Нарушенным считается положение п. 32 ПОУПС. Нарушения порядка хранения, установленные п. 34, пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи», помимо того, что являются причинами нарушения п. 32 ПОУПС, являются также и самостоятельными нарушениями оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО.
В соответствии с п. 34 ПОУПС, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи.
Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО является – хранение ПО, при невозможности их вручения адресатам, вне объекта почтовой связи.
В данном случае нарушенным считается непосредственно п. 34 ПОУПС и факт невручения ПО адресату в объекте почтовой связи, в случае его обращения в объекте почтовой связи за получением ПО, на квалификацию не влияет, т.к. хранение ПО вне объекта почтовой связи уже само собой является нарушением требования ПОУПС.
В соответствии с пп. «б» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи», операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи ПО.
Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО является – утрата, хранящегося в объекте почтовой связи ПО.
В данном случае, также, нарушенным считается непосредственно пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи» и факт невручения ПО адресату в объекте почтовой связи, в случае его обращения в объекте почтовой связи за получением ПО, на квалификацию не влияет, т.к. утрата ПО уже само собой является нарушением требования ПОУПС.
Нарушение порядка хранения ПО может заключаться в следующем:
– выдача почтальону в доставку ПО, подлежащего хранению и выдаче только в объекте почтовой связи;
– несвоевременная передача почтальоном в объект почтовой связи ПО, подлежащего доставке (выдаче) по адресу после неудачной попытки его вручения;
– хранение ПО в объекте почтовой связи в месте непредназначенном для хранения;
– утеря ПО в объекте почтовой связи места назначения, либо почтальоном при доставке.
Нарушение порядка хранения, в основном, становится явным, когда адресату, прибывшему в объект почтовой связи и предъявившему первичное или вторичное извещение, почтовый работник не может вручить адресованное ему ПО. Также нарушение имеет место быть в случае обнаружения ПО, подлежащих выдаче на ПО, находящихся где-либо вне объекта почтовой связи, или в объекте почтовой связи вне рабочих мест (не в кладовой) без контроля со стороны работников объекта почтовой связи.
§12.2. Ошибочная выдача в доставку по адресу почтового отправления, подлежащего выдаче на объекте почтовой связи
§12.2.1. Нарушение порядка хранения почтовых отправлений, подлежащих выдаче только на объекте почтовой связи, по причине выдачи данного ПО в доставку по адресу.
По общему правилу, если иное не предусмотрено договором, ПО поступившее на объект почтовой связи и подлежащее вручению на объекте почтовой связи должно хранится на этом же объекте почтовой связи, до того, как оно будет востребовано адресатом, либо возвращено как неврученное. Т.е. такое ПО выдаче в доставку не подлежит.
Например, явным нарушением будет являться ошибочная выдача ПО почтальону в доставку. В случае выдачи данного ПО почтальону в доставку может возникнуть ситуация, когда адресат обратится в объект почтовой связи, но ПО ему не будет выдано т.к. в это время оно находится на руках у почтальона.
Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения почтовых отправлений, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи, является – хранение вне объекта почтовой связи ПО, подлежащего выдаче только на объекте почтовой связи, в связи с выдачей его в доставку, когда доставка этого ПО по адресу не предусмотрена.
Нарушенным является положение п. 34 ПОУПС.
Время правонарушения – время ошибочной выдачи ПО в доставку.
В случае, по причине того, что ПО находилось в доставке, а не в объекте почтовой связи, и оно не было вручено адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением, то также нарушенным будет являться положение п. 32 ПОУПС.
Время правонарушения – время отказа в выдачи ПО адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением.
В случае, если по всем документам ПО не покидало объект почтовой связи, но и не было вручено, возвращено адресату, дослано по иному адресу и местонахождение его не известно (оператор почтовой связи, по запросу суда или должностного лица, проводящего проверку, не может разыскать данное ПО) речь может идти об утрате данного ПО (см. гл. 17). В данном случае нарушенными считаются положения пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи».
§12.2.2. Установление факта ошибочной выдачи в доставку по адресу ПО, подлежащего выдаче только на объекте почтовой связи, и доказывание нарушения ПОУПС.
Поводом для проведения проверки по факту нарушения места хранения ПО, подлежащего выдаче на объекте почтовой связи по причине выдачи его в доставку может являться заявление адресата о невручении ему ПО на объекте почтовой связи.
Первоначально необходимо установить, что ПО подлежало выдаче только на объекте почтовой связи и не подлежало доставке по адресу. Это устанавливается из условий договора, категории и разряда ПО.
Убедившись, что ПО подлежит только выдаче в объекте почтовой связи, устанавливаем по сопроводительным документам, куда оно было отправлено после поступления в объект почтовой связи, на хранение на рабочие места (в кладовую) либо почтальону в доставку.
Перечень документов, в которых фиксируется движение ПО у разных операторов почтовой связи, может быть свой.
Если будет установлено, что ПО было приписано к сопроводительным документам на передачу РПО в доставку на доставочный участок, либо на доставку юридическому лицу, значит вместо того, чтобы хранить в объекте почтовой связи оно было в нарушении порядка хранения передано почтальону в доставку.
В случае если будет установлено, что данное ПО было передано почтальону в доставку и по этой причине не вручено адресату, обратившемуся за его получением на объект почтовой связи, факт нарушения оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения ПО, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи, имеет место быть.
Доказывание нарушения ПОУПС по причине ошибочной выдачи в доставку по адресу ПО ФГУП «Почта России», подлежащего выдаче только на ОПС.
Первоначально необходимо установить куда ПО ФГУП «Почта России» после поступления в объект почтовой связи, было отправлено – на хранение на рабочие места (в кладовую) или почтальону в доставку. Факт выдачи ПО ФГУП «Почта России» в доставку или на рабочие места (в кладовую) определяется следующим образом.
Выдаче на объекте почтовой связи подлежат следующие ПО ФГУП «Почта России» РПО категории обыкновенные, ПО с объявленной ценностью, ПО «До востребования» и др. (см. §8.1). В данном случае мы будем говорить лишь об РПО, т.к. простые ПО, как мы знаем, отследить практически невозможно.
Факт того, что РПО было передано в доставку почтальону свидетельствует операция «Обработка» с атрибутом «Передано почтальону» в сервисе «Отслеживание почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России».
Порядок установления места хранения, поступившего в объект почтовой связи ПО ФГУП «Почта России» идентичен с порядком Установление Фактического места доставки ПО ФГУП «Почта России», который более подробно прописан в §8.2.2.
При поступлении в адресный объект почтовой связи РПО категории обыкновенные и с объявленной ценностью, а также другие РПО, подлежащие выдаче на объекте почтовой связи передаются на рабочие места (в кладовую) под расписку на накладной поименной ф.16 (см. рис. 12.1) и хранятся подобранными по входящим номерам9.
Рис. 12.1. накладной поименной ф.16 на рабочее место по выдаче РПО в ОПС.
В тоже время, поступившие в адресный объект почтовой связи заказные РПО, подлежащие доставке, сортируются по доставочным участкам, поименно приписываются к накладной поименной ф. 16 по номерам ШПИ (ШИ) и передаются почтальону под расписку на накладной поименной ф. 16 (см. рис. 12.2) вместе с извещениями ф. 2210.
Также, при поступлении в адрес одного юридического лица более одного РПО вручение производится по накладной поименной ф. 16 (рис. 12.3). Накладная поименная ф. 16 на доставку РПО юридическому лицу составляется в двух экземплярах, подписывается почтовым работником, оформившим накладную, и проставляется оттиск КПШ11.
Таким образом, установить было ли ПО передано на хранение на рабочие места (кладовую) либо передано почтальону в доставку можно определить по соответствующей поименной накладной ф. 16 к которой было приписано ПО после его поступления на объект почтовой связи:
– накладной поименной ф. 16 на передачу на рабочие места (в кладовую) ОПС;
– накладной поименной ф. 16 на передачу РПО в доставку на доставочный участок;
– накладной поименной ф. 16 на доставку РПО юридическому лицу.
Если будет установлено, что ПО, подлежащее выдаче только в ОПС, было приписано к накладной поименной ф. 16 на передачу РПО в доставку на доставочный участок, либо на доставку РПО юридическому лицу, значит вместо того, чтобы хранить в объекте почтовой связи оно было в нарушении порядка хранения передано почтальону.
Рис. 12.2. Накладная ф. 16 почтальону в доставку: 1 – оттиск КПШ ОПС места выдачи ПО в доставку с датой формирования накладной; 2 – № накладной; 3 – адресный ОПС; 4 – данные почтальона и № доставочного участка; 5 – дата (время) выдачи ПО почтальону в доставку; 6 – вид, категория ПО, извещений, уведомлений; 7 – ШПИ и входящие № ПО; 8 – результаты доставки ПО, уведомлений, почтовых извещений; 9 – оттиск КПШ с датой возвращения неврученных ПО с доставки почтальоном в ОПС.
Рис. 12.3. Накладная ф. 16 на группу ПО подлежащую доставке юридическому лицу: 1,2 – дата доставки ПО (данные ОПС места выдачи ПО в доставку с датой формирования накладной и оттиск КПШ с датой возвращения накладной с доставки); 3 – адресный ОПС; 4 – данные адресата – юридического лица; 5 – № накладной; 6 – вид, категория ПО, 7 – разряд ПО, наличие и категория уведомления; 8 – ШПИ и входящие № ПО.
Пример. В судебном заседании участник судебного заседания Иванов А. А. пояснил, что не смог своевременно предоставить необходимые документы т.к. когда 10.09.2016 он обратился в почтовое отделение письмо ему не было вручено. От судьи в отдел судебных приставов поступило сообщение о проведении проверки по данному факту.
В канцелярии суда было установлено, что Иванову А. А. было направлено РПО «обыкновенное» (не заказное, не отнесенное к разряду судебное) с ШПИ №. Вложение в данное РПО – определение судьи о времени и месте судебного заседания, являющееся судебным извещением. Данное РПО было возвращено в суд по истечению срока хранения.
Из сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России» по № ШПИ установлено, что 10.09.2016 данное РПО поступило в ОПС №432342 и в этот же день совершена операция «Обработка» с атрибутом «Передано почтальону».
Из ОПС №432342 истребованы накладные поименные ф. 16 на РПО, подлежащие выдаче в ОПС и переданные на рабочие места (в кладовую) и накладные поименные ф. 16 на РПО, переданные почтальонам в доставку за 10.09.2016.
При изучении накладных было установлено, что 10.09.2016 РПО с ШПИ № было приписано к накладной ф. 16 от 10.09.2016 № …, к которой приписаны РПО, выдаваемые почтальону в доставку. В накладной имеется подпись почтальона в получении РПО. Также в накладной имеется отметка о неудачной попытке вручения РПО с ШПИ № и об оставлении извещения. Также в ф. 16 указано, что РПО, приписанные к данной накладной доставлялись в период с 13.00 до 17.00 10.09.2016. После возвращения почтальона из доставки РПО было сдано в ОПС, о чем имеется соответствующая запись в накладной ф. 16 должностного лица ОПС принимавшего отчет у почтальона
Из объяснения Иванова И. И. он 10.09.2016 около 14.30 вернувшись с работы обнаружил в почтовом ящике извещение. С этим извещением он сразу же отправился на ОПС для получения ПО. Однако в ОПС, ПО ему не выдали, сказав, что найти его не могут и, чтобы он зашел завтра. На следующий день и в последующие дни он получить ПО не смог т.к. рано утром 11.09.2016 уехал в командировку. Т.е. в момент, когда адресат обратился за получением ПО в ОПС, данное ПО в ОПС отсутствовало т.к. находилось в доставке.
Таким образом, тем, что ПО ошибочно было передано в доставку, адресат по вине оператора почтовой связи был лишен возможности получить ПО.
В данном случае имеет место быть нарушение оператором почтовой связи п.п. 32, 34 ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения почтовых отправлений, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи – является хранение ПО вне объекта почтовой связи в связи с выдачей его в доставку, когда доставка данного ПО по адресу не предусмотрена.
§12.3. Несвоевременное возвращение почтового отправления из доставки после неудачной попытки их вручения
§12.3.1. Нарушение порядка хранения почтовых отправлений, подлежащих доставке по адресу, по причине, несвоевременного возвращения их из доставки после неудачной попытки их вручения.
В соответствии с п. 34 ПОУПС, ПО и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Т.е. по общему правилу, если иное не предусмотрено договором, ПО выданное почтовому работнику в доставку, после неудачной попытки вручения возвращаются им на объект почтовой связи, где это ПО должно хранится до того, как оно будет востребовано адресатом, либо возвращено как неврученное.
Момент, когда почтальон должен вернуть неврученные в ходе доставки ПО в объект почтовой связи для последующего их там хранения, определяется из условий договора, либо из актов оператора почтовой связи, в соответствии с которыми оказывается услуга почтовой связи.
В случае отсутствия в договоре условий относительно момента возвращения ПО на объект почтовой связи, к порядку определения момента возникновения обязанности вернуть неврученное при доставке ПО применимы нормы гражданского законодательства.
В соответствии с п. 34 ПОУПС, ПО и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи.
От сюда следует вывод, что обязанность хранить в объекте почтовой связи, неврученное при доставке ПО, возникает после исполнения обязанности по доставке (вручения) данного ПО.
В соответствии с ч. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Т.е. оператор почтовой связи обязан доставить ПО по адресу до 24 часов Фактического дня доставки.
А обязанность оператора почтовой связи хранить в объекте почтовой связи неврученные при доставке ПО, начинается после исполнения обязанности доставить ПО, т.е. с 00.00 следующего после доставки дня. В этот же день, но с момента начала работы объекта почтовой связи, возникает обязанность вручить данное ПО на объекте почтовой связи в случае обращения адресата за его получением.
В соответствии с ч. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Отсюда следует вывод о том, что обязанность работника почтовой связи вернуть в объект почтовой связи неврученное адресату наступает в день осуществления доставки этого ПО и должна быть исполнена с момента окончания доставки до момента возникновения обязанности по хранению этого ПО в объекте почтовой связи, т.е. до истечения этого дня.
Таким образом, почтовый работник осуществляющий доставку ПО должен в один день не только осуществить доставку, но и вернуть неврученное при доставке ПО в объект почтовой связи.
Тем не менее, договором или актом оператора почтовой связи, в соответствии с которым по договору осуществляется оказание услуги почтовой связи, может быть установлен иной срок возвращения почтовым работником в объект почтовой связи ПО, которое не представилось возможным вручить при доставке, для его последующего там хранения.
Что касается момента возврата в ОПС неврученного ПО ФГУП «Почта России» то он четко определен Порядком приема и вручения РПО и Почтовыми правилами (§20.1). Почтальон ФГУП «Почта России», в соответствии с п.п. 20.13 – 20.15 Порядка приема и вручения РПО и п. 140 Почтовых правил, обязан сдать неврученные ПО по возвращении из доставки в конце этого рабочего дня.
В случае несвоевременного возвращения почтальоном из доставки неврученного ПО может возникнуть ситуация, когда адресат обратится в объект почтовой связи, но ПО ему не будет выдано т.к. в это время оно находится на руках у почтальона.
Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения ПО, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи, является – несвоевременное возвращение почтовым работником, осуществляющим доставку ПО из доставки в объект почтовой связи, после неудачной попытки его вручения и хранение его вне объекта почтовой связи.
Нарушенным является положение п. 34 ПОУПС.
Время правонарушения – время, когда ПО из доставки после неудачной попытки его вручения, должно было быть возвращено в объект почтовой связи работником почтовой связи, осуществлявшим доставку, для дальнейшего хранения ПО в объекте почтовой связи.
В случае, по причине того, что ПО находилось в доставке, а не в объекте почтовой связи, и оно не было вручено адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением, то также нарушенным будет являться положение п. 32 ПОУПС.
Время правонарушения – время отказа в выдаче ПО адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением.
Данное нарушение заключается в том, что почтовый работник после осуществления доставки не возвратил ПО которое не смог вручить при доставке в объект почтовой связи в установленный для этого срок, и может быть выражено в следующем12:
– почтальон возвратился с доставочного участка в объект почтовой связи позже, чем предусмотрено;
– почтальон окончил работу в день доставки и возвратился с доставочного участка в объект почтовой связи в установленный срок, но при этом ПО, которое не удалось вручить при доставке, им в объекте почтовой связи сдано не было.
В случае, если по всем документам ПО было возвращено с доставки в объект почтовой связи своевременно, и в последующем также не было вручено, возвращено адресату, дослано по иному адресу и местонахождение его не известно (оператор почтовой связи, по запросу суда или должностного лица, проводящего проверку, не может разыскать данное ПО) речь может идти об утрате данного ПО (гл. 17). В данном случае нарушенными считаются положения пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи».
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2014 № А46—13884/2014
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее – Управление Роскомнадзора по Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении № от 25.09.2014.
В обоснование заявленного требования Управление Роскомнадзора по Омской области указало на нарушение заинтересованным лицом требований п. 5 раздела XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»; п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией Минсвязи России №108074; ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»; ст. ст. 16, 20, 21 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи»; п.п. 35, 41 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221; ст. ст. 140, 653 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992; п.п. 19.1, 19.5, 19.8, 19.10, 219.11, 20.5, 20.13, 20.14 Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённого приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п; п. 91 Инструкции сельских почтальонов, утверждённой начальником Главного почтового управления Министерства связи СССР 22.06.1977.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства. 25.09.2014 на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Омской области от 20.08.2014 №228-нд в целях выполнения плана проведения проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных подразделений) Управлением Роскомнадзора по Омской области в отношении ФГУП «Почта России» проведена плановая выездная проверка соблюдения заинтересованным лицом обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в объектах почтовой связи. В результате проверки были обнаружены нарушения лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в соответствии с лицензией №108074 в объектах почтовой связи ФГУП «Почта России». Так, в проверенных объектах почтовой связи Исилькульского, Тюкалинского почтамтов УФПС Омской области – филиала ФГУП «Почта России» отчёт сельскими почтальонами осуществляется несвоевременно, не обеспечена сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений; а именно:
– в объектах почтовой связи Солнцевка, Лесной, Новая Шароповка Исилькульского почтамта – Новый Кошкуль, Оглухино, Кабырдак Тюкалинского почтамта отчёт сельскими почтальонами осуществляется несвоевременно. Согласно ст. 140 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 (далее Правила) в конце рабочего дня почтальон предъявляет начальнику (цеха, участка), его заместителю или контролирующему лицу все неврученные отправления. В соответствии с п. 91 Инструкции сельских почтальонов, утверждённой начальником Главного почтового управления Министерства связи СССР 22.06.1977 время отчёта почтальонов (в день выхода в доставку или на следующий день) устанавливается расписанием в зависимости от местных условий. Расписанием установлен рабочий день сельского почтальона 3 (три) раза в неделю. Отчёты сельскими почтальонами сдаются не в конце рабочего дня как требуют Правила и не на следующий день, как указано в инструкции, а на следующий рабочий день почтальона, т.е. через 1—2 дня (письмо УФПС Омской области – филиала ФГУП «Почта России» от 08.11.2012 №44.8—15/2610).