Смертность в России сегодня:
– сверхсмертность мужчин. В 2010 г. продолжительность их жизни составила 63 года, что на 12 лет меньше, чем у женщин, и на 1 год меньше, чем в 1990 г.;
– падение средней продолжительности жизни мужчин в возрасте 35 лет и старше. На селе она ниже, чем была 100 лет назад, в городе – чем 40 лет назад;
– возросшие темпы роста смертности в трудоспособных возрастах. В большей мере вымирает трудоспособная часть населения, что противоречит биологическим закономерностям;
– высокая младенческая смертность по сравнению с другими развитыми странами. Начиная с 1990 г., этот показатель возрастал: в 1991-м он достиг 1,7 %, в 1992-м – 1,8 %, в 1993-м – почти 2,0 %. Затем начал медленно снижаться, составив в 2000 г. 1,5 %. В последние годы этот показатель постоянно снижался, и в 2008 г. составил 0,6 %.
Здоровье и урок физической культуры. Физическая культура – единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям (и взрослым) с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья.
Не стоит повторять в очередной раз, какую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей и подростков. Лишь 28 % современных школьников врачи относят к I группе здоровья, около 60 % – ко II, а 14 % детей (III и IV группы здоровья) серьезно больны (рис. 1.1). Что лежит в основе медицинского распределения детей на группы, не всегда знают даже школьные учителя.
Рис. 1.1. Распределение российских школьников по группам здоровья (по данным мониторинга психофизиологического состояния детей РФ, проведенного в 2002–2003 гг.)
Комплексная оценка состояния здоровья. Складывается из оценки уровней и гармоничности физического и нервно-психического развития ребенка; степени сопротивляемости организма неблагоприятным факторам; функционального состояния основных систем организма; наличия или отсутствия хронических заболеваний (в т. ч. врожденной патологии). На этом основании учащиеся со сходным состоянием могут быть отнесены к следующим группам здоровья:
I – дети здоровые, с нормальным развитием и уровнем функций; дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;
II – дети здоровые, но с факторами риска возникновения патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям;
III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;
IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;
V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
На основании результатов медицинского осмотра учащихся врач делает заключение о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ученика, обращая внимание на особенности состояния опорно-двигательного аппарата и других органов, участвующих в выполнении отдельных упражнений. Оценку уровня физической подготовленности дают на основе спортивного анамнеза, анализа успеваемости и наблюдений, проведенных во время выполнения тестовых физических упражнений.
Принципы ведения занятий физической культурой. Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основными критериями для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
Основная медицинская группа: целиком I группа здоровья, а также частично II группа здоровья (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезии некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления.
Относящимся к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Рекомендуются занятия спортом в спортивных кружках и секциях, группах детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т. п.
Подготовительная медицинская группа: дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную физическую подготовленность, незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) – повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
Специальная медицинская группа: дети, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к этой группе, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
Однако, к большому сожалению, типичной картиной для большинства школ является спортзал, в котором во время урока физической культуры на скамейке тоскливо сидят и дышат пылью ребята той самой спецмедгруппы, с которыми единственному на весь класс учителю проще не заниматься совсем. Типовых программ для них нет из-за большого разнообразия заболеваний, не предусмотрены дополнительные спортзалы, учителя, специальный инвентарь (например, фитболы). Правда, администрация некоторых школ действительно заботится о здоровье своих учеников и находит не предусмотренное государством решение проблем сохранения и укрепления не очень крепкого здоровья детей. Прежде всего, важно понимать, в чем заключаются особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем.
Физическая активность и здоровье. Участие в спортивных мероприятиях само по себе не гарантирует, что молодежь будет заниматься физическими тренировками в дальнейшем. Требуется специальная молодежная политика для увеличения числа подростков, предпочитающих активную физическую деятельность сидению перед экраном компьютера. Способствуют активной физической деятельности подростков оздоровительные программы, проведение спортивных внеклассных мероприятий, положительный образ спортсменов, поддержка друзей и семьи.
Сидячий образ жизни и неправильное питание способствуют все большему распространению избыточной массы тела и ожирения среди студентов и школьников. Кроме того, гиподинамия является фактором риска развития множества заболеваний, среди которых остеопороз, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, депрессия, снижение иммунитета и резервных возможностей организма.
Общая смертность в популяции характеризуется U-образной кривой, то есть она выше как у лиц с минимальным, так и с наиболее высоким уровнем физической активности. Меньше живут как малоподвижные люди, так и люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. Отмечено практически двукратное увеличение сердечно-сосудистой заболеваемости при низкой физической активности, а повышение физической активности больных ишемической болезнью сердца (ИБС) позволяет достигать снижения смертности на 27–30 %.
Здоровье спортсменов. В современной жизни человечества трудно найти более распространенную сферу социальной активности, чем спорт. Заключая в себе гуманистические функции, современный спорт, тем не менее, не лишен и ряда негативных тенденций в своем развитии. Может показаться парадоксальным, но основная негативная черта большого спорта (с точки зрения врача) – постоянное стремление к росту спортивных результатов. Уровень рекордов сегодня давно превысил возможности человеческого организма, и новые достижения могут быть реализованы либо за счет увеличения тренировочных нагрузок, либо применения допинговых препаратов. И тот, и другой путь опасны для здоровья спортсменов.
Негативные черты современного спорта обусловлены также его профессионализацией и коммерциализацией, появлением новых технических элементов и даже новых видов спорта, сопровождающихся высоким риском для здоровья и жизни спортсменов, вовлечением в спорт высоких достижений детей и подростков, расширением диапазона женских видов спорта из арсенала тех, которые ранее считались исключительно мужскими, и пр.
За последние 15–20 лет заметно возросло количество случаев внезапных смертей и серьезных отклонений в состоянии здоровья спортсменов. При этом количество этих отклонений четко связано с периодами предолимпийского цикла или графиком других соревнований мирового уровня: чем ближе старт, тем больше и более выраженные отклонения в состоянии здоровья спортсменов.
Говоря о профессиональном и олимпийском спорте, необходимо отметить высокую мотивацию спортсменов, направленную на подготовку и участие в соревнованиях, что вынуждает их, как правило, диссимулировать изменения в субъективном состоянии и избегать исследований, которые могут выявить отклонения в состоянии их здоровья. В то же время некоторые отклонения в состоянии функций организма спортсмена до сих пор не имеют достаточно четкой трактовки, а его способность при наличии этих нарушений показывать результаты мирового уровня остается загадкой.
Адаптация к экстремальным воздействиям, в том числе и характерным для спорта высоких достижений, всегда сопровождается выраженной «платой» за адаптацию. Компенсаторные механизмы, проявляющиеся в этих случаях, нередко формируются за счет резервов структуры и функции органов и систем, напрямую не связанных с достижением конечного результата. Эти компенсации могут подвергаться обратному развитию. Многие функциональные показатели у спортсменов высокого класса выходят за пределы статистической нормы. Напри мер, сердечный индекс в покое у стайеров находится на уровне, характерном для клинической картины сердечной недостаточности (менее 2,1 л/мин/м2), частота сердечных сокращений заставляет заподозрить полную атриовентрикулярную блокаду (АВ-блокаду) (менее 40 ударов в мин), лишь у 30 % спортсменов электрокардиограмма не имеет отклонений от нормы и т. д. Таким образом, «абсолютное» здоровье (если иметь в виду критерий «нормы») как критерий допуска спортсмена к участию в учебно-тренировочном процессе и соревнованиям – фикция, идеал, недостижимый в условиях нагрузок в современном профессиональном и олимпийском спорте.
Можно предположить, что главный критерий здоровья спортсмена – его спортивный результат. Если результат улучшается или сохраняется на стабильном уровне, здоровье спортсмена не вызывает опасений, т. к. именно в результате фиксируется степень совершенства функций всех систем его организма. В то же время постоянное нахождение спортсмена на границе функциональных возможностей, за которой следует срыв компенсаторно-приспособительных механизмов с последующим развитием патологии, непременно приводящей к социальной дисфункции (ухудшению спортивного результата), предопределяет необходимость раннего и всестороннего медицинского наблюдения за спортсменами.
Общая оценка здорового поведения (по количеству очков)
60–70 очков: Ваше отношение к собственному здоровью следует оценить как отличное (если только в одном из разделов Вы не потеряли все 10 очков).
50–59 очков: Вы ведёте себя хорошо, но можете и лучше.
40–49 очков: Ваше поведение можно оценить как среднее; многое в нём следовало бы изменить.
30–39 очков: Вы весьма посредственно относитесь к своему здоровью; при правильном образе жизни Вы могли бы получать от жизни больше удовольствия.
Меньше 30 очков: Вы серьёзно пренебрегаете своим здоровьем; без всякого сомнения, Вы заслуживаете лучшего к себе отношения.
1.1.2. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека
Окружающая среда – это окружающий человека природный и созданный людьми материальный мир. Поэтому в окружающую (географическую) среду включают природную и искусственную, т. е. техногенную, среду – здания, сооружения и т. д.
Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и насколько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность – вся его жизнь.
Движущей силой всякого процесса является борьба и одновременно единство противоположных сил. Природа развивается по своим законам, общество – по своим. Вся история человечества – это история «борьбы» человека с природой. В этой «борьбе» совершенствовались орудия труда: от каменных скрёбел, проколок и топоров до космических кораблей и ускорителей элементарных частиц. За тысячелетия не изменилась суть взаимодействия людей и природы, но изменились формы и масштаб «борьбы» между обществом и природной средой.
«Покоряя» природу, человек использует ее предметы и может действовать только по ее природным законам. Люди не могут обойтись без природы, и в этом они едины с ней. Единство человека с природой проявляется и в том, что человек – не просто социальное существо, а биосоциальное. Техника, производство – это основные формы «борьбы» и единства (взаимодействия) общества с природой.
В труде человек приспосабливает продукты природы для своих потребностей. Для жизни людям необходимы еда, одежда, жилище и т. д. Эпоха тесного взаимодействия с природой началась с производства средств, удовлетворяющих эти основные потребности человека. Это далеко не свободный труд, не свободное отношение к природе. Воздействие на природу без компенсации определенного урона вызывает отрицательные изменения. Такие изменения влияют на самого человека. Вместо чистого воздуха он имеет устойчивое загрязнение атмосферы, вызывающее многочисленные заболевания и смерть людей. Мы потребляем продукты питания, загрязненные вредными химическими веществами.
Загрязнение – это неблагоприятное изменение окружающей среды, приводящее к нарушениям поступающей солнечной радиации, физико-химических свойств среды и условий существования живых существ, в том числе и человека. В результате загрязнения происходят количественные и качественные изменения среды, ее разрушение.
Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызывать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызывать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже к смерти. Пример подобного действия – смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсических веществ промышленными предприятиями в атмосферу.
Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Наиболее уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.
Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает напряжение, утомление. Напряжение – мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека.
При систематическом или периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. Признаки хронического отравления – нарушения нормального поведения, привычек, нейропсихические отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения.
Физическое загрязнение связано с изменением физических свойств среды.
Радиоактивное загрязнение характеризуется повышением естественного уровня содержания радиоактивных веществ в окружающей среде. Оно затрагивает все сферы географической оболочки и все ее компоненты. Отрицательное воздействие такого загрязнения сохраняется в течение десятков, сотен и тысяч лет. Естественный радиоактивный фон формируется под воздействием космических лучей, излучения горных пород, содержащих уран, торий, радий. Естественный радиоактивный фон в разных регионах различен, он зависит от географической широты, высоты над уровнем моря, тектонического строения, литологии коренных пород и осадочных толщ. Источники загрязнения – испытания атомного и водородного оружия, атомные электростанции и суда, выбросы предприятий по добыче и переработке радиоактивных веществ.
Радиоактивные элементы отличаются различными периодами полураспада, отчего и зависит степень и продолжительность их отрицательного влияния на окружающую природу. Явление радиоактивности заключается в самопроизвольном распаде одного химического элемента и преобразовании его в элемент с другим порядковым номером. Это преобразование сопровождается излучением. Стронций-90, цезий-137 похожи по химическим свойствам на кальций и калий и являются наиболее вредными радиоактивными изотопами, которые могут на долгое время отравить окружающую среду. Стронций (вместо кальция) очень легко поступает в костную ткань, а цезий (вместо калия) – в мышечные ткани, вызывая патологические изменения в организме.
Опасность от радиации:
– увеличивается риск раковых заболеваний;
– происходят генетические нарушения;
– возникает опасность для эмбриона, который развивается в организме матери.
Например, после аварии на Чернобыльской АЭС значительно увеличилось количество заболеваний крови (лейкемия) и щитовидной железы. Изучение во многих странах раковых заболеваний, особенно рака груди, органов пищеварения, горла, кожи, лимфатической системы, показывает, что они в большей степени обусловлены состоянием окружающей среды (грязными водами, радиацией, наличием вредных веществ и т. д.). Определено, что бензин вызывает рак клеток крови, винилхлорид – рак печени, хромит, красный железняк – рак лёгких. В то же время нормальное содержание в ландшафтах марганца, хрома, ванадия и меди предупреждает сердечно-сосудистые заболевания.
Шумы отрицательно влияют на живые организмы. Являются побочными продуктами технической цивилизации. Человек всегда жил в мире звуков и шума.
Звук – механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (16–20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей – инфразвуком.
Шум – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большей мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызывать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах (дБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20–30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница – примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 дБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Шумы в больших городах сокращают продолжительность жизни людей, приводят к нервному истощению, расстройствам эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.
Очень высок уровень промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90–100 дБ и более. Шумы мешают людям работать и отдыхать, снижают производительность труда. Ненамного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума – так называемая бытовая техника. В настоящее время ученые многих стран ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Вредное воздействие шума на организм совершается незаметно. Организм человека против шума практически беззащитен. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума.
Электромагнитные поля оказывают значительное влияние на живые организмы. Искусственные электромагнитные поля (радиопередающие устройства, линии электропередач и др.) отрицательно влияют на обмен микроэлементов в организме (медь, молибден, марганец, железо), на функциональные изменения, деятельность нервной системы и половую функцию у животных и человека. У человека это проявляется в ухудшении самочувствия и аппетита, нарушении обмена веществ, состава крови, функционировании сердечно-сосудистой системы.
Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы. Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные – негативно. Электромагнитные излучения отрицательно влияют на природу в местах концентрации высоковольтных линий электропередач, расположения электросиловых установок и т. д.