Как выяснил доктор исторических наук Л. И. Футорянский в своей книге «Казачество России в огне гражданской войны 1918—1920 гг.» по поводу участия казаков в гражданской войне: «…нельзя утверждать о том, что большинство даже донского казачьего войска было на стороне белых. В связи с этим хотелось бы заметить, что самая главная опасность для нового взгляда – старые предрассудки, не носившие научного характера. Казачьи области и в этот период не стали Вандеей революции, они были только ареной ожесточенной борьбы белых и красных, при сохранении нейтралитета значительной массы». Боясь потерять свои наделы, подогреваемое агитацией белых, часть казачества опасалось, что их земли будут национализированы.
Уже после Февральской революции 1917 г. происходит демократизация всех казачьих войск, расширение форм его самоуправления. На проходивших съездах заявлялось, что казаки за демократическую республику с широкой автономией. На местах созывались казачьи круги, стали избирать атаманов. Первоначально и белая, и Советская власть были не против казачьей автономии. С победой Октября на Дону, Кубани, Тереке, в Черноморье, на Амуре к весне 1918 г. возникли республики, против которых Советская власть не возражала, но по мере дальнейшего развития событий, когда в белых войсках временно оказалось больше казаков, чем в красных, когда стали все громче звучать голоса «самостийников» за отторжение от России одной или нескольких казачьих областей через их объединение в союз, Советы выступили за упразднение республик. Против «самостийников» Кубани обрушился Деникин, который жестоко расправился со значительной частью Кубанской Рады. Первый Всероссийский съезд трудового казачества весной 1920 г. высказался за единое управление всей страной (кроме национальных автономий). Большинство казаков на последнем этапе гражданской войны больше не выступало против Советской власти и приняло активное участие в войне с Польшей, в разгроме десантов и крымских войск Врангеля. Основная масса казаков переходила на сторону рабочих и крестьян. Важное значение в завершении перехода казачества на сторону Советов сыграл первый Всероссийский съезд трудового казачества.
При Дутове в Оренбурге был расстрелян каждый сотый житель, из них – половина казаков! На Дону белыми было расстреляно и повешено от 45 до 25 тысяч казаков!
Белоказачество активно проводило репрессии против священнослужителей и церкви. Например, повешение известного священника Калабухова, расстрел священника в Оренбуржье, закрытие газеты «Оренбургский церковно-общественный вестник» за месяц до падения дутовской власти, регулярно выходящей при советской власти с февраля по июнь 1918 г. Говоря о грабежах казаков, В. П. Булдаков в его книге «Красная смута» писал: «Что касается казаков, то их грабеж перерастал в нечто непостижимое. Изнасилование принимает массовый характер, становится неотъемлемой, основной частью погромной программы, отодвигающей как бы на второй план все остальные части за исключением разве грабежа». «Если офицеры невольно прививали нижним чинам привычку к пьянству и безделью, то казаки – к разбою. Те же казаки научили бывших крестьян погромам еврейского, т.е. беззащитного и «чужого» населения». Даже такой известный историк-антисоветчик – эмигрант как С. П. Мельгунов – автор книги о красном терроре писал: что… «белый» террор всегда был ужаснее «красного», другими словами, реставрация несла с собой больше человеческих жертв, чем революция. Власть казачьих атаманов носила диктаторский и террористический характер. Мельгунов утверждает: «Пусть «казацкие» или иные атаманы в Сибири или на Дону, … запечатлели свою деятельность кровавыми эксцессами, часто даже над людьми неповинными. Колчак свидетельствовал, что он был бессилен в борьбе с явлением, получившим наименование «атаманщина». Белый казачий генерал, сотрудничавший с гитлеровцами, А. Г. Шкуро вынужден был признать, что «обыкновенно, пленив красную часть, казаки командовали: «Гей, жиды, вперёд, вперёд!» и тут же рубили выходящих».
Но необходимо отметить, что так называемый «красный террор» был вынужденной мерой Советской власти, иначе она не могла бы никак сохраниться! О жертвах красного террора в казачьих областях ходят фантастические данные, запущенные «специалистами-фальсификаторами». Вот что пишет Л. И. Футорянский о фальсификациях в этих вопросах: «Типичной в этом отношении является небольшая по объему брошюра М. Ж. Абдирова „История казачества Казахстана“. На ее страницах сказано: „Всего за советский период было репрессировано около 2 млн. казаков, из них 1,1 млн. уничтожено физически“. При этом дается ссылка на книгу Валентина Гольцева, однако на указанных страницах, как мы проверили, нет фактов, на которые ссылается Абдиров. Он же с большой легкостью утверждает о директиве ЦК, требовавшей якобы поголовного истребления верхов казачества, что она была подписана Я. М. Свердловым. Л. Д. Троцкому приписываются слова: „Расказачить казачество вот наш лозунг!“. Снова повторяется ссылка на книгу Гольцева, в которой не сказано, откуда данные сведения взяты, что не случайно вызывает сомнения в существовании вообще указанных фактов». Характер этих, с позволения сказать, документов весьма и весьма сомнителен, по-видимому «труд» данных историков по клевете на Советскую власть хорошо оплачивается!
Да, расстрелы тех, кто выступал с оружием в руках против Советской власти, были со стороны красноармейцев, но это не говорит о том, что репрессии носили массовый характер.
В годы Великой Отечественной войны в бывших казачьих областях были созданы крупные соединения казачьих войск, боровшихся против фашизма. Только на Дону было организовано 16 казачьих дивизий. Корпус и дивизия кубанских казаков героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками. В Оренбургской области были сформированы 8-я (11) Оренбургская гвардейская казачья и 91 гвардейская казачья и такая же 13 дивизия. В Челябинске из оренбургских казаков начала формироваться и ополченческая казачья дивизия. Многие из казачьих частей формировались на добровольной основе. Из 78 кавалерийских дивизий, воевавших против фашистов, 49 сформированы в бывших казачьих областях.
Плечом к плечу с другими частями казачьи соединения уже в первые месяцы войны вели ожесточенные бои с фашистами, прикрывали фланги и отход общевойсковых соединений на важнейших направлениях фронтов, использовались для контрударов по противнику, испытали вместе со всей страной горечь поражений. В последующем казачьи дивизии в сочетании с таковыми и механизированными войсками применялись при прорыве обороны противника, для его преследования. Они совершали дерзкие рейды в тыл врага. Вспомним хотя бы бессмертные действия казаков Л. М. Доватора, П. А. Белова под Москвой. Казачьи части наносили удары по флангам врага по незанятым промежуткам в обороне противника. Они под командованием генерала И. А. Плиева участвовали в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии. Хотелось бы напомнить имя славного казака Героя Советского Союза В. Г. Обухова. Он командовал танковым корпусом в боях за Сталинград, а затем генерал-полковник Обухов стал заместителем командующего бронетанковыми войсками Советского Союза.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги