• Перешагивает через небольшие препятствия приставным шагом.
• Самостоятельно ложкой ест жидкую пищу.
1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
• Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос «где?».
• В игре обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
• Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 2 см.
• Воспроизводит несложные сюжетные постройки («ворота», «скамейка», «дом»).
• Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15–20 см), приподнятой над полом на 15–20 см.
• Раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку).
1 год 9 месяцев —2 года
• Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях, уже имевших место в его опыте.
• При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
• Подбирает (по образцу и слову взрослого) три контрастных цвета.
• Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
• Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
• Надевает некоторые предметы одежды (ботинки, шапку).
Физическое развитие ребенка
Особенности физического развития
На втором году жизни внешне рост организма протекает не так бурно, как на первом году жизни, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.
На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200–250 г, а рост – на 1 см (усредненные данные).
В этом возрасте центральная нервная система становится заметно выносливее. Увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Он может довольно длительное время сосредоточиваться на одном занятии (до 10–15 минут). Совершенствуются функции коры головного мозга, появляется память на события, произошедшие несколько месяцев назад. Стремительно развивается речь, увеличивается словарный запас.
Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86–90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.
Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Происходит интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс продолжается до тех пор, пока человек растет (иногда до 20–25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела.
Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными и разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.
Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.
Убедиться в том, что ребенок взрослеет, можно по следующим признакам:
• малыш остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим после дневного сна;
• действия, сопутствующие опорожнению мочевого пузыря или кишечника, начинаются каждый день в одно и то же время (например, утром либо после еды);
• брезгливость при виде грязных рук, лица или отвращение к мокрым подгузникам;
• ознакомление с «туалетной» терминологией, принятой в семье («пи-пи»). Некоторые дети уже готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста;
• возможность сообщить о своих потребностях и выполнять простые указания;
• любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).
Режим дня
Ребенок в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки; второй – перед полдником, так как после обеда малыш бодрствует. Продолжительность дневного сна у детей разная, но в среднем составляет 3 часа. Ночной сон длится 10–11 часов.
С 1 года 6 месяцев до 2 лет ребенок спит днем один раз, около
2 часов. Уменьшается и ночной сон, но общая его продолжительность должна составлять не менее 13–14 часов. Иногда ослабленные, недоношенные дети спят два раза в день. Предоставьте им такую возможность. Со временем они сами перейдут на один сон.
Переход на один дневной сон – процесс крайне индивидуальный. С 1 года 6 месяцев ребенок переводится на один сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания спать находится в бодром, активном состоянии. Если ребенок, переведенный на один сон, через некоторое время проявляет признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно, на 2–3 недели, следует снова перевести на два дневных сна. Ранний (до 1 года 6 месяцев) переход на один сон нежелателен, так как ребенок будет уставать от длительного бодрствования, перевозбуждаться и не сможет долго заснуть.
Спать днем ребенку по-прежнему лучше на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить его на открытой веранде, в лоджии, саду. Можно организовать дневной сон и в комнате, обеспечив постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь открывать зимой форточку, а летом – окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветрите комнату и оставьте неплотно закрытой форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе – важное условие спокойного крепкого сна.
На голову ребенка нужно надеть косынку и накрыть его тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его под матрас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Надо подумать и об одежде для сна. Она должна быть просторной, не стесняющей движений.
С 1 года 6 месяцев можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см.
При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном необходимо производить туалет носа (ЛОР-врачи советуют использовать для этого воду «Аква Марис» или «Салин»), в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь будет накапливаться и вызывать кашель (под утро или в конце дневного сна).
Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам, в одно и то же время. Он бодр, энергичен, жизнерадостен.
Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели. Эта привычка расслабляет, снижает тонус организма, настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся – и вставай! Перед укладыванием спать тоже необходим определенный настрой, спокойные игры, тихое чтение. Тогда ребенок, уже переключившийся на сон, спокойно заснет.
Гигиенические процедуры
Уход за волосами
Начиная с 1 года 6 месяцев достаточно мыть голову один раз в неделю, чаще мыть волосы нежелательно – это высушивает их и делает ломкими.
Большинство детей боятся шампуня, и мытье головы каждый раз вызывает у них плач. Вот некоторые простые советы педиатров, которые помогут сделать эту процедуру более приятной.
• Посадите ребенка так, чтобы ему было удобно. Обратите внимание на температуру воды: она должна быть теплой. Избегайте резкой смены температуры – это нервирует ребенка. Не выливайте на голову холодный шампунь, предварительно разведите его в стакане большим количеством теплой воды.
• Намочите ребенку волосы, вылейте половину порции шампуня, взбейте пену и быстро прополощите. Следите за тем, чтобы вода и мыло не попадали ребенку в глаза. Предотвратить это помогут специальные ободки в виде уточек, петушков и пр., которые одеваются на голову ребенка и не дают воде попасть в глаза. Затем вылейте остатки шампуня и взбейте пену, легко массируя кожу головы. Никогда не трите волосы, это их запутывает.
• Тщательно смойте шампунь, это придаст волосам блеск. Плохо промытые волосы останутся тусклыми и липкими.
• Регулярный душ поможет вам приучить ребенка к ощущению воды на лице, а главное – эта процедура очень полезна для здоровья и со временем будет доставлять малышу большое удовольствие.
Следует отметить, что многие дети, перенесшие различные перинатальные осложнения, крайне негативно относятся к купанию. В этом случае нужно посоветоваться с невропатологом.
Уход за зубами
Если вы хотите, чтобы зубы вашего ребенка были красивыми и здоровыми, подумайте об их питании. Для поддержания здоровья зубов важны кальций и витамин D. Кальций, содержащийся в продуктах питания, усваивается полностью. Кальций, принимаемый в виде медикаментов или БАДов, дает значительно меньший эффект. Следовательно, нужно позаботиться о том, чтобы рацион ребенка был богат кальцием.
Не менее важна и гигиена полости рта. Для чистки первых молочных зубов вполне подойдет ватка, смоченная кипяченой водой. Но как только у малыша появятся по четыре резца вверху и внизу, купите ему зубную щетку. Она должна быть маленькой и мягкой. Щеткой нужно чистить не только зубы, но и десны. Чистка десен стимулирует кровообращение, укрепляет их и делает зубы более крепкими.
Уже на втором году жизни врач может обнаружить у ребенка кариес. Пораженный кариесом зуб – очаг инфекции во рту ребенка. Кроме того, глубокий кариес может достичь челюстной кости и помешать развитию постоянного зуба.
Нередки случаи, когда зубы у ребенка «выпирают». Этот дефект может быть вызван привычкой сосать палец.
Когда младенец сосет большой палец, в этом нет ничего страшного. Сохранение этой привычки у ребенка старше двух лет может затруднить правильный рост зубов. Когда ребенок сосет палец, он опирается на нижние зубы, толкая их назад, и на верхние зубы, которые толкает вперед. Одновременно деформируется небо. Что делать, чтобы отучить ребенка от этой вредной привычки?
Запрещать ребенку сосать палец бесполезно.
Если до 1 года 3 месяцев ребенок постоянно сосет палец, подумайте, не испытывает ли он недостатка во сне, развлечениях, не беспокоит ли его что-нибудь в семейной обстановке. Если вы не можете найти причину, обратитесь к врачу.
Иногда ребенок сосет палец, стараясь заснуть. Чтобы отучить его от этого, достаточно осторожно вынуть палец изо рта, как только ребенок крепко уснет. Будьте осторожны, не разбудите его. Подсознание малыша зафиксирует, что он отлично может засыпать и без пальца, и в конце концов ребенок сам откажется от этой привычки.
Гимнастика и массаж
Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В конечном итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения среды.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Составлены К.Л. Печорой, утверждены Российской медицинской академией последипломного образования.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги