Предисловие
Предлагаемый цикл статей рассказывает о воздействии на личность и общество ультралиберальной идеи, на сегодня, самой распространенной в западном обществе и привлекательной для молодого поколения.
Идеи, которая вывела на новый уровень борьбу за мировое господство, показав, что на данном этапе развития именно обладание человеческим сознанием является первичным в борьбе за власть и деньги.
Стоит отметить, что ультра-либерализм стал играть заметную роль на политической арене, как инструмент продвижения интересов американской финансовой элиты, с середины 20-го века. И если подвести итоги его влияния, то можно констатировать, что современный ультра-либерализм показал себя одним из самых негативных проявлений либеральной идеи.
Если уважение вызывал ранний либерализм, который являлся чем-то романтическим и старался привить человеку веру в самого себя, то современный либерализм, особенно в его ультралиберальной версии, не вызывает ничего кроме чувства опасения за будущее человечества. При знакомстве с вариантами современного либерализма возникает ощущение, что в какой-то степени он является воплощением бредовых рассуждений «бесов» Ф. Достоевского. И это уже не болтовня отщепенцев, а хорошо продуманная, радикальная идеология.
По мере прочтения книги читатель познакомится с вариантами современного либерализма и с тем, как идея постепенно становилась орудием деформирования личности, общества и государства.
Разговор пойдет о том, почему сегодня ультралиберальная идея применяется в своем самом разрушительном варианте и почему, при всей ее эффективности и вреде, об этой идеологии не упоминается практически ни в одном серьезном исследовании, а все скрывается под словом «либерализм».
А разговор о ее возможностях должен был начаться с момента краха советской коммунистической идеи, когда на постсоветском пространстве в качестве ее замены появились первые варианты современного западного либерализма.
Основным фактором, повлиявшим на распространение современного либерализма, была легенда об американском демократическом либерализме, ставшего классическим примером успешного использования либеральной идеи.
То, что предлагается сегодня личности и обществу под основополагающими ультралиберальными понятиями – «свободная личность», «права человека» и «гражданское общество», не совсем свобода, не совсем права и тем более не общество.
В отличие от своих либеральных предшественников, ультралиберальная идея проявляет себя исключительно, как генератор негативных процессов.
Теперь уже можно признать свершившимся фактом, что ультра-либерализм с триумфом прошелся по Европе и сегодня эту разрушительную идеологию внедряют в странах, которые находятся или только вошли в сферу интересов США.
Как показывает опыт последних десятилетий, общества и экономики этих стран с помощью ультралиберальной идеи, в достаточно короткое время, переформатируются в нужные для США модели общественного и экономического устройства.
Характерным признаком появления ультралиберальной идеи в стране является взрывная дестабилизация политической и общественной обстановки.
На сегодня можно с уверенностью говорить, что современная ультралиберальная идея является естественным продолжением европейского протестантства, а на Востоке нашла свое выражение в виде арабского ваххабизма. То есть она близка псевдорелигиозным течениям, которые отдают личности право на самостоятельное определение «добра и зла».
Несмотря на все негативные и прорывные качества ультралиберальной идеи и при всей ее чудовищности, она является только идеологией, созданной людьми для достижения определенных целей. И с нею можно бороться, используя ее слабые стороны, а их у нее предостаточно.
И здесь стоит сказать, что не надо считать виновником всех бед нынешнюю либеральную идеологию, которая является только орудием в руках своих создателей.
Как идеология она ставит перед собой те же задачи, что демократическая или коммунистическая, то есть обретение влияния на общество. Но в отличие от упомянутых идеологий она очень динамична и за короткий период может из либерально-романтической, какой прикидывается на начальном этапе, быстро трансформироваться в стадную, агрессивную и разрушительную.
Эта идеология чрезвычайно проста для восприятия, так как воздействует на человеческие инстинкты, а ее привлекательность для современных политиков заключается в том, что она любое человеческое увлечение или слабость может использовать для изменения личности. Создаваемое ею виртуальное пространство так деформирует реальность, что она превращается в хаос, управляя которым создатели добиваются своих целей.
Именно эти возможности привлекли к ней внимание современной американской финансовой элиты, нашедшей в ней совершенное орудие, способное реализовать ее амбиции на мировое господство.
Глава 1. Введение в современный либерализм.
Информация о состоянии современного либерализма довольно скудная, поэтому для многих читателей данная глава, возможно, станет первым знакомством с этой идеологией.
Начнем с того, что люди в силу личностного восприятия понятий добра и зла, так и не смогли создать идеальной идеологии, позволяющей воспитать личность в соответствие с божественными заповедями. Поэтому либерализм, как любая социальная идеология, несет в себе созидательные и разрушительные свойства. То есть, в какой-то момент ее положительный потенциал может уменьшаться и начинают проявляться негативные черты.
Если негативный тренд не является целью политики, проводимой правящими элитами, то своевременно проведенная работа по восстановлению положительного потенциала, может сгладить или устранить возникающие проблемы. Но если упустить момент, то либерализм, как всякая социальная идея, деградирует до появления в ней элементов олигархии или тоталитаризма. Это уже происходило с демократиями, коммунизмом и, как это не покажется парадоксальным, даже с фашистской идеей, которая вначале не носила в себе черты тоталитарности.
Если судить по признакам, проявляющихся в ныне действующих вариантах либерализма в США и в Европе, то наступил именно тот период, когда в них стали преобладать тенденции, направляющие развитие общества по негативному сценарию.
Этот процесс стал усиливаться в последние десятилетия, что связано с преобразованиями, проводимыми либеральными идеологами в пользу текущей монетарной глобализации. Перечень стран, применяющих современные либеральные идеологии, постоянно расширяется и негативные проявления от их воздействия, выходят далеко за пределы западного ареала.
Выходу либерализма на лидирующие позиции, в наше время помогло то, что в двадцатом веке дискредитировали себя прежние господствующие мировые идеологии, социал-демократическая, а потом и коммунистическая.
В продвижении по миру либеральных идей, сыграл роль и политический стереотип, согласно которому существование стран со сложным общественным устройством, невозможно представить без наличия объединяющей государственной идеологии. Поэтому обществам, теряющим старые идеологии, ничего не остается, как следовать устоявшимся канонам и искать новую, еще не успевшую себя скомпрометировать идею.
Так в течение нескольких десятилетий, либерализм стал востребованной идеологией не только на Западе, но и во многих других регионах.
Новым странам предстояло разобраться в тонкостях либерализма, а особенно, научиться отличать его созидательные разновидности от разрушительных.
А это оказалось не таким простым делом если учесть, что выбор той или иной модели либерализма не всегда зависит от общества, а является ставкой в политических играх, которые в условиях глобализации, ведутся между США и всем остальным миром.
При этом США, как лидер мировой глобализации, заинтересованы в установлении единообразия в политических системах стран, вступивших или вступающих в глобализационные процессы.
Для США быстрее и дешевле внедрить в новых странах, разрушительные либеральные модели, чтобы потом на развалинах прежней политической системы, создать нужную для монетарной глобализации структуру управления обществом и экономикой.
Действия США в этом направлении облегчаются тем, что мир знаком с положительной ролью американского демократического либерализма, поднявшего страну до нынешнего уровня. Поэтому страны, вступающие в глобализацию, подсознательно склоняются к этой модели и рассчитывают именно на ее внедрение в своем государстве.
Политические игры, предваряющие выбор модели, приобретают такие изощренные формы, что практически невозможно определить какая же модель будет внедряться и что в итоге реформ, получит подопытное государство, а соответственно, что приобретет куратор, внедряющий либеральную модель в заинтересовавшей его стране.
Но это неизвестно только для стран, вступающих в глобализацию, а все заканчивается с заранее запланированным финалом, как это демонстрирует пример Европы.
Для проведения реформ в подопытной стране, используется соответствующая ультралиберальная модель, которая трансформирует государство до неузнаваемости или до развала, при этом блокируется всякая возможность к сопротивлению против будущего диктата США.
Если опыт показывает, что ультралиберальная идея несет подобные последствия, то почему либерализм не теряет привлекательности для развивающихся стран.
Это можно объяснить качествами, присущими современной либеральной идее, а именно кажущейся простотой подхода к реформам, что для большинства населения стран, весьма привлекательно.
Кроме того, особенностью либеральной модели является то, что она воздействует на любые процессы в стране через подготавливаемые личности, которые встраиваются в общественную структуру или в структуру производительных сил, запуская механизм пересмотра общественных отношений, в процессе корректировки которых экономика и общество двигаются в нужном для заказчиков направлении.
Но это значит, что эффект от внедрения либеральной модели может быть результативным только в случае, если подготовленные по соответствующей программе личности, будут обладать заданным и, унифицированным набором моральных качеств и профессиональных знаний, которые должны соответствовать внедряемой структуры экономики или общества.
На сегодня, именно способность ультра-либерализма к быстрому воспитанию любых множеств личностей и созданию из них управляемых политических или экономических субъектов, делают его востребованным со стороны элит.
С этой востребованностью можно было бы согласиться, если бы в результате ультралиберальных реформ, проявлялись положительные тенденции развития. Но в подопытной стране будет внедряться только тот вариант модели, который устраивает США и он, как правило, отнюдь не имеет положительных тенденций.
Процесс подготовки и проведения реформ происходит следующим образом.
Американские экономисты и финансисты разрабатывают для подопытной страны приемлемую для США экономическую модель, а идеологи создают новые методики по воспитанию в стране личностей нужного типа, для обеспечения функционирования, предлагаемых моделей. Государству предлагается вариант, который получил благословение мировых финансовых органов и после этого дается старт преобразованиям.
Основным элементом трансформации экономики и общества на начальном этапе реформ становится личность.
Это значит, что современные либеральные идеологи должны располагать моделями перевоспитания личности, строго соответствующими задуманной экономической модели. Именно, соответствие результатов перевоспитания личности программным положениям, заложенным в экономической модели, придают современному либерализму неоспоримое преимущество перед прочими идеологиями.
Идеологические модели должны быть легко перенастраиваемыми, что диктуется наличием в подопытных странах традиционных сообществ, сложившихся за тысячелетия и обуславливающих многообразие личностей, подлежащих переформатированию.
В целом процесс адаптации идеологической модели в стране достаточно сложен, но обладая накопленным опытом и выработанными подходами по его организации, американские идеологи без труда запускают в странах, необходимые программы сначала формирования новой личности, затем нового общества и только потом начинаются реформы в экономике.
Опасность для подопытной страны состоит в том, что современные виды ультралиберальной идеологии, могут в короткие сроки кардинальным образом перестраивать общество от животного до просвещенного состояния и наоборот.
То есть подготовленное, по соответствующей либеральной программе общество, может быть сориентировано на любую трансформацию государства или экономики. На вывод их из кризиса или усугубление его.
Важным достижением современной либеральной идеологии является и то, что согласно внедренному в сознание личности алгоритму поведения, она может действовать даже во вред себе, при этом будет искренне считать свои действия правильными.
После внедрения ультралиберальных моделей, начинается манипулирование государственными структурами, что позволяет в короткие сроки, сначала получить полную власть над обществом, а потом заняться перестройкой экономики, создавая условия для ее развития или деградации.
Как же происходит, процесс создания новой личности, а точнее сказать приспособление ее к задуманной экономической модели или политической ситуации?
Более подробно этот вопрос будет освещен в последующих разделах, но если коротко, то при поступлении заказа на создание какого-либо варианта общества, все начинается с подготовки виртуального пространства, где будет происходить обработка личностей, которые впоследствии станут ядром будущего нового общества.
Важным условием, для эффективного продвижения внедряемого варианта либеральной идеологии, является достижение порогового количества личностей, воспринявших ее принципы и призванных обеспечить начало перестройки общества.
Чем больше личностей будет вовлечено в процесс, тем эффективнее и быстрее начнет работать внедряемая в общество идеология.
Как показал опыт последних десятилетий, самым необходимым условием для внедрения той или иной либеральной идеологии, является наличие в подопытных странах, средств массовой информации, управляемых из единого центра.
Одновременно перед исполнителями проекта ставится задача по созданию мелких общественных и политических организаций, так называемых неправительственных организаций, в которых должен проходить процесс переформатирования сознания личностей первого эшелона, будущих активистов реформ.
Так шаг за шагом, идет процесс подготовки личностей и, он продолжается до тех пор, пока политики, по заказу которых и внедряется новая либеральная идеология, сочтут достаточным наличие критического объема активных личностей или групп, позволяющих приступить к задуманным трансформациям государства или экономики.
Но для того, чтобы дойти до понимания использования личности в качестве главного инструмента реформ, либеральным идеологам потребовалось немало времени.
В своих действиях современный либерализм не изобрел ничего нового. Он, как хороший ученик, использует те же знакомые теории, согласно которым движущими силами развития любого общества являются противоречия, возникающие между отдельными группами.
В мире может меняться все, но для государств, как сто и двести лет назад, основными движущими силами его развития или увядания, по-прежнему будут являться противоречия между сообществами собственников и производительных сил.
Правда и здесь у либерализма свой очень современный взгляд на эти процессы, отличный от классиков.
Дело в том, что постиндустриальная эпоха внесла свои корректировки в характеристики и расстановку сил, вступающих в противоречия. Это связано с тем, что темпы смены технологий в экономике, повлекли за собой перемены и в общественных отношениях, они стали более динамичными. Это привело к появлению значительных отличий современных противоборствующих сил, от подобных категорий, даже по сравнению с предыдущими десятилетиями. Но если экономика, общество, собственники и производительные силы интенсивно меняются, соответственно и противоречия внутри них и между ними, обретают новый смысл и выходят на качественно новые уровни.
Крах ранее существовавших идеологий, созданных для обслуживания коммунистической и капиталистической экономик, объясняется во многом тем, что они не смогли уловить суть этих перемен, не смогли вписаться в предложенные временем темпы и стали непригодными для управления общественными и экономическими системами.
Динамизм присущий современному либерализму, с его обращением к личности, дает ему возможность своевременно и адекватно оценить сложившуюся ситуацию с противоречиями и внести изменения в действующие модели. Тем самым, появляется возможность заблаговременно гармонизировать нарушенную стабильность отношений между сторонами, участвующими в экономическом или общественном процессе, или усугубить разрушительные процессы.
Возможности современного либерализма, позволяют ему заранее идентифицировать признаки наступления дисгармонии, а, следовательно, дать ключ к пониманию необходимых перемен в личности и наметить путь к ее перенастройке, для управления противоречиями между сторонами
То есть у современных либеральных идеологов существуют не только возможности выявления противоречий, но имеются рычаги, которые могут обеспечить создание конфликтной ситуации или выход из нее. Именно эти качества обеспечили востребованность со стороны политиков и элит
Немаловажным обстоятельством является и то, что либеральные идеологи имеют возможности заблаговременно определить условия, руководствуясь которыми можно приступить к разработке новых взаимоотношений, удовлетворяющих и, собственника и личность.
Это значит, что обе стороны должны будут согласится на принятие поправок в функционирующую общественную или экономическую модели.
При этом, либеральные идеологи должны сделать так, чтобы большинство, то есть производительные силы, были убеждены, что внесение изменений во взаимоотношения, происходило при их участии.
Обычно, при разработке изменений, ведущая роль отводится более подготовленному сообществу собственников, являющихся правящим меньшинством.
Поэтому иллюзия сотрудничества должна присутствовать, иначе со стороны неподготовленного большинства, будет непонимание и даже отрицание, какого-либо варианта построения новых отношений в обществе.
В идеальном варианте вероятность неприятия большинством решений, принятых меньшинством, должна быть минимальной или вообще отсутствовать.
Такая постановка вопроса при использовании прежних идеологий просто нереальна, поэтому разногласия между правящими элитами и производительными силами, могли затянуться на долгие годы.
Вот здесь и вступает в работу ультра-либерализм с его возможностями, который снимает все вопросы по согласованиям.
Ультралиберальные программы позволяют провести предварительную подготовку общества или производительных силы, путем внедрения в них, тех самых переформатированных личностей, что обеспечивает быстрое принятие компромиссного решения. Эффективность данного подхода подтверждается результатами цветных революций.
И если с производительными силами вопрос решается путем их переформатирования через подготовленные личности, то существует еще одно препятствие, которое должно быть преодолено.
Оно присутствует в самих элитах и также требует выработки компромиссного решения. Это необходимо, потому что конечные условия реформ должны удовлетворить интересы всех участников, в том числе и собственников. А их интересы характеризуются постоянным конфликтом, потому что они, как и общество, находятся в движении, претерпевая при этом существенные изменения в интересах. Эти разногласия должны быть учтены в новой модели взаимоотношений. Но меньшинству гораздо легче договориться, чем большинству.
Надо отдать должное идеологам современного либерализма. Они раньше всех поняли, что отношения конфликтующих сторон принципиально изменились за последние пятьдесят лет и что для их разрешения требуются новые подходы.
В чем же они оказались более прозорливы?
К. Маркс, который до сих пор для многих экономистов является основным путеводителем по капитализму считал, что конфликты в обществе происходят из-за противоречий между трудом и капиталом. Это является справедливым и сегодня. Но при признании справедливости вывода следует помнить, что в работах К. Маркса, жившего в 19-м веке, труд олицетворял обезличенные человеческие производительные силы, а капитал, обезличенное многочисленное сообщество собственников.
Со взглядом К. Маркса на взаимоотношения сторон можно было соглашаться до той поры, пока конфликтующие стороны не вышли на уровень развитого капитализма, а потом и постиндустриального общества.
Современный капитал трансформировался до такой степени, что предстает перед нами в штучном виде транснациональных промышленных и финансовых монополий, принадлежащих небольшому количеству семей.
Теперь главных собственников мы знаем поименно и знаем кто из них оказывает решающее влияние на политику и экономику и от кого зависит изначальный поиск выхода из кризисных ситуаций.
В соответствие с новыми обстоятельствами претерпело изменения и понятие собственника, но скорее в политическом плане.
С политической сцены ушли собственники чьи капиталы, независимо от их объема, представляют предметы и средства, используемые в быту для их личного пользования. Они по-прежнему остаются собственниками в юридическом понимании этого слова, но в своем большинстве являются важными, но все же наемными работниками, а их участие в политической жизни стало практически незаметным, а точнее сказать предсказуемым.
Неуклонно снижается количество мелких собственников и такими темпами, что это обеспокоило даже западных политологов. Процесс связан с тем, что доминирование транснациональных монополий привело к вытеснению мелкого капитала из производительных отраслей и к полной зависимости оставшихся мелких собственников от крупного капитала. В жестких конкурентных условиях выживают только те, кто обслуживает направления, которые им выделили монополии.
То есть ускорившиеся в конце двадцатого века глобализационные процессы, привели к совершенно новому характеру противостояния. Оно съежилось до противостояния двух сторон, персонифицированного крупного капитала с одной стороны и остального сообщества, представленного теперь всеми наемными производительными силами и мелкими собственниками.
Именно это новое качество противоречий, олигархического меньшинства против остального мира и уловили либеральные идеологи.
Они предложили правящим элитам свое понимание произошедших изменений, которые даже при всей полноте власти, сосредоточенной у олигархов, не предвещало им ничего хорошего в будущем. Либералы сумели заставить элиты задуматься о будущем и консолидироваться для выработки стратегии по защите собственных интересов.
Чем же убедили либеральные идеологи современные правящие элиты. А тем, что разъяснили суть нового и очень опасного противостояния между ними и производительными силами.
Самым главным открытием для правящих элит стало то, что улучшавшиеся условия наемного труда и появившееся свободное время, позволили работнику уйти от животного состояния и осознать себя, как личность, со всеми вытекающими последствиями.
Он по-прежнему остался наемным работником, но стал более образованным, а самое главное, он стал в состоянии самостоятельно оценивать действия элит и создаваемые ими проблемы.
Ему практически стали не нужны посредники, даже в виде профсоюзов и он оказался в состоянии сформулировать требования к собственнику-хозяину
Появился еще один фактор, работающий не на пользу правящим элитам, образованность наемного работника.
Техническая революция и новые технологии повысили зависимость конечного экономического результата и интересов крупного собственника от деятельности высокопрофессионального работника. То есть значительно выросла значимость отдельного работника в формировании конечной прибыли, а, следовательно, возросло его влияние на эту прибыль.
Осознание подобного влияния производительных сил не сразу, но пришло к собственникам и в этом им помогли либеральные идеологи.
Это было не простым делом, потому что технические революции повлияли не только на производительные силы, которые ощутили себя в более весомом качестве. Прогресс изменил и менталитет собственников, перед которыми глобализация открыла перспективы получения неограниченных прибылей и сформировала у собственников чувство неконтролируемой сверх жадности.
То есть мир кардинально изменился, но на первом этапе глобализации, это как-то осталось незамеченным. Все шло по инерции – по старому кейнсианскому сценарию, согласно которому подразумевалось, что и собственники, и производительные силы получали каждый свое в рамках ранее существовавшей модели государственного регулирования в перераспределении прибыли.