Владимир Коляда, Всеволод Велесов
Аз есмь. Поля Гермеса
Введение
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Евангелие от ИоаннаВ начале всякого бытия было Слово, и пока не было Слова было небытие. Никто не мог сказать в небытии, что есть небытие, ибо никакое бытие не существовало и не могло быть противопоставлено небытию. Возникшее однажды бытие Слова смогло отделить бытие от небытия самим фактом своего возникновения. «Аз есмь» (я существую) – вот первичная смысловая информация бытия, отделившая бытие от небытия. Это смысл первичного бита информации, возникшего вместе с нашей Вселенной, бывшей изначально связанной с несомненно очень простой материей, практически элементарной частицей, но обладавшей колоссальной энергией в своей первичной простоте.
Развернув свои энергии в известное нам творение, предвечный Всевышний (соединяющий в себе бытие и небытие) предоставил возникшему миру, и в нем Самому Себе, возможность развиваться в пространстве и времени, порождать и накапливать информацию по определенным Им Самим законам, активно размышлять о Самом Себе. Говоря в евангельских терминах, предвечная Сущность есть отец, возникшая вселенная есть Сын – Слово. «Сын» – функция Отца. Ведических же терминах мы бы описали это как предвечного Вишну – Нараяна и порожденного им Брахму, с рождением Брахмы Нараяна восстает от сна без сновидений и переходит в качество деятельного Вишну.
Итак, возникнув однажды, как простая сущность, Вселенная, эволюционируя последние 13 миллиардов лет, пришла к великому разнообразию структур, скомпонованных из материи, форм её организации и способов этих форм взаимодействовать. Эта эволюция привела Универсум к самому сложному проявлению вселенского многообразия – к биологической жизни и разуму.
Эта книга о Боге в аспекте известной нам материи, жизни и способах их взаимодействий и взаимных влияний. Говоря образно о Всевышнем, в аспекте Гермеса (бога торговли, обмена, обмана и хитростей), олицетворявшего для древних греков то, что ныне называется манипуляцией информацией. Книга призвана говорить о прошлом, настоящем и будущем. Так войдем же в поля Гермеса, осмотрим эти владения, осознаем (по мере сил) что же там происходит, а значит, развеем многие иллюзии и снимем те покровы, что все еще скрывают от многих истинное назначение человека.
Часть I. Абсолютная стоимость
1.1. Обмен веществом, энергией и информацией, неживое и живое
Наша Вселенная уже почти 14 миллиардов лет развивается в нечто, воспринимаемое как безгранично объемное и сложное. Вся Вселенная пронизана бесконечным количеством взаимодействий, обменов, сигналов. Её всю пронизывают поля разной природы. Любая частица известной нам материи не является абсолютно свободной вещью «в себе» она всегда находится в физических полях (вроде магнитного или гравитационного), на наблюдаемую материю вселенной оказывает влияние непознанные еще наукой «темная материя» и «темная энергия». Эти влияния сказываются не только на относительном движении объектов (галактик, пылевых скоплений, звезд, планет, атомов, частиц), но на качестве объектов их составляющих. Космос изменяется, в нем постоянно происходят трансформации. Сталкиваются и пожирают друг друга звезды и галактики, стареют и взрываются звезды, образуя белые карлики и черные дыры, из туманностей возникают новые звезды и планетные системы. Благодаря звездному ядерному синтезу непрерывно изменяется химический состав вселенной.
По современным представлениям мощь невидимой темной энергии многократно превосходит мощь наблюдаемой материи. Считается, что темная энергия оказывает решающее влияние на судьбу Вселенной в целом, так как она отвечает за ее расширение, которое (как сейчас представляется астрофизикам) набирает ускорение. При этом можно сказать, что в некотором смысле Вселенная все еще остается довольно плотной. Если рассматривать Вселенную как газ галактик, то это будет чрезвычайно плотный и вязкий газ, так как среднее соотношение расстояний между галактиками и их размерами намного меньше, чем это же соотношение для молекул обычного воздуха.
Физикам сейчас известны 3 основных типа взаимодействий: гравитационное (оно отвечает за движение материи в космосе, за притяжение тел к планетам и т. п.), сильное (отвечает за процессы в ядрах атомов), электрослабое (отвечает за электромагнетизм, например, свет и радиоволны, а в виде слабого взаимодействия за некоторые процессы на уровне ядра атома). В привычном нам мире все известное нам сущее пронизано взаимодействиями разной силы и интенсивности. Однако любой акт взаимодействия может быть рассмотрен как акт передачи сигнала между объектами-участниками взаимодействия, сигнала разной степени силы. Между тем всякий сигнал, в свою очередь, может быть интерпретирован как некая информация. С другой стороны, всякий сигнал в известном нам мире возможен только потому, что порождающее его взаимодействие несет в себе энергию, а значит и связанную с ней массу. Эта масса может быть перенесена как непосредственно веществом (например, соударение бильярдных шаров), так и излучением. Излучение изымает долю массы у излучившего объекта и передает его принимающему (вспомним: E = mc2). Впрочем, на глубинном уровне (мы уже говорили об этом в первой книге серии) никакой твёрдой материи нет. Есть, условно говоря, локализованные поля – частицы и «растянутые» нелокализованные поля. Поэтому можно говорить о сигнале и взаимодействиях, как о переносе энергии посредством полей – по-разному конфигурированных Богом собственных энергий.
Обычно в технике под сигналом понимается относительно слабое воздействие, если рассматривать его с точки зрения объекта, который такому воздействию подвергается. В классическом техническом аспекте, сигнал приводит к некому действию (работе), энергетика которого намного выше энергетики сигнала. Этому множество примеров не только в технике, но и вообще в неживой природе. Например, выветривание может привести к обвалу горных пород. Случится это тогда, когда ветром будет выдута решающая песчинка. Громкий звук может вызвать снежную лавину в горах. Оседающая пыль может вызвать дождь. Примеров тому не счесть. При этом в неживой природе слабый сигнал вызывает действие там, где налицо система с большим запасом энергии в состоянии неустойчивого равновесия. Изменение энергии в неживой природе происходит в сторону уменьшения энергетического потенциала системы в целом. Во вселенском масштабе происходит обесценивание запаса свободной энергии Вселенной, упомянутые лавины в горах – видимое тому подтверждение.
Но жизнь, черпая источники энергии из неживой природы, ведет себя парадоксально. Возьмем для примера некий экспериментальный камень, установленный в неустойчивое положение на другой камень. Если экспериментальный камень толкнуть (подать сигнал – воздействие нужной энергии), он упадет и вся имеющаяся потенциальная энергия, связанная с массой и высотой камня над поверхностью Земли, тут же перейдет в энергию удара о землю, а та в свою очередь в теплоту, которая немедленно рассеется. Т. е., обычный камень никак не стремится сохранить запасенную им энергию. А теперь представим, что экспериментальный камень вдруг начал активно сопротивляться внешнему воздействию-сигналу и «не хочет» падать, чтобы не лишиться своего запаса энергии. Предположим, он стал уворачиваться от воздействия и цепляться за опорный камень. Вот так и ведет себя жизнь, поскольку если живой объект лишается собственного запаса энергии (в живом организме она запасена в химическом виде), то он умирает – становится неживой материй, а у неживой материи химический потенциал в локальных объемах чаще всего мал. Например, железо в геологических условиях нашей планеты не существует в чистом виде, оно встречается в виде окислов.
Итак, основное (парадоксальное относительно неживого) свойство жизни – это стремление противостоять потере энергии, то есть – противостоять смерти (в термодинамическом смысле – противостоять энтропии). Но для такого противостояния живое должно детектировать внешнее воздействие и тратить часть собственного энергоресурса на самосохранение. То есть уметь управлять как минимум собой.
А теперь сделаем основной вывод из сказанного ранее: живое может существовать лишь только потому, что оно, пользуясь внешними источниками энергии для своей деятельности, может обрабатывать информацию, принимать решения и осуществлять исполнение своих решений.
Получается, что в общем случае информация – это совокупность сигналов, идущих извне или наружу относительно некой системы, например, относительно живой клетки. Существование живых систем было бы невозможно, если бы они не обладали свойством избирательного, селективного реагирования на воздействия из внешней или внутренней среды. Избирательное, упорядоченное реагирование системы на сигналы становится возможным благодаря наличию у системы некоего «вычислительного устройства», в общем случае – устройства управления. Сама принципиальная возможность возникновения этого «устройства» зиждется на повторяемости явлений окружающего мира и повторяемости, соответствующих этим явлениям сигналов, то есть на единых, всеобщих законах природы и на причинно-следственных связях. Ведь очевидно, что полная хаотичность явлений исключила бы возможность формирования способности к упорядоченному поведению живых систем, да и вообще существование любых сложных систем стало бы невозможным. Следовательно, благодаря универсальным принципам (это законы природы) и неживую материю (как совокупность) следует интерпретировать как систему обрабатывающую информацию, но делающую это несколько иначе, нежели живые объекты.
Говоря языком эзотерики, жизнь без существования иерархии Логосов (понимаемых как обрабатывающих информацию сущностей) была бы невозможна в принципе. И саму жизнь в этих терминах следует понимать, как самостоятельный Логос, включенный в иерархию наполняющих Вселенную сущностей, оперирующих информацией. Из этих же соображений следует, что универсум (как стройная совокупность феноменов) в принципе познаваем, ибо может быть смоделирован вычислительной системой сопоставимой степени сложности.
1.2. Первичная мотивация живого
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
Бытие, Ветхий заветОбъективной и абсолютно необходимой потребностью любой живой системы является получение энергии, вещества и информации извне с целью самосохранения и самовоспроизводства. Кроме того, каждый живой организм сам порождает информацию, выделяет энергию и переработанное им вещество. Соответственно, осознание (или детектирование на любом уровне) живой системой своих потребностей, порождает мотивацию к деятельности, направленную на удовлетворение этих потребностей.
Приняв в качестве базового положения, что любая деятельность живого обусловлена абсолютными по своей природе потребностями, можно объяснить всё наблюдаемое в человеческой практике многообразие поступков. Для человека, синонимом многих мотиваций может служить понятие «интерес». То есть человек может быть заинтересован в выполнении определённого вида действий, заинтересован направлять и осуществлять свою деятельность прежде всего за счёт перестройки психики и наполнения памяти. В повседневной жизни эта деятельность не требует изменения строения организма человека, зато может требовать использования орудий труда или технического устройства. Почти у всех прочих живых организмов инструментом удовлетворения мотиваций служат специализированные органы или иные особенности строения организма. Причем, эволюционно развивающийся орган может привести к удовлетворению животным или растением базовых мотиваций в виде новой, ранее не наблюдавшейся деятельности как побочного эффекта от развития этого органа. Это, эволюционное по своему характеру, явление приводит к образованию новых видов живых существ. Человек, вне всяких сомнений, как и любой другой вид способен к такого же рода изменениям, но это требует множества поколений, а значит длительного времени.
Вообще говоря, мотивация к извлечению информации из окружающей среды реализуется, начиная с простейших одноклеточных организмов, это, например, способность распознавать концентрацию питательных веществ и присутствие опасных веществ, фотосинтезирующие клетки определяют направление потока солнечной энергии и т. п. Даже одноклеточные имеют органы, необходимые для осуществления деятельности, обусловленной извлекаемой информацией. Бактерии отращивают реснички, чтобы плыть в сторону пищи и уплывать от опасностей. Растения, например, подсолнухи-гелиотропы, развивают целую систему волокнистых канальцев, регулируя гидравлическое давление внутри которых, растение «следит» за Солнцем, чем обеспечивается наиболее выгодное положение листьев по отношению к потоку лучистой энергии и т. д. и т. п.
У животных, всё сложнее. Нервная деятельность и наличие мозга позволяет создавать «информационные модели», отображающие реальные характеристики окружающей среды. Так уже муравьи и пчелы способны запоминать маршруты и передавать их другим особям. Чтобы успешно охотиться хищники «просчитывают» скорость и траекторию перемещения животных в пространстве, «вводя» скорость своего движения. В результате могут настигать жертву в намеченной точке и действовать коллективно. Человек не только обладает ситуационной «информационной моделью», но и способен к абстрагированию, то есть выделению понятий «пространство», «расстояние», «скорость», «время», «количество» и т. п. Важнейшей отличительной чертой человека является умение работать с абстрактными категориями, что позволяет ему предвидеть характер возможных воздействий на него со стороны окружающей среды, оценивать их полезность или опасность, а так же моделировать последствия своего воздействия на объекты окружающей среды. Упомянутые качества дают человеку возможность осуществлять экстраполированные в отдаленное будущее целенаправленные действия, называемые в «классической» экономической теории трудом. Они-то и сделали возможным для человека преобразование естественной природной среды. Однако все же важно заметить, что зачатки этих способностей к манипуляции абстракциями наблюдаются и у некоторых высокоорганизованных животных, прежде всего у ближайших родственников человека – человекообразных обезьян. Следовательно, можно предполагать, что они были присущи и общим предковым формам человека и высших обезьян, поскольку по исследованиям ископаемых останков известно, что эти предки имели довольно развитый головной мозг.
Необходимо отметить, что возможность предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде вырастает из способности оперировать в уме абстрактными категориями, например, таким как время. И в полной мере это свойственно исключительно человеку, вернее даже человеческому социуму как целому. Известны случаи воспитания детей дикими животными, которые научили их удовлетворять свои потребности в пище (например, с помощью охоты), но способность к целенаправленным действиям, экстраполированным в сколько ни будь далекое будущее, у таких «маугли» полностью отсутствует. Поэтому неизбежен вывод, что человек издревле имеет интерес не только есть, пить, одеваться и обогреваться здесь и сейчас, но и… философствовать (или хотя бы рисовать на стенах пещер сцены охоты и быта с абстрактными «человечками» и «животными»). То есть, человеку в любых условиях и при любых обстоятельствах жизненно важно учиться раскрывать все грани абстрактных понятий и комбинировать их друг с другом в различных сочетаниях, чтобы дополнять и совершенствовать свою «информационную модель» действительности и на её основе развивать в себе способность к целесообразным действиям. Мало того, эта необходимость настолько глубоко встроена в психику человека (вероятно на уровне генома), что помещение его в среду где отсутствуют внешние раздражители на длительное время, приводит к появлению галлюцинаций и физиологическим расстройствам. Поэтому следует считать, что мозг высших животных (к которым относится и мозг человека) генетически настроен на постоянную переработку внешней информации и обучение.
Эмпирическое знание этого факта привело и к способам управления толпами простолюдинов известным еще со времен древнего Рима и базирующиеся на идее, нашедшей емкое выражение в виде формулы: «Хлеба и зрелищ!» Ибо одним только хлебом управлять не получалось, психика толпы требовала развлечений, чтобы занять ее бездельничающий ум, дабы там не возникали вредные для правящей римской элиты мысли.
Итак, первичные мотивации живого обусловлены только одним главным фактором: стремлением жизни сохранить себя как таковую, т. е. как вселенский феномен. Но сама по себе такая мотивация живого является следствием тех правил, по которым устроена Вселенная, а значит следствием стремления Бога (как наивысшего комплексного Логоса) осознать себя во всей полноте. Этот тезис будет раскрываться в книге и далее.
1.3. Стоимость существования живого
Все святые сегодня творят чудеса:Землю влагой живою кропят небеса,Каждой ветки рукою коснулся Муса,В каждой малой травинке проснулся Иса.Омар Хайям «Рубаи»(Муса – ветхозаветный Моисей, Иса – Иисус)С точки зрения высшего Логоса любое явление (феномен) есть не более чем изменение состояние самого Логоса. Говоря языком экономическим (для высот религиозности весьма приземленным), Бог ведет «натуральное хозяйство». Хозяйство, в котором все, что ни создается, предназначено для внутреннего потребления. Звучит это, вероятно, несколько комично применительно к категории высшего Логоса, но такова уж терминология известной нам до сей поры экономики и с этим приходится считаться, хотя бы для того, чтобы этот текст был понят.
Совершенно ясно, что в экономических категориях с точки зрения Бога стоимость любого явления абсолютна и строго равна его цене. Очевидно, стоимость и цена нашей Вселенной равна всей заключенной в ней энергии. Это же рассуждение верно и для любой части Вселенной, даже самой малой. Аналогично объективная стоимость и цена человеческого общества, его экономики и искусственной среды обитания (техносферы), равна затраченной энергии необходимой для того, чтобы возник полный набор элементов, составляющий эту систему. При этом, говоря о полном наборе, не следует забывать, что это не только объекты привычного нам вещества в обывательском смысле, но и материя в полевых формах, например, поле заряженного конденсатора и т. п. и т. д. и даже гравитационное поле планеты, поскольку любой камень, поднятый строителями на пирамиду Хеопса, уже содержит в себе запас энергии, имеющей «оборот» в современной нам экономике.
Вернемся к живой части материи. И живая и неживая материя состоят из одного и того же набора химических элементов, при этом химический потенциал живой материи всегда выше локального химического потенциала неживой материи, окружающей живую. И это еще не все, зачастую присутствует не только химическая разница потенциалов между живым и неживым, но и иная, например, гравитационная. Любая ветка и листок дерева содержит гравитационный запас энергии, даже травинка, которая чуть только приподнята над землей. А раз так, значит, живой организм совершает физическую работу, связанную со своим ростом. Растения раздвигают грунт корнями и растут вверх, преодолевая силу тяжести, они поворачивают листья по направлению к Солнцу, раскрывают и закрывают бутоны цветов. Влага впитывается из почвы корнями и поднимается от них к листьям под действием осмотических сил, после чего она испаряется в воздух, охлаждая растение. Этот механизм обеспечивает постоянный ток соков в растении и подачу питательных веществ, а он в свою очередь был бы невозможен, если бы растения не поддерживали при помощи клеточных мембран разницу в концентрациях растворов между окружающей средой и своей внутриклеточной средой, что тоже вполне измеримая физическая работа. Растения вообще совершают большую химическую работу, превращая окружающие элементы в сложные органические структуры. А для этого требуется расщеплять неорганические и органические вещества, находящиеся снаружи клеток растения. В качестве источника энергии растения используют солнечный свет, цветовая температура которого около 5400 градусов Кельвина. Если учесть разницу температур с окружающей средой (а ее температура около 293 К) становится понятно, какую высокую разность термодинамических потенциалов фотохимически используют растения. Вообще, при внимательном рассмотрении, неизбежен вывод, что жизнь растений это огромная химическая и физическая работа в широком понимании этого слова. Подобным же образом можно и нужно рассматривать не только жизнь растений, но и животных, и читателю, при желании, это не составит уже никакого труда. Отметим специально, что животному для существования требуется больше энергии на единицу массы. Животные не только активно двигаются, но и тратят куда больше энергии на систему управления, в том числе и на общение между отдельными особями. Поэтому источником энергии для животных служит биологическое вещество, продуцированное растениями. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что существуют некоторые животные, которые вошли в плотный симбиоз с растениями и содержат растительные клетки в своем организме, получая таким образом энергию непосредственно от Солнца. К этому приспособились некоторые виды медуз, но медузы, будучи холодными, малоподвижными водными животными, не нуждаются в большом количестве энергии, это и делает такой симбиоз рациональным и возможным.
Итак, всякая деятельность (работа) имеет свою энергетическую цену. Следовательно, с точки зрения Логоса, стоимость и цена любого живого объекта равна количеству энергии необходимого для его возникновения и поддержания его существования. При этом в структуре энергетической стоимости можно выделить части, связанные с химическим преобразованием окружающих элементов в живые структуры организма, физической работой против окружающей среды и часть, связанную с управлением этим процессом, т. е. «стоимость» связанную с передачей управляющих сигналов внутри живой системы. В растении это энергозатраты на химический синтез регулирующих жизненный цикл растения гормонов и энергетическая стоимость транспортировки гормонов адресату – органу исполнения сигнала или даже на передачу сигнала другому растению. По этим же трем направлениям тратит энергию и животное.
Итак, главные затраты организма:
1 Работа против внешней среды (преодоление сопротивления среды).
2 Работа по преобразованию внешнего вещества (для животных пищи) в структуры собственного организма.
3 Работа системы управления и коммуникации.
Конечно никакая работа не может быть произведена мгновенно, поэтому следует говорить и о энергии процесса, приходящейся на единицу времени, то есть о мощности, которая в свою очередь имеет некие границы, диктуемые самой возможностью существования живого. Прежде всего это ограничения по температуре и давлению. При нулевом давлении внешней среды (или слишком низком) прочности мембран клеток не хватит, чтобы удерживать внутренне содержимое. Очевидно, никакие белки (основной компонент живого) не могут существовать при высоких температурах, а при слишком низких прекращается всякая химическая и каталитическая активность. Следовательно, жизнь не может использовать слишком высокие термодинамические перепады. Например, растения используют кванты видимого света, но жесткое гамма излучение для них смертельно. Поэтому продуктивность живого (биосферы в целом) на нашей планете ограничена не только территориально (местом где для жизни есть комфортная среда), но и температурными и иными факторами.
Итак, исходя из сказанного выше – в качестве универсальной, объективной меры стоимости, должны выступать единицы энергии, необходимой для возникновения и существования любых феноменов нашего мира, включая живые системы.
Например, 1 грамм растительной биомассы эквивалентен 42 кДж Солнечной энергии, поглощённой растением в процессе фотосинтеза. А 100 грамм белого, рафинированного сахара-песка, эквивалентны 387 ккал (или 1620 кДж), энергии, доступной человеку для извлечения путём пищеварения и обмена веществ в организме. Предельной же энергетической стоимостью любого материального объекта является энергия, подсчитываемая по формуле Эйнштейна: Е = mc 2, то есть это энергетическая «цена Бога», показывающая каких затрат стоила материализация данного объекта из небытия.
Почему же к деятельности человека в настоящее время не применяется такой научно-обоснованный, объективный подход? Все дело в антропоцентризме, в возвеличивании человеком самого себя выше биосферы и Бога. Обыватель обычно уверен, что человек – нечто абсолютно особое. Он занимается не какой-то просто физической или интеллектуальной «работой», а выполняет ТРУД подлежащий специальному вознаграждению. Что же, рассмотрим, что это такое – труд.