Книга Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 2. Книга 2 - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 2. Книга 2
Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 2. Книга 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 2. Книга 2

1. Ноосферное стремление к непрерывному физическому и психическому развитию с целью снижения зависимости от материальной среды.

2. Ноосферное стремление к совершенствованию интеллектуально-творческого потенциала, наиболее полной социальной активности.

3. Ноосферное стремление к непрерывному профессиональному росту, достижению выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

4. Ноосферное стремление к гармоничному развитию[22] в реальностях бытия: ценности ноосферы, потребностно-смысловая сфера – сохранение себя, основ своей жизни, своей и отечественной биосферы, духовность, социальное здоровье, здоровый ноосферноориентированный образ жизни.

Ноосферный подход к формированию целей, ценностей, принципов социализации личности позволяет выявлять ее носферный потенциал, соединять с ценностями культуры, нормами поведения во взаимодействии с партнерами в системе социальных связей. Ноосферно ориентированная личность сумеет полнее реализовать свои способности, задатки, умение жить в социальном отношении комфортно и благополучно. Осознание индивидуумом, личностью ноосферного потенциала и статуса субъекта Homo sapiens institutius отечества в условиях нарастания угроз, рисков, вызовов глобализации сферам жизни новых поколений не только повышает потенциал естественноисторической жизнеспособности общества в поколениях, но многократно умножает его цивилизационную конкурентоспособность.

Жизненный путь Homo sapiens institutius человечества, как реализация матрицы развития и охраны здоровья, простирается во времени и пространстве жизни поколений семьи отечеств, аккумулируя в себе воспроизведение жизни на разных этапах онтогенеза (поколения индивидуумов), интегрируют биологическую, психологическую и социальную составляющие жизни человека (индивидуально-личностное основание социального здоровья). Поколения Homo sapiens institutius, субъекты ноосферы в регионах биосферы, действуют в определенных условиях внешней среды (поселенческое ядро жизни семей в экотехнополисных структурах техно-, социо-, биосферы). С позиций ноосферной личности граждан в сохранении основ качества, ценностей социального здоровья в эпоху глобализации на первое место выдвигается духовный смысл своей жизни, проявляющейся в саморазвитии, способности к социальному и гражданскому нормотворчеству и самоорганизации жизненной судьбы.

Ноосферный подход к осознанию человеком своей статусно-функциональной роли позволяет наиболее полно учитывать интерактивные основания социального здоровья, выраженные «сочетанием сил, способных осуществить определенное достижение» (А. А. Ухтомский); адекватно реальной ситуации разрешать напряжение между сегодня и завтра, между возможностью и наличностью, между образом жизни и образом мира. Переживая реальность собственного бытия, человек осознает чувство реальности и действительности своего бытия,[23] составляющие культурно-исторического кода народа и изменяющиеся культурные ценности в обществе реальных угроз и опасности потери здоровья (социокультурное основание социального здоровья). Только критически осознающий это человек начинает свой путь к формированию в себе ноосферной личности. Еще Сократ во времена античности приходил к выводу о том, что почти все люди тратят свои жизни впустую, пытаясь во имя исполнения своих желаний и прихотей, добиваться самых разных целей, но совершенно не задумываясь над тем, насколько на самом деле эти цели важны. Таким образом, формируется целеполагание ноосферной личности – гармонителя своей жизни в природе и обществе.

В социокультурном пространстве существования Homo sapiens institutius мышление использует для познания мира, а само мышление связано и определяется духовной атмосферой эпохи (К. Мангейм).[24] Необходимость изменить мышление в плане формирования социального здоровья поколений связано также и с традиционными формами в виде научения элементов социального здоровья, но уже без специальных мыслительных операций. То есть в развитии ноосферного потенциала общественного интеллекта Homo sapiens institutius по сохранению социального здоровья поколений присутствует конвергентный и дивергентный пути. Первый отражает собрание традиционно наработанных исторических форм сохранения здоровья здоровых поколений, апробированных веками их жизни, выраженных в общих закономерностях и связях социо-антропо-биосферы (общества – человека – природы). Это так называемый «золотой фонд социального здоровья» поколений – ноосферный потенциал жизнеспособности Homo sapiens institutius в биосфере Земли.

Второй путь дивергентного развития характеризуется расширением пространства здоровья «веером» определенной активности Homo sapiens institutius в виде возможностей, инновационных подходов, творения конкретных форм жизнедеятельности для сохранения социального здоровья.

Формирование здоровья в онтогенезе поколений Homo sapiens institutius в ноосферном ключе связано с восходящей линией жизни, повышением ее качества, совершенствования и развития (С. Л. Рубинштейн).[25] Имеет значение дискретность существования личности, специфика этапов жизненного пути, возможности новых ситуаций, периоды подъема и спада активности.

Основным механизмом понимания освоения культуры здоровья Homo sapiens institutius для подрастающего поколения становится культурно-историческая концепция Л. С. Выготского,[26] которая определяет способы овладения человеком знаковых, информационных систем и деятельностью посредством общения со взрослыми и передачей ребенку социокультурных ценностей, культурных образцов сохранения здоровья, выработки у него социально и жизненно важных значимых умений, которые постепенно интериоризируются и становятся достоянием будущих поколений. В процессе развития ноосферной личности культура здоровья все больше становится субъектом развития.

Наиболее значимые в юные годы детства семья и образование становятся факторами реализации знаний Homo sapiens institutius о здоровье и здоровом образе жизни, продуцируя активное отношение к самотворчеству здоровья и своей жизни.

Идея становления человека в человеке (М. Мамардашвили) – это путь к осознанию личностью своего ноосферного потенциала и его реализации в жизненной судьбе. Философско-антропологические представления актуализируют многие факторы, детерминанты и специфику формирования социального здоровья поколений, но основным механизмом в этом процессе остается культура здоровья. Ее низкий уровень подтверждается обострением угроз глобализации, экодемопереходом и кризисом депопуляции.

Роль институтов образования в осознании роли Homo sapiens institutius для передачи культурного кода, синергетических знаний о социальном здоровье происходит с особенностями в трех основаниях как едином целом.

В индивидуально-личностном аспекте охрана социального здоровья Homo sapiens institutius выражена осознанием роли здоровья в жизнеспособности поколений; его ноосферные критерии-ценности проявляются в выборе образа жизни, в котором должны гармонично учитываться основы биологической (природные основы здоровья Homo sapiens), психологической (ноопсихологический потенциал индивидуума) и социальной природы. Их единство выражено в универсальном ноосферном статусе Homo sapiens institutius.

Интерактивное основание социального здоровья учитывает ноосферную природу, статус и функцию Человека разумного институционального в жизнеустройстве граждан отечества, сообществ регионов планеты, вообще государств человечества в биосфере планеты.[27] Специализация ноосферного потенциала и статуса Homo sapiens institutius и его деятельность отвечает гармонизации социоприродных взаимодействий в политике, экономике, идеологии, образовании, семье и т. д.

Культура здоровья, духовные ценности, приоритет духовного над материальным, специфика социокультурных кодов также выражена в отношениях, в связях и взаимодействиях различных сфер жизни Homo sapiens institutius:

• между антропосферой и биосферой (этнобиосферогенез);

• между техносферой и биосферой (технобиосферогенез);

• между психосферой и биосферой (психобиосферогенез);

• между социосферой и биосферой (социобиосферогенез).

«Сама культура в своей гомеостатической функции выступает гармонизатором отношений между человеком и природой со стороны человека – гармония есть отражение здоровой системы»,[28] она же гармонизирует и другие среды жизни. Экотехнополисная гармонизация взаимодействий выражается в умении создавать условия здорового, устойчивого развития семей поколений в регионах поселений государства (экологическое знание об угрозах здоровью человека – осознание ноосферного статуса Homo sapiens institutius – соблюдение основ социального здоровья в ценностях жизни); формирование ноосферных критериев и основ культурных традиций, разумных инноваций в ее развитии.

Развитие знаний о ноосферной природе поколений Homo sapiens institutius отечеств позволяет строить прогнозы устойчивого развития регионов планеты, сохранение и развитие здоровья, направлять деятельность не на разрушение биосферы, человека и жизни на Земле, а на ее созидание.

Вектор сохранения социального здоровья поколений должен быть направлен на:

1. Индивидуально-личностное развитие ноосферного потенциала Homo sapiens institutius (матрица единства духовного, психического, физического).

2. Ноосферный подход к сохранению здоровья семьи и поколений.

3. Экотехнополисное развитие поселений сообществ в регионах.

Молодые люди считают, что основой жизни является интересная работа, почет и уважение в обществе – так ответили 85 %. Достижение такого социального статуса невозможно без хорошего образования, как и возможность заниматься любимым делом: 84,2 % молодых людей считают это целью жизни. Это подсказывает молодым их ноосферная интуиция поиска высшего критерия социальной статусно-функциональной самоидентификации входящих в жизнь личностей, выражающей по сути необходимость осознания ноосферного потенциал субъекта Homo sapiens institutius отечества, ноосферного статуса гражданина России. Следовательно, ноосферные приоритеты жизни – семьи и здоровья детей, хорошего российского государства. Волгоград, 2008. С. 5. образования могут быть использованы для формирования основ социального здоровья поколений. Универсальными ценностями в России остаются: семья (93,2–96,3 % респондентов); здоровье (от 91,3–94,9 % опрошенных), дружба (91,6–91,7 % молодых людей), безопасность (88,3–90,5 %), любовь (88,7–89,7 % опрошенных) и творчество занимает от 30,1–31,9 % у молодых людей.[29]

Молодое поколение неоднородно, примерно половина – верят в Бога. Современные экономоцентристские реалии жизни граждан определяют их основной акцент – установку на материальные ценности. Но российская молодежь не потеряла основные базовые ценности, характерные для России (М. К. Горшков).

Социальное здоровье проходит институтализацию в трех основных институтах – здравоохранения, семьи и образования. Если здравоохранение граждан обращено в прошлое – в основном лечат, оказывают помощь населению, у которого «худое» здоровье, пытаются его восстановить (острые и хронические заболевания, травмы и т. д.), то институт семьи в охране социального здоровья поколений выполняет ключевую функцию: его жизнь, деятельность должна учитывать прошлое в настоящем и ориентацию на будущее народа.

Понимание гражданами значимости института семьи, ее роли в воспитания здорового потомства, показывает мониторинг института социологии РАН, исследующего универсальные ценности молодежи и их приоритеты. Так современное молодое поколение на 1 место среди приоритетов в 94,0 % случаев поставила воспитание хороших детей; 93,5 % – жить не хуже других; создать счастливую семью (91,8 %); честно прожить свою жизнь (90,9 %). Это выражает интуитивное понимание ноосферного потенциала жизнеспособности молодежи – еще сохранен культурно-генетический код российского этноса. И это обнадеживает в плане решений проблем социального здоровья нынешних и будущих поколений. По данным общероссийских опросов 2005–2006 годов очень хорошим считают свое здоровье только 2 % населения страны, хорошим – 30 % респондентов, 54 % – удовлетворительным, 13 % населения плохим и 2 % опрошенных – очень плохим. В структуре ответов гендерного характера наблюдаются следующие диспропорции: если мужчины как хорошее и очень хорошее определяют в 40 % случаев, то женщины только в 25 %; как плохое и очень плохое мужчины отметили в 10 % случаев, а женщины в 18 % случаев.[30] То есть разное понимание мужчинами и женщинами своего ноосферного потенциала в статусно-функциональных ролях в семье и обществе позволяют по разному оценивать и свое социальное здоровье. Образование как институт должно соединить знания об охране здоровья прошлого, настоящего и будущего, что позволит прогнозировать развитие социального здоровья поколений в определенных условиях экотехнополисов регионов.

Анализ данных по институциональным механизмам охраны основ социального здоровья в русле философии ноосферного реализма определяет:

1. Развитие и охрана социального здоровья осуществляется в рамках основных институтов общества – здравоохранения, семьи и образования.

2. Развитие здоровьецентрического подхода позволяет определить интегральные показатели социального здоровья – ноосферный потенциал здоровья, качество здоровья, образ жизни поколений, социокультурный код жизнедеятельности и продолжительность жизни народонаселения поколений.

3. Глобализация угроз сферам жизни и основам здоровья народонаселения отечеств в поселениях регионов биосферы Земли определяет социальное здоровье важнейшим критерием устойчивого развития, качества жизни и ноосферного вектора развития сообществ государств человечества.

Рефлексия социального здоровья человека – общности (поколений) – Человечества в современных условиях кризиса цивилизации приводит нас к понятию социального здоровья как ядра микро-мира и космо-мира человека в рамках: здоровье – болезнь – жизнь; космос – природа – человечество; человек – здоровье – цивилизация, а также незнание – знание – сознание, знание – сознание – здоровье.

Пересечение векторов жизни человека (антропосферы) со всеми остальными сферы жизни общества определяют основные узлы пересечения. И социальный (социально-экономический, социально-политический, социально-экологический, социокультурный аспекты) уровень становится тем праксиологическим вариантом, который, развиваясь в ноосферной парадигме, определяет решение вопроса охраны жизни и здоровья народонаселения планеты.

Для учета ноосферных функций науки об основах социального здоровья поколений на уровне института семьи, в целом общества необходима экологизация взаимодействия поколений общества с природой в экотехнополисах регионов биосферы. В ноосферных функциях науки необходимо учитывать

• естественнонаучные аспекты экологической безопасности поселений Homo sapiens institutius в биосфере ради устойчивого развития нынешних и будущих поколений отечеств единой семьи человечества;

• научно-технические аспекты экологической безопасности и устойчивого развития поселений в регионах планеты. Здесь определяются техногенные и антропогенные воздействия на качество различных сред жизни, качество здоровья, влияние техногенных воздействий на ритм и образ жизни;

• социальные аспекты безопасности, которые связаны с общественным сознанием и осознанием роли Homo sapiens institutius в биосфере, с определением роли экологического статуса поколений в охране социального здоровья.

Ноосферную формула здоровья, а, значит, потенциал жизнеспособностит поколений Homo sapiens institutius в регионах поселений биосферы[31] определяет вектор решения проблем социального здоровья в России. 50 % в этой формуле отводится формированию здорового образа жизни, отвечающего вызовам взаимодействия субъектов сфер жизни человечества с регионами биосферы; 20–25 % разработке индикаторов социального здоровья – сохранению основ экологической безопасности и социального здоровья поколений государств; 20 % – профилактической работе по охране и повышению генофонда поколений, их иммунного статуса, т. е. выживаемости и резистентности человека; 8–10 % – функциям институтов медицинской науки, системы здравоохранения, определяющих доступность и качество медицинского обслуживания поколений граждан государств в поселениях регионов биосферы Земли.

Эта формула должна действовать в программах, упреждающих нарушения биосферно-экологических основ социального здоровья граждан при формировании субъектов ноосферы (физические лица, юридические лица, власть, личность, социум, общество, государство, человечество и т. д.). Территориальным ядром повышения институциональной роли системы охраны основ социального здоровья поколений становятся экотехнополисы поселений граждан государства в регионах биосферы. Здесь и необходим переход от болезнецентричной к здоровьесберегающей стратегии функций управления, учитывающей ноосферный потенциал основ здоровья здоровых, качество, образ жизни граждан, определяющий ее продолжительность в поколениях.

Развитие ноосферизма как мировоззренческой системы связано с развитием образования, которое начинается со становления основ ноосферного образования в России, определяется переходом человечества к ноосфере, социоприродной гармонии[32] в результате смены ценностей на биосфероцентричные.

Приоритетный учет единства ноосферной природы поколений Homo sapiens institutius в ноосферном статусе ценностей жизни, охраны основ здоровья граждан государств должен определять ноосферные функции науки, а значит, ноосферные принципы Доктрины российского образования.[33]

Основные положения:

• образование является ведущим механизмом развития российского общества и российской цивилизации как уникальной Евразийской цивилизации;

• образование – главный механизм воспроизводства общественного интеллекта России;

• образование – основа устойчивого развития России;

• образование становится базисом современной экономики;

• образование – основа национальной безопасности России;

Эти положения соотносятся с нашими положениями о роли образования в сохранении социального здоровья, раскрывают роль образования для решения проблем социального здоровья человека в обществе и поколениях граждан. Основой развития, формирования субъекта ноосферы – ноосферного гражданина отечества – могут быть следующие принципы (А. И. Субетто).[34]

1. Ноосферный принцип народности системы образования, всеобщности ее целей. Он позволяет воспитывать поколения граждан в русле здровьесохраняющей – здоровьецентрической парадигмы качества и образа жизни.

2. Ноосферный принцип государственности образования граждан, позволяющий транслировать основные социо-духовные ценности личности: семьи, Родины, среды жизни в формировании основ социального здоровья.

3. Ноосферный принцип непрерывности образования, который должен охватывать все поколения в их соразвитии и позволит осваивать инновационные и традиционные достижения сохранения основ социального здоровья.

4. Ноосферный принцип воспитания личности, выражаемый в приоритете гуманитарных знаний над их информационной функцией (информационная парадигма). Здесь на первом месте – ценностно-духовные качества (трудовое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, воспитание для сохранения ценностных традиций семьи, материнства и отцовства, уважения старших), принципы гармонизации отношений людей во всех сферах жизнедеятельности для сохранения жизни и здоровья здоровых.

5. Ноосферный принцип единства науки, культуры и образования в воспроизводстве основ общественного интеллекта и духовного здоровья поколений. Это триединство выражает основные направления развития ноосферного интеллекта человека, синтез научных знаний в естественнонаучной и социально-гуманитарной сферах жизни, гуманизацию и экологизацию сознания, превращение знаний в социокультурные практики. Это необходимо для повышения творческого потенциала личностей, усиления деятельности граждан по сохранению основ жизни и социального здоровья в поколениях.

Особое внимание должно быть обращено на высшее образование как базы воспроизводства кадрового потенциала всего образования, науки и культуры. Развитие вузовской науки, университизация высшего образования – условие повышения качества высшего образования.

6. Распространение ноосферных подходов на приоритеты отраслевой организации высшего образования, нужное для учета особенностей, специфики образования для различных видов, форм и научных уровней знаний. Усиление ноосферных приоритетов в системе и институтах образования позволяет преодолевать узкоотраслевой (одномерный) и компетентностный подход в реформе образования, снизить его вредные профессиональные последствия для сохранения основ социального здоровья здоровых в поколениях.

Соединение выделенных принципов происходит в мировоззренческом понимании единства ноосферной природы поколений Homo sapiens institutius, осознании ноосферного статуса ценностей жизни, основ охраны здоровья граждан, реализуемых в ноосферных функциях наук, формировании критериев профессиональных знаний субъектов жизни общества эпохи глобализации.

Ноосферный анализ становления механизмов здоровья, исторического здоровья, здоровья нации, здоровья российского этноса определяет гармонизацию отношений внешней (экосфера) и внутренней среды (человек, его уровни организации), то есть здоровье как на индивидуально-личностном уровне, так и на уровне здоровья этноса (а это уже другой этнологический уровень, для которого характерно преемственность и развитие биологических, физических и психических способностей в поколениях, их совершенствование). В. П. Казначеев, А. И. Субетто сравнивают здоровье этноса с нормой развития эволюции, репродуктивного потенциала этноса.[35] С позиций ноосферного реализма знаний Homo sapiens institutius о среде жизни этноса в условиях региона биосферы (Л. Н. Гумилев) в здоровье поколений (от личности до здоровья этноса) объединяются все уровни исторического здоровья, охватывающие различные уровни организации общностей. Это определяет ноосферный потенциал жизнеспособности этноса в биосфере.

Ноосферный подход в этнологии расширяет понимание многомерности социального здоровья здоровых поколений в естественноисторической системе «человек – общество – культура».

Развитие ноосферной философии образования, ее становление связано с философией Ноосферизма и становлением ноосферной образовательной парадигмы, т. е. со становлением образования как важнейшего социального института, социогенетического механизма опережающего развития общественного интеллекта и производства всесторонне гармонично развитого, универсального, творческого, «целостного человека», «хомо креатора.[36] С позиций мировоззренческого понимания ноосферной природы, ноосферного статуса, ноосферной функции человечества и человека (Homo sapiens) в биосфере Земли, понятия «субъект ноосферы», «Хомо креатор» и «Homo sapiens institutius» совпадают. В понятиях ноосферологии и ноосферного здравоведения они – синонимы.

Отставание знаний о человеке, патологизация субъектов поколений российского этноса на фоне экологодепопуляционного кризиса требуют разумных шагов от государства для решения этих проблем. Они должны быть адекватны ноосферной природе, ноостатусу, ноосферной функции Homo sapiens institutius в жизнеустройстве поселений территории. Тем более, в них с опережением нужно учитывать проблемы общего повышения качества жизни граждан (всех, а не избранных) и сохранения основ социального здоровья. Образование, просвещение рассматриваются учеными как механизмы исторического здоровья, здоровья этноса и социального здоровья, позволяющие наращивать популяционное здоровье, здоровье семьи, социальное здоровье. Образование формирует стойкий иммунитет к разрушению социо-культурного кода[37] – ноосферной матрицы жизни российских поколений.

Ноосферные критерии образования социального здоровья базируются, как отмечал Н. Н. Моисеев, отражают развитие биосферы в ноосферу. Это развитие происходит целенаправленно, «когда разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего».[38] Это требует синтеза наук, прогнозирования будущего в рамках развития ноосферы. Гармония всех сфер жизнедеятельности должна быть сначала отражена в виде знаний об этом (наука). Т. е. должен быть осуществлен переход от незнания к знанию, затем эти знания должны быть осознания субъектами ноосферы и приведены в действие (образование). Ноосферная целостность, коэволюционная устойчивость системы «человечество – биосфера» реализуются в ноосферном потенциале культуры, науки, образования субъектов ноосферы своего времени – то есть в понимании поколениями ноосферной функции Homo sapiens institutius в жизнеустройстве поселений территории, охране основ их социального здоровья. Образование реализует ноосферную функцию науки человечества через осознание высших ценностей знаний в формуле действия «ноосферное знание поколений отечества – ноосферное осознание гражданами своего статуса в жизни отечества – ноосферные (биосферо-экологические, экологичные, биосферосвоместимые) критерии деятельности».