Посвящаю доченьке Настеньке
Есть все, кроме… несчастья!
АвторВведение. Логика построения книги
Великая русская литература, которой мы так гордимся, и которая столь многое раскрывает в человеке, увы, редко приводит своих героев к простому человеческому счастью. Великие наши писатели предлагают человеку искания, погружают в страдания, подкидывают всяческие борения, зовут к всевозможному очищению и одухотворению. Казалось бы, такие испытания и сами по себе превращают героя в настоящего человека, которому можно подражать и на которого можно равняться. Но, увы, обретение героями счастья редко входило в планы наших писателей. А коль скоро величие этой литературы выражается еще и в огромном ее влиянии на простых людей, то они, не видя ориентиров, попросту не ставят своей задачей идти навстречу своему счастью. А порой, как, например, в рассказе А. Платонова «Река Потудань», герои могут и вовсе отказаться от уже пришедшего счастья, полагая, что они недостойны его.
А может, стоит как-то иначе взглянуть на жизнь? Может, стоит так начать жить, чтобы это счастье было обретено? Может, стоит так преобразить себя, чтобы увидеть: при правильном взгляде ничего, кроме счастья, в жизни человека не происходит. Может, пора так измениться, чтобы осознать: в жизни есть все, кроме несчастья; чтобы увидеть: лишь случайные черты нашего сознания, превращаясь в почти непрозрачную вуаль, закрывают от нас дорогу к такой жизни, в которой человек будет благодарен каждому мгновению, чем бы оно ни было наполнено?
Иной читатель воскликнет: «Опять?! Да сколько можно?!» Действительно, и без этой книги написаны тысячи книг, которые и призывают к счастью, и утверждают, что могут привести к нему читателя.
Да, опять! И этот процесс поиска такого преображения сознания, которое избавит человека от страданий (или хотя бы уменьшит их), будет идти до тех пор, пока человек не научится осознавать причины своих бед, неудовлетворенности собой, окружающими, самой жизнью. И наша книга – не более (но и не менее), чем еще одно подспорье в движении человека по жизни, в движении, которое способно привести его к осознанию природы своих бед, которые, как мы постараемся показать, в большинстве своем необязательны и устранимы.
И, конечно, первым призывом будет самый очевидный призыв: начни с себя! Не беги, прочитав одну-две строки, передавать их содержание другим, веруя, что такими действиями ты поможешь близким (и не очень близким) людям.
Прежде чем бежать спасать других, спаси себя сам. А иначе, оставаясь недоучкой, нахватавшимся громких слов и советов, так и останешься глашатаем непонятно чего, чьи слова и поступки будут вызывать лишь смех у кур и отнимать у людей время, которое они могли бы провести с большей пользой.
Начни отвечать сначала за себя, а лишь потом примеряйся к чужим жизням (если до этого дойдет, если обретешь такой уровень понимания, что твои советы окажутся полезными и плодотворными).
А теперь, раскрыв главную линию книги («преобразуй себя!»), можно перейти к краткому изложению логики ее построения.
Начав с описания неких предельно общих свойств человеческого сознания, мы опишем те его дефекты, которые больше всего, что называется, мешают жить. Сразу опишем те ошибки и опасности, которые могут встретиться на пути устранения таких дефектов, на пути исцеления своего сознания от таких патологий, которые обычно и патологиями-то не считаются – настолько они привычны для людей.
Следующим шагом будет изучение оптимизации работы сознания – с помощью специальных приемов и упражнений, которые подведут наше сознание к его истокам, когда изучаемая дефективность обыденного сознания, собственно, и вплетается в его работу. (Причем вплетается так, что ни о каком другом, «здоровом» функционировании сознания, человеку не удается и помыслить, так как привычная работа сознания – при всей его искаженности – кажется человеку единственно правильной, единственно возможной.) Мы приведем и некоторые «архетипы» сознания – такие его изначальные установки, которые, проявляя себя, препятствуют возможности выхода за их пределы, не давая обрести ясное видение жизни.
Оптимизировав работу сознания, мы далее еще и освободим его – от тех преград, которые мешают обрести внутреннюю свободу. (Это будет не та «внутренняя свобода», которой столь часто гордятся многие. А гордиться здесь нечем, так как заключается эта «свобода», по сути, в непрестанной гонке полунавязчивых мыслей, течение которых кажется свидетельством свободы и независимости их обладателя. Мы попытаемся показать, что такая «свобода» является не более чем формой внутреннего рабства у заложенных обществом клише мышления и дефектов самого сознания.)
Подготовив себя к решающему шагу, мы постараемся «выбить мозги», как говаривали порой покупатели, обращаясь к кассиру в мясном отделе. Это будет шаг по преображению сознания, которое более не будет властвовать над человеком, превратившись в полезное подспорье, перестав приносить страдания.
Отдельно (в приложениях) будут приведены материалы, которые в афористической форме помогут овладеть премудростями преображения сознания, раскрывая его работу с самых разных ракурсов.
И придем мы в итоге к тому, что сознание (точнее, его «оболочка», ум) с его многими знаниями перестанет приносить лишь многие печали, начав помогать жить в радости, покое и любви.
Хотим еще предварить чтение предупреждением о том, что к некоторым темам мы будем возвращаться не раз, что вполне укладывается в рамки традиций, принятых в литературе подобного свойства. Но полных повторов не будет – будут попытки подойти к описанию наиболее сложных тем с новой, иной стороны, помогая вникнуть в понятия и представления, которые требуют для своего осознания выхода за пределы слов, в чем и могут помочь попытки взглянуть на прежнюю проблему с нового ракурса.
P. S. А если при чтении у вас возникнет необходимость познакомиться с какой-то темой подробнее, не исключено, что ответы будут найдены в других наших работах:
1. Книга «Дзэн и подлинное душевное здоровье» (еще можно найти в Интернет-магазинах).
2. Книга «Введение в практику дзен: дзадзен и шикантаза» (та же ситуация).
3. Музыкальная поэма из 21 песни с прологом и эпилогом «И про дзен поёт частушка» (легко найти в Интернете через поисковые системы).
4. Видео-коан «Манифест Искусства Грядущего века» (совместно с В. Карпеевым, также можно найти в Сети и на сайте автора).
5. Книга «Тайский бокс в свое удовольствие» (есть в Сети.)
6. Сайт автора «Владимир Шехов: Плоды творчества»: (приведены результаты автора, полученные им за последние годы).
Часть 1. Почему мы такие?
Глава 1. Оптимальная работа сознания: что это и возможно ли?
Договоримся о словах
Несмотря на громкое название главы («Оптимальная работа сознания», и никак не меньше!), посвящена она, скорее, перечислению понятийного аппарата, которым мы будем пользоваться в книге. Договориться об основном смысле употребляемых слов важно потому, что термины и понятия, о которых далее пойдет речь, могут иметь столь разное значение для разных читателей, что без сходного их понимания будет попросту трудно уловить смысл наших утверждений.
Более того, ситуация с разного рода духовными практиками осложнена еще и почти тотальной запутанностью слов, к которым прибегают адепты этих практик, описывая их содержание. Дело в том, что в последние годы разного рода учения (и, условно говоря, восточные, и западные) настолько переплелись, что порой трудно отличить, откуда это учение пришло. Также иной раз сложно разобраться, в какой мере сторонники этого учения заимствовали термины, использование которых раньше было прерогативой совсем других практик.
Так, еще несколько десятилетий назад западному человеку достаточно было произнести слова «здесь и сейчас», как вокруг него в глазах тех, кто слышал от него эти слова, возникал ореол таинственности и неземной мудрости. Трудно поверить, но еще совсем недавно употребление этих и сходных представлений (типа «здесь и сейчас», «живи настоящим», «будь осознанным») считалось признаком причастности к неким высшим знаниям, недоступным более никому.
Но сейчас, «мигрировав» с Востока, эти прежде строго эзотерические положения превратились в нечто профаническое: даже в рекламе лимонада или чего-то похожего ныне звучат слоганы «наслаждайся здесь и сейчас» или «живи настоящим – пей только наш лимонад». Где уж тут найтись месту тайне, если глубинным смыслом подобных девизов здесь является призыв к неумеренному потреблению, которое и становится едва ли не главным смыслом и содержанием жизни современного человека.
Но не будем опускать руки: мало ли, что там ещё придумают рекламщики, а нам надо двигаться по своему пути, находя надёжные ориентиры, которые помогут нам этот путь пройти.
В начале было что-то вроде слова
Вернемся в прошлое, когда у некоего вида животных (будущих людей) возникло и начало развиваться что-то вроде сознания – некое качество, связанное с употреблением слов. Когда это произошло, неважно, будь то 70 или 700 тысяч лет назад. Но по меркам истории этот срок крайне мал – так что сознание человека развиться в нечто совершенное попросту не успело. И эволюция сознания – по мере постижения его свойств, его достоинств и недостатков – продолжается и в наши дни – фактически, под эгидой самого сознания, которое, изучая себя, при этом неизбежно меняется.
Так что настоящая книга также может рассматриваться как кирпичик в строящемся доме сознания, причем использование этого кирпичика является частью этой эволюции, а использование предлагаемых нами сведений может – в той или иной степени – этой эволюции способствовать.
И, ни много ни мало, мы с самых первых слов заявляем, что одной из наших задач является и указание на присущие человеческому сознанию природные недостатки, и предложение методов их преодоления. Мы предложим определенные приемы для изучения свойств сознания и основанные на этом изучении наиболее эффективные приемы организации и использования своего сознания.
А пока, как и было заявлено чуть выше, перечислим характеристики такого устройства сознания, которое было бы лишено недостатков, попутно упоминаемых нами.
Заветные слова как руководство к действию. 1
Суетный человеческий ум (его ещё называют обезьяньим) ни на мгновенье не останавливается в своём мыслетворении. При этом мысли, приходящие в голову, обычно являются лишь ментальным мусором, который мы так часто принимаем за нечто значимое, а порой и за самих себя, если отождествляем себя с таким умом. Ум этот и суетен, и всеохватен – так, что он подчиняет себе все существо своего хозяина – человека. А выход из-под этой власти может искоренить в человеке и суетность, и непрестанное перескакивание от одной мысли к другой, когда круговерть мыслей не дает человеку ни покоя, ни возможности жить в реальности, поскольку он целиком поглощен виртуальным миром разворачивающихся во времени цепочек слов.
И, в первую голову, власть суетного ума не дает человеку войти в состояние осознанности и оставаться в нем, пребывая в реальности бытия, а не сливаясь с ничего незначащими пульсациями сознания. Увы, сохранять осознанность трудно, особенно новичку, который лишь начинает утверждаться в важности подчинения ума человеку, стремящемуся к присутствию в жизни. И трудность эта двояка: во-первых, заключается она не только в том, что для пребывания в осознанности надо уметь не только обретать ее, но и сохранять с течением времени – что бы в жизни ни происходило.
Во-вторых, ситуацию усугубляет еще и то, что само слово «осознанность» слишком часто наполняется смыслом далеким от изначального.
Обычно, говоря об осознанности, люди фактически имеют в виду осмысленность, то есть использование человеком своих аналитических умений при выборе своих действий. Но осмысленность в таком виде является растянутым во времени процессом, когда человек разворачивает во времени свою мысль и применяет ее к жизни. Осмысленность сама по себе неплоха (если уметь ей пользоваться, не накручивая одну и ту же мысль непрестанно, находясь всецело в ее власти, а не управляя ее течением). Но в противоположность осмысленности осознанность – это нечто вневременное, это ежемоментное пребывание в жизни, когда человек в каждый миг осознает, где он находится, что делает, и что с ним происходит. И осознанность, будучи состоянием присутствия в жизни (а не в одних лишь мыслях), в отличие от мысли, во времени не раскручивается: осознанность есть просто включенность в жизнь, и проявляется она в непрестанном пребывании в моменте настоящего.
Порой даже продвинутые в изучении осознанности практики путаются, говоря об осознанности и осмысленности. (Здесь вспоминается один реальный случай, когда ваш покорный слуга, каким-то образом попавший в почтовую рассылку, посвящённую статьям некоего корифея от психологии, однажды не выдержал и написал корифею об этой путанице в понимании и использовании этих понятий. На полгода корифей исчез, а потом вдруг появился вновь, причём его статья так и называлась: «Осознанность невозможна!».)
Ясное дело, что психолог просто не сумел научиться сохранению осознанности (что и вправду трудно сделать, не прибегая к опыту предшественников). А потому он внес еще большую сумятицу в неокрепшие умы своих читателей, которые, прочитав это заявление своего лидера, могли просто отказаться от попыток эту отвергнутую осознанность все-таки обрести.
Спешим успокоить читателя: мы осознанность отвергать не будем, а постараемся, напротив, найти слова и приемы, которые помогут в ее обретении и сохранении.
(Заметим, что, к сожалению, точно такая участь порой постигает и другие понятия-призывы, когда они заполняются чуждым им смыслом. Так что следует отдавать отчет, каково реальное содержание тех или иных значимых слов, с которыми приходится встречаться в книгах или в общении,)
Заветные слова как руководство к действию. 2
Как мы уже говорили, упомянутые призывы «Живи здесь и сейчас!», «Живи настоящим!», по сути, часто зовут не к тому, чтобы пребывать в моменте настоящего, моменте «наличной» жизни, в осознанности. Реально они, увы, призывают «брать от жизни все», подменяя жизнь потреблением, не заботясь о присутствии в жизни, которая превращается в заполнение своих желудков едой и питьем.
Практикуя пребывание в осознанности, можно обнаружить, что многое в жизни (начиная с привычных ценностей и заканчивая чертами характера или содержанием совершаемых поступков), начнет меняться. Радость, которую несет осознанность, которую дарует вовлеченность в жизнь (здесь и сейчас!), помогает обрести и постоянное хорошее настроение, и более человечное отношение к окружающим. Энергия осознанности может породить жизненный энтузиазм и даровать силы, которые позволят совершать немыслимые прежде (при жизни под пятой суетного ума) поступки и свершения, исполненные сострадания, а не жажды потребления.
Вовлеченность в жизнь, проживание ее с неподдельным интересом поможет увидеть, насколько жизнь благосклонна к нам, поскольку мы живы, что само по себе является чудом. (Достаточно хоть раз посмотреть на звездное небо в телескоп, чтобы понять, насколько немыслимым может показаться появление нас в бескрайней Вселенной, где не только мы, но и наша планета, и даже вся Солнечная система являются мелкими песчинками.) И придет тотальная удовлетворенность жизнью, радость встречи с происходящим, когда события, прежде воспринимавшиеся негативно и ввергавшие в уныние и боль, станут проживаться с пониманием того, что и они являются частью жизни, ее конкретным проявлением.
Страдания, которые вызывались и тотальной неудовлетворенностью, и слепой верой в «подсказки» ума-провокатора, начнут уходить, так как им более не будет места в жизни, укорененной в радости бытия. И придет сострадание – как желание помочь тем, кто рядом, в избавлении от страданий, которые они точно также претерпевают, коль скоро погружены во мрак неведения того, как от этих страданий избавиться.
Уйдут и непрестанные самоедство и рефлексия, когда трусливый, по сути, ум более не будет контролировать любой всплеск мысли, заставляя корить себя за поступки – как уже совершенные, так и те, которые мы только собираемся совершить.
И более не возникнет желания убегать в виртуальный мир мыслей, когда реальным событиям будут противопоставляться лишь погруженность в воспоминания (жизнь прошлым), либо поглощенность попытками погрузиться в то, что еще только может произойти (жизнь будущим).
Важно осознать, что, куда бы нас ни уносила мысль, мы все равно остаемся здесь, а живем сейчас, и лучше делать это реально, не прячась от происходящего в мыслях о прошлом или будущем.
Обретенное доверие к жизни поможет начать хорошо относиться и к себе, и к окружающим. А уверенность в себе и своих силах, дарованная непрестанной осознанностью, поможет в достижении самых заветных целей, в поиске своего призвания и предназначения.
Удовлетворенность своей жизнью, радость, которая более не будет изгоняться из жизни извечно горестным умом, поможет обрести невиданные прежде добродетели. Это и безмятежность (зачем непрестанно страдать от страха за будущее, если есть только настоящее?), и своего рода беспечность (когда при обретении веры в себя вырабатывается особого рода спокойствие, закрывающее устрашающим мыслям вход в наше сознание). Формируется и своеобразная бесцельность жизни, когда ты просто живешь и радуешься тому, что живешь, вместо того, чтобы в извечной согбенности плестись к чему-то навязанному тебе извне, к цели, которая чаще всего эфемерна, ложна или обманчива.
Конечно, само перечисление этих добродетелей (своего рода безмятежность, беспечность и бесцельность) может ввергнуть в шок любого, кому привычны непрестанные страхи, переживания, попытки установить всесторонний контроль над всеми сторонами своей жизни, кто и шага не может ступить, не начав оглядываться по сторонам (не случилось ли чего страшного?). И всего-то надо – просто жить, адекватно реагируя на то, к чему мы приходим, отвечая на то, что приходит к нам, – в радостной уверенности в своих силах, без прежнего впадения в паралич воли из-за того, что жизнь вдруг выходит из-под иллюзорного контроля.
И всего-то надо: перестать жить навязанными ценностями, обрести бесстрашие (готовность встретиться с происходящим), перестать впихивать жизнь в уродливые рамки концепций, использование которых создает ложное впечатление подчиненности жизни обезьяньему уму. И всего-то надо: довериться и себе, и жизни, принять происходящее вместо ведения с ним постоянной войны, и в итоге – выйти на тот самый оптимальный режим работы сознания, когда сутью жизни станет радость, а прежним неумолчным страданиям не останется места в нашей жизни.
Глава 2. Поиск (построение) новой личности: а зачем?
Былое: проект «Новый человек»
А давайте выдадим крылатую фразу, которая поможет быстро войти в тему настоящей главы: итак, если ты не занимаешься своим личностным развитием, то развитие займется тобой. Особо глубокого смысла в этих словах искать не стоит, но можно понять посыл: даже если ты не начнешь работать над своим личностным ростом, это не будет означать, что ты останешься в неизменности. Изменения в любом случае будут приходить, но характер их, скорее всего, окажется стихийным, и ты превратишься в порхающую пушинку, которую ветер носит, куда ни попадя, – помимо твоей воли и желания. Так что лучше все-таки собой заниматься: осмысленно и осознанно выбирая направление своего жизненного пути.
Итак, что же нас ожидает на пути саморазвития (а именно оно является одним из главных предметов нашего описания), и чем нам это грозит?
Чтобы не мелочиться, давайте рубанем с плеча и назовем советы, приведенные в данной книге, предельно громко: проект «Новый человек». Иными словами, одна из целей преображения сознания, к которой мы будем идти, – видоизменение личности, которая как-то будет отличаться от той прежней личности, сформировавшейся до ознакомления с нашей книгой.
Разумеется, лучше заранее знать, что же вам предстоит изменить в себе, чем однажды, пройдя по пути, предложенному нами, обнаружить себя неким новым человеком, в которого, быть может, превращаться вам вовсе не хотелось. Заметим, что на пути такого преображения может встретиться немало подводных камней, да и не все поставленные здесь цели окажутся достигнутыми – поскольку они могут оказаться слишком сложными и недосягаемыми.
А пока обратимся к прошлому, вспомнив опыты, которые люди проводили над собой, желая обрести новую жизнь.
Одним из самых ярких (добавим: и трагических) примеров массового преображения человеческого сознания явилась попытка превратить в «нового человека» каждого жителя России после прихода к власти большевиков в 1917 году.
Построение общества социализма было не просто экономическим проектом (когда частная собственность была упразднена и стала – пусть номинально – принадлежать всем и каждому). Нас интересуют изменения, которые этот проект произвел в участниках построения «общества свободы и справедливости», как называли его лидеры, стоявшие во главе проекта.
А покусились они, ни много ни мало, на тотальное преображение граждан Страны Советов – с тем, чтобы человек Нового общества оказался достойным жить в этом «Царстве свободы». Декларировалось множество изменений, которые должны были произойти в душах наших соотечественников. Должна была уйти зависть, поскольку все оказывались равными (хоть и в нищете), и завидовать было некому. Упразднение тотальной власти денег, характерной для капиталистического общества, должно было привести и к бескорыстию (почти бессеребреничеству), и к готовности трудиться на благо страны, получая взамен лишь минимум средств для проживания.
Обрели наши граждане и «самое передовое учение» (поначалу это был марксизм, который позже модифицировался в разные вариации), что принесло массовую готовность пройти путь самопреобразований до самого конца – разжигая пламя мировой революции, которое бы на корню спалило эксплуатацию человека человеком, превратив людей в единомышленников, товарищей и братьев.
Словом, это был масштабный эксперимент по насильственному внедрению в чужие души искусственных установок, которые бы породили Нового человека с Новым сознанием. Можно сказать и чуть иначе: это была попытка массового помещения людей в жесткие рамки придуманных концепций – с тем, чтобы «новый», придуманный кабинетными теоретиками человек появился на свет, заменив собой «ветхого» человека, более недостойного жить в стране всеобщего равенства.
Неудача социалистического эксперимента показала, что нельзя так поступать с людьми, заменяя их души наборами слов – внешне красивыми и притягательными, но на поверку ведущими к разрушению человека.
Прошлый век вообще был богат на эксперименты, которые в массовом порядке ставились над людьми (в качестве самостоятельного задания предлагаем вспомнить и перечислить их). Но все они оказывались если не совсем неудачными, то далекими по своим результатам от поставленных экспериментаторами целей.
И причиной этих неудач были не столько неверно выбранные теоретические основы (от марксизма и ленинизма до нивелирующей различия между людьми современной глобализации). На наш взгляд, куда как более важной причиной случившихся провалов подобных экспериментов явилось то, что живой человек уподоблялся в них киборгу, которому нужно было просто заменить программу (сменив живую душу на набор мертвых концепций). При этом никто человека особо не спрашивал, хочет ли он участвовать в подобных опытах над собой – людьми просто начинали манипулировать, внедряя в их души чуждые им идеи.
Так давайте избежим совершения подобной ошибки – заранее сформулируем, как следует человеку действовать, осознанно и осмысленно вступая на путь саморазвития, не уподобляясь киборгам, подчиняющимся одной лишь вложенной в них программе и лишенным человеческих чувств.
Сохрани себя – и стань другим!
Мы глубоко убеждены, что любое вмешательство в человеческие души недопустимо – если человек не дает согласия на производимые изменения его сознания. А потому вставать на путь самоизменений можно только в полной осмысленности и при полной добровольности своего выбора.