Состязания закончены, подсчитаны поражения и оглашён результат: победила первая батарея. Таков был заключительный аккорд практических стрельб курсантов 1-й артиллерийской школы.
На боевых стрельбах в этом же году школа впервые применила методы «уточненной стрельбы» (полную подготовку).
По окончании лагерного сбора школа участвовала в осенних манёврах Петроградского военного округа. Манёвры продолжались семь дней. Обе батареи школы входили в состав артиллерии 11-й Петроградской стрелковой дивизии. Это был первый опыт, положивший начало связи артиллерийской школы с войсками и показавший пути выработки практических профессиональных навыков у курсантов в мирное время. Уже в это время в 1-й Петроградской артиллерийской школе сложилась традиция постоянного совершенствования полевой выучки курсантов.
Именно такое обучение, сочетающее теорию и полевую практику, дало ту основу, которая обусловила превращение Ивана Пядусова, крестьянского паренька из глубинки, в опытного военачальника Великой Отечественной войны.
В августе 1923 года школа произвела первый выпуск командиров-артиллеристов, которые прошли нормальный курс обучения. 63 питомца школы направлены в различные военные округа страны.
1923/24 учебный год школа начала по новому учебному плану, первому плану, разработанному Главным управлением военно-учебных заведений. Успешному выполнению плана задач боевой и политической подготовки во многом способствовали крепнущие шефские связи с предприятиями и учреждениями Петрограда.
С самого начала 1924 года осуществляется живая связь 1-й Петроградской артиллерийской школы и родственных артиллерийских школ в Москве, Киеве, Одессе, Полтаве.
Во время взаимопосещений курсанты всесторонне знакомились с постановкой учебной, боевой и воспитательной работы, бытом. Затем они докладывали о своих впечатлениях на открытых собраниях.
В годы Гражданской войны курсанты и рабочие вместе, рука об руку, дрались с врагами революции. А затем общими усилиями они крепили оборонную мощь страны. Идея дружбы, постоянной связи армии и народа нашла своё выражение в шефстве предприятий и учреждений над частями Красной Армии. Между партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями Петрограда и военными школами установились самые дружеские и тесные взаимоотношения.
В день 4-й годовщины Красной Армии—23 февраля 1922 года – над школой взяли шефство Северо-Западное Промбюро, а затем вагоностроительный завод имени Егорова. Шефы оказывали школе материальную и культурную помощь. Промбюро помогало деньгами и оборудованием, отдало школе в эксплуатацию типографию. Издательство «Красная Новь» бесплатно или с большой скидкой снабжало школу книгами и учебными пособиями. Культурное шефство над школой взял Дом печати.
В день 5-й годовщины школы шефы завода имени Егорова вручили курсантам своё шефское знамя. Шефские связи с этим старейшим заводом страны прерывались только в годы Великой Отечественной войны. Взаимная помощь шефов и подшефников, материальная поддержка со стороны шефов, трудовая помощь со стороны курсантов позволили быстрыми темпами улучшать хозяйство школы и одновременно укреплять связи будущих командиров с рабочим классом.
14 января 1924 года в жизни школы произошло знаменательное событие. За выдающиеся заслуги курсантов и воспитанников школы в годы Гражданской войны приказом Реввоенсовета СССР № 2811 от 31 декабря 1923 года школе было присвоено почётное имя Красного Октября. В этот день был зачитан приказ, который гласил: «1-й Петроградской артиллерийской школе комсостава впредь присвоить наименование 1-я Петроградская артиллерийская школа командного состава имени Красного Октября». Вскоре в соответствии с решением II съезда Советов о переименовании Петрограда в Ленинград школа получила наименование 1-й Ленинградской артиллерийской школы имени Красного Октября.
На торжественном заседании личного состава, с присутствием представителей шефов, городских партийных и советских организаций, курсанты и командиры дали обязательство с честью носить имя Красного Октября и добиться ещё более высоких успехов в своей работе. Они дали руководству страны клятву быть готовыми в любой момент выступить на защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и мирного труда рабочих и крестьян.
У Ивана Пядусова на всю жизнь остались тёплые воспоминания о преподавателях школы. Тщательно подобранный командный, начальствующий и преподавательский состав способствовал тому, что 1-я Петроградская артиллерийская школа являлась головной и руководящей школой для всех артиллерийских школ республики.
Как и другие курсанты, Иван Пядусов был человеком своего времени, он принимал активное участие в общественной жизни, в 1923 году вступил в ряды ВЛКСМ. Комсомольских ячеек в батареях тогда ещё не было, но в каждой батарее были организаторы, которые вели подготовительную работу.
Одним из них и был Пядусов. Комсомольцы быстро завоёвывали авторитет среди курсантов, и число их увеличивалось с каждым годом.
Служба на земле уральской
После окончания Ленинградской артиллерийской школы (1924 год) Иван Пядусов получает назначение на должность начальника разведки батареи в 57-м артиллерийском полку, дислоцировавшемся в Перми. К новому месту службы молодой краском убыл вместе со своей спутницей жизни, ленинградкой Валентиной Петровной Филатовой.
Иван Миронович в автобиографии написал: «Жена Валентина Петровна по социальному происхождению рабочая. Отец, Петр Филатов, до революции и после был рабочим и работал на предприятиях и заводах Ленинграда. Отец жены умер в 1924 году. Мать, Анна Филатова, работница консервной фабрики, умерла в 1937 году. Брат жены Алексей Филатов – рабочий (до революции состоял на иждивении родителей) литейщик. Сестра Мария Евдокимова (фамилия мужа) до революции домохозяйка, после революции – работница швейной фабрики. Все они живут (и раньше жили) в Ленинграде.
Адрес: Фонтанка 47, кв. 9»[11].
Иван Миронович Пядусов последовательно прошел должности командира батареи, помощника командира дивизиона, командира дивизиона, начальника полковой школы, начальника штаба 93-го артиллерийского полка.
Анализируя становление Ивана Мироновича как артиллерийского командира, небезынтересно привести некоторые оценки его служебной деятельности при аттестовании.
Выписки из аттестаций на И. М. Пядусова[12]
1925 год. Начальник разведки 57-го легкого артиллерийского дивизиона, начальник разведки 2-й батареи 57-го артиллерийского полка (г. Пермь).
«Артиллерийское дело и службу в артиллерии знает. Дисциплинирован, исполнителен, вежлив, но требователен. Авторитетом у подчинённых пользуется. Здоровье хорошее. Самолюбив, не любит замечаний. Политически развит удовлетворительно, инициативы в общественной работе не проявляет, избегает хозяйственных вопросов.
Вывод. Занимаемой должности соответствует…»
1926 год. Помощник командира 2-й батареи 57-го артиллерийского полка (г. Пермь).
«Общеобразовательная подготовка хорошая. Быстро ориентируется. Энергичный, сообразительный. Дисциплинирован, настойчивый. Политически развит хорошо, член ВКП(б). Активно работает в общественных организациях. Подлежит продвижению вне очереди на командира батареи.
Вывод. Занимаемой должности соответствует…»
Несложно заметить в первых характеристиках ключевые слова: «подготовка хорошая», «быстро ориентируется, энергичный, сообразительный, настойчивый». Следует отметить, что эти качества либо есть, либо их нет. Что дала тебе природа, то твое. Конечно, можно эти качества улучшить, но только в том случае, если они имеются.
Судя уже по первым характеристикам, командирские качества у Ивана Пядусова имелись. Все остальное: «самолюбив, не любит замечаний, инициативы в общественной работе не проявляет, избегает хозяйственных вопросов» – можно исправить.
В 1927 году в Приуральском военном округе впервые были оборудованы дивизионные лагеря, в которые выехало большинство частей[13]. Здесь шло слаживание войск. Пехота училась взаимодействию с артиллерией. Учеба в таких условиях способствовала росту тактического мастерства командира батареи Ивана Пядусова.
Лагерные сборы в 1927 году проходили в условиях резкого обострения международной обстановки. Стремясь затормозить процесс индустриализации нашей страны, империалисты устраивали различные провокации. В Англии был совершен налет на советское торговое общество «Аркос», потом правительство консерваторов заявило о разрыве дипломатических отношений с СССР и стало угрожать нам войной.
В ответ на это воины-уральцы собрались на митинг и заявили в единогласно принятой резолюции: «На всю провокационную работу наших врагов мы ответим спокойной хладнокровной учебой. Мы против войны, но, если она против желания нашего правительства будет нам навязана, мы к ней готовы»[14].
1927 год. Командир батареи артиллерийского дивизиона 169-й Пермской стрелковой дивизии.
«Самоуверен, склонен упорствовать и раздражаться. Здоровье среднее. Любит конное дело и знает артиллерийское дело. С работой справляется хорошо. Обладает командирским тактом. Остальное как в аттестации 1926 г. Занимаемой должности соответствует.
Вывод. Соответствует должности командира и политрука батареи…».
1928 год. Командир батареи артиллерийского дивизиона 169-й Пермской стрелковой дивизии.
«К работе относится добросовестно и аккуратно. Инициативен. Занятия достаточны. В обстановке разбирается хорошо. Знаком с тактикой пехоты, конницы и артиллерии. Батарея выделяется по внутреннему распорядку в лучшую сторону. Может быть единоначальником. Остальное как в 1926 г. Занимаемой должности вполне соответствует.
Вывод. Соответствует должности. Может быть единоначальником…».
1930 год. Командир батареи артиллерийского дивизиона 169-й Пермской стрелковой дивизии.
«Хорошо знаком с тактикой пехоты и конницы. Батарея подготовлена хорошо. Остальное как в 1928 г. Должности занимаемой соответствует, подлежит продвижению на должность помощника командира дивизиона.
Вывод. Должности командира батареи соответствует. Подлежит продвижению на должность помощника командира дивизиона…»
1931 год. Помощник командира дивизиона 57-го артиллерийского полка (г. Пермь).
«Сообразительный. Упорный в выполнении поставленной задачи. К работе относится хорошо. Хорошо планирует и контролирует работу.
Политические занятия проводит хорошо. Морально и политически устойчив.
Член ВКП(б) и может быть единоначальником. Тактическая подготовка вполне удовлетворительная. По другим дисциплинам удовлетворительно.
Хорошо знаком с тактикой пехоты и конницы. Оружие содержит в порядке.
Умеет вести занятия с красноармейцами и комсоставом. Артиллерийские стрельбы провёл сам хорошо. Стрельба из ручного оружия удовлетворительная. Оперативные документы составлять может. Может работать по штабной и учебно-педагогической работе (остальное как в 1928 г.). Подлежит выдвижению на должность командира дивизиона (единоначальника)…».
В конце августа и начале сентября 1931 года боевую подготовку 57-й Уральской стрелковой дивизии проверял народный комиссар по военным и морским делам К. Е. Ворошилов. Все части, в том числе и 57-й артиллерийский полк, получили высокие оценки. Вскоре пополненная бойцами и командирами до штатного состава и преобразованная в кадровую Уральская дивизия отбыла в Забайкалье. И. М. Пядусов после проверки наркомом обороны пошел на повышение – в сентябре был назначен командиром дивизиона в артиллерийский полк 65-й стрелковой дивизии.
В январе 1932 года назначен начальником полковой школы в этом же полку.
1932 год. Начальник полковой школы 65-го артиллерийского полка.
«С работой начальника полковой школы справляется вполне. Работает планово, спайке уделяет достаточное внимание, индивидуально подходит к подчинённым в вопросах воспитания. Хороший организатор и руководитель. Интересуется военной литературой, повышая свои знания кропотливой работой над собой. Из винтовки стреляет хорошо – из нагана слабо. Артиллерийские стрельбы провёл (личные) удовлетворительно. Батареи полковой школы показали хороший темп огня и полную слаженность (остальное как в 1931 г.). Хороший начальник полковой школы. В порядке очереди подлежит выдвижению на должность начальника штаба полка.
Вывод. Подлежит выдвижению в очередном порядке на должность начальника штаба полка…».
Примечательно, что в должности начальника полковой школы были такие известные артиллерийские военачальники, как главный маршал артиллерии С. С. Варенцов[15], маршалы артиллерии В. И. Казаков, Г. Ф. Одинцов, Н. Д. Яковлев, П. Н. Кулешов. Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов командовал учебным артиллерийским дивизионом. Следует отметить, что на такие должности назначали, как правило, перспективных командиров, имеющих высокие командирские качества, способных организовать учебно-воспитательный процесс и являющихся отличными методистами. Ведь не случайно многие из них стали известными военачальниками. Вот и Иван Миронович был начальником полковой школы, а это означает, что он был перспективным командиром.
1934 год. Начальник полковой школы 94-го артиллерийского полка (г. Красноярск).
«Подготовка курсантов полковой школы вполне удовлетворительная. Взводы полковой школы в большинстве получили хорошую оценку подготовки. Матчасть содержится в порядке (имеет поощрения). Склонен к невыдержанности. Методические навыки имеет, занятия проводит хорошо. Политически и морально устойчив. Много читает художественной и военной литературы. Должности начальника полковой школы соответствует.
Достоин выдвижения на начальника штаба полка.
Вывод: Заслуживает продвижения на должность начальника штаба полка…».
1935 год. Начальник штаба 93-го артиллерийского полка (г. Иркутск).
«Начальником штаба полка четыре месяца. За короткий промежуток времени показал хорошие организаторские способности. Проявил много энергии, смелости, решительности, инициативы. Добросовестно относится к работе. В стрелково-тактическом отношении подготовлен хорошо. Умело проводит занятия с комсоставом. Работает над собой. Хороший начальник штаба полка, должности вполне соответствует…
Член ВКП(б) с 1926 года, работая нач. штаба артполка, проявил хорошие организаторские способности. Новые методы артстрельбы усвоил хорошо, упорно внедряет их всему командному составу. Штабы дивизионов в полку подготовлены вполне удовлетворительно. Умело проводит занятия. В тактических и стрелково-артиллерийских вопросах подготовлен хорошо.
Добросовестный, энергичный, инициативный и дисциплинированный командир. Много работает над собой. Политически устойчив. Физически развит и в походах вынослив. Строевую работу любит, должности нач. штаба полка вполне соответствует…».
Заметим, что практически во всех характеристиках отмечается отличная профессиональная подготовка и умение Ивана Мироновича проводить качественно занятия с подчиненными. Это не могло остаться незамеченным для вышестоящего командования и стало основанием в управлении кадров начальника артиллерии РККА для выдвижения Ивана Мироновича Пядусова на должность преподавателя тактики. С такой рекомендацией был согласен и начальник артиллерии РККА комдив И. М. Роговский.
В сентябре 1936 года Иван Миронович возвращается в родные стены 1-й Ленинградской артиллерийской школы, которую возглавлял будущий Главный маршал артиллерии комбриг Н. Н. Воронов, сам окончивший школу в 1918 году.
Преподавательская деятельность
Под руководством Н. Н. Воронова и в результате напряжённого труда личного состава 1-й Ленинградской артиллерийской школы были достигнуты высокие результаты в боевой и политической подготовке. Школа превратилась в передовое военно-учебное заведение Красной Армии. Её положительный опыт изучали другие военно-учебные заведения, и не только артиллерийские.
Командование школы, возглавляемое И. И. Вороновым, его заместителем майором И. И. Филатовым, начальником политотдела бригадным комиссаром Г. Ф. Голубевым, обращало особое внимание на улучшение артиллерийско-стрелковой подготовки. Начальник школы лично занимался артиллерийской стрельбой. Теперь на зачётных стрельбах выпускников должен быть присутствовать весь личный состав школы. По окончании стрельбы производился подробный разбор действий стреляющих, указывались ошибки, причины их и пути устранения. Подобные разборы давали курсантам очень многое. У них вырабатывалась способность к анализу и совершенствовалась методика разбора и оценки стрельбы. В конце 1936 года была удовлетворена просьба Н. Н. Воронова о посылке его волонтером в сражающуюся республиканскую Испанию.
После представления начальнику школы и руководителю преподавателей тактики майору Н. К. Борисову майор И. М. Пядусов с головой окунулся в работу. К этому времени происходят существенные изменения в организации учебного процесса. В 1936 году впервые набор курсантов производился не через военные комиссариаты и войсковые части, а непосредственно школой. Это было очень важным по своим последствиям мероприятием, повысившим ответственность командования школой за подготовку принятых курсантов. Среди них подавляющее большинство имело оконченное среднее и неоконченное высшее образование. Такой высокий общеобразовательный уровень при приёме в военные школы вызывался необходимостью успешного освоения сложной и разнообразной боевой техники, начавшей поступать на вооружение артиллерии РККА. Требовали реформирования вопросы преподавания многих дисциплин, и в первую очередь тактики и стрельбы. При анализе работы выпускников школ в войсках было установлено, что учебные программы имели существенный недостаток: в них не уделялось должного внимания изучению курсантами тактики мелких подразделений. Не мог не знать об этих недочётах и прибывший из войск майор И. М. Пядусов.
Ещё до прибытия его в коллектив преподавателей тактики в школу поступила директива начальника управления военно-учебных заведений, в которой предписывалось обратить основное внимание на изучение тактики мелких подразделений. Кроме того, начальник УВУЗа приказал при составлении рабочих планов учитывать общеобразовательный уровень различных категорий курсантов (бывшие красноармейцы, бывшие студенты и т. д.) и в соответствии с этим строить их обучение. Значительный объём работы, в которой принял участие и И. М. Пядусов, провел учебный отдел по пересмотру программы и учебных планов и приведению их в соответствие с новыми требованиями УВУЗа. Участвовал он и в работе группы преподавателей школы, возглавляемой дивизионным инженером А. Д. Блиновым. Эта группа разработала программу, составленную с достаточной полнотой, с глубоким знанием дела, получившую одобрение УВУЗа РККА.
Командование школы приняло решение об увеличении занятий с практической направленностью – действиями курсантов в должности командиров мелких подразделений. Для этой цели было организовано несколько выходов в поле и первый в истории школы выход в зимний лагерь в Лугу
16 марта 1937 года в жизни преподавательского состава школы и её структурных подразделений произошло важное событие. Приказом народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова за № 38 от 16 марта 1937 года школа, в числе других военно-учебных заведений РККА, была преобразована в училище и стала называться 1-е Ленинградское артиллерийское училище имени Красного Октября.
Преобразование военных школ в военные училища связано с тем, что в СССР произошла культурная революция, резко повысился культурный уровень рабочего класса и колхозного крестьянства. Развитие народного образования привело к тому, что значительная часть молодёжи заканчивала полную среднюю школу, получая в ней серьёзные знания по математике, физике, химии, русскому языку и литературе, истории и т. д. Необходимость в изучении этих предметов в военно-учебных заведениях отпала.
Главное внимание уделялось боевой и политической подготовке. Преобразование школы в училище сопровождалось сокращением срока обучения с трёх до двух лет и, следовательно, значительным изменением учебных планов и программ.
С марта 1937 года начинается период работы училища по планам и программам двухлетнего срока обучения.
Сокращение сроков обучения и набор в артиллерийские училища молодежи, имеющей среднее образование, вызвали к жизни новые формы учебно-методической работы. Основным методом обучения курсантов стала лекция с последующей самостоятельной работой. На самостоятельную работу было отведено по четыре часа в день. Увеличено время на артиллерийско-стрелковый тренаж, который теперь стал проводиться ежедневно.
Итоги боевой и политической подготовки, подведённые в училище к XX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, дали хорошие результаты и показали правильность новых методов обучения курсантов.
В день XX годовщины Красной Армии Правительство СССР отметило образцовую работу ряда командиров и преподавателей училища. Были удостоены наград: майор Р. А. Дзивин – орденом Красного Знамени; дивизионный инженер А. Д. Блинов и майop П. П. Филатов – орденом Красной Звезды; старший лейтенант М. Д. Смирнов – орденом «Знак Почёта».
Юбилейной медалью «XX лет РККА» были награждены 32 командира училища, а 8 из них – и денежными премиями. В числе награждённых юбилейной медалью был и Иван Миронович Пядусов.
В марте 1938 года училище отмечало 20-ю годовщину своей деятельности. Наступил радостный день не только для тех, кто находился в училище, но и для всех его воспитанников, вышедших из стен училища за 20 лет. Со всех концов СССР шли приветствия и поздравления от артиллерийских командиров, бывших питомцев училища.
Заслуги училища были отмечены и Верховным Советом СССР. 27 марта 1938 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Красного Знамени 1-го Ленинградского артиллерийского училища:
«В ознаменование 20-й годовщины 1-го Ленинградского артиллерийского училища за боевые заслуги в годы Гражданской войны и его успехи в подготовке кадров командиров-артиллеристов, наградить 1-е Ленинградское артиллерийское училище орденом Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН
Москва, Кремль. 27 марта 1938 г.»
Это была высокая правительственная награда, налагавшая на весь коллектив новые серьёзные обязательства.
Народный комиссар обороны СССР, приказом № 285 1938 года поздравляя личный состав училища с высокой наградой, высказал уверенность в том, что и впредь наши артиллерийские военно-учебные заведения будут готовить и выпускать в РККА всесторонне грамотных командиров-артиллеристов, верных и преданных сынов социалистической Родины.
Этим же приказом 1-е Ленинградское артиллерийское училище стало именоваться 1-м Ленинградским Краснознамённым артиллерийским училищем имени Красного Октября.
На торжественном митинге, посвящённом награждению училища, курсанты и командиры дали клятву советскому народу отдать все силы и знания делу подготовки кадров артиллерии для Красной Армии.
В 21-ю годовщину своего существования училище вступило с орденом Красного Знамени. Высокая награда отныне становилась символом славных боевых традиций училища, символом его борьбы за высокие показатели в боевой и политической подготовке. Отныне орден Красного Знамени становился высшим мерилом новых успехов училища. Каждый шаг курсанта и командира стал рассматриваться с точки зрения достоинств и чести Краснознамённого училища.
Безусловно, Иван Миронович Пядусов пусть даже в течение короткого периода своей преподавательской деятельности внес определенный вклад в достижения училища по подготовке командиров-артиллеристов для Красной Армии накануне Великой Отечественной войны.
В аттестации на Ивана Мироновича за 1936–1937 годы, подписанной начальником и военным комиссаром 1-го Ленинградского артиллерийского училища, отмечалось: «Военное дело любит. Подготовка специальная и общевойсковая хорошая. Стремится получить академическое образование. Методические навыки в преподавании недостаточны. Работой преподавателя тяготится, её не любит. Обладает волевыми качествами, дисциплинирован. Воспитывать и обучать может. Политически подготовлен хорошо, общественной жизнью интересуется и принимает в ней участие. Должности преподавателя соответствует, целесообразен перевод на должность помощника командира полка по строевой части…»[16].
По всей видимости, Иван Миронович не хотел ограничивать свою военную карьеру сугубо преподавательской деятельностью. Надо отметить, что у большинства красных командиров и учеба в вузах, и преподавательская деятельность не были в должном почете. Если кто и оказывался на преподавательских должностях, то при первой же возможности старался убыть в войска. С другой стороны, Иван Миронович все же стремился получить академические знания, что отмечается в его характеристике. Настораживает то, что были отмечены его слабые методические навыки. Трудно с этим согласиться, если вспомним его прежние характеристики. Там как раз отмечались его способность качественно проводить занятия с подчиненными. Вероятнее всего, это было предвзятое отношение к нему его непосредственных начальников, обусловленное его прохладным отношением к преподавательской деятельности вообще. У авторов есть определенные сомнения в недостаточной методической подготовке Ивана Мироновича. Забегая вперед, отметим, что командующий войсками Ленинградского фронта Л. А. Говоров, наблюдая, как И. М. Пядусов проводит занятия на Токсовском полигоне, принял окончательное решение назначить Ивана Мироновича командующим артиллерией 67-й армии, действующей на направлении главного удара Ленинградского фронта в операции «Искра». Заметим, что сам будущий Маршал Советского Союза Л. А. Говоров, кроме всех других достоинств, обладал и великолепными методическими навыками. Поэтому, принимая такое решение, Л. А. Говоров увидел в Пядусове отличного методиста. В то же время в ходе проведения занятий можно увидеть и оценить, насколько руководитель сам подготовлен, каковы у него организаторские способности и т. д. Заслужить у Говорова положительную оценку в такого рода деятельности было очень сложно. Об этом мы еще вспомним.