29 июля. «Литургия в Крестовой церкви» (О. Вениамин. С. 294).
• Письмо игумении Аполлинарии (Шуваловой): «Отпустите больную для лечения, хорошо, что из монастыря в монастырь, а не в мир» (Переписка с современницами. С. 596. № 109).
• Письмо Е. П. Головиной: «Сии дни очень у меня заняты, а потом пост будет иметь свои занятия» (Переписка с современницами. С. 348. № 68).
1 августа. «Литургия в Успенском соборе и освящение воды на Москве-реке» (О. Вениамин. С. 294).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Преосвященный Илиопольский получил от своего Патриарха письмо, в котором сей требует у него всех денег, собранных им в России, и изъявляет неудовольствие, будто преосвященный Неофит много издержал на себя. Что тут делать? Если отдадутся сии деньги: весь плод трудов преосвященного Неофита будет потерян. Сказывают, в счетах покойного Патриарха Антиохийского нашли, что он из денег патриархии миллион пиастров передавал своим родственникам. От него нельзя было ожидать сего, но cиe случилось. Чего же ожидать теперь? – Дайте нам с преосвященным Неофитом совет, что делать? <…> Читали ль Вы записки, которые мне дали? В них есть удивительное. Сын хвалится, что его отец оклеветал духовные Академии, и с успехом. А Провидение заставило отца и сына просить помощи у тех, которых делала виновными успешная клевета» (Письма. 1869. С. 365–366. № 233).
2 августа. «Говели» (О. Вениамин. С. 294).
• Резолюция: «По роду болезни брата не видно, какую пользу или утешение может принести сие путешествие. Впрочем, можно допустить оное» (ДЧ. 1886. Ч. 3. № 12. С. 503).
3 августа. «Говели» (О. Вениамин. С. 294).
4 августа. «Владыка литургисал в Крестовой церкви и приобщал матушку, певчих и прочих, всех 48 человек» (О. Вениамин. С. 294).
5 августа. «Воскресенье. Литургия в Крестовой церкви» (О. Вениамин. С. 294).
• Письмо московскому военному генерал-губернатору графу А. А. Закревскому: «Нужно будет определить содержание священника и, по крайней мере, одного при нем причетника, для алтарной службы. Примером сего может служить штат церкви Пересыльного замка, при которой священнику положено 300 р. сер., а причетнику 75 р. сер.» (ДЧ. 1884. Ч. 2. № 2. С. 486–487).
6 августа. «Праздник Преображения Господня. Владыка готовился служить литургию в Новоспасском монастыре, но, по слабости здоровья, пред самою литургиею отказался, и не поехал; лошади уже были поданы к подъезду. Литургию слушал в Крестовой церкви» (О. Вениамин. С. 294).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Не хочется, а надобно сказать, что 17[-го] дня быть в скиту не надеюсь. Говорили, что Государя Императора надобно ждать 21[-го] дня, а теперь уранивают. По-видимому, можно ехать и не опоздать возвращением; но и усталым быть в такое время нехорошо. Нынешний же день заставляет думать, что могу и приехать к Вам без пользы» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 177. № 823).
• Письмо Е. П. Головиной: «Если встречаются непреодолимые препятствия в исполнении намерения Вашего поселиться в обители – признайте в сем волю Божию и, прося, чтобы Господь устроил полезное для души Вашей, ожидайте другого случая, который бы представил указание провидения» (Переписка с современницами. С. 349. № 69).
12 августа. «Литургия в Крестовой церкви и рукоположение в диаконы проф. Московской семинарии Николая Филипповича Доброва» (О. Вениамин. С. 294).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Приветствуйте от меня братию скита, в тамошний праздник. А что мне самому нельзя будет участвовать в сем празднике, сие теперь, кажется, уже неоспоримо. Прежде ожидали Высочайшего прибытия 21[-го] дня; а теперь ожидают уже 19[-го] дня. Здоровье мое неудовлетворительно. Помолитесь милосердому покровителю нашему Преподобному Сергию, да пробавит долготерпение к моему недостоинству, и ничей мир да не будет нарушен моею немощию» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 178, № 824).
14 августа. Совершение молебна в Успенском Соборе в канун праздника Успения (МВ. 1851. № 98. С. 901–902).
15 августа. «Литургию совершал и слово говорил владыка в Успенском соборе. Во священника посвятил Н. Ф. Доброва. Кушал в Синодальной Палате. На обеде были: гр. Дм. Н. Блудов и гр. А. А. Закревский» (О. Вениамин. С. 294). Произнесение Слова в день Успения Пресвятой Богородицы: «Переименовывая смерть успением и сном, богомудрые Мужи, без сомнения, хотели внушить своим последователям, что христианин должен смотреть на смерть не якоже и прочии, неимущии упования, что смерть не есть решительное отрицание жизни и погибель личности и бытия, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленною силою жизни, так уснувший смертию телесною пробудится в новую бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения. Таким образом, если мы внимательны: то произнося слово: успение, мы напоминаем себе учение о бессмертии души и утверждаем себя в надежде воскресения и тела» (Сочинения. Т. 5. С. 133).
• Резолюция: «Как пономарь много лет пробыл на месте, не будучи достоин посвящения в стихарь, то в отвращение подобной неправильности, предписать всем благочинным, чтобы если какой причетник в течение трех лет службы не окажется достойным посвящения в стихарь, о таковых представляли начальству для рассмотрения» (ДЧ. 1884. Ч. 2. № 1. С. 255).
17 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мне по многим отношениям не суждено ныне праздновать с Вами. От здешнего праздника осталась простуда, на вчерашний и нынешний день» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 178. № 825).
19 августа. «Владыка литургию совершал в Крестовой церкви. После обедни высокопреосвященному сделал визит князь Варшавский, граф Паскевич-Эриванский» (О. Вениамин. С. 295).
20 августа. «Владыка встречал при входе в Успенский собор Их Императорские Величества и Их Императорские высочества» (О. Вениамин. С. 295). Произнесение Речи императору Николаю Павловичу: «Благочестивейший Государь! Сретая Тебя, притекающего к Святыне сего храма, ныне особенно, проникнутые мыслию, что в Нем приял Ты Царский Прародительский венец и священное помазание, мы можем только благоговеть, а не изъяснять воспоминания и чувствования, которыми теперь воспламеняются верные Тебе сердца» (Сочинения. Т. 5. С. 526).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мы обрадованы благополучным прибытием Государя Императора с семейством. И сретили его, благодарение Богу, благополучно. Изволил сказать мне, что в день коронования будет слушать молебен в Успенском соборе. Приехать в Москву для того, чтобы в день коронования, в благодарность за двадцатипятилетие, помолиться в храме коронования, – вот христианское царское торжество!» (Письма преподобному Антонию. С. 178–179. № 826).
21 августа. «Владыка был в Успенском соборе на всенощном бдении, во время коего поднесен ему министром Двора П. М. Волконским Высочайший подарок при рескрипте: панагия, украшенная алмазами» (О. Вениамин. С. 295).
• Всеподданнейшее письмо императору Николаю I о пожертвовании московским духовенством золотой дарохранительницы в Успенский собор в память 25-летия царствования его величества: «Благочестивейший Государь! Верноподданное духовенство Московской церкви, признавая со всеми верноподданными благодеяния Провидения Божия, ниспосланные чрез Ваше Императорское Величество в совершившееся двадесятипятилетие вашего царствования, принося пред величество Божие благодарность свою в молитвах, возымело притом желание ознаменовать оную приношением в храм царского венчания и священного помазания, и притом так, чтобы приношение сие было и памятником верноподданнических чувствований для потомства. В сих мыслях московское духовенство приносит в соборный храм Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Успения, златую дарохранительницу, устроенную в образе голубя (каковая была и прежде, но утрачена в бедственные дни), дабы она видима была в алтаре над престолом как знамение присутствия Святого и освящающего Духа» (Мнения. Т. доп. С. 314).
22 августа. «Владыка совершал литургию в Успенском соборе. Во время чтения апостола за литургиею владыке был подан пакет, в коем заключался Высочайший рескрипт – благодарственный с объявлением Высочайшего благоволения Московскому духовенству за сделанный подарок Его Величеству. В память 25-летия благополучного царствования – сделана золотая дарохранительница (в виде голубя, висящая над Св. Престолом, в Успенском соборе). После литургии владыка, встретив при входе в собор Их Величества и Их Высочества с крестом и св. водою, пел со всем высшим духовенством благодарственный Господу Богу молебен» (О. Вениамин. С. 295).
• «В 3[-м] часу был у владыки Принц Ольденбургский» (О. Вениамин. С. 295).
• Высочайший рескрипт свт. Филарету: «Преосвященный митрополит московский Филарет! С чувством сердечного умиления прочитал я Ваше всеподданнейшее письмо, в котором Вы доводите до моего сведения о желании московского духовенства принесть в соборный храм Успения Пресвятыя Богородцы златую дарохранительницу в воспоминание, что в храме этом, двадцать пять лет пред сим, Всевышний сподобил меня принять венчание и священное помазание на прародительский престол… Изъявляя вверенному Вам духовенству мое особенное благоволение, мне приятно возобновить Вам искреннюю мою признательность за Ваше высокое архипастырское служение православной церкви и отечеству. Поручая себя молитвам Вашим, пребываю навсегда к Вам благосклонный. Николай» (РС. 1886. Т. 51. № 8. С. 297).
• Письмо обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову: «19-го дня, по нездоровью, я отказался от праздника в Донском монастыре[20]; но не мог освободить себя от обязанности совершить священнослужение в домовой церкви, особенно побуждаемый к молитве мыслию, что в сей день царское семейство в первый раз путешествует по железной дороге. В следующий вечер провел я трудные часы, долго после предсказанного срока не слыша с железной дороги звуков, означающих прибытие. Наконец, в полночь обрадован был известием о благополучном прибытии государя императора и семейства» (РС. 1886. Т. 51. № 8. С. 297).
23 августа. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову: «Относительно дарохранительницы, принесенной от московского духовенства в Успенский собор, не излишним считаю сообщить Вашему сиятельству сведение о ходе сего дела. Мысль пришла мне. Я сообщил ее старшему духовенству и благочинным, и спросил: желают ли, чтобы она исполнена была от общего нашего имени, от имени московского духовенства? Они обрадовались, и изъявили жаркое желание. Я отвечал, что сего для меня довольно, мне только и нужно было знать общее желание, о средствах исполнить моя забота; пусть узнают о сем и прочие и присоединятся к сему желанию, в чем и не сомневаюсь» (РС. 1886. Т. 51. № 8. С. 299).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Прежде всего не могу не сказать Вам, что, после того как 19[-го] дня, по нездоровью, отказался я от праздника в Донском и только у себя совершил священнослужение, думая о путешествующих; и после того как в следующую ночь провел несколько тяжких часов, долго после предсказанного срока не слыша с железной дороги звука, возвещающего прибытие, – наконец получил известие, что Государь Император и его семейство прибыли благополучно, пред полуночью, и прямо с пути притекли на поклонение к Божией Матери в Иверской часовне, а потом к святителю Алексию в Чудове. С тех пор доныне время милостию Божиею благословенное. 20[-го] дня, после сретения Государя Императора в соборе, он изволил объявить мне, что 22[-го] будет в соборе на молебне. И сие вчера совершилось торжественно и утешительно» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 179. № 827).
24 августа. «Владыка совершал литургию в Успенском соборе. После литургии, по прочтении с амвона Высочайшего рескрипта, служил молебен с коленопреклонением. Обед был сегодня у владыки на 46 человек. Из почетнейших: преосв. митрополит Неофит, Филофей, Агапит, обер-священник Василий Борисович Бажанов, все московские архимандриты, члены консистории… благочинные, протодиаконы» (О. Вениамин. С. 295–296).
27 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вчера, после стола у Государя Императора, и Государыня Императрица, и Великие Княгини изъявили желание быть в Лавре. Готовьте в Лавре как можно более помещений. Комнаты о. ректора для кого-нибудь понадобятся. Если Богу будет угодно, чтобы Высочайшее посещение совершилось, то, вероятно, по отбытии Государя Императора и Государя наследника в южную сторону, следственно, 3 или 4 сентября» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 180. № 828).
31 августа. Письмо обер-гофмейстеру В. Д. Олсуфьеву[21]: «Я предписал Благовещенскому, что на Тверской, священнику преподать Сымбылу[22] начальные наставления в учении христианской православной веры, и испытать его намерения, и о последующем донести для дальнейшего рассмотрения, с тем чтобы первое по сему предмету сведение решительное или еще нерешительное мог я получить 6 сентября» (ДЧ. 1891. Ч. 3. № 9. С. 146).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Ведомо буди Отцу Наместнику, что, вероятно, 3[-го] дня сентября посетит Лавру Государыня Императрица, вероятно с Великою Княгинею Ольгою Николаевною» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 180. № 829).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Наконец обрадовал нас Бог благополучным прибытием Государя Императора и Его семейства; и на другой день мы встретили Его радостно. 22[-го] дня умилительно было видеть Его молитву в Успенском соборе, и думать, что для сего прибыл из одной столицы в другую, и что празднует двадцать пятый день воспоминания своего венчания не иным чем, как только молитвою? <…> Простите, что умедлил писать, и теперь спешу. Завтра отправляюсь в Лавру в ожидании посещения Государыни Императрицы и некоторых других из Царского семейства» (Письма. 1869. С. 367. № 234).
2 сентября. Произнесение Речи цесаревне, великой княгине Марии Александровне, пред вступлением ее с великими князьями Николаем и Александром Александровичами в Свято-Троицкую Сергиеву лавру: «Благоверная Государыня! Ваше Императорское Высочество посещаете ныне обитель, уже Вам не незнакомую. Посему особенно разумеем, что не отечественная достопамятность ея призывает Ваше внимание (впрочем, достойная внимания), но преимущественно дух благодати, вселившийся здесь с избранным подвижником Веры, привлекает Ваше сердце» (Сочинения. Т. 5. С. 527).
4 сентября. Произнесение Речи императрице Александре Федоровне пред вступлением ее в Свято-Троицкую Сергиеву лавру: «Царскими подвигами живет и возвышается царство. Царская усердная молитва привлекает благодать Царя царствующих не только Царскому Дому, но и царству. Преподобный Отец наш Сергий, толико крат благоприятно соединявший молитву Свою с молитвою Державных, будет предстательствовать и ныне, да даст ти Господь по сердцу Твоему и весь совет Твой исполнит» (Сочинения. Т. 5. С. 528).
7 сентября. Письмо обер-гофмейстеру В. Д. Олсуфьеву[23]: «Сымбыл оказался приемлющим христианские наставления с ревностию, может правильно произнести и посильным образом изъяснить символ веры, десятословие и молитву Господню, и изъявляет готовность к более подробному изучению веры. Вследствие сего, имел бы я нужду получить от в[ашего] c[иятельст]ва сведение, не будет ли угодно Государю Цесаревичу, чтобы крещение Сымбыла было ускорено, и не изволит ли Его Императорское Высочество назначить кого-либо как заступающего место восприемника при крещении Сымбыла. Не излишним почитаю присовокупить, что Сымбыл живет у одного небогатого чиновника, который держит его по христианскому человеколюбию» (ДЧ. 1891. Ч. 3. № 9. С. 147).
11 сентября. Резолюция о послушнице Хотькова монастыря: «Нельзя отрицать, что настоятельница имела основание приписать послушнице худой нрав. Ибо сия, по собственному ея показанию, не хотела сама придти к настоятельнице просить позволения на отлучку, но послала племянницу» (ДЧ. 1886. Ч. 1. № 2. С. 263–264).
18 сентября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Не все сказали Вы об освящении церквей, не сказав о времени. Мне желательно приехать в Лавру 21[-го] дня. Можно ли 22[-го] ехать поутру в Махру и 23[-го] в воскресенье совершить освящение? Если можно, то надобно предварить строителя» (Письма преподобному Антонию. С. 180. № 830).
20 сентября. Донесение Св. Синоду: «Видя преосвящ. Неофита[24] в весьма стесненном положении и признавая необходимым, чтобы оказанное Антиохийскому патриаршему престолу от Св. Синода благотворение дарованием ему подворья, довершено было благоустроением сего подворья, которое теперь в таком положении, что преосвящ. Неофит и его священнослужители и жить на нем не могут, а продолжают жить в Богоявленском монастыре, приемлю дерзновение представить нужду преосвящ. Неофита в милостивое внимание Св. Синода» (ДЧ. 1888. Ч. 1. № 2. С. 247).
27 сентября. Освящение храма в память Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил в пещерах Гефсиманского скита (О. Вениамин. С. 296).
28 сентября. «Владыка благополучно возвратился из Лавры в 11 час. дня, освятив 27-го сентября в скитских пещерах храм в честь Св. Ангелов и Архангелов и всех небесных сил бесплотных» (О. Вениамин. С. 296).
30 сентября. «Литургия в Крестовой церкви. У литургии был Андрей Николаевич Муравьев» (О. Вениамин. С. 296).
1 октября. «Владыка литургию совершал в Покровском, на рву, соборе. Кушал у владыки Андрей Николаевич Муравьев» (О. Вениамин. С. 296).
2 октября. Письмо обер-гофмейстеру В. Д. Олсуфьеву: «…инородец из бурят Сымбыл Иванов 21[-го] дня сентября святым крещением просвещен, с наречением ему имени Андрея. При сем вследствие соизволения Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича быть восприемником, место Его, в качестве восприемника, заступал я» (ДЧ. 1891. Ч. 3. № 9. С. 147).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Извещаю, что достиг я Москвы благополучно, благодаря долготерпению Божию, не преломляющему трости сокрушенны, не лишившему меня, при немощи моей, утешения соборных молений» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 180. № 831).
7 октября. «Литургия в Крестовой церкви» (О. Вениамин. С. 296).
• Резолюция об обручении несовершеннолетней: «Священник неосновательно и противозаконно показал ко мнимому оправданию своему, якобы обряд обручения не важен и может быть отделен от брака, тогда как по правилам церковным обручение в отношении к союзу признается в равной силе с браком, а отделять обручение от брака в предупреждение замешательства Св. Синодом запрещено» (ДЧ. 1886. Ч. 3. № 12. С. 504–505).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Игумения Хотьковская сделала мне новое предложение для Зачатейского монастыря. Предложила себя. Но это уже не благовременно, чтобы свободно обдумать. И, кажется, это значит сделать из одного затруднения два» (Письма преподобному Антонию. С. 181. № 832).
• Письмо архимандриту Алексию (Ржаницыну): «Благодарю за Лествичника. И трудившегося в переводе благодарю. Но, как иногда со мною бывает, не удержусь и от спора, не нападая на сучец в оке ближнего, но возбуждая внимание и осторожность, чтобы хорошее дело было, есть ли можно, и лучше» (Письма. 1888. С. 82. № 94).
9 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Надобно Вам узнать новость, которую я теперь слышал. Мещанин Михаил жил при Гефсиманском ските восемь месяцев в землянке, первые два месяца как в раю, а прочие с трудом и страхованиями, от которых наконец вышел в скит, но и здесь не успокоился и пришел в другой монастырь к одному старцу для совета. Сей дал ему совет возвратиться в скит, открыть свое состояние старцу и держаться там под руководством. Было ли это и известно ли Вам?» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 181. № 833).
10 октября. «Владыка совершал литургию в Чудове монастыре и перед литургиею пел благодарный Господу Богу молебен о новокрещенной в. кн. Ольге Константиновне» (О. Вениамин. С. 296).
12 октября. Донесение Св. Синоду с мнением о проекте для обращения раскольников в православие: «Мерою против своеволия раскольнических наставников полагается то, чтобы они определяемы были с дозволения гражданского начальства. Это значило бы признать и утвердить раскольническую иерархию. Раскольники того и желают. Гражданское начальство может ослаблять и разрушать действия раскольнического наставника мерами полицейской строгости, и преследовать в лице его нарушение законов; и сего было бы довольно, если бы на местах верно и тщательно исполнялось то, что правосудно и с умеренностию предписывает нынешняя власть. <…> Можно, и не бесполезно, дать епархиальным архиереям право разрешать общеправославным священникам, где нет близко единоверческих, присоединять раскольников к православной церкви и совершать для них требы, по старопечатным книгам, в особенных случаях, когда по обстоятельствам можно надеяться, что сие снисхождение привлечет отпадших, и не соблазнит православных» (Мнения. Т. III. С. 407–408).
14 октября. «Владыка литургию совершал в Успенском соборе и был в крестном, кругом Кремля, ходе» (О. Вениамин. С. 296).
15 октября. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову: «Естественно желать, чтобы о благотворительных пособиях, посылаемых на Восток, получались сведения, что оные действительно употреблены на те полезные предметы, для которых собраны. Се было бы поощрительно и для благотворителей, и могло бы умножить благотворения. Но таких сведений обыкновенно не получается; и получаемые случайно с Востока сведения оставляют весьма неясным, на что употреблены посылаемые туда суммы» (ДЧ. 1888. Ч. 1. № 2. С. 250).
18 октября. Резолюция: «Опыт показывает, что в некоторых церквах, при совершении всенощных в зимнее время с вечера, происходит собрание народа и из посторонних приходов, отчего другие церкви лишаются богомольцев и священники лишаются средства наблюдать за прихожанами, посещают ли они в праздники храм Божий» (ДЧ. 1882. Ч. 3. № 12. С. 505).
19 октября. Резолюция на прошении разрешить похоронить по христианскому обряду удавившуюся девицу Алексееву: «Дело сомнительное. Медицинское освидетельствование не показывает признаков болезни. Впрочем, показание священника, что он знал Алексееву, в болезненном положении доходившую до расстройства умственных способностей, заслуживает некоторого уважения. Поелику в сомнительном деле безопаснее принимать сторону снисхождения, то христианское погребение, согласно с мнением Консистории, разрешить. Но поелику провидение не даровало умершей кончины непостыдной: то, не внося ее в приходскую церковь, препроводить в кладбищенскую и там совершить погребение» (Юбилейный сборник. С. 697).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Мы обошли около Кремля благополучно, начав путь под пасмурным и продолжая под ясным небом. Говорят, что сопутствующих нам было особенно много, но это были большею частью смиренные земли. Да услышит их Господь и да пощадит высокое[25]» (Письма. 1869. С. 368. № 235).
21 октября. «Владыка освящал малым освящением храм Флора и Лавра, что против почтамта» (О. Вениамин. С. 296).
22 октября. «Литургия в Казанском соборе» (О. Вениамин. С. 296).
28 октября. «Владыка литургисал в домовой Семинарской церкви.
Кушали у владыки 9 человек: преосв. митрополит Неофит, Филофей, Агапит, ректор архимандрит Евгений и прочее семинарское начальство» (О. Вениамин. С. 296–297).
• Донесение с мнением о «Своде важнейших постановлений из правил апостольских, соборных и отеческих», составленном архимандритом Иоанном (Соколовым): «Ст. III. “В церкви должно быть неизменно все принятое от Божественных писаний и апостольских преданий”. Как же предание апостольское о двукратном в году соборе (апост. пр. 37) изменено 8[-м] правилом вселенского собора; и потом вышло из употребления? И это не единственный пример. Итак, или церковь не в законном положении, или статья рассматриваемого свода изложена не с удовлетворительною точностию. Есть предания неизменные, и есть подробности и частности преданий, по требованию обстоятельств, подлежащие изменению, впрочем, церковною властию, а не произволом. <…> Ст. 15. Правила говорят о благочестивейших царях; а статья говорит просто о царской власти. Неужели, например, нынешняя Константинопольская церковь должна быть точно в тех же отношениях к нехристианскому царю, в каких была прежде к христианскому?» (Мнения. Т. III. С. 411).