Книга Крым-42. Керченско-Феодосийская операция - читать онлайн бесплатно, автор Александр Валерьевич Неменко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Крым-42. Керченско-Феодосийская операция
Крым-42. Керченско-Феодосийская операция
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Крым-42. Керченско-Феодосийская операция

– 4-я горнострелковая бригада (рум.);

– 3-й мотополк (8-й кавбригады);

– части ПВО, подчиненные армии.

Одновременно с этим, на Феодосию была переключена вся армейская авиация. В 9.35 командованием 11-й армии было принято решение о переброске 30-го корпуса из-под Севастополя к Феодосии. 29.12.41 г. к вечеру должны были отправиться:

– один полк 170-й ПД;

– 70-й пионерный батальон;

– 2-я батарея 2-го учебного полка (с боезапасом);

– батарея 154-го артдивизиона (с боезапасом).

Одновременно с этим, 213-й пехотный полк получил приказ из Геническа как можно быстрее двигаться к станции Джанкой, после чего по железной дороге двигаться к станции Владиславовка. 22-й батальон ПВО получил приказ срочно двигаться в том же направлении. Началось соревнование в скорости между советским десантом и немецкими частями.

Кто же высаживался в Феодосии? Первый советский бросок, состоявший из бойцов 9-й бригады морской пехоты («отряд Айдинова») занял Феодосийский порт. Второй отряд, под командованием капитан-лейтенанта А.М. Шермана, ранее планировавшийся к высадке в Коктебеле, также был высажен в Феодосии.

Всего с катеров высажено 266 десантников первого броска. Затем началась перевозка личного состава с крейсеров морскими охотниками. Всего было перевезено с крейсеров личного состава: 1100 человек с «Красного Крыма» и 323 с «Красного Кавказа». С крейсеров высаживались бойцы 633-го полка 157-й стрелковой дивизии и 251-го ГСП.

Сохранился перевод на немецкий язык трофейного советского приказа, содержащего план высадки. С крейсера «Красный Кавказ» должен был высаживаться 3-й батальон 633-го полка с 4 батареей 25-го артполка 2-й ротой минометного батальона и саперной ротой. Но эти данные не стыкуются с «Отчетом…» Черноморского флота по операции, который утверждает, что на его борту находился основной состав 251-й ГСП[17].

На борту «Красного Крыма находился 1-й батальон 633-го полка, 5-я батарея 256-го артполка, 1-я рота минометного батальона, саперная рота дивизии.

Транспорт «Кубань», имела на своем борту 2-й батальон 633-го полка (1587 человек), артиллерийский дивизион (8x76 мм и 4x122 мм), трактора, автомашины, радиостанции. На эсминцы и тральщики грузился 251-й ГСП.

После получения сигнала с катера «СКА-013», в 4 часа 26 минут в порт вошел тральщик № 14 («Щит») с личным составом группы А.М. Шермана, а за ним, в 4 ч. 40 минут ЭМ «Шаумян». Высадка личного состава прошла быстро, но никто не предусмотрел, того факта, что выгружать 76-мм орудия и 107-мм минометы будет некем и нечем, что и вызвало задержку с разгрузкой эсминца «Шаумян». Спустя 15 минут в порт вошли «Незаможник» и «Железняков». При швартовке эсминец «Незаможник» на скорости 8 узлов врезался носом в пирс (по официальной версии не сработал машинный телеграф, что маловероятно, учитывая его надежность).

На эсминце «Шаумян» была сбита грот-мачта, на «Железнякове» было попадание в салон флагмана. «Незаможник», свернувший себе форштевень, был отправлен в Новороссийск. После чего в 7 ч. 20 минут к причалу встал транспорт «Кубань». К этому времени немецкие пехотные орудия 14-й роты 186-го полка вели интенсивный обстрел порта навесным огнем.

Под непрерывным артиллерийским и минометным огнем транспорт вошел в порт и ошвартовался у Широкого мола, к причалу № 5. При подходе в судно угодили два снаряда: один разорвался вблизи шлюпочной палубы, другой – у четвертого трюма. 32 десантника были убиты, свыше 30 получили ранения. В районе машинного отделения начался пожар, но экипаж быстро потушил его. Выгрузка транспорта была завершена в 11 часов 30 минут, после чего транспорт в сопровождении тральщика № 14 вышел из порта. При выходе из порта в грузовую стрелу попал снаряд, осколком был убит капитан транспорта Вислобоков, ранено 5 человек. Тяжелая артиллерия, тягачи и автомобили остались на борту крейсеров, выгружать ее было нечем: портовые краны были взорваны еще при отступлении советских войск в ноябре 1941 г.

Серьезным просчетом операции можно считать решение принять десант на крейсера артиллерийской поддержки. Если небольшие эсминцы-»новики» смогли самостоятельно ошвартоваться и высадить десант, то для больших кораблей это оказалось непосильной задачей.

Все это время с наружной стороны Широкого мола продолжались попытки ошвартовать крейсер «Красный Кавказ». По плану крейсер должен был с началом высадки ошвартоваться левым бортом к внешней стороне Широкого мола и высадить десант.

В 5.02 крейсер подошел к Широкому молу, и тут же, спустя 5 минут получил первое попадание в район дымовой трубы, в результате чего возник пожар. Швартующийся крейсер представлял собой прекрасную мишень, и в 5 часов 20 минут крейсер, получил еще одно попадание в переднюю часть 2-й башни, в результате чего произошло возгорание зарядов, и возникла угроза взрыва погребов. Погреба затопили, а пожар был ликвидирован благодаря мужеству личного состава. Спустя 2 часа (!) крейсер наконец удалось ошвартовать, но не так, как планировалось, а правым бортом, под углом к причалу, заведя два швартовых конца и отдав один якорь.

О выгрузке техники при такой швартовке речь уже не шла, и, высадив личный состав, в 8 часов 08 минут крейсер, отклепав якорную цепь, вышел в залив. За время высадки крейсер получил попадания 12 снарядов и 8 мин, было убито 27 и ранено 66 человек.

Второй крейсер «Красный Крым», вынужденный стоять неподвижно для высадки десанта, в 7 часов 15 минут получил попадание немецкого 15-см снаряда в щит орудия. В течение часа крейсер получил еще 7 попаданий, в результате чего были разбиты три 130-мм орудия и три 45-мм пушки, погибло 10 человек, ранено 17[18].

В 9 часов 30 минут крейсер закончил высадку, и отошел мористее. В результате высадки были потеряны два больших моторных баркаса.

По данным противника, к 15 часам 29 числа в порту Феодосия «выгрузился один полк без артиллерии. В порту наблюдается один тяжелый крейсер и пять малых боевых кораблей».

В советской оперсводке (22 часа 29.12.41 г.) указано: «Десантный отряд в составе 663-го (опечатка, на самом деле 633) СП, 251-го ГСП, батальона морской пехоты, двух батальонов 716-го полка (157-й дивизии), усиленные двумя полковыми батареями, и вторым дивизионом 256-го артполка, к 12 часам овладел Феодосийским портом…». Это был первый бросок десанта.

К сожалению, высадка немедленного мощного продолжения не получила. Транспорты начали подходить только к ночи.

Кроме того, тяжелую технику и часть боезапаса выгрузить не удалось. Из-за этого наступление забуксовало. Порт не был прикрыт зенитной артиллерией, лишь сутки спустя на берег, для защиты порта, была выгружена зенитная 76-мм батарея. Корабли десанта артиллерийской и зенитной поддержки не оказывали, т. к. после выгрузки они отошли мористее.

Немцам из-за погодных условий организовать помощь «Штук» не удалось. По корабельным целям действовали, Не-111. Сначала советские корабли атаковали 8 самолетов Не-111, затем еще семь. Результат атаки – один потопленный морской охотник. Следующий налет был совершен шестью Ю-88, бомбы легли поблизости от кораблей, но прямых попаданий не было. Потери немцев – один «Хейнкель», по немецким данным погибший по техническим причинам.

Удар пришелся 11-й армии «под дых», и если бы операция была подготовлена тщательнее, то эффект от нее был бы намного выше. В штабе немецкой 11-й армии царило состояние, близкое к панике.

Командующий немецким 42-м корпусом Х. граф фон Шпонек получив информацию о том, что в Феодосии началась советская высадка, запросил разрешение на отход, дабы не быть отрезанным от основных сил. Командующий 11-й армией Э. фон Манштейн своевременно ответ не дал, якобы он дал его спустя несколько часов, запретив отход, но на его радиограмме нет отметки о приеме радиста штаба 42-го корпуса. По официальной версии, к этому времени 42-й корпус свернул свой радиоузел, и начал отступление с Керченского полуострова.

В связи с тем, что радиоцентр немецкого 42-го корпуса закрыл радиовахты, командование 11-й армии не имело сведений о частях, подчиненных корпусу: 46-й ПД, 8-й румынской кавбригаде (4 и 2-й кавполки). Не было сведений о румынском «мотополке Р. Корнэ», направленном в помощь корпусу.

Лишь в 15 часов, после того, как 42-й корпус вновь вышел на связь, обстановка для немцев прояснилась.

По данным доклада 42-го и румынского горного корпуса в штаб 11-й армии ситуация складывалась следующая:

– румынская 8 кавбригада, двигавшаяся на Керченский полуостров, в помощь 46-й ПД, не зная о высадке в Феодосии, вышла 4-м кавполком в район Владиславовки 2-м кавполком на южный берег Керченского полуострова;

– отступающая 46 ПД достигла Марфовки – Ново-Николаевки;

– мотополк Р.Корнэ, двигаясь из Симферополя, подходил к Карасу-Базару;

– 3 мотополк (рум.), снятый с противопартизанских мероприятий, находился в Карасу-Базаре.

К этому моменту в составе «группы фон Альфена» (исходя из данных отчета) находились:

– 46-й корпусной моторизованный пионерный батальон;

– 902-я команда штурмовых лодок (около 100 человек);

– 2-й батальон 617 инженерного полка (505-й батальон);

– дорожно-строительная рота;

– батарея 2-го учебного артиллерийского полка (две гаубицы);

– батарея 147-го берегового артдивизиона (3./Heeres-Küsten-Artillerie-Abteilung 147), имевшая 4 пушки калибром 10,5 см;

– личный состав взвода 240-го противотанкового дивизиона (без двух пушек, оставшихся на молу и захваченных советскими войсками);

– части полевой жандармерии.

В 16 часов был издан приказ по 11-й немецкой армии, по которому румынскому горному корпусу подчинялся 42-й корпус с задачей сбросить противника в районе Феодосии в море. Для этого румынскому горному корпусу подчинялись:

– боевая группа фон Альфена в составе остатков 46-го пионерного батальона (15 ручных пулеметов), 14-я (артиллерийская) рота 186-го полка, остатки 1-го дивизиона 77-го артполка (две 15-см гаубицы), 2-й дивизион 54-го артполка, 3-я батарея 147-го берегового артдивизиона;

– 4-я горнострелковая бригада румын (находилась на марше в Коктебеле);

– 3-й мотополк (в 13 часов вышел из Карасу-Базара в направлении Феодосии);

– 8-я румынская кавбригада и мотополк Р. Корнэ (на тот момент полки проходили Парпач)[19].

Противник создавал кольцо вокруг Феодосии, используя (в основном) румынские кавалерийские части и румынскую же моторизованную кавалерию, пользуясь ее мобильностью. Пока еще никакого сплошного фронта не существовало, были лишь отдельные заслоны на дорогах.

Вечером 29.12.41 г. в Феодосийский порт начали входить корабли с первой группой первого отряда основных сил десанта. 29.12.41 г. в 22.10 в Феодосийский порт вошел пароход «Шахтер»[20], который имел на борту разведроту, 3-й батальон 814-го полка, ряд более мелких подразделений. Всего на транспорт были погружены 1546 человек, 100 лошадей, 6 автомашин ГазАА, 6 повозок, 2 полевые кухни. Первой выгрузилась разведрота, выгрузка матчасти была закончена в 5 утра.

29.12.41 г. в 22:20 в бухту вошел транспорт «Ташкент»[21]. В связи с тем, что в порту отсутствовали буксиры, корабли пытались ошвартоваться самостоятельно. Сильным отжимным ветром транспорт «Ташкент» стало наваливать на следовавший за ним «Красный Профинтерн». Все дело в том, что большой корабль, имея малый ход, становится почти неуправляемым. Дать ход вперед было невозможно, впереди был причал. Чтобы избежать столкновения, капитан К. И. Мощинский принял единственно правильное решение, дав ход назад, и, пройдя мимо «Красного Профинтерна», вышел в акваторию порта, но, затем снова потерял ход и был прижат к защитному молу с внутренней стороны. Учитывая отсутствие буксиров, в 2 часа 30 минут было принято решение выгрузить личный состав на защитный мол. Транспорт выгрузил 2815 человек 1-го и 2-го батальона 509-го стрелкового полка, медсанбата и химроты. Выгрузка личного состава была завершена к 11 часам 30.12.41 г. На борту оставалась только техника и тяжелое вооружение: 64 лошади, 6 ед. 45-мм пушек, 3 ед. 76-мм полковых пушек, 9 машин ГазАА.

29.12.41 г. в 22 часа 30 минут ошвартовался «Красный Профинтерн»[22] транспорт без проблем выгрузил к 5 часам утра 30.12.41 г. часть 818-го стрелкового полка, без 3-го батальона (86 лошадей, 6 ед. 45-мм пушек, 3 ед. полковых 76-мм пушек, 9 машин ГазАА), всего 1400 человек.

29.12.41 г. в 23 часа в порт начали входить транспорты 2-й группы 1-го отряда: «Зырянин»[23] и «Ногин»[24]. Первый ошвартовался к внутренней части Широкого мола, второй в глубине бухты, к причалу № 9. Транспорт «Жан Жорес»[25] ошвартовался не входя в бухту к внешней стороне Широкого мола.

«Зырянин» имел на борту 3-й батальон 818-го полка, 2-й дивизион 687-го артполка, три штаба (штаб 818-го полка, штаб бронетанковой роты, штаб артполка). Всего было загружено 1426 человек, 111 лошадей, 8 ед. 76 мм дивизионных пушек, 4 ед. 122-мм гаубиц, 8 спецмашин (радиостанции), 5 повозок 20 т боеприпасов.

«Ногин» имел на борту 2-й батальон 814-го полка (без двух рот), минометный дивизион, противотанковый дивизион, ряд более мелких подразделений. Всего на транспорт было погружено 1000 человек, 89 лошадей, 14 ед. 45-мм орудий, 22 машины, 10 тракторов, 5 тонн боеприпасов.

«Жан Жорес» имел на борту 1-й батальон 814-го полка, штаб стрелкового полка, 1-ю батарею зенитного дивизиона, две бронетанковых роты. Всего на транспорт были погружены 20 танков Т-26, 1200 человек 20 лошадей, 3 ед. 76-мм зенитных орудий, 2 ед. 122-мм гаубиц, 23 машины ГазАА, 9 машин ЗиС-15, 5 спецмашин, 2 прицепа, 8 тракторов СТЗ, 3 повозки, 76 тонн боезапаса[26].

В 23 ч. 56 м. к борту крейсера «Красный Кавказ», находившегося на рейде, для приема раненых подошел эсминец «Железняков». Перегрузка не удалась из-за сильной зыби. Командир эсминца получил приказ дождаться разгрузки транспортов 2-й группы 1-го отряда и следовать вместе с ними. Командир эсминца приказ не выполнил и, уже в 3 часа ночи, не дождавшись транспортов, взял курс на Новороссийск.

Утром 30-го выгрузка продолжалась. Советское командование достаточно динамично наращивало группировку в районе Феодосии. Пока все шло по плану, без особых потерь.

«Зырянин» разгрузился к 6 утра 30.12.41 г. и, утром вместе с двумя транспортами 1-й группы («Шахтер» и «Красный Профинтерн»), убыл в Новороссийск.

Тральщик «№ 11», он же, Т-401, сопровождавший транспорты 2-й группы 1-го отряда «Шахтер», «Ташкент» и «Красный Профинтерн», в 14:57 30.12.41 г. был направлен в бухту Двуякорная. Отразив атаку двух самолетов, экипаж тральщика снял с крейсера «Красный Крым» штаб генерал-майора Дашичева и высадил его на Широкий мол.

Утром 30.12.41 г. прибыла паровая шхуна «Азов» (капитан Ф.Г. Родити), ошвартовавшаяся к внешней стороне Широкого мола. Этот транспорт 1929 года постройки, являлся стандартной Азовской шаландой, с грузоподъемностью около 800 т и скоростью хода всего 6,5 узлов. На нее погрузили тылы 157 дивизии (сокращенного состава) 300 бойцов, 84 лошади, 6 автомашин, 20 повозок. После выгрузки, в 14 часов транспорт подошел к крейсеру «Красный Кавказ» и перегрузил к себе остававшуюся материальную часть (три 76-мм пушки, 16 автомашин, боезапас). Выгрузка принятой материальной части была завершена к 22 часам 30-го числа.

В 30.12.41 г. в 16 часов 20 минут, в порт вошел отдельно следовавший транспорт «Анатолий Серов» (капитан А. А. Орлов), ошвартовавшийся в бухте к причалу № 12. Транспорт, из-за плохой организации погрузки, прибыл полупустым, он принял на борт лишь 3-й батальон 509-го СП и ряд более мелких подразделений, всего: 660 человек, 83 лошади, 50 грузовых и 7 легковых автомобилей. Транспорт очень быстро разгрузился и уже в 22 часа вышел в обратный рейс.

«Ногин» разгрузился к 16 часам 30.12.41 г., «Жан Жорес» к 22 часам. В ночь с 30 на 31 декабря оба транспорта вместе с паровой шхуной «Азов», закончившей выгрузку матчасти, убыли в Новороссийск.

Днем 30.12.41 г. транспорт «Ташкент», закончив выгрузку личного состава на защитный мол, попытался самостоятельно перешвартоваться к причалу для выгрузки техники. Решение было вынужденным, т. к. за прошедшие сутки буксиры не подошли. Двигаясь по бухте, транспорт намотал притопленные боновые сети, дрейфовавшие по бухте, на винт, и снова потерял ход. Пароход был снова прижат ветром к защитному молу.

Около 20 часов 30.12.41 г. в Феодосийский порт вошел ледокол «Торос», который в 22 часа отбуксировал «Ташкент» к молу № 12. В 23:30 началась выгрузка материальной части и техники с транспорта.

Противник пытался помешать высадке с помощью авиации. По данным 4-го немецкого авиакорпуса: «I/KG 27 нанесла удар 5 «Не-111» по порту Феодосия и морским целям в районе порта. Одна авиабомба попала в мол рядом с бортом транспорта, водоизмещением 4–6 тыс. т остальные легли на расстоянии 30—100 м от кораблей в гавани и крейсера». Вторая атака была произведена двумя «Ю-88» из I/KG51 следующая атака велась 4 «Ю-88» из III/KG51. Следующую атаку произвели пять самолетов «Ю-88» из того же воздушного соединения.

Немецкие «Штуки» (пикирующие бомбардировщики Ю-87) нанесли удар по советским войскам, двигающимся из Феодосии в западном направлении. Всего в этот день совершили вылеты 30 бомбардировщиков (из них 6 «Штук») и 4 истребителя. Потерян один Ю-88.

Пока корабли, выгружающие войска, потерь не несли: высадку прикрывала зенитная артиллерия крейсера «Красный Кавказ».

В 19 часов крейсер «Красный Крым» вместе с эсминцем «Шаумян» взял курс на Новороссийск. В Феодосии оставался только крейсер «Красный Кавказ», один эсминец, один морской охотник и два БТЩ.

Примерно в это же время в квадрат ожидания Феодосийского порта подошла 2-я группа 2-го десантного отряда («Курск», «Красногвардеец», «Фабрициус») в охранении эсминца «Способный» и трех катеров типа «МО».

В 21 час в эту же точку подошли транспорты 1-й группы 2-го отряда «Димитров» (капитан Л.С. Борисенко) и «Калинин» в охранении эсминца «Сообразительный», БТЩ № 25 (он же «Взрыв», он же Т-410) и трех катеров типа «МО». Все транспорты до 24 часов находились в квадрате ожидания.

В директиве фронта на операцию № 1696 (и.8. и.и.»в») указывалось, что ВВС фронта и ЧФ должны обеспечить прикрытие высадки. В боевом приказе № 1 оп (пункт 3, подпункт «м») указывалось: «прикрывать пункты сосредоточения и посадки войск… пункты высадки прикрывают ВВС фронта». В документах пока не удалось найти причину такого разделения. Возможно, флот самостоятельно принял это решение.

При захвате Феодосии в качестве трофеев были взяты: три исправных баржи, четыре катера, три исправных сейнера, 5 зерновых складов с зерном, 400 автомашин, два склада с боезапасом, 800 винтовок, 4 орудия 105 мм, два орудия 37 мм, гаубица 150-мм чешская, гаубица 150 мм немецкая, 34 миномета 18 пулеметов, 30 тыс. патронов, 900 гранат. Отбито 2000 пленных красноармейцев.

В течение дня 30.12.41 г. немецкие части двигались, создавая кольцо вокруг Феодосии. Пока, в районе города вели эпизодические бои с высадившимися советскими частями только подразделения «группы фон Альфена», и подошедшие первыми румынские кавалеристы. Чуть позже подтянулись другие части: усиленный 213-й полк (два батальона, пионерная рота, артдивизион 10,5-см гаубиц), 4-я горнострелковая бригада румын (два батальона).

Из журнала боевых действий 42-го корпуса: «30.12.41 г. С 9:10 начался удар перед фронтом 4-й ГСБр, поддерживаемый танками. Из-за нехватки боеприпасов 8-я кавбригада перешла к обороне. Прибыли 3-й мотополк, 8-я бригада, 4-я румынская бригада, 240-й ПТ дивизион, 3-й батальон 213-го полка». Действительно, советская 236-я дивизия, высадившись, немедленно начала наступление при поддержке танкового батальона.

Из переговоров 11-й армии с подчиненными частями[27]:

15:45 Штаб армии в штаб Горного корпуса: «Румынская 4-й ГСБр собирается в Старом Крыму. 1 немецкая рота удерживает Карагоз. Из Дальних Камышей русские продвигаются в северо-западном направлении к Владиславовке. 173-й дивизион подтягивается. Задача 46-й ПД удержать позиции и продвигаться на юго-запад».

16:45 Начальник штаба 11-й Армии в штаб корпуса: «Высадившийся противник любой ценой должен быть уничтожен. Вам придается 22-й батальон ПВО, один моторизованный пионерный батальон, и 4 тяжелых батареи». Манштейн (лично) 46-й ПД: «По возможности, двумя полками выйти в район Кой-Ассан».

18:30 42-й корпус – румынскому горному корпусу «Удерживайте выходы из гор восточнее Старого Крыма, вам придаются 4 тяжелых батареи из 30-го корпуса».

21:20 донесение в штаб армии от 46-й ПД: «97-й полк вышел в 19 часов в район севернее Кенегеза, два других полка с утра донесений не передавали. В 18.30 слышен шум боя южнее Владиславовки. В штабе дивизии наблюдают панику, которая начинается во Владиславовке».

Противник пытался выстроить линию обороны вдоль бывшего советского оборонительного рубежа (противотанкового рва), занимая оборону с другой стороны. Оборона выстраивалась по линии р. Чурук – Су по линии Старый Крым – Капусталык (совр. Садовое) – Асан-Бай (совр. Изобильное) – Сеит-Эли (совр. Журавки) – Сеит-Асан (район совр. Василькового) и далее до берега моря. Линия имела достаточно большую протяженность, и немецко-румынским войскам удавалось занять лишь узлы обороны на этой линии. В том случае, если бы операция велась, так как запланировано, и высадка была бы одновременной, и этих заслонов бы не было.

Высадившиеся к этому моменту в Феодосии советские части имели в своем распоряжении 20 легких танков, но не имели автотранспорта, снарядов, бензина для быстрого броска вперед. Части, высаживающиеся в Керчи, тоже опаздывали.

Остатки Керченского десанта, состоявшего из 83-й бригады и 224-й СД, были небоеспособны. Исключение составлял небольшой отряд из состава 83-й МСБр, численностью около 300 человек. Осуществлялась высадка остатков 302-й ГСД и 105-го ГСП с кораблей контр-адмирала Абрамова.

Осуществлялась переправа артиллерии и двух не высаженных батальонов 224-й СД. 12-я стрелковая бригада начала погрузку на Таманском берегу. 390-я СД прибыла в Темрюк для погрузки на корабли.

Их снабжение было осложнено погодными условиями. Как пишет генерал Смирнов-Несвитский, бывший начинж фронта: «30 декабря в штаб фронта стали поступать данные о начале ледохода в Керченском проливе, но суда еще продолжали совершать рейсы. В ночь на 31 декабря в штаб фронта пришло телеграфное донесение начальника инженерных войск 51-й армии полковника В.П. Шурыгина о начавшемся интенсивном ледоходе в проливе. Суда, попавшие в ледоход, стали неуправляемыми, начали дрейф вместе со льдом, некоторые из них прибило к берегам. На утро это сообщение было подтверждено донесением флота. В нем сообщалось, что транспорты и суда, находящиеся в портах и причалах Таманского полуострова, выйти не могут; принимаются меры по оказанию помощи судам с войсками, совершающим переход морем»[28]. По состоянию на вечер 30.12.41 г. в район Керчи успели переправить только части 302-й стрелковой дивизии и 105-го ГСП.

31-го числа противник продолжал отступление 46-й ПД с полуострова. Дивизия должна была около полудня выйти на линию Корпечь – Харциз Шибань, т. е. оторвавшись от советских частей, она уже находилась на выходе с Керченского полуострова.

При взятии Керчи советскими войсками были взяты трофеи. Часть захваченных трофеев, оказались нашим же вооружением, захваченным противником в ноябре. Так, в Керченской крепости в руки советских войск вернулся склад с авиационным боезапасом. В обнаруженном складе найдено: патронов винтовочных – 20 ящиков, патронов ШКАСовских 665 ящиков, различных авиабомб 1470 шт.

В другом складе на территории крепости было обнаружено 1320 шт. 45-мм снарядов. Калибр так же совсем не немецкий. На немецком же складе нашли 2100 шт. 37-мм снарядов, 2187 минометных мин (50 и 81-мм) 600 ручных гранат.

В числе трофеев 51-й армии (по подсчетам трофейной комиссии) было захвачено:

– автомашин грузовых 409 шт. (!);

– автомашин легковых 120 (!);

– танкеток французских 12 шт.;

– танков чешских 8;

– гаубиц 175 мм (17 см) 2 шт.;

– гаубиц 155 мм французских (15,5 см) 2 шт.;

– пушек 15 см 5 шт.;

– зарядных ящиков 7 шт.;

– минометов 81 мм и 50 мм 18 шт.;

– пулеметов «Максим» 9 шт.;

– пулеметов немецких 12 шт.;

– винтовок и карабинов немецких 106 шт.

В «армейском» отчете о десантной операции указаны другие цифры, и они намного выше. В частности, указано: «пулеметов разных систем – 109, винтовок разных 1880, патронов разных 2,7 млн. шт., орудий разных калибр., авиабомб 54 шт., вагонов 17 шт., паровозов 3 шт., вагонов 50 шт., муки 500 мешков…».

Из журнала боевых действий Северокавказского фронта: «51 армия преследуя своими передовыми частями отходящего противника, продолжала переброску войск на Керченский полуостров 302 ГСД с 13.00 в движении из района Султановка с задачей к исходу дня выйти на рубеж Семь Колодезей, Кенегез. Ее авангардный 327 ГСП (скорее всего описка, должен быть 827-й ГСП) к 13 часам вышел в район Султановка. Главные силы (825, 831 и 105 ГСП) с 15 часов в движении из Султановка на Ленинское… 390-я СД к исходу дня должна завершить переброску с Тамань в Камыш-Бурун. 224-я СД двумя батальонами 185-го СП и штаб дивизии перебрасывается из Темрюка в Керчь, 12-я СБР на косу Чушка в ожидании канлодок для переброски десантом на Ак-Монай»[29].