Прошедший день оказался богат на события, изрядно вымотав морально и физически. Я могла бы вздремнуть, но вагры тащили носилки так резво, что даже при всех их стараниях ощущался дискомфорт от тряски. Хотя, мне ли жаловаться?! Меня несут. Чего еще можно желать?! Повышенное ко мне внимание и создание комфортных условий, похоже, начинают делать из меня капризную принцессу.
Как я не пыталась убедить себя в обратном, но все же просидеть больше двух часов в таких условиях – то еще испытание. Временами я завидовала другим членам отряда. Они хотя бы находились в движении. Даже хотела попросить, чтобы меня сняли с носилок, но когда откидывала балдахин, понимала, что с такой скоростью не смогу идти даже по ровной дороге, не говоря уже об этих ухабах.
Какое же я испытала удовлетворение, когда отряд, наконец, сделал остановку. Вагры поставили носилки наземь, а сами присели, отойдя немного в сторону от меня, на всякий случай.
– Что случилось? – полюбопытствовала я.
– Тсс… Тише, – резко прошипел ближайший степной воин, приставив палец к губам.
От неожиданности я прикрыла ладонями рот. От вагров пояснений не последовало.
Носилки со мной находились немногим дальше середины отрядной колонны. Во время движения мне со своего места даже удавалось расслышать, как бойцы, выполняющие роль погонщиков, понукают техенов, которые шли следом за отрядом. Фангур и все командиры располагались ближе к переднему краю. Поэтому понять, что произошло, я не могла. Может, просто решили устроить привал?!
Из темноты вырисовался Сергей и тут же утомленный от быстрой ходьбы осел, прислонившись к камню. Я в очередной раз направила ему порцию лечебной нишати.
– Лияна засекла движение с юга, – переведя дыхание, пояснил он остановку отряда. – Она уверена, что это óча.
– С чего им здесь быть?! – удивилась я. – Они же ускакали к расщелинам…
– Фангур тоже сбит с толку. Если Лияна права, то сейчас рядом с нами расположен другой их отряд.
– А почему речь об оча зашла лишь сейчас, когда дива их заметила? Вождь же послал разведгруппу. От них разве не поступала информация?
– От разведдозора вернулись по очереди трое посыльных, – стал рассказывать Сергей. – Согласно их докладам в округе все чисто. Вот только Зорлаг недавно сообщил, что метка, поставленная им на командире, сигнализирует о его гибели.
– Как же так?! – произнесла я в полголоса. – Командиров обычно защищают. Если он мертв, значит, и весь разведдозор погиб!
– Не весь. Зацзевог поставил дополнительно свою метку на обычного воина.
– Молодой шаман пытается не отставать от своего более опытного коллеги, – заметила я.
– Фангур взял Зацзевога на место погибшего Зартога. Новичок старается проявить себя, чтобы оправдать доверие вождя. Так вот, носитель его метки еще жив. Это известный нам Снарвог, и он движется к нам.
– Надо же, этот воин вторую ночь подряд попадает в переделку и, похоже, опять благополучно из нее выпутывается, – искренне удивилась я. – Он бы мог принести пользу, будучи бойцом малой дружины.
– Думаю, для Снарвога в этом плане еще не все потеряно. Заботит другое, – сменил тему разговора Сергей. – Лияна заметила оча к югу от нас, но разведдозор ушел западнее и натолкнулся там на кого-то. Значит, и в той стороне противник!..
Мой соплеменник снова перевел дыхание. Не понимаю, как он смог больше двух часов идти раненным в таком быстром темпе, хоть и подлеченным с помощью нишати.
– Как же нам поступать?
– По этому поводу Фангур сейчас держит совет с Гаем, сотниками и шаманами. Я же считаю, что здесь, на склоне, мы уязвимы. Нужно уходить по-тихому.
– С ваграми по-тихому не получиться, – посетовала я.
Сергей лишь пожал плечами.
– Во время движения ко мне украдкой подходил Зорлаг, – решила я поделиться своими опасениями. – Я уже начинаю его по-настоящему бояться.
– Я видел, как он околачивался возле носилок, – спокойно произнес Сергей. – Мне это тоже показалось странным, но все происходило на виду, и он ничего предосудительного не совершал. Возможно, шаман просто решил что-то проверить, но все равно его излишнее внимание к тебе настораживает.
– Он хотел проверить мою бдительность. Зорлаг немало лет прослужил вместе с этим безумцем Зартогом, и наверняка заразился от него сумасшедшими идеями. У этих двоих даже внешнее сходство прослеживается. Вагры испокон веков боятся летучих ящеров, но и идею, согласно которой избранный человек для них опасен, шаманы тоже вынашивали давно. Зорлаг просто так не откажется от своих убеждений, – выпалила я все, что было на уме.
Сергей задумался. Неужто хотя бы на этот раз мне удалось заложить в его голову крупицу сомнения в благонадежности этого субъекта.
По цепочке до нас дошла команда Фангура, и один из воинов попросил меня занять свое место на носилках.
Дальше отряд продвигался очень медленно. Даже я бы в таком темпе смогла поспевать за всеми. Сергей шел справа от меня, и этот факт немного успокаивал.
Вскоре по обеим сторонам от моих носилок образовались колонны вагров. Похоже, вождь со всей серьезностью отнесся к возникшей угрозе и принял дополнительные меры для моей безопасности. Сам он начал мелькать впереди – его властные жесты сложно не узнать. Там же маячила Лияна с луком наготове. Если я оказалась рядом с ними, значит, весь отряд сбился в компактную группу.
Дива резко вскинула лук и выстрелила куда-то в темноту левее по ходу движения. Тут же с того направления вынеслось массивное тело. Неуклюже врезавшись в строй воинов и получив в дополнение к стреле Лияны несколько ударов копий, оча затих.
– Мы обнаружены! – крикнул Фангур. – Уходим!
Носилки привычно затряслись.
Если не сможем быстро уйти, отряду придется принимать бой. Только бы Сергей не ввязывался в драку. Он, и когда полностью здоров, почти всегда умудряется получать серьезные ранения, а в таком состоянии, как сейчас, враг легко может его зацепить. У нас есть, кому сражаться, но эти мужчины, как дети – так и норовят влезть, куда их не просят.
– Наш боец разведгруппы совсем близко, – пробормотал Зацзевог.
Лияна выпустила еще две стрелы в темноту позади отряда. Раздался шум катящихся по склону тел. Шелест приминаемых ими веток кустарника позволял расслышать результат стрельбы даже среди топота ног всего нашего отряда.
Дива развернулась вперед и прислушалась.
– Там кто-то из наших, – указала она левее по ходу движения отряда. – Воин, похоже, ранен.
– Это Снарвог, – уточнил шаман.
– Помогите ему! – крикнул Фангур, направляя двух бойцов, куда указывала Лияна.
Позади вдалеке снова раздался шелест листвы, будто кто-то пробирался сквозь кустарник. Затем все стихло. Дива настороженно взглянула в ту сторону, но больше стрелять не стала.
– Снарвог, что с дозором? – сердито спросил вождь.
Воин держался на ногах, хоть его и заметно пошатывало. Двое посланных за ним вагров подстраховывали новоявленного разведчика по бокам. Руку раненый держал у плеча.
– На нас напали, – с отдышкой начал докладывать он, – сразу, как только командир отправил третьего посыльного. Мы не смогли вовремя отступить, и пришлось принимать бой. Весь дозор погиб.
– А ты почему жив? – с укором в интонации продолжил Фангур.
– Командир приказал мне немедленно мчаться к вам. Я не мог его ослушаться.
– Почему ты ранен? – в голосе вождя явственно прослеживались нотки подозрения. – Не сам ли ты нанес себе эти царапины, дабы скрыть бегство с места сражения?
– Зацепили когтем в начале боя, – спокойно и с какой-то отрешенностью ответил Снарвог.
– Не нужно его подозревать, – вмешался Гай. – Воин доказал свою храбрость, когда вернулся через южный хребет, чтобы нас предупредить.
– Дальше на запад нельзя, – продолжил раненый боец. – Перед тем, как нас обнаружили и атаковали, мы слышали в той стороне шум передвижения большого отряда. Придется поворачивать назад или идти на север.
– На север… – задумчиво произнесла Лияна.
Отряд не переставал двигаться. Мы шли по пологому склону и постепенно огибали гору, забирая вправо. Позади было тихо.
– Оча, гляжу, неохотно нападают в темноте, – прокряхтел Гай, давая свою оценку происходящему. – До рассвета мы в безопасности, но медлить нельзя. Нам нужно успеть оторваться от врагов.
– В какую сторону оторваться, на север?! – с негодованием проговорил Фангур. – Так мы еще дальше углубимся в горы необитаемых земель…
– У нас нет другого пути, – резюмировал горец.
Снова на север, и мы привычно отступаем, или, лучше сказать, бежим. Эта территория какая-то заколдованная. Не зря еще в самом начале Лияна предупреждала, что нельзя сюда заходить. Неужели нам совсем не светит выбраться из этих мест?!
Оставшуюся часть ночи отряд шел, не снижая скорости. На относительно ровных участках вагры развивали такую скорость, с какой я бы и бежать не смогла. Усталость от постоянной тряски одолела настолько, что к рассвету все происходящее воспринималось как пытка. Не припомню, чтобы когда-нибудь так плохо себя чувствовала.
А ведь еще и погода установилась неплохая. Нас не мучает холод, потому как сейчас, по рассказам местных жителей, пик теплого периода. Вагры его называют засухой. Дождей в это время обычно не бывает, что подтверждается отсутствием облаков на небе уже в течение нескольких дней подряд, и трава начинает сохнуть. Не самая приятная пора для степной зоны, но здесь, в горах, для нас она подходила как нельзя лучше. Как бы мы преодолевали такие расстояния, если бы вокруг все размыло, и воинам приходилось идти по колено в грязи?!
Носильщики периодически менялись. Смены проводились во время движения, поэтому их я иногда даже не замечала. Знаю, что за ночь возникли две чрезвычайные ситуации – кто-то из четверки, удерживающей носилки, спотыкался и повреждал себе ногу. Находящимся поблизости ваграм приходилось спешно занимать места неудачников. В таких случаях создавалось впечатление, будто едешь в автомобиле по неровной поверхности, и колесо внезапно наезжает на ухабы. Меня ни разу не уронили. Все это достигалось благодаря тому, что, даже падая, воины умудрялись сохранять транспортное средство в горизонтальном положении, возможно, ценой более тяжелых травм.
Страшно подумать, что стало с этими бедолагами. Хоть бы полученные ими повреждения были несерьезными, и ребята смогли идти с отрядом. Ведь, если боец неспособен передвигаться своим ходом, его могут просто оставить лежать тут же. Учитывая суровые степные порядки, их командиры на такое вполне способны.
Перед остановкой на дневной привал отряду довелось преодолеть горную реку. Я не думала, что мне достанется самой перебираться через бурный поток, но по факту даже носилок покидать не пришлось. Четверку вагров-носильщиков усилили до восьмерки и, будучи по пояс в воде, воины бодро перенесли меня на другой берег.
Лагерь мы организовали на склоне возвышенности, изобиловавшем крупными скальными выступами. Место для остановки выбиралось с учетом мнения Гая, а это означает, что принимались во внимание все особенности рельефа с точки зрения обороны. Уж в этом аспекте Фангуру можно полностью положиться на нашего чýдя. Самому вождю и его подчиненным я бы в таких делах не доверяла. Все же они воины степей, а не гор. Много дней назад мы разбили их отряд во многом за счет удачно выбранной Гаем позиции.
Я наконец смогла покинуть ненавистные носилки. Как приятно ступить на землю, размять затекшие конечности! Но это касалось одной меня. Многих других вымотал наш переход, и они буквально валились с ног. Когда мне с трудом удалось отыскать Сергея, он уже мирно спал.
Послав ему еще одну порцию лечебной нишати, я обратила внимание, что она у меня с момента последнего значительного расхода в цитадели восстановилась не в полной мере. Раньше за такое время накопление происходило до максимума. Правда, сам этот предел у меня возрос, но все же следует признать, что количество растворенной вокруг субстанции заметно поубавилось.
Лияна выглядела неважно, но была на ногах и даже пыталась помогать в приготовлении пищи. Благо Фангур решил не оставлять техенов в Аздабаре. Ночной переход, конечно, смогли пережить не все особи. Трех пришлось оставить на дороге. Одна из них сломала ногу, угодив ею в углубление. Две других просто не смогли поддерживать заданный отрядом темп, и их просто отпустили. Сохранившиеся животные сейчас стали хорошим подспорьем для отряда. Воины не будут слабеть от голода, а, значит, можно надеяться на успешные отражения атак, если таковые последуют.
Ночной марш-бросок позволил нам значительно оторваться от преследователей. Если днем все будет тихо, то следующей ночью отсюда пойдем, придерживаясь большей частью западного направления, чтобы обогнуть по широкой дуге территории расположения оча.
Гай и Фангур, проходя поблизости, оживленно обсуждали места устройства дозорных постов. У меня тема их разговора интереса не вызвала, да они и сами вскоре удалились. Взгляд выхватил Зацзевога, стоявшего в одиночестве поодаль от суетящихся соплеменников в задумчивой позе, как и подобает важному шаману.
Послав и Лияне порцию лечебной нишати, я почувствовала слабость и решила, подобно большинству воинов, улечься спать. Только начала разворачиваться в сторону своих носилок, как меня что-то сильно толкнуло в бок. Резко повернув голову, я встретилась взглядом со Снарвогом. Тот в это время с трудом тащил разделанные части техена к костру и, двигаясь спиной вперед, меня не заметил.
На лице бойца отразился испуг, едва он осознал, кого чуть не сбил с ног. Глаза у него округлились. Даже показалось, что стали подергиваться мышцы лица.
Откат у вагров, подвергшихся воздействию нишати, давно прошел. С чего бы это Снарвогу так пугаться?! Возможно, я на него слишком строго посмотрела. При ударе ощутила боль, и мой взгляд наверняка выражал негодование.
Пока я размышляла, воин суетливо сгрузил мясо на заранее подготовленные ветки кустарника и рванул прочь. Вагры, стоявшие у костра, сочувственно посмотрели вслед улепетывающему.
Тут же со стороны, куда ретировался Снарвог, показалась массивная фигура Тивлука.
– Кто его так напугал? – пробасил он. – Коротышка едва не столкнулся со мной.
– Он дотронулся до избранной, – с трепетом в голосе произнес один из воинов, насаживающий части техена на вертел.
– Да как он посмел?! – с негодованием проговорил сотник. – Сейчас я его проучу!
– Стой! – крикнула я уже начавшему разворачиваться Тивлуку. – Зачем ты так злишься на Снарвога?
– Но… как же?! – удивился степной богатырь. – Он посмел дотронуться до тебя.
– Он это сделал не нарочно. И что с того, если воин коснулся меня?
Тивлук несколько стушевался.
– Ты же избранная. А ну как в ярости начнешь разбрасываться нишати, например, на лишение… – он помедлил, немного покраснев, – возможности продолжения рода. Всем, кто будет находиться поблизости, может не поздоровиться.
Сотнику явно с трудом получалось подбирать слова.
– Что за ерунда? Я никого не собираюсь чего-либо лишать, и при желании не смогла бы такое сотворить, – сказала я с негодованием. – Это одна из придуманных вами страшилок. С чего вы взяли, что до меня нельзя дотрагиваться? Я не дива. У нас, людей, такого табу нет. Снарвог ничего предосудительного не сделал, просто задев меня.
Все стояли вокруг потупившись, не решаясь поднять на меня глаза.
Мне стало неловко. После тяжелых откатов в крепости я снова вижу смущенное поведение грозных вагров. Неужели моя в меру строгая речь уже и без всякой нишати так странно на них воздействует?!
– Ты выглядела рассерженной, когда Снарвог тебя толкнул, – после долгой паузы заметил воин с вертелом.
– Я просто почувствовала боль.
Я попыталась произнести фразу нейтрально.
– Он сделал тебе больно?! – зарычал сотник, и, еще больше рассвирепев, побежал вслед Снарвогу.
Да что за несуразица тут происходит?! Тивлук, конечно, мог навоображать всяких небылиц, но ведь присутствующие его поддерживали с серьезным видом. Мне уже давно вагры перестали казаться дикими созданиями, они достаточно разумны. Неужели я стала свидетельницей коллективного помешательства?!
Я вновь направилась к своим носилкам, но меня окликнул Зацзевог.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги