевнику не дано было понять этого, ввиду его чрезмерной охоты к перемене мест.
Из года в год, наблюдая за периодически повторяющимися явлениями плодородия, наш предок понял, что с пользой для себя может вмешаться в этот природный производительный процесс, с целью производства гораздо большей массы, так необходимого ему продукта. Конечно, в самом продукте его привлекли, прежде всего, его питательные и вкусовые качества. И в самом деле, ведь не стал же человек культивировать чертополох. Нет, его внимание привлекла, прежде всего, пшеница. Стало быть, он вычленил из массы полезной и бесполезной для него растительности именно те виды злаковых, которые лично ему принесли несомненную пользу. А с чертополохом, он поступал как с врагом народа, согласно известной поговорке: «дурную траву с поля вон».
Как видим, полезный злак человек стал культивировать, а сорный уничтожать. Именно это разделение на «нужный» и «не нужный» и есть конкретное осознание полезности и жизненной необходимости продукта одного и никчемности, а порой и вредности другого. Отсюда и выбор в пользу необходимого.
Взявшись культивировать жизненно необходимый ему злак, человек заранее. В общих чертах, представлял себе весь процесс воспроизводства этого продукта, так как прежде уже осознал его. А осознав, со знанием дела приступил к целенаправленной производительной деятельности ориентированной на производство конкретного необходимого продукта. В нашем случае, пшеницы.
Обитая у самого края поля дикорастущей пшеницы, собирая её спелые зёрна, наш первопредок не мог не заметить, что при сборе часть зёрен высыпается из колосьев и падает на землю. И там, где по осени на землю упало зерно, ранним летом поднимается колос, в котором осенью, созревают новые зёрна.
К сожалению, а может и к счастью, участки, на которых произрастала дикая пшеница, были, видимо, невелики по своим размерам, а нужда в пшенице росла в соответствии с ростом числа членов племени. Необходимо возникал вопрос: «А, что если посеять зерна пшеницы и на других близко расположенных и пригодных к этому участках пустующего поля»? Сказано – сделано. И, недолго раздумывая, человек однажды так и поступил. Он набрал зёрен и рассеял их на пустующие земли, расширив тем самым ареал произрастания полезного злака. Но, вот беда. Птицы склевали большую часть брошенных в землю зёрен. И, всё – таки, небольшая часть зёрен случайно закатившихся в укромные местечки, сохранились. И летом дали таки полновесный колос. Опыт удался. И был повторен. И опять большая часть зёрен была уничтожена прожорливыми пернатыми. Так повторялось многократно, до тех пор, пока Архисеятель не понял, что необходимо придумать нечто такое, что гарантировало бы сохранность всех посеянных зёрен.
Вновь пришлось обдумывать и анализировать сложившуюся ситуацию. При этом необходимо было восстановить в деталях весь процесс рассеяния зёрен на новых участках. Вычленить из общего процесса слабые звенья, рассмотреть их под разным углом зрения, найти объяснения недоработкам и прийти к определённым выводам, которыми придётся руководствоваться в дальнейшей работе по производству такого жизненно необходимого продукта, как пшеница. Ответ был найден. И он настоятельно требовал соблюдения лишь одного условия. При севе пшеницы, зерно должно было быть схоронено в землю. Это гарантирует его сохранность. В противном случае оно будет съедено птицами и полевыми грызунами.
Гениальная разгадка не могла быть мимолётным капризом природы, но стала результатом холодного расчёта и трезвого поступка. Теперь Архисеятель был уверен, что сберечь все посеянные зерна он сможет лишь в том случае, если их все до одного попрячет в землю при севе.
И вот однажды, тёплым весенним утром вышел наш Архисеятель в поле, ступил своей босой ногой на ещё влажную от весенних ливней, землю и, отвесив ей низкий поклон, стал сеять. А, мы досточтимые кроты, давайте возьмём в свои руки счёты и посчитаем, сколько зёрен он успеет посеять за две недели, отпущенные ему природой на посевную кампанию.
Архисеятель для себя решил сразу, что будет работать ежедневно по 16 часов, остальные 8 часов в сутки он будет спать, набираясь сил для следующего трудового дня. Конечно же, Архисеятель прекрасно при этом понимал, что ему будет архи тяжко в течение этих двух трудовых недель. Но он решил, что преодолеет все трудности.
Итак. Архисеятель приступил к работе. А мы, в дополнение к счётам в левой руке, в правую возьмём секундомер и засечём, какое количество времени понадобиться Архисеятелю на то, чтобы засеять зерном один квадратный метр поля. При этом, мы обязаны помнить, что Архисеятелю при севе необходимо осуществить последовательно три операции. Первая – проделать отверстие во влажной почве, второе – положить в лунку зерно пшеницы, третье – замазать лунку землёй.
Кроме того, мы обязаны учесть, что земледелец зёрна будет сеять квадратно гнездовым способом, 10 х 10 см. Таким образом, на одном квадратном метре поля, будет высажено:
1 зерно через каждые 10 см., значит
10 зёрен х 10зёрен = 100зёрен
Получается, что на 1 кв. метре поля Архисеятель формирует 10 рядков, в каждом из которых посеяно 10 зёрен на расстоянии 10 сантиметров друг от друга.
Наш секундомер показывает, что за 30 секунд Архисеятель успевает высадить лишь 10 зёрен, то есть 1 рядок, выполняя при этом три технологические операции – отверстие, зерно, заделка отверстия. Стало быть, 1 кв. метр площади посевного поля, он засеет за,
30сек Х 10рядков = 300сек.: 60сек. = 5 минут,
где – 30 сек, время необходимое на сев одного рядка
10рядков – количество рядков на 1 метр длины поля.
Исходя из этих данных, мы можем вычислить скорость, с которой передвигался по полю Архисеятель во время сева.
1 метр длины поля Архисеятель проходит за пять минут, значит за один час он пройдёт,
60мин.: 5мин х 1метр = 12 метров/ час.
Стало быть, скорость передвижения земледельца во время сева равнялась 12 метров за один час. Значит, ежедневно за 16 часов архи тяжкого труда Архисеятель преодолевал расстояние равное,
16 часов х 12метров/ час = 192 метрам.
Но мы помним, что наш землепашец в течение весенней посевной кампании трудится две недели, или 14 рабочих дней. И тогда общий путь пройденный Архисеятелем за 14 рабочих дней составит,
192метра/день х 14 раб. дней = 2688 метров.
Такова будет длина участки поля при его ширине равной 1 метру, который засеет пшеницей Архисеятель. Отсюда площадь посева будет равна 2688 квадратных метров.
Если эту площадь выразить в гектарах, а один гектар равен 100 метров х 100 метров = 10000 квадратных метров, то площадь засеянная Архисеятелем будет равна,
2688 кв. м: 10000 кв. м = 0,2688 гектаров (га)
Подведём итоги:
– Сев продолжался 14 дней, по 16 часов ежедневно.
– Архисеятель двигался по полю со скоростью 12 км/час.
– Путь, пройденный Архисеятелем за 14 дней, при
ежедневной 16 часовой работе, равен 2688 метров.
– Площадь, засеянная Архисеятелем равна 0,2600 га.
Мы помним, что на 1 кв. м площади Архисеятель высаживал 100 зёрен, значит на площади равной 0,2688 га, что равно2688 кв. м, он высадил,
2688кв. м х 100 зёрен = 268800 зёрен.
Если мы согласимся, для удобства расчётов. Принять вес 1 зёрнышка пшеницы равным 1 грамму, то, значит, Архисеятель посадил:
268800 зёрен х 1 грамм = 268800 грамм пшеницы,
или, что равно 268 килограммам 800 грамм пшеницы.
Сорт пшеницы, которую высадил Архисеятель, называется «первобытный». И в 1 колосе этого сорта созревает 5 зёрен. Всего 5 зёрен и не зёрнышком меньше, и ни зёрнышком больше. Таким образом, при условии, что Архисеятель сохранил все взошедшие колоски, а осенью без потерь собрал урожай на все 100%, то, значит, он собрал,
268800 зёрен х 5 зёрен = 1344000 зёрен.
Памятуя о том, что 1 зерно пшеницы весит 1 грамм, урожай пшеницы собранный Архисеятелем оказался равен,
1344000 зёрен х 1 грамм = 1344000 грамма, или, что
равно 1 тонне 344 килограммам пшеницы.
Таким оказался урожай собранный осенью нашим Архисеятелем. Ко всему сказанному надо добавить лишь, Архисеятелю собравшему столь богатый урожай пшеницы – пятизернянки, необходимо приложить значительные усилия, чтобы сохранить собранное богатство.
Теперь нам необходимо разобраться в том, как и каким образом Архисеяиель израсходует выращенный им урожай пшеницы. И, для того, чтобы это понять, нам придётся наиболее полно учесть некоторые обстоятельства, а, главное, придётся обратиться к справочникам.
Перво – наперво, мы должны вспомнить, что труд земледельца, по своей физической тяжести относится к одному из наиболее тяжёлых видов труда и потому, приравнивается по интенсивности к труду землекопа, лесоруба и так далее.
В тяжёлом режиме наш Архисеятель работал 14 дней весной, во время сева, вспашки, боронования и 14 дней осенью во время уборкм пшеницы. Всего «тяжёлых» дней за земледельческий сезон получится,
14 дней +14 дней = 28 дней.
Согласно астрономическому календарю в северных районах нашей планеты, земледельческий сезон равен 153 дням, которые благоприятствуют посеву, созреванию и уборке зерновых. Из этих 153 дней, 28 дней Архисеятель работает в «тяжёлом» режиме, а остальные,
153 дня – 28 дней = 125 дней,
Архисеятель в нормальном режиме, поскольку труд его в эти 125 дней ограничивается лишь охраной пшеничного поля от потравы его дикими копытными животными и мамонтами.
Всего в «нормальном» астрономическом году 365 дней, из которых 153 дня Архисеятель трудится на своём участке, а оставшиеся незанятыми работой 212 дней у него расходуется на праздный образ жизни, если Архисеятель не участвует в облавах на мамонтов.
Таким образом, все наши умствования по поводу режима труда и отдыха земледельца предпринимаются только для того, чтобы выяснить, какое количество пшеницы в день, Архисеятель будет употреблять в пищу, чтобы компенсировать те потери собственной биофизической энергии, которую он расходует на производство той же самой пшеницы. И хотя пшеницу производит природа, тем не менее, Архисеятель своим активным участием способствует, а точнее создаёт более благоприятные условия её природного производства. Ведь сев зёрен в землю уже есть гарантия сохранения все массы высаженных в землю зёрен, а охрана поля от потравы, есть, в свою очередь, гарантия, что все колоски, которые взошли, останутся целы и дадут урожай. Стало быть, труд Архисеятеля хоть и косвенно, но создаёт благоприятные условия для производства пшеницы природой. Но, извините, всякий труд требует энергетических затрат организма труженика, а земледельческий труд требует таких затрат вдвойне. Потому то мы и пытаемся выяснить, какое количество собственной биофизической энергии на производство пшеницы расходует Архисеятель и как он восстанавливает её, принимая в пищу пшеницу.
Чтобы найти точку отправления, обратимся к книге В.И.Воробьёва, которая называется «Организация диетотерапии в лечебно – профилактических учреждениях», изданной в 1983 году, в издательстве «Медицина», в г. Москве.
В этой книге на странице 69 говорится: «В идеальном случае суточный набор продуктов питания должен удовлетворять потребность организма в каждом отдельном химическом компоненте, равной величине стандартного рациона. Эта потребность в химических веществах пищи строго зависит от калорийности. Причём энергетическую ценность рациона 2800 килокалорий для человека массой 70 килограмм 100 ЕСР /единица стандартного рациона/.»
Вот мы и примем за правило, что идеальный вес нашего Архисеятеля равен 70 килограммам, и ему, соответственно, ежесуточно требуется 2800 ккал энергетически ценной пищи. Это значит, что если даже Архисеятель будет просто лежать на печи и считать на потолке мух, ему всё равно ежедневно надо будет поглощать 2800 ккал энергетически ценной пищи. А таких, «праздных» дней в году у Архисеятеля, как мы знаем, 212. Значит за эти 212 «праздных» дней он «проглотит» с пищей,
212 дней х 2800ккал/сутки = 593600 ккал.
Из 153 дней земледельческого сезона, работа на вспашке, севе, и уборке, Архисеятель, 28 дней занят тяжёлым физическим трудом. В эти 28 дней его труд сопоставим лишь с трудом лесоруба, землекопа или шахтёра.
На странице 67, этого же справочника, есть таблица №6, в которой обозначено, что расход энергии на 1 кг. нормальной массы тела в сутки, при работе по тяжести равной работе землекопа, составляет 55 ккал. Наш Архисеятель, и мы это помним, весит 70 килограмм. Значит за сутки при тяжёлых условиях труда, он расходует собственной биофизической энергии,
70кг. х 55ккал/кг = 3850 ккал в сутки.
За 28 рабочих дней он расходует,
3850ккал/сутки х 28 раб. дней = 107800 ккал/период
За, (153 раб. дня – 28 раб. дней) = 125 раб. дней, он израсходует собственной энергии,
125 р. дн. х 2800 ккал = 350000 ккал за период,
где, 2800ккал – ежесуточные затраты биофизической энергии на
охрану, а точнее на наблюдение за полем.
Таким образом, годовая суммарная потеря энергии на труд и на отдых, составит,
593600ккал +107800ккал +350000ккал =
= 1051400ккал за период/год/.
Эти потери биофизической энергии Архисеятеля должны быть возмещены полноценной калорийной пищей, потреблённой в достаточном количестве. Качество и количество пищи есть главное условие полноценного функционирования живого организма и, в частности, организма человека. В нашем случае такой пищей является свежеиспечённый хлеб.
В той же книге В.И.Воробьёва, на странице 226, в таблице даётся калорийность 100 грамм батона из муки пшеничной 1 сорта. Калорийность 100 грамм составляет 250 ккал. Стало быть, на 1 грамм пшеничной муки приходится 2,5 ккал биоэнергии. Вот эту цифру (2,5ккал на 1 грамм пшеницы), мы и примем за фундаментальную единицу в наших дальнейших расчётах.
Мы хорошо помним, что 1 зерно пшеницы выращиваемой Архисеятелем весит 1 грамм, а это значит, что 1 зерно пшеницы содержит 2,5ккал природной биоэнергии. Запомним это.
В течение года, нашему Архисеятелю так или иначе, но необходимо компенсировать 1051400ккал биофизической энергии затраченной им на труд и на отдых. Зная калорийность одного грамма пшеницы, мы можем вычислить сколько грамм, или килограмм пшеницы, необходимо на питание Архисеятелю в год.
1051400ккал: 2,5 ккал/грамм = 420560 грамм, или
420кг.560грамм.
Итак, расход собранного урожая пшеницы, будет выглядеть следующим образом:
– питание – 420кг.560гр. в год /пшеница/
– пшеница на сев -268кг.800грамм
– остаток -?
За год Архисеятель на питание потратит 420кг.560гр. На новый сев, при условии, что он будет сеять прежним методом «тыка», Архисеятель израсходует 268кг.800грамм пшеницы. Это вытекает из наших предыдущих расчётов.
Весь собранный Архисеятелем урожай пшеницы равен 1344 килограмма. Стало быть, остаток составит:
1344кг. – 420кг.560гр. – 268кг800гр. = 654640 грамм, или
654кг.640грамм.
Вообще – то честно говоря, наш Архисеятель, на следующий год мог бы и не садить пшеницу, так как он собрал урожай, позволяющий ему влачить голодное существование целых три года. Но Архисеятель живёт в первобытном обществе, где общее всё и продукты питания в том числе. Коммунизм называется. Поэтому Архисеятель, помимо собственной воли, вынужден сеять пшеницу ежегодно.
Но, не отвлекаясь на «пустяки» продолжим нашу мысль об урожае и его расходе. То есть, говоря научным языком, его потреблении. А для этого забудем, что Архисеятель коллективист и будем считать его индивидуалистом.
Знай Архисеятель хоть немного экономику, ему уже давно стало бы ясно, что весь собранный урожай разбивается как бы на три части. Из них, первую часть, или долю пшеницы равную 420кг.560 грамм, он употребит себе в пищу, до сбора нового урожая. Вторую часть, равную 268кг.640 грамм, он расходует на новый весенний сев. И треть часть, равную 654кг.640грамм, Архисеятель рставит, так сказать, на прозапас, не забыв конечно хорошо укрыть пшеницу от мышиных зубов, лошадиных челюстей и хобота мамонта. Чтобы сберечь зерно в целости и сохранности ему придётся изготовить из глины амфоры, хорошо обжечь их в огне, засыпать в них зерно, а горловины амфор заткнуть надёжными пробками, которые, в свою очередь, надо будет основательно засмолить. После всех этих предварительных операций, амфоры с драгоценным зерном, он ровными рядами уложит на дно Эгейского моря и, таким образом завершив свой нелёгкий труд и отряхнув ладони скажет: «сие хорошо весьма есть».
И то сказать – ведь не боги горшки обжигают. Удастся ему всё сделать честь по чести, значит, сохранит он остаток урожая полностью. После же сбора следующего урожая, он вновь изготовит нужное количество амфор и вновь наполнит их остатком нового урожая пшеницы. Таким образом. Остаток к остатку, остаток к остатку, глядишь, через несколько лет у Архисеятеля скопится, довольно изрядное количество пшеницы. Ну, а как он поступит с накопленной пшеницей, не нашего ума дело. Меньше будем знать, дольше проживём. А он, пахарь, пусть сам смекает, как ему выкрутиться.
И з того, как расходуется пшеница, Архисеятель сделает определённый вывод и придёт к мысли, что три части на которые разбивается выращенный им урожай пшеницы, есть, по сути, фонды:
– фонд личного потребления
– оборотный фонд – фонд, который постоянно оборачивается, так как эта часть пшеницы, при данных условиях производства, будет оставаться постоянной. То есть, эта часть пшеницы всё время будет расходоваться весной на сев, а осенью закладываться в зернохранилище для будущего сева.
– фонд накопления – остаточная, неизрасходованная часть урожая, к которой год от года будут прибавляться остаточные, неизрасходованные на потребление и оборотный фонд, части последующих урожаев.
Теперь, после наших рассуждений и расчётов, мы видим, что наблюдаемый нами Архисеятель, из года в год, используя технологию сева, нами зовомую методом «тыка» и сорт пшеницы называемой нами «первобытный», стабильно собирает одинаковый, в количественном отношении, урожай. Это значит, что производительные силы, то есть, производительные возможности Архисеятеля, топчутся на одном и том же уровне. Обидно, досадно, ну ладно.
И тем не менее. Что необходимо сделать для того, чтобы повысить производительность труда. Давайте вместе подумаем, а потом подскажем наилучший вариант нашему протеже.
Итак. Представим себе, что Архисеятель профессионализируясь, прошёл все стадии от навыка, через умение – пришёл к мастерству, достигнув поразительных успехов в ремесле земледельца. Все движения его рук, ног, всего тела отточены и экономны. Никаких лишних, то есть, непроизводительных телодвижений, он не совершает. Наоборот, каждое движение продумано, тысячекратно отрепетировано и, потому, экономно. Тем не менее скорость его передвижения по полю во время сева, остаётся прежней, равной 12метров/час и, в конечном итоге, он по прежнему собирает урожай равный 1344 килограммам. Но, зато теперь, Архисеятель во время работы стал утомляться значительно меньше. Невысокая утомляемость, как раз и есть результат его профессионального мастерства, благодаря которому, он совершает ненужных движений во много раз меньше. Каждое движение совершает только свою работу.
Мы говорим, стал меньше утомляться. А что это значит? Прежде всего. Это значит, что Архисеятель ежесуточно стал расходовать собственной биофизической энергии, на производство продукта, не 55ккал на 1 кг нормальной массы своего тела, как при очень тяжёлых условиях труда адекватных труду лесоруба, землекопа и так далее, а, к примеру, 50ккал, как при частично механизированном труде, сравнимом с трудом сталевара, или штукатура. (Смотри, В.И.Воробьёв, «Организация диетотерапии в лечебно – профилактических учреждениях», стр.67, таблица №6).
Таким образом, при экономных движениях, ежесуточные энергетические трудозатраты Архисеятеля, при 70кг. его собственного тела, составят:
50ккал х 70кг. = 3500ккал за период /сутки/.
Как мы помним, прежние ежесуточные энергозатраты Архисеятеля, на производство продукта, равнялись 3850ккал в сутки/период/. Экономия его собственной биофизической энергии на производство продукта, составит: