Книга Колыбелью нам была степь донская. Очерки истории донской поэзии - читать онлайн бесплатно, автор Антонина Анатольевна Попова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Колыбелью нам была степь донская. Очерки истории донской поэзии
Колыбелью нам была степь донская. Очерки истории донской поэзии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Колыбелью нам была степь донская. Очерки истории донской поэзии

Другой критик, Сенковский О.И., сходится с Белинским в мнении о поэте. «Стихи Леонова в самом деле хороши, – говорит он, – местами даже проглядывает чувство, и вообще видно, что он имеет талант, который заслуживает одобрения. Доказательством может служить стихотворение «К смерти». Лучшие стихотворения его те, в которых он воспевает казацкую удаль, Дон и проч.: тут попадаются премило написанные пьесы, например, «Однодумы».

По окончании университета Алексея Алексеевича направляют в станицу Нижнечирскую Войска Донского (ныне Суровикинский район Волгоградской обл.). Здесь, в окружном училище, он преподает историю и географию. Здесь же его захватывает стихия литературного творчества.

Леонов путешествует по хуторам, майданам, зимовникам, записывает предания и традиции казачьей старины, донских калмыков. Его простые, искренние стихи «Деды», «Калмыцкая свадьба», «Воевода» и другие несут колоритную местную тематику, юмор, народную поэзию. Стихи его насыщены щедрой красотой рек Дона и Чира, суровой историей края, подвигами казачьей вольницы, а также задушевностью, лиризмом и свежестью молодых чувств.

Здравствуй, милая казачка!

Черноглазая, постой!

Очарован, околдован

Я твоею красотой.

Что ж ты, ангел, застыдилась,

В шубку спрятала лицо.

Подожди! Взгляни умильно!

Молви нежное словцо!

Дай свою пожать мне ручку!

Дай хоть раз поцеловать!

И за то казачью душу

Я готов тебе отдать!


Нужда заставляет Алексея Леонова приступить к службе, и он с грустью покидает полюбившейся ему уголок земли:

Прощайте! Мирная станица,

И степь, и вольные луга,

И Дона тихого брега…


В Новочеркасске он преподаёт в окружном училище (немецкий и французский язык), в Мариинском Донском институте. В них Леонов «оставил по себе память прекрасного, толкового преподавателя и доброго, и гуманного человека».

В период Крымской войны 1853-56 гг. поэт выпустил сборник стихотворений о мужестве и подвигах казачества. Книгу издал «в пользу раненых нижних чинов Войска Донского». В 1869 году Леонов в чине полковника вышел в отставку. Его перу принадлежит около 150 стихотворений.

Задушевные стихи Леонова продолжают жить сегодня в песнях «За курганом пики блещут», «Честь прадедов-атаманов», «В старину на Дону».

Ой, да вот-ы поклонились донцы, они Дону низко, ой,

«Здравствуй, ты наш Дон-отец родной».

Ой, да вот-ы поклонились донцы, они Дону низко, ой,

«Здравствуй, ты наш Дон-отец родной».

«Здравствуй, наш отец родной…»

Ой, да вот-ы Дон плещет вот(ы)

И вздымается Дон да горой.


И вздымается горой.

«Ой, да вот-ы Дон ты наш, сердечный,

Вот и что сердишься, Дон, на нас?


Ой, да вот-ы Дон ты наш, сердечный,

Вот и что сердишься, Дон, на нас?..

(А. Леонов «За курганом пики блещут»)


И, конечно же, нельзя обойти вниманием Нестора Кукольника, который стал неотъемлемой частью истории Таганрога и внёс немалую лепту в биографию этого легендарного города.

Нестор Васильевич Кукольник, (1809-1868) – русский прозаик, поэт, переводчик, драматург. Нестор родился в семье обрусевших русина и польки в Петербурге. Отец – профессор, первый директор Нежинской гимназии высших наук. Он покончил жизнь самоубийством, когда мальчику было двенадцать лет. Эта смерть – первая трагедия будущего известного литератора.

В основанной отцом гимназии Нестор учился вместе с Николаем Гоголем, Евгением Гребёнкой и другими будущими знаменитыми писателями. «В ту пору литература процветала в нашей гимназии, – вспоминал анонимный однокашник Гоголя, – и уже проявлялись таланты товарищей моих: Гоголя, Кукольника, Николая Прокоповича, Данилевского, Родзянко и других, оставшихся неизвестными по обстоятельствам их жизни или рано сошедших в могилу. Эта эпоха моей жизни и теперь, на старости, наводит мне умилительные воспоминания. Жизнь вели мы весёлую и деятельную, усердно занимались…».

Н. Кукольник учился блестяще. Дело шло к окончанию гимназии… Но кто-то из однокашников принёс в запрещённые стихотворения Н. Рылеева и пушкинскую оду «Вольность». Нестор – драмы о Марии Стюарт и эпохе позднего Средневековья. Преподаватель послал донос в III отделение. Было начато «Нежинское дело о вольнодумстве». При обыске у студентов нашли запрещённые рукописи. Некоторых исключили из гимназии, а Нестору всё же дали возможность сдать экзамены, и он сдаёт их все на «отлично», но аттестат по окончании ему не дали. А аттестат свидетельствовал, что выпускник гимназии удостаивается звания «студент» и утверждается в праве на чин четырнадцатого класса при вступлении в гражданскую службу с освобождением его от испытания для производства в высшие чины». Всего этого Н. Кукольник был лишен. В отличие, например, от Н. Гоголя Нестору Кукольнику пришлось начинать всё сначала.

Характер его складывался в постоянной борьбе с недоброжелательством сначала к его отцу, затем и к нему самому. Спасало терпение, необычайные способности и трудолюбие. К моменту окончания Нежинской гимназии (1829) Кукольник свободно владел несколькими языками, музицировал, занимался литературным творчеством.

Окончив гимназию, Нестор переезжает в Вильно, где почти два года преподаёт русский язык и словесность в гимназии. Там же им был создан «Учебник русского языка», который выдержал несколько изданий.

В 1831 году Нестор возвращается в Петербург, где спустя год выходит из печати его первая стихотворная пьеса «Торквато Тассо», сразу же принесшая молодому автору литературную славу. Написанная правильным, пятистопным ямбом, в традиции сочинения трагедий, она покорила читателей романтической приподнятостью и ясностью оценок. «При появлении «Торквато Тассо» Кукольника я пришёл вместе со многими в восторг от этого произведения.» «Какие колоссальные надежды должен подавать поэт, выступающий с таким произведением!» – говорили в обществе. В рецензии на «Торквато Тассо» критик О. И. Сенковский отмечая «необыкновенный талант» Кукольника, сравнивая его с Байроном, назвал автора «юным нашим Гёте».

В 1834 году Кукольник пишет драму из эпохи Смутного времени на Руси «Рука всевышнего Отечество спасла». Пьеса изображала восшествие на престол Михаила Романова – первого из династии. Начинающему драматургу удалось решить две взаимоисключающие задачи: удовлетворить вкусам широкой публики, опьянённой победами в войнах с турками и персами и подавлением польского восстания 1831 года, и угодить элите государственной власти, не исключая и царя.

В дальнейшем Нестором Васильевичем был создан цикл стихотворных пьес из жизни европейских художников («Джакобо Санназар», «Джулио Мости», «Давид Гаррик» и др.).

Разночинцам, в том числе В.Г. Белинскому, не нравился успех Кукольника у царя и дворянства. Белинский растерялся, он принялся бранить Кукольника. «Отнюдь не думая обижать прекрасный талант г-на Кукольника, мы всё же не запинаясь можем сказать утвердительно, что между Пушкиным и им, г-ном Кукольником, пространство неизмеримое, что ему, г-ну Кукольнику, до Пушкина как до звезды небесной далеко!»

«Герои большинства стихотворных пьес Кукольника, равно как и персонажи его поэтических произведений, – люди высоких стремлений, совершенно лишенные бытовой смекалки и неудачливые в любви. Они талантливы, но равнодушная публика глумится над ними, успевая, однако, воздать им должное перед самой кончиной. Положительным персонажем в художественном мире Кукольника может быть лишь человек, без остатка преданный сильному владыке, царю, или раньше других сумевший разглядеть ореол гения над головой отвергнутого художника».

Последовавшая далее серия исторических драм Кукольника проводила идею «демократической монархии», в духе «казённого патриотизма» изображая органичное единение народных масс и царя – высшего выразителя национальной воли: «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана» (обе 1835), «Князь Даниил Дмитриевич Холмский» (1840), «Генерал-поручик Паткуль» (1846), «Статуя Христофа в Риге, или Будет война!» (1860) и др. Расхожее представление о Кукольнике как беззастенчивом трубадуре самодержавия не совсем справедливы. Дело в том, что монархизм Кукольника тесно переплетался со своеобразным демократизмом. И в этом, быть может, одна из главных причин его популярности. Своим творчеством он откликнулся на запросы многочисленных кругов мещанской публики, которая чувствовала себя неуверенно и униженно, мечтала о «честной службе» царю, о приличных чинах и окладах. Чаяния эти были не совсем неосновательны: самодержавие, уничтожившее дворянскую оппозицию, не отказывалось от услуг людей низких сословий, готовых слепо выполнять любое распоряжение начальства. Но дворянство, все ещё служившее опорой самодержавию в целом, препятствовало преуспеянию представителей других сословий.

Рисуя образы властителей русской земли, особенно Петра I, Кукольник стремится показать их близость к людям простого звания. Царь доверяет им важные государственные дела, щедро одаряет за верную службу, вникает в их нужды.

Наряду с драматургией Нестор Кукольник успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критики, поэзии и даже в музыке. Именно он стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А. К. Толстого, Л. А. Мея, М. И. Цветаевой. Он первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в произведениях А. Дюма. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории позднее получили развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского, Ю. Н. Тынянова, Ольги Форш. И, наконец, он одним из первых в русской литературе начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока.

Особняком среди драматических произведений Кукольника стоит драматическая пьеса «Роксолана» (1835). Эта драма с острым конфликтом, с нарастающим напряжением в сюжете и с кровавой развязкой не похожа на другие произведения Кукольника.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги