4. изготовители табачных изделий С. Габай, Н. Попов, А. Богданов, А. Шапошников.
Первыми заказчиками рекламных плакатов стали отечественные производители табака и папирос. В Москве первенство принадлежало С. Габаю и Н. Попову, а в Петербурге главенствовали А. Богданов, А. Шапошников. Появление папирос было сродни революции. К началу XX века табачная торговля стала одним из самых выгодных коммерческих предприятий. Первое упоминание папирос встречается в циркуляре Министерства финансов России от 29 апреля 1844 года. Очень быстро папиросы завоевали огромную популярность как более «современные», «демократичные» и «либеральные». Производители табака не жалели денег на рекламу, стараясь привлечь внимание потребителей к новому товару. На афишах с сигаретной и папиросной рекламой чаще всего изображались представители низших сословий, которые в восторге смотрят на рекламу папирос «20 шт. за 5 коп.».
Русская реклама конца XIX – начала XX века не могла остаться в стороне от художественных тенденций этого периода в России:
– «серебряный век»;
– образная стилистика российских плакатов отличалась притязанием на «богатый, красивый вид», броскостью и наглядностью;
– русская рекламная графика в стиле модерн.
Модерн – стиль, прежде всего, дизайнерский. Название утвердилось на Парижской выставке 1900 г. Для модерна характерно:
– эстетизация, украшение действительности, мира вещей;
– форма в искусстве важнее содержания (любое, самое прозаическое содержание (например, кастрюля) может быть представлено в высокохудожественной форме);
– источником «новой формы» стали природа и женщина;
– модерн – стиль женский;
– утонченность, изысканность, одухотворенность, изменчивость;
– набор цветов – блеклые, приглушенные: преобладание плавных, сложных линий; набор символов – причудливые цветы, морские редкости, волны;
В рекламной графике тех лет появляется своеобразный «коммерческий стиль». Прием продвижения товара был прост: выделялась компания-производитель, а зрительный ряд плаката дополнял рекламное предложение. Рекламная графика – продукт в первую очередь коммерческий, а не произведение искусства, искусство формирует эстетический идеал, а главная задача рекламы – привлечь внимание потенциального потребителя. Тем не менее, на рубеже XIX – XX вв. в России появилось немало замечательных образцов наружной рекламы. Их можно назвать произведениями искусства, отразившими дух времени: плакаты духов товарищества «Брокар и Ко» (московская парфюмерная фабрика «Новая Заря»), пива и водки «Калинкин», кондитерских изделий товарищества «А. И. Абрикосов и сыновья». Рекламирование становится доступным не только гигантам рынка тех лет (фабрике «Эйнем» или товариществу «А. И. Абрикосов и сыновья), но и менее состоятельным купцам и промышленникам. К концу XIX века следование фирменному стилю отличало процветающие торговые дома и производственные предприятия. В 1900 году на всемирной выставке в Париже за огромный ассортимент и превосходное качество шоколада, русская фабрика «Эйнем» получила высшую награду – Гран-при. «Эйнем» был самым популярным шоколадом начала ХХ века.
К плакатному творчеству на рубеже веков приобщаются художники «Мира искусства» (1898—1924 гг.), в первом десятилетии XX века сторонники неорусского и неопримитивистского художественных течений создают эффектные образцы рекламного плаката. Внедрение в жизнь киноискусства и сопровождавшего его киноплаката в последние годы перед Первой мировой войной вывело на широкую арену образцы фоторекламы.
К последней трети XIX века получают распространение малые формы рекламы: этикетки, открытки, вкладыши, программки, визитки, представлявшие собой художественные миниатюры и умело подкреплявшие престиж соответствующей фирмы. Примерно в это же время улицы пополняются афишными тумбами и столбами, которые были изобретены специально для театральной рекламы. Постепенно и коммерческие объявления, и плакаты стали размещаться на этих носителях. Появляется реклама на конках и трамваях.
В 1917 г. был принят Декрет о монополизации рекламы, теперь только государство могло принимать рекламные объявления в печать и декрет служил скорее политическим целям. Само установление подобных правил, по мнению историков, отбрасывало Россию на полстолетия назад, к временам, предшествовавшим реформам 60-х гг., когда также существовала государственная монополия на публикацию частных объявлений. Была введена строжайшая экономия бумаги, сокращено число периодических изданий. Вспоминать о необходимости коммерческой рекламы в молодой стране начали только в 20-е гг. для развития товарооборота между городом и деревней.
Можно выделить следующие этапы развития рекламы в СССР:
1) реклама периода НЭПа;
2) реклама предвоенного периода и периода ВОВ;
3) реклама послевоенного периода;
4) реклама позднего СССР 70-80-х гг.
Во время НЭПа (1921—1929 гг.) наблюдалось активное развитие рекламы, так как создалась уникальная ситуация: промышленность, конкурируя с частным сектором, вышла на рынок через государственные тресты и синдикаты, которым в борьбе за потребителей пришлось отдать должное возможностям рекламы. Власти пересмотрели отношение к рекламе. В начале 20-х гг. начали исправлять эти ошибки, а именно – легализовали свободную торговлю, разрешили мелкое и среднее частное предпринимательство. Советская власть стала возлагать надежды на кооперативное движение, которое являлось важным стимулятором рекламной деятельности, в первую очередь коммерческой рекламы. 22 ноября 1921 г. газета «Известия» сообщила: «Открыт прием объявлений. Объявления принимаются от государственных учреждений, кооперативных объединений, а также от частных лиц». С 1921 г. реклама была объявлена связующим звеном между городом и деревней, промышленностью и торговлей.
Ведущим центром распространения торгово-промышленной рекламы стала государственная контора объявлений «Двигатель», созданная при газете «Экономическая жизнь» (1923—1926 гг.). Она координировала всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей. Были организованы другие советские рекламные агентства: «Рекламтранс» (при Наркомате путей сообщения), коммерческое агентство «Связь» (при Наркомате почт и телеграфов, почтовая реклама); «Викреклама» (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах); «Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промышленных предприятий); «Мосторгреклама» (при Бюро по торговой рекламе, реклама на индивидуальных потребителей). Подобная конкуренция обеспечила многообразие рекламных форм и жанров в данный период.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. подробнее: Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. 3-е изд. доп., – М.: ЮНИТИ, 2012; Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. – М., 1994.
2
ОГуинн Томас С., Ален Крис Т. Семеник Дж. Р. Реклама и продвижение бренда. СПб.: Нева, 2004. С.96—98.
3
ОГуинн Томас С., Ален Крис Т. Семеник Дж. Р. Реклама и продвижение бренда. СПб.: Нева, 2004. С.96—98.
4
Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2003. С.82—83.
5
Офеня – странствующий по деревням торговец мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками. У офеней развился особый условный язык (офенский). Наименование «офеня» позже прикрепилось главным образом к книготорговцам.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги