Научный редактор, составитель – Светлана Николаевна Николаева
Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания
Научный редактор, составитель – Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования
Авторский коллектив: Л. В. Жданова, Г. С. Иванова, В. А. Ку-рашова, E. М. Лутовинова, Л. Ф. Майстрова, Г. В. Недземковская, С.Н. Николаева, И. А. Тереничева, И. А. Шарковская.
Рекомендовано Советом по празднично-игровой культуре при Институте семьи и воспитания Российской академии образования и Международном обществе друзей игры.
Предисловие
– Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше!
У нас луга зеленые, реки синие.
У нас поля бескрайние, у заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые.
У нас заря с зарею сходится, месяц на небе звезды пасет.
У нас росы медвяные, ручьи серебряные…
Из русской народной сказкиБурные процессы в жизни народов, природные катаклизмы планеты обращают на себя сегодня всеобщее внимание. Всем очевидно: требуется поиск эффективных решений накопившихся экологических и социальных (межнациональных) проблем. Представляется, что решение этих проблем может и должно идти одновременно двумя путями. Первый путь – это согласование, принятие и выполнение постановлений на межгосударственном и внутригосударственном уровнях. При наличии политической воли, последовательном и неуклонном воплощении правительствами постановлений в практике жизнедеятельности государств – это путь, относительно быстрых преобразований социальной действительности. Второй путь более медленный, но и более надежный – это путь образования и воспитания, развития у людей экологического мировоззрения, экологической культуры и толерантных взаимоотношений.
Международная практика и жизнь показывают, что не получается быстрых преобразований – примером служат Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году и события последующих лет. Делегациям высокого собрания в тот год были представлены важные аспекты целостного развития человечества на планете: огромное количество бедных; ухудшение здоровья; рост отходов; эрозия и засоление почвы, падение продуктивности земли; быстрое исчезновение лесов; загрязнение водных ресурсов, уменьшение пресной воды; широкое производство химических веществ. Участниками конференции, оценившими сложившуюся ситуацию, была принята Концепция устойчивого развития как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой. В широком смысле устойчивое развитие – это новый тип жизнедеятельности, предполагающий экологическую культуру населения планеты.
Десять лет спустя после обсуждения экологической ситуации Всемирный форум в Йоханнесбурге 2002 года констатировал с тревогой: экологическое положение на планете не улучшается – программа, принятая в 1992 году в Рио-де-Жанейро и взявшая курс на устойчивое развитие, не выполнена. В докладе Комиссии ООН по проблемам окружающей среды сделан прогноз: в ближайшие 30 лет под воздействием человеческой деятельности могут произойти необратимые изменения и утраты.
А взаимоотношения людей – они улучшились за это время? Многочисленные межнациональные и межконфессиональные конфликты свидетельствуют: терпимости человечеству по-прежнему не хватает.
Почему так происходит? Ответ достаточно простой: слишком быстро идет технический прогресс, но не духовное развитие; слишком медленно происходит осознание глобальности и катастрофичности сложившейся на планете ситуации, слишком медленно разворачивается мышление людей в сторону мира и проблемам взаимодействия с природой и между собой. Причины этого – недостаточное образование и воспитание людей, отсутствие экологической культуры, индивидуальный и государственный эгоизм.
Система непрерывного экологического образования – от звена детского сада до звена повышения профессиональной квалификации в любой его форме позволяет видеть картину существующего мира и формировать мировоззрение людей.
Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение квалификации) сегодня необходимо. Любыми методами, средствами и формами детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от нее; раскрывать законы природы, гармонию и красоту ее жизни, возможность самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека; развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни в природе.
Данное пособие – это маленький вклад в решение больших проблем: в нем представлено экологическое воспитание детей дошкольного возраста через воздействие русской народной педагогики. Пособие сочетает в себе научный и практический материалы. Оно написано специалистами институтов Российской академии образования (Институт психолого-педагогических проблем детства и Институт семьи и воспитания) и педагогами дошкольного учреждения № 1012 юго-восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы, которое на протяжении многих лет занимается одновременно экологическим воспитанием детей и творчеством в области использования народной педагогики.
В пособии раскрыт научный взгляд на народную педагогику, ее место в системе этнопедагогики; показано, что исторически сложившиеся традиции жизни и воспитания детей, правильного взаимодействия с природой, могут быть продолжены и могут оказать положительное влияние на современное развитие народов, проживающих на территории России.
Материалы пособия подготовлены следующими авторами:
• «Предисловие», «Возможности народной педагогики в экологическом воспитании детей», «Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей» – главный научный сотрудник ИПППД, доктор педагогических наук С. Н. Николаева.
• «Народная педагогика и этнопедагогика: сущность и значение в современном мире» – ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук Г. В. Недземковская.
• «Фольклор в эколого-педагогическом процессе с младшими дошкольниками» – заведующая и старший воспитатель ДОУ № 1012 г. Москвы Г. С. Иванова, В. А. Курашова.
• «Природа и люди в русских волшебных сказках» – старший научный сотрудник НИИ Семьи и воспитания, кандидат филологических наук E. М. Лутовинова.
• «Занятия со старшими дошкольниками в мини-этномузее» – заведующая ДОУ № 1012 г. Москвы Г. С. Иванова.
• «Фольклорные праздники в детском саду» – музыкальный руководитель ДОУ № 1012 г. Москвы И. А. Шарковская.
• «От фольклора – к сценическому народному танцу» – старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания, кандидат педагогических наук Л. Ф. Майстрова.
• «Народные игры в эколого-оздоровительных мероприятиях детского сада» – воспитатель физкультуры ДОУ № 1012 г. Москвы Л. В. Жданова.
• «Приобщение семьи к народной педагогике и экологическому воспитанию детей» – старший воспитатель ДОУ № 1012 г. Москвы И. А. Тереничева.
Народная педагогика и этнопедагогика: сущность и значение в современном мире
Современное состояние этносов
Начало усиления этнического самосознания, как явления мирового масштаба, относят к 60–70 гг. XX века. Оно выразилось в стремлении этносов сохранить свою самобытность, уникальность своей культуры, психологического склада. Данное явление, охватившее многие страны мира, получило название этнического парадокса современности, так как сопутствовало противоположной тенденции – все нарастающей унификации духовной и материальной культуры народов, глобализации экономических процессов в мире.
Этнос, этническая общность, по общепризнанному мнению, – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, расой. Этнос обладает выраженными характерными психофизическими и социокультурными особенностями. Термин «этническая общность» близок понятию «народ». По мнению ученых, этническая принадлежность складывается у ребенка в течение 3–5 лет после рождения на базе общения с родными и близкими. То, что было для него близким, знакомым и приятным в первые годы жизни, определяет его этническую принадлежность. Исследователи подчеркивают – этнос отражает персональное отношение к миру человека, который получил определенное воспитание и вошел в конкретную социальную и языковую среду.
Процессы глобализации привели к тому, что люди, чтобы не затеряться, не раствориться в этом огромном мире, более остро почувствовали потребность в осознании себя частицей определенного этноса. У народов усилилось стремление понять свои корни, свое отличие и сходство при сравнении с другими этносами. Этническое самосознание стало активнее проявляться в чувстве сопричастности к судьбе своего народа, любви к исторической Родине, своему этносу, его этническим особенностям культуры. Оно выражается также в готовности бороться за политический суверенитет, свободу, процветание своего народа.
Как последствие глобального социального и политического кризиса в России сложился принципиально новый тип общества. Государство, лишившись жесткой идеологической платформы, утратило бывшие идеалы и ценности. В образовавшийся вакуум хлынули чуждые идеи и приоритеты, что породило в среде молодежи бездуховность, социальную апатию, нетерпимость к представителям других этносов.
В свете вышесказанного этнически многообразный состав российского общества ставит перед системой образования ряд сложных задач: сплочение этнически разнообразного российского общества, объединенного общими ценностями; воспитание у детей и молодежи высокой нравственности, толерантности, уважения к представителям других этносов и их культурам.
Культурное пространство России представлено множеством локальных этнических культур, уникальных по содержанию, обеспечивающих идентичность этносов. У народов нашей страны имеется три пласта культуры: родная культура человека; наложенная на нее и взаимодействующая с ней русская культура; мировая культура, к освоению которой стремятся все народы планеты. Четвертый пласт – это религиозная культура (православие, католицизм, ислам, буддизм, иудаизм, языческие и шаманские верования), которая определяется религиозным самосознанием этноса. Общая задача образования – вывести каждого человека посредством родной и принятой им религиозной культуры на уровень мировой культуры, дать ему возможность освоить современные человеческие ценности на языке родной культуры. Однако если мы хотим сохранить территориальную, экономическую и политическую целостность России, то появляется задача вдумчивого и взвешенного приобщения различных этнических общностей к русской культуре, как культуре базового системообразующего народа России.
Действительность показывает: решение обозначенной проблемы сопровождается иногда нежелательными явлениями. Как отмечает известный современный ученый В. А. Тишков, проявление этнического самосознания представителей некоторых народов принимает в ряде случаев отрицательные формы. «Мы заблуждаемся – пишет он, – когда думаем, что так называемые меньшинства – это всегда страдающие от господствующего большинства группы, лишенные возможности удовлетворения базовых культурных потребностей, и если они получат самоопределение, то все проблемы будут решены. На самом деле, меньшинства становятся инициаторами насилия как раз через культурные аргументы, через то, что они должны сохранить, возродить или защитить свою культуру. Они стали инициаторами насилия и конфликтов, которые в последнее время произошли на территории бывшего Советского Союза и в других регионах, начиная с бывшей Югославии и кончая Шри-Ланкой… Они воспроизводят абсолютно несостоятельные националистические культурные дискурсы, превозносят культурные исключительности одного народа, скажем осетин по отношению к ингушам, создавая стереотипы, закладывая все необходимые основы для последующего насилия…»[1].
Актуализация проблем культурных взаимодействий требует поиска эффективных форм их решения. Такой общепризнанной формой взаимодействия культур становится диалог культур. Суть его в признании равноправия культур и суверенности каждой из них, поиске оптимальных путей и способов их взаимодействия. Но этому сегодня активно противодействуют различные конфронтационные идеологии религиозного и политического характера: исламский экстремизм, агрессивный национализм и расизм, неофашизм и др.
В ряде наук, в том числе и в педагогике, также возрастает интерес к этническим проблемам. Их решение во многом зависит от этнопедагогики, которая приобретает актуальное значение непосредственно в сфере национальной политики государства, а также в сфере организации образования. Этнопедагогические аспекты образования – зона пересечения различных, нередко полярных, интересов. Государство заинтересовано в том, чтобы система образования была инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения страны. И эти важные задачи отчасти призвана решить этнопедагогика.
Этнопедагогика и народная педагогика
До настоящего времени в педагогике происходит смешение понятий народной педагогики и этнопедагогики. Чтобы иметь более отчетливые представления, необходимо рассмотреть понятия «народ», «этнос» и «этничность», «нация» в науке. Их определения берем из исследований виднейших ученых (Ю. В. Бромлея, В. В. Пименова, Л. Н. Гумилева, В. А. Тишкова и др.).
«Этничность» – это категория, обозначающая существование отличительных идентичностей и складывающихся на их основе этнических групп. Этничность – это форма социальной организации культурных различий. «Народ» в смысле этнической общности В. А. Тишковым понимается как группа людей, члены которой имеют общие название и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности[2].
«Этническая общность», «этнос» – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле[3].
«Нация» – устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе территориального единства, общности языка, экономической, социальной и духовной жизни народа, особенностей его культуры и психического склада. Следует иметь в виду, что нация – это не раса, не антропологическая общность с присущими ей особыми физическими признаками. Нация – это общность социально-этническая, в которой социальное имеет национальную основу. В процессе этнической эволюции нации являются следующей стадией развития после народностей. Формирование наций началось в условиях капитализма, когда сложились соответствующие экономические условия, связавшие в одну экономическую систему различные народности. Поэтому нации зачастую имеют смешанный этнический состав[4].
На этих определениях строятся основные положения этно-педагогики. Этнопедагогика как научное направление сформировалась в 30–40 гг. XX века. Она появилась как междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания, а в советскую педагогику термин «этнопедагогика» был введен в 70-х годах XX века академиком Г. Н. Волковым.
Этнопедагогика в России прошла сложный путь развития от осознания учеными необходимости исследования этнических проблем воспитания до попыток обоснования ее как самостоятельную научную и учебную дисциплины. Этнопедагогика – это отрасль научно-педагогического знания, сформировавшегося на стыке философии, педагогики, этнологии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этносов с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах.
Объектом этнопедагогики являются регионально-этническая культура и народная педагогика. Это объективно существующие реалии, развивающиеся и функционирующие по собственным законам. Выявление этих общих законов и закономерностей – одна из целей этнопедагогики. Но этого недостаточно, этнопедагогика должна выявить принципы использования этих общих законов в современных условиях, характеризующихся усилением интегративных процессов в мировом человеческом сообществе, ростом средств массовых коммуникаций, изменением экономических и социальных условий функционирования в течение достаточно длительного времени единообразных учебно-воспитательных систем и т. д.
В качестве предмета исследования этнопедагогика рассматривает особенности функционирования народной педагогики в современных условиях. Основное различие между этими научными понятиями определил академик Г. Н. Волков: народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию; этнопедагогика – сфера теоретической мысли, науки. Народная педагогика – это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.
Народная педагогика не является наукой, так как представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенных с жизнью ребенка. Народная педагогика служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Она и сегодня питает творчество ученых, олицетворяя преемственность, соединяя современность с древней педагогической культурой прошлого. Будучи первопроходцем педагогической мысли, народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.
Народной педагогикой можно назвать весь традиционный воспитательный опыт этноса, включающий как общее, то есть присущее многим народам воспитание, так и особенное, формирующее в представителе данного этноса самобытную этническую культуру, этническое самосознание и национальный менталитет.
Русская народная педагогика уходит своими корнями в глубокую древность. Предками русских были многочисленные племена, жившие на территории нынешней России. Россия изначально формировалась как полиэтничное государство – именно поэтому она сумела накопить ценный опыт совместного мирного проживания различных народов.
Среди духовных ценностей славян главное место занимали: «мать – земля, кормилица», труд как основа бытия, природа как общий дом обитания, семья, здоровье, милосердие и др. Этническое самосознание славян было связано, прежде всего, с защитой земель обитания и своих семей. Эти ценности в последующем стали основополагающими в русском традиционном воспитании и определили его содержание, формы и методы.
При кажущейся стихийности народного воспитания в нем усматриваются продуктивные идеи, закономерности, принципы, создающие целостную систему традиционной педагогической культуры русского народа. Основой этой системы, ее фоном была воспитывающая среда. Вся жизнь семьи, ее быт, труд, отношения были пронизаны незаметным воспитательным влиянием на детей. Практически все элементы народной культуры: родной язык, религия, трудовая и общественная жизнь, фольклор, праздники, традиции, обряды выполняли педагогическую функцию.
В народной педагогике понятие «воспитание» означает вскармливание, уход, взращивание, заботу о здоровье, умственное развитие, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В этнопедагогике задачи народного воспитания выражены термином «идеал совершенного человека». Народные герои являлись носителями «национальных», то есть предпочтительных для этнической общности морально-этических качеств. Эти качества и предпочтения со временем менялись, но в целом можно сказать, что русский народный герой трудолюбив, хороший семьянин стремится к миру, согласию с соседями; всегда готов прийти на помощь; он милосерден, но готов дать отпор врагу, посягающему на его землю, свободу, народ. Эпитеты «славный», «храбрый», «великий» характерны для описаний русских богатырей. Богатырь до поры до времени живет как обыкновенный человек. Он чаще всего пахарь или ремесленник. Беспредельные возможности богатыря раскрываются тогда, когда он один или с несколькими друзьями выступает против вражеских полчищ и побеждает их. Русскому герою присуще чувство долга перед народом. Его сила обычно направлена на добрые дела: защиту родины, вдов, сирот, освобождение земли русской от врагов и т. д. Русский богатырь свято чтит народные традиции: бьется за Родину, не щадя жизни; помогает обездоленным; стоит за правду до конца; бережно относится ко всему живому, приходит на помощь слабым.
Кроме общего идеала совершенного человека, у каждого народа есть идеал мужчины и женщины. В русской народной педагогике они воплощены в понятиях «добрый молодец» и «красна девица». Их лучшие качества обобщены в сказках, былинах, пословицах, песнях. Важнейшими качествами «добра молодца» являются мужество, чувство справедливости, честность, свободомыслие, твердость характера, бдительность. Настоящий мужчина добр, отзывчив, он защитник своего народа и всех обездоленных. Этими качествами наделялись былинные герои (Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.).
«Красна девица» воплощает лучшие женские качества: доброту, скромность, верность, ум, находчивость, рукодельность, покладистость, сердечность, отзывчивость. Женский идеал предполагает преданность мужу, помощь ему во всех делах. Это прекрасная мать, ухаживающая за детьми и воспитывающая их, хорошая хозяйка, содержащая дом в чистоте и уюте. Этими качествам обладали в полной мере героини русских сказок.
Такие качества как человеколюбие, незлобивость, простота по отношению к людям, открытость души у русского народа формировались под влиянием основных видов хозяйственно-бытовой деятельности – хлебопашества, скотоводства, ремесленничества, а также существовавшего дольше, чем у других народов, родового общественного устройства. Этому способствовала социальная и природная среда обитания, те географические и регионально-климатические условия, в которых находились русские люди в результате естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов.
Основной целью традиционного народного воспитания были подготовка к труду, семейной жизни, созданию здоровой дружной семьи, способной иметь детей и правильно их воспитывать.
В этнопедагогических методах и приемах каждого народа есть этнические доминанты воспитания и образования, зависящие от:
• ландшафта, климата, биологических и химико-биологических влияний среды обитания;
• истории народа, языковых особенностей, психологических особенностей того или иного этноса, включающие преобладающие темперамент и способы разрешения конфликтов;
• харизматических героев, присущих данному этносу, преобладающего социального устройства;
• ведущей деятельности по жизнеобеспечению;
• нравов и обычаев, правил и норм поведения, отраженных в традициях народа;
• внешнеполитического окружения и экономических связей.
Этнопедагогическое знание включает имеющие познавательное значение для конкретного этноса понятия:
• о действительности и общей этнической картине мира, многообразии и специфичности традиционных этнических культур; и их взаимодействии;
• об идеалах, ценностях, функциях, закономерностях традиционного этнического воспитания, о воспитательном пространстве и мире детства этноса;
• о факторах традиционного этнического воспитания: генетике, среде, воспитании, обучении, этносоциальном окружении, языке, религии;
• о содержании, формах, методах и средствах традиционного этнического воспитания; труде как основе человеческого бытия; земле как доме человечества, человеке как части природы; преемственности поколений, культе предков; семье как непреходящей ценности; системе родственных отношений; сущности этносоциальных ролей; механизмах регулирования отношений между субъектами этноса; традициях, обычаях, обрядах народного этикета, человеке как высшей ценности, религии, общественном мнении как регуляторах нравственного поведения человека.
Основная цель этнопедагогики сегодня, по всеобщему мнению, – это учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многоэтническом государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Это и обращение к духовности: народная педагогическая культура содержит огромный потенциал духовности, который необходимо использовать в целях решения актуальных воспитательных проблем современности.